Краткое содержание фильма уроки французского. Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г

«Уроки французского» - рассказ русского писателя Валентина Распутина 1973 года. В произведении автор рассказывает о своей жизни, о своих взлётах, падениях.

«Уроки французского» краткое содержание читать

События рассказа случились в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет.

Главный герой - одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование. Мальчик был старшим в семье из трех детей, отца у них не было. Мать с трудом находила хоть какие-то крохи еды, чтобы прокормить детей, а он ей помогал. Порой зерна овса и глазки проросшей картошки были единственным, что они «сажали» в своем животе. До одиннадцати лет он жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», в деревне «признавался за грамотея», писал за старух и читал письма, проверял облигации.

Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, об был вынужден уехать в райцентр. В это тяжёлое время мать собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод ещё сильнее, потому что в деревне легче найти себе еду, а в городе всё нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тёти Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился на одни пятёрки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

В свой очередной приезд мама заметила, что мальчик сильно исхудал. Она думала, что это от переживаний и скуки по дому, хотела даже забрать его домой. Но мысль, что придется оставить учебу останавливала. На самом деле такое недоедание было связано с тем, что часть присланных мамой продуктов куда-то пропадала, а мальчик не мог понять куда. Он подозревал тетю Надю, которой нужно было накормить трех детишек, но никому не говорил. В отличие от деревни, здесь даже рыбу нормальную нельзя было словить или съедобных корешков накопать, так он и оставался сутками голодный. Зачастую его ужином была лишь кружка кипятка.

Однажды главный герой узнаёт, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими ребятами. Правила были просты. Монеты складывались стопкой, решкой вверх. Для того, чтобы выиграть нужно было ударить по стопке так, чтобы как можно больше монет перевернулось орлом вверх. Это и был выигрыш. Туда ходил и одноклассник мальчика – суетливый Тишкин. Играть научились быстро, но выигрыш всегда был мизерный. Больше всех выигрывал Вадик, так как жульничал. Когда мальчик попытался уличить его в этом, тот его избил.

На следующий день мальчик приходит в школу весь избитый, и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор. Лидия Михайловна думала, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. После этого ее отношение изменилось, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из застенчивости и гордости.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он не хотел принимать помощи благородной учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой (макаронами, сахаром и гематогеном), но он отдал её обратно, так как понимал, что мать такие продукты не может позволить ему купить, а от постороннего человека он это принять не мог.

Тогда Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением, и даже не разобрался по существу, что заставило её пойти на это. Женщину увольняют и она уезжает к себе на Кубань, но учительница не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна - добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нем.

«Уроки французского» краткое содержание для читательского дневника

Дело было в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет. Даже в деревне жить трудно. Рассказчик — мальчик 11 лет, он уезжает в районный центр учиться, потому что в его деревне только начальная школа. Он пятиклассник. Все время хочется есть, но он понимает, что мать не может помочь деньгами. Мальчик начинает играть в игру на деньги, но местные мальчишки играют нечестно, однажды его избивают за правду. Молоденькая учительница, которая сразу поняла причину его игры в «чику» назначает ему дополнительные занятия по французскому языку у себя дома. Она всегда готовила ужин от которого мальчик всегда отказывался и убегал. Тогда Лидия Михайловна, предложила ему играть в «замеряшки» на деньги, она поддавалась, чтобы он выигрывал деньги на молоко. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань. А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.
«Уроки французского» — рассказ о добрых и отзывчивых людях.

Анастасии Прокопьевне Копыловой

Странно: почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после. Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, – тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались, или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.

Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет – некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство.

И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:

– Башковитый у тебя парень растет… Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.

И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый. Да я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте.

Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение, вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить – я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. Все было впустую. Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними – хочешь не хочешь – приходилось двигаться, играть, а на уроках – работать. Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска – тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло – хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, – я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.

– Собирайся, – потребовала она, когда я подошел. – Хватит, отучился, поедем домой.

Я опомнился и убежал.

Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. Привезут – кажется, много, хватишься через два дня – пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил – так и есть: был – нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал – тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, – я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить. Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду.

Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков – от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил – что зря время переводить! По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь стучал дядя Ваня. Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку.

Однажды, еще в сентябре, Федька спросил у меня:

– Ты в «чику» играть не боишься?

– В какую «чику»? – не понял я.

– Игра такая. На деньги. Если деньги есть, пойдем сыграем.

– И у меня нету. Пойдем так, хоть посмотрим. Увидишь, как здорово.

Федька повел меня за огороды. Мы прошли по краю продолговатого, грядой, холма, сплошь заросшего крапивой, уже черной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян, перебрались, прыгая по кучам, через старую свалку и в низинке, на чистой и ровной небольшой поляне, увидели ребят. Мы подошли. Ребята насторожились. Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного – рослого и крепкого, заметного своей силой и властью парня с длинной рыжей челкой. Я вспомнил: он ходил в седьмой класс.

Уроки Французского под авторством Распутина, что мы изучаем в кратком пересказе для читательского дневника, писатель написал в 1973 году. Создавалось оно в стиле деревенской прозы и может вполне считаться автобиографическим рассказом, ведь здесь раскрываются эпизоды из жизни самого писателя. Давайте познакомимся с кратким пересказом Уроки французского по главам, чтобы иметь возможность сделать ответить на вопросы, поставленные учителем на уроке.

Уроки французского: краткий пересказ

В самом начале мы знакомимся с главным героем рассказа, мальчиком пятиклассником. Первые четыре класса он учился в деревне, а вот дальше нужно было ехать в райцентр за пятьдесят километров от дома. Из рассказа Уроки французского мы узнаем, что сначала договориться о жилье в город съездила мать. А в августе на машине с дядей Ваней мальчик приехал в город и поселился у тетки. Было ему тогда одиннадцать, и именно в этом возрасте начинается его самостоятельная взрослая жизнь.

Шел 1948-й год. На дворе стояли голодные времена. Денег катастрофически не хватало, и герою рассказа было трудно поверить, что мать все же отпустила в город своего сына. Семья жила бедно, да еще и без отца. Начальную школу рассказчик закончил хорошо, его на селе называли грамотеем. Вся деревня шла к нему с облигациями, когда приходили выигрышные таблицы, считая что у него счастливый глаз. И правда, в деревне многие выигрывали, пусть и мелкие денежные призы, но люди и тому были рады. Все говорили о том, что парень растет башковитым и ему нужно продолжать учиться.

Вот мать и собрала сына в городскую школу, где в целом мальчик учился хорошо, хромал только французский язык. Вернее, хромало произношение. Сколько ни показывала учительница, как выговаривать слова и звуки, все было зря.

Далее в кратком пересказе рассказа Уроки французского мы узнаем, как тяжело было мальчику. Мало того, что у него была тоска смертная по дому, так еще и есть было нечего. Мать старалась, как могла, прокормить своего сына в городе, присылая ему хлеб с картошкой, но легче от этого не становилось. Как оказалось, еду воровали дети хозяйки, но матери мальчик ничего не говорил, так как от этого никому легче не будет. В деревне тоже было голодно, но там было легче прожить, отыскав какие-то фрукты или овощи. В городе же все приходилось покупать. Так и голодал наш герой, пока не приедет дядя Ваня и не привезет еды. Экономить смысла не было, ведь еду все равно украдут. И наевшись до отвала в день приезда дяди Вани, все остальные дни мальчик вновь голодал.

Однажды Федька заговорил об игре на деньги, которая называлась Чика. Денег у нашего героя не имелось, поэтому ребята просто пошли посмотреть. Смекалистый мальчишка быстро разобрался в сути игры и понял, что здесь главный некий Вадик, который тому же постоянно хитрит. Все это знали, но ничего не говорили.

Вот и наш герой решился попробовать свои силы в игре. Деньги, что мать присылала ему время от времени на молоко, он решил пустить на игру. Из-за недостатка опыта ему поначалу не везло, но когда все уходили, он тренировался бросать шайбу и наступил тот день, когда удача повернулась лицом, и паренек начал выигрывать. Самой игрой тот никогда не увлекался, и как только получалось выиграть рубль, мальчик забирал деньги и бежал за молоком. Теперь ребенок был пусть и не был сыт, но сама мысль о том, что каждый день он может пить молоко, успокаивала. Однажды Вадька заметил, что новичок, как только выигрывал деньги, тут же пытался убежать. Так никто не играл, и такое тут не прощалось. В очередной раз когда рассказчику удалось забрать кассу, Вадька обманным путем попытался доказать, что тот мухлюет. Началась драка. Мальчишку били все, а потом сказали уходить и больше не возвращаться. А если тот кому расскажет об этом месте — ему не жить.

Наутро пришлось идти в школу с разбитым лицом, и именно урок французского был первый по расписанию и Лидия Михайловна первой увидела его разукрашенное лицо. Разговаривая с учеником, она услышала, что тот получил увечья от падения. Однако одноклассник Тишкин, который также ходил играть, рассказал учительнице о Вадьке и том, что именно тот побил одноклассника. Рассказал и об игре на деньги. Учительница попросила остаться нашего героя после уроков, а Тишкина вызвала к доске.

Мальчик боялся встречи с директором, который точно выгонит из школы за факт игры на деньги. Но Лидия Михайловна никому ничего не сказала, а лишь стала расспрашивать об игре. Учительница узнала, что играет он, чтобы выиграть рубль, за который покупает молоко. Рассматривая мальчика, она увидела, насколько тот бедно одет. Но попросила его больше не испытывать судьбу.

Осень выдалась неурожайной и матери нечего было присылать своему сыну, а та картошка, что была прислана в последний раз оказалась съедена. Голод вновь заставляет мальчика отправиться играть. Поначалу его не хотели пускать, но потом Вадька разрешил сыграть. Играл он теперь осторожно, чтобы выигрывать лишь несколько копеек на хлеб, но на четвертый день выиграл рубль и был вновь избит.

Сначала дополнительные занятия проходили в школе, но потом под предлогом нехватки времени, Лидия Михайловна стала приглашать ученика к себе домой. Эти дополнительные уроки были пыткой для нашего героя. Он не понимал, почему только с ним занимается учительница, ведь и у других было произношение не лучше. Но индивидуальные занятия тот продолжает посещать. В конце занятий учительница приглашала его за стол, но мальчик со словами, что сыт, убегал. Спустя время женщина прекратила свои попытки пригласить ребенка на ужин.

Однажды мальчику сообщают, что его внизу ждет посылка. Тот подумал, что это дядя Ваня прислал. Увидев посылку, мальчику показалось странным, что она не в мешке, а в ящике. В посылке оказались макароны, и мальчик понимает, что мать никак не смогла бы их прислать, ведь в деревне такого сроду не было. И он понимает, что посылка точно не от матери. Вместе с ящиком рассказчик отправляется к Лидии Михайловне, которая сделала вид, что не понимает о чем речь. Учительница удивилась, что таких продуктов в деревне не бывает, и в конце концов призналась в том, что посылку отправила она. Как ни уговаривала его Лидия Михайловна, посылку мальчик не взял. Но все же уроки французского у них продолжались и от дополнительных занятий были неплохие результаты.

Как-то мальчик пришел в очередной раз на занятия и учительница поинтересовалась, не играет ли он. Тот сказал, что нет, а после рассказала об игре из своего детства. Это была не чика, а пристенок или замеряшка, а после предложила попробовать поиграть. Мальчик было опешил и не соглашался, но учительница смогла привести нужные аргументы и уговорить. И вот их игра началась. Сначала это было впонарошку, но потом учительница предложила играть на деньги. Сначала он увидел, что учительница ему подыгрывает, чтобы тот постоянно выигрывал. На что ребенок стал возмущаться. И вот дело пошло. После урока французского они стали постоянно играть. У мальчика появились деньги, тот стал пить молоко.

«Уроки французского» - рассказ Валентина Распутина.

«Уроки французского» краткий пересказ

Повествование в рассказе ведется от первого лица. Действие происходит в 1948 году

Главный герой – мальчик, который учится в пятом классе в райцентре, расположенном в 50 километрах от его родной деревни. В деревне была только начальная школа, и все учителя отмечали способности мальчика и советовали его матери отдать его учиться в среднюю школу. Дома они жили очень бедно, продуктов не хватало, и мать решила все же отправить мальчика в райцентр, поселив его у своей знакомой. Время от времени она присылала из дома посылки с картошкой и хлебом, но эти продукты быстро пропадали – видимо, или сама хозяйка квартиры, где жил герой, или кто-то из ее детей, их воровали. Так что и в городе герой голодал, часто имея на ужин только кружку кипятка.

В школе мальчик учился хорошо, но ему не давался французский язык. Он легко запоминал слова и фразы, а вот произношение «поймать» никак не мог, что очень беспокоило его молодую учительницу Лидию Михайловну.

Для того, чтобы найти деньги себе на еду и молоко, герой начал играть в «чику» на деньги. В компании игроков собрались более старшие ребята, а из одноклассников героя был только один – Тишкин. Сам герой играл очень осторожно, используя для этого деньги, которые присылала ему мать на молоко, а ловкость помогала ему оставаться в выигрыше, но он никогда не выигрывал больше рубля в день, сразу же уходя. Это очень не нравилось другим игрокам, которые избили его, когда он уличил в жульничестве одного из ребят.

На следующий день он пришел в школу с разбитым лицом, на что обратила внимание учительница французского и классный руководитель Лидия Михайловна. Она стала его расспрашивать, что случилось, он не хотел отвечать, но Тришкин все ей рассказал. Тогда она, оставив его после уроков, поинтересовалась, зачем ему деньги и услышав, что он на них покупает молоко, очень удивилась. Пообещав ей никогда больше не играть, мальчик нарушил данное слово, и его снова избили.

Увидев его, учительница заявила, что ей надо с ним позаниматься французским дополнительно. А так как времени в школе оставалось мало, то она велела ему приходить к ней в квартиру по вечерам. Герой был очень смущен, да еще и учительница пыталась постоянно накормить его, от чего он постоянно отказывался. Как-то раз на адрес школы и на его имя пришла посылка, в которой были макароны, сахар и плитки гематогена. Он сразу понял, от кого была эта посылка – его матери просто негде было взять макароны. Он отнес посылку к Лидии Михайловне и потребовал, чтобы она больше никогда не пыталась передавать ему продукты.

Лидия Михайловна, видя, что мальчик отказывается принимать помощь, пошла на новую хитрость – она научила его новой игре на деньги – «пристенке». За этой игрой они и проводили вечера, стараясь разговаривать шепотом, так как в соседней квартире жил директор школы. Но однажды герой, увидев, что учительница жульничает, причем, делает так, чтобы он постоянно выигрывал, разозлился, и у них завязался громкий спор, который и услышал вошедший в комнату директор. Лидия Михайловна призналась ему, что играет с учеником на деньги, а через несколько дней после этого уволилась и уехала к себе домой, на Кубань. Зимой герой получил еще одну посылку – ящик, полный макарон, под которыми лежали три больших красных яблока. Он сразу догадался, кто прислал ему эту посылку.

Предлагаем ознакомиться с одним из лучших рассказов в творчестве Валентина Григорьевича и представляем его анализ. Распутин "Уроки французского" опубликовал в 1973 году. Сам писатель среди других своих произведений его не выделяет. Он отмечает, что ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное в рассказе происходило с ним. Фото автора представлено ниже.

Смысл названия этого рассказа

Два значения есть у слова "урок" в произведении, которое создал Распутин ("Уроки французского"). Анализ рассказа позволяет отметить, что первое из них - посвященный некоторому предмету учебный час. Второе - это что-то поучительное. Именно такое значение становится определяющим для понимания замысла интересующего нас рассказа. Преподанные учительницей уроки сердечности и доброты мальчик пронес через всю свою жизнь.

Кому посвящен рассказ?

Копыловой Анастасии Прокопьевне посвятил Распутин "Уроки французского", анализ которых нас интересует. Эта женщина - мать известного драматурга и друга Валентина Григорьевича. Она всю свою жизнь проработала в школе. Воспоминания детской жизни легли в основу рассказа. По словам самого писателя, события прошлого способны были согреть даже при слабом прикосновении.

Учительница французского

Лидия Михайловна в произведении названа собственным своим именем (ее фамилия -Молокова). Писатель в 1997 году рассказал о встречах с ней корреспонденту издания "Литература в школе". Он поведал о том, что Лидия Михайловна была у него в гостях, и они вспоминали школу, поселок Усть-Уда и многое из того счастливого и трудного времени.

Особенности жанра рассказа

По жанру "Уроки французского" - рассказ. На 20-е годы (Зощенко, Иванов, Бабель), а затем на 60-70-е (Шукшин, Казаков и др.) приходится расцвет советского рассказа. Этот жанр оперативнее всех других прозаических реагирует на изменения в жизни общества, поскольку он быстрее пишется.

Можно считать, что рассказ - первый и древнейший из литературных родов. Ведь краткий пересказ некоторого события, например, поединка с врагом, случая на охоте и тому подобных, является уже, по сути, устным рассказом. В отличие от всех других видов и родов искусства, рассказ человечеству присущ исконно. Он возник вместе с речью и является не просто средством передачи информации, но и выступает инструментом общественной памяти.

Произведение Валентина Григорьевича - реалистическое. От первого лица написал Распутин "Уроки французского". Анализируя его, заметим, что рассказ этот можно считать в полной мере автобиографическим.

Главные темы произведения

Начиная произведение, писатель задается вопросом о том, почему же мы чувствуем всякий раз вину перед учителями, как и перед родителями. И вину не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после. Таким образом, автор определяет главные темы своего произведения: взаимоотношения ученика и учителя, изображение освещенной нравственным и духовным смыслом жизни, становление героя, который приобретает благодаря Лидии Михайловне духовный опыт. Общение с учительницей, уроки французского стали для рассказчика уроками жизни.

Игра на деньги

Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, - безнравственный поступок. Однако что стоит за ним? Ответ на этот вопрос дает в произведении В. Г. Распутин ("Уроки французского"). Анализ позволяет вскрыть мотивы, движущие Лидией Михайловной.

Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были "городские" продукты, и этим учительница себя выдала. Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, "проигрывает" для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается. И ее вовсе не осуждает Распутин ("Уроки французского"). Анализ, проведенный нами, позволяет даже сказать, что писатель ее поддерживает.

Кульминация произведения

Кульминация произведения наступает после этой игры. Рассказ до предела обостряет парадоксальность ситуации. Учительница не знала о том, что в то время такие взаимоотношения с подопечным могли привести к увольнению и даже к уголовной ответственности. Этого не знал до конца и мальчик. Но когда все же случилась беда, он стал понимать поведение своей школьной учительницы глубже и осознал некоторые аспекты жизни того времени.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин ("Уроки французского"). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами - городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература - это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Главные герои

Продолжим "Уроки французского" Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в рассказе являются 11-летний мальчик и Лидия Михайловна. Ей было в то время не больше 25 лет. Автор отмечает, что в ее лице не было жестокости. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своем ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.

В рассказе мальчик поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах. В пятый класс он пошел в 1948 году. В деревне, где жил мальчик, была лишь начальная школа. Поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение. Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать "ученым человеком". И герой все свои усилия прилагает для этого, преодолевая тоску по дому и голод для того, чтобы не подвести своих земляков.

С добротой, мудрым юмором, человечностью и психологической точностью изображает взаимоотношения с молодой учительницей голодного ученика Распутин ("Уроки французского"). Анализ произведения, представленный в этой статье, поможет вам в них разобраться. Неспешно течет повествование, богатое бытовыми подробностями, однако его ритм постепенно захватывает.

Язык произведения

Прост и выразителен одновременно язык произведения, автор которого - Валентин Распутин ("Уроки французского"). Анализ его языковых особенностей выявляет умелое использование в рассказе фразеологических оборотов. Автор тем самым добивается образности и выразительности произведения ("продать с потрохами", "как снег на голову", "спустя рукава" и др.).

Одной из языковых особенностей является также наличие устаревшей лексики, которая была характерна для времени действия произведения, а также областных слов. Это, например: "квартировать", "полуторка", "чайная", "пошвыркать", "вякать", "тюкать", "хлюзда", "притайка". Проведя анализ повести Распутина "Уроки французского" самостоятельно, вы сможете найти и другие подобные слова.

Нравственное значение произведения

Главному герою рассказа пришлось учиться в сложное время. Серьезным испытанием для взрослых и детей были послевоенные годы. В детстве, как известно, гораздо острее и ярче воспринимается и плохое, и хорошее. Однако трудности также закаляют характер, и главный герой проявляет нередко такие качества, как решительность, выдержка, чувство меры, гордость, сила воли. Нравственное значение произведения заключается в воспевании вечных ценностей - человеколюбия и доброты.

Значение творчества Распутина

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.

На этом завершаем анализ рассказа "Уроки французского". Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.