Что такое феномен? Значение слова «феномен.

Что такое Феномен? Значение и толкование слова fenomen, определение термина

1) Феномен - (греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое идеальное содержание, называемое ноуменом. 2) В основе феноменологии лежит убеждение, что в глубинах сознания имеются такие феномены, которые выражают его единство с бытием и, следовательно, несут в себе определенную истину, смысл. Такие феномены следует искать и непредвзятым образом описывать как самоочевидные реальности, для воссоздания смысла которых необходимо отстранить искажающие влияния от привносимых субъективных образов или общепринятых мнений и оценок.

2) Феномен - (греч. - являющееся) - понятие, означающее явление предмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность предмета. Явление предмета нетождественно сущности его. Познание, т. о., предполагает переход от явления к сущности. В классической философии Ф. принципиально противопоставляется ноумену, который остается за пределами чувственно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созерцания. В частности, Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую принципиально непознаваемой. В философии XX в. понятие Ф. наиболее характерно для феноменологии. Гуссерль активно разрабатывал содержание понятия Ф. Сознание, будучи всегда интенциональным, направлено на предмет, конституируемый в ноэтических актах. Ф., следовательно, есть обнаружение предмета в модусе самоочевидности. В феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета и обнаруживается слитность являющейся сущности с потоком сознания, "самополагание", "самоданность", "самопроявляемость" сущности через Ф. Все чаще Гуссерль обозначает Ф. следующими словами: т. е. "само-себя-через-само-себя-раскрывающее". Т. о., Ф. не есть предмет, существующий вне сознания, но он не есть и непосредственное составляющее сознания. Ф. создается, конституируется феноменологом для ясного, неискаженного переживания предмета в его сущности, первозданности. Г. X. Керимов

3) Феномен - - понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи ") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это граница опыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты ", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как " первофеномены " и рациональное содержание значений (" идеи "). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективный подход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

4) Феномен - - понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому человеку не думать о неизбежном конце. В то же время явление существует и оказывает заметное влияние на процессы развития общества, цивилизации и культуры (в основном искусств). Массовая культура взяла факт умолчания на вооружение: появились триллеры - фильмы ужасов и мерзостей, соответствующая литература, все это нашло обобщающее определение - чернуха. В немецких концлагерях, как нам говорят, люди шли в газовые камеры, уверяя (?) друг друга и самих себя, что идут в баню (естественно, с подачи палачей). Фигурой умолчания является и определенная государственная политика, заключающаяся в том, что народу не говорят правду, считая, что он не "созрел", "не поймет", "опыт показывает" и т.п., и принимая решения за народ. Подобная политика является вынужденным злом, в основе которого лежит недостаточная разработанность вопросов социальной психологии, философии и обработки информации группами людей (социального интеллекта). Явным злом является отсутствие признаков, указывающих на то, что индивидуумы, которым общество доверило решать задачи управления, пытаются с этим злом бороться.

5) Феномен - (от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии З.Гуссерля феномены – последние, глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему. Это «чистые» идеальные формы, не замутненные психологизмом. Для сознания, осуществившего «феноменологическую редукцию», т.е. направленного вглубь самого себя, феномены непосредственно раскрываются: себя в себе самих показывают, самоявляются. Они есть единство идеального предмета и смысла. «Чистое сознание » представляет собой поток феноменов.

6) Феномен - (Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что теософически и эзотерически каждое " чудо " - начиная с библейских и кончая тавматургическими - есть просто феномен, но ни один феномен никогда не является чудом, то есть чем-то сверхъестественным или находящимся вне законов природы, так как подобное в природе невозможно.

7) Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) - филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда - синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую « вещь в себе », эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании. В философии Ф. Брентано Ф. есть общее обозначение всего, что может стать объектом научного исследования, особое внимание уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает различение «психических» и «физических» Ф. Наибольшую известность и разработку термин «Ф.» получает благодаря трудам Э. Гуссерля. Естественному, «натуралистическому», пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые Ф.», т.е. Ф., очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием. Ф. выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «Ф.» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания (М. Шелер, М. Хаидеггер). Так, интерпретируя Ф. как «себя-в-себе-самом-показывающее», Хаидеггер увязывает возможность такого «показа» с речью и приписывает Ф. возможность «сокрытия-себя-самого», что делает возможным введение в Ф. временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральное™» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно Ф., а не « явление » (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования.

8) Феномен - - сущее, показывающее само себя. Противоположность – кажимость. От феномена надо отличать явление, показывающее себя опосредованно. Феномен - не явление, но явление включает в свой состав феномен. Различие феномена и явления для Хайдеггера очень важно потому, что вся проблематика истинности для Хайдеггера заключена в дилемме скрытое - открытое. Исследовать для Хайдеггера- значит раскрывать, выводит на свет то, что было сокрыто.

9) Феномен - - философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувств, созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). Феноменологические, т. е. "явлениевые" (феноменологические) концепции и теории особенно бурно стали развиваться в XX столетии в рамках пропозитивистски ориентированной западной науки.

10) Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. Первофеномен).

11) Феномен - (греч. phainomenon - являющееся) - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от ноумена, к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой (Агностицизм). С т. эр. диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

Феномен

(греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое идеальное содержание, называемое ноуменом. 2) В основе феноменологии лежит убеждение, что в глубинах сознания имеются такие феномены, которые выражают его единство с бытием и, следовательно, несут в себе определенную истину, смысл. Такие феномены следует искать и непредвзятым образом описывать как самоочевидные реальности, для воссоздания смысла которых необходимо отстранить искажающие влияния от привносимых субъективных образов или общепринятых мнений и оценок.

(греч. - являющееся) - понятие, означающее явление предмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность предмета. Явление предмета нетождественно сущности его. Познание, т. о., предполагает переход от явления к сущности. В классической философии Ф. принципиально противопоставляется ноумену, который остается за пределами чувственно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созерцания. В частности, Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую принципиально непознаваемой. В философии XX в. понятие Ф. наиболее характерно для феноменологии. Гуссерль активно разрабатывал содержание понятия Ф. Сознание, будучи всегда интенциональным, направлено на предмет, конституируемый в ноэтических актах. Ф., следовательно, есть обнаружение предмета в модусе самоочевидности. В феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета и обнаруживается слитность являющейся сущности с потоком сознания, "самополагание", "самоданность", "самопроявляемость" сущности через Ф. Все чаще Гуссерль обозначает Ф. следующими словами: т. е. "само-себя-через-само-себя-раскрывающее". Т. о., Ф. не есть предмет, существующий вне сознания, но он не есть и непосредственное составляющее сознания. Ф. создается, конституируется феноменологом для ясного, неискаженного переживания предмета в его сущности, первозданности. Г. X. Керимов

Понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи ") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это граница опыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты ", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как " первофеномены " и рациональное содержание значений (" идеи "). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективный подход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

Понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому человеку не думать о неизбежном конце. В то же время явление существует и оказывает заметное влияние на процессы развития общества, цивилизации и культуры (в основном искусств). Массовая культура взяла факт умолчания на вооружение: появились триллеры - фильмы ужасов и мерзостей, соответствующая литература, все это нашло обобщающее определение - чернуха. В немецких концлагерях, как нам говорят, люди шли в газовые камеры, уверяя (?) друг друга и самих себя, что идут в баню (естественно, с подачи палачей). Фигурой умолчания является и определенная государственная политика, заключающаяся в том, что народу не говорят правду, считая, что он не "созрел", "не поймет", "опыт показывает" и т.п., и принимая решения за народ. Подобная политика является вынужденным злом, в основе которого лежит недостаточная разработанность вопросов социальной психологии, философии и обработки информации группами людей (социального интеллекта). Явным злом является отсутствие признаков, указывающих на то, что индивидуумы, которым общество доверило решать задачи управления, пытаются с этим злом бороться.

(от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии З.Гуссерля феномены – последние, глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему. Это «чистые» идеальные формы, не замутненные психологизмом. Для сознания, осуществившего «феноменологическую редукцию», т.е. направленного вглубь самого себя, феномены непосредственно раскрываются: себя в себе самих показывают, самоявляются. Они есть единство идеального предмета и смысла. «Чистое сознание » представляет собой поток феноменов.

(Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что теософически и эзотерически каждое " чудо " - начиная с библейских и кончая тавматургическими - есть просто феномен, но ни один феномен никогда не является чудом, то есть чем-то сверхъестественным или находящимся вне законов природы, так как подобное в природе невозможно.

(от греч. phainomenon - являющееся) - филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда - синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую « вещь в себе », эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании. В философии Ф. Брентано Ф. есть общее обозначение всего, что может стать объектом научного исследования, особое внимание уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает различение «психических» и «физических» Ф. Наибольшую известность и разработку термин «Ф.» получает благодаря трудам Э. Гуссерля. Естественному, «натуралистическому», пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые Ф.», т.е. Ф., очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием. Ф. выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «Ф.» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания (М. Шелер, М. Хаидеггер). Так, интерпретируя Ф. как «себя-в-себе-самом-показывающее», Хаидеггер увязывает возможность такого «показа» с речью и приписывает Ф. возможность «сокрытия-себя-самого», что делает возможным введение в Ф. временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральное™» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно Ф., а не « явление » (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования.

Сущее, показывающее само себя. Противоположность – кажимость. От феномена надо отличать явление, показывающее себя опосредованно. Феномен - не явление, но явление включает в свой состав феномен. Различие феномена и явления для Хайдеггера очень важно потому, что вся проблематика истинности для Хайдеггера заключена в дилемме скрытое - открытое. Исследовать для Хайдеггера- значит раскрывать, выводит на свет то, что было сокрыто.

Философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувств, созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). Феноменологические, т. е. "явлениевые" (феноменологические) концепции и теории особенно бурно стали развиваться в XX столетии в рамках пропозитивистски ориентированной западной науки.

(от греч. phainomenon - являющееся) - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. Первофеномен).

(греч. phainomenon - являющееся) - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от ноумена, к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой (Агностицизм). С т. эр. диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...
Язык - - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную...
Янсенизм - - религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС. ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая...

Код нашей кнопки.

Філософський термін "феномен" стався від грецького " phi-alpha-iota-nu-? mu-epsilon-nu-omicron-nu- ", що означає" є "," рідкісний факт "," незвичайне явище ". Якщо озирнутися навколо, то можна побачити безліч предметів, відчути запахи, теплоту або холод, побачити красу і захопитися нею, почути музику і прийти у захват від її мелодійних звуків. Всі ці предмети і явища в філософії прийнято називати цим терміном. Одним словом всі вони - феномени. Це філософські поняття, які позначають ті явища, які можна осягнути в чуттєвому досвіді. Всі вони можуть стати об"єктом споглядання і наукового спостереження.

Види феноменів

Виходячи з вищесказаного, ці предмети і явища можна розділити на фізичні і психічні. Відповідно до теорії австрійського філософа Франца Брентано, до перших належать звуки, запахи, природний ландшафт, опади, поля, ліси, гори і долини, дерева і чагарники і інші предмети оточуючого нас світу. Всі вони дані нам у досвіді, тобто у нас є можливість їх бачити, чути, відчувати і відчувати. А ось психічні феномени - це вся наша психічна діяльність, тобто всі ті уявлення, які за допомогою відчуттів або уяви виникають у нас у свідомості. До них відносяться акти слухання, уявлення, бачення, відчуття, фантазування, а також такі як спогад, сумнів, сужденіе- душевні переживання: радість, смуток, страх, надія, відчай, мужність, боягузтво, любов, гнів, ненависть, здивування, бажання, хвилювання, захоплення і т. д.

Культурний феномен

Слово "культура" має безліч значень. Вона є об"єктом пізнання різних наук: філософії, соціології, естетики, культурології, етнографії, політології, психології, педагогіки, історії, мистецтвознавства і т. Д. В широкому розумінні культура - це вся людська діяльність, яка може мати самі різні прояви. Вона включає в себе всі способи і форми самопізнання і самовираження, які накопичені соціумом, та й окремою особистістю. У вузькому ж розумінні культурою є ряд кодів (норм поведінки, правил, стереотипів, звичаїв і ритуалів і т. Д.), Прийнятих в даному суспільстві, і які керують людською поведінкою. Одним словом, культура - це матеріальні та На нашій планеті перші з них мають особливий сенс тільки для людини, оскільки вони освячені звичаями, мистецтвом, релігією, одним словом - культурою. Що ж стосується духовних цінностей, то тут не все так однозначно. Ми вже не раз ставали свідками того, що і брати наші менші здатні виявляти такі почуття, як відданість, любов, прихильність, радість, смуток, образа, подяку і т. Д. І т. П.

Культура і соціум

У соціокультурному контексті поняття "феномен" отримує статус категорії. Це явище, яке досліджується в культурі. Сьогодні це все частіше стає об"єктом різних наукових робіт: дисертацій, доповідей, дипломних і курсових. Проте їх авторам вкрай важко дати точне визначення даного явища. Кожен його трактує по-своєму. Об"єднання таких двох понять, як "соціум" і "культура", повсюдно. Культура бере участь або присутній практично у всіх без винятку сферах людської життєдіяльності. В нашу лексику постійно входять такі вирази, як "соціокультурний простір", "культурна політика", "культура особистості" і т. Д. Багато з цих понять стали для нас настільки звичними, що ми навіть не помічаємо, як часто вживаємо їх. Так як же розуміти феномен культури? Це в першу чергу особливий спосіб людської життєдіяльності, де об"єктивне і суб"єктивне виступають як єдине ціле. За допомогою культури відбувається організація і регуляція життєдіяльності людини, що веде до збільшення рівня його активності як члена суспільства.

Соціокультурне в роботах Петіріма Сорокіна та Ф.Тенбрука

П. А. Сорокін також досліджував це явище. Згідно з ним, соціокультурний феномен - це все те, що отримують люди від свого оточення завдяки зв"язку з культурою, яка, в свою чергу, є носієм "надорганическое" цінностей. Під останніми він розумів все те, що виробляє наприклад, це можуть бути мови, релігія, філософія, мистецтво, етика, право, манери, звички і т. д. і т. п. Одним словом, згідно Сорокіну, «соціокультурної» є базовою категорією соціального світу, яка має на увазі нерозривність особистості, культури та суспільства. А німецький філософ Ф. Тенбрук називав цей зв"язок «безшовним з"єднанням» трьох складових: індивіда, соціуму і системи моральних і матеріальних цінностей, тобто культури.

Що можна вважати соціально-культурним феноменом?

Давайте спочатку перерахуємо ті явища, які потрапляють під визначення соціальний феномен. Це цілий набір понять, які зачіпають особистість, яка живе в суспільстві собі подібних. Звичайно, це не повний список, але ось деякі з них:


А це перелік соціокультурних феноменів. Він більш обширний. Ці феномени - це об"єднані в одне ціле культурні та соціальні явища. Ось вони:

  • освіта;
  • наука;
  • політика;
  • туризм;
  • духовность;
  • телесность;
  • виховання;
  • сім"я;
  • мода;
  • бренд;
  • релігія;
  • міф, легенда;
  • доверіе;
  • щастя;
  • горе;
  • правова действітельность;
  • матерінство;
  • толерантность;
  • кіч і т. д.

Цей список можна продовжити до нескінченності.

Соціокультурний феномен розвитку

У нашому світі ніщо не постійно і не стоїть на місці. Всі явища або удосконалюються, або руйнуються, рухаючись до своєї остаточної загибелі. Вдосконалення - соціокультурний феномен розвитку. Це процес, спрямований на позитивну зміну як матеріальних, так і духовних об"єктів з однією єдиною метою - стати краще. З курсу філософії відомо, що здатність змінюватися є універсальним властивістю як матерії, так і свідомості. У цьому полягає загальний для всіх (природи, пізнання і суспільства) принцип існування.

Особистість як психологічний феномен

Істота, що володіє тобто жива людина, є особистістю. У нього дуже складна структура, яка є цілісним системним утворенням, сукупністю дій, відносин, значущих, з точки зору суспільства, психічних властивостей індивіда, які були сформовані в результаті онтогенезу. Вони визначають його дії і вчинки як поведінка суб"єкта спілкування і діяльності, що володіє свідомістю. Особистість здатна до саморегуляції, а також до динамічного функціонування в суспільстві. При цьому її властивості, відносини і дії гармонійно взаємодіють між собою. Напевно всі знайомі з такою оцінкою особистості, як "стрижень". Цією властивістю наділені ті індивіди, які володіють сильним характером. Однак у психології "стрижневе" освіта особистості пояснюється інакше - це його самооцінка. Вона будується на підставі відносини індивіда до самого себе. На це також впливає те, як людина оцінює інших людей. У традиційному розумінні особистістю є індивід, який виступає як суб"єкт суспільних (соціальних) відносин і духовної діяльності. У цю структуру також входять фізичні та фізіологічні особливості організму людини, а також його психологічні характеристики. Таким чином, крім соціальних і соціокультурних феноменів існує психологічний феномен. Це ті явища, які стосуються окремої особистості і її внутрішнього світу: це почуття, емоції, переживання і т. Д. Так, психологічним феноменом може бути любов, ненависть, агресія, симпатія, маніпуляція і т. Д.

Висновок

Незалежно від того, до якої категорії вони належать, феномени - це все те, що може стати об"єктом спостереження з метою пізнання.

В философии

Понятие феномена играет важную роль в философии Брентано . Под феноменом он понимает всё, что может быть объектом научного рассмотрения. Так, им выделяются как внутренние (психические), так и внешние, физические феномены. Психические феномены обладают интенциональным существованием. Подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который осознаётся нами. А потому, феномен несёт в себе всё знание о предмете.

Решающую роль понятие феномена играет в феноменологии Гуссерля. Феномен у Гуссерля означает не только лишь данные в созерцании качества вещей, но характеризуется единством своих содержаний. Утверждается наличие чистых содержаний сознания, которые могут быть рассмотрены вне их взаимосвязи с физическим миром.

В естественной науке

В естественных науках феномен - наблюдаемое явление или событие. Часто этот термин используется без рассмотрения причин этого события. Примерами физических феноменов могут быть наблюдаемый феномен лунной орбиты , или феномен колебаний маятника . .

См. также

Примечания

Литература

  • Михайлов К. А. Феномен // Новая философская энциклопедия . - М .: Мысль, 2000. - ISBN 5-244-00961-3 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Феномен" в других словарях:

    - (от греч. phainomenon являющееся) филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую… … Философская энциклопедия

    феномен - а, м. phénomène m., нем. Phänomen <лат. phaenomenon <гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. 300 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. phainomenon, от phainein делать видимым, казаться). 1) всякое явление или событие в природе. 2) вообще всякое редкое, необычайное явление. 3) личность, выдающаяся своими талантами, поступками и проч. 4) филос.: объект воспринятый вашими… … Словарь иностранных слов русского языка

    Исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление Словарь русских синонимов. феномен 1. см. явление. 2. см … Словарь синонимов

    Феномен - Феномен ♦ Phénomène То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от… … Философский словарь Спонвиля

    - (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.). || В некоторых идеалистических философских системах внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой,… … Толковый словарь Ушакова

    феномен - и допустимо феномен … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от греч. phainomenon являющееся) ..1) необычный, исключительный факт, явление2)] Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу,… … Большой Энциклопедический словарь

    I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ФЕНОМЕН, а, муж. (книжн.). 1. Явление, в к ром обнаруживается сущность чего н. Ф. долголетия. Мода социальный ф. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком н. отношении. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

Что такое феномен? Слово происходит от греческого глагола phainein. Это означает проявлять, сиять, появляться, проявляться. Что имеют в виду ученые, когда они используют термин «научный феномен»? После определения этого явления мы рассмотрим некоторые примеры объяснимых и необъяснимых явлений.

Определение научных явлений

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы зеваете? Вы не единственные. Ученые уже давно пытаются выяснить биологические причины этого феномена человека. Он является наблюдаемым, что же происходит? Некоторые теории о том, почему мы зеваем, включают следующее:

Это помогает охлаждать мозг.

Феномен сигнализирует о том, что ваше тело не бодрствует.

Зевота обеспечивает дополнительный кислород для мозга.

Она готовит ваш мозг к борьбе или полетному синдрому.

Вот еще: почему зевать заразительно? Иногда просто мысль о зевании заставит вас зевать. Некоторые возможные причины:

Контагиозные зевоты демонстрируют сочувствие.

Они же обеспечивают социальную связь.

Что такое феномен? На данный момент есть много вещей, о которых мы не знаем. Но есть ученые и исследователи во всех областях, которые ищут решения и и занимаются исследованием феноменов. Многие люди связывают научные явления с вещами, которые необъяснимы, но это не обязательно так. Давайте посмотрим на некоторые другие примеры научных явлений.

Объясненные научные явления

Вопреки распространенному мнению, феномены человека не должны быть обязательно невероятными. Или таинственными. Если что-то можно наблюдать через чувства, включая наблюдение, слух, обоняние, вкус и прикосновение - это научный феномен.

Например, вы когда-нибудь задумывались, зачем нужны брови? Не кажется ли немного странным, что у всех нас есть полоска волос на лице? Оказывается, цель бровей заключается в том, чтобы пот и вода не стекали в глаза и не блокировали таким образом ваше зрение. Причина, по которой это является примером научного явления, состоит в том, что вы можете видеть и чувствовать это.

Что такое социальные феномены?

Социальные феномены - понятие немного другого характера. Это невероятно важный аспект жизни каждого человека. Какие можно привести примеры социальных явлений, как они влияют на эволюцию общества? Если вы думаете обо всех знаниях и опытах, которые мы получаем в течение нашей жизни, количество, которое помогло сформировать наше мировоззрение, вероятно, слишком велико, чтобы суметь все сосчитать.

Что такое феномен? Когда мы молоды, перспективы наших родителей напрямую формируют наши собственные мнения о вещах, таких как политика или религия, а более поздние переживания, такие как романтические отношения, формируют наше восприятие любви и уровни эмоционального риска, которые мы считаем приемлемыми. В социологии такие знания и опыт называются социальными феноменами, которые являются индивидуальными, внешними, социальными построениями, влияющими на нашу жизнь и развитие по мере старения.

Если это определение кажется неопределенным или запутанным - это, вероятно, потому, что категория социальных явлений невероятно широка и сложна, но их фундаментальным принципом является то, что они создаются обществом, в отличие от того, что происходит естественным образом в мире, например, землетрясений, вирусов или погодных явлений.

Одним из наиболее важных аспектов социальных явлений является то, что они включают наблюдаемое поведение одного человека, влияющее на другого человека. Что это значит? Например, расизм является социальным феноменом, потому что это идеология, которую люди создали, которая непосредственно влияет на другую группу, заставляя их менять свое поведение. На другом конце спектра брак также является социальным феноменом, потому что это наблюдаемый акт, для которого люди создали и применили значение, которое изменяет понятие любви и отношений, поскольку это значение развивается.

Поведенческие социальные явления

Есть много разных способов, которыми другие люди могут влиять или изменять нашу жизнь, но среди них поведенческие явления, вероятно, являются одним из самых значительных. Например, представьте, что вы шли по городской улице и внезапно были обмануты незнакомцем. Как только первоначальный шок от пережитого пройдет, подумайте о том, как он может изменить ваше собственное поведение с этого момента. Вы, вероятно, стали бы более осторожным в подобных ситуациях, возможно, больше боялись бы незнакомцев и т. д.

В контексте социальных явлений преступность и другие акты насилия невероятно влиятельны, когда речь идет о формировании нашего поведения или мнений по определенным предметам. В примере, который мы только что использовали, поведение одного человека, преступное деяние по отношению к вам, повлияло на ваше чувство физической и эмоциональной безопасности и изменило то, как вы будете себя вести и думать с этого момента.

Точно так же войны играют не менее важное влияние как социальный феномен. Возьмем, к примеру, продолжающийся конфликт в Израиле между палестинцами и израильтянами. В этом случае действия и риторика каждой стороны постоянно влияют на отдельных лиц в этих группах, а затем изменяют способ их поведения и способы, которыми они воспринимают другую сторону.

Исторические социальные явления

В отличие от других типов социальных явлений, исторические социальные явления, как правило, немного сложнее и менее легко идентифицируются. В простейшем смысле историческое социальное явление относится к тому, как предыдущие действия или события влияют на жизнь и поведение конкретного человека или группы.

Что такое феномен как наблюдаемое явление?

Следующий момент. Феномен в научном контексте является тем, что наблюдается или существует. Это значение контрастирует с пониманием слова в общем использовании как нечто необыкновенное или выдающееся. Феномены классифицируются несколькими способами. Вот некоторые из них:

  • Слово "феномен" как природное явление обозначает те события, которые происходят или проявляются без человеческого вклада. Примеры включают гравитацию, приливы, биологические процессы и колебания.
  • Социальные феномены - это те, которые происходят или существуют посредством действий групп людей. Например, шесть степеней разделения - явление, которое демонстрируется в социальных сетях.
  • Психологические явления - это те, которые проявляются в человеческом поведении и ответах. Эффект понесенных расходов, например - тенденция для людей, чтобы перестать инвестировать в то, что явно не работает. Другое психологическое явление - эффект Хоторна - демонстрируется улучшением поведения или производительности человека в результате повышенного внимания со стороны начальников, клиентов или коллег.
  • Визуальные феномены - эти явления включают в себя оптические иллюзии, такие как иллюзия периферического дрейфа, в которой люди воспринимают движение в статических изображениях.

Современное философское использование

В современном философском использовании термин «феномены» стал означать «то, что переживается, является основой реальности». В Инаугурационной диссертации Иммануила Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира» (1770) автор теоретизирует, что человеческий разум ограничен логическим миром и поэтому может только интерпретировать и понимать явления в соответствии с их физическими проявлениями. Он писал, что люди могут допускать только столько, сколько позволяют их чувства, но не испытывают самого реального объекта.

Таким образом, термин "феномен" относится к любому инциденту, заслуживающему исследования. Тем более, к событиям, которые особенно необычны или имеют особое значение. В научном использовании феномен представляет собой любое событие, которое является наблюдаемым, каким бы обычным оно ни было, даже если оно требует использования приборов для наблюдения, записи или компиляции данных, касающихся этого.

Так, например, в физике, это явление может быть описано системой информации, связанной с материей, энергией или пространством и временем. Одним из феноменов человека является ощущение фантомных конечностей. Это ощущение чувства в ампутированных конечностях, наблюдается у более чем 70 % пациентов с ампутацией. Хотя конечность больше не присутствует, они сообщают о том, что они ее чувствуют. Это необычный феномен, изучение которого бросает вызов типичной логике и становится источником большого любопытства в медицинской и физиологической областях.

Механические феномены

Механическое явление - физический феномен, связанный с равновесием или движением объектов. Некоторые примеры: колыбель Ньютона, двигатели и двойные маятники. Среди более простых и одновременно сложных можно вспомнить плавание, инерцию, свободное падение и даже давление.

Популярное использование

В популярном использовании сущность феномена часто соотносится к чем-то необычным. Этот термин чаще всего используется для обозначения случаев, которые сначала бросают вызов объяснению или удивляют наблюдателя. Это такие необычные явления, редкие факты и даже уникальные люди, которые не являются привычными и обыденными, которые трудно понять и осознать, например, радуга, северное сияние, конструкции из каменных глыб, торнадо и многие многие другие.

Феномен - это нечто исключительное и небывалое. В естественной науке под этим словом принято подразумевать необычное и запоминающееся явление, редкий факт, который трудно объяснить. Выдающегося человека тоже могут назвать феноменом. Например, вспомните, Людвига ван Бетховена, который сочинял удивительную музыку, будучи глухим, - это самый настоящий феномен!

Кстати, что касается ударения, то на сегодняшний день приняты за правильные оба варианта - фенОмен и феномЕн (однако в научной терминологии допускается только фенОмен).

Феномен в философии

Философы античного периода часто использовали термин «феномен», его можно встретить у целого ряда авторов. Под этим понятием они подразумевали предмет знания. У Платона феномен является отражением идеи, он противоположен ей.

Философия более позднего времени трактует это понятие как объект, который был создан трансцендентальным, посторонним субъектом. У Брентано определение феномена играет чрезвычайно важную роль. Под этим словом понимают все, что представляет собой объект научного изучения. Так, феномены делятся на:

  • психические (или внутренние);
  • физические (или внешние).

При этом для личных наблюдений доступен исключительно внутренний осознанный опыт человека. Феномен несет всю совокупность знаний о конкретном предмете. У философа Гуссерля феномен отличается единством содержаний. Этот философ утверждал, что существуют чистые содержания сознания, рассматриваемые без связи с материальным миром.

В психиатрии и науке

В психиатрии под словом «феномен» обычно понимают любое личностное переживание. Определение феномена положило начало феноменологическому подходу, основанному Ясперсом.

Что касается естественной науки, то здесь феномен - неожиданно возникшее явление. Термин может применяться и отдельно от рассмотрения причин такого события.

Феномены природы

Природа поражает человека своими явлениями. Ниже перечислены самые загадочные феномены:

  • северное сияние;
  • трубчатые облака;
  • пенитентес;
  • самовольное движение камней;
  • огненные смерчи;
  • песчаные бури;
  • радуга;
  • базальтовые пласты геометрически правильной формы;
  • возникновение жизни на земле;
  • появление людей.

Теперь вы знаете, что такое феномен и какое значение имеет это понятие в науке, философии и психиатрии. Возможно, вам будут интересны и другие наши статьи.