Этапы развития нервной системы у детей. Оценка степени зрелости нервной системы новорожденного ребенка

Поражение ЦНС у новорожденных − результат патологии внутриутробного развития или же ряда других причин, которые приводят к серьезным осложнениям в функционировании организма. Диагностируют подобные поражения практически у 50% младенцев. Более половины, даже почти две третьих, этих случаев приходится на недоношенных крох. Но, к сожалению, встречаются патологии и у доношенных детей.

Чаще всего доктора называют основной причиной поражения центральной нервной системы сложности в вынашивании, влияние негативных факторов на плод. Среди источников проблемы:

  • Недостаток кислорода, или гипоксия. Возникает такое состояние в случае работы беременной на вредном производстве, при курении, при инфекционных заболеваниях, которые могли быть и непосредственно до зачатия, предыдущие аборты. Все это нарушает кровоток и насыщение крови кислородом в целом, а плод получает его именно из крови матери.
  • Родовые травмы. Их считаются маловероятными причинами поражения ЦНС, но допускают, что травмирование может привести к нарушениям в созревании и дальнейшем развитии центральной нервной системы.
  • Нарушение обмена веществ. Это происходит по тем же причинам, что и гипоксия. К дисметаболическим патологиям приводит и наркозависимость, и алкоголизм. Влияет и прием медицинских препаратов сильного действия.
  • Инфекции, перенесенные матерью во время беременности. Сами по себе вирусы могут негативно воздействовать на развитие плода. Но есть ряд заболеваний, которые считаются критичными для жизни плода. Среди таковых краснуха и герпес. Впрочем, любые патогенные бактерии и микробы также способны вызвать необратимые негативные процессы в организме ребенка еще в утробе матери.
Разновидности поражений ЦНС

Каждая из причин приводит к развитию определенной патологии, степень тяжести которой влияет на возможность восстановления и полной реабилитации новорожденного.

  • Недостаток кислорода
  • Гипоксия плода еще в утробе матери может стать причиной таких патологий:

    • Церебральная ишемия. При 1 степени тяжести можно отметить угнетение или, наоборот, возбуждение ЦНС у грудничка. Состояние проходит, как правило, через неделю. 2 степень тяжести может быть распознана по кратковременным судорогам, повышению внутричерепного давления, более продолжительному нарушению функционирования нервной системы. В наиболее сложной ситуации осложнения приводят к эпилептическим припадкам, серьезным патологиям стволовых отделов головного мозга, а также усиленному внутричерепному давлению. Зачастую результатом становится кома и прогрессирующее угнетение ЦНС.
    • Кровоизлияние. Данное явление может затронуть желудочки и вещество головного мозга, либо происходит субарахноидальное кровоизлияние. Проявления таких последствий – это и судороги, и неизменно повышенное внутричерепное давление, и гидроцефалия, шок и апноэ, кома. При слабом течении симптомы зачастую отсутствуют. Иногда единственным признаком проблемы становится гипервозбудимость или, наоборот, угнетение ЦНС.
  • Родовые травмы
  • Последствия различаются по виду травмы, произошедшей в течение родов:

    • Внутричерепная травма может привести к кровоизлияниям с судорогами и повышением внутричерепного давления. Среди других последствий нарушение сердечной и дыхательной деятельности, гидроцефалия, кома, геморрагический инфаркт.
    • Повреждение спинного мозга приводит к кровоизлиянию в этом органе с растяжением или надрывом. Результатом может стать нарушение дыхательной функции, двигательной деятельности и спинальный шок.
    • Поражение периферической нервной системы. Это такие осложнения, как повреждение плечевого сплетения, что может привести к тотальному параличу, нарушению дыхательной функции. Патологии диафрагмального нерва может привести к осложнениям в функционировании дыхательной системы, хотя чаще всего протекает без явных признаков. Поражение лицевого нерва становится очевидным, если во время плача крохи отмечается перекашивание рта.
  • Нарушение метаболизма
  • Среди последствий дисметаболических поражений:

    • Ядерная желтуха, которая сопровождается судорогами, апноэ и др.
    • Снижение уровня магния, что приводит к гипервозбудимости и судорогам.
    • Избыточное содержание натрия – причина повышенного артериального давления, а также учащения сердцебиения и дыхания.
    • Повышенная концентрация глюкозы в крови, что вызывает угнетение ЦНС, судороги, хотя нередко может протекать без каких-либо симптомов.
    • Пониженное содержание натрия является причиной понижения артериального давления и угнетения ЦНС.
    • Повышенная концентрация кальция вызывает тахикардию, судороги, мышечные спазмы.
  • Инфекционные заболевания
  • К инфекционным заболеваниям, которые могут вызвать поражения центральной нервной системы плода, относятся краснуха, сифилис, герпес, цитомегаловирус и токсоплазмоз. Конечно, перенесенные болезни необязательно приведут к патологиям в развитии крохи, но существенно повышают их риск. Также доктора отмечают ряд заболеваний, которые вызывают проблемы и после рождения малыша. Среди таковых кандидоз, синегнойная инфекция, стафилококки, сепсис и стрептококки. Подобные явления могут стать причинами гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, менингеального синдрома и очаговых нарушений.

    Развитие поражений ЦНС

    В процессе развития поражений центральной нервной системы врачи выделяют три основных этапа:

  • острый;
  • восстановительный;
  • исход.
  • Острый период

    Длится этот период около месяца. Течение его зависит от степени тяжести повреждений. Поражения наиболее легкой формы – это вздрагивания, дрожания подбородка, повышенная возбудимость, резкие движения конечностей, ненормальные состояния мышечного тонуса, нарушения сна.

    Малыш может часто и без причины плакать

    2 степень тяжести проявляется в это время снижением двигательной активности и мышечного тонуса, будут ослаблены рефлексы, особенно сосания, что внимательная мама обязательно заметит. В этом случае к концу первого месяца жизни такие симптомы могут смениться гипервозбудимостью, мраморным цветом кожи, метеоризмом и частыми срыгиваниями.

    Нередко в это время детям ставят диагноз – гидроцефальный синдром. Его наиболее очевидными симптомами можно назвать стремительный рост окружности головы, повышение внутричерепного давления, которое проявляется выпуклостью родничка, непривычными движениями глазами.

    При наибольшей степени тяжести обычно наступает кома. Подобные осложнения оставляют ребенка в больнице под наблюдением врачей.

    Реабилитационный период

    Что интересно, именно восстановительный период может протекать более тяжело, чем острый, если симптомов как таковых в первые месяцы не было. Второй период длится примерно со 2 по 6 месяц. Выражается подобное явление примерно следующим образом:

    • кроха почти не улыбается, не проявляет эмоций;
    • малыш не интересуется погремушками;
    • крик младенца довольно слаб;
    • ребенок практически не гулит.

    Если же в первый период симптомы присутствовали достаточно ярко, то со второго месяца жизни они могут, наоборот, сократиться и исчезнуть, но это не означает, что нужно полностью прекращать лечение. Это лишь дает повод понять, что ребенок действительно восстанавливается.

    Результат поражения ЦНС

    Примерно к году жизни крохи становятся очевидными последствия поражений центральной нервной системы, хотя основные симптомы уходят. Результатом же становятся:

  • задержка развития – психомоторного, физического или же речевого;
  • гиперактивность, которая сказывается и в будущем на возможности концентрироваться, учиться, запоминать что-либо, выражается также в повышенной агрессивности и истеричности;
  • цереброастенический синдром – плохой сон, перепады настроения, метеозависимость;
  • эпилепсия, ДЦП, гидроцефалия – патологии, которые развиваются при особо тяжелых поражениях ЦНС.
  • Диагностика

    Очевидно, что последствия поражения центральной нервной системы могут быть довольно серьезными, поэтому важно своевременно диагностировать таковые. Одного осмотра новорожденного обычно недостаточно. При малейшем подозрении на патологии доктора назначают компьютерную томографию, УЗИ головного мозга, рентген головного или спинного мозга – в зависимости от предположений о локализации кровоизлияний или других осложнений.

    Лечение

    От своевременности диагностики и принятия мер зависит развитие последствий и осложнений поражений ЦНС. Поэтому первую помощь таким крохам необходимо оказать в первые часы жизни.

    В первую очередь доктора стремятся восстановить деятельность легких, сердца, почек, нормализуют обмен веществ, устраняют судороги, стремятся купировать отеки, образующиеся в легких и головном мозге. Важно в этот момент нормализовать и внутричерепное давление.

    Малышу при поражении ЦНС необходим профилактический массаж

    Если оказанные меры не привели к полной нормализации состояния младенца, его оставляют в отделении патологии новорожденных для продолжения реабилитации. На данном этапе лечения возможна антибактериальная или противовирусная терапия, медикаментозное лечение для восстановления мозговой деятельности. Для этого малыш получает препараты для улучшения кровообращения и созревания клеток головного мозга.

    Важным этапом в любой реабилитации становятся немедикаментозные методы. К таковым относятся гимнастика, массаж, физиопроцедуры, парафинотерапия и т.д.

    При положительной динамике и устранении симптомов поражений ЦНС кроху с мамой выписывают с такими рекомендациями:

    • регулярное обследование у невропатолога;
    • применение немедикаментозных способов восстановления;
    • максимальная защита младенца от инфицирования;
    • установление комфортного и постоянного температурного режима и уровня влажности дома;
    • аккуратное обращение – без резких звуков и чрезмерно яркого света.

    При постоянном наблюдении большое количество детей полностью восстанавливается и со временем снимается с учета у невропатолога. 3 степень тяжести поражений заставляет регулярно проходить курсы лекарственных препаратов, которые нормализуют многие жизненные процессы и помогают более эффективно восстанавливаться малышу.

    Лучшим решением всегда является профилактика поражений центральной нервной системы новорожденного. Для этого доктора рекомендуют планировать беременность заранее, обследоваться и отказаться от вредных привычек. При необходимости следует пройти противовирусную терапию, сделать прививки, нормализовать гормональный фон.

    Если же поражение все-таки случилось, не стоит отчаиваться: врачи, как правило, сразу принимают меры по оказанию первой помощи. Родителям же необходимо быть терпеливыми и не опускать руки – даже самые тяжелые состояния поддаются изменениям в положительную сторону.

    В последнее время все чаще и чаще новорожденным детям выставляется диагноз « поражение центральной нервной системы».

    В последнее время все чаще и чаще новорожденным детям выставляется диагноз « поражение центральной нервной системы». Этот диагноз объединяет большую группу различных по причине и происхождению поражений головного и спинного мозга, возникающих во время беременности, родов и в первые дни жизни малыша. Что представляют собой эти патологии и насколько они опасны?

    Несмотря на многообразие причин, приводящих к перинатальному поражению нервной системы, в течении заболевания выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяц жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных), и исход заболевания. В каждом периоде перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления, которые врачи привыкли выделять в виде различных синдромов (совокупность клинических проявлений болезни, объединенных по общему признаку). Кроме того, у одного ребенка нередко наблюдается сочетание нескольких синдромов. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, правильно назначить лечение и строить прогнозы на будущее.

    Синдромы острого периода

    К синдромам острого периода относятся: синдром угнетения ЦНС, коматозный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром.

    При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, который проявляется вздрагиванием, повышением (гипертонусом) или понижением (гипотонией) мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, беспокойным поверхностным сном, .

    При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением. При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем (вегетативно-висцеральный синдром) в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых , метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром, при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.

    Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефального синдрома, который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинно-мозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые отмечает врач и которые могут заподозрить родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), большие размеры и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (своеобразное дрожание глазных яблок при отведении взгляда в сторону, вверх, вниз — это называется нистагм) и др.

    Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

    Синдромы восстановительного периода

    В восстановительном периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют следующие синдромы: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, эпилептический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития. Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у детей задержки психомоторного развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности — гиперкинезы (непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз) препятствуют совершению целенаправленных движений, формированию у малыша . При задержке моторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета должны насторожить родителей в плане задержки психического развития у малыша.

    Исходы заболевания ппцнс

    К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:

    • задержку психического, моторного или речевого развития;
    • цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью);
    • синдром гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение работы ЦНС, проявляющееся агрессивностью, импульсивностью, трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.

    Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

    Почему возникают нарушения в работе ЦНС? Диагностика

    С целью и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как нейросонография, допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалография и др.

    В последнее время наиболее доступным и широко используемым методом обследования детей на первом году жизни является (ультразвуковое исследование головного мозга), которая проводится через большой родничок. Это исследование безвредно, может проводиться повторно как у доношенных, так и у недоношенных малышей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике.

    Кроме того, исследование можно проводить новорожденным в тяжелом состоянии, вынужденным находиться в отделении реанимации в кувезах (специальных кроватях с прозрачными стенками, которые позволяют обеспечивать определенный температурный режим, контролировать состояние новорожденного) и на ИВЛ (искусственное дыхание через аппарат). Нейросонография позволяет оценить состояние вещества мозга и ликворных путей (структуры мозга, заполненные жидкостью — ликвором), выявить пороки развития, а также предположить возможные причины повреждения нервной системы (гипоксия, кровоизлияние, инфекции).

    Если у ребенка выявлены грубые неврологические нарушения при отсутствии признаков повреждения мозга на нейросонографии, таким детям назначают более точные методы исследования ЦНС — компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографии. В отличие от нейросонографии, эти методы позволяют оценить мельчайшие структурные изменения головного и спинного мозга. Однако проведение их возможно только в стационаре, так как во время исследования малыш не должен совершать активных движений, что достигается введением ребенку специальных лекарств.

    Помимо изучения структур головного мозга в последнее время появилась возможность оценки кровотока в мозговых сосудах с помощью допплерографии. Однако данные, полученные при ее проведении, могут учитываться лишь в совокупности с результатами других методов исследования.

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) — это метод изучения биоэлектрической активности головного мозга. Он позволяет оценить степень зрелости мозга, предположить наличие судорожного синдрома у малыша. Из-за незрелости головного мозга у детей на первом году жизни окончательная оценка показателей ЭЭГ возможна лишь при неоднократном проведении этого исследования в динамике.

    Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

    Окончание следует.

    Пахомова Ольга врач-педиатр, канд. мед. наук, ММА им. И.М. Сеченова
    Статья предоставлена журналом о беременности «9 месяцев» № 4, 2007


    надежда | 16.09.2013

    Здравствуйте. Моей дочке 6 лет. У нас с рождения поставлен диагноз ПРОП ЦНС. ЗПРР. С рождения мы на препаратах но увы улучшений я не наблюдаю. У девочки нарушена концентрация и память. Как можно восстановить это. Нам с года назначали Пантогам, Кортексин, Семакс но увы всё безрезультатно... Пожалуйста подскажите как нам быть? Заранее спасибо...

    Лена | 26.12.2012

    Здравствуйте. Новорожденному ребенку поставили диагноз гипоксия головного мозга в выписке указали следующее: умеренное повышение эхогенности в пво.. боковые желудочки S=3D=2 мм 3ж-2мм БЦМ 4мм МПЩ-0мм Ангиопатия сетчатки ЭКГ: ритм синусовый, неполная блокада пр ножки п Гиса Невролог: церебральная ишимия 2 ст. Перивентрикулярный отек. Можно ли перевозить такого ребенка на большое расстояние (просто очень необходима) дорога поездом занимает 4-ро суток. Можно ли перевозить ребенка самолетом? Ребенку на данный момент 2 месяца

    Юлия | 25.09.2012

    Здравствуйте! моей дочке 9 месяцев, у нас задержка развития. мы не держим голову, а точнее очень плохо, я не говорю уже о об остальном. делали массаж, результатов он не дал(((сейчас второй раз лежим в НИИДИ, первый раз, когда лежали нам делали МРТ с введением какой-то жидкости, вследствии чего у нас поднялась температура и появились судороги, принимаем противосудорожные препатары, они продлились два дня, пока температура была повышена, сейчас я их не наблюдаю, но массажи нам не рекомендуют. сейчас во второй раз лежим в НИИДИ и нам стали делать массаж под присмотром, видны результаты, стала более активна, начала приподнимать голову. скоро выписка и нам невролог говорит, что массажи нам не рекомендованы, но и без них нам ребенка не поднять.((((((хотим попробовать попасть в больницу Святой Ольги, может кто подскажет как нам поступить? может у кого-нибудь есть хороший массажист, готовый взять нас на поручение?

    гюльнара | 26.05.2012

    здравствуйте моему сыну 2г.9мес.мы обследовались ээг.зхо.рег.результаты обследования:повышенной возбудимости коры головного мозга,признаки внутричерепной гипертенизии 1ст. была родовая травма шейки.нам невролог назначил магне в6 глицин нервохель дормикинди масаж. огиперактивныйбьет детей кусается щипается и.тд.ЧТО ДЕЛАТЬ КАК БЫТЬ ДАЛЬШЕ ПОСОВЕТУЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА КАКОМУ ВРАЧУ ОБРАТИТСЯ?СПОСИБО.

    Наташа | 15.04.2012

    Здравствуйте, моему сыну 1 годик и 9 м. очень отстает в развитии, не ползает, не ходит, равновесие не держит, не разговаривает, сам толко может перевернутся с живота на спину, игрушками не интересуется (кроме некоторых) . были в годик на обследовании в клиники (делали МРТ), здавали кровь, мочу, делали ликвор (мозговая жидкость). Врач говорит по анализам всё нормално. Что делать и как быть дальше? Помогите!

    * - поля, обязательные для заполнения.

    Перинатальный период (с 28 недель беременности до 7 дней жизни ребенка) — один из основополагающих этапов онтогенеза, то есть индивидуального развития организма, "события" которого влияют на возникновение и течение заболеваний нервной системы и внутренних органов у детей. Наибольший интерес для родителей, очевидно, представляют методы реабилитации детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС), то есть восстановления нарушенных функций. Но сначала мы считаем важным познакомить вас с теми причинами, которые могут приводить к перинатальным поражениям ЦНС у ребенка, а также с диагностическими возможностями современной медицины. О реабилитации речь пойдет в следующем номере журнала.

    Современная классификация перинатальных поражений ЦНС основана на причинах и механизмах, приводящих к нарушениям в работе ЦНС у ребенка. Согласно этой классификации, выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:

  • гипоксические поражения ЦНС , при которых основным повреждающим фактором является недостаток кислорода,
  • травматические поражения , в этом случае ведущим повреждающим фактором является механическое повреждение тканей центральной нервной системы (головного и спинного мозга) в родах и в первые минуты и часы жизни ребенка,
  • дисметаболические и токсико-метаболические поражения , при этом основным повреждающим фактором являются нарушения обмена веществ в организме ребенка во внутриутробном периоде,
  • поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода : основное повреждающее воздействие оказывает инфекционный агент (как правило, вирус).
  • Здесь нужно заметить, что часто врачи имеют дело с сочетанием нескольких факторов, поэтому данное разделение в известной степени условно.

    Расскажем поподробнее о каждой из вышеуказанных групп.

    1 группа перинатальных поражений ЦНС

    Прежде всего, нужно сказать, что гипоксические поражения ЦНС встречаются наиболее часто. Причинами хронической внутриутробной гипоксии плода являются:

    • заболевания беременной (диабет, инфекция, анемия, повышение артериального давления и др.),
    • многоводие,
    • маловодие,
    • многоплодная беременность и др.

    Причинами острой гипоксии (т.е. возникающей во время родов) являются:

    • нарушения маточно-плацентарного кровообращения при преждевременной отслойке плаценты,
    • тяжелые кровотечения,
    • замедление кровотока при сжатии головы плода в родах в полости малого таза и др.

    Длительность и выраженность гипоксии, и, соответственно, степень поражения ЦНС определяются степенью токсикоза, обострением у матери во время беременности сопутствующих заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы. ЦНС плода наиболее чувствительна именно к нехватке кислорода. При хронической внутриутробной гипоксии запускается целый ряд патологических изменений (замедление роста капилляров головного мозга, увеличение их проницаемости), которые способствуют развитию тяжелых расстройств дыхания и кровообращения в родах (это состояние называется асфиксией). Таким образом, асфиксия новорожденного при рождении в большинстве случаев является следствием гипоксии плода.

    II группа перинатальных поражений ЦНС

    Травматический фактор играет основную роль в повреждениях спинного мозга. Как правило, здесь имеют место травмирующие плод акушерские пособия (напомним, что акушерские пособия — это ручные манипуляции, которые осуществляет принимающие роды акушерка с целью облегчения выведения головки и плечиков плода) при большой массе плода, суженном тазе, неправильном вставлении головы, тазовом предлежании, неоправданное применение приемов защиты промежности (приемы защиты промежности направлены на сдерживание быстрого продвижения головы плода по родовым путям; с одной стороны, это предохраняет промежность от чрезмерного растяжения, с другой — увеличивается время пребывания плода в родовых путях, что, при соответствующих условиях, усугубляет гипоксию), чрезмерные повороты головы при ее выведении, тяга за голову при выведении плечевого пояса и пр. Порой такие травмы возникают даже при проведении кесарева сечения с так называемым "косметическим" разрезом (горизонтальный разрез на лобке по линии роста волос и соответствующий горизонтальный разрез в нижнем сегменте матки), как правило, недостаточным для щадящего выведения головы ребенка. Кроме того, медицинские манипуляции в первые 48 часов (например, интенсивная искусственная вентиляция легких), особенно с маловесными недоношенными, также могут приводить к развитию перинатальных поражений ЦНС.

    III группа перинатальных поражений ЦНС

    К группе нарушений обмена веществ относятся такие метаболические нарушения, как алкогольный синдром плода, никотиновый синдром, наркотический абстинентный синдром (то есть нарушения, развивающиеся вследствие отмены наркотиков, а также состояния, обусловленные действием на ЦНС вирусных и бактериальных токсинов или введенных плоду или ребенку лекарственных препаратов.

    IV группа перинатальных поражений ЦНС

    В последние годы фактор внутриутробного инфицирования приобретает все большее значение, что объясняется более совершенными методами диагностики инфекций. В конечном итоге, механизм повреждения ЦНС во многом определяется видом возбудителя и тяжестью заболевания.

    Как проявляются перинатальные поражения ЦНС?

    Проявления перинатальных поражений ЦНС варьируют в зависимости от тяжести болезни. Так, при легкой форме вначале отмечается умеренное повышение или снижение мышечного тонуса и рефлексов, симптомы нерезкого угнетения обычно через 5-7 дней сменяются возбуждением с тремором (дрожанием) рук, подбородка, двигательным беспокойством. При средней тяжести вначале чаще отмечается угнетение (более 7 дней) в виде мышечной гипотонии, ослаблении рефлексов. Иногда отмечаются судороги, нарушения чувствительности. Часто наблюдаются вегетативно-висцеральные нарушения, проявляющиеся дискинезиями желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, срыгиваний, метеоризма, нарушением регуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (увеличенной или уменьшенной частотой сердечных сокращений, приглушенностью сердечных тонов, нарушением ритма дыхания и т.д.). При тяжелой форме преобладают выраженное и длительное угнетение ЦНС, судороги, выраженные нарушения со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

    Конечно, еще в роддоме врач-неонатолог при осмотре новорожденного должен выявить перинатальные поражения ЦНС и назначить соответствующее лечение. Но клинические проявления могут сохраняться и после выписки из роддома, а иногда и усиливаться. В этой ситуации мама может сама заподозрить "неполадки" в работе ЦНС ребенка. Что может ее насторожить? Мы перечислим несколько характерных признаков: частое беспокойство ребенка или его необъяснимая постоянная вялость, регулярные срыгивания, дрожание подбородка, ручек, ножек, необычные движения глаз, замирание (ребенок как бы "застывает" в одной позе). Частым синдромом в случае поражения ЦНС является и гипертензионно-гидроцефальный синдром — в этом случае должны насторожить признаки повышения внутричерепного давления, быстрое увеличение окружности головы (более 1 см за неделю), раскрытие черепных швов, увеличение размеров родничков, при этом могут отмечаться и разнообразные вегето-висцеральные нарушения.

    Если у вас появились хоть малейшие подозрения, непременно проконсультируйтесь у невропатолога — ведь чем раньше начато лечение или проведена его коррекция, тем больше вероятность полного восстановления нарушенных функций.

    Еще раз подчеркнем, что диагноз вашему ребенку поставит врач. В диагнозе будет отражено наличие перинатального поражения ЦНС, по возможности — группа факторов, вызвавших его развитие, и названия синдромов, к которым относятся клинические проявления поражения ЦНС, выявленные у ребенка. Например: "Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза: синдром мышечной дистонии, синдром вегето-висцеральных нарушений". Это значит, что основной причиной развившегося у малыша поражения центральной нервной системы являлась нехватка кислорода (гипоксия) во время беременности, что при осмотре у ребенка выявлены неравномерный тонус мышц в руках и/или в ногах (дистония), кожа ребенка имеет неравномерную окраску вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов (вегето-) и у него отмечается дискинезия желудочно-кишечного тракта (задержка стула, или, наоборот, усиленная моторика кишечника, метеоризм, упорные срыгивания), нарушения ритма сердца и дыхания (висцеральные нарушения).

    Фазы развития патологического процесса

    Выделяют четыре фазы развития патологического процесса при поражениях нервной системы у детей в течение первого года жизни.

    Первая фаза — острый период болезни, продолжительностью до 1 месяца жизни, непосредственно связанный с гипоксией и нарушением кровообращения, клинически может проявляться в виде синдрома угнетения или синдрома возбуждения ЦНС.

    Вторая фаза патологического процесса распространяется на 2-3-й месяцы жизни, происходит уменьшение выраженности неврологических расстройств: улучшается общее состояние, повышается двигательная активность, происходит нормализация мышечного тонуса, рефлексов. Улучшаются электроэнцефалографические показатели. Это объясняется тем, что пострадавший мозг не утрачивает способности к восстановлению, но продолжительность второй фазы невелика и вскоре (к 3-му месяцу жизни) может наступить нарастание спастических явлений. Фаза "неоправданных надежд на полное выздоровление" завершается (она может быть названа фазой ложной нормализации).


    Третья фаза — фаза спастических явлений (3-6-й месяцы жизни) характеризуется преобладанием мышечной гипертонии (т.е. повышением мышечного тонуса). Ребенок запрокидывает голову, сгибает в локтях руки и приводит их к груди, ноги перекрещивает и при опоре ставит на носки, выражен тремор, нередки судорожные состояния и др. Смена клинических проявлений болезни может быть обусловлена тем, что в этом периоде идет процесс дегенерации (увеличивается число дистофически измененных нейронов). В то же время у многих детей с гипоксическим поражением нервной системы наметившийся прогресс во второй фазе болезни закрепляется, что обнаруживается в виде снижения неврологических расстройств.

    Четвертая фаза (7-9 месяцы жизни) характеризуется разделением детей с перинатальным поражением нервной системы на две группы: детей с явными психоневрологическими расстройствами вплоть до тяжелых форм детского церебрального паралича (20%) и детей с нормализацией ранее наблюдавшихся изменений со стороны нервной системы (80%). Эта фаза условно может быть названа фазой завершения болезни.

    Методы лабораторной диагностики перинатальных поражений нервной системы у детей

    Согласно экспериментальным исследованиям, мозг новорожденного ребенка в ответ на повреждение способен образовывать новые нейроны. Ранняя диагностика и своевременное лечение — это залог восстановления функций пораженных органов и систем, так как патологические изменения у маленьких детей лучше поддаются обратному развитию, коррекции; анатомо-функциональное восстановление происходит полнее, чем при запущенных изменениях с необратимыми структурными изменениями.

    Восстановление функций ЦНС зависит от степени тяжести первичного повреждения. В лаборатории клинической биохимии Научного центра здоровья детей РАМН были проведены исследования, которые показали: для лабораторной диагностики степени тяжести перинатальных поражений нервной системы у детей можно определять в сыворотке крови содержание особых веществ — "маркеров поражения нервной ткани" — нейронспецифической енолазы (НСЕ) которая содержится в основном, в нейронах и нейроэндокринных клетках, и миелин-основного белка, входящего в состав оболочки, окружающей отростки нейронов. Увеличение их концентрации в крови у новорожденных при тяжелых перинатальных поражениях нервной системы объясняется поступлением этих веществ в ток крови в результате процессов разрушения в клетках мозга. Поэтому, с одной стороны, появление НСЕ в крови позволяет подтвердить диагноз "перинатального поражения ЦНС", а с другой — установить степень тяжести этого поражения: чем больше концентрация НСЕ и миелин-основного белка в крови малыша, тем о более тяжелом поражении идет речь.

    Кроме того, мозг каждого ребенка имеет свои, генетически детерминированные (только ему свойственные) структурные, функциональные, метаболические и другие особенности. Таким образом, учет степени тяжести поражения и индивидуальных особенностей каждого больного ребенка играет важнейшую роль в процессах восстановления ЦНС и разработке индивидуальной программы реабилитации.

    Как уже было сказано выше, методы реабилитации детей с перинатальными поражениями ЦНС будут освещены в следующем номере журнала.

    Ольга Гончарова, cтарший научный сотрудник
    отделения для недоношенных детей
    Научного центра здоровья детей РАМН, к.м.н.

    Обсуждение

    Здравствуйте Ольга!Моей дочке уже 1,2мес.Перинатальное паражение центральной нервной системы и Синдром ликвородинамических нарушений ей поставили в месяц.За этот период мы пропили неодин курс препоратов.Улучшения есть но мало.Родничек несростается и водичка из головы невыходит.Мне сказали что в будущем эта болезень приведет к неврозу или к операции(высасыванию жидкости из головы)Есть ли другие методы лечения и так листрашны прогнозы на будущее?

    19.12.2008 14:56:35, катюшка

    А чем лечится перенотальное поражение нервной системы, а конкретнее, синдром двухсторонней пирамидальной недостаточности, я так понимаю, что этот сендром это следствие самого поражения????

    11.08.2008 09:39:22, Артём

    у меня был доношенный ребенок и поставлен диагноз: перинотальное поржение ЦНС.
    когда я уже рожала, то пуповина была затянута на шее у ребенка+ акушерка тянула за голову, ребенок родился и недышал- я даже несразу поняла, что он не кричит.
    сейчас моему ребенку уже 8 лет и у него начались трудности с усвоением шкоьного мтериала: может ли поставленный диагноз повлиять на внимание и активность ребенка?

    22.11.2007 13:43:44, Настя

    Действительно, хотелось бы посмотреть продолжение! Было ли оно где-то опубликовано?

    01.03.2007 13:24:10, t_katerina

    К сведению - перинатальный период начинается с 22, а не с 28 недель. Вызывает удивление, что автор этого не знает.

    08.04.2006 13:15:02, Наталья

    Отличная статья! К сожалению, очень актуальна. Не знаю точно, но открыто нам невролог не поставила никакого диагноза. Так, сказала:" У вас была гипоксия".Назначила лекарство "Кавентон".И что? Ребенок как вздрагивал, так и вздрагивает.Ему уже 3.5, а спим в комбинезоне, т.к. пеленание не признает.И что делать дальше, не знаю!Кто столкнулся с такой же проблемой, plz, напишите.

    30.05.2005 00:01:20, Елизавета

    Хорошая статья,многое теперь поняла

    20.05.2005 16:36:30, просто мама

    Уважаемая Ольга!
    Была ли ваша статья " Перинатальные поражения ЦНС" ещё где либо опубликована кроме журнала "9 месяцев"
    С уважением,
    Мария

    01.04.2005 20:30:47, Мария

    Уважаемые Дамы и Господа!
    Скажите, пожалуйста, может-ли родится ребенок с Детским церебральным параличом, если он доношенный т.е. девяти месячный.
    Заранее благодарна.

    05.04.2004 15:31:15, Olja

    К сожалению, эта статья очень актуальна для меня. Посему с нетерпением ждала следующего номера журнала, чтобы прочитать обещанное продолжение, купила номер сразу же после его выхода, но увы... обманули, ее там просто не оказалось. Жаль, раньше считала этот журнал очень нужным, полезным и the best.

    18.09.2002 12:51:03, ОВощ

    Они и попадают в нормализацию.
    Я поняла, что в эти 100% не входят здоровые дети вообще.

    Меня смущает разделение детей в "фазу разрешения" на ДВЕ группы: 20% - ДЦП, 80% - "нормализация". А как же те, кто не имеет, к счастью, явного ДЦП, но сохраняет определенные неврологические нарушения?

    Комментировать статью "Перинатальные поражения центральной нервной системы"

    Посмотрите другие обсуждения: Перинатальные поражения центральной нервной системы. Перинатальная энцефалопатия. Поражения ЦНС у детей: какие бывают? Диагноз ПЭП - перинатальная энцефалопатия. У большинства детей отмечается задержка...

    Обсуждение

    Сталкиваемся, у двоих усыновленных брата и сестры - проблемы с нервной системой. У одной эпилепсия, пишут иногда энцефалопатия, когда нет эпикомплексов, у другого - церебральное поражение ЦНС. 6 лет лечим, лечим-жить с ними морально очень тяжело. Напоминает сизифов труд. А генетика вообще все диагнозы перекрывает.

    04.09.2018 04:53:11, Мама двух усыновленных

    Диагноз ПЭП - перинатальная энцефалопатия. ППЦНС, гипервозбудимость. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. И на самом деле через некоторое время я уже смогла его ножки нормально раздвинуть.

    Обсуждение

    ДОКЛАДЫВАЮ - ничего малышу мы не стали колоть.
    Проконсультировались в другом месте - все в пределах нормы, если есть возможность, то посоветовали сделать еще один курс массажа.

    В общем, к неврологу в поликлинику мы больше не ходили, да она и уволилась.
    Сейчас побывали у нового невролога (обход врачей к году) - диагноз полностью снят, "неврологических патологий нет"; все, что положено по возрасту, он делает.

    До массажа руки не дошли - то невролога искали, то праздники новогодние, то дочку возили 2 недели на аппараты, то карантин по гриппу начался, опять праздники наступили, потом вот стали врачей к году проходить, но в планах есть.

    А так малыш с 11 месяцев пошел, в 11,5 - уверенно, без посторонней помощи.

    Из диагнозов основное – другие поражения головного мозга и энцефалопатия неуточненная (пишу по памяти). Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного...

    Обсуждение

    @@@@@
    Послушайте сколько всего про ребенка наговорят и подумайте, может ли реально у него все это быть?! А потом принимайте решение. Очень часто говорят много для того, чтоб детей не брали.

    энцефалопатия не уточненная может быть фигней
    Пускай завтра все будет хорошо!

    младенцам часто ставят диагноз ПЭП = перинатальная энцефалопатия, про это знаю на личном опыте, а вот неуточненная?... Для диагноза должно быть обследование и не на глаз! Может ему НСГ делали еще в малышковом возрасте и оттуда все идет?

    Из этой статьи вы узнаете основные симптомы и признаки поражения нервной системы у ребенка, о том как проводится лечение поражений центральной нервной системы у ребенка и чем вызвано перинатальное поражение нервной системы у новорожденного.

    Лечение поражения нервной системы у ребенка

    Некоторые дети накануне экзо аменов настолько волнуются, что заболевают в прямом смысле этого слова.

    Препараты для лечения нервной системы

    Анакардиум (Anacardium) - препарат для лечения нервной системы.

    • Как только ребенок садится за письменную работу, он теряет всякую уверенность в себе и совершенно ничего не помнит.

    Аргентум нитрикум (Argentum nitricum) - препарат для лечения нервной системы.

    • Накануне экзамена ребенок торопливый, возбужденный, раздражительный и нервный.
    • Диарея накануне экзамена.
    • Ребенок может просить сладкого.

    Гельсемиум (Gelsemium) - препарат для лечения нервной системы.

    • Слабость и дрожь накануне ответственного события или экзамена.
    • Возможна диарея.

    Пикрик ацид (Picric acid) - препарат для лечения нервной системы.

    • Для хороших учеников, которые упорно занимались, но больше не могут продолжать учить - они хотели бы даже выбросить учебники.
    • Ребенок боится, что все забудет на экзамене.
    • Ребенок очень устал от учебы.

    Потенциал и количество доз:

    Одна доза 30С вечером накануне экзамена, одна утром и одна непосредственно перед экзаменом.

    Симптомы поражения нервной системы у ребенка

    Большинство заболеваний нервной системы в раннем возрасте сопровождается задержкой психомоторного развития. При их диагностике ведущее значение имеет оценка наличия неврологических синдромов, а также выявление поражений нервной системы.

    Синдром гиповозбудимости - симптом поражения нервной системы

    Синдром гиповозбудимости характеризуется малой двигательной и психической активностью ребёнка, длительным латентным периодом возникновения всех рефлексов (в том числе и врождённых), гипорефлексией, гипотонией. Синдром возникает преимущественно при дисфункции диэнцефально-лимбических отделов головного мозга, что сопровождается вегето-висцеральными нарушениями.

    Синдром гиповозбудимости развивается при перинатальном поражении головного мозга, некоторых наследственных и врождённых заболеваниях (болезни Дауна, фенилкетонурии и др.), обменных нарушениях (гипогликемии, метаболическом ацидозе, гипермагниемии и др.), а также при многих тяжёлых соматических заболеваниях.

    Синдром гипервозбудимости - симптом поражения нервной системы

    Синдром гипервозбудимости характеризуется двигательным беспокойством, эмоциональной лабильностью, нарушением сна, усилением врождённых рефлексов, снижением порога судорожной готовности. Он нередко сочетается с повышенным мышечным тонусом, быстрой нервнопсихической истощаемостью. Синдром гипервозбудимости может развиться у детей с перинатальной патологией ЦНС, некоторыми наследственными ферментопатиями, метаболическими нарушениями.

    Синдром внутричерепной гипертензии - симптом поражения нервной системы

    Синдром характеризуется повышенным внутричерепным давлением, часто сочетается с расширением желудочков мозга и субарахноидальных пространств. В большинстве случаев возникают увеличение размеров головы, расхождение черепных швов у грудных детей, выбухание и увеличение большого родничка, диспропорция между мозговым и лицевым отделами черепа (гипертензионногидроцефальный синдром).

    Крик у таких детей пронзительный, болезненный, "мозговой". Дети более старшего возраста часто жалуются такой симптом, как головная боль, хотя эта жалоба не специфична для данного синдрома. Поражение VI пары черепных нервов, симптом "заходящего солнца" (возникновение отчётливо выраженной полоски склеры между верхним веком и радужной оболочкой, что создаёт впечатление "падения" глазного яблока вниз), спастические сухожильные рефлексы - поздние симптомы стойкой внутричерепной гипертензии.

    При перкуссии черепа иногда выявляют звук "треснувшего горшка". Иногда появляется горизонтальный, вертикальный или ротаторный нистагм.

    Перинатальное поражение нервной системы

    Перинатальное поражение нервной системы - группа патологических состояний, обусловленных воздействием на плод (новорождённого) неблагоприятных факторов в антенатальном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.

    Единая терминология перинатальных поражений нервной системы отсутствует. Обычно применяют термины "перинатальная энцефалопатия", "нарушение мозгового кровообращения", "церебральная дисфункция", "гипоксически-ишемическая энцефалопатия" и т.д.

    Отсутствие единой терминологии связано с однотипностью клинической картины при различных механизмах поражения головного мозга, что обусловлено незрелостью нервной ткани новорождённого и её склонностью к генерализованным реакциям в виде отёчно-геморрагических и ишемических явлений, проявляющихся симптоматикой общемозговых расстройств.

    Классификация перинатальных поражений нервной системы

    Классификация предусматривает выделение периода действия вредного фактора, доминирующего этиологического фактора, периода заболевания [острый (7-10 дней, иногда до 1 мес у глубоко недоношенных), ранний восстановительный (до 4-6 мес), поздний восстановительный (до 1-2 лет), остаточных явлений], степени тяжести (для острого периода - лёгкая, средняя, тяжёлая) и основных клинических синдромов.

    Причины перинатальных поражений нервной системы у детей

    Основная причина поражения головного мозга у плода и новорождённого - гипоксия, развивающаяся при неблагополучном течении беременности, асфиксии, а также сопровождающая родовые травмы, ГБН, инфекционные и другие заболевания плода и новорождённого. Возникающие при гипоксии гемодинамические и метаболические нарушения приводят к развитию гипоксически-ишемических поражений вещества головного мозга и внутричерепных кровоизлияний. В последние годы большое внимание в этиологии перинатального поражения ЦНС уделяют ВУИ. Механический фактор в перинатальном поражении головного мозга имеет меньшее значение.

    Основная причина поражений спинного мозга - травмирующие акушерские пособия при большой массе плода, неправильном вставлении головки, тазовом предлежании, чрезмерных поворотах головки при её выведении, тракции за головку и т.д.

    Признаки перинатальных поражений нервной системы

    Клиническая картина перинатальных поражений головного мозга зависит от периода заболевания и степени тяжести (таблица).

    В остром периоде чаще развивается синдром угнетения ЦНС (появляются такие симптомы: вялость, гиподинамия, гипорефлексия, диффузная мышечная гипотония и т.д.), реже синдром гипервозбудимости ЦНС (усиление спонтанной мышечной активности, поверхностный беспокойный сон, тремор подбородка и конечностей и т.д.).

    В ранний восстановительный период выраженность общемозговых симптомов уменьшается, и становятся очевидными признаки очагового поражения головного мозга.

    Основные синдромы раннего восстановительного периода следующие:

    • Синдром двигательных нарушений проявляется мышечной гипо, гипер дистонией, парезами и параличами, гиперкинезами.
    • Гидроцефальный синдром проявляется увеличением окружности головы, расхождением швов, увеличением и выбуханием родничков, расширением венозной сети на лбу, висках, волосистой части головы, преобладанием размеров мозгового черепа над размерами лицевого.
    • Для вегетовисцерального синдрома характерны нарушения микроциркуляции (мраморность и бледность кожных покровов, преходящий акроцианоз, холодные кисти и стопы), расстройства терморегуляции, желудочно-кишечные дискинезии, лабильность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.

    В позднем восстановительном периоде постепенно происходит нормализация мышечного тонуса, статических функций. Полнота восстановления зависит от степени поражения ЦНС в перинатальный период.

    Детей в периоде остаточных явлений можно разделить на две группы: первая - с явными психоневрологическими расстройствами (около 20%), вторая - с нормализацией неврологических изменений (около 80%). Тем не менее нормализация неврологического статуса не может быть равноценна выздоровлению.

    Повышение нервнорефлекторной возбудимости, умеренное повышение или снижение мышечного тонуса и рефлексов. Горизонтальный нистагм, сходящееся косоглазие. Иногда через 7-10 дней симптомы нерезкого угнетения ЦНС сменяются возбуждением с тремором рук, подбородка, двигательным беспокойством.

    Обычно вначале появляются симптомы угнетения ЦНС, мышечная гипотония, гипорефлексия, сменяющиеся через несколько дней гипертонусом мышц. Иногда появляются кратковременные судороги, беспокойство, гиперестезия, глазодвигательные нарушения (симптом Грефе, симптом "заходящего солнца", горизонтальный и вертикальный нистагм и т.д.). Часто возникают вегетовисцеральные нарушения Выраженные общемозговые (резкое угнетение ЦНС, судороги) и соматические (дыхательные, сердечные, почечные, парез кишечника, гипофункция надпочечников) нарушения Клиническая картина травмы спинного мозга зависит от локализации и распространённости поражения. При массивных кровоизлияниях и разрывах спинного мозга развивается спинальный шок (вялость, адинамия, выраженная мышечная гипотония, резкое угнетение или отсутствие рефлексов и др.). Если ребёнок остаётся жив, то становятся более чёткими локальные симптомы поражения - парезы и параличи, расстройства функции сфинктеров, выпадения чувствительности. У детей первых лет жизни иногда очень сложно определить точный уровень поражения из-за трудностей выявления границы чувствительных нарушений и сложностей дифференциации центральных и периферических парезов.

    Диагностика перинатальных поражений нервной системы

    Диагноз основывают на анамнестических (социальнобиологические факторы, состояние здоровья матери, её акушерскогинекологический анамнез, течение беременности и родов) и клинических данных и подтверждают инструментальными исследованиями. Широко используют нейросонографию. Помогают в диагностике рентгенологические исследования черепа, позвоночника, при необходимости - КТ и МРТ. Так, у 25-50% новорождённых с кефалогематомой обнаруживают трещину черепа, при родовых повреждениях спинного мозга - дислокацию или перелом позвонков.

    Перинатальные поражения нервной системы у детей дифференцируют с врождёнными пороками развития, наследственными нарушениями обмена веществ, чаще аминокислот (проявляются только через несколько месяцев после рождения), рахитом [быстрое нарастание окружности головы в первые месяцы жизни, мышечная гипотония, вегетативные нарушения (потливость, мраморность, беспокойство) связаны чаще не с началом рахита, а с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и вегетовисцеральными нарушениями при перинатальной энцефалопатии].

    Лечение перинатальных поражений нервной системы у детей

    Лечение поражения нервной системы в остром периоде.

    Основные принципы лечения при нарушениях мозгового кровообращения в остром периоде (после проведения реанимационных мероприятий) следующие.

    • Ликвидация отёка мозга. С этой целью проводят дегидратационную терапию (маннитол, ГОМК, альбумин, плазма, лазикс, дексаметазон и др.).
    • Ликвидация или профилактика судорожного синдрома (седуксен, фенобарбитал, дифенин).
    • Снижение проницаемости сосудистой стенки (витамин С, рутин, кальция глюконат).
    • Улучшение сократительной способности миокарда (карнитина хлорид, препараты магния, панангин).
    • Нормализация метаболизма нервной ткани и повышение её устойчивости к гипоксии (глюкоза, дибазол, альфатокоферол, актовегин).
    • Создание щадящего режима.

    Лечение поражения нервной системы в восстановительном периоде.

    В восстановительном периоде помимо посиндромной терапии проводят лечение, направленное на стимуляцию роста мозговых капилляров и улучшение трофики повреждённых тканей.

    • Стимулирующая терапия (витамины В, В 6 , церебролизин, АТФ, экстракт алоэ).
    • Ноотропы (пирацетам, фенибут, пантогам, энцефабол, когитум, глицин, лимонтар, биотредин, аминалон и др.).
    • Для улучшения мозгового кровообращения назначают ангиопротекторы (кавинтон, циннаризин, трентал, танакан, сермион, инстенон).
    • При повышенной возбудимости и судорожной готовности проводят седативную терапию (седуксен, фенобарбитал, радедорм).
    • Физиотерапия, массаж и лечебная физкультура (ЛФК).

    Дети с перинатальными поражениями ЦНС должны находиться под наблюдением невролога. Необходимы периодические курсы лечения (по 23 мес дважды в год в течение нескольких лет).

    Профилактика перинатальных поражений нервной системы

    Профилактика заключается прежде всего в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, начиная с первых месяцев беременности. Для этого необходимы своевременное устранение неблагоприятных социально-биологических факторов и хронических заболеваний женщины, выявление ранних признаков патологического течения беременности. Большое значение также имеют мероприятия по уменьшению родового травматизма.

    Прогноз лечения

    Прогноз при перинатальных поражениях ЦНС зависит от тяжести и характера повреждения ЦНС, полноты и своевременности лечебных мероприятий.

    Тяжёлая асфиксия и внутримозговые кровоизлияния нередко заканчиваются летально. Тяжёлые последствия в виде грубых нарушений психомоторного развития формируются редко (у 35% доношенных и у 1020% глубоко недоношенных детей). Однако практически у всех детей с перинатальным поражением головного мозга, даже лёгкой степени, длительно сохраняются признаки минимальной мозговой дисфункции - головные боли, речевые расстройства, тики, нарушение координации тонких движений. Для них характерна повышенная нервно-психическая истощаемость, "школьная дезадаптация".

    Последствия травмы спинного мозга в родах зависят от тяжести повреждения. При массивных кровоизлияниях новорождённые умирают в первые дни жизни. У выживших после острого периода происходит постепенное восстановление двигательных функций.

    Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

    Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка.На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

    К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения. Они обеспечивают жизнедеятельность, выживаемость новорожденного, процессы адаптации к окружающей среде.

    К рождению головной мозг является наиболее развитым органом. У новорожденного масса мозга составляет 1/8-1/9 массы тела, к концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза и равна 1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет 1/13-1/14, в 18-20 лет – 1/40 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, а затылочной больше, чем у взрослого. Боковые желудочки относительно велики, растянуты. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Шейное и спинное утолщения начинают контурироваться после 3 лет жизни.

    Для мозговой ткани ребенка характерна значительная васкуляризация, особенно серого вещества. Одновременно отток крови из мозговой ткани слабый, поэтому в нем чаще накапливаются токсические вещества. Мозговая ткань более богата белковыми веществами. С возрастом количество белка снижается с 46% до 27%. К рождению количество зрелых нейроцитов, которые потом войдут в состав коры головного мозга, составляет 25% от общего количества клеток. Одновременно имеется гистологическая незрелость нервных клеток к рождению ребенка: они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах есть зернистость, нет дендритов.

    К моменту рождения относительно незрелы кора головного мозга, в разной степени дифференцированы подкорковые двигательные центры (при достаточно зрелой таламо-паллидарной системе слабо развито полосатое ядро), не закончена миелинизация пирамидных путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами.

    Недоразвитие коры и превалирующее влияние подкорки сказывается на поведении ребенка. Недоразвитие коры, полосатого ядра, пирамидных путей делает невозможными произвольные движения, слуховое, зрительное сосредоточение. Доминирующее влияние таламо-паллидарной системы объясняет характер движений новорожденного. У новорожденного непроизвольные медленные движения носят массовый генерализованный характер при общей ригидности мускулатуры, которая проявляется физиологической гипертонией сгибателей конечностей. Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

    Превалирующая активность подкорковых центров при слабом влиянии коры проявляется комплексом врожденных безусловных рефлексов (ВБР) новорожденного, в основе которых лежат три: пищевой, оборонительный, ориентировочный. Эти рефлексы орального и спинального автоматизма отражают зрелость нервной системы новорожденного ребенка.

    Формирование условных рефлексов идет после рождения и связано с пищевой доминантой.

    Развитие нервной системы продолжается после рождения вплоть до пубертатного периода. Наиболее интенсивные рост и развитие головного мозга наблюдаются в первые два года жизни.
    В первом полугодии заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей. В связи с этим исчезает ригидность мышц, спонтанные движения заменяются произвольными. Мозжечок интенсивно растет и развивается во втором полугодии, его развитие заканчивается к двум годам. С развитием мозжечка формируется координация движений.

    Первым критерием НПР ребенка является развитие произвольных координированных движений.

    Уровни организации движений по Н.А. Бернштейну.

    Спинальный уровень – на 7 неделе внутриутробного развития начинается формирование рефлекторных дуг на уровне 1 сегмента спинного мозга. Проявляется сокращением мышц в ответ на раздражение кожи.

    Руброспинальный уровень – в рефлекторные дуги включается красное ядро, благодаря чему обеспечивается регуляция мышечного тонуса и моторики туловища.

    Таламопаллидарный уровень – со второй половины беременности происходит образование ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень характеризует двигательный арсенал ребенка первых 3-5 месяцев жизни. Он включает рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические движения новорожденного ребенка.

    Пирамидностриарный уровень – определяется включением в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. Движения этого уровня — основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1–2 годах жизни.

    Кортикальный, теменно – премоторный уровень – развитие тонких движений с 10–11 месяцев, совершенствование двигательных навыков в течение всей жизни человека.

    Рост коры осуществляется, в основном, за счет развития лобной, теменной, височной областей. Пролиферация нейронов продолжается до года. Наиболее интенсивное развитие нейронов отмечается на 2-3 месяце. Это определяет психоэмоциональное, сенсорное развитие ребенка (улыбка, смех, плач со слезами, комплекс оживления, гуление, узнавание своих и чужих).

    Второй критерий НПР – психоэмоциональное и сенсорное развитие.

    Различные области и поля коры заканчивают развитие в разные сроки. Центры движения, слуха, зрения созревают к 4-7 годам. Лобная и теменная области окончательно созревают к 12 годам. Завершение миелинизации проводящих путей достигается только к 3-5 годам постнатального развития. Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяет относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним. Окончательное созревание проводимости достигается в 10-12 лет.

    Развитие сенсорной сферы. Болевая чувствительность – рецепторы болевой чувствительности появляются на 3 месяце внутриутробной жизни, однако болевой порог чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у взрослых и детей старшего возраста. Реакции ребенка на болевой раздражитель носят сначала общий генерализованный характер, и только через несколько месяцев возникают местные реакции.

    Тактильная чувствительность – возникает на 5–6 неделе внутриутробного развития исключительно в периоральной области и к 11–12 неделям распространяется на всю поверхность кожи плода.

    Терморецепция новорожденного ребенка морфологически и функционально зрелая. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых. Расположены рецепторы неравномерно. Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

    Глаза новорожденного ребенка относительно большие, их соотношение к массе тела у новорожденного в 3,5 раза больше, чем у взрослого. С ростом глаза происходит изменение рефракции. В первые дни после рождения ребёнок открывает глаза на короткое время, но у него к моменту рождения не сформирована система синхронного открывания обоих глаз. Рефлекторное смыкание век при приближении к глазу какого-либо предмета отсутствует. Асимметрия движения глаз исчезает на третьей неделе жизни ребёнка.

    В первые часы и дни жизни детям свойственна гиперметропия (дальнозоркость), с годами ее степень уменьшается. Также для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, физиологический нистагм.Зрачковая реакция у новорожденного наблюдается как прямая, так и содружественная, то есть при освещении одного глаза суживаются зрачки обоих глаз. С 2 недель появляется секреция слезных желез, а с 12 недель слезный аппарат участвует в эмоциональной реакции. В 2 недели возникает преходящая фиксация взора, обычно монокулярная, постепенно она развивается и в 3 месяца ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взглядом неподвижные предметы и прослеживает движущиеся. К 6 месяцам повышается острота зрения, ребенок хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы.

    На восьмой неделе постнатального развития появляется мигательная реакция на приближение предмета и на звуковое раздражение, что свидетельствует о формировании защитных условных рефлексов. Формирование периферических полей зрения завершается только к 5 месяцу жизни.С 6 до 9 месяцев устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства.

    Когда ребёнок появляется на свет, он воспринимает окружающие предметы как множество цветовых пятен, а звуки, как шум. На то, чтобы научиться распознавать образы, или связывать звуки во что-то осмысленное, уходят два первых года его жизни. Реакция младенца на яркий свет и звук носит оборонительный характер. Для того, чтобы младенец научился из отражающихся у него в глазах туманных пятен выделять лицо матери (в первую очередь) а затем и других ему близких людей, в затылочной коре его головного мозга должны выработаться условные связи, а затем стереотипы, представляющие из себя сложные системы таких связей. Так, например, восприятие ребёнком пространства складывается из содружественной работы многих анализаторов и в первую очередь зрительного, слухового и кожного. Более того, связи в коре головного мозга, отвечающие за сложные структуры, обеспечивающие представление о нахождении самого ребёнка в замкнутом пространстве, формируются довольно поздно. Поэтому ребенок первых лет жизни, находясь в замкнутом пространстве, не фиксирует свой взор на отдельных предметах и часто их просто не замечает.

    Представленные факты во многом объясняются сравнительно поздним развитием у ребёнка макулярной области глаза. Так развитие макулы в значительной степени завершается через 16 -18 недель после рождения ребёнка. Дифференцированный подход к ощущению цвета у ребёнка начинается лишь в 5 – 6 месячном возрасте. Лишь к 2 – 3 годам дети могут правильно оценить цвет предмета. Но к этому сроку морфологическое «созревание» сетчатки не заканчивается. Расширение всех её слоёв продолжается до 10 – 12 лет, а следовательно, только к этому возрасту окончательно формируется цветоощущение.

    Формирование слуховой системы начинается во внутриутробном периоде на 4 неделе. Уже к 7 неделе образуется первый виток улитки. На 9 – 10 неделе внутриутробного развития улитка имеет 2,5 витка, т.е строение её приближается к таковому у взрослого человека. Формы, характерной для взрослого, улитка достигает на 5 месяце развития плода.

    Способность реагировать на звук появлется у плода в пренатальном возрасте. Новорожденный ребенок слышит, но способен дифференцировать силу звука только около 12 децибел (различает звуки по высоте на одну октаву), к 7 месяцам он начинает различать звуки, отличающиеся между собой всего на 0,5 тона.

    В возрасте от 1 года до 2 лет формируется слуховое поле коры (41 поле по Бродману) головного мозга. Однако окончательное его «созревание» происходит приблизительно к 7 годам. Следовательно, даже в указанном возрасте слуховая система ребёнка не является функционально зрелой. Чувствительность к звуку достигает максимума лишь к юношескому возрасту.

    С развитием коры постепенно угасает большинство врожденных безусловных рефлексов в течение первого года. Под влиянием внешних раздражителей формируются условные рефлексы.

    На базе условных рефлексов развивается речь – третий критерий НПР. До 6 месяцев проходит подготовительный этап речи — ребенок общается с окружающими только с помощью эмоций: улыбкой, комплексом оживления при обращении к нему, гулением, дифференцировкой интонации. Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э и т.д.).

    Непосредственно речь развивается после 6 месяцев: способность понимать слово (речь сенсорная) и говорить (речь моторная). Лепет – произношение отдельных слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.).

    К концу 1 года жизни в лексиконе ребенка имеется уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, мама, папа, и др.). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собачка, тик — так – часы и др.). В 2 года запас слов доходит до 300, появляются короткие предложения.

    Благодаря тому, что у новорожденного ребёнка активно функционируют сенсорные системы, у него развивается наиболее простой вид памяти – кратковременный сенсорный отпечаток. Этот вид памяти базируется на свойстве сенсорной системы сохранять и удлинять действие стимула (предмета нет, а человек его видит, звук прекратился, но мы его слышим). У взрослого эта реакция длится около 500 мск, у ребёнка из-за недостаточной миелинизации нервных волокон и меньшей скоростью проведения нервного импульса – несколько дольше.

    У новорожденного ребёнка функции кратковременной и долговременной памяти, прежде всего, связаны с деятельностью слуховых и сенсорных систем, а в более поздние сроки – с локомоторной функцией. Со второго месяца жизни ребёнка в формирование памяти включаются и другие отделы коры. При этом скорость образования временной связи индивидуальна и уже в этом возрасте зависит от типа высшей нервной деятельности.

    У новорожденного из-за незрелости коры головного мозга внимание осуществляется благодаря простым формам ориентировочных реакций (на звук, свет). Более сложные (интегрированные) механизмы процесса внимания появляются в возрасте 3 – 4 месяцев. В этот период на электроэнцефалограмме периодически начинает формироваться затылочный -ритм, но в проекционных зонах коры он непостоянен, что свидетельствует об отсутствии у ребёнка осознанных реакций в сфере сенсорных модальностей.

    НПР ребенка зависит от факторов внешней среды, воспитания, которые могут либо стимулировать развитие определенных навыков, либо тормозить.

    В связи с особенностями нервной системы ребенок не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, быстро утомляется. Ребенка от взрослого отличает высокая эмоциональность, подражательная деятельность.

    Оценка НПР проводится в декретированные (эпикризные) сроки по соответствующим возрасту критериям

    Безусловные рефлексы новорожденного

    Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

    Безусловные рефлексы - это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.

    Условные рефлексы - индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

    Для новорожденного ребенка характерны безусловные рефлексы: пищевой,оборонительный и ориентировочный.

    Условные рефлексы формируется после рождения.

    Основные безусловные рефлексы новорождённогои грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

    ВБР новорожденного ребенка

    Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

    Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

    Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

    Оральные сегментарные автоматизмы

    Сосательный рефлекс

    При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

    Хоботковый рефлекс

    Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

    При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

    Спинальные двигательные автоматизмы

    Защитный рефлекс новорождённого

    Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону.

    Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

    У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

    Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

    Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

    Хватательный рефлекс

    Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского ).

    Рефлекс Галанта

    При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

    Рефлекс Переса

    Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

    Рефлекс Моро

    Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

    Оценка степени зрелости нервной системы новорожденного ребенка Критериями оценки НПР являются:

      моторика(это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.);

      статика(это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.);

      условно-рефлекторная деятельность(1 сигнальная система);

      речь (2 сигнальная система);

      высшая нервная деятельность.

    Нервно-психическое развитие ребенка зависит от биологических и социальных факторов, условий режима жизни, воспитания и ухода, а также состояния здоровья ребенка.

    Задержка темпов психического развития может быть обусловлена неблагоприятным течением внутриутробного периода, т.к. при этом часто отмечаются поражения мозга, связанные с гипоксией, нарушаются темпы созревания отдельных сложных структур. Незрелость определенных отделов мозга в постнатальный период часто приводит к различным нарушениям нервно-психического развития. К неблагоприятным биологическим факторам относятся токсикозы беременности, угроза выкидыша, асфиксия, заболевания матери во время беременности, недоношенность и др. Имеют значение вредные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем).

    Среди неблагоприятных социальных факторов выделяются неблагополучный семейный климат, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.

    Темп развития ребенка снижается в связи с частыми острыми заболеваниями. Важную роль в развитии ребенка раннего возраста играет правильное его воспитание. Необходимо частое систематическое общение с ним, постепенное формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие речи.

    Ребенок развивается гетерохронно, т.е. неравномерно. Врач при оценке НПР смотрит в эпикризный срок те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т.е. ведущие линии.

    Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки

    ЗА - зрительный анализатор

    СА - слуховой анализатор

    Э, СП - эмоции и социальное поведение

    ДО - движения общие

    ДП - движения с предметами

    ПР - понимаемая речь

    АР - активная речь

    Н - навыки

    ДР - движения руки

    СР - сенсорное развитие

    ИЗО - изобразительная деятельность

    Г - грамматика

    В - вопросы

    НПР для детей первого года



    Выделяют 4 основные группы НПР:

    I группа включает 4 подгруппы:

    — нормальное развитие, когда все показатели соответствуют возрасту;

    — ускоренное, когда имеется опережение на 1 э.с.;

    — высокое, когда имеется опережение на 2 э.с.;

    — верхнегармоничное, когда часть показателей имеет опережение на 1 э.с., а часть на 2 и выше.

    II группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 1 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 1 э.с. по одной или нескольким линиям:

    а) 1–2 линии - 1 степень

    б) 3–4 линии - 2 степень

    негармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей имеет задержку на 1 э.с., а часть опережает.

    III группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 2 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 2 э.с. по одной или нескольким линиям:

    а) 1–2 линии - 1 степень

    б) 3–4 линии - 2 степень

    в) 5 и более линий - 3 степень

    нижнегармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей отстает (или опережает) на 2 э.с., а часть на 1 э.с.

    IV группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 3 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 3 э.с. по одной или нескольким линиям:

    а) 1–2 линии - 1 степень

    б) 3–4 линии - 2 степень

    в) 5 и более линий - 3 степень

    нижнегармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей отстает (или опережает) на 3 э.с., а часть на 1 или 2 э.с.

    Отставание на 3 и более эпикризных срока свидетельствует о наличии пограничного состояния или патологии. Эти дети нуждаются в консультации и лечении врачей специалистов.