Формула везения и удачи. Зигзаг удачи: формула везения

По данным научного центра психического здоровья за 2015 год в России более трех миллионов человек имеют те или иные проблемы с психикой. Невидимая болезнь — как суперзвезда: перед её выходом на сцену кто-то должен выступить на разогреве. Чтобы окончательно отринуть все сомнения и понять, что с тобой происходит, сегодня обладатели психических расстройств расскажут на TER о своей болезни и ее симптомах.

Официальные симптомы:

  • Отсутствие сна;
  • Страхи, всплески гнева, раздражительности;
  • Мании преследования, величия, ревности;
  • Неконтролируемый поток мыслей, возбужденность;
  • Расстройство мышления;
  • Навязчивые идеи;
  • Галлюцинации различного характера, чаще слуховые.

Прошло уже пять лет с тех пор, как я живу с этой интересной болезнью.

Все началось в 17 лет. Я просто не мог уснуть, потому что дядя Женя, муж моей патронажной воспитательницы, громко храпел по ночам. Я ругался матом, злился, мучился, а они спали словно ничего не происходит. Конечно, у меня сбился режим: днем стал отсыпаться, а ночью бодрствовать. Никому из домочадцев это не нравилось, и они всяческим образом пытались привести мой сон в порядок. У них не вышло: я решил отказаться ото сна совсем. Не спал где-то неделю и чувствовал себя прелестно: был бодрым, радостным и отдохнувшим.

Потом мысль во мне стала бить ключом: одна идея, рождаясь, вызывала другую, я даже не успевал их толком понять. Стоило мне о чем-то задуматься, как в голову приходили тысячи решений. Сначала думал о том, как стать знаменитым, а потом о молекулах и атомах! Мысли в голове просто кричали, разлетаясь эхом. Но это было не эхо. Это были голоса. Сначала они притворялись моими мыслями, а потом, когда я все понял, они говорили в открытую: принуждали меня раскаиваться в разных поступках, заставляли плакать. Они хотели вывести меня на чистую воду, помочь очистить мою душу. Один голос - мужской, другой - женский. Когда я не хотел с ними говорить они специально кричали все громче и громче, давая понять, что при игноре хуже будет только мне.

Однажды они сказали: «Сделай, если мужик». Я сделал: присел на колено и глубоко вздохнул. За это меня наградили видением.

Явились две души: одна - моя, другая - девушки. Наши души приближались к друг другу медленно, а затем слились воедино! Мы стали частью чего-то неразделимого! Я ощущал её всеми фибрами души, что приносило неописуемое удовольствие и теперь просто понял: я влюблён. Причём любовь пришла не сейчас, она была со мной всегда, нужно было всего-то понять это чувство. В этом и есть причина моей болезни. Этот Божий дар. Эта любовь. Она, словно огненный вихрь, заставляет меня проходить через все преграды.

Уже потом я нашёл её в интернете. Она - звезда, известная в определённых кругах. Чувства к ней до сих пор не утихают, ведь она - самое счастливое, что есть в моей жизни. Это был первый приступ моей шизофрении. Страшным был не он.

Страшной была психушка. Меня так искололи и измучили, что если б так пытали, то любой сознался бы в том, чего не делал.

Заметив что-то неладное в моём поведении, патронажный воспитатель отвезла меня обратно в детский дом, откуда меня направили в психическую больницу. Я не понимал где я, испугался, думал, что меня похитили. Кричал всякую чушь, сопротивлялся! Ну а потом была первая встреча с психиатром, он расспросил о голосах, о поведении. Хоть я и говорил, что понятия не имею где нахожусь, он не верил. Меня накачали лекарствами, и я замкнулся в себе, забылся.

Сейчас у меня осталось три друга. Они - единственные, кто от меня не отвернулись. Ещё есть сестра, я живу у неё, но не разговариваю с ней. Хочу заниматься творчеством, хочу петь, но бесплатно никто не учит. А денег нет (пока что), бывает сам пою, когда дома остаюсь один. Друзья постоянно уговаривают принимать таблетки, заставляют идти к участковому-психиатру, но я этого не делаю: лекарства помогают только в самом начале, в первые дни приступа, а потом лишь губят. Но ничего, если я сойду с ума, сестра просто отправит меня в дурдом.

Официальные симптомы:

  • Отсутствие сна;
  • Обеднение эмоций («охлаждение»);
  • Снижение круга интересов;
  • Нарушение мышления, речи;
  • Навязчивые идеи;
  • Страхи.

Все началось этим летом: я стала мыслить как-то однобоко. Все на свете у меня стало иметь только одну сторону - чаще плохую. Все люди вокруг стали чужими, а я стала какой-то отрешенной и думала, что все хотят меня подставить. Начала злиться на людей, стала эгоистичной, бессердечной, одним словом, - другой. Значение этому не придавала, думала, все временно, из-за стрессов. Тогда я была помощником судебных приставов - работа немного нервная, поэтому я и не удивлялась, что так деформируюсь.

Осенью все стало иначе, повернулось в обратную сторону. Я уже не боялась предательства, не думала ни о людях, ни о проблемах, мне было все равно, буквально наплевать. Раньше такого никогда не было: я лишилась всех эмоций сразу!

Вскоре до меня дошло, что я просто умерла изнутри - вот, в чем была причина. Жила лишь внешняя оболочка, все остальное завяло, как букет цветов на подоконнике.

Это меня, конечно, испугало, но совсем немного. Безразличие все равно брало верх. Оно пришло не сразу, не было переломного момента. Постепенно эмоции безжалостно покидали меня, а я ничего не могла с собой поделать. Я была человеком, который с грудой чемоданов опаздывает на поезд, а все мои чувства были одним из вагонов. Я видела, как он трогается, как набирает скорость, но уже ничего не делала, потому что догнать его было нереально.

К психиатру обратилась только когда у меня пропал сон: около месяца я не могла нормально спать. Сна не было ни из-за стрессов, ни из-за того, что мне кто-то мешал, он просто исчез сам по себе. Вот что первым меня насторожило. Из близких никто не заметил, мама и сейчас говорит, что врач ошибся, но я верю поставленному диагнозу и пытаюсь бороться с болезнью. Правда пока что от таблеток все равно нет никакого толка.

Сегодня во мне опять что-то изменилось, вернулась одна эмоция - страх. Мне страшно оставаться одной, хочется, чтобы все время кто-то был рядом. Я даже спать стала с мамой.

Раньше думала, что причина - работа, но сейчас понимаю, что она наоборот отвлекала меня, давала возможность забыться. Хочу вернуться, но даже не представляю, как работать в таком состоянии.

К счастью, у меня нет никаких приступов, и я стараюсь жить, как жила раньше. Бывает, когда есть вдохновение, рисую, бывает, пою в церковном хоре. Часто пересматриваю любимый фильм - «Дневник памяти» Ника Кассаветиса, читаю Шарлотту Бронте и Мопассана. В общем, живу, как жила прежде, только с болезнью.

Официальные симптомы:

  • Тревога, страх, ощущение ужаса;
  • Спутанность мыслей;
  • При приступах учащенное сердцебиение, дыхание;
  • Потеря контроля над собой;
  • Нарушение восприятия самого себя.

Ровно четыре года назад, после новогодних праздников, я впервые испытал паническую атаку, которая и стала предвестником моей деперсонализации.

Казалось бы, впереди меня ждал самый обычный день: нужно разобраться с некоторыми делами, уладить вопросы с работой и вечером встретиться с друзьями. Все как бывает обычно, только какое-то странное чувство тревоги сопровождало меня с самого утра. Словно я ожидал чего-то не то чтобы страшного, но серьёзного, например, экзамена, которого, конечно же, в планах не предвещалось. Дальше это беспокойство нарастало, и к концу дня превратилось в дикий, необузданный страх, контролировать который, было невозможно.

Я как кошка — панически боялся собаки, которую нигде не мог увидеть. Сердце было готово выпрыгнуть из груди. Хотелось бежать, но я всеми силами сдерживался. Адреналин бил по мышцам, руки и ноги не слушались, готовясь в любой момент обороняться. Дома выпил успокоительное, немного пришёл в себя и уснул под бешеные удары сердца. На следующие утро вроде бы все прошло, стало намного тише, но внутри меня что-то сбилось, теперь я стал другим.

Во время апогея моей паники я проходил с друзьями мимо одного доселе неприметного дома. Теперь же я это место не забуду никогда. Я боялся его. Когда проходил мимо, тревога снова начинала нарастать. Ожидание новой панической атаки было даже хуже самого приступа. Со временем страх и тревога начали уступать новой напасти. Наступила деперсонализация. Сейчас я разобрался и понял, что это защита психики.

Я, грубо говоря, отрывался от своего тела, мог наблюдать себя извне, словно на ладони. Не было ощущения времени, все шло в одной плоскости. Все замирало.

Вы не поймёте, если не испытаете похожего. В таком состоянии замечаешь самые мелкие детали. Видишь и свою жизнь, и жизнь других со стороны.

Это как путешествие по лабиринту: в обычном состоянии, выбраться из него практически невозможно, но деперсонализация словно холм, взбираешься на него и всё видишь.

Разумеется, я ходил по врачам. Но не мог и предположить, что это психическое расстройство. Обошёл почти всех: от терапевта до кардиолога, думал, что-то с сердцем, с сосудами. Но когда все твердили, что физически я здоров, дело дошло до психиатра… Поначалу я не верил, но потом, разобравшись во всём, смирился. Лекарства иногда принимаю, но с ними все сложно. Это ведь индивидуально, нужно к каждому человеку подбирать своё, а у психиатров в день по 20 больных! Думаете успеет он разобраться с каждым?

До заболевания я работал ветеринарным врачом, детство у меня было обычным, как у всех, наверное, бывает, только я всегда принимал всё близко к сердцу. На неприятности свои и других всегда болезненно реагировал. Поэтому, может, и заболел.

Родные и близкие рядом, поддерживают. И я верю в выздоровление, ведь из любой ситуации есть выход! Снова могу привести пример лабиринта: хоть в нём все и запутано, но выход есть стопроцентно, а если не выход, то вход. Вы же внутрь как-то попали, значит, и выбраться сможете.

У этого термина существуют и другие значения, см. Безумие (значения).

Сумасше́ствие (также устар. безу́мие ) - потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство.

До конца XIX века сумасшествием или безумием считалось поведение или мышление, выходившее за рамки принятой социальной нормы, как, например, болезненные судороги, галлюцинации при полном сохранении рассудка, странные или саморазрушающие действия, а также попытки самоубийства. Кроме того, приступы эпилепсии, контузии и последствия черепно-мозговых травм также считались проявлением безумия.

Так как исторически этот термин применялся к целому ряду различных психических заболеваний, в современной медицине и психиатрии он используется редко, хотя по-прежнему популярен в разговорной речи.

История определения

«Сумасшествие» является более современным вариантом понятия «безумие» и означает дословно: сошедший с ума, потерявший ум. Существительное «безумие» образовано путём прямого перевода с греческого aphrosyne: а - без, phronis - ум, syne (суффикс) - ие. Во многих славянских языках слово «безумие» имеет сходное звучание.

Симптоматика

Так как формы сумасшествия очень разнообразны, выделить определенные признаки не представляется возможным. Общим критерием может служить отклонение поведения от принятых общественных норм, начиная с патологической гиперактивности и заканчивая кататоническим ступором и депрессией.

Первое проявляется потерей контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева, злобы и определяется в психологии как состояние аффекта. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено. Примеры можно найти в древнегреческой мифологии: Геракл убивает своих детей, Аякс перерезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей. Другая крайность безумия - депрессия и меланхолия, нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни.

Сумасшествие в живописи

Литература и живопись помогают создать впечатление о том, что расценивалось как сумасшествие в прошлом. Источниками служат картины, иконы, фрески и другие произведения живописи. Но так как живопись имеет эмоциональную основу, эти источники не могут считаться непредвзятыми. Безумие в живописи проявляется искаженной мимикой, противоречивыми или бессмысленными жестами, абсурдными действиями, а также неправильным, перекошенным положением тела. Не последнюю роль играет лицо с негармоничными, асимметричными или искаженными чертами лица, гримасы, непропорционально широко раскрытые, косящие глаза. Часто используется неподходящая ситуации мимика, как, например, смех в трагической или пугающей ситуации. Жесты сумасшедшего чаще всего противоречивы и непонятны, положение тела неправильно или искажено судорогой.

Сумасшествие в литературе

Описание сумасшествия встречается не только в живописи, но и во многих исторических и современных произведениях. Чаще всего сумасшедшие играют роль предсказателей, волхвов, колдунов или показывают и высмеивают сложившийся общественный порядок в произведениях с социальной тематикой. Примерами русской литературы с тематикой безумия могут служить «Идиот» Фёдора Михайловича Достоевского, «Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя, «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и другие.

Формы

За многовековую историю человечества было выявлено множество различных форм сумасшествия и предложено несколько классификационных систем. Исторически сумасшествию приписывали различные признаки, такие как деменция, аментивный синдром, меланхолия, мания, ярость, ликантропия, экстаз, летаргия, делирий, кома, сомнамбулизм, невежество, эпилепсия, инсульт, паралич, ипохондрия и другие.

Полезное безумие

В древнегреческом μανία, manía означает страсть, влечение и сродни μαντις, mantis, что означает прорицатель, пророк. В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса. Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое безумие. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и видения.

Разумное и безрассудное

В 1798 году Иммануил Кант предложил описание безумия как дихотомию разумного и безрассудного. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещение разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX веках классическим определением сумасшествия. Помешательство же Кант определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике здоровых. Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл.

Меланхолия

Эта форма сумасшествия была описана уже в Античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность, хотя телосложение меланхолика с тонкими костями и мёртвым лицом и не считалось красивым. Причиной являлся намёк в работах Аристотеля и Цицерона на гениальность, заложенную в болезни, что и привело к распространению культа меланхолии. Считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

Мания и истерия

Полной противоположностью меланхолии считается мания. В отличие от меланхолии, мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью. Характерными проявлениями мании также считаются повышение аппетита, нарушение внимания и переоценка собственной личности.

Истерия же долгое время считалась женской болезнью, и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

Другие формы

До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и другие. Помутнение сознания после приёма таких наркотических и отравляющих веществ, как алкоголь и галлюциногены, также считалось проявлением безумия. Другими формами безумия считались, к примеру, врождённые состояния и потеря разума вследствие комы, летаргии, болезненных состояний или старости. Скорбь при потере близкого человека, как и боль неразделённой любви, также относились к безумию. В литературе часто встречается описание таких проявлений скорби, как бессонница, плач и заламывание рук. Все эти проявления считались признаком сумасшествия.

До середины XX века понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким-либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям. Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно.

Причины безумия

Первым, кто дал научное описание сумасшествию, был Платон. В диалоге «Федр» он различает два вида безумия: болезнь и божественный дар. В последующем описании причины безумия также разделены на сверхъестественные и физические для лучшего сравнения.

Сверхъестественные причины

Колдовство и дар богов

Вавилоняне (XIX век до н. э. - VI век н. э.) и шумеры (XXVII-XXIV века до н. э.) считали безумие следствием колдовства, нарушения табу, и безумие являлось приговором и наказанием одновременно.

В древней Греции безумие считалось одержимостью демонами, но могло быть и ниспослано богами. Тогда как соматическое расстройство считалось болезнью души и, как описал Платон в «Тимее», несло зло, божественное безумие давало настоящее знание и потому имело позитивное значение. В противовес сказанному в древнегреческих мифах божественное безумие чаще всего вело к саморазрушению и убийству невинных - обычно близких родственников.

В Ветхом Завете безумию также приписывают роль наказания. Примером может служить образ вавилонского царя Навуходоносора, наказанного безумием за гордыню. Причём вначале об этом наказании Навуходоносор видел сон, который был истолкован ему пророком Даниилом, а уж затем наказание было исполнено, и Навуходоносор превратился на семь лет в дикого зверя, как и было ему предсказано. Это описание послужило основой взглядов на безумие в средние века и считалось наказанием, ниспосланным Богом за грехи. Кроме того, о безумии упоминается и в библейской книге Псалтирь. Пророк Давид сообщает ещё об одной причине безумия - это неверие в Бога, а в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова гордыня и неверие в Бога тесно связываются.

Вселение демона

Со временем безумие всё чаще расценивалось как одержимость бесами и демонами. Пример царя Саула, одержимого демоном, мучающего его за грехи перед амаликитянами, служил подтверждением этой теории, в особенности во времена инквизиции. В Евангелии можно найти примеры изгнания демонов, например, изгнание Иисусом демона из жителя Джараша. Главными признаками одержимости бесами служили неконтролируемые действия и в особенности глоссолалия. И лишь в XVII веке голландские кальвинисты начали интерпретировать этот пример не как наказание Богом за грехи, а как «обычное» сумасшествие.

И, наконец, в позднем средневековье и в новом времени безумие приобрело значение борьбы между демоном и силами Бога за душу одержимого.

Физические причины

Душевные и моральные

По эпосу Гомера можно судить, что древние греки под «обычным» сумасшествием понимали потерю самоконтроля и помутнение рассудка из-за боли, ярости, желания мести или ненависти. В древнегреческих трагедиях безумие описано как потеря своего «Я», что имеет катастрофические последствия для безумного и его окружения. В то время никакие попытки описать физические причины возникновения безумия не предпринимались.

Лишь в конце средних веков, когда охота на ведьм приобрела угрожающие размеры, медик Иоганн Вейер выступил против инквизиции и развенчал религиозные заблуждения. К сожалению, он не сумел в одиночку побороть религиозных суеверий. Известны также работы Парацельса (1493-1541) и Феликса Платера (1536-1614), поддерживающие точку зрения Вейера. Так, Платер считал, что не любое безумие - это одержимость бесами, есть и простая, «обычная» форма сумасшествия.

С XVI века определение безумия начало понемногу меняться и в XVII веке перестало использоваться в контексте одержимости демонами. К этому времени безумие приобрело смысл наказания за распущенность и безрассудство и вменялось в вину безумному.

Эпоха Просвещения принесла новое определение сумасшествия и объясняло безумие как расстройство изначально здорового разума. Таким образом сумасшествие противопоставлялось разуму и могло быть обосновано и описано. Доказательство невозможности безумия без разума привёл Артур Шопенгауэр, обосновавший свою теорию тем, что животные не сходят с ума, так как не имеют разума.

Физические

Греческая медицина, опираясь на тексты Гиппократа, толковала сумасшествие как избыток «чёрной желчи», чьи пары оседали на головном мозге, разъедали его и приводили к помешательству. «Жёлтая желчь», наоборот, приводила к повышению активности - холерическому безумию, эпилепсии и мании. Эта теория обрела вторую жизнь во времена гуманизма и ренессанса.

Меланхолия причислялась к болезням сердца, которое, в отличие от головного мозга, считалось хранителем характера и чувств, хотя это мнение и оспаривалось в медицинских кругах. Например, Джироламо Меркуриале описывал меланхолию как повреждение отдела активного воображения в передней части головного мозга.

И напротив, учёные были едины во мнении, что воспаление мозговых оболочек головного мозга ведет к потере разума, хотя причиной воспаления по прежнему считался избыток «чёрной желчи».

Также известной причиной безумия являются черепно-мозговые травмы. Например, Вильгельм фон Кончес (1080-1154) описал влияние травм головы на возникновение психических расстройств, а Мондино де Луччи (1275-1326) создал теорию желудочков головного мозга.

Теория позитивизма гласила, что душа является лишь марионеткой мозга, все проявления безумия имеют под собой физическое объяснение и излечимы. Эта точка зрения окончательно утвердилась во второй половине XIX века, и понятие «душевнобольной» (которое подразумевало, что у человека есть «душа», которая может «болеть») окончательно заменило определение «безумец». А в начале XX века понятие поменялось ещё раз, и сегодня все признаки, обобщённые ранее словом безумие, обозначаются как психическое расстройство.

В современной психиатрии принято считать, что психические расстройства происходят из-за нарушения нейромедиаторного баланса, то есть: нейроны, из которых состоит мозг, не соединены друг с другом, между ними есть расстояние - синаптическая щель, в ней находятся так называемые нейромедиаторы (серотонин, дофамин, норадреналин и т. д.), которые передают импульсы между нейронами. Из-за нарушения этого баланса происходят психические расстройства. Лечится нейролептиками, которые этот баланс восстанавливают.

Диагностика

Начало опирающейся на наблюдения диагностики сумасшествия положил в 1793 году медик и филантроп Филипп Пинель (1745-1826), став управляющим врачом в парижском заведении для умалишенных Бисетр (Bicêtre). Он ввёл гуманитарные методы лечения, выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных и классифицировал их по тяжести и форме недуга. Все группы больных были разделены на зоны, где развитие и течение отдельных видов болезни могло непосредственно сравниваться и изучаться. Весь полученный опыт Пинель вложил в монографию, увидевшую свет в 1798 году. Именно эта работа стала основой научной классификации сумасшествия.

Другой известный своим вкладом в развитие психиатрии медик Иосиф Галль считал сумасшествие органической болезнью и искал физические причины её развития. В 1785 году в своей лаборатории в Вене он занялся изучением нейрологического строения головного мозга. В результате ему удалось установить связь между повреждением отдельных частей головного мозга и формами безумия, и, как следствие, стать основателем френологии.

Сегодня психические расстройства не объединяют таким общим понятием, как «безумие» или «сумасшествие», а делят с помощью таких диагностических систем, как DSM-5 Американской психиатрической ассоциации (АПМ) или MКБ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Лечение

Лечение магией

В Средние века сумасшествие часто пытались излечить магией и заклинаниями, пытаясь при этом изгнать злого беса из больного. Считалось, что существует вероятность заменить одного беса другим, и таким образом неудачное «лечение» не ставилось никому в вину. Средствами лечения в католицизме служили молитвы, мессы и паломничество к святым местам, в евангелизме дополнительно применялось чтение Библии над душевнобольным.

Хирургическое лечение

Раскопки подтвердили, что уже в каменном веке для лечения применялась трепанация черепа. Считалось, что отверстие в черепе освобождает демона и даёт ему дорогу на волю. И хотя данный метод лечения безумия сомнителен, можно предположить, что уже тогда сумасшествие связывали с повреждением головного мозга. Похожие методы применялись и в более позднее время.

Тёмные стороны психиатрии выявились в XIX и в начале XX века, когда применялись такие хирургические методы лечения как гистерэктомия, женское обрезание, лоботомия, а также печально известный метод шоковой терапии.

Изгнание и воспитание

Во времена абсолютизма и меркантилизма сумасшествие вытеснялось из сознания людей: больных изгоняли из общества и обрекали на жизнь в работных или воспитательных домах. Считалось, что работа, контроль, а иногда и телесные наказания положительно влияют на разум и не дают безумию развиваться. Часто больных выставляли на потеху толпе и таким образом зарабатывали деньги.

В конце XVIII века эпоха Просвещения освободила больных от этой незавидной участи, и общество распознало в них людей, нуждающихся в лечении. И хотя больных по-прежнему изолировали и врачи зачастую занимались не лечением болезни, а «дисциплиной» больного, это был большой шаг в развитии гуманного отношения к больным.

Отсутствие лечения

В Средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось. Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

Психотерапия и психофармакотерапия

Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Шоковая терапия в её современной форме (под наркозом) и сейчас применяется для лечения таких заболеваний, как биполярные расстройства. Кроме того, до сих пор людей с психическими расстройствами изолируют от общества. К счастью, современные клиники не имеют ничего общего с домами душевнобольных XIX века, хотя это слово до сих пор имеет негативную окраску.

Литература и цитаты

  • Михаил Эпштейн. Методы безумия и безумие метода // Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. - М.: НЛО, 2004, с. 512-540.
  • Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху.

Это означает, что тибетская медицина лечит не с помощью общих противо-психотических средств.

Лекарства и соответствующие методы лечения должны учитывать соотношение трех жизненных сил больного, в противном случае они могут только навредить. Их следует назначать согласно индивидуальным причинам болезни. Например, безумие, вызванное ядами и нарушением праны, требуют разных лекарств. В случае болезни, вызванной «призраками» и невидимыми силами, которые, согласно тибетской традиции, являются главной причиной умственных заболеваний, следует использовать религиозную практику и тантрические лекарства вкупе с травами и другими соматическими средствами.

Поскольку тибетская медицина считает симптомы, в особенности психические, результатом бесчисленных тонко переплетенных кармических факторов, она не ищет средств быстрого излечения. Она принимает во внимание наличие коренного яда на духовном уровне, а также и то, что его влияние может усилиться при попытке насильно устранить симптом.

Согласно Бурангу, основная причина умственного расстройства лежит в образе жизни, противоречащем глубинным духовным склонностям и сути больного.

…Чисто кармический случай безумия не будет проявляться органическими нарушениями и не может быть вылечен медицинскими средствами.

Согласно и Абхидхарме, и медицинской традиции существует пять причин безумия. Это: карма, горе-беспокойство, неуравновешенность трех жизненных сил, яды (органические) и «злые духи». Эти причины могут действовать по отдельности или совместно друг с другом.

  1. Карма. В общем, можно сказать, что карма ответственна за все заболевания, однако в данном случае имеется в виду другое. Умственное кармическое заболевание подразумевает особую связь с судьбой, пожинание плодов деяний прошлого. Для лечения таких кармических заболеваний нет других лекарств, кроме Дхармы: ничто другое не помогает против дурной кармы. Это верно как для соматических, так и для психических расстройств.

Считается, что причина любого умственного заболевания — принесение страданий другим людям в прошлой жизни; результаты — более, чем определенны. Например, если кто-либо потревожил чью-либо медитацию, или даже просто побеспокоил добрых людей, следствием в этой жизни будет великая печаль и подавленность, наступающая внезапно и без всякой видимой причины. Сходным образом, если человек был злонамерен в прошлом, следствием в этой жизни будет вечная боязливость без причины. Только ламы-врачи, достигшие высокого уровня, способны при кармическом психическом заболевании своим глубинным видением распознавать прошлые деяния, которые стали причиной душевного расстройства.

  1. Горе-беспокойство и т.п. Причиной помешательства могут быть и исключительно психологические состояния. В этом случае какой-либо психологический фактор вмешивается в работу жизненного ветра (срог-лунг), того, что имеет непосредственное отношение к сознанию и всегда причастен к расстройствам психики. Навязчивое и неотступное прокручивание причин своей эмоциональной боли, несчастная любовь или потеря положения считаются весомыми факторами, нарушающими сознание, которые могут приводить к неврозу и психозу.

Фактически, три основных класса душевных болезней, определяемых тибетцами, выражаются в терминах их психологических характеристик. Это: 1) страх и одержимость; 2) враждебность; 3)подавленность и замкнутость.

Осознание неизбежных фактов старения и смерти, непостоянства во всех сферах жизни — отношениях, интересах, общественном положении, собственности — может оказаться пагубным. Особенно когда этому сопротивляются, отрицают и подавляют, что вызывает психологическое напряжение и шизофренические тенденции.

Признание изначальной пустотности наших «я» и поступков — болезненно и устрашающе. Без поддержки Дхармы (в самом широком смысле, то есть жизни и деятельности, пронизанной признанием этой пустотности) возникает сильная паника, что ведет к подавлению бессознательных тенденций. В конечном итоге, это может привести к психозу.

Здесь-то и кроется самое главное. Психическая основа безумия та же, что и просветления. Все зависит от того, принимается и понимается ли она и служит ли, в конечном счете, ключом к освобождению. Если нет, она становится, в силу того, что осознавшее ее пока еще подсознательно, причиной отрицания, подавления и, в конечном счете, умственного заболевания.

Сочетание соматических лекарств, травяных смесей, прижигания п т.п., а также дхармическая практика используются для победы над душевными заболеваниями, вызванными психологическими факторами. Невротик может практиковать дхарму самостоятельно, заниматься медитацией, углублять понимание, закалять характер и уравновешивать ум. В более тяжелых случаях, каковой представляют психотики, они не могут заниматься этими практиками самостоятельно, поэтому лама или иной духовный наставник должен выполнять религиозные практики за них.

  1. Физический дисбаланс (трех жизненных сил). Когда жизненные силы функционируют нормально, т.е. когда они идут по своим путям, они поддерживают здоровье ума и тела. Когда они функционируют неправильно, то вызывают болезни. Избыток психологических эмоциональных качеств, связанных с каждой из них, ухудшает ментальное состояние. Эмоциональная неуравновешенность вызывает неуравновешенность жизненных сил, которая проявляется как нарушение психики. Самые различные аспекты теории трех жизненных сил — причина, диагностика и лечение - вступают здесь в игру.

А. Ветер. Умственное и эмоциональное напряжение приводит к увеличению ветров, или пран. Чрезмерное сосредоточение и обдумывание чего-либо, беспокойство по поводу неоконченных проектов и не достигнутых целей, сокрушение о семейных проблемах и расстройства о потерянных предметах — все это, как известно, вредит ветру, а значит сознанию, поскольку сознание и ветер взаимосвязаны. Вообще считается, что заболевание ветра происходит из-за чрезмерного желания, похоти и привязанности.

Помимо печали и возбудимости, прочие симптомы психических пранических расстройств таковы: человек говорит все, что взбредет на ум, не помнит сказанного и не может сосредоточиться или окончить что-нибудь. Может все время кричать и внезапно гневаться без причины. Он неугомонен, встревожен и напряжен.

Это психологическое состояние ведет к ошибочному поведению, которое еще более ухудшает поврежденное состояние ума. То есть, психологические страдания, испытываемые таким человеком, приводят его к потере двух опор здоровья: диеты и поведения. Таким образом, его состояние еще более ухудшается. Из-за горя человек не хочет есть — голодание усиливает ветер. Из-за ветра он не может спать, что еще более усиливает его дисбаланс (бессонница-болезнь ветра).

Психиатрическое лечение первым делом восстанавливает должное питание и поведение. Это натуропатия, программа мягкого лечения. Согласно традиции, человек с психологическим расстройством типа «ветра» должен употреблять маслянистую сытную пищу, которая уменьшает «ветер». Пациент должен оставаться в теплой, уютной, темной комнате. Светлая комната отражает свет и яркие цвета, стимулируя таким образом ветры. Пациент должен находиться в приятном месте, в «хорошей комнате с множеством цветов». Лучшей лечебной средой считается место, наделенное естественной красотой.

Во многих случаях больному желательно иметь сексуальные отношения. Одним из симптомов психиатрических расстройств праны явпяется то, что больной часто «хочет быть обнаженным и пытается снять с себя одежду». Он постоянно думает и говорит о сексе. Все это вследствие элемента желания и его прямого отношения к ветру. Сексуальные отношения могут помочь, удовлетворив желание, а потому назначаются вместе с лекарствами.

Тем не менее при некоторых психических болезнях ветра, к примеру, вызванных «духами», сексуальная активность не принесет лечебного эффекта. В этих случаях применяют лекарства и другие методы лечения.

Решающим при лечении психических нарушений, вызванных нарушением ветров, является «любовная забота». Говорится, что пациент должен быть окружен любящими друзьям и семьей. Каждый должен говорить «приятные слова» любви и заботы пациенту — особенно врач. Пациенту должно быть позволено иметь все вещи, любимые им более всего, — музыку, книги и т.п. Его следует развлекать и давать все приятное. Все это древняя форма того, что сегодня мы называем окружением и активной терапией.

Если такое мягкое лечение позитивными впечатлениями от пищи и окружения не вылечит пациента, то, по крайней мере, придаст ему крепость и сопротивляемость. Такой помощи может оказаться достаточно для того, чтобы у него появились моменты прояснения, в течение которых лама-психиатр может повлиять на его сознание, разговаривая с ним, то есть применяя что-то вроде психотерапии.

Другим видом относительно мягкого лечения являются упражнения в глубоком, или «горшечном» дыхании. Поскольку психические заболевания праны часто вызваны непра-вильным действием ветров, особенно «поднимающимся ветром» и «жизненным ветром», такие дыхательные упражнения стабилизируют и регулируют дыхание и успокаивающе действуют на сознание. Также они увеличивают и оживляют тонкую жизненную силу, которая как бы придает человеку уверенности в жизни, порождая чувство благополучия. Полагают, что глубокое дыхание — прекрасное терапевтическое средство в случае депрессии. Впрочем, такое лечение должно производиться правильным образом, поскольку неправильное дыхание, в особенности с задержкой, без соответствующих наставлений, естественно, повредит ветрам.

В некоторых редких случаях йоги впадают в безумие из-за неправильного обращения с дыханием. То есть им не удается попытка собрать ветры вместе в центральном канале и преобразовать их в неотъемлемую природу «йеше-лунг» - прану мудрости. Вместо этого они загоняют нечистые ветры в центральный канал, где сходятся пять сосудов сознания, и это приводит к уже описанным умственным проблемам.

Более радикальные методы психиатрического лечения включают прижигание и иглоукалывание. Для этого используются особые точки: макушка, основание шеи — называемое первым позвонком в тибетской системе (в европейской — седьмой шейный), шестой позвонок (четвертый грудной) и мечевидный отросток. Последние три обычно применяются вместе. Их иногда упоминают как «места тайных жизненных пран». Макушка-точка, наиболее часто используемая при любых психических расстройствах.

Тибетский медицинский массаж, называемый «ку-нье», (буквально: притирание мазями), применяется при психических нарушениях. Для массажа используется лечебное масло на травах. Оно расчищает путь ветрам, которые заблокированы в каналах и кожных порах. При расстройствах ветра на уровне психики («срог-лунг»), лекарственное или просто сливочное масло втирается в четыре точки для прижигания, упомянутые выше. Вообще считается, что массаж с медицинским или любым другим маслом крайне полезен в случаях сильного ментального напряжения, беспокойства, нервозности, а также для пожилых людей со слабым здоровьем.

Одними из наиболее популярных и довольно эффективных лекарств при психических болезнях ветра являются травяные благовония, представленные в тибетской медицине очень широко, а также, конечно, многочисленные травяные лекарства, принимаемые внутрь.

Б. Желчь. Психические расстройства, обусловленные желчью, вызывают у человека безумие буйного и грубого типа, поскольку доша желчи на ментальном плане происходит от гнева-неприязни. Гнев и ненависть, в свою очередь, способствуют чрезмерному возбуждению желчи. Эмоциональные и психологические факторы ведут к потере «двух опор» — пищи и поведения, и возникающее безумие классифицируется как имеющее природу желчи, хотя оно также включает в себя и нарушение ветра.

Результатом является буйное помешательство. Пациент разговаривает с другими грубо и оскорбительно, разбрасывает и ломает вещи и может поранить или даже убить кого-нибудь. Он постоянно разгневан, раздосадован прошлым и крайне напряжен. Полагают, что такого человека нужно приструнить и назначить суровое обращение и наказание.

Что касается образа жизни, то пациент должен оставаться в прохладном месте, вроде овеваемого ветром сада или на берегу реки, или горного ручья. Цвета и среда, окружающая его, должны производить охлаждающий эффект.

Его пища и напитки также должны иметь прохладную природу. Кофе, алкоголя, стимулирующих препаратов, жирной пиши и яиц следует избегать. Назначают специальные медицинские ванны для прочищения канала ветра умственной деятельности, закупоренного вследствие избытка желчи (за подробностями обращайтесь к примечанию \ главы 78 «Чжуд-ши»).

В. Слизь. Омраченность, неведение и леность способствуют образованию слизи. Человек, обезумевший по причине увеличения доши слизи, выказывает признаки болезненной флегматичности. Он становится замкнут, молчалив, пассивен и угрюм. Такой человек отказывается есть, закатывает глаза, подвержен припадкам головокружения. Он кладет вещи и забывает куда. В дополнение к своей молчаливости, он еще и чрезвычайно себе на уме. Для того чтобы вывести его из этого состояния применяется крайне заботливое обращение. Его побуждают к деятельности при каждом удобном случае. Он должен много двигаться. Массаж тут тоже помогает, потому что телу передается физическое движение, и оно производит тепло, хотя и пассивным способом (слизь — холодная). Пациент должен находиться в теплом светлом месте, где с ним будут его друзья и семья, рассказывающие ему истории и говорящие «приятные слова». Его пища и напитки должны противодействовать слизи. Помимо этих мягких методов лечения, следует назначать лекарства из трав. Медицинским маслом следует вызывать рвоту, чтобы прочистить канал ветра и ума, закупоренный слизью. Иногда для этой же цели будет полезна горячая лечебная ванна со взбитым медицинским маслом, или смесью трав.

  1. Яды. Токсины могут быть непосредственной причиной безумия. В таких случаях сознание полностью омрачается, силы исчезают и человек теряет здоровый вид, «цвет», что особенно заметно по лицу. Слабость тела, вызванную ядом, невозможно исправить приемом хорошей пищи и экстрактами, потому что яд не удален. Умственное помрачение, вызванное ядом, называется «глубокая иллюзия». Отравленный не знает вовсе, о чем думает, или может переключаться от обычной ясности, к абсолютно иллюзорному мышлению и неосознанности.

Ядом может быть особый токсин или ядовитое сочетание нетоксичных пищи и напитков, а также постепенное накопление токсических веществ в теле. Для лечения безумия, вызванного отравлением, применяют составы с растительными и животными компонентами.

  1. Демоны, или злые духи. «Демон», или «злой дух», вызывающий безумие, это постороннее воздействие, которое берет верх над человеком и определяет действия его тела, речи и ума. Эта отрицательная энергия проникает в сознательную психику личности, потому что человек психологически слаб и не сопротивляется. Дух, или демон может быть как единственной причиной безумия, так и действовать совместно с причинами психологическими, отравляющими и вызванными расстройством трех жизненных сил.

Симптомы присутствия духа при психических нарушениях таковы: поведение человека внезапно меняется, и он ведет себя совсем иначе, чем до этого. Его поведение зависит от того, каким духом он поражен. Классификация различных типов духов, таким образом, это классификация различных типов психозов. Тибетская медицина демонстрирует очень древнюю и подробную классификацию безумия, основанную на психологических, поведенческих и физических симптомах, понимаемых как действие духов.

Лечение достаточно сложно, потому что включает много особых тантрических процедур, и, конечно, привлекает религиозную медицину, поскольку одержимость демонами и темными силами, в первую очередь, относится к карме, хотя и может включать (или не включать) психологические или органические сопричины. Существуют различные, довольно сложные методы лечения травами безумия, вызванного различными духами.

Некоторые из этих психиатрических методов — это очень засекреченные процедуры для противодействия дурному воздействию духов с использованием вещей, также затронутых злом. Одна из таких вещей — кровь убитых людей. Тибетские врачи обычно имеют при себе запас высохшей крови убитого человека для этих целей. Использование амулетов и т.п., для предохранения от этих негативных сил стоит на первом месте. Мантры также применяются в качестве терапии, и религиозные практики часто приходится применять для пациентов, неспособных проводить их самостоятельно.

Из книги Терри Клиффорд «Демоны нашего ума: алмаз исцеления.»

В наши дни сумасшествием называют психическое заболевание, которое является потенциально неизлечимым, хотя таким больным проводится специальное лечение, влияющее на их психическое состояние. Следует разобраться, что же именно подразумевается под определением «сумасшествие». Например, практически до окончания девятнадцатого столетия под сумасшествием подразумевалось неадекватное поведение личности, а также образ мышления, который не входил в рамки определенных социальных норм. В эту категорию относились люди, страдающие болезненными судорогами, или имеющие при неповрежденном рассудке.

В том числе, сумасшедшими считались те, кто совершал саморазрушающие или странные действия, в том числе, и попытки суицида. Проявлением безумия считалось и наличие у человека приступов контузии, проявления последствий травм черепа. Как видно на исторических примерах, данная терминология использовалась для определения значительного количества заболеваний психики. Тем не менее, современная психиатрия и медицина подобное определение использует довольно редко, хотя данный термин распространен в современной разговорной речи. Если определять более подробно, что обозначает слово сумасшествие, то можно утверждать, что оно является синонимом «безумия», и в буквальном смысле обозначает, что человек потерял ум.

Существующие формы сумасшествия очень разнообразны, и практически невозможно в данном случае произвести выделение определенных признаков. В виде общего критерия можно взять такие отклонения в поведении больного, как нарушение общепринятых социальных норм. Но и в этом случае список может быть достаточно велик. Начиная от ярко выраженной гиперактивности, имеющей патологический характер, и завершая депрессивными состояниями и кататоническим ступором. Что собой представляет так называемая патологическая гиперактивность? В этом случае больной не в состоянии сдерживать и контролировать собственные эмоции, сдерживать злобу, гнев, и прочее.

Особенности поведения при сумасшествии

Человек, который имеет диагноз сумасшествие, абсолютно не владеет мерами самоконтроля, его действия не имеют никакого смысла, или же они имеют строгую направленность на примитивное удовлетворение потребностей, считающихся инстинктивными. В данном случае, последствия для них не играют роли, так как их мышление нарушено. При сумасшествии происходит смешение внешнего и внутреннего мира, реальность воспринимается искаженно. Интересно, что огромное количество подобных примеров имеется в древнегреческой мифологии, когда Медея лишает жизни своих сыновей.

Еще одной отличительной чертой сумасшествия является меланхолия и глубочайшая депрессия. При этом, больной прекращает нормально общаться с окружающими, он становится безучастным к тому, что ранее вызывало у него живейший интерес. За всю многовековую историю человечество выявило различные формы сумасшествия, и выявило огромное количество признаков, определяющих данное нарушение. В категорию сумасшествия были отнесены такие современные понятия, как деменция, мания, аментивный синдром, ипохондрия, паралич, кома, и целый ряд других состояний психики. Известно, что до определенного времени сумасшествием считались не только психические нарушения, но и такие заболевания, как бешенство, ликантропия, и прочее.

Более того, помутнение рассудка, обусловленное приемом различных отравляющих веществ и наркотических средств, а также являющееся следствием злоупотребления алкоголем, тоже относились к проявлению сумасшествия. Были выявлены и другие формы сумасшествия, например, к ним относились различные врожденные патологии, а также потеря больным разума вследствие летаргического сна, коматозного состояния. Удивительно, но если человека одолевала скорбь в случае потери близкого человека, или он чрезмерно страдал из-за безответной любви, то он тоже считался сумасшедшим, лишенным разума. Литература в изобилии предоставляет примеры, где описываются такие виды сумасшествия, как глубокая не проходящая скорбь, истеричный плач с заламыванием рук, многодневная бессонница.

Как лечат сумасшествие?

Учитывая все перечисленные признаки сумасшествия, совершенно очевидно, что данное заболевание относится к психической сфере, и окончательную диагностику проводит врач-психиатр. Он выясняет, какое именно психическое заболевание, имеющее официальное название и методики лечения, послужило причиной сумасшествия. Признаки сумасшествия различны, и их диапазон чрезвычайно широк, поэтому в каждом индивидуальном случае необходимо тщательное исследование, которое всегда начинается с визуального осмотра, тестирования, беседы пациента с врачом. В случае необходимости врач назначает дополнительные исследования, например, часто требуется проведение томографии мозга, и других современных диагностических процедур.

Заболевание, называющееся сумасшествием, в официальной медицине именуется психическим расстройством. Современная психиатрия утверждает, что большинство психических расстройств обусловлены нарушением нейромедиаторного баланса. Это значит, что нейроны, составляющие мозг, не имеют между собой соединения. Между ними существует расстояние, называемое синоптической щелью, которая содержит нейромедиаторы, такие как дофамин, серотонин, и другие. Они предназначены для передачи импульсов нейронам. Но так как баланс нарушен, возникают психические расстройства, называемые в просторечии сумасшествием.

Как не сойти с ума и не переступить грань безумства: причины умопомешательства


Современный мир можно справедливо назвать сумасшедшим во многих его проявлениях. Распущенность нравов, аморальность различных слоев населения, извращенность ценностей, полное попирание законов природы – именно такими характеристиками можно охарактеризовать «продвинутую» действительность. Реальность сумасшедшая еще потому, что довольно много субъектов из ныне живущего поколения не могут гордиться крепким психическим здоровьем. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый пятый житель планеты (цифра шокирует – более 1,5 миллиарда человек) страдает от каких-либо психических расстройств в разной степени тяжести. Именно поэтому, для сохранения адекватной реальности и жизни вообще, дабы Терра не сошла с ума окончательно, 6 миллиардам жителей Голубой планеты необходимо заботиться о сохранении своего психического здоровья.

В первой части этой статьи мы познакомились с признаками, которые могут свидетельствовать о развитии сумасшествия – тяжелых психических расстройств. Цель сегодняшней встречи – постараться понять, почему люди сходят с ума, какие факторы провоцируют развитие психических расстройств. В рамках данной публикации мы не будет рассматривать врожденные дефекты центральной нервной системы, избежим темы возникновения психических расстройств, которые сопряжены с аномальным течением беременности матери. Наша работа посвящена изучению условий и обстоятельств, которые приводят к сумасшествию изначально здоровых от рождения людей.
Следует оговорить, что в современной психиатрии отсутствует полное понимание причин, давших старт многим психическим расстройствам. Виновники некоторых психических отклонений и вовсе не ясны. Это можно объяснить следующим: практически все гипотезы, сколь бы логичными и основательными они ни звучали, не могут быть полностью изучены и проверены экспериментальным путем. Почему? Дело в том, что психиатрам и психотерапевтам по большей мере приходится иметь дело и лечить людей, уже ставших душевнобольными. Ни один здравомыслящий человек не согласиться стать добровольным участником эксперимента, на практике проверяющий механизм того, как сходят с ума и лишаются рассудка.

Почему люди теряют рассудок: причины и провокаторы
Представители научной среды и практикующие врачи сошлись во мнении: причиной возникновения всех серьезных психических отклонений является совокупное влияние биологических (физиологических) условий, психологических составляющих и социальных факторов.

Физиологические аспекты
Биологические причины душевных болезней – хронически влияющие или стремительно действующие факторы, которые вызывают повреждения и поражения центральной нервной системы, в частности – головного мозга. Физиологическими провокаторами безумства выступают и факторы внешнего мира, и условия внутренней среды организма, воздействие которых вызывает сбои в нормальном функционировании психики. Угнетение и распад высшей психической деятельности часто провоцируют нижеследующие обстоятельства.
Пальма первенства среди физиологических причин сумасшествия принадлежит травматическим воздействиям на черепную коробку средней и тяжелой степени тяжести. Любые повреждения вещества головного мозга и его оболочек так или иначе негативно сказываются на психических функциях. Например, ушиб головного мозга чреват образованием очага поражения в тканях и развитием кровоизлияния. Впоследствии тяжелая травма приводит к гибели нервной ткани, что становится прямым виновником психических дефектов, эпилептических припадков, грубых двигательных нарушений, расстройства речевой функции.

Сойдет ли человек с ума, или его минует такая участь, зависит от степени тяжести травмы и от того, какая именно зона пострадала. Поэтому у одних больных после внутричерепных повреждений возникает амнезия – потеря памяти. Другие особы начинают полагать, что окружающие читают их мысли и строят козни против них. Третьи персоны становятся вспыльчивыми и грубыми, демонстрируют агрессию против других.
Еще одной физиологической причиной, объясняющей, почему человек сошел с ума, является регулярная интоксикация организма сильнодействующими психотропными веществами и алкоголем. Бесконтрольный прием мощных лекарственных средств, употребление наркотиков, регулярное распитие спиртных напитков постепенно отравляет организм и разрушает нервную систему. От интоксикации особый урон ощутим в структурах головного мозга. Именно поэтому наркоман или алкоголик ведет себя неадекватно, деградирует, как личность и со времен сходит с ума, утрачивая человеческий облик.

Биологическая причина безумия человека – нарушение баланса некоторых активных химических элементов головного мозга. Функциями нейротрансмиттеров является регуляция эмоционального состояния: дефицит их производства или сбой в нейромедиаторном обмене приводит к беспричинному ухудшению настроения или же дает старт маниакальной эйфории.
К сожалению, симптомы психических расстройств могут возникнуть и в результате перенесенных инфекционных заболеваний. Нейроинфекция, вызванная бактериями, вирусами, грибками или простейшими, очень быстро поражает структурные отделы центральной нервной системы. Например, следствием герпетического энцефалита часто является депрессия и аутизм.

Очевидным фактором риска выступает пожилой и старческий возраст человека. У лиц преклонного возраста часто присутствуют тяжелые дефекты со стороны сердечно-сосудистой системы. В структурах головного мозга происходят тяжелые дегенеративные изменения. Из-за нарушения кровоснабжения и питания мозга, изменений в структуре сосудов происходит постепенная гибель нейронов – нервных клеток. Уменьшение количества нейронов и нарушение связи между клетками напрямую отражается на ухудшении интеллекта человека.

Именно поэтому среди лиц преклонного возраста встречается много особ, которые напоминают душевнобольных людей. Так, при сенильной деменции, определяется значительное снижение памяти, возникают тяжелые когнитивные дефекты. Больной человек утрачивает критику и лишается возможности самостоятельного обслуживания. Возникает возрастная регрессия: пожилой человек «впадает в детство». Он может демонстрировать злобу и агрессию либо, наоборот, стараться всем угодить. Он не способен логически мыслить, часто не понимает, что и для чего он делает. Атрофия головного мозга в старческом возрасте приводит к нарушениям восприятия реальности. Больной не может ориентироваться правильно во времени и пространстве. У него появляются бредовые мысли и высказывания. Очень часто возникают галлюцинации.

Психологические и социальные факторы
Нас могут обсчитать в магазине и развести на уличных лохотронах. Мы можем нечаянно разбить свой дорогой мобильник и забыть портмоне на сиденье в маршрутке. Мы можем получить уведомление о своем увольнении. Нас могут поставить в известность о том, что банк, где у нас был депозит, разорился. Тысячи факторов: как негативных аспектов, так и позитивных моментов, в какой-то мере могут поколебать наше психическое равновесие. Психические травмы причиняют боль, калечат душу, лишают благоразумия, доводят до самоубийства.
Однако некоторые из нас устойчивы к воздействию стрессовых факторов и не получают серьезного вреда даже после самой трагичной катастрофы. Другие же люди впадают в депрессию и лишаются рассудка при воздействии, казалось бы, крошечных и невредных раздражителей. Все потому, что понимание одной и той же жизненной ситуации у разных людей различается. Для кого-то насморк у любимой кошки – шокирующая драма, для других же даже известие о собственной тяжелой болезни не лишает хладнокровия и здравого рассудка. Это объяснимо тем, что люди по-разному интерпретируют события, наделяют их различной степенью важности.

Немаловажен и еще один факт: стрессоустойчивость человека. Устойчивость к стрессам не что иное, как сила и способность нервной системы адекватно реагировать на раздражители. Чем более устойчивая нервная система, тем человек меньше рискует, что он сойдет с ума.
Соответственно, чем бурнее ответ на предъявленный раздражитель, чем значимее происходящее изменение, то тем больше человек рискует, что в результате стресса у него «снесет башню». При этом вероятность «слететь с катушек» присутствует и у тех, кого накрыло неожиданное глобальное несчастье, и у тех, кого регулярно и методично «прессуют» морально и физически. От того, как мы ведем себя при стрессе, зависит будущее нашей психики (подробная информация о стрессе указана ).

Неадекватно интенсивная реакция субъекта на психотравмирующий фактор часто приводит к реактивным психозам, которые в народе называют безумием человека. В результате инцидента сильный, самостоятельный, доброжелательный человек может стать агрессивным, неуправляемым, опасным для себя и для окружающих психом. Активная и энергичная персона в мгновение ока может погрузиться в депрессию, замкнуться на своих переживаниях и навязчиво прокручивать в голове сцены случившегося. При этом она будет болезненно переживать свою неполноценность и ущербность, размышляя о бессмысленности бытия.
Действие самого крошечного раздражителя при роковом стечении обстоятельств может переполнить чащу, послужив пусковой кнопкой для потери рассудка. Что же может дать старт формированию психического расстройства? Чаще всего непосредственными провокаторами сумасшествия являются следующие ситуации и состояния.

Риск пополнить ряды безумцев и сойти с ума особо велик у того человека, который постоянно терпит неудачи во всех начинаниях. При этом он снимает с себя ответственность за допущенные промахи и винит во всем белый свет. В его понимании, именно окружающая среда является источником бед и проблем. Он убежден, что к нему относятся несправедливо. Против него плетут интриги, ставят палки в колесо. Все свое окружение он воспринимает, как заклятых врагов. При этом такой человек отрицает, что в его характере имеются грубые изъяны, его способности лишены совершенства, а прикладываемые усилия недостаточны для достижения успеха. Такая жизненная позиция в итоге приводит к тому, что человек, измученный закономерными провалами, обретает тяжелые бредовые переживания – паранойю.
Еще одной очевидной причиной того, что человек лишается рассудка, является патологический трудоголизм. Трудоголик не только чрезмерно много и слишком усердно трудится. Он не умеет полноценно расслабляться и грамотно проводить досуг. С его точки зрения, отдых – своеобразный показатель лени. Для него мысль быть незанятым и бездельничать вызывает панику. Однако с научной точки зрения, трудоголизм – прямой признак, что у человека не все благополучно в жизни. Это знак того, что он утратил способность полноценно общаться с окружающими, и погружением в работу он стремится убежать от своих неразрешенных проблем. В результате чрезмерное рвение и избыточная трудовая нагрузка приводит к переутомлению и истощению ресурсов нервной системы. И, как следствие, человек перестает быть адекватной личностью.

Непосредственным провокатором сумасшествия является тяжелая психическая травма, которая оказала громадное влияние на жизнь особы и привела к утрате смысла существования. Вызвать психические расстройства может физическое и сексуальное насилие, тяжелый развод, измена близкого человека, банкротство собственной фирмы, внезапная гибель ребенка или супруга.
Не менее вредной для психического здоровья является вынужденная социальная изоляция человека. Дефицит общения, отсутствие новых впечатлений, невозможность проявить свои эмоции приводит к тому, что особа лишается рассудка. Социальная изоляция делает людей крайне эмоциональными и беспокойными. Пребывание вне человеческого сообщества приводит к искажению восприятия времени, появлению галлюцинаций и навязчивых мыслей, снижению интеллектуальных возможностей.

Виновником того, что человек перешагнул грань нормы и болезни, может стать и психологическая зависимость. Зависимое (аддиктивное) поведение является универсальным решением для «бегства» от реальной жизни. Эмоциональная зависимость заставляет человека отказаться от своих интересов, планов, вынуждает игнорировать собственные потребности и менять жизненные ценности. Аддикция приводит к полному разрушению исходного «Я» и грубым изменениям личности.
Следует помнить: существующая очевидная проблема провоцирует «сдвиг крыши» не всегда и не фатально. Явная причина начинает свое разрушительное действие лишь при наличии ряда условий. При этом возникновение психических расстройств, их развитие, отягощение и исход зависят не только от исходной причины, но и от различных вредных влияний окружающей среды и состояния организма.