Что дает MBA. Зачем нужен MBA и что это вам дает? Зачем мне нужна программа мва эссе

Если вы не обладаете навыками вдумчивого чтения деловой литературы и способностью самостоятельно понимать прочитанное и превращать в инструменты собственного стратегического процесса, и вам не жаль 60 000 евро, то можно и нужно идти учиться по программе MBA .

На высшую квалификационную ступень в области профессионального менеджмента обычно готовы шагнуть люди, которые созрели не только в моральном и профессиональном планах, но и финансово.

Что такое MBA

Родина современной модели бизнес-образования - США. Бизнес-школы, где можно получить степень MBA - мастера делового администрирования (Master of Business Administration) - создаются в основном при университетах. Программы MBA бывают двух видов: одни готовят управленцев по специализациям, другие - менеджеров широкого профиля.

В набор общих дисциплин входят экономика, менеджмент, маркетинг и управление финансами. Обучение построено, в основном, на изучении конкретных бизнес-ситуаций - кейсов. Стоимость обучения варьируется от 20 000 до 60 000 евро, в зависимости от срока (1 или 2 года) и формы обучения.

Ежегодно известные издания с мировым именем, такие как Financial Times и US News, публикуют рейтинги популярности бизнес-школ.

Российские студенты заинтересованы в поступлении в Insead, LBS, Stanford, Chicago Booth, IE Business School, Wharton, Kellogg и Harvard. Лидеры российского бизнес-образования - МИРБИС, Высшая Школа Бизнеса МГУ им. Ломоносова, Московская школа управления Сколково.

«Самые известные и престижные вузы, преподающие MBA-программы, конечно, находятся за границей. Российские школы пока только перенимают их опыт», - комментирует ситуацию Лора Буромская, руководитель отдела рекрутмента московского офиса холдинга АНКОР .

В условиях экономического спада резко увеличилось число заявок на онлайн-программы МВА.

Зачем это нужно?

1. МВА - это повышение капитализации профессии.
2. Неотъемлемая часть обучения - деловые связи (networking). Учиться на МВА идут в основном для того, чтобы выйти на нужные контакты в бизнес-среде, получить возможность поучаствовать в каком-нибудь интересном проекте.
3. Кроме того, обучение в бизнес-школе дает глубинное видение законов функционирования бизнеса и понимание отдельных бизнес-процессов.

А кто студенты?

Большинство студентов (80%), пришедших за МВА-образованием - это либо собственники бизнеса, либо топ-менеджеры. Остальная часть - это молодые люди, для которых важен сам факт наличия диплома МВА.

«...МВА - не цель, это только инструмент, который в последнее время получают все кому не лень. Что изрядно подпортило репутацию МВА как программы. Наличие МВА не делает человека универсальным, и не повышает резко его стоимость как кандидата. Это все мифы. Кстати, бесцельно получать МВА ради самой корочки - это страшный моветон», - говорит руководитель отдела по поиску и подбору постоянного персонала кадрового агентства Coleman Services Андрей Чулахваров.

Очевидно, что МВА действительно сложно применить, не управляя финансовыми потоками и стратегией компании.

Опыт первичен - диплом вторичен

Не спорим, диплом МВА способен украсить любую трудовую книжку. Однако, главными критериями при отборе кандидата на вакансию топ-менеджера по-прежнему остается опыт работы в компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры и высокими управленческими стандартами, а также пройденный карьерный путь.

«MBA нужен только тем, от кого ожидается General Management (то есть генеральные директора). Да и то, при выборе между кандидатом, который имеет успешный профессиональный опыт, и тем, у кого есть MBA, выберут первого. Для серьезных работодателей МВА значительной роли не играет и воспринимается как преимущество, не более того. Для тех, кто пишет «наличие МВА критично» - это показатель незрелости и непонимания целей...», - говорит Андрей Чулахваров.

Но и у этого правила есть исключения.

«Наличие MBA может быть достаточно важным и даже необходимым для кандидатов, претендующих на руководящие позиции, к таким соискателям работодатели действительно могут предъявлять это требование. По популярности чаще можно встретить MBA-образование среди менеджеров финансового/банковского сегмента, общего менеджмента или, в последнее время, стратегического. Но пока нет достоверной информации по эффективности использования такого образования или явной статистики спроса на кандидатов, имеющих степень MBA. Такие требования стали появляться, например, для бизнес-ассистентов при работе с топ-менеджерами и учредителями, поскольку они вовлечены в деятельность всей компании, и им важно понимать особенности бизнес-процессов в организации. Или для функциональных менеджеров при реорганизациях в компаниях», - комментирует Лора Буромская .

Плюсы и минусы

Налицо противоречие: директора сетуют на отсутствие квалифицированных управленцев, готовых взять на себя ответственность, но в тоже время боятся доверить менеджеру с дипломом МВА самостоятельный фронт работ.

Эффект от бизнес-образования есть тогда, когда руководство компании открыто к принятию мирового опыта. Со своей стороны менеджер должен уметь не ломать уже сложившуюся бизнес-среду.

О рисках работодателя говорит Лора Буромская :

«Разумеется, выпускники MBA способны стимулировать позитивные изменения в бизнесе: они знакомы с новейшими достижениями в своей области, у них шире кругозор. Важно только помнить, что теоретические знания и практический опыт - это не одно и тоже. Для работодателя эти знания могут легко превратиться в большую проблему, когда новый сотрудник начнет давать бесконечные "умные" советы, вместо того, чтобы решать конкретные задачи. Кроме того, взять такого человека в качестве руководителя тоже риск. Его решения, базируясь только на теоретической подготовке, могут оказаться ошибочными, что отразится на всем коллективе и на результатах работы компании».

Отличие российского МВА от западного

По мнению самих студентов от бизнеса, лучше, конечно, учиться в западных бизнес-школах - и качество преподавания выше, и преподаватели, по большей части, - практики.

Зато, по причине кризиса, в российских бизнес-школах наборы студентов сильно упали, и, поэтому, требования к вступительным экзаменам стали менее жесткими.

Вот комментарий Лоры Буромской : «МВА в России пока молод и носит более академический характер по сравнению с западными странами. В России это связано со сложностью в привлечении грамотных педагогов из бизнеса. Помимо этого, поступить в западную школу намного сложнее, чем в российскую, так как иностранное образование требует значительно больше, чем просто заплатить деньги, - высокий конкурс, внедрение в новую культурную среду, полная погруженность. В отличие от российского, где конкурс зачастую символичен, и отбор идет скорее по материальному и языковому фактору. Отчасти еще и поэтому западное образование у нас ценится выше.

Но важно отметить, что западное обучение очень оторвано от реалий нашего рынка. Люди, проучившиеся за границей несколько лет и вернувшиеся в Россию, совсем не знают рыночную ситуацию. У российских школ такой проблемы нет, и в этом их главное преимущество».

Наталья Шишкина

Зачем нужен MBA? Действительно ли диплом повышает зарплату в несколько раз или просто красиво висит в рамочке на стене кабинета? Ценят ли MBA работодатели, или это «филькина грамота», которая к тому же стоит больших денег? Узнав ответы на эти и другие вопросы, вы сами решите, будет ли выгодным подобное вложение средств.

Когда-то выпускники MBA напоминали членов масонской ложи или тайной организации «Черепа и кости» - их было мало, о них говорили с придыханием. Сегодня диплом MBA в Соединенных Штатах не выдает только ленивый, а в России мнения разделились: одни считают, что диплом «магистра делового администрирования» автоматически вводит обычного финансиста в круг бизнес-элиты, другие убеждены, что MBA - это каприз за деньги. Истина, как водится, где-то рядом.

MBA (Master of Business Administration) - это степень в области управления бизнесом, которая «котируется» во всем мире. Выпускников MBA самых разных школ, от Йельского университета до МГТУ им. Баумана, сегодня миллионы. И если ваш шеф периодически устраивает выезды всем офисом на природу, кросс-тестирования сотрудников и просит на новогоднюю вечеринку явиться всем в карнавальных костюмах, значит, где-то в недрах кабинета у него наверняка лежит диплом MBA - пресловутому «team spirit» там тоже учат. Такая популярность системы обучения понятна: преподавание ведут на реальных примерах, вся информация практическая и даже фундаментальных экономических знаний не требуется. Миссия одна - научить управлять: людьми, временем, деньгами.

Программы Стандартный курс MBA (General Management) рассчитан на всех желающих приобщиться к миру бизнеса и узнать что-то новое. На обучение по программе Executive MBA (EMBA) берут только руководителей, топ-менеджеров с опытом работы. Можно учиться очно, на вечернем отделении, онлайн.

Цена от $9 000 до $100 000 за весь курс. Навыки В отличие от узкоспециализированных курсов по повышению квалификации вы прослушаете лекции обо всех основных областях менеджмента: бухучете, финансах, маркетинге, продажах, управлении операциями, информационными системами, человеческими ресурсами. Навыки получите вполне практические: аналитические, лидерские, ведение переговоров, деловой этикет, деловой английский…

Почему «да»

Что бы ни говорили скептики, MBA - это мощная образовательная система. Лучшие управленцы среди преподавателей, новейшие механизмы менеджмента, доходчивая подача материала… И отбор кандидатов в престижные школы мира строгий - случайных людей в них не бывает. Например, в Лондонскую бизнес-школу поступить без высшего экономического образования крайне сложно, хотя теоретически для получения MBA специальность не важна (высшее образование необходимо). По времени обучение на курсах MBA займет не меньше 1 000 академических часов, то есть 1,5-2 года, в зависимости от того, какой режим обучения вы выбрали: full-time или вечернее. Очно вам придется заниматься по десять и более часов в сутки - «халявы», как говорится, не будет.

Будет весело. Обучение так построено, что сидеть, откинув голову, и думать: «Муха! Муха на потолке! Как она там держится своими маленькими лапками?..» - вам не придется.

В качестве знаний, которые вы получите, можете не сомневаться. А хорошие знания - прекрасное дополнение к высокоразвитой интуиции.

Все эти тренинги, игры коллективного разума расширяют сознание - вы увидите перспективу роста в той области финансов или бизнес-сфере, которая раньше казалась вам мертвой зоной.

Даже если мгновенного результата не будет, со временем новые знания начнут приносить дивиденды и так или иначе пригодятся в жизни.

Почему «нет»

Так уж сложилось, что у богатейших людей мира, они же яркие руководители (Билл Гейтс, Роман Абрамович и др.), нет дипломов MBA (а у некоторых и вообще никаких дипломов нет). Что не помешало им (а может, и помогло) взлететь на головокружительную высоту. Говорят же, лидерами рождаются. Можно спорить, что лучше: интуитивно нащупывать дорогу к цели методом проб и ошибок или использовать чужой опыт, не изобретая каждый раз колесо с велосипедом. Из-за популярности MBA одной стандартной программы по общему менеджменту стало недостаточно;

Появилась масса специализированных курсов. Эти программы чаще всего заказывают крупные отраслевые компании, которым нужен не просто хороший управленец, а руководитель-логистик или руководитель в сфере HR - то есть не общее место, а человек со специализацией. Именно специализированный MBA, несмотря на свои благие намерения, породил множество казусов, когда возникли «МВА по коневодству» и «МВА по управлению саунами».

MBA - это не палочка-выручалочка, которая за два года превращает ваше резюме из бумажки формата А4 в слиток золота. Работодатели по-прежнему в первую очередь смотрят в графу «опыт работы» и только затем - «образование». И несколько удачных проектов, реализованных вами в короткие сроки, скажут о вас больше, чем громкие буквы «MBA». Как изменится ваша зарплата после получения степени, предсказать трудно. На Западе выпускники ведущих школ получают несколько сотен тысяч долларов ежегодно. Уровень дохода выпускников, кстати, один из критериев, по которым составляется рейтинг школ MBA (их публикуют World Street Journal, Financial Times, Business Weеk и другие). У слушателей курсов в России таких гарантий нет.

Стаж работы при поступлении на Executive MBA требуют, чтобы отсеять совсем уж случайных людей, коневодов и банщиков. Но зачастую этим все и ограничивается: многим российским школам не выгодно ужесточать конкурс, поэтому в одной группе могут оказаться люди не просто разного возраста, но и опыта, и образования, на разной стадии карьерного роста;

Многие едут на курсы, чтобы найти там своего работодателя. Пустая затея. Топ-менеджеры EMBA, которые гипотетически могли бы устроить вашу жизнь, учатся в другое время, часто индивидуально и с вами не пересекаются (если вы сами не топ-менеджер, конечно, но тогда трудоустройство - не ваша забота).

Где лучше: в гостях или дома? Опытные специалисты считают, что западный MBA престижнее и у работодателей ценится выше. У российских школ нет многолетнего опыта преподавания и бюджет поменьше. Однако в отечественной бизнес-школе вам расскажут о российской действительности, и вам не придется адаптировать к собственному «монастырю» чужой «устав».

Западники

По деньгам западный MBA - сплошное разорение. Отталкивайтесь от цифры $50 000 - половина, собственно, на курсы в вузе средней «паршивости» и столько же на проживание. Если вам такие суммы только снятся, можете взять кредит: в Европе с 1995 г. действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития и голландским банком ABN Amro Bank. В Штатах кредиты на MBA выдает, в частности, Citibank. Если вас зачисляют в школу, вы не платите по кредиту на протяжении всего курса обучения (проценты не начисляются), а некоторые банки освобождают от выплат еще на 3-6 месяцев после окончания курсов: дают вам время стать большим начальником, тогда и расплатитесь. Если не хотите связываться с кредитами, узнайте о возможности пройти обучение за счет фирмы - а вдруг ваше начальство пойдет на это?

Поступить в западную школу непросто: нужно написать эссе, сдать два серьезных экзамена по языку, пройти собеседование… Чем престижнее школа, тем сложнее поступить: администрация чутко следит, чтобы абитуриенты уже входили в бизнес-элиту. Поступающие знают об этом и стремятся попасть в рейтинговые учебные заведения, не щадя кошелька своего. Шанс наладить выгодные связи с лучшими представителями мирового бизнеса в престижных университетах очень велик. В российские бизнес-школы поступить проще, но и контингент там более «размытый». Западные школы МВА ориентированы на международный бизнес, поэтому специалист со степенью наиболее востребован в транснациональных компаниях.

Славянофилы

Официально аккредитованных школ MBA, которые имеют право выдавать диплом государственного образца, в России всего 30 (полный список смотрите на сайте Российской лиги MBA http://www.mba.su/). В числе престижных:

1. Академия народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ;
2. Высшая школа бизнеса МГУ;
3. Высшая школа экономики;
4. Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»;
5. Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ.

Цены в 2-3 раза ниже, чем за рубежом. В АНХ за курс «Мастер делового администрирования» длиной два года с вас возьмут около $15 000. В Высшей школе бизнеса МГУ - примерно $17 000. Во Всероссийской академии внешней торговли стандартный курс MBA стоит в районе $10 000.

Многие российские школы сотрудничают с западными, например с Бизнес-школой Хейварда, французской Grenoble Ecole de Management, Университетом Антверпена, которые адаптируют свои case-studies под «эттих русских». Занятия, тем не менее, ведутся на английском языке иностранными педагогами. Все необходимые учебные материалы, как правило, предоставляют бесплатно.

Пусть меня научат

Итак, вы решили пополнить стройные и амбициозные ряды выпускников школы MBA. Что дальше?

Куда пойти Для начала выберите школу, в которой вам хочется получить MBA. По цене ли, по рейтингу, вам решать. Свяжитесь с представителями школы (все контакты есть на официальных сайтах), напишите им письмо - желательно на языке той страны, куда собираетесь поехать учиться, или на английском. В ответ вам отправят предложение - на какой курс по срокам вы успеваете, какие документы необходимы для поступления, список экзаменов и основные требования.

Какие бумажки нужно собрать Если вы выбрали западную школу, кроме паспорта, диплома с вкладышем, трудовой книжки, переведенными и заверенными, эссе на тему «Зачем мне MBA» можете предоставить рекомендацию - от выпускника MBA или крупного руководителя. Чем выше статус школы, которую заканчивал ваш «поручитель», тем лучше. В рекомендации желательно ответить на те же вопросы, что вам зададут на собеседовании: чем вам поможет MBA в работе; к чему вы стремитесь; какой вы видите свою карьеру через пять лет; что вас восхищает или расстраивает в работе менеджера; случалось ли вам сталкиваться с этическими проблемами в работе? Преподавателю важно получить полноценное представление о вас: и о профессиональных качествах, и об умении работать (а значит, и учиться) в команде, и даже о вашей нравственности (на Западе, в отличие от России, этический момент едва ли не самый важный в любой сфере).

К чему готовиться Прежде всего - совершенствуйте английский. Вам предстоит сдать два теста на знание языка: GMAT (General Management Admission Test) и TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Причем вы можете или сдать их на месте, или привезти дипломы, а сами тесты пройти, например, в России (GMAT принимают, в частности, в Академии народного хозяйства).

Первый тест, GMAT, - общеобразовательный, с его помощью выявляют математические, вербальные и аналитические способности поступающих в бизнес-школы. Эдакая проверка реакций, как в кабинете невропатолога. Универсальный совет: делайте ставку не на «креатив» и не на чувство юмора, а на логику. Ее оценивают в первую очередь (кроме безупречного знания английского, само собой). На прохождение теста вам дадут 3,5 часа, за каждую часть поставят отдельную оценку и в общей сложности вы получите от 200 («неуд») до 800 («отлично») баллов.

Тест TOEFL - стандартный экзамен для неносителей языка, обязателен для поступления в большинство колледжей США, Канады и других англоязычных стран. Прочтете без запинки три отрывка из художественной литературы или газетную заметку, ответите на вопросы, законспектируете несколько коротких лекций, напишете эссе на тему и расскажете пару интересных историй - тест пройден.

Сколько денег брать с собой Если вы зачислены в одну из лучших школ мира, обучение обойдется вам в сумму от $30 000 в год, столько же берите на жизнь: жилье, питание, проезд и страховку.

10.12.2015

Что писать в эссе, резюме и онлайн-заявке (application) в Stanford GSB? Мотивационная история – инструмент для структурирования идей и распределения их по документам.

Теперь настало время подготовить полный пакет документов для отправки в приёмную комиссию:

  • резюме (curriculum vitae, CV),
  • два эссе (Essay A: What matters most to you, and why?, Essay B: Why Stanford?)
  • онлайн-заявку (набор онлайн-форм на сайте Стэнфорда),
  • транскрипты из университетов.

С транскриптами всё достаточно просто: я сделал запросы в свои alma mater: МГИМО , Bocconi и University of Minnesota с просьбой отправить транскрипты в приёмную комиссию Стэнфордской школы бизнеса. Университет Миннесоты отправил транскрипты в электронной форме, Боккони сделал отправку по DHL (пришлось оплатить). МГИМО, как и многие российские ВУЗы, услугу по отправке транскриптов не оказывает, поэтому я взял запечатанный конверт с транскриптами в Отделе Болонского процесса МГИМО и сам его отправил. Мне повезло, что все мои транскрипты были на английском языке, иначе пришлось бы делать перевод и заверять у нотариуса. Это нетрудно, но затратно по времени и деньгам.

Мотивационная история: две части

Резюме, 2 эссе и онлайн-заявка – самая интересная и сложная часть пакета документов. Я называю её «мотивационная история », поскольку она должна отражать важнейшие этапы жизни кандидата (отсюда «история») и объяснять мотивацию (1) кандидата учиться на выбранной программе и (2) университета взять кандидата на эту программу (отсюда «мотивационная»).

В этой статье я расскажу, как собрать материал для частей (1) и (2) мотивационной истории и распределить его по документам (резюме, эссе, заявка). В последующих статьях речь пойдёт о каждом документе в отдельности.

(1) Почему я хочу учиться в Стэнфорде?

На этот вопрос я подробно ответил в процессе выбора бизнес-школы – см. статью MBA 03 . То же самое я собираюсь рассказывать и в мотивационной истории.

Где всё это отразить? В эссе В, «Why Stanford?».

(2) Почему я – достойный кандидат?

Теперь мне нужно доказать, что Стэнфорд не прогадает, если выберет меня из тысяч других кандидатов. Для этого я соберу аргументы, почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда (часть 2.1), а также придумаю, чем я могу быть полезен бизнес-школе и её студентам (часть 2.2.).

(2.1) Почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда

Каждая школа ищет кандидатов, удовлетворяющих её собственным критериям. У Стэнфорда их три . Здесь я приведу их полностью, чтобы не упустить важных деталей.

  • Intellectual Vitality

«In assessing intellectual vitality, we believe that your attitude toward learning is as important as your aptitude. We hope that your application will convey your passion, dedication, and genuine interest in expanding your intellectual horizons.

We also consider the initiative with which you seek out opportunities that enhance your knowledge. We want to understand your willingness to master concepts that may not be immediately relevant to your intended career, to carve your path in ambiguous environments, and to support the school’s goal of developing knowledge that deepens and advances the practice of management ».

  • Demonstrated Leadership Potential

«As we review your application, we are considering your leadership potential as demonstrated through your personal character and professional competence.

Your personal character matters not only because integrity is the cornerstone of any academic community, but also because of the vast responsibility our society places on leaders of businesses and social-sector organizations. As a result, we look for evidence of behaviors consistent with your ideals, even under difficult circumstances-a sort of directed idealism.

We want to understand your personal motivation and convictions, and your ability to confront complex, unfamiliar issues with good judgment. We also try to uncover the ways in which challenges to your beliefs may have changed some of your perspectives and reinforced others.

In understanding your professional competence, we look for both leadership experience and potential. In doing so, we don’t limit ourselves to your professional life. Neither should you. We look at your background for evidence of the ways you have influenced the people and organizations around you, and the way those experiences have shaped you.

We look for evidence of your desire to make a lasting impact in the organizations you serve throughout your career, inspiring and motivating your colleagues.

We consider your awareness of what you do well and the areas in which you can improve, and your openness to feedback. Ultimately, we gauge your commitment to utilizing fully your opportunities and available resources ».

  • Personal Qualities & Contributions

«The strongest applications we see are those in which your thoughts and voice remain intact. The Stanford MBA experience relies on authenticity among students. To understand how you will contribute to and benefit from the University community, we need to know who you are, not simply what you have done. Your experiences, beliefs, passions, dreams, and ambitions will help form the Stanford community.

Take time to reflect on who you are, and have confidence in yourself. We always remember that there is neither an “ideal” candidate nor a “typical” Stanford MBA student. You should remember this, too.

While the Stanford GSB community does include students who have pursued incomparable opportunities, most Stanford MBA students have excelled by doing ordinary things extraordinarily well. What you make of an experience matters to us, not simply the experience itself ».

Как я понял эти критерии?

Постараюсь перефразировать на русском:

  • Intellectual Vitality способность и желание учиться. Мало сказать, что я отлично учился. Нужно привести примеры, когда я тянулся к знаниям вопреки трудностям. Например, не понимал материал и сидел под дверьми профессора в ожидании office hours.
  • Demonstrated Leadership Potential – проявления лидерских навыков и инициативы, а также ценности и убеждения , ставшие их основой. Мало сказать, что я участвовал в организации клуба дебатов. Нужно объяснить, почему я это делал и какие выводы извлёк.
  • Personal Qualities & Contributions искреннее описание интересов и ценностей, без попыток понравиться или продемонстрировать свою успешность . По сути, ответ на вопрос, что важно лично для тебя.

Почему я подхожу?

Определившись с требованиями программы, я стал размышлять, почему я подхожу под них. Для этого

  • Взял набор красных стикеров и начал писать на них свои всевозможные достижения, навыки, интересы и ценности ,
  • Написав несколько, распределил их по группам Intellectual Vitality, Demonstrated Leadership Potential, Personal Qualities and Contributions,
  • Под стикеры, не вошедшие ни в одну группу, я сделал три дополнительные группы :
    Global Mindset (все о международном опыте и интересе к другим культурам),
    Technical Competence (математические навыки, программирование) и
    Communication (опыт и тяга к публичным выступлениям, переговорам)
  • Написал ещё несколько стикеров, опять распределил по группам и т.д.

Весь процесс занял несколько дней и в результате дал разноцветный шкаф на фотографии. Левые три столбца – критерии GSB, правые три – мои дополнительные группы.

Где всё это отразить?

По всем документам. Через некоторое время стикеры с материалами о себе я снял со шкафа и принялся сортировать по документам: эссе А, эссе В, резюме, онлайн-заявка, 2 рекомендации. Общее правило такое:

  • Эссе А : всё, что связано с ценностями и историями, что я за человек. Минимум саморекламы. Подробнее см. статьи об эссе А .
  • Эссе В : то, что вытекает из эссе А. Почти никакие стикеры со стены сюда не попали. Подробнее см. статьи об эссе B .
  • Резюме : короткие яркие факты (отличное место для саморекламы). Подробнее см. статью о резюме / CV .
  • Онлайн-заявка : все остальные факты. Важные, но менее яркие (например, игра в футбольной команде, стажировка или короткая программа обмена во Флоренции)
  • Рекомендации : факты / истории, которые лучше всего рассказывать со стороны.
    Идеальный вариант – что-то не умел, получил плохой фидбек, очень постарался, выучился, стал экспертом. Для меня это было моделирование в Excel.
    Идеи, относящиеся сюда, я обсудил с рекомендателями. На их основе они составили рекомендации. Подробнее см. статью о рекомендательных письмах .

(2.2) Чем я могу быть полезен бизнес-школе

Бизнес-школа – место, где люди учатся не только и не столько у профессоров, сколько друг у друга. Это особенно ярко проявляется в Стэнфорде, отличающемся культурой взаимной поддержки студентов и выпускников. (Я много писал об этом со слов студентов и выпускников в статье о Стэнфорде . Вообще, пишут об этом повсеместно; в частности, ). Поэтому мне очень важно доказать приёмной комиссии, что я буду полезен другим студентам и что со мной будет интересно.

Как я это собирался делать:

  • Одна из моих ценностей – возможность постоянно учиться у других и учить других. Поэтому я с удовольствием буду активно участвовать в учебных обсуждениях и внеклассных мероприятиях на пользу себе и другим
  • Разговаривая с выпускниками, я узнал, что иногда студенты сами организуют курсы для своих однокурсников и ведут их. Я подумал, что мне было бы интересно прочитать в Стэнфорде курс о консалтинге для желающих там работать. Тем более у меня уже были идеи, что в него включить.
  • Когда я учился в США в школе и магистратуре, я заметил, что вечера с русской кухней пользуются популярностью у американцев. Почему бы не повторить?
  • В Стэнфорде есть программа развития лидерства Arbuckle Leadership Program, на которой студенты-второкурсники помогают развивать лидерские качества первокурсникам. Я хочу принять в ней участие и как протеже, и как ментор

Где всё это отразить?

Преимущественно эссе В.

* * *

Материал для Стэнфорда собран и распределён по документам. Однако это не означает, что он не будет претерпевать изменения. Впереди много итераций с каждым документом, особенно эссе. Общие идеи, скорее всего, останутся неизменными, а вот конкретные примеры и истории поменяются. Расскажу об этом подробно в следующих статьях.

Спасибо за чтение.

Виктор Рогуленко

Тэги:

Полезны ли MBA-программы, что дает диплом магистра делового администрирования тем, кто работает в IT? Мы спросили выпускников американских, британской, испанской и норвежской бизнес-школ.

В закладки

Остап Гулько, бизнес-аналитик DataArt , Львов

IE Business School, Испания

Остап Гулько (в шляпе) с однокурсниками из IE

Выбор школы

Когда я решил подавать документы, мне было 28 лет, у меня уже был довольно серьезный опыт в корпоративном мире, и будущее выглядело прогнозируемым. Захотелось попробовать себя в другой роли, отрасли, а если повезет, - стране.

Я искал годичную программу full-time с хорошими отзывами. Согласно рейтингу Financial Times, IE Business school входит в десятку лучших в мире, кроме того, была возможность закончить программу, совместную с MIT. Когда узнал, что помимо прочего, получил стипендию на 40 % стоимости обучения и льготный кредит на 20 % - выбор был очевиден.

Впечатления

Порадовали качество образования, гибкая структура программы и упор на мультикультурное разнообразие - отличная смесь. Из недостатков: школа молодая, бренд пока уступает именитым американским учебным заведениям, а расположение в Испании накладывает отпечаток на процесс трудоустройства: большое значение приобретают локальный опыт и гражданство Евросоюза. Поэтому я с самого начала был настроен на возвращение в консалтинг в Москве или Киеве.

IE считается самой сильной бизнес-школой в Европе именно по части обучения предпринимательству. Она заточена под работу с высокими технологиями и венчурный капитал, многие выпускники уходят пилить свои стартапы, над которыми начинают работать еще в школе, или присоединяются к уже существующим.

Во многом MBA - уникальный опыт. Никакие книги и вебинары не научат тебя работать с ребятами из 55 стран с самым разным бэкграундом. Инструктор-морпех из Калифорнии, серийный предприниматель из Сан-Паулу, спец по борьбе с эпидемиями, работающая в ООН. Список можно продолжать. Все участники процесса, как писали в советских газетах, люди интересной судьбы.

Главное, что я приобрел, наверное, бесстрашие. Из-за жутких нагрузок, когда нужно успеть все в срок, повышается толерантность к риску. Ты учишься жить в атмосфере неопределенности, характерной для современного VUCA-мира.

После выпуска

Работу я нашел через два месяца после выпуска, а активный поиск начал еще во время учебы. В школе есть центр трудоустройства c отраслевыми консультантами, а ближе к концу учебного года проходит ярмарка вакансий. Инвестиции в обучение окупились приблизительно через три года - доход после выпуска подскочил где-то в два раза.

В MBA-тусовке есть расхожая шутка, что правильный ответ на любой вопрос - “it depends”. Да, степень от хорошей школы открывает много дверей, но войти в них предстоит самому, диплом сам по себе - не серебряная пуля. Вы можете многое попробовать, терпеть неудачи, менять приоритеты, искать то, что подходит лично вам, благо кастомизация обучения это позволяет.

Сейчас часто говорят о феномене свитчеров - людей, приходящих в IT-сферу извне. Иногда с негативной коннотацией, что отчасти оправдано нехваткой навыков и знаний, нужных, чтобы сразу включиться в работу.

В свою очередь, человеку с техническим бэкграундом сложно перейти на управленческую должность, ввиду отсутствия бизнес-знаний и коммуникативных навыков. MBA - стрессовый, но эффективный способ закрыть пробелы за относительно короткий промежуток времени.

Ярослав Дятчик, директор офиса DataArt , Люблин

University of Illinois, США

Ярослав (крайний справа) на вручении диплома

Выбор школы

Я окончил политехнический институт, но, начиная с 2005 года, фокус деятельности все больше сдвигался в сторону бизнеса. Многие решения принимал интуитивно, без фактического анализа. Но мне хотелось более детально понимать процессы, изучить методы и инструменты, которые смогли бы помочь принимать верные решения.

К выбору программы MBA подошел прагматически - проанализировал рейтинги, рекомендации, преподавателей, цены. Поскольку я уже имел опыт в IT, старался найти наиболее обширный курс, без привязки к конкретной отрасли.

Впечатления

Трудно сказать, насколько удачным был мой выбор - нет реальной возможности самому оценить программы других университетов. Мне понравился интердисциплинарный подбор лекторов: от академических преподавателей до чистой воды практиков из различных областей. К минусам отнес бы подход американских преподавателей к передаче знаний: всегда чувствовал, что они делятся необходимым минимумом, многое оставалось за кадром.

Я не подсчитывал, как быстро MBA себя окупил. Думаю, важно, чтобы то, что мы делаем и чему учимся, приносило удовольствие, вызывало интерес, генерировало новые идеи.

Могу определенно сказать, что программа MBA позволила упорядочить понятия и систематизировать подход к работе. Не следует рассматривать MBA как полный курс, скорее, это некое обобщение, которое открывает тебе новые горизонты.

MBA будет прекрасным дополнением к любому образованию, вне зависимости от отрасли, если вы не экономист. Кроме того, в индустрии разработки ПО нет чистого IT, каждое решение относится к конкретной области бизнеса: финансам, туризму, здравоохранению и т. п.

Более глубокое понимание происходящих в бизнесе процессов позволяет взглянуть на свою работу, приоритеты и цели в несколько иной перспективе. Во многом это умение недооценено, далеко не каждый может выйти на новый уровень абстракции и оценить свои действия со стороны.

Мария Кузенкова, бизнес-аналитик DataArt , Воронеж

Saint Mary"s University of Minnesota, США

Выбор школы

Когда я задумалась о получении MBA, у меня уже было высшее математическое образование. Два года я проработала в крупной российской IT-компании, но поняла, что для дальнейшего карьерного роста не хватает бизнес-образования.

К тому же, на тот момент я уже несколько раз побывала в США, и мысль, что я хотела бы переехать туда, не оставляла. MBA в Штатах было хорошей возможностью, с одной стороны, получить необходимые знания, с другой - пожить там достаточно долго, чтобы понять, хотела бы я остаться насовсем. В случае выбора в пользу в Америки, у меня был бы американский диплом, что повысило бы шансы найти достойную работу.

Я выбрала Saint Mary"s University of Minnesota в небольшом городке Рочестер, поскольку он находится в непосредственной близости от городка, в котором я по обмену училась в школе и где у меня много друзей и знакомых. Вторым пунктом в пользу этого университета была относительно низкая стоимость обучения по сравнению с другими программами.

Впечатления

Я осталась очень довольна университетом и программой. Большинство преподавателей работали на руководящих должностях в крупных компаниях (в основном в Mayo Clinic - градообразующем предприятии Рочестера), поэтому программа была насыщена примерами из реальной жизни.

Мне очень понравилось, что практических занятий было больше, чем теории. К примеру, в качестве дипломной работы я вместе еще с несколькими студентами составляла бизнес-план для небольшой местной благотворительной организации. Особенно приятно было узнать, что многие идеи из разработанного нами бизнес-плана были реализованы и принесли плоды.

Программа MBA не была привязана к IT. Можно было выбирать между Finance, Healthсare Administration, Project Management, Human Resource Management, или же general MBA без привязки к определенной специализации. Я сделала выбор в пользу последней опции и не пожалела. Выбирать узкую специализацию лучше, когда знаешь, в какой именно сфере хочешь работать, а у меня на тот момент еще не было определённости на этот счёт.

Программа MBA дала мне полный комплекс теоретических и практических знаний по менеджменту. Кроме того, она помогла мне усовершенствовать навыки владения устным и письменным английским, получить опыт создания презентаций и публичных выступлений, научила работать в команде и не бояться быть лидером. Но самое главное, на мой взгляд, что я извлекла из обучения, - умение мыслить "out of the box" и решать сложные и нестандартные задачи.

После выпуска

Несмотря на сравнительно низкую стоимость программы, инвестиции по российским меркам потребовались немалые. Но для меня эти вложения окупились с лихвой.

Во-первых, я приняла очень важное для себя решение вернуться на родину. Я поняла, что добиться успехов и изменить свою жизнь к лучшему можно везде, а быть рядом с родными и близкими - бесценно.

Во-вторых, американский диплом MBA помог мне устроиться на работу в России. Полученное образование дало значительное преимущество перед другими кандидатами и возможность выбирать между лучшими компаниями в нашем городе. В результате уровень моих доходов заметно вырос.

Пригодилось ли данное образование в моей текущей профессии в IT? Однозначно. Бизнес-аналитику очень важно понимать законы бизнеса и бизнес-процессы, мыслить глобально и эффективно, иметь навыки общения с топ-менеджментом и командой, уметь проводить воркшопы и презентовать идеи. Полученный опыт помогает мне успешно справляться со всеми стоящими передо мной задачами и быть уверенной в своих силах.

Марина Семилетова, менеджер проектов DataArt , Санкт-Петербург

Выбор программы

Я поступила в программу в 1998 году. Мой диплом называется Master of Business in Science, в России он приравнивается к MBA. Как таковой цели получить MBA у меня не было, был интерес иметь хорошее экономическое образование.

Я получила грант и стипендию от норвежского правительства и поехала учиться в город Будё в университете провинции Нурдланд. После MBA я получила повторный грант еще на два года и продолжила обучение на Advanced Master (это ступень, предшествующая PhD).

Впечатления

Я была довольна выбранной школой и образованием в целом. Оно заметно отличалось от российского - до этого я три года училась в БГТУ (СПб). Самое главное, что я получила, это способность применять теорию на практике. А процессе обучения мы проходили много кейс-стади, и это помогло в бизнесе.

Евгений Веселов, Delivery Manager DataArt , Люблин

Edinburgh Business School, Шотландия

Выбор школы

До MBA у меня за плечами уже были 12 лет работы в индустрии и магистерский диплом направления компьютерных наук. Я задумался об MBA, так как хотел получить новые знания, которые бы помогали делать работу лучше и расти профессионально. Кроме всего прочего, было интересно систематизировать знания и встретить новых людей.

Edinburgh Business School я выбрал, т. к. она была доступна финансово, университет входил в топ-300 в мире и на выходе давал британский диплом.

Впечатления

В целом я доволен программой, получил довольно интересные и практически применимые знания, встретил много новых друзей из разных сфер: юриспруденции, сельского хозяйства, ритейла, финансов, фармакологии. Узнал, что их проблемы очень похожи на наши. Например, если вы думаете, что сложно найти Java-архитектора, вы наверняка не искали высококвалифицированного сварщика. Жуткий восторг вызвали экскурсии на предприятия реального сектора, например, мы посмотрели изнутри, как работает пивзавод.

Евгений Веселов во время экскурсии на пивзаводе

После выпуска

Работу после бизнес-школы я нашел довольно быстро. Через месяц после получения диплома на меня вышли рекрутеры DataArt. В целом, жить и работать стало интереснее. Самое ценное, что мне дала MBA, - умение смотреть на вещи с позиции работающей системы, где каждая деталь может быть важна. При всем этом пришло осознание того, что очень часто приходится рисковать и принимать решения, основываясь на неполной картине мира.

Я думаю, что на позициях в IT уровня Delivery Manager и выше знания, которые дает МBA, просто необходимы. Например, финансовый менеджмент и основы бухгалтерского учета, маркетинг и стратегический менеджмент, основы переговоров и HR. Другой вопрос, что все это можно изучать самостоятельно, вне определенной бизнес-школы, но это будет не так увлекательно и эффективно.

Написать

Ругать российский MBA у многих считается признаком хорошего тона. И учат не тому, и не те, да и вообще в России не может быть хорошего бизнес-образования.

В какой-то степени эти упрёки, наверное, справедливы. Идеальных вещей вообще не бывает. Проблема, однако, заключается в том, что зачастую, российское бизнес-образование и MBA критикуют те, кто сам не учился и знает об этом лишь понаслышке.

Насколько правы критики?

Я склонен согласиться, что некоторые наши бизнес-школы дискредитировали бренд MBA . Что отдельные из них просто штампуют дипломы, не требуя от выпускников реальных знаний. Но означает ли это, что все российские бизнес-школы плохо учат? И можно ли огульно утверждать, что все российские MBA плохи? – Отнюдь.

Независимые рейтинги показывают, что в стране есть достойные бизнес-школы. Их выпускники MBA отмечают высокий уровень удовлетворённости обучением. Эти школы, как правило, входят в "Народный рейтинг MBA ", который формируется на основе опросов выпускников. При чём, это не просто выпускники, а люди, которые окончили программы несколько лет назад – т.е. у них было время сполна оценить эффект от полученного образования. Этот рейтинг трудно упрекнуть в предвзятости – сами школы не имеют отношения к его составлению.

Таким образом, в России имеются толковые MBA и это факт. И голословные сомнения тех, кто не имеет собственного опыта учёбы, я бы не стал воспринимать серьёзно.

Но как насчёт претензий от тех, кто всё же учился? – Здесь есть о чём поговорить.

Главное, что нужно понять – в случае с MBA , как и любым другим товаром, всё просто. Хочешь получить хороший MBA – иди в хорошую рейтинговую школу. А не ведись на всякие дешёвые "аналоги" в страстном стремлении сэкономить…

Вспоминается один показательный случай. Человек подыскивал себе MBA . Сначала он обратился в хорошую рейтинговую бизнес-школу. Ему предложили несколько программ на выбор – MBA , она дешевле, и Executive MBA – подороже. Через несколько дней он возвращается и заявляет, что нашёл бизнес-школу при одном из региональных ВУЗов, где MBA стоит в 2 раза дешевле. При этом количество учебных часов там в 3 раза больше!

Ему поясняют, что количество часов может быть хоть в 100 раз больше, но это не означает, что это качественное бизнес-образование. Скорее всего, ему под видом MBA просто упаковывают солянку из стандартных вузовских курсов... Равно и цена может быть в 10 раз ниже, но сможет ли бизнес-школа за такие копейки пригласить в программу качественных бизнес-тренеров? – Аргументы не впечатлили…

Через год встречаю этого человека, спрашиваю: "Ну как учёба?". – В ответ: "Чушь, одни теоретики!" (и это я ещё корректно передал смысл). Причём негодует по поводу всех MBA , а не конкретно своего выбора…

Кто-нибудь удивлён? – Я – нет. Логическое мышление и самоанализ – не самые сильные стороны homo sapiens

Помимо стойкого пристрастия к неуместной экономии, есть ещё одна возможная причина недовольства MBA . Люди банально идут не на те программы, которые им подходят. А иногда на MBA идут и те, кому вовсе идти нельзя.

MBA точно бесполезен для тех, кто не готов положить какой-то этап своей жизни на карьеру и зарабатывание денег. Т.е. для большинства людей. Многие люди предпочитают отстранённо вздыхать о красивой жизни и не готовы приложить к её строительству хоть сколько-нибудь значимые усилия.

Диплом MBA для таких людей станет разочарованием. Он сам по себе, равно, как и знания, которые за ним стоят, не даёт ни денег, ни карьеры. MBA – хорошее подспорье для амбициозных карьеристов. Они получают знания и навыки, которые делают их более эффективными, ускоряют и упрощают их путь. Но вместо них этот путь никто не пройдёт…

Думаю также, что на MBA не стоит учиться собственникам, которые получили свой бизнес нечестным путём. Бизнес-образование для таких людей, за некоторыми исключениями – это баловство. Они занимаются не повышением эффективности и развитием своего бизнеса, а куют механизм максимально быстрого выкачивания денег из доставшихся активов. Мыслят краткосрочными перспективами. Видимо, потому что боятся, что рано или поздно неправедно нажитую собственность конфискуют. Поэтому не видят для себя смысла инвестировать в повышение эффективности управления.

К счастью, или к сожалению, но на MBA разграблению компаний и страны не учат. MBA – это про эффективность и развитие.

Так кому же будет полезен MBA и какую программу выбрать?

На примере бизнес-школы, которой руковожу, могу утверждать, что самую впечатляющую пользу от MBA получают собственники, которые сами создавали свои компании и хотят их дальнейшего роста, а также наёмные сотрудники, которые хотят карьеры и денег. И они готовы для этого пахать.

Портрет идеального слушателя MBA , согласно моим наблюдениям, таков: 25 – 35 лет, карьерист, при этом карьера ещё только в начале пути – это либо младшее, либо среднее звено компании. Трудоголик. Конкретен по жизни и в делах. Хочет денег и готов их зарабатывать. Знает, что для карьеры нужны знания и диплом.

При этом Executive MBA – так называются премиальные MBA высшего уровня – имеют иную аудиторию. Они для людей постарше, более опытных. Как правило, это 30 – 45 лет. Либо состоявшиеся собственники, либо топ-менеджеры. Также сюда попадают управленцы среднего звена, которые готовятся прыгнуть на топовые позиции. Мотивация у слушателей Executive MBA значительно отличается от целей MBA шников. Эти люди в меньшей степени нуждаются в карьерном росте (он уже и так впечатляющий), но всерьёз заинтересованы в повышении эффективности компаний, которыми руководят, а также собственном профессиональном и личностном развитии. Поэтому хорошие Executive MBA – это про рост и развитие во всех аспектах зрелого бизнеса.

Если вы, уважаемый читатель, увидели себя в описанных примерах и подумываете об MBA , то вам точно будут интересны случаи, когда идти учиться всё равно не стоит.

Ни в коем случае не стоит идти на MBA , до тех пор, пока вы не представляете себе, как будете строить карьеру. Т.е. не имеете хотя бы общего реального плана. Надежда на то, что после получения диплома карьера вас найдёт сама, и вы немедленно возглавите какой-нибудь ГазНефть – забудьте об этом. MBA – отличный помощник в построении карьеры, но чтобы эта помощь сработала, вы должны двигаться в чётком направлении. А не ждать манны небесной. Лично знаю нескольких человек, которые получив хороший западный MBA и вернувшись в Россию, были очень удивлены тем, что к ним не выстроилась очередь из работодателей. На Западе, кстати говоря, они тоже оказались никому не нужны.

Также нельзя идти учиться в поисках себя. По принципу: "Я потерялся по жизни, пойду поучусь, может найду себя". MBA – это точно не про лечение тонкой душевной организации потерявшихся по жизни, это про жёсткий эффективный бизнес. Там никто не будет возиться с человеком в попытке возродить его из пекла.

Ну и, наконец, резюмируя. MBA – это штучный товар, элитное бизнес-образование. Если человек ругает MBA – значит, он либо выбрал не ту школу, либо попал на программу не в тот период своей жизни. Или, как уже говорилось выше, на MBA ему не стоило идти вовсе. Но таких критиков, по моему мнению, немного, абсолютное большинство выпускников рейтинговых школ довольны полученным образованием. Намного чаще ругаются те, кто сам не учился, своего опыта не имеет. Почему ругаются? – Видимо, нравится им это дело – ругаться.