Что нужно для развития мозга. Упражнения для развития полушарий мозга

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы легко и быстро запоминать номера телефонов друзей, важные даты имена, нужно тренировать мозг и раскрывать его потенциал. Вот 60 простых советов, как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

Можете начинать выполнять их прямо с сегодняшнего дня:

  1. Решайте загадки и головоломки.
  2. Развивайте амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
  3. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.
  4. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши, принимайте душ с закрытыми глазами.
  5. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
  6. Научитесь печатать вслепую.
  7. Придумывайте новые способы применения обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
  8. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
  9. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
  10. Бегайте, резвитесь, занимайтесь спортом.
  11. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
  12. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
  13. Займитесь каким-нибудь видом искусства - скульптурой, живописью, музыкой - или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
  14. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
  15. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
  16. Сидите прямо.
  17. Пейте много воды.
  18. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.
  19. Практикуйте короткий сон.
  20. Слушайте музыку.
  21. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
  22. Играйте в шахматы или другие настольные игры.
  23. Играйте в игры «для ума». Судоку, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
  24. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Заведите блокнот и составьте банк идей.
  25. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
  26. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
  27. Ведите дневник.
  28. Изучайте иностранные языки.
  29. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
  30. Измените свое окружение - измените место расположения предметов, мебели.
  31. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
  32. Изучайте технику быстрого чтения.
  33. Учитесь методу определения дней недели для любой даты.
  34. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
  35. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
  36. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
  37. Запоминайте имена людей.
  38. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
  39. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
  40. Делайте только одно дело за раз.
  41. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
  42. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
  43. Время от времени общайтесь с людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
  44. Участвуйте в мозговых штурмах.
  45. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
  46. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
  47. Читайте классиков.
  48. Составляйте краткое содержание книг.
  49. Высказывайте свои проблемы вслух.
  50. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
  51. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
  52. Спорьте. Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
  53. Будьте любопытными.
  54. Бросайте вызов самому себе.
  55. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
  56. Заведите словарь интересных слов.
  57. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
  58. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
  59. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
  60. Развивайте словарный запас.

Границы возможностей человеческого мозга гораздо шире, чем мы привыкли думать. Что будете уметь, знать и помнить вы, зависит только от вашего желания и упорства. Удачи!

  • Аналитические — сопоставление разного рода информации
  • Логика — рассуждение, возможность сделать выводы, поразмыслить
  • Дедукция — способность вывести нить идеи из общего информационного потока
  • Критические — различение и отклонение ненужных, неправильных идей и выводов
  • Прогностические — способность выстроить цепь событий в будущем
  • А также способности к концентрации и удержанию внимания, образному и абстрактному мышлению.

Чтобы понять, как развить мозг, повысить уровень интеллекта, необходимо работать во всех направлениях. При этом важно должны быть интересны эти занятия, нагрузки важно выбирать, чтобы было не в тягость. Тогда выполнение упражнений для развития интеллекта войдет у вас в привычку.

Способы развития интеллекта

Играйте в логические и настольные интеллект игры

Любые головоломки на логику, карточные игры — преферанс, покер, нарды, компьютерные квесты и другие развивающие игры. Они помогут повысить способности концентрироваться, запоминать, мыслить. К тому же вы испытаете подъем настроения от соперничества и с каждым новым успехом в играх.

Очень популярные настольные игры — превосходно тренируют ассоциативное мышление и помогают умственному развитию. Ими можно разнообразить обеденный перерыв или посиделку с друзьями.

Действенные способы развития интеллекта — 15-20 минутные игровые тренировки на :

Сайт Wikium — огромный набор интересных, красочных упражнений для развития интеллекта. Есть бесплатная версия, чтобы попробовать прямо сейчас.

Еще один сайт для интеллект тренировок — Brainapps . В бесплатном доступе 29 тренажеров.

Делайте упражнения по математике и точным наукам

Точные науки — лучший способ того, как развивать мозг в разных направлениях. Это как тренировки на несколько групп мышщ сразу.

Решая задачи по математике и логики, вы прокачаете умственное развитие и натренируете:

  • мышление: абстрактное, логическое, дедуктивное, критическое
  • увеличите мыслительную скорость
  • подкачаете прогностические способности
  • натренируете память
  • «разложите мысли по полочкам», станете более организованным

Для таких тренировок подойдут советские и новые сборники задач на логику, брошюры для подготовки к олимпиаде для младшего школьного возраста (да-да, с ними не так то просто справиться без сноровки).

Читайте хорошие книги

Классическая и хорошая современная литература повысит умственное развитие, значительно расширит ваш кругозор, выровняет эмоциональный фон, разовьет эстетический вкус.

Изучайте что-нибудь новое

Когда вы учитесь, приобретаете новые навыки и применяете полученные знания на практике — повышаются ваши способности к концентрации, умение структурировать и усваивать большие потоки информации. Уделяйте вниманию чтению энциклопедий, познавательным фильмам, образовательным сайтам.

Выучите иностранные языки

Нейропсихологи доказали, что люди, владеющие не только родным языком (билингвы), отодвигают на 5 лет и далее умственные болезни. Например, болезнь Альцгеймера.

Помогает совершенствовать музыкальные способности и легче переключаться между текущими задачами, лучше концентрироваться.

Изучая, например, такой популярный и необходимый, вы сможете с легкостью держать в голове большой список задач.

Делайте логические выводы

Изучайте других людей, делая предположения о том, чем они занимаются, какое у них семейное положение, имеются ли домашние питомцы, авто. Постарайтесь догадаться, чем человек занимался недавно, куда идет. Только играйте в Шерлока осторожнее — не все люди любят, когда их пристально изучают. Это не только прокачивает умственное развитие, но и помогает скоротать пробку, очередь и любое томительное ожидание.

Все упражнения для развития интеллекта

Чтобы быть всесторонне развитым человеком, выбирайте несколько видов интеллект занятий, которые будут вам интересны. Важно, чтобы занятия были в радость.

Когда мы придумываем загадку, то активно задействуем свое воображение, фантазию, мышление и логику. Увлекательно разгадывать те загадки, в которых спрятан смысл: «Мчишься – не домчишься, летишь – не долетишь (о горизонте)», или «Кидают, если нужен, поднимают, если бесполезен (о якоре)».Чтобы составить свою загадку, нужно сравнить предмет, который является разгадкой, с другим предметом, напоминающим его по действию, внешнему виду, форме.

  • Лимерики

Лимерик – особая стихотворная форма, а его герои – самые разнообразные чудаки. В каждом лимерике должно быть 5 строк, где третья должна рифмоваться с четвертой, а первая – со второй и пятой. Например:Жил-был мужичок в Амстердаме,

Не чистивший шляпу годами.

Он в ней невзначай

Заваривал чай

И в ней же гулял в Амстердаме!

Придумывать свои лимерики – это весело и полезно для мозга.

  • Буриме

Буриме – это шуточное стихотворение, рифмы в котором уже известны заранее. По правилам составления буриме, нельзя эти рифмы переставлять местами или как-либо изменять их окончания. Данная игра появилась во Франции в 17 веке.Сначала нужно задать рифму – например, «холодна – у окна». После этого участники придумывают свои стихотворения, например:В этом году зима холодна,А котик заснул возле окна.

Таким образом, сначала составляются пары слов, а затем нужно придумать стихотворение, опираясь на них. Можно брать не одну пару, а две пары слов, и тогда получится четверостишье и т. д.

Интеллектуальные игры и упражнения

«Аналогии» — групповая игра, где участникам нужно найти аналогии в несвязанных друг с другом вещах

Аналогия – отличный способ глубоко разобраться в явлении или предмете, развить навыки критического мышления, понять взаимосвязи. Оно представляет собой средство поиска и используется для активизации данной мыслительной операции.

Для игры каждому участнику потребуются 3 картонные карточки (допустимо использовать плотную бумагу). На каждой из них игрок втайне от других пишет по одному понятию:

  • на первой – то, что доступно зрению и осязанию;
  • на второй – то, о чем можно прочитать (на сайте, в газете или журнале);
  • на третьей – то, что пригодится в учебе или работе.

Понятия могут представлять собой любые явления или предметы.

После того как участники справились с заданием, ведущий собирает все карточки и перемешивает их. Затем он не глядя вытягивает 2 карточки и зачитывает то, что на них написано. Игрокам же необходимо найти как можно больше сходств между содержаниями двух карточек.

Возможные способы поиска аналогий:

  • строение, структура;
  • поведение;
  • способ работы.

Для поиска параллелей используется мозговой штурм, критика недопустима (исключение – если пример является неприличным, грубым).

«Мыслеголики» — превосходное групповое упражнение, развивающее остроумие и интеллект
Игроки садятся в круг. Ведущий объясняет правила игры. Все собравшиеся участники – «мыслеголики», имеющие неизлечимую болезнь под названием «мыслеголизм» и потому вступившие в группу анонимных мыслеголиков. Каждый игрок придумывает про себя мини-историю: почему он болеет мыслеголизмом, как долго у него эта болезнь, какие неудобства доставляет в жизни.Например:Здравствуйте! Меня зовут Мария Петровна, и я с раннего возраста страдаю от мыслеголизма. Все началось с того момента, когда… «Облегчив душу», игрок выслушивает советы и пожелания других участников.

Главное – вызвать у игроков желание посоревноваться в остроумии и интеллекте.

После игры ведущий спрашивает участников, каково их мнение о том, что они услышали и обсуждали. Если кто-либо пожелает выслушать действительное мнение или совет по определенному вопросу – отлично.

«25 букв» — тренирует зрительную память и скорость мышления.
Ведущий показывает игрокам таблицу, представленную ниже, в течение полминуты.Затем он отворачивает таблицу и предлагает игрокам представить то, что на ней было написано. Затем им необходимо так же мысленно составить слова из букв, которые расположены рядом.Например, в слове «Олово» есть буква «Т». Если двигаться от нее вниз, затем – вправо и вверх, то получится «Лето». Те пять слов, которые изначально есть на таблице, в счет не берутся. Разрешено использовать одну и ту же букву не один раз (например, «гороно»), а также обсуждать результат между собой.

Если игрокам стало сложно, ведущий показывает таблицу еще раз в течение нескольких секунд.

В конце игры ведущий поворачивает участникам таблицу, и они ищут оставшиеся слова уже по ней, а не опираясь на свою память.

«Анекдоты про» — развивает остроумие.
Книжки или сайты с анекдотами группируются по темам – «Про начальника», «Про врачей», «Про студентов». Задача участников в этой игре – самостоятельно придумать забавный и остроумный анекдот. Это отличное средство для развития чувства юмора и креативности.Нужно самому придумать темы для анекдотов, которые вызывают интерес («Про мультфильмы», «Про компьютерные игры», «Про котов»). Заведите отдельную тетрадь или создайте файл на компьютере, чтобы записывать в них анекдоты. Нестрашно, если поначалу шутки будут несмешными, главное – тренироваться.

«Вопрос для викторины» — поможет вам раскрыть свой потенциал, развить интеллектуальные способности и прокачает остроумие.
В любой удобный момент, когда вам нечем заняться, начните составлять викторину. Она может быть предназначена как для маленьких детишек, так и для взрослых, солидных профессоров. Вопросы должны:

  • вызывать интерес;
  • быть познавательными;
  • отличаться остроумием;
  • обращаться к сообразительности, интеллекту и эрудиции воображаемого участника.

Преимущество игры состоит в том, что вы можете тренироваться на прогулке, в автомобильной пробке, на пути до работы, дома или магазина, во время скучного совещания. Так вы и скоротаете, и с пользой проведете время.

«Сравнения» — отрабатывает навык сравнивания разных предметов и событий, стимулирует мозговую деятельность.
Базовая операция человеческого мышления – это сравнение. Мы сравниваем множество вещей: автомобили, компьютеры, характеры людей, работу, религию, философию. Можно сравнивать эпохи («Сейчас» и «в СССР»), учебные дисциплины («что полезнее для мозга – математика или физика?») и даже то, какие чувства вызывают те или иные люди («Когда я вижу соседку Веру Сергеевну, то чувствую… А когда – соседку Наталью Михайловну, то…»).Многие вещи постигаются посредством сравнения. Также благодаря этой операции можно значительно развить свои мыслительные способности. Рассмотрим несложные правила, которых следует придерживаться, занимаясь сравнением вещей, предметов, явлений.

  1. Убедитесь, что сравниваемые вещи имеют одну и ту же «весовую категорию». Так, если вы начнете сравнивать вторую половинку со своим юношеским идеалом, то у реального человека не останется никаких шансов. Результатом сравнения должны стать определенные выводы и знания, которые несут пользу.
  2. Сравнения должны быть максимально объективными. Не используйте личностное отношение «нравится-не нравится».
  3. Пользуйтесь разнообразными критериями. Например, если вы сравниваете между собой два блюда, критериями могут выступать вкусовые качества, стоимость, калорийность, внешний вид, соотношение жиров, белков и углеводов. Критерии должны быть по существу – не пользуйтесь второстепенными.
  4. После проведения сравнения вы должны прийти к определенному результату. Не останавливайтесь на полпути – доводите начатое до конца. Окончанием игры должен выступать конкретный вердикт. Например, при сравнении музыкальных стилей заключение может быть следующее: «Таким образом, основная тематика текстов песен в стиле рок – личностные или социально значимые проблемы, рэп – крутизна автора, поп – любовь, чувства, отношения».

Результат проведенного сравнения может быть качественным и количественным.

Таким образом, при сравнении необходимо пользоваться представленными выше критериями. Во время этого упражнения спрашивайте себя:

  • почему не получилось или сложно было прийти к однозначному выводу;
  • действительно ли я был объективен;
  • существенными ли были используемые критерии;
  • сравнивал ли я предметы, находящиеся в одной весовой категории или в разных.

Упражнение для тренировки следующие.

  1. Что полезнее для организма – бананы или виноград.
  2. Кто эффективнее руководит отделом – женщина или мужчина.
  3. Что я чувствую по отношению к двум своим близким друзьям.
  4. Какая дисциплина полезнее для мышления – математика или литература.

Придите к собственным умозаключениям, зафиксируйте их на бумаге. Это невероятно полезное упражнение, поэтому сравнивайте все вокруг!

«Взгляд дурака» — не самое простое, но очень эффективное и интересное упражнение на умственное развитие. Развивает кругозор.

  • Как бы повел дурак на моем рабочем месте?
  • Что снится дураку?
  • Что бы дурак понял из этой статьи?
  • Как дурак общается с людьми?Если вы время от времени будете смотреть на происходящее со стороны «дурака», это повысит ваше уважение к своим интеллектуальным способностям, а также может расширить кругозор и помочь найти полезные мысли в самых необычных областях жизни.Суть упражнения заключается в том, что вы смотрите на происходящее так, как если бы на него смотрел дурак. Например, вы направляетесь на работу, гуляете или читаете новости, после чего задаете себе разнообразные вопросы.

«Правда» — забавное упражнение, поднимающее и настроение и уровень интеллекта.
Мысль – это не то, что легко занести в голову через телевизор или газету. Она представляет собой продукт разума, является двигателем всего существующего в мире. Но это, конечно, зависит от того, какие мысли есть у человека.Следующую шуточную игру полезно и интересно выполнять в течение всего дня. Утром вы спрашиваете себя «Что такое высшая истина?», формулируете ответ, после чего до вечера ищете подтверждения своему суждению.Например, высшая истина – это «делать зарядку по утрам». Диалог с самим собой может выглядеть так:— Что такое высшая истина?

— Самое важное – делать зарядку по утрам.

— Почему мне нужно сменить место работы?

— Потому что с этой работой я не успеваю делать зарядку по утрам.

— Почему коллега так часто берет больничный?

— У нее слабое здоровье из-за того, что она не делает зарядку по утрам.

Чем более забавным и даже ненормальным кажется вам диалог, тем лучше, ведь это просто полезная игра.

«Какое число лишнее» — потренируйте логику, скорость мысли, внимательность.
Задача этого группового психологического тренинга – не только найти лишнее число, но и обосновать, почему оно таким является. Данное упражнение полезно при проведении коммуникативных, а также тренингов личностного роста, поскольку оно развивает интеллект и внимательность. Ведущий показывает игрокам на крупном листе бумаги или на доске четырехзначные числа в количестве 21 штуки. Чтобы было удобнее, можно сделать 3 столбика, в каждом из которых будет по 7 чисел.

9082 1749 9541

Допустимо любое мнение участника, но он должен его объяснить. Высший пилотаж – объяснить, что в числе 7816 сумма цифр дает 22, а все другие числа – 21 или 19. Ведущему рекомендуется подождать, пока кто-либо из участников об этом не догадается.

«Законы» — развивайте свои интеллектуальные способности.

  • В Уголовном кодексе прописана статья про мошенничество, которое действует и в жизни молекул. Если атом вдруг притворится, что он – другой атом, то его накажут.
  • Закон сохранения энергии среди людей: когда одна половина человечества просыпается, то вторая – засыпает, поэтому число бодрствующих людей постоянно.Закон, вне зависимости от своего вида, ограничивает ход явлений, вещей. Например, Уголовный кодекс запрещает людям переходить определенные рамки, первый закон Ньютона разъясняет особенности движения тел.Задача игры – перенести закон общественный сферы в естественнонаучную, и в обратную сторону. То есть необходимо выбрать какой-либо закон и привести пример из совершенно другой области жизни. Такое упражнение развивает разные виды мышления (аналитическое, критическое), способность точно выражать свои мысли, а также остроумие, чувство юмора, память.Рассмотрим примеры.

«Молекулы» — развивает ассоциативное мышление, комбинаторность мысли.
Данное упражнение развивает воображение и ассоциативные навыки. Задача – представить, какой характер был бы у того или иного химического элемента, а также составить формулу, которой можно было бы описать людей из вашего окружения.Первым делом нужно составить таблицу, в которой описаны все химические элементы. Личностные качества подбираются самостоятельно.H (водород) Беспечный

Cl (хлор) Солидный

O (кислород) Энергичный

N (азот) Пассивный

Таким образом описываются все остальные элементы – C (углерод), S (сера), He (гелий), As (мышьяк) и т. д.

После этого составьте формулы, применимые к вашим знакомым. Допустимо, чтобы в ней было 2-3 химических элемента, сама она может быть абсолютно не похожа на те, которые имеются в химии.

Пример формулы:

H 2 0 – невероятно беспечный и энергичный;

Cl 2 – солидный, вдумчивый.

Опишите как можно больше своих знакомых.

После этого подумайте, что бы произошло, если бы между двумя вашими приятелями произошла химическая реакция, в результате которой их атомы сменили друг друга. Каким характером стали бы они обладать? Придумайте для них имя, то, как он живет, чем занимается. После этого представьте, как между только что придуманными людьми снова произошла химическая реакция. Придумывайте новых личностей до тех пор, пока у вас хватит воображения.

«Шерлок» — для индивидуальной тренировки. Вы научитесь правильно составлять словесное описание человека, потренируете навык запоминания, внимательность к деталям, зрительную память.
Ваша задача – вести досье на людей, которых вы встречаете на улице. Можно использовать как текстовый файл на компьютере, так и обычную тетрадь.Во время поездки на работу, домой, прогуливаясь возле дома, обратите внимание на какого-либо человека. Осмотрите его, заметьте каждую мелочь его внешности. Затем дома нужно записать все свои наблюдения и примечания в файл или тетрадь, формируя таким образом своеобразную «базу данных».Придумайте для описываемого прохожего запоминающееся и емкое прозвище, которое должно быть уникальным. Названия людей из вашей базы данных не должны повторяться. После этого опишите внешность увиденной личности – все до малейших мелочей, которые смогли закрепиться у вас в памяти. Наконец, составьте возможный психологический портрет: опишите характер, поступки, чем она увлекается, как зарабатывает себе на жизнь, в чем она интересна.Регулярно выполняя данное упражнение, вы заметите, что очень скоро стали способны составлять точные, емкие и исчерпывающие характеристики незнакомцев, которых вы случайно увидели.

Если на первых порах вы столкнулись с тем, что ваша память совсем не запоминает детали, выполняйте это упражнение в спокойной, расслабленной обстановке – например, стоя в очереди, находясь в общественном транспорте. Так у вас будет возможность рассмотреть незнакомца хотя бы 2-3 минуты.

Если вы встречаете одного и того же прохожего несколько раз, используйте эту возможность, чтобы расширить ваше досье. Постарайтесь при каждом случае запомнить как можно больше деталей и нюансов.

«Иероглифы» — развивает интеллект на групповых занятиях.
Ведущий рассказывает игрокам, что в ряде государств имеется иероглифическое письмо, в котором те или иные слова представлены определенными рисунками. Задача участников – придумать иероглифы.Первая часть – составить иероглифы, обозначающие простые, общеупотребительные слова («любовь», «солнце», «лес», «дом»).Вторая часть – составить иероглифы, которые обозначают более отвлеченные, абстрактные понятия («изобретение», «чтение», «сон», «работа», «обучение»).Наконец, третий этап – составить из иероглифов фразу. Каждый игрок берет темный маркер и пишет на крупном листе бумаги придуманную им фразу, после чего демонстрирует ее остальным. Их задача – разгадать смысл иероглифов.

«Без мата» — непростое упражнение в реалиях нашего сленгового и жаргонного времени, но интеллект повышает отлично.
Наверняка вы встречали в своей жизни людей, которые не просто используют в своей речи мат, а думают на нем.Почему нельзя заменять нормальные слова матерной лексикой? Дело в том, что подобная речь переступает через нормы языка и этикета, портит репутацию, расстраивает диалоги. Ведь мы от диких зверей прежде всего отличаемся развитой и разумной речью, богатым словарным запасом. Если же выражать свои мысли матом, то последствия для интеллекта будут неважными. Основная проблема для него состоит в том, что речь обедняется. Таким образом, думать на матерном языке – это вредно, однако можно быстро избавиться от такой привычки.

  1. Первым делом примите удобную позу и подумайте о том, какой будет тема для дальнейших рассуждений. Желательно, чтобы тема была проблемной и волнующей именно вас – например, проблемы в семье или на работе, взаимодействие с неприятными личностями.
  2. Начинайте думать – в очень медленном темпе, не используя никаких матерных слов. Проговаривайте про себя все то, о чем вы думаете – четко и не спеша. Необходимо добиться того, чтобы внутренний монолог был таким же последовательным и связным, как и проговариваемый вслух.
  3. Вам необходимо добиться законченной мысли, довести рассуждение до конца.

Если впоследствии вы заметили, что забылись и вновь начали думать матом, то расслабьтесь, сосредоточьтесь и представьте, как вы сидите в спокойном месте и медленно, разумно рассуждаете над ситуацией.

Игра «Такая же буква», развивающая беглость мышления
Когда вы находитесь в людном общественном месте (в кафе, на работе, в магазине), сосчитайте до 30, прислушайтесь к тому, о чем говорят окружающие вас люди, после чего уловите первое услышанное слово – существительное. Далее в этом слове потребуется выбрать какую-нибудь букву и вспомнить как можно больше существительных, в составе которых эта буква располагается там же.Допустим, вы услышали «телефон» и выбрали букву «Ф». Тогда вашими словами будут: дельф ин, мараф он, атроф ия и другие.Чем ближе буква располагается к началу слова, тем легче станет выполнять упражнение.

Загадки

Когда мы придумываем загадку, то активно задействуем свое воображение, фантазию, мышление и логику. Увлекательно разгадывать те загадки, в которых спрятан смысл: «Мчишься – не домчишься, летишь – не долетишь (о горизонте)», или «Кидают, если нужен, поднимают, если бесполезен (о якоре)».

Чтобы составить свою загадку, нужно сравнить предмет, который является разгадкой, с другим предметом, напоминающим его по действию, внешнему виду, форме

Советы дает кандидат медицинских наук, координатор Ассоциации междисциплинарной медицины, эксперт проекта «Экология мозга» Елена Анисимова .

Голова должна трудиться

Наш мозг подобен мышцам: если ему не давать ежедневную работу, он дряхлеет, становится ленивым, команду «думай!» не распознает. А вот если нагрузки есть - серые клеточки растут в буквальном смысле этого слова. Ученые описывают этот процесс так: образуются новые синапсы между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой, в вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны быстрее проводят нервные сигналы, усложняются функциональные связи между отдельными структурами мозга.

Но между тем мозг не так примитивен, как мышцы. Обычной «качалки» (типа ежедневно писать в компьютере по 10 тысяч знаков) ему недостаточно: заскучает и рано или поздно отметет рутину как ненужную. Придется его удивить и даже обмануть необычной гимнастикой.

Инфографика АиФ

Нейробика

Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы - нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин . И вот уже 15 лет мир занимается по книге «Фитнес для ума», выбирая самые подходящие из 83 упражнений для улучшения памяти и развития интеллектуальных способностей.

Для выполнения забавных упражнений вам придется немного «почудить», делать ежедневные дела несколько сумасбродным путем, используя все 5 органов чувств в непривычной комбинации. Выполняя одну и ту же рутинную работу, нам трудно сосредоточиться на новом: память ослабевает, концентрация внимания падает. А вот если делать привычные дела неожиданным способом, мозгу приходится выстраивать свежие связи между нервными клетками и восстанавливать их, если они были утеряны.

Постарайтесь запустить в себе тягу ко всему необычному при каждой свободной минутке, выполняя домашние повинности, по дороге на работу и в магазин, сидя перед телевизором или у компьютера. Делайте упражнения весело, иронично, с хорошим настроением - мозгу очень нравятся эмоции.

6 полезных упражнений

1. Включите в работу левую руку (или правую, если вы левша). Пробуйте ею чистить зубы, застегивать пуговицы на блузке, есть суп, печатать на клавиатуре компьютера и писать письма.

Зачем это делать? Активация моторной коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и нестандартное мышление.

2. Испытывайте новые ощущения, развивайте новые способности . Передвигайтесь по собственной квартире, которую вы хорошо знаете, принимайте душ с закрытыми глазами. Пытайтесь на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане. Попробуйте освоить шрифт Брайля - систему чтения и письма для слепых. Договоритесь с домашними общаться целый день лишь на языке жестов.

Зачем это делать? «Накаляются» до предела новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, что также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.

3. Не бойтесь менять привычный имидж . Носите новую необычную одежду, пробуйте новый грим, экспериментируйте с цветом волос и прической.

Зачем это делать? Человек по-разному ощущает себя, примерив новый имидж (вспомните хотя бы «эффект пиджака» для мужчины или «шпилек» для женщины!), и у него меняется образ мысли.

4. Ходите и ездите на работу новыми маршрутами (даже если непривычная дорога будет дольше!), чаще путешествуйте, каждый отпуск старайтесь проводить в новом месте, ходите по музеям и выставкам.

Зачем это делать? Развивается пространственная память и даже увеличивается размер гиппокампа, как утверждают последние исследования физиологов.

5. Почаще меняйте интерьер дома и на работе , еженедельно переставляйте вещи в квартире, меняйте местами кухонную утварь, пробуйте готовить по заморским рецептам, купите новые духи. Несколько минут ходите по квартире, надев на правую ногу туфлю на каблуке, а на ле-вую - тапочку.

Зачем это делать? Привычки утомляют мозг, а новизна стимулирует сенсорные входы мозга, делает жизнь более яркой, запоминающейся.

6. Научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?», придумайте каждый раз новые фразы - откажитесь от стереотипов, запоминайте анекдоты, придумывайте сами новые шутки, занимательные истории - и обязательно блесните ими в разговоре.

Зачем это делать? Если вы подходите ко всему произнесенному творчески, с разных сторон, то тем самым стимулируете память и центр речи в мозге - левую височную область зон Вернике и Брока.

150 минут движения - каждую неделю

Помните, что на активность мозга оказывают влияние и традиционные физические нагрузки.

Исследователи из Иллинойского университета США под руководством Артура Крамера обнаружили, что умеренная гимнастика, всего 150 минут в неделю (или 75 минут высокой физической нагрузки), плюс ежедневное хождение пешком не менее 500 метров увеличивают объем коры головного мозга человека во фронтальной и париетальных областях. Они ответственны за рабочую память, внимание и переключение с одного задания на другое. В качестве подтверждения ученые предоставили картинку, полученную компьютерным томографом.

Для многих не секрет, что для счастливой жизни нужно постоянно тренировать свое тело. Тогда у вас будет много энергии, вы будете лучше себя чувствовать и намного меньше болеть. Однако многие забывают, что для повышения качества жизни необходимо также тренировать и свой мозг. Именно от этого и будет зависеть уровень вашей жизни. Именно поэтому в рамках данной статьи я разберу наиболее эффективные упражнения для развития обоих полушарий мозга.

После окончания университета я устроился на работу. Каждый день я делал то, чему меня научили за год учебы. Я точно знал свой распорядок на каждый день. Проблема была в том, что я перестал обучаться и, как итог, утратил амбиции. Я заметил, что жизнь меня просто затянула в рутину, все дни одинаковые и никаких глобальных целей добиться я не в состоянии. Тогда я задумался и начал изучать проблему.

В тот период жизни я и наткнулся на те 5 упражнений, которые опишу ниже. Спустя несколько месяцев я начал замечать первые результаты. Я стал более креативным и собранным одновременно. Как итог, я не только получил продвижение по службе, но и запустил свой небольшой бизнес-проект, который окупился и уже приносит мне денег. А все, что оказалось для этого нужно — это не останавливаться в развитии и работать над обоими полушариями.

Базовые принципы работы мозга

Человеческий мозг один из самых загадочных и непонятных механизмов, созданных природой. Его принято сравнивать с электронными вычислительными машинами. В течение всей своей жизни человек обучается чему-то новому, накапливая полезную информацию. А если какие-то данные теряют свою актуальность, они автоматически забываются. На то, чтобы рассмотреть все функции, которые способен выполнять наш мозг потребуется немало времени, однако перечислю самые основные из них:

  • память;
  • речь;
  • мышление;
  • восприятие самого себя;
  • сознание;
  • общее восприятие мира;
  • воображение.

Мозг разделяется на два полушария, которые связанны между собой мозолистым веществом, при помощи которого передается информация из одной части мозга в другую. Каждое из полушарий отвечает за некоторые функции. Однако в истории встречались случаи, когда по причине травм одно полушарие начинало выполнять задачи другого. Несмотря на этого изначально у каждой части мозга свое назначение.

Левое полушарие берет на себя функции логического мышления и операций с вычислениями. Оно способно обрабатывать информацию извне в строгой последовательности. Правое полушарие больше отвечает за творчество и чувственное восприятие. Именно так мы воспринимаем запахи, музыку, цвета и способны понять искусство. Также именно это полушарие помогает нам ориентироваться в окружающем мире. Кроме этого, именно правое полушарие позволяет нам мыслить креативно и находить необычные решения.

Все описанное выше — это самые основы работы мозга. Однако уже этой информации достаточно, чтобы хотя бы примерно понимать, как работают полушария головного мозга. Самое важное заключается в том, что при помощи специальных упражнений мы можем развивать наш мозг, оттачивая те или иные функции. Главная задача, это добиться того, чтобы оба наши полушария работали синхронно и были максимально эффективными.


Что даст читателю развитие обоих полушарий головного мозга

Перед тем, как развить оба полушария головного мозга, рассмотрим немного подробнее, а что именно это нам даст. При целенаправленных тренировках у вас появятся такие важные навыки как:

  • умение концентрироваться на важном;
  • ориентировка в гигантских потоках информации;
  • быстрое принятие наиболее верных решений;
  • обучение в короткий срок;
  • моментальное улавливание сути вещей.

Именно эти перечисленные навыки и помогли бизнесменам с мировым именем достичь их высоких результатов. Для того, чтобы тоже этому научиться необходимо регулярно делать специальные упражнения для синхронизации работы полушарий мозга. Такие упражнения можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Без регулярной тренировки наши мышцы становятся слабее. А если нагрузки не будет совсем, то они просто атрофируются. Мозг работает точно по такой же программе.

При недостаточной умственной активности вы начнете быстро глупеть, и наоборот, при регулярных тренировках в мозгу образовывается много нейронных связей, улучшается кровяное обеспечение мозга.

Для эффективной работы мозга необходимо запустить возникновение новых нейронных соединений при помощи новых знаний и впечатлений. В период нашего стандартного процесса обучения это происходит само по себе. Я имею ввиду возраст, когда принято учиться или делать вид, что ты учишься. Это детский сад, школа и университет. Тот объем новой информации поступающей в наш мозг в этот период был достаточным для поддержания мозга в более или менее рабочем состоянии.

Проблема в том, что большинство людей перестают чему-либо обучаться после окончания формального обучения в образовательных учреждениях. В их жизни преобладают рутинные процессы, для которых не приходится задействовать свой интеллект. А без соответствующей нагрузки наш разум ослабевает, и человек уже после 25-30 лет начинает постепенно глупеть. Именно поэтому так важно регулярно выполнять специальные упражнения. Ниже я опишу самые эффективные из них.


5 упражнений для развития обоих полушарий нашего мозга

Ниже представлены 5 распространенных упражнений, которые идеально подойдут для развития обоих полушарий вашего мозга. Выполняя их, вы заметите, как становитесь умнее, начинаете больше замечать и понимать.

Упражнение №1 Зеркальное рисование

Для выполнения этого упражнения возьмите лист бумаги и два карандаша, по одному в каждую руку. Начните рисовать одновременно обеими руками. Пусть это будет что-то простое. Нарисуйте квадрат, круг, восьмерку, звезду. Постепенно изображения нужно усложнять. Напишите свое имя. Если у вас получается, то попробуйте нарисовать полноценный рисунок.

Упражнение №2 Случайные слова

Для выполнения данного упражнения возьмите нескольку случайных слов и свяжите их в рассказ. Вначале будет трудно. Возможно для связки понадобится составить несколько длинных предложений. Если потренироваться, то вы легко сможете связать любые взятые наугад слова при помощи всего нескольких фраз.

Упражнение №3 Слова

Отличное упражнение для закостеневшего мозга. Помогает улучшить концентрацию, повысить внимание и нагружает сразу оба полушария.

Задача заключается в том чтобы, быстро, не раздумывая, назвать цвет. Может показаться, что это довольно просто, однако левое полушарие начинает концентрироваться на словах, а правое на цвете. Это сильно сбивает с толку. Хорошо если выполнять это упражнение с напарником, который будет показывать вам слова, а вам нужно назвать цвет или прочитать, что написано. Именно напарник говорит, что в данный момент нужно: назвать цвет или прочитать слово.


Упражнение №4 Восстановление реальности

Это отличное упражнение на визуализацию. Главное, максимально запустить воображение, в том числе зрительную, слуховую и обонятельную память. Избавьтесь от любых внешних раздражителей, выключите телевизор, отключите звук на телефоне. Закройте свои глаза. Постарайтесь вспомнить хорошо знакомого вам человека: черты его лица, цвет его глаз и волос. Теперь постарайтесь воспроизвести звучание его голоса, запах парфюма. Добавляйте образ новыми деталями.

После того, как вы научитесь воспроизводить при помощи своего воображения людей, можно двигаться дальше. Теперь вы можете в своем воображении создать новую вселенную, параллельную той, что есть. Подобные упражнения заметно развивают креативность, воображение и творческое мышление.

Упражнение №5 Нейробика

Это, своего рода, зарядка для нашего мозга. Она активизирует работу сразу всех органов чувств. Данную методику впервые придумал нейробиолог из США по имени Л. Катц. Основная ее суть состоит в том, что нужно делать привычные нам вещи в нестандартной манере, например:

  • ходить по квартире, плотно завязав глаза;
  • писать при помощи левой руки, если вы правша и,наоборот, если левша;
  • изменить привычный маршрут до работы или учебы;
  • попытаться прочувствовать вкус еды, запах цветов;
  • определить вещи только при помощи тактильных ощущений;
  • делать новую работу, которой вы раньше не занимались;
  • пытаться найти нестандартные ответы на привычные вопросы.

Все новые действия провоцируют возникновение новых нейронных связей. Главное, не пропустить тот момент, когда новые действия станут чем-то привычным. Продолжайте развиваться в том же духе. В этом деле главное не останавливаться и тогда вы обязательно достигнете результатов. На сайте вы найдете множество полезных статей, которые помогут вам на этом трудном пути. Удачи.

анна основа

Мозг – сложная и не изученная до конца часть человеческого организма. Он отвечает за важные функции в процессе жизнедеятельности: память, внимание, эмоции, принятие решений, координацию и мышление. Мозг делает людей такими, какие они есть. Несмотря на стремительное развитие современной медицины, он до сих пор таит в себе неразгаданные тайны. Внутренние резервы мозга выходят далеко за границы изученного: ученые считают, что люди используют всего 5-10% от его потенциала.

Что же не позволяет ? Дело в матушке-природе: наградив человечество величайшим подарком – интеллектом – она создала и защитные функции, спасающие ум от чрезмерной нагрузки. Поэтому он сам себя охраняет, работая в «режиме экономии» и не позволяя быстро исчерпать свои резервы.

Однако мозг, как и другие части человеческого тела, на протяжении жизни нуждается в постоянной тренировке. К тому же в организме все взаимосвязано: активный и светлый ум повышает уровень здоровья, настроения и самочувствия. Держать его в тонусе помогут различные игры и упражнения для развития мозга. Они помогут , память, развить творческие и аналитические способности.

Игры для развития мозга

Одним из наиболее действенных и интересных методов тренировки ума считаются игры для развития мозга. С их помощью можно весело и с пользой провести свободное время. Так почему бы не сделать такие занятия привычкой? Ведь ничто не мешает в свободное время вместо рутинных дел пару часов посвятить зарядке для ума. Главная цель – чтобы мозг начал активно работать, искать способы решения задач и ответы на вопросы.

Популярны такие логические и интеллектуальные игры для развития мозга:

шахматы;
шашки;
судоку;
покер;
нарды;
коллективные игры;
логические головоломки и другие.

Они помогают развивать интеллект, логику и память. К тому же настольные игры позволяют прочувствовать радость соперничества и победы, не зря они известны с давних времен. Такое времяпровождение – мощная тренировка сразу для нескольких способностей человека: логических, аналитических и дедуктивных, образного мышления, концентрации. Доказанный факт, что люди, с детства занимающиеся шахматами либо похожими играми, в зрелом возрасте гораздо сообразительнее своих сверстников.

Итак, игры и внимания способствуют:

Улучшению стратегического мышления, так как они предполагают тщательное обдумывание действий на несколько шагов вперед, изучение альтернативных вариантов развития событий. Отличное умение для применения в жизни, например, при поездках в незнакомые места, когда нужно оперативно проложить маршруты и выбрать среди них оптимальный.
Приобретению навыка запоминания возможных результатов от задуманных действий. Привычка, полезная в быту, работе и бизнесе. Она позволяет уменьшить количество необдуманных и импульсивных решений, так как в голове сразу складывается цепочка «решение-действие-результат».
, повышению стрессоустойчивости и уменьшению вероятности лишних конфликтов.
Развитию эрудированности, ведь многие коллективные игры подразумевают непрерывное получению новой информации.

Упражнения для развития полушарий мозга

В зависимости от преобладающего полушария определяются способности и предпочтения человека. Правое полушарие – , эмоции, образное и абстрактное мышление. Оно хорошо развито у людей творческих профессий. Левое отвечает за логику, системность, аналитические способности, рационализм. Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо тренировать обе части.

Разработаны комплексы упражнений для развития полушарий мозга, которые значительно улучшают те или иные качества человека. Приведем популярные варианты с краткими описаниями:

Понадобится пара ручек и листок бумаги. Нужно одновременно обеими руками рисовать геометрические фигуры, цифры, буквы. Кажется, что упражнение достаточно простое, однако на практике мало у кого получается выполнить его с первого раза.

Очень быстро по порядку перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Сначала можно попробовать на одной руке, а затем уже одновременно на обеих.
Упражнение «дирижер». Для его выполнения нужно в свободное время представить себя дирижером оркестра, включить музыку и поднять обе руки до уровня плеч, чтобы одна находилась немного ниже другой. В таком положении одновременно вырисовывать в воздухе вертикальный знак бесконечности: правой рукой от середины знака совершать движения вправо и вверх, левой – влево и вверх. Далее повторить все в обратном порядке.
Гимнастика, помогающая разгрузить одно полушарие от монотонной работы и активизировать другое. Понадобится лист бумаги формата А4, на котором рисуются две ровные четкие линии в виде горизонтального символа «Х». Лист повесить на уровне глаз и, глядя на него, выполнять следующие действия:

— доставать левым локтем до правого колена и наоборот, держа спину прямо, сделать 6 подходов для каждой стороны;

— касаться левым локтем левого колена и наоборот, спину также не сгибать, количество повторений равно предыдущему.

Такое упражнение займет всего пять минут, зато эффект почувствуется сразу – ясная и посвежевшая голова.

Следует знать, что полушария головного мозга имеют обратную связь со сторонами тела человека. То есть, чем активнее тренировать левую сторону физическими нагрузками, тем больше совершенствуется правая часть мозга и наоборот.

Упражнения для развития правого полушария мозга

Правая часть головного мозга заведует целостным восприятием реальности, усиливает интуитивное постижение действительности, творческие способности. Поэтому развитию этого полушария способствуют: , визуализация, медитация, рисование. В общем, все действия, связанные с оперированием целостными образами.

Результативные упражнения для развития правого полушария мозга – сочинение стихотворений, пение, танцы, создание литературных произведений, пусть даже это будет ведение дневника или блога. Главное, чтобы эти виды деятельности были непосредственно связаны с функциями, за которые отвечает данное полушарие.

В качестве примера можно посоветовать популярные сейчас курсы правополушарного рисования. Специальная техника, применяемая при срисовывании изображения, учит отходить от шаблонных стереотипов мышления и как можно реалистичнее воссоздавать на бумаге нужный предмет. Такие занятия позволяют расширить границы сознания, взглянуть на привычные вещи другими глазами, по-новому оценить окружающий мир и развить воображение.

Упражнения для развития левого полушария мозга

Так как левое полушарие мозга отвечает за способности к анализу и вычислению, то лучшие упражнения для его развития это:

Решение математических задач и изучение точных наук. Чем больше количество и выше сложность заданий, тем лучше развивается левое полушарие.
Разгадывание кроссвордов, сканвордов, ребусов. При подобных упражнениях задействовано аналитическое мышление, что подразумевает развитие данной части мозга в большей степени.
Физические упражнения, направленные на правую сторону тела.

Упражнения нейробики для развития мозга

Представляют собой совокупность упражнений, направленных на использование чувств непривычным образом, что повышает мозговую активность и улучшает умственные способности. При этом нужно выполнять следующие действия:

После утреннего пробуждения одеться и умыться, не открывая глаз. Или альтернативный вариант – завтракая, общаться в близкими людьми, не используя речь.
Поменять привычный распорядок жизни, «сойти с проторенных дорог». Для улучшения работы мозга полезно периодически менять маршруты на работу и домой, использовать для держания столовых приборов непривычную руку, найти другие магазины для покупки продуктов, записаться на лепку из глины, прогуляться под дождем либо бесцельно понаблюдать за облаками.
Замечательное упражнение для развития мозга — поездки по незнакомым местам. Путешествия отлично стимулируют работу ума. Есть мнение, что благодаря «бродячему» образу жизни древние люди совершили громадный скачок в совершенствовании предметов труда и умений. К тому же посещение всяческих мест предполагает , а это также способствует улучшению мозговой деятельности.
Брать пример с детей: они подвижны, постоянно находятся в состоянии восприятия и познания окружающего мира. Взрослый же человек может не заметить цвет куртки знакомого, либо стоимость приобретенной вещи. Получается, что у детей мозг более активен, чем у людей старшего возраста.

Для восстановления и улучшения работы клеток мозга можно порекомендовать своеобразную «гимнастику для ума»:

выполнять несложные действия с закрытыми глазами;
приобретать в магазине новую продукцию либо заказывать в ресторане неизвестные блюда;
общаться с незнакомыми людьми, заниматься изучением иностранного языка, впитывать новую информацию;
найти интересные хобби либо изучить узконаправленную сферу;
смотреть телевизор с выключенным звуком, одновременно комментируя увиденные диалоги;
искать и регулярно менять любимые духи;
пробовать сделать как можно больше действий нерабочей рукой;
придумывать неожиданные ответы на повседневные вопросы, удивляя при этом собеседников;
: предметы одежды темных и холодных оттенков разбавить яркими цветными вещами – это непременно отразится на образе мышления;
научиться определять достоинство денежных купюр с помощью пальцев, выучить язык жестов – это положительно скажется на развитии чувственного восприятия;
сочинять шутки и анекдоты;
вносить разнообразие в домашний отдых: почему бы вместо лежания на диване не посидеть на полу?

Без регулярных нагрузок и тренировок мозг человека, как и его тело, становится «закоснелым» и все хуже выполняет свои функции. Из-за этого снижается уровень умственных и физических способностей человека. Чтобы замедлить такие изменения и в любом возрасте получать удовольствие от жизни, нужно взять за правило непрерывно заниматься гимнастикой для совершенствования ума. Пусть советы и рекомендации помогут выбрать подходящие способы развития мозга и сделать их укоренившейся привычкой.

17 марта 2014