Каковы необходимые условия проведения антропометрических измерений. Антропометрические методы исследования размеров и формы тела

В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Антропометрические признаки:

-соматометрические (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и головы и др.),

-физиометрические – определение функциональных показателей (жизненная емкость легких (спиторметр), мышечная сила рук, становая сила (динамометр) и др.) и

-соматоскопические - данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения) оценивается потрехбальной шкале. Форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка. Степень полового созревания определяется по совокупности развития вторичных половых признаков.

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Определение размера обуви производится по замеру длины стопы - расстоянию между наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и концом ногтевой фаланги 1 или 2 пальца с помощью толстотного циркуля.

Таблица 1. - Соотношение длины стопы и размера обуви

Длина стопы, см Размер обуви
22,5
23,5
37,5
24,5
25,5
40,5
26,5
27,5
43,5
28,5
29,5
46,5

Определение размера одежды и спецодежды определяют по замеру окружности груди в состоянии спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха с помощью сантиметровой ленты. Сзади лента должна проходить по нижним углам лопаток, а спереди – по среднегрудинной точке. Размер одежды равен половине окружности груди в сантиметрах.



Определение размера головного убора возможно с помощью замера окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди – по глабелле (точка между бровями).

Каждый педагог, ежедневно сталки­ваясь со своими учащимися, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.

Для повседневной оценки физического развития подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно владеть всем комплексом антропометри­ческих методик. Достаточно учитывать основные антро­пометрические показатели: длину и массу тела ребенка, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различ­ной интенсивностью, что свидетельствует о различной ин­тенсивности процессов физического развития детей и под­ростков.

Так, наиболее интенсивные изменения длины и массы тела происходят в первые годы постнатального раз­вития. В течение первого года длина тела ребенка воз­растает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания . Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округле­ния (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается в 5-7 лет - период второго вытягивания . Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 см. Затем наблюдается вновь замедле­ние роста - второй период округления (с 7 до 10-11 лет).

Возрастание темпов физического развития наб­людается в период полового созревания - третий период вытягивания (с 11 -12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам.

Внешним показателем развития является также изме­нение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относи­тельные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног. Изменения про­порций тела могут служить косвенными признаками био­логической зрелости детей и готовности их к обучению в школе.

Процессы роста и развития детей не имеют резких по­ловых отличий лет до десяти. Далее физическое развитие девочек идет быстрее, что характеризуется и более высо­ким их ростом. К 14-15 годам мальчики догоняют, а за­тем и перегоняют девочек в росте, однако продолжают отставать в физическом развитии в целом. Образно говоря, к финишу - функциональному уровню взрослого орга­низма- девочки приходят на 1-3 года раньше мальчи­ков. С достижением морфологического и функционально­го уровня взрослого организма процессы развития продолжаются до последних дней жизни.

Рост и развитие всех органов и физиологических сис­тем организма человека происходит не одновре­менно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гетерос - другой, хронос - время).

Прежде всего развиваются и совершенствуются те ор­ганы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки форми­руются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармонич­ности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функци­онирования целостного организма и оптимальное (гар­моничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

«Гетерохрония является специальной закономерно­стью, состоящей в неравномерном развертывании наслед­ственной информации. Благодаря этой наследственно за­крепленной особенности созревания обеспечивается ос­новное требование выживания новорожденного, - писал П. К. Анохин, - гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факто­ров».

Таким образом, гармоничность развития характери­зуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку со стороны окружающей среды.

Наряду с гармоничностью развития существуют осо­бые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном разви­тии выделяют три таких «критических периода» , или «воз­растных криза». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3 1/2 лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интен­сивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным физическим и психическим разви­тием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высо­ких требований - к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приво­дит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным меди­цинской статистики, именно в этот период развития появляется большинство психических заболеваний, и тем, кто воспитывает малыша, никогда не следует об этом забывать. В этот период онтогенеза для родителей и вос­питателей также важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспорт­ных травмах приходятся на первое четырехлетие ребенка.

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди - школь­ные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двига­тельная активность и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей. Учителям, воспитателям и родителям следует также учесть, что на второй критический период приходится наи­большее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения являет­ся важным фактором предупреждения транспортных тра­гедий.

Третий критический период (пубертатный) связан с из­менением в организме гормонального баланса, с созрева­нием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11 -15 лет, т. е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ра­нимостью нервной системы и возникновением многих нер­вных расстройств и психических заболеваний.

Вопросы самоконтроля

1. Раскройте схему последовательности роста и развития организма.

2. Обоснуйте физиологическую необходимость явления гетерохронности.

3. Назовите основные физиологические характеристики подросткового и юношеского возраста.

Тест

1. Количественные изменения в организме называют… (ростом)

2. Качественные изменения в организме называют … (развитием)

3. Какие из нижеперечисленных признаков являются антропометрическими

а) вес тела

б) вторичные половые признаки

в) физическое развитие

г) жизненная емкость легких

Размерная характеристика тела может быть получена на основе антропологических исследований. При изготовлении одежды по индивидуальным заказам сведения о размерах тела конкретного человека получают путем его непосредственного измерения. При промышленном производстве одежды используют усредненные ре­зультаты математической обработки данных массовых антропо­метрических методов исследования населения страны.

Антропометрические методы исследования. Антропометрия яв­ляется основным методом антропологических исследований и со­стоит в измерении тела человека и его частей. Антропометричес­кие исследования выполняют при тщательном соблюдении необ­ходимых условий, одним из которых является строго определен­ная поза измеряемого. Это объясняется тем, что любое изменение позы вызывает изменение отдельных размеров тела. При проведе­нии антропометрического исследования человек должен стоять пря­мо, без напряжения, сохраняя привычную осанку; голова должна быть зафиксирована в определенной плоскости, проходящей че­рез глазнично-ушную горизонталь; руки опущены вдоль тела, паль­цы вытянуты; ноги выпрямлены в коленях, пятки вместе, носки раздвинуты; дыхание спокойное. Человек должен стоять без обу­ви, мужчины и дети - в трусах, девушки и женщины - в трусах и бюстгальтере.

Измерения выполняют два одинаково подготовленных специа­листа, один из которых измеряет, а другой записывает результаты измерений и следит за правильным положением инструментов и позой измеряемого. Необходимыми условиями проведения изме­рений являются соблюдение единообразия приемов измерений, точная фиксация положения точек или границ на мягких тканях тела, относительно которых производят измерения.

Толщину жировых складок из­меряют с помощью калипера (рис. 2.4), циркуля, в котором ав­томатически поддерживается по­стоянное давление на поверх­ность складки. Массу тела опре­деляют с помощью портативных медицинских весов. Линейные и дуговые измерения производят с точностью до 1 мм, массу тела - до 200 г.

Антропометрические иссле­дования проводят по определен­ным программам, каждая из которых включает только те признаки, которые необходимы для решения поставленной задачи. Ни одна из программ не является универсальной. Программа измерений для конструирования одежды комплексная и включает в себя измерения, определяющие то­тальные размеры тела; измерения, характеризующие пропорции тела и обхватные размеры; специальные измерения, снимаемые по поверхности тела (длина руки, высота груди, расстояние от линии талии до пола сбоку, длина плечевого ската и др.).

Классификация измерений тела человека. Все измерения тела человека классифицируют в зависимости от способа измерения.


Линейные измерения не проходят по поверхности тела. Их вы­полняют для определения расстояния между двумя точками на поверхности тела. Линейные измерения могут быть проекционны­ми и прямыми.

Проекционные измерения определяют как расстояние между двумя точками на поверхности тела человека в проекции на вер­тикальную (высоты) или горизонтальную (проекционные диамет­ры, глубины) плоскости. Проекционные диаметры измеряют на шее и туловище в поперечном и передне-заднем направлениях. Глубины измеряют, как правило, для характеристики изгибов позвоночника (глубины талии, положения корпуса и т.д.).

Прямые измерения, определяемые по кратчайшему расстоя­нию между двумя точками на поверхности тела, сравнительно редко используются для конструирования одежды. Это такие раз­мерные признаки, как плечевой диаметр, диаметр таза, и др.

Дуговые измерения проводят по поверхности тела. Различают поперечные и продольные дуговые измерения.

Поперечные измерения включают обхваты тела на разных уча­стках, ширины и дуги (обхват груди, обхват талии, ширина спи­ны и др.).

Продольные измерения включают длины, расстояния и дуги, определяющие длину отдельных частей тела, высоты (длина спины до линии талии, расстоя­ние от точки основания шеи сбоку до лучевой точки, дуга через паховую область и др.).

Антропометрические точки. Все измерения производят меж­ду определенными точками на теле человека или по точно очерченным границам на мяг­ких тканях. Точки, используе­мые для измерений, называют­ся антропометрическими. При разработке размерной типоло­гии для конструирования одеж­ды используются как класси­ческие антропометрические точки, соответствующие ясно выраженным образованиям ске­лета, так и точки на мягких тка­нях, являющиеся исходными при некоторых измерениях. Точки на мягких тканях не име­ют латинского названия. В клас­сической антропометрии ис­пользуется более 100 антропометрических точек, в прикладной - не более 20. Для разработки современной размерной типологии населения использовано 16 антропометрических точек, из кото­рых 10 используются при определении проекционных продоль­ных размерных признаков (высот), а остальные - в качестве ори­ентиров при других измерениях тела (рис. 2.5)

Рис. 25. Антропометрические точки

Антропометрические точки соответствуют ясно выраженным и легко фиксируемым образованиям скелета (шероховатостям, буграм, отросткам костей и т. д.), очерченным границам на мягких тканях, специфическим кожным образованиям. Большинство этих точек является классическими, которые помогают исключить ошибки при снятии размерных признаков:

верхушечная а - наивысшая точка темени при постановке головы в положение глазнично-ушной горизонтали;

шейная б - вершина остистого отростка седьмого шейного позвонка;

основания шеи в - расположена на пересечении линии обхвата шеи с вертикальной плоскостью, рассекающей плечевой скат пополам;

ключичная г - высшая точка грудинного конца ключицы;

верхнегрудинная д - точка расположена в центре яремной вырезки грудины не глубоко в направлении ее заднего края;

среднегрудинная е - точка средней линии грудины на уровне сочленения ее с верхним краем хрящей четвертых ребер;

плечевая окромиальная ж - наиболее выступающая в сторону точка бокового края акромиального отростка лопатки;

плечевая з - точка расположена на пересечении верхненаружного края акромиального отростка лопатки с вертикальной плоскостью, рассекающей область плечевого сустава пополам;

лучевая и - верхняя точка головки лучевой кости наружной стороны;

шиловидная ш - нижняя точка шиловидного отростка лучевой кости;

сосковая к - наиболее выступающая вперед точка грудной железы, сформированной корсетным изделием;

подвздошная передняя л (остисто) - наиболее выступающая вперед точка верхней передней оси подвздошной кости;

коленная м - центр коленной чашечки;

передний угол подмышечной впадины н - наивысшая точка дуги, образованной передним краем подмышечной впадины при опущенной руке (точка скрыта небольшой кожной складкой, которую нужно расправить для определения вершины дуги);

задний угол подмышечной впадины о - наивысшая точка дуги, образованной задним краем подмышечной впадины при опущенной руке (точка скрыта небольшой кожной складкой);

ягодичная п - наиболее выступающая назад точка ягодичной мышцы;

точка высоты линии талии р - расположена на наиболее вдавленной части боковой поверхности туловища посредине расстояния между нижним ребром и гребнем подвздошной кости.

2.1. ИЗМЕРЕНИЕ ФИГУР

При проектировании одежды для конкретного человека исполь­зуют измерения его фигуры. Кроме того, при разработке конструк­ции, а иногда и при пошиве изделия учитывают особенности те­лосложения человека. При этом отмечают положение корпуса, вы­соту плеч, форму шеи, спины, грудной клетки, поясной части фигуры, живота, бедер, развитие мускулатуры, степень жировых отложений и их распределение, пропорции тела и др. Все особен­ности телосложения, обнаруженные при измерении фигуры, от­мечают в паспорте заказа. Измеряют фигуру с использованием сантиметровой ленты. При этом мужчина (заказчик) должен быть без пиджака, а женщина (заказчица) - одета только в нижнее белье или облегающее пла­тье. Измеряемый должен стоять без напряжения, не меняя своей естественной осанки . Все измерения следует проводить так, чтобы сантиметровая лента плотно прилегала к фигуре, без при­бавок, потому что последние предусмотрены при построении чертежей и зависят от вида, назначения, силуэтной формы из­делия и свойств ткани.

Парные измерения снимают по правой стороне фигуры, а при значительной ее асимметрии - по обеим сторонам. С целью повы­шения точности измерений необходимо зафиксировать на фигуре заказчика важнейшие линии: линию талии (с помощью плотной эластичной тесьмы шириной 1,5 - 2,0 см), типовое положение плечевого шва (с помощью наплечника) и горизонталь на уровне задних углов подмышечных впадин (с помощью дополнительной сантиметровой ленты или эластичной тесьмы). Рекомендуется при­менять наплечник усовершенствованной конструкции: с разъема­ми на передней и задней частях и указанными параметрами гор­ловины для фигуры типового телосложения (рис. 2.1, а).

15411 0

Многие заболевания и травмы приводят к нарушению функций поражённой системы, ограничивающему физические возможности больного (способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя), нарушающему трудоспособность и нередко приводящему к инвалидности.

Поэтому определение функционального состояния пострадавшей системы имеет чрезвычайно важное значение в реабилитации и оценке её эффективности.

С этой целью, наряду с клиническими исследованиями, применяются специальные методы, дающие количественную оценку эффективности восстановительного лечения.

К ним относятся: антропометрия (измерение массы, объёма движений, силы мышц, жизненной ёмкости лёгких и др.) и функциональные пробы.

Антропометрия (соматометрия)

Антропометрия отражает количественную характеристику показателей физического развития, а проводимая в динамике, позволяет оценить эффективность медицинской реабилитации.

При антропометрических исследованиях обследуемый должен быть без одежды. Техника и методика антропометрии требуют определенных практических навыков. Необходимы точность, аккуратность, внимательность, умение обращаться с антропометрическим инструментарием, проверять его и производить метрологический контроль.

Измерение массы

Для измерения массы тела используются медицинские весы чувствительностью до 50 г. Взвешивание необходимо производить в одно и то же время, утром, натощак. Обследуемый встаёт на середину платформы весов при опущенном затворе арретира. Обследующий должен поднять затвор арретира и передвигать гирю по нижней планке коромысла от нулевого деления к свободному концу до тех пор, пока коромысло не станет делать значительные размахи по отношению к уровню клювовидного выступа. Вслед за этим надо передвигать в том же направлении гирю по верхней планке до момента уравновешивания и затем опустить затвор арретира. Масса обследуемого выводится из суммы двух чисел, фиксированных передвижением гирь по нижней и верхней планкам.

Измерение роста

Измерение роста производится при помощи ростомера или антропометра. Ростомер состоит из двухметровой вертикальной планки с сантиметровыми делениями, по которой перемещается горизонтальная планшетка. Стойка укреплена на площадке. Для измерения роста в положении стоя обследуемый становится на площадку деревянного ростомера таким образом, чтобы касаться вертикальной планки (стойки) ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной. После того как обследуемый принял правильное положение, сверху по стойке осторожно опускают скользящую муфту с горизонтальной планшеткой до соприкосновения с головой. Цифра, на которой фиксирована планшетка, показывает рост в сантиметрах (определяется по показаниям правой шкалы). Измерение роста производится с точностью до 0,5 см.

Измерение окружности грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки производят сантиметровой лентой в вертикальном положении обследуемого. Ленту располагают сзади у лиц обоего пола под нижние углы лопаток. Спереди у мужчин по нижнему сегменту околососковых кружков, у женщин над грудной железой на уровне прикрепления 4 ребра к грудине. При наложении сантиметровой ленты обследуемый отводит руки в стороны. Измеряющий, удерживая в одной руке оба конца ленты, свободной рукой проверяет правильность ее наложения. Измерения проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе и во время паузы. Чтобы уловить момент паузы, обследуемому задают какой либо вопрос и во время ответа про-изводят измерения. Разница между величинами окружностей в фазе вдоха и выдоха определяет степень подвижности грудной клетки (экскурсию, размах).

Измерение жизненной емкости легких

Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - спирометрия, производится следующим образом: обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа.

Измерение силы мышц

Измерение силы мышц - динамометрия. Величины динамометрии характеризуют силу мышц кистей, разгибателей спины и т. п. Измерение силы мышц производится динамометрами, ручным и становым. Измерение силы мышц кисти (силы сжатия) производится ручным динамометром. Обследуемый в положении стоя захватывает рукой динамометр, без напряжения в плече вытягивает руку в сторону и сжимает динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе).

Измерение силы мышц спины
(разгибателей) или становой силы производится становым динамометром. При измерении ста-новой силы рукоятка динамометра должна находиться на уровне коленей. Обследуемый становится на специальную подставку, сгибаясь в пояснице, берется обеими руками за ручку динамометра и затем постепенно, без рывков, не сгибая коленей, с силой выпрямляется до отказа. Противопоказанием для измерения ста-новой силы являются: беременность, менструация, наличие грыж, отсутствие одной кисти или нескольких пальцев, наличие грыжи Шморля, выраженный артроз.

В практическом здравоохранении наиболее удобным и объективным методом оценки антропометрических данных считается метод индексов, заключающийся в сопоставлении, как правило, двух показателей.

Массо-ростовой индекс Кетле - это отношение массы в граммах к росту в сантиметрах. У женщин этот показатель составляет 300-375 г/см, у мужчин - 350-400 г/см.

Индекс Эрисмана - разница между окружностью грудной клетки на паузе и 0,5 роста. У женщин индекс в норме равен 3-5 см, у мужчин - 5 7 см.

Размах грудной клетки - разница между окружностью груд-ной клетки на вдохе и выдохе. У женщин размах составляет 5-7 см, у мужчин - 7 9 см.

Жизненный индекс - отношение ЖЁЛ (в мл) к массе тела (в кг). У женщин этот показатель равен 50-60 мл/кг, у мужчин - 60-70 мл/кг.

Силовой индекс - отношение показателя динамометрии к массе тела в процентах. Силовой кистевой индекс равен: у женщин - 50 %, у мужчин - 75 %, становой индекс составляет: у женщин - 140-160 %, у мужчин - 200-220 %.

Функциональные пробы и тесты

Функциональными методами называют специальные методы исследования, используемые для оценки и характеристики функционального состояния организма.

Функциональная проба - нагрузка, применяемая для оценки сдвигов функции различных органов и систем.

К функциональным пробам предъявляют следующие требования:

  • проба должна быть нагрузочной, т.е. она должна вызывать устойчивые сдвиги в исследуемой системе;
  • проба должна быть эквивалентной нагрузкам в жизненных условиях;
  • проба должна быть стандартной, надежной, воспроизводимой;
  • проба должна быть объективной, когда разные лица, пользуясь определенным тестом и обследуя одну и ту же группу лиц, получают при этом одинаковые результаты;
  • проба должна быть информативной или валидной, когда оценка, полученная при обследовании группы в целом, совпадает со спортивными результатами тестированных лиц;
  • проба должна быть безвредной.
Показания к проведению функциональных проб:
1) определение физической подготовленности к занятиям спортом, физической культурой или КТ;
2) экспертиза профессиональной пригодности;
3) оценка функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма здоровых и больных людей;
4) оценка эффективности программ тренировки и реабилитации.

Противопоказания к проведению функциональных проб:
1) тяжелое общее состояние больного;
2) острый период заболевания;
3) повышенная температура тела;
4) кровотечение;
5) выраженная недостаточность кровообращения;
6) быстро прогрессирующая или нестабильная стенокардия;
7) гипертонический криз;
8) аневризма сосудов;
9) выраженный аортальный стеноз;
10) тяжелое нарушение ритма сердца (тахикардия свыше 100-110 уд/мин, групповые, частые или политопные экстрасистолы, мерцательная аритмия, полная блокада и др.);
11) острый тромбофлебит;
12) выраженная дыхательная недостаточность;
13) острые психические расстройства;
14) невозможность выполнения пробы (болезни суставов, нервной и нервно-мышечной систем, которые мешают проведению проб).

Показания для прекращения тестирования:
1) прогрессирующая боль в груди;
2) выраженная одышка;
3) чрезмерное утомление;
4) бледность или цианоз лица, холодный пот;
5) нарушение координации движений;
6) невнятная речь;
7) чрезмерное повышение артериального давления, не соответствующее возрасту обследуемого на увеличение нагрузки;
8) понижение систолического артериального давления;
9) отклонение на ЭКГ (суправентрикулярная или желудочковая параксизмальная тахикардия, появление желудочковой экстрасистолии, нарушение проводимости и др.)

Классификация функциональных проб

I. По системному принципу (в зависимости от того, функциональное состояние какой из систем организма оценивается) подразделяются на пробы для дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем.
II. По времени проведения проб (в зависимости от того, в какой период регистрируется выходной сигнал: непосредственно во время воздействия или сразу после него). В первом случае оценивается адаптация к воздействующему фактору, во втором - характер восстановительных процессов.
III. По виду входного воздействия:
1) физическая нагрузка;
2) изменение положения тела в пространстве;
3) натуживание;
4) изменение газового состава вдыхаемого воздуха;
5) температурное воздействие;
6) введение медикаментозных средств;
7) изменение барометрического давления;
8) алиментарные нагрузки и др.
IV. По интенсивности применяемых нагрузок;
1) с малой нагрузкой;
2) со средней нагрузкой;
3) с большой нагрузкой: а) субмаксимальной, б) максимальной.
V. По характеру физической нагрузки:
1) аэробные;
2) анаэробные.
VI. В зависимости от количества применяемых нагрузок:
1) одномоментные;
2) двухмоментные;
3) трехмоментные.

Виды физических нагрузок, применяемых при проведении функциональных проб:
А. Непрерывная нагрузка равномерной интенсивности.
Б. Ступенеобразно повышающаяся нагрузка с интервалами отдыха после каждой ступени.
В. Непрерывная работа равномерно повышающейся мощности.
Г. Непрерывная, ступенеобразно повышающаяся нагрузка без интервалов отдыха.

Выбирая конкретные методы исследования, преимущество следует отдать тем, в которых результаты имеют количественное (цифровое), а не только описательное (например, лучше-хуже, больше-меньше) выражение. Для практического использования пригодны только такие тесты, для которых дана шкала оценок или нормативов (так называемые должные величины). Исключительно важное значение имеет точное соблюдение инструкции проведения обследования (методика теста).

Пирогова Л.А., Улащик В.С.

(от греч. Ανθρωπος — человек, μετρεω — мерить) — один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и др. особенностей физического строения. Антропометрия-раздел науки на стыке: антропология, прикладная математика, геометрия, медицина.

В зависимости от объекта исследования различают соматометрию (собственно антропометрия), т.е. измерения живого человека, краниометрия — измерение черепа, остеометрию — измерение костей скелета. К антропометрии относят также антропоскопию — качественную (описательную) характеристику форм частей тела, формы головы, черт лица, пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз и т. Д.

Потребность

Потребность в антропометрических исследованиях обусловлено большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы. Это т. Н. Трансгрессивные изменчивость, которая вызывает необходимость количественных определений. Результаты антропометрических измерений сравниваются по специально разработанным правилам, основанные на принципах вариационной статистики.

Техники

Для антропологических исследований пользуются специальными инструментами: товстотним, скользящим и координатным циркулями, мандибулометром, металлическим складывающимся антропометр Мартина, специальными остеология, досками.

Прикладное значение

Собранные в процессе антропометрические обследования данные подвергают вариационно-статистической обработке и оформляют в виде таблиц, графиков и схем.

Антропометрические методы имеют большое значение в прикладной антропологии; к широкому внедрению идентификации по отпечаткам пальцев антропометрия использовалась в криминалистике для идентификации людей (так называемый «Бетрильонаж»).

Массовость антропометрических исследований позволяет оценивать и сравнивать изменчивость признаков различных расовых, возрастных, профессиональных, половых групп на основе измерений большого числа индивидуумов.

На антропометрических материалах основаны также стандартизация предметов массового производства (одежда, обувь) и рациональное устройство рабочих мест.

История антропометрии

Возникновение антропометрии как научной методики относится к 19 в и связано с именем французского антрополога П. Брока. Значительный вклад в ее дальнейшее развитие внесли иностранные (Р.Мартин и др.) И советские антропологи (В.Бунак, А.Ярхо и др.). Различают признаки: измерители и описанию. Первые определяются с помощью антропологических инструментов (антропометр, скользящие циркули, ленты и др.). Измерение производится между антропометрическими точками, строго локализуются, которые представляют сравнительно легко доступны для наблюдения элементы внешнего строения тела. Выделяют тотальные (длина тела, масса, обхват груди) и частные (ширина стопы, длина кисти и т. Д.) Размеры тела. Определение описательных признаков (формы частей тела, частей лица, пигментации кожи, волос и глаз, формы волос и т. Д.) Производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничительных критериев. Например, шкала цвета глаз В.Бунака учитывает 12 вариантов окраски радужины, шкала окраски волос Фишера — Заллера — 40 оттенков. В антропометрии широко применяют методы антропологической фотографии. Для нее характерна тенденция к замене описательных признаков более точными измерителями и внедрению современных методов анализа (рентген, ультразвук, меченые соединения). Выбор антропометрической методики, точек и признаков диктуется задачами конкретного антропологического исследования. В расоведении и этнической антропологии измеряют голову, лицо, череп, длину тела, пользуются шкалами цвета глаз, кожи, волос и др. для выделения расовых типов. В морфологии человека и особенно в учении о физическом развитии учитываются масса, длина тела (рост) и прочее. На их основе построены шкалы, позволяющие определять степень физического развития у отдельных индивидуумов и различных групп населения.

Антропометрических метод исследования

Этим методом можно измерять тотальные и парциальные размеры тела. К тотальным относят рост, вес тела, окружность и экскурсию грудной клетки. Парциальные размеры — это размеры отдельных частей тела, например, длина плеча или кисти, видимо бедра, и тому подобное.

Размеры тела разделяют также на продольные, поперечные и обводы. К продольным относится длина тела стоя, сидя, длина головы и шеи, туловища, верхней и нижней конечностей и их частей.

Поперечные размеры тела — это диаметры грудной клетки, акромиальный, тазовогребеневий.

Антропометрические точки

При антропометрических измерениях как ориентиры используют основные антропометрические точки, которые определяют по выступлениям костей, хрящей, а также за постоянными складками кожи.

  1. Верхушечная — самая высокая точка том "яной кости при прямом положении головы,
  2. Верхньогрудинна — самая глубокая точка яремной вырезки грудины,
  3. Нижньогрудинна — у основания мечевидного отростка грудины,
  4. Акромиального (плечевая) — наиболее выступающая в сторону точка акромиального отростка лопатки,
  5. Лучевая — самая высокая точка головки лучевой кости
  6. Шиловидный — самая низкая точка на Шиловидный отростка лучевой кости,
  7. Пальцева — самая низкая точка на м "мякоти дистальной фаланги 3-го пальца кисти,
  8. Лобковая — самая высокая точка лобкового симфиза,
  9. Верхньогомилкова внутренняя — самая высокая точка медиального мыщелка великоголимковои кости,
  10. Нижньогомилкова — самая низкая точка медиальной лодыжки,
  11. П "пяточной — наиболее выступающая назад точка п" пяточной кости,

Конечная — наиболее выступающая вперед точка на м "мякоти дистальной фаланги 1-го или 2-го пальца стопы.

Измерение продольных размеров тела

  1. Измерение высоты размещения над опорой антропометрических точек антропометр.
  2. Расчет продольных размеров тела путем постепенного вычитания высоты разных точек.

Продольные размеры тела включают: длину тела (рост) (измеряется от высоты верховой точки над площадью опоры) длину туловища (определяется разницей высот верхньогрудиннои и лобковой точек) длину верхней конечности (определяют с учетом разницы высот акромиального и пальцевой точек) длину плеча — разница высот плечевой и лучевой точек (определяется как проекционное расстояние между акромиального и лучевой точками) длина предплечья (разница высот лучевой и шиловидным точек) длину кисти (разница высот шиловидным и пальцевой точек) длину нижней конечности (вычисляют как полусумму высот передней подвздошно-остистой и лобковой точек) длину бедра (длина нижней конечности с вычетом высоты верхньогомилковои точки) длину голени (вычисляют как разность высот верхньогомилковои и нижньогомилковои точек) длину стопы (расстояние между пяточной и конечной точками) ширину стопы (расстояние между плюсневой точками) ширину кисти (расстояние по прямой линии между головками 2-й и 5-й пястных костей).

Измерение диаметров тела

Измерение диаметров тела проводится большим циркулем. С его помощью измеряются: акромиальный диаметр (ширина плеч) — расстояние между правой и левой акромиального точками; вертикальный диаметр — расстояние между наиболее выступающими точками больших вертелов бедренных костей.

Так называемые обхватних размеры тела человека измеряются сантиметровой лентой, плоскость которой располагается параллельно плоскости тела, а ее нулевое деление находится впереди испытуемого. Измеряются обхват головы, груди, талии, таза (через ягодицы), бедра, голени, плеча, предплечья.

Одним из важнейших показателей, характеризующих физическое развитие, считают площадь поверхности тела. Среди множества методов ее определения наиболее популярные аналитические методы, предусматривающие использование формул Boyd и Jssakson.

Для лиц, у которых сумма веса и длины тела больше 160 единиц, формула Jssakson может иметь следующий вид:

S = (100 + W + (h — 160)): 100 = (2). (1)

Для низкорослых людей с суммой веса и длины тела менее 160 единиц может быть использована формула Boyd:

S = 3,207 x H 0,3 x W 0,7285 — 0,0188logW (2)

где S — площадь тела в см2, Н — длина тела в см, W — вес тела в кг. По мнению многих исследователей, площадь поверхности тела как признак физического развития целесообразно рассматривать не в абсолютных значениях, а в относительных, в соотношении с массой тела (при этом определяется размер веса, приходящейся на единицу поверхности). У физически слабых лиц на единицу площади поверхности тела приходится меньше веса, чем у физически сильных.

В 1964 Л.К. Щекочихина на основании тщательного анализа парных и множественных корреляций тотальных размеров тела с площадями поверхностей сегментов тела, рассчитанных на больших выборках мужчин и женщин, установила зависимость площади поверхности отдельных частей тела от длины и веса тела одновременно. Обнаружена зависимость позволила ей рассчитать уравнение множественной регрессии для определения площадей поверхностей отдельных частей тела по двум тотальных размерах тела, а также разработать номограммы. Уравнения имеют следующий вид:

1) поверхность головы с шеей — S.

S = 0,050 x L + 0,074 x P + 3,41 * 0,71m; (3)

S = 0,042 x L + 0,083 x P + 3,01 * 0,71ж.

2) поверхность туловища — S2.

S2 = 0,215 x L + 0,270 x P + 8,25 * 1,49m, (4)

S2 = 0,142 x L + 0,266 x P + 3,94 * 1,49ж.

3) поверхность одной руки — S3.

S3 = 0,046 x L + 0,190 x P + 2,56 * 0,89m; (5)

S3 = 0,068 x L + 0,161 x P + 0,62 * 0,82ж.

4) поверхность одной ноги — S4.

S4 = 0,156 x L + 0,276 x P — 9,53 * 1,2m; (6)

S4 = 0,231 x L + 0,238 x P — 17,32 * 1,3ж.

где L — длина тела (см), Р — вес тела (кг).

Наряду с этими уравнениями Л.К. Щекочихина выводит в своей работе средние размеры площадей поверхностей частей тела.


Метод антропометрических исследований широко используют для определения физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Этот метод исследования человеческого тела в основном основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) дает представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важными для оценки состояния здоровья и работоспособности.

Техника проведения антропометрических исследований не сложна. Обычно их проводят медицинские сестры. Однако, как и всякий другой научный метод исследования,

антропометрия требует навыков и соблюдения определенных условий, которые обеспечивают правильность и точность показателей. Такими основными условиями для проведения всех антропометрических изменений являются:

Выполнение исследований по единой унифицированной методике;

Проведение первичных и повторных исследований одним и тем же лицом и теми же инструментами;

Исследование в одно и то же время дня (лучше всего утром натощак);

Исследуемый должен быть без одежды и обуви (допускают только трусы).

Определение веса. Взвешивание проводят на обычных десятичных медицинских весах, которые перед употреблением должны быть выверены и отрегулированы. Площадка весов должна быть точно горизонтальна полу (это проверяют по отвесу или водяному «глазку», установленным на весах). Весы должны быть чувствительны к весу 100 г. Проверяют правильность весов путем периодического взвешивания клейменных гирь (не менее 30 кг). Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. На площадке целесообразно отметить краской следы ног, куда должен становиться исследуемый.

Измерение роста. Рост измеряют обычным станковым деревянным ростомером или металлическим антропометром системы Мартина.

Измерение роста стоя при помощи деревянного ростомера производят следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками - пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова не должна касаться ростомера 1, а должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу.

Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки. Нужно следить, чтобы исследуемый стоял без напряжения; у женщин с высокой прической волосы при измерении должны быть распущены.

Измерение роста в положении сидя проводят тем же деревянным ростомером, имеющим откидную скамеечку, закрепленную на расстоянии 40 см от пола. Измерение производят следующим образом: исследуемый глубже садится на скамейку спиной к стойке ростомера,

Касание головой ростомера возможно при долихоцефалической форме черепа у исследуемого.

Измерение роста антропометром . Металлический антропометр Мартина состоит из 4 складывающихся полых металлических стержней. По стержню, на который нанесены деления с точностью до 1 мм, скользит муфточка с вырезом. На верхнем конце антропометра неподвижно прикреплена вторая муфта с измерительной линейкой. Верхним стержнем антропометра можно пользоваться отдельно как циркулем для определения ширины частей тела. Весь прибор можно разбирать на части и убирать в футляр, легко перевозить н переносить, в чем большое удобство пользования антропометром.

Измерение окружности грудной клетки . Его проводят прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: з состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Разница между величиной вдоха и выхода называется экскурсией грудной клетки; это важный показатель состояния функции дыхания.

Методика исследования окружности грудной клетки. Исследуемому предлагают развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так. чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин и детей обоего пола до 12- 13 лет - по нижнему сегменту соска, у женщин - над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускает руки. Следует проверить, правильно ли наложена лента. Для удобства рекомендуется проводить исследование перед зеркалом, к которому исследуемый повернут спиной. В зеркале видно, правильно ли сзади наложена лента.

Окружность грудной клетки в спокойном состоянии у взрослых мужчин равна 88-92 см, у женщин 83-85 см. Экскурсия грудной клетки в зависимости от роста исследуемого и объема грудной клетки равна у взрослых мужчин 6-8 см, у женщин 3-б см.

В результате регулярных занятий физическими упражнениями, особенно спортом, экскурсия грудной клетки может значительно увеличиться и достигать 12-15 см.

Спирометрия - метод, при помощи которого определяют жизненную емкость легких. Измерение проводят водяным спирометром, который состоит из двух полых металлических цилиндров, вставленных один в другой. Емкость спирометра обычно 7 л.

Методика исследования. Исследуемый становится лицом к спирометру, берет мундштук с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мунднос. Исследование проводят три раза подряд; отмечают лучший результат. При этом каждый исследуемый должен пользоваться индивидуальным стеклянным мундштуком. После использования мундштуки кипятят.

Спирометрия является хорошим методом определения функции дыхательного аппарата. По показателям спирометрии можно до известной степени судить и о функции сердечно-сосудистой системы.

С возрастом показатели жизненной емкости легких меняются.

Средние показатели жизненной емкости легких для взрослого мужчины составляют 3500-4000 см3, для женщин - 2500-3000 см3.

У спортсменов, особенно у гребцов, лыжников, пловцов, жизненная емкость легких может достигать 5000-6000 см3 и больше.

Величина емкости легких зависит от роста и массы тела, а потому имеет значение определение так называемого жизненного показателя, представляющего собой соотношение между жизненной емкостью легких и весом тела. У взрослого этот показатель не должен быть ниже 60. Нормой для взрослого физкультурника считают показатель 62-68.


Динамометрия - метод, при помощи которого определяют мышечную силу кистей и силу мышц разгибателей спины.

Ручной динамометр представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах.

Методика исследования. Динамометр берут в кисть циферблатом внутрь (пуговка обращена к пальцам). Руку вытягивают в сторону и максимально сжимают динамометр. Ручную силу отмечают для каждой кисти отдельно. Исследование для каждой кисти проводят 3 раза

и записывают лучший результат. Средние показатели силы правой кисти для взрослых мужчин 40-45 кг, для женщин - 30-35 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Становую силу исследуют специальным пружинным динамометром. Исследуемый становится на подножку с крюком, на котором закрепляют цепь от динамометра. Становиться следует так, чтобы 2/3 каждой подошвы заходили за металлическую основу (обычно ее вделывают в деревянную платформу). Ноги должны быть выпрямлены и поставлены рядом. Туловище сгибают, цепь закрепляют за крюк так, чтобы рука от прибора находилась на уровне колея. После этого исследуемый, не сгибая рук и ног, медленно разгибается, вытягивая цепь до отказа. Обычно достаточно бывает однократного исследования. Становая сила у взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, у женщин - 80-90 кг.

Объем антропометрических исследований. При массовых медицинских исследованиях физкультурников обычно ограничиваются определением веса, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти и становой силы.

Для более полного и специального обследования объем исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, предплечья, бедра, голени, живота, шеи и диаметра грудной клетки, передне-заднего ее размера, диаметра таза и т. д. Эти измерения производят при помощи сантиметровой ленты и толстотного циркуля. Большой интерес, в частности, представляет определение пропорций тела. Все эти измерение становой сил. исследования могут значительно расширить наше представление о степени и особенностях физического развития обследуемых спортсменов.

Оценка результатов антропометрических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Оценка методом стандартов наиболее точная и объективная. Оценку физического развития физкультурников по этому методу проводят путем сравнения (сопоставления) полученных данных со средними - стандартными - величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста.

Путем обработки большого числа (обычно число обследуемых выражается в тысячах) антропометрических исследований методом вариационной статистики определяют среднюю величину-«медиану» (М) и среднее квадратическое отклонение- сигму (±а). Полученные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития, которыми очень удобно пользоваться. Полученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов. Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или разнится от нее в ту или другую сторону не больше чем на величину показанного здесь же «среднего отклонения» (±1/2о), то оценка может быть признана удовлетворительной. Если полученная величина отличается от средней, указанной в таблице, больше чем на одно среднее квадратическое отклонение, то соответствующий индивидуальный признак следует признать большим или малым в зависимости от того, в какую сторону от средней величины он отклонен. Если же полученная величина отличается от приведенной в таблице средней больше чем на два отклонения (±а), то оценку исследуемого признака считают очень хорошей или очень плохой, что тем самым указывает на крайние вариации.

Следует иметь в виду, что метод стандартов предусматривает обработку материалов, полученных на однородных контингентах обследуемых: студентах, школьниках, рабочих, колхозниках, спортсменах-разрядниках и т. д., проживающих в одинаковых географических и климатических условиях, в том же городе или той же местности.

В настоящее время такого рода таблицы стандартов имеются не только в республиканских научно-исследовательских учреждениях, но и во многих спортивных и других организациях, учебных заведениях. Эти таблицы разработаны силами местных специалистов.

Важно учитывать и время, когда разрабатывали антропометрические стандарты, так как хорошо известно, что физическое состояние населения СССР из года в год улучшается и полученные старые антропометрические стандарты для использования уже не пригодны.

Ниже, только в качестве образца, приводим таблицу оценки показателей физического развития спортсменов.


Некоторые авторы для целей научной обработки материалов и оценки результатов антропометрических исследований считают наиболее рациональным метод корреляции. Он основан на соотношениях отдельных антропометрических показателей, которые вычисляют математически с помощью коэффициента корреляции, им определяют так называемый коэффициент регресии. Последний показывает, на какую величину изменяется один признак при изменении другого на одну единицу. При помощи коэффициента регрессии можно построить шкалу регрессии, т. е. узнать, какими при данном росте должны быть вес, окружность груди и т. д.

Метод профилей основан на вариационно-статистической обработке результатов обследований. Он позволяет полученные данные изобразить графически. Обычно для этой цели заранее заготовлены сетки, на которых нанесены цифровые показатели.

Для примера приводим образец антропометрического профиля. Недостатком этого метода являются затруднения, связанные с изготовлением большого количества сеток и работой по вычерчиванию профилей; поэтому, по-видимому, этот метод в настоящее время мало применяют.

Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно проводить оценку отдельных атропометрических показателей и их соотношений. Представляет интерес и имеет известное практическое значение ряд показателей.

Росто-весовой показатель характеризует пропорциональный (по отношению к росту) вес тела.

Распространенным и наиболее примитивным является показатель Брока, но которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Эту формулу применяют с поправками Брукша; у людей с ростом от 165 до 170 см следует вычесть 105 единиц, при росте 175-185 см-ПО единиц; этот показатель непригоден в детском и юношеском возрасте.

Другим распространенным показателем является весо-ростовой показатель Кетле, получаемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах; этот показатель показывает, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста (показатель упитанности). В среднем на 1 см роста должно приходиться 400 г веса. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г и ниже - на понижение питания.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью груди. К наиболее распространенным показателям такого рода относится грудной показатель. Для его вычисления окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах; в норме этот индекс равен 50-55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 - на широкую грудь.

Имеет широкое распространение показатель Эрисмана; его определяют путем вычитания из показателя окружности грудной клетки в спокойном состоянии половины роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту.

Если окружность грудной клетки преобладает над половиной роста, этот показатель обозначают знаком плюс, если же окружность грудной клетки отстает от половины роста,- знаком минус. Средние величины этого показателя для хорошо развитого взрослого физкультурника равняются — 5,8, для физкультурницы -3,8 см.

Индекс общего физического развития. Примером такого рода индекса является показатель Пинье. Его вычисляют путем вычитания из показателя роста в сантиметрах (L) суммы величины окружности грудной клетки в сантиметрах (Т) и веса тела в килограммах (Р), т.е. L-(Т—Р); чем меньше остаток, тем лучше телосложение. Телосложение при показателе 10- 15 крепкое, при 16-20 хорошее, при 21-25 среднее, при 26-30 слабое, при 31 и больше очень слабое.

Теоретически индекс составлен неправильно, так как сопоставляют разноименные величины не в их отношениях, а посредством простого сложения или вычитания. У лиц низкого роста, но с большим весом показатель будет всегда высоким; этот индекс совершенно непригоден для детей и подростков.

Большинство индексов составлено механически, а потому не выдерживает научной критики. Оценивать состояние физического развития по индексам следует с большой осторожностъю. По этой причине, видимо, интерес к использованию индексов во врачебно-физкультурной практике за последние годы резко снизился. Однако многие видные терапевты (А. Л. Мясников и др.) рекомендуют в своих руководствах некоторые индексы для целей клинической антропометрии.