Психастения неизлечима. Психастения: как победить душевную болезнь

Введение

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие о здоровье и его критерии

1.2. Понятие о здоровом образе жизни

2. Изучение социальных представлений в социальной психологии

3. Анализ результатов исследования

3.1. Описание методики и организации исследования

3.2. Анализ результатов и их обсуждение

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов (6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.

Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.

Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у студентов – немедиков.

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие здоровья и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (54).

Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).

Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.

З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек - это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы (3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может быть определено как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы жизни (32).

Охрана собственного здоровья это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, - сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровье - самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

  1. распорядок дня
  2. рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
  3. дыхание
  4. режим сна
  5. искоренение вредных привычек,
  6. оптимальный двигательный режим,
  7. плодотворный труд,
  8. личную гигиену,
  9. массаж
  10. закаливание и т.д,

Рассмотрим некоторые из них.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма. Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко-тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы, интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями человека.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание . Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон: равновесие получаемой, к расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания:

  • I завтрак - 25% суточного рациона
  • II завтрак - 15% суточного рациона
  • обед - 40% суточного рациона
  • ужин - 20% суточного рациона

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья,

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон . Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2, 5ч, до сна. Это важно для полноценного переваривания пиши. Спать следует в хорошо проветренном помещении. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Гимнастика

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления. Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки."Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет", - гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10-15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральна нервная система человека находится в состоянии своеобразное: отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Стресс может оказывать как мобилизующее, так и негативное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса. Одними и, наверное, наиболее, значимыми их них являются физическая культура и спорт.

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.

Физическая культура - составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного, труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, без нее многие органы человеческого тела работают на сниженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную нагрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они испытывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

Вопросы к семинару

1.Самосознание и образ тела.

2.Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

3.Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса.

4. Внутренний конфликт и психологическая защита.

5.Отношение человека к болезни и забота о здоровье.

6.Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.

Самосознание и образ тела

Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности.

Ш.Самюэль выделяет четыре "измерения" "Я-концепции": образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" (познавательное), и самооценку.

В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности. Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности. Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека.

Через понятие «границ образа тела» была показана устойчивая связь между степенью определенности образа телесного «Я» и личностными характеристиками индивида. Нарушение представлений о границах образа тела свидетельствует о слабой автономии, высоком уровне личностной защиты, неуверенности в социальных контактах. По данным С. Фишера, обнаружен значительный уровень корреляции между высокой степенью осознанности дорсальных (задних) зон тела и такими личностными свойствами, как контроль над импульсивными действиями и негативным отношением к реальности.

Образ телесного «Я» можно рассматривать и с позиции восприятия внешних форм тела, представленной тремя подходами:

1) тело как носитель личностных и социальных значений, в которых изучается эмоциональное отношение личности к своей внешности;

2) тело как объект, наделенный определенной формой; акцент в исследовании ставится на когнитивном компоненте его восприятия;

3) тело и его функции как носители определенного символического значения.

Восприятие и оценка телесных форм носит эмоциональную окраску и осуществляется как на интерсубъективном, так и на интрасубъектив-ном уровне. Первый уровень оценки связан со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей, второй – с переживанием удовлетворенности от восприятия форм и качеств своей телесной самости, которая отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью.

Таким образом, можно вычленить два типа восприятия-отношения субъекта к своему образу телесного «Я»:

1) образ телесного «Я» по отношению к другим в сопоставлении с нормами и требованиями социального окружения;

2) образ телесного «Я» по отношению к своему восприятию и пониманию смысла своего существования независимо от выносимых оценок и суждений других

Большинство авторов, исследующих психотические нарушения в восприятии образа телесного «Я», отмечают усиленное внимание декомпенси-рованной личности к своему телу, к анализу своего физического образа, недостатки которого могут вызвать состояние фрустрации, тревоги, социальной дезадаптации (синдром дисморфофобии). Переживание физической неполноценности затрудняет общение, препятствует адаптации индивидуума в социальной жизни.

В рамках этой модели в содержании социально-психологического компонента образа телесного «Я» мы выделяем четыре характерологических признака: сенситивность, чувственность, осознанность и эстетичность, содержание которых может быть определено так:

сенситивность – обостренная чувствительность к внутренней и внешней среде, проявляемая в рамках той или иной модели сенситивной культуры социального окружения;

чувственность – способность посредством невербального действия передавать характер эмоционально-чувственного состояния;

осознанность – способность сознательно и интуитивно контролировать и управлять своим состоянием и функциями тела;

эстетичность – способность «одухотворять», то есть стилизовать телесные формы, наделять их эстетическим и культурным содержанием.

Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания - гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом. Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст.

Образ тела исследовался методом самооценки (аналог методики Дембо-Рубинштейн) по шкалам: результативность тела - "Ловкость", "Сила", "Быстрота реакции"; внешность - "Внешняя привлекательность", эмоциональное отношение - "Удовлетворенность физическими данными".

Можно утверждать, что человек, чей образ тела в самосознании представлен высокой оценкой силы, в сложной ситуации взаимодействия скорее будет стремиться к компромиссу, менее склонен к приспособлению и принесению в жертву собственных интересов ради интересов другого. Оценивающий физическую сторону своей личности как слабую скорее склонен к приспособлению и менее к компромиссу. Личность, чей образ тела в самосознании оценивается как высоко привлекательный, скорее выберет вариант поведения в форме сотрудничества. Обнаружена связь между самооценками "Внешней привлекательности" и "Удовлетворенности физическими данными"

Таким образом, можно заключить, что оценочный компонент образа тела связан с особенностями межличностных отношений и межличностного взаимодействия старшеклассников.

За последние годы можно наблюдать повышение интереса к здоровому образу жизни - занятиям любительским спортом, танцами, вопросам правильного питания. Работодатели в качестве конкурентного преимущества для потенциальных сотрудников предлагают абонементы в фитнес-клубы, количество которых стремительно растет. На экранах телевизоров и на страницах популярных изданий появляются все новые и новые передачи с советами по питанию, похудению и т.п., в социальных сетях множатся сообщества, посвящённые этим вопросам. Даже на уровне федеральной политики реализуются программы, направленные на привитие привычек к здоровому образу жизни (например, президентская программа «Здоровая Россия», проект Росмолодежи «Беги за мной»).

Здоровый образ жизни сегодня – не столько дань моде, сколько естественный результат развития нашего общества. Во многом это связано с высокими стрессовыми нагрузками на психику и тело, особенно в больших городах. Самый пик популярности заботы о своем физическом благополучии сейчас приходится на сообщество прогрессивных и успешных молодых людей, которые могут себе это позволить. Многие из них – предприниматели и топ-менеджеры, люди, которые привыкли идти против среды, чтобы получить то, что им нужно. Они придерживаются осознанных стратегий в своей карьере и финансовом развитии, в своих гражданских и социальных ориентациях.

Здоровый образ жизни – это действительно движение против среды. Если посмотреть на тенденции в пищевой индустрии, в экологии и образе жизни, можно констатировать, что, параллельно с развитием медицины, мы движемся против поддержания естественного здоровья. Например, произошло довольно резкое, с точки зрения эволюционных процессов, изменение социальной среды, к которому ещё не успели «приспособиться» биологические потребности. Только за последние 100 лет в европейском обществе практически исчезла проблема нехватки еды. В то же время, пищевое поведение человека продолжает «работать» по старым программам и приводит к избыточному потреблению и запасанию пищевых ресурсов. Здоровый образ жизни призван это преодолевать, возвращать человеку то, чего он теряет в связи с прогрессом. Конечно, для этого нужна стойкость, уверенность в себе и материальные ресурсы.

В Соединенных Штатах и странах Европы учёные исследуют влияние архитектурной городской среды на количество и качество физической активности людей. Скажем, расположение крупных автомобильных дорог вблизи от дома сильно ограничивает детей в подвижных играх и самостоятельных прогулках. Даже если у дома есть прекрасный двор, но он окружен не пешеходной зоной, родители не могут быть спокойны за ребенка, который, например, захотел прокатиться на велосипеде. Отсутствие зелёных зон в мегаполисе может стать важным фактором ограничения движения для взрослых людей: даже если кто-то хочет и может бегать или просто ходить пешком каждый день, польза от такой физической активности около оживленных дорог с воздухом, насыщенным выхлопными газами, очень сомнительна. То, сколько времени ежедневно тратится на пешую дорогу до магазина, поликлиники, транспорта – это вопрос не только удобства организации городской среды, но и в конечном счете – состояния здоровья.

Ученые Йельского университета отмечают, что не только по причине изменения макросреды раньше было гораздо легче сохранять физическую активность. Сейчас повсеместно распространены энергосберегающие устройства, и речь заходит об энергосбережении в таких объемах, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными или вовсе не замечаются. Так, около 50 лет назад все тексты печатались на машинке, сейчас – набираются на клавиатуре компьютера, причём, производители соревнуются в разработке как можно более «мягких» клавиатур, с лёгким нажатием кнопок. Казалось бы, минимальны энергозатраты калорий, которые расходуются при нажатии на кнопки клавиатуры. Но добавим сюда автоматическое открывание гаражных дверей, электрические зубные щетки, автоматическое открытие окон в машине, пульты дистанционного управления любой домашней техникой, системы «умный дом», автоматически контролирующие все бытовые процессы, заказ товаров по Интернету и т.д. – и мы получаем в сумме огромный дефицит сжигаемых калорий по сравнению с нормой для здорового человека. Никто не собирается отменять или осуждать технический прогресс, просто надо учитывать, что окружающая среда сильно изменилась, и вслед за этим должна меняться не только двигательная активность, но и сознание человека, его образ мыслей и привычек.

Что мы понимаем под навыками здорового образа жизни? Это способность выходить за пределы условий, в которые человека ставит жизнь, для того, чтобы выбрать лучшее для своего организма. Это умение находить здоровые, качественные продукты для себя и своей семьи, находить способы их готовить и есть в уместное время, пить достаточно воды. Это осознанное стремление получать свою норму сна и отдыха, двигательной активности. Это расширение своих энергетических возможностей тренировками и ментальными практиками (медитация, психотерапия). Для этого необязательно обладать какими-то сверхъестественными возможностями. Например, бросить свои вредные привычки, отказаться от сахара и пищевого мусора, чаще выезжать на природу может каждый. Однако для закрепления навыков на всю жизнь и переноса их на разные условия, в том числе экстремальные, нужно менять свое сознание.

Люди нуждаются в освоении особых способов поведения и мышления, направленных на компенсацию и противодействие негативным условиям.

По сути, есть две большие задачи:

  1. формирование у современного человека понимания того, что специально организованное движение и питание – это сейчас не прихоть и не роскошь, а необходимое условие для поддержания здоровья;
  2. разработка таких средств, которые позволили бы максимально безболезненно и эффективно вывести эти новые знания на уровень практической реализации в жизни.

И если первую задачу – просветительскую – более-менее успешно решают медицинские и спортивные организации, действуя, в том числе, и через СМИ, то со второй справиться без специальных психологических технологий они не могут.

В настоящее время в России популярны услуги, направленные на достижение человеком оптимального физического состояния. Однако специалисты, которые работают достаточно квалифицированно в своем направлении (фитнес-тренеры, диетологи, психологи, косметологи, врачи и др.), часто испытывают сложности в процессе ведения клиентов из-за неосведомленности в смежных областях знаний о человеке. Так, например, диетологам не хватает психологических знаний для преодоления барьеров, возникающих у человека, а также понимания возможностей физических упражнений для построения здорового тела, и фитнес-тренеры, и диетологи не владеют техниками мотивирования клиентов и тонкой подстройки систем питания и движения под конкретного клиента, а психологам часто недостает знаний о биологических факторах, связанных с психологическими изменениями и т.д.

Приведем классические примеры из нашей практики, иллюстрирующие это. К нам обращаются люди, бесчисленное количество раз пытавшиеся похудеть – самостоятельно или под врачебным контролем. Некоторые из этих попыток бывают временно успешными, затем следует срыв, набор веса, и так по кругу. У таких клиентов обычно нет проблем со знанием принципов рационального питания, однако есть большие трудности с саморегуляцией, способностью справляться с негативными переживаниями, для чего они и привыкли использовать еду. Некоторых в лишнем весе «держат» вторичные выгоды, с чем, конечно, не работают диетологи.

Другая категория клиентов – люди, которые испытывают трудности с переходом к здоровому образу жизни в силу податливости окружению. Они нуждаются в рекомендациях по организации образа жизни, поиску индивидуально-подходящих приемов повышения независимости от среды. Без способности разбираться в особенностях мотивации и поведения человека специалист, будь то врач или тренер, натыкается на множество «не могу», «трудно», приклеивает к клиенту ярлык лентяя, и тот уходит.

Есть и обратная сторона – клиенты, отчаявшиеся наладить свое питание с помощью врачей, обращаются к психологу, решив, что «всё дело в голове». Психологическая работа по прояснению целей, повышению мотивации приносит свои плоды, человек начинает питаться «правильно», и вдруг жалуется на падение тонуса. Психолог по привычке строит гипотезы в рамках своей компетенции и профессиональной подготовки и работает, например, со стрессоустойчивостью клиента. При этом не знает, что изменение белково-углеводно-жирового состава питания и вызывает колебания тонуса и эмоциональной устойчивости. В данном случае было бы достаточно сбалансировать рацион, и проблема решилась бы меньшей ценой (и времени, и денег).

Эти проблемы, увы, не решаются в массовом порядке, поскольку они создают необходимый денежный поток в индустрию фитнеса и велнеса. Сейчас мы выводим на рынок образовательных услуг два новых направления - «Специалист ЗОЖ» и «Фитнес-психолог». Эти специалисты могут консультировать клиентов по всему спектру проблем, связанных со здоровым образом жизни: от питания и спорта до психологических проблем, мешающих им выглядеть и чувствовать себя хорошо. Поскольку они не продают непосредственно какие-либо товары и услуги, их главной целью становится поиск оптимальных путей достижения гармонии в жизни каждого конкретного человека, исходя из его жизненных условий. Только такая системная работа по-настоящему способна изменить жизнь человека, выводя её на качественно новый уровень.

В целях мультидисциплинарной подготовки специалистов, которые, имея практическое психологическое образование, владели бы также знаниями в области физиологии питания и движения, фитнеса и диетологии были предприняты шаги. Сотрудниками лаборатории научных основ психологического консультирования ФГНУ ПИ РАО во взаимодействии со специалистами-нутрициологами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и профессиональными фитнес-тренерами была разработана образовательная программа для факультета повышения квалификации ПИ РАО. При подготовке учебных материалов использовались результаты современных научно-прикладных исследований российских и зарубежных авторов, а также адаптированные к российским условиям образовательные курсы по публичному здоровью и психологии, биологии и экономики питания Гарвардского, Йельского и Стэндфордского университетов (США).

Программа прошла апробацию в 2013 году не только в рамках курсов повышения квалификации ФГНУ ПИ РАО, но и в Федеральном проекте Росмолодежи «Беги за мной» (фитнес-смена «Селигер-2013»), образовательном процессе подготовки специалистов по здоровому образу жизни на базе Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, на Международном конгрессе «Экология мозга» Ассоциации междисциплинарной медицины.

Материалы курса широко популяризуются на санкт-петербургском портале www.zozhnik.ru, блоге программы «Умное тело» smartbodycentre.livejournal.com, в социальных сетях, в просветительских ТВ-программах (телеканалы Первый, Рен-ТВ), научно-популярных журналах.