Летоисчисление в эфиопии. Кто такой эфиоп

Глава шестая

ТАЙНЫ ЭФИОПСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Согласитесь, что помолодеть сразу на восемь лет не так уж плохо, даже если вам идёт только четвёртый десяток...
- В каком году вы родились? - спросил я как-то знакомого журналиста из местной газеты "Аддис Земен" («Новое время»). В отличие от большинства своих коллег он одевался "старомодно": на нём были белые брюки, похожие на галифе, и белая шамма-накидка из тонкой хлопчатобумажной ткани.
- В тысяча девятьсот тридцать четвёртом.
- Значит, мы ровесники. Вы тоже перешагнули возраст Христа…А ваш наряд, кстати заметить, вас очень молодит.
- Наверное, поэтому я и предпочитаю носить национальный костюм, - улыбнулся он. - А насчёт моего возраста вы ошиблись. Мне ещё только двадцать семь.
- Странно... Видимо, у вас в «Новом времени» как-то по-новому считают время…
Однако этот каламбур не прошёл: мой «одногодка» говорил вполне серьёзно. Ему действительно двадцать семь. А во всей этой путанице, как выяснилось, «виноватым» оказался… эфиопский календарь, который в настоящее время отстаёт от европейского на 7 лет 8 месяцев и 11 дней. Как же такое случилось?..

Не мало светил церкви потрудилось над тем, чтобы исчислить время, прошедшее от "сотворения мира". Но несмотря на то, что в своих "изысканиях" они пользовались одним и тем же источником - Библией, к единому мнению теологи так и не пришли. После них осталось не менее двухсот версий.
По мнению византийского духовенства, "сотворение мира" относится, если пользоваться современной хронологией, к 5508 году до н.э. Александрийская (коптская) церковь, которая главенствовала в Эфиопии до I959 года, считает, что Византия, а за ней и вся Европа, видимо, всегда торопилась жить, так как «в действительности» мир был сотворён на восемь лет позже!.. Эта разница осталась и после того, как Эфиопия, вслед за всеми христианскими странами, стала исчислять время от «рождества Христова». А посему наш 1969 год (с 1-го января по 10-е сентября) является частью 1961-го эфиопского. Но… 11-го сентября, или в первый день месяца мескерем, Эфиопия праздновала начало своего нового, 1962-го года.
И снова загадка: почему именно 11 сентября? Хронология и на этот счёт даёт исчерпывающее объяснение. Но пока, чтобы "не оторваться от действительности" и не утратить связей с сегодняшним днём, попросим науку о времени чуть-чуть подождать.

Когда ночь чёрной шаммой окутала город и бегущие по холмам улицы засветились огнями электрических ламп, небо Аддис-Абебы озарилось вспышками фейерверка. Почти до самого утра то там, то здесь они взрывали темноту, вызывая восторг не только у любителей пиротехники... Мохаммед, наш "зэбэння", то есть сторож, при звуке каждого выстрела то причмокивал, то покачивал головой, то поднимал руки вверх, простирая их, видимо, к трону Всевышнего.
Появился дворник Абабуля со связкой длинных эвкалиптовых веток. Ко всеобщему удовольствию, - поскольку весь наш запас бенгальских огней уже истощился, - он поджёг свой "веник" и, словно факелом, стал чертить темноту. Влажный воздух тотчас наполнился приятным запахом.
- В канун Нового года мы жжём «чибо», чтобы праздник был ярче, - объяснил он.
До самого рассвета не смолкали хлопки петард, лай собак и однообразное ритмичное пение, доносившееся, пожалуй, из каждого двора. Это было в ночь на 11-е сентября. Двадцатью одним пушечным залпом встретила Аддис-Абеба свой Новый год, ровно в шесть утра (именно в этот час в Эфиопии наступает новый день и новое число в календаре).
Наверное, город так и не ложился спать: по улицам, ещё не успевшим просохнуть от предрассветного дождя, уже двигались толпы людей, одетых во всё белое. (В Эфиопии любят этот цвет). Звон церковных колоколов звал на торжественную службу.

У входа в храмы - вереницы легковых машин, велосипедов. Поодаль стоят мулы и лошади. На них прибыли в столицу жители деревенских тукулей. Говорю - деревенских, потому что и в самой столице, на окраинах, ещё часто встречаются эти веточные хижины с конусообразной крышей из соломы.
Особенно многолюдно возле храма святого Рагуэла, что находится в районе «марката». Грязные после дождя подъезды к этой ничем не примечательной церквушки охраняются полицией и солдатами. Здесь, по традиции, со всей своей свитой присутствует сам император.
Как только закончилась служба, - она проходила во дворе, - кресло императора подняли вверх и под восторженные возгласы толпы, похожие на наше улюлюканье, понесли вокруг храма. Все, кто мог присоединиться к кортежу, поспешили следом. Процессия замыкает круг. Император, попрощавшись с духовенством, садится в машину и под салют стоящих вдоль церковной ограды солдат выезжает за ворота. Толпа людей в белом, и вместе со всеми - исковерканные проказой нищие, тотчас устремляются в церковь.
На паперти стоит священник. Тесня друг друга, верующие исступленно лезут поцеловать деревянный крест в его руках. Потом - самое неожиданное. Под церковными сводами появляется группа священнослужителей. Один из них - с большим барабаном. Они становятся в круг и под ритмичные глухие удары начинают петь и пританцовывать. И всё это у подножия огромного распятия…

Весь день ликовала Аддис-Абеба. На улицах собирались импровизированные базарчики с обязательными корзинами-клетками для птицы и с небольшими отарами овец.
Покупатель, выбрав барана, хватает его за передние ноги и тащит куда-то. Наверное, прямо на шашлык... Здесь же продаются только что содранные шкуры и свежие туши.
Группы подростков (у кого-то из них обязательно небольшой тамтам) ходят от дома к дому, поют у калитки однообразную песню «Абабайе хойи, Мескерем табайе!..» - и ждут, когда добрый хозяин вынесет им гостинец. «Будьте счастливы, Мескерем пришёл!..»

Говорят, всё на земле боится времени, а время боится... нет, не египетских пирамид. Я бы сказал - "Священного Нила", на берегах которого были воздвигнуты эти каменные стражи истории. Нил породил не только одну из самых древнейших цивилизаций, но и само... Время.
Дело в том, что разлив этой реки, с которым совпадал первый восход звезды Сотис (Сириус) и солнцестояние, предвосхищал начало цикла сельскохозяйственных работ египтян. Период от одного разлива Нила до другого стал у них единицей счёта времени. На протяжении тысячелетий египетский год делился на I2 месяцев по З0 дней в каждом. За двенадцатым месяцем следовал ещё один, состоящий из… 5 дней, посвящённых памяти умерших и покаянию в грехах.
В 25 году н.э. в Александрии календарь древнего Египта был реформирован. Один раз в четыре года к этим 5 добавочным дням, или "тринадцатому месяцу", прибавляли ещё одни сутки. Год начинался 29 августа, или - по Григорианскому стилю – 11 сентября.
Александрийским календарём пользуются копты-христиане современного Египта. Он является также официальным численником Эфиопской церкви и государства. Вот, кстати, почему Эфиопию часто называют «страной тринадцати месяцев». Последний, тринадцатый месяц - «пагумен» в високосный год состоит из 6 дней, поэтому следующий эфиопский год начинается не 11-го, а 12-го сентября; в том и другом случае это всегда 1-е число месяца по названию мескерем, своего рода эфиопского января.
Со стартом мескерема жители Абиссинского нагорья связывают приближающийся конец «больших дождей», питающих воды Нила, и, как в Египте, начало своего сельскохозяйственного года. Разве после этого нельзя сказать, что Нил – прародитель Времени, которое до сих пор таким оригинальным образом связывает современную Эфиопию со «Страной пирамид»?
Новогодний номер газеты «Эфиопиэн геральд» вышел со своеобразным рисунком на первой полосе: в свете лучей заходящего солнца восседает, как указано в подписи, святой Марк - лысый, но с длинной бородой, старец. Вокруг его головы, как и положено, - нимб. В правой руке - перо. На коленях раскрыта "боговдохновенная книга". Улыбаясь, он смотрит в "небеса", туда, откуда пробивается сквозь тучу луч "святого благовествования"...
Оказывается, новый, I962-й эфиопский год считается Годом св. Марка, в честь одного из четырёх авторов Евангелий, включённых в свод "священных писаний" христиан - Новый Завет. Прошедший I96I-й был годом св. Матфея. А 196З-й будет назван в честь св. Луки (годы св. Луки всегда високосные). Потом придёт очередь св. Иоанна. А затем - "всё опять повторится сначала".

Эфиопский Новый Год - сложный праздник ещё и потому, что в его конце, в последний день пагумена – 10-го сентября (11-го - в эфиопский високосный год), христиане отмечают день Кыдуса Иоханнеса, то есть Иоанна Крестителя, которому здесь как бы отводится роль местного "Деда-мороза". Что касается Снегурочки, то эфиопский календарь таковую не предусмотрел. Нет у эфиопов и новогодней ёлки. Вместо неё - длиннолистые веточки зембебы, похожие на пальмовые. Их дарят друг другу в Первый Мескерем.
В свой Новый Год эфиопы говорят "Добро пожаловать, Энкутаташ!" Что же означает это слово?
Легенда рассказывает, что, когда Царица Савская возвратилась из Иерусалима после своего "государственного" визита к царю Соломону, которого, как свидетельствует Библия, она щедро одарила, подданные страны Шебы встретили царицу подарками и возгласами «Энкутаташ!», что по смыслу – «Да умножатся твои богатства!»
Основным богатством Царицы Савской стал её сын Менелик, рождённый от царя Соломона и положивший начало ныне здравствующей императорской династии. А приветственным словом «Энкутаташ!» эфиопы с удовольствием обмениваются, особенно на свой Новый Год, когда и нам хочется пожелать: пусть умножаются твои богатства, Эфиопия! – из года в год, «от Кыдуса Иоханнеса до Кыдуса Иоханнеса», как говорят жители этой библейской страны.

(Продолжение – «Мэскаль – праздник Креста и весны». Гл.7)

Основные моменты

Территория современной Эфиопии входит в древнейшую область становления предков человека: возраст обнаруженных здесь каменных орудий оценивается приблизительно в 3 млн. лет. Практически во все эпохи древности страна была относительно густо заселена, освоена хозяйством, с первых веков нашей эры на ее территории существовали могущественные государства. В IV–VI веках Эфиопия вела оживленную торговлю с Римско–Византийской империей, Индией, странами ближнего Востока. В это же время сюда проникло христианство. Лишь на короткие периоды Эфиопия оказывалась под властью то одного, то другого европейского государства (например, в конце XIX века Италия образовала колонию Эритрею, просуществовавшую всего несколько лет) .

Западную и центральную часть страны занимает Эфиопское нагорье со средней высотой 1800 м над уровнем моря, хотя отдельные горные массивы и вершины достигают 3000 и даже 4000 м. Высочайшая вершина Эфиопии - гора Рас-Дашан (4623 м) в горах Сымен. В целом для плато характерны плосковершинные горы, похожие на гигантские столы. Над плато вздымаются конусы вулканов, большей частью потухших. В их полуразрушенных кратерах часто образуются озера, окруженные каймой тропической зелени. От Красного моря на юг Эфиопию пересекает зона разломов (северная часть системы Великих Африканских разломов) . В глубокой впадине Афар, отделенной от Красного моря невысоким хребтом Данакиль, на отметке 116 м ниже уровня моря лежит соленое озеро Ассале. Долина реки Аваш и цепочка рифтовых озер (крупнейшее - озеро Абая) , вытянутых к озеру Рудольф в соседней Кении, отделяют Эфиопское нагорье от занимающего юго-восток страны Эфиопско-Сомалийского плато с преобладающими высотами до 1500 м и отдельными вершинами до 4310 м (гора Бату) . Из-за активных разломов Эфиопия отличается повышенной сейсмичностью: землетрясения силой до 5 баллов бывают ежегодно, а раз в пять лет - и более сильные. В рифтовой зоне также много горячих источников.

Крупнейшая река страны - Аббай (Голубой Нил) . Вытекая из озера Тана, Аббай образует большой и живописный водопад Тис-Ысат, а затем на протяжении 500 км течет в каньоне глубиной 1200–1500 м. Другие крупные реки, впадающие в Индийский океан, Веби-Шебели и Джуба, а также еще один приток Нила - Атбара.

Климат Эфиопии субэкваториальный жаркий, сезонно влажный, на северо-востоке - тропический пустынный и полупустынный. Впадина Афар - одно из самых жарких мест на Земле (средняя минимальная температура 25 °C, максимальная 35 °C) , но на большей части нагорья за счет высоты, смягчающей жару, среднемесячные температуры находятся в пределах от 15 до 26 °C. В горах случаются ночные заморозки. При этом на побережьях самый жаркий месяц - май, самый холодный - январь, а в горах - наоборот: самый прохладный месяц июль, самые жаркие - декабрь и январь. Дожди выпадают в основном с июля по сентябрь, хотя бывает и «малый влажный сезон» в марте–апреле. Сухой сезон длится с сентября по февраль. Среднегодовое количество осадков - от 200–500 мм на равнинах до 1000–1500 мм (даже до 2000 мм) в горах центральных и юго-западных районов. Равнины часто страдают от жестоких засух, когда дождей нет почти круглый год.

Треть территории страны занята пустынями и полупустынями, особенно безжизненны каменистые пустыни впадины Афар и пустыни Данакиль. На востоке Эфиопии раскинулись травяные саванны и лесосаванны с зонтиковидными акациями, а в юго-западной части страны в долинах рек и в горах на высотах 1700–1800 м произрастают дождевые тропические леса с пальмами, дикорастущими кофейными деревьями, древовидными молочаями, сикоморами (гигантскими фикусами) . На высотах более 3000 м развиты тропические аналоги альпийских лесов. Животный мир все еще богат, несмотря на истребление животных на протяжении веков: в саваннах встречаются слоны, зебры, антилопы, львы, сервалы, леопарды, гиены, в полупустыне Данакиль - страусы. Особенно разнообразен мир птиц, а в прибрежных водах Красного моря большой интерес представляет фауна коралловых рифов. Для охраны фауны созданы заповедники и национальные парки: на реке Аваш, озере Абията, лесной парк Мэннагэша и др.

Большая часть населения Эфиопии (всего - около 103 млн человек) относится к эфиопской расе - как бы промежуточной между европеоидной и негроидной. Тонкие черты лица, волнистые волосы, высокий рост и шоколадного цвета кожа делают большинство жителей Эфиопии необычайно красивыми. Говорят народы страны на семитских (к ним относится и государственный - амхарский) и кушитских языках. Часть населения относится к негроидной расе. Народы амхара и оромо составляют 3/4 населения. Две основные религии - ислам и христианство, но примерно 10% жителей придерживаются местных традиционных верований. Основные занятия - земледелие, скотоводство, ремесла. Большинство жителей строит круглые хижины с конусовидной крышей из соломы. Сохраняется традиционная одежда - длинные платья и накидки, часто украшенные орнаментами, богатой вышивкой.

Столицу страны - Аддис-Абебу, расположенную на высоте 2400 м, называют «городом вечной весны» из-за умеренного круглый год климата. Город основан в 1885 г., но сейчас в нем преобладают современные здания. Аддис-Абеба славится своим огромным базаром. Второй по величине город - Асмара - располагается на севере страны. Он также считается самым благоустроенным и красивым городом Эфиопии. Гондар (севернее озеро Тана) до середины XIX века был столицей империи, о чем напоминают замки XVI–XVIII веков, в нем находится исторический музей.

Города Эфиопии

Все города Эфиопии

Достопримечательности Эфиопии

Все достопримечательности Эфиопии

История

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему, Восточноафриканскому, ареалу становления человека как биологического вида. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis на территории Эфиопии оценивается в 2,5-2,1 млн лет. Во время становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской, нилотско-кушитской и других языковых групп. Образование древнейших объединений на юге Аравийского полуострова - Хадрамаутского, Катабанского и Сабейского царств - ок. 1000 до н. э. ускорило процесс переселения части населения из Южной Аравии (современного Йемена) в современную Эритрею и Северо-Восточную Эфиопию. В результате, к VII веку до н. э. эти территории были включены в состав Саввского царства. Именно это обстоятельство позволило раннесредневековой эфиопской пропаганде провозгласить эфиопскую царскую семью Соломонидов потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской, известной в эфиопской традиции как Македа или Билкис.

Древние греки называли эфиопами всех чернокожих Африки, в первую очередь нубийцев, но ныне это название закреплено за территорией, известной также под названием Абиссиния. Именно здесь в начале нашей эры в результате объединения ряда небольших племенных образований, известных с середины I тысячелетия до н. э. образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. н. э. Аксум вёл активную торговлю с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже - Персией) , Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото в крупных количествах. В период своего политического доминирования в регионе Аксум распространил своё влияние на Нубию, Южную Аравию, Эфиопское нагорье и севере Сомали. Со времени правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается усиленное проникновение христианства из Египта, Рима и Малой Азии в Аксум, связанное с проповедью учения Христа Эдессием и первым епископом Абиссинским Фрументием. 329 год считается датой основания Эфиопской православной церкви монофизитского толка, которая оставалась зависимой от египетской коптской церкви вплоть до 1948 года. К VI веку христианство утверждается в качестве господствующей религии в Эфиопии, ставшей первой христианской страной в Тропической Африке. В 451, во время раскола христианской церкви, на Халкидонском соборе копты высказались в поддержку монофизитского направления, и такую же позицию заняли представители Эфиопской церкви.

В начале 6 в., чтобы отомстить за притеснения местного христианского населения со стороны их правителей, армия царя Калеба Аксумского вторглась в пределы южной Аравии. Примерно в то же время в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в 7 в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.

Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце 13 в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей) , содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.

В конце 15 в. небольшая группа португальцев и других европейцев, отправившаяся на поиски царства первосвященника Иоанна, овеянного легендами в средневековой Европе, прибыла в Эфиопию. Португальцы надеялись сделать эту христианскую страну союзником в борьбе против мусульман и набиравшей силу Османской империи. После того как после 1531 Эфиопия стала терпеть одно поражение за другим от армии имама Адаля Ахмеда ибн Ибрахима, известного как Грань (Левша) , и лишилась большей части своей территории, император обратился за помощью к Португалии. В 1541 в Массауа высадился отряд португальцев численностью в 400 человек во главе с Кристофером да Гама, сыном прославленного мореплавателя Васко да Гамы. Бóльшая часть отряда, включая и ее предводителя, погибла в сражении с мусульманами. При содействии оставшихся в живых португальцев была создана новая эфиопская армия, на вооружении которой появились мушкеты (до того времени огнестрельное оружие имелось лишь у воинов Граня) . В 1543 эта армия нанесла поражение противнику, и в сражении погиб сам Ахмед Грань.

Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению страны католичество, привели к многочисленным конфликтам. В конце концов в 1633 иезуиты были изгнаны из Эфиопии. В последующие 150 лет страна находилась почти в полной изоляции от Европы. К этому периоду относится основание столицы в Гондэре, где были сооружены несколько каменных замков. В середине 18 в. власть императора пришла в упадок, и страну охватили феодальные междоусобицы. В 1769 Эфиопию посетил английский путешественник Джеймс Брюс, пытавшийся отыскать истоки Нила. В 1805 английская миссия приобрела торговый порт на побережье Красного моря. В начале 19 в. в стране побывали и другие европейцы. В 1855 Теодрос, один из самых способных военачальников того времени, захватил императорский престол, возродил силу и авторитет верховной власти и попытался объединить и реформировать страну.

После того как в течение двух лет королева Виктория не отвечала на письмо, направленное ей Теодросом, по приказу императора несколько официальных представителей Великобритании были брошены в тюрьму, находившуюся в Мэкдэле. Все попытки добиться их освобождения дипломатическими методами ни к чему не привели. В 1867 с целью освобождения узников в Эфиопию был направлен военный экспедиционный корпус под командованием генерала Роберта Нэпира. Высадившись с кораблей 7 января 1868 в местечке Мулкутто на берегу залива Зула, отряд Нэпира, численностью более 10 тыс. человек, по труднопроходимой горной местности двинулся в 650-километровый путь к Мэкдэле. Англичане получали помощь и продовольствие от местных жителей, недовольных императором Теодросом, в первую очередь тыграйцев. К Мэкдэле с другой стороны продвигался и Теодрос, власть которого к этому времени пошатнулась, а ряды императорской армии поредели. 13 апреля 1868 эта горная крепость пала под натиском английских войск. Во время штурма, не желая попасть в руки врагов, Теодрос застрелился. Вскоре английские войска покинули Эфиопию.

После гибели Теодроса императором стал Йоханныс IV, правитель Тыграя, союзник англичан в их войне с Теодросом. Его двадцатилетнее правление, насыщенное бурными событиями, началось с подавления попыток других претендентов захватить престол. Впоследствии на долю Йоханныса выпало много сражений с внешними врагами: итальянцами, махдистами и египтянами. Итальянцы, которые еще в 1869 приобрели порт Асэб, в 1885 с согласия англичан захватили Массауа, принадлежавший до этого Египту. В 1884 Великобритания и Египет пообещали императору, что Эфиопия получит право пользоваться Массауа, но итальянцы вскоре закрыли туда доступ и стали планомерно продвигаться в глубь Эфиопии. В январе 1887 воины императора нанесли итальянцам поражение при местечке Догали и вынудили их отступить. Затем Йоханныс вступил в военные действия с махдистами, то и дело вторгавшимися с территории Судана в Эфиопию. В марте 1889 он был смертельно ранен в одном из сражений. Императором Эфиопии стал негус Шоа Менелик, который на протяжении нескольких лет пользовался поддержкой Италии. Шоа Менелик совершил успешные военные походы против мятежных провинций и добился значительной консолидации эфиопского государства. В его правление началось проведение реформ, направленных на модернизацию страны.

2 мая 1889, незадолго до официального акта коронации, Менелик заключил с Италией Уччальский договор, в соответствии с которым итальянцы получали право на занятие Асмэры. Внешне между обеими странами были установлены весьма дружественные отношения. Однако упомянутый договор стал источником многих проблем. В амхарской копии договора предусматривалось, что Эфиопия, если сочтет нужным, может прибегнуть к «добрым услугам» Италии во взаимоотношениях с другими державами. В итальянском же тексте договора утверждалось, что Эфиопия только так и обязана поступать. Практически это означало полный контроль Италии над внешней политикой Эфиопии. Используя свой текст договора, Италия заявила, что исходя из положений Генерального Акта Берлинской конференции 1885 она имеет право установить над Эфиопией свой протекторат. Упорство итальянской дипломатии в отстаивании выгодной ей трактовки Уччальского договора привело к его денонсации эфиопской стороной 11 мая 1893.

В 1895-1896 итальянская экспансия в регионе продолжилась попыткой увеличить колониальные владения за счет Эфиопии, но военная кампания итальянского экспедиционного корпуса при поддержке эритрейских вспомогательных сил завершилась катастрофическим поражением в битве при Адуа. Негус Эфиопии находился в положении, когда мог бы попытаться отвоевать и часть Эритреи, но предпочел мирное соглашение.

В начале XX века в стране имел место династический конфликт, итогом которого стало водворение на престол императора Хайле Селассие, проведшего в стране ограниченные реформы, направленные на модернизацию эфиопского общества.

В 1935-1936 фашистская Италия снова вторглась в Эфиопию. Захватчики имели полное преимущество в военном плане, но все равно несколько раз применяли химическое оружие. Лига Наций агрессию осудила вяло и была при введении санкций непоследовательна, в чем советская историография видела важный этап демонтажа системы коллективной безопасности в Европе. Итальянская оккупация страны продолжалась до 1941, когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, отвоевала Эфиопию и Эритрею.

После войны Селассие продолжал править как абсолютный монарх. К началу 70-х годов его позиция подвергалась критике со всех сторон политического пространства, и большую лепту в дальнейшие события внес крупномасштабный голод начала 70-х годов, приведший к большим человеческим жертвам.

В 1974 году меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста; ситуация была использована группой военных с марксистскими политическими воззрениями, организационно оформившейся летом того же года в комитет под названием «Дерг». Он и возглавил процесс демонтажа монархии, известный еще как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» практически полностью подчинил себе все административные структуры и провозгласил курс на построение социалистического общества. С 1975 по 1991 год СССР и страны Восточной Европы оказывали всестороннюю помощь Эфиопии.

25 августа 1975 низложенный император Хайле Селассие I умер при подозрительных обстоятельствах. В 1976-1977 Дерг укреплял свои позиции путем расправ с оппонентами, как роялистами и сепаратистами, так и с «левыми»; эта кампания известна также как «красный террор». Вождем Дерга на этом этапе стал Менгисту Хайле Мариам.

Воспользовавшись трудным положением страны в этот период, сомалийская армия интенсивно поддерживала сепаратистское движение этнических сомалийцев в юго-восточном регионе страны, Огадене, а в 1977-1978 пыталась силой аннексировать Огаден. События эти известны как Война за Огаден. Большую помощь в борьбе с противником Эфиопии оказали Куба, СССР и Южный Йемен.

Поставленную задачу вывести Эфиопию из феодального общества в коммунистическое режим выполнить так и не смог. Попытки коллективизации сельского хозяйства привели только к дальнейшей его деградации. В 1984 году в стране разразился голод, намного превзошедший по размаху и числу жертв пандемию начала 70-х. Правительству Менгисту также не смогло решить эритрейский вопрос; несмотря на широкомасштабные военные действия против сепаратистов, добиться решительной победы так и не удалось.

В конце 80-х, в условиях нараставшего в СССР кризиса, правительство Менгисту оказалось в критической ситуации, и в итоге в мае 1991 года было свергнуто в результате деятельности альянса повстанческих движений, в котором главную роль играли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка, начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор бессменно возглавляет представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи, однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Надир в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился Эфиопо-эритрейский конфликт, окончившийся с незначительным перевесом Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остается нерешенным. В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали. В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом.

Культура

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь) , сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства.

По переписи 1994 года: христиан - 60,8 % (православных - 50,6 %, протестантов - 10,2 %) , мусульман - 32,8 %, африканских культов - 4,6 %, другие - 1,8 %.

Долгое время литература создавалась главным образом на языке гыыз и имела в основном религиозное содержание. Правда, уже в конце 13 в. появились первые царские хроники на пергаменте. В 19 в. были созданы первые произведения на амхарском языке, а незадолго до начала Первой мировой войны в стране появился первый печатный станок. Не в последнюю очередь для того, чтобы поддержать развитие современной литературы на амхарском языке, в период своего регентства император Хайле Селассие I основал издательство «Бырхан энна Сэлям» («Свет и мир») . Для большинства литературных произведений была характерна нравоучительная направленность. Много драматических произведений было создано после освобождения страны от итальянской оккупации, и они ставились либо на сцене Национального театра, либо силами студентов университета. В начале 1990-х годов в Аддис-Абебе издавались три ежедневных газеты на амхарском языке и одна на английском.

В традиционном изобразительном искусстве Эфиопии господствовал преимущественно византийский стиль. После 1930 значительное развитие получило коммерческое искусство, ориентированное на запросы туристов. В произведениях такого рода часто присутствовал сюжет посещения царицей Савской царя Соломона, и они представляли собой серию лубков, каждый из которых дополнял другой. Приблизительно в то же время художники стали разрисовывать стены кабачков и баров изображениями национальных героев и святых.

Кухня Эфиопии во многом схожа с кухней соседних с ней стран - Сомали и Эритреей. Главной особенностью эфиопской кухни является отсутствие столовых приборов и тарелок: их заменяет инжира - традиционная тэффовая лепешка. Другая яркая особенность - наличие большого количества специй.

Кофе - гордость Эфиопии. Здесь разработаны целые ритуалы, подобно китайским чайным церемониям, от обжаривания кофейных зерен, до питья кофе.

Много в эфиопской кухне вегетарианских блюд - здесь много мусульман и православных христиан, соблюдающих строгие религиозные посты. В целом эфиопская кухня отличается большим разнообразием вкусов и ароматов, создающихся благодаря неповторимому сочетанию специй и овощей.

Экономика

Основа эфиопской экономики - низкоприбыльное потребительское сельское хозяйство. В 70-х годах экономический рост составлял не больше 5 %. А революционные перемены привели к еще большему снижению роста ВВП. Осложнило экономическое положение и потеря Эфиопией портов на Красном море. Жесточайшие засухи и неурожаи привели к гуманитарной катастрофе в конце 20 века. К концу 20 века экономическое положение Эфиопии стало улучшаться. рост ВВП составил около 8 % в год. Благодаря облегчению таможенных режимов вырос уровень инвестиций в экономику страны. Главным инвестором является Китай, Индия и Саудовская Аравия. Основой экономического развития в последние годы являются зарубежные займы и гуманитарная помощь.

Сельское хозяйство - главная отрасль эфиопской экономии, предоставляющая 85 % рабочих мест. Оно обеспечивает около 45 % ВВП и 62 % экспорта страны. Кофе занимало 39,4 % экспорта в 2001-2002 годах. Кофе - дар Эфиопии миру. Эта страна - главный производитель кофе сорта Arabica в Африке. Чай является другой важной культурой. Обеспеченная обширными агроклиматическими зонами и разнообразными ресурсами, Эфиопия обрабатывает все типы злаков, волокон, арахиса, кофе, чая, цветов, так же как и фруктов и овощей. Больше 140 видов сортов обрабатывается в настоящее время в Эфиопии. Потенциально неорошаемые земли оценены в 10 миллионах гектаров. Животноводство в Эфиопии - одно из наиболее развитых и многочисленных в Африке. Рыболовство и лесоводство - также значительные отрасли. В этих отраслях существует большой потенциал для инвестиций.

Разнообразные агроклиматические условия Эфиопии способствуют выращиванию широкой гаммы плодов, овощей и цветов. Овощеводство и цветы - наиболее динамично развивающиеся сектора экономики. В 2002 было экспортировано более 29000 тонн продукции плодоводства и 10 тонн цветов. Без преувеличения можно сказать, что сектор цветоводства наиболее привлекательный для инвестиций во всей эфиопской экономике.

Эфиопия - крупнейшая страна в Африке по поголовью скота и также входит в десятку крупнейших в мире по этому показателю. В Эфиопии насчитывается 35 миллионов голов КРС, 16 миллионов баранов и 10 миллионов коз.

В Эфиопии 3,3 миллиона ульев, она главный производитель и экспортер мёда и пчелиного воска в Африке. Эта отрасль предоставляет превосходные перспективы для инвестиции.

Промышленность составляет приблизительно 15 % ВВП. Главным образом развиты пищевая, текстильная, кожаная, деревообрабатывающая, химическая и металлургическая отрасли. В течение первого квартала 2001 года, Эфиопия экспортировала продуктов питания на сумму приблизительно 54,8 миллиона быра.

Финансовый сектор очень мало развит, что замедляет развитие страны. В Эфиопии не существует биржи. Банковское дело мало развито.

Политика

Эфиопия является федеративной парламентской республикой, главой правительства которой является премьер-министр. Исполнительную власть осуществляет правительство. Федеральная законодательная власть сосредоточена в руках двух палат парламента. Главой государство является президент.

Согласно статьи 78 Конституции Эфиопии - судебная власть полностью независима от исполнительной и законодательной властей. Однако, по данным докладов зарубежных исследований, Эфиопия занимает 106 место из 167 стран в рейтинге демократичности власти. Ее опережает Камбоджа, которая расположилась на 105 месте; следом за Эфиопией идет Бурунди - 107 место.

В июне 1994 года были проведены выборы в учредительное собрание, членами которого стали 547 депутатов. В декабре этого же года собранием была принята современная Конституция Эфиопии. В мае и июне 1995 года в Эфиопии прошли первые всенародные выборы национального парламента и выборы в региональные органы власти. Однако, большинство оппозиционных партий решили бойкотировать эти выборы. В результате победу одержал Эфиопский Народный Демократический Революционный Фронт. Международные и неправительственные наблюдатели пришли к выводу, что выборы прошли без нарушений, и оппозиционные партии имели возможность участвовать в выборах, если бы изъявили такое желание.

Расположена во всех полушариях Земли, в какой стране нет столицы, а где автомобилей больше, чем людей?

Многие из этих стран не так хорошо известны, тем не менее, они не менее уникальны и самобытны.

Вот несколько интересных фактов об этих странах, о которых вы возможно не знали.

Кирибати

1. Кирибати - единственная страна в мире, расположенная во всех полушариях Земли

Так как Кирибати состоит из множества небольших островов, разбросанных по Тихому океану, его территория расположена во всех четырех полушариях Земли (северном, южном, восточном и западном).

Ниуэ

2. В островном государстве Ниуэ выпускают монеты с героями Диснея, Звездных войн и другие

Небольшое островное государство Ниуэ, расположенное в центре Тихого океана, в котором проживает всего около 1200 жителей, является одним из самых изолированных в мире . Хотя государство самоуправляемое, оно поддерживает связи с Новой Зеландией. Это включает в себя и выпуск монет Ниуэ.

Монеты Диснея были выпущены в 2014 году, и хотя теоретически их стоимость составляет 25 долларов в валюте Ниуэ, действительная стоимость намного выше, а самая редкая монета может стоить 40 000 долларов.

Эфиопия

3. В Эфиопии до сих пор следуют календарю, который на 7 лет отстаёт от всего мира.

По эфиопскому календарю сейчас 2007 год , который начался 11 сентября 2014 года по грегорианскому календарю.

Из-за сильного влияния коптской церкви в стране, традиционный календарь имеет большее значение в Эфиопии. Этот календарь появился в 16-м веке, и когда большинство христиан поменяло дату предположительного рождения Иисуса, в Эфиопии решили оставить исходную дату.

Из-за временного разногласия, в стране праздновали наступление нового тысячилетия в 2008 году, то есть на 7 лет позже остального мира.

Гренландия

4. Гренландия не может вступить в ФИФА, так как там нельзя вырастить траву для поля.

Из-за климата в стране земля в основном покрыта льдом или вечной мерзлотой, что делает практически невозможным выращивание достаточного количества травы для стандартного футбольного поля. Большинство игр ведется просто на грязи или на гравии.

(И да, Гренландия фактически не является независимым государством).

Науру

5. В Науру нет столицы.

Хотя многие считают округ Ярен, где находятся все правительственные органы, столицей Науру, официальной столицы в стране нет.

6. Науру также занимает первое место в мире по количеству людей, страдающих ожирением.

Из-за популярности западного фаст-фуда, который привезли в страну после финансового успеха добычи фосфатов, средний показатель индекса массы тела у жителей Науру составил около 34-35 . Для сравнения нормальный показатель индекса массы тела составляет от 18,5 до 24,9.

Тувалу

7. Тувалу получило 50 миллионов долларов в обмен на права на национальный интернет-домен.tv

Хотя кажется, что это большие деньги, в последние годы правительство Тувалу заявляло, что получает не так много денег, как того заслуживает, и страна столкнулась со все большими финансовыми трудностями.

Нигер

8. Самое обособленное дерево в мире расположено посреди пустыни Сахара в Нигере.

Небольшое дерево акации, известное как дерево Тенере было расположено на расстоянии около 400 км от других деревьев. В течение многих лет оно служило ориентиром для тех,кто путешествует по пустыне, но в 1973 году его снес пьяный водитель.

Микронезия

9. На одном из островов Микронезии в качестве валюты используют огромные камни.

Федеративные штаты Микронезии - это государство, состоящее из множества островов, расположенных в Тихом океане, включая остров Яп.

На Япе вместо бумажной валюты традиционные деньги представляют собой гигантские известняковые диски – камни Раи , которые считаются редкими и ценными, так как их добывали с другого далеко расположенного острова. Конечно, размер этих камней затрудняет их перемещение, так что в большинстве случаев платеж осуществляется, основываясь на устном соглашении, а не физическом обмене.

Гватемала

10. Правительство Гватемалы признало 23 родных языка.

В целом около 40 процентов населения говорит на одном из этих языков, включая язык киче, кекчи и мам.

Бутан

11. С 1973 года в Бутане ввели политику измерения Валового Национального Счастья (ВНС) страны.

Понятие было введено для измерения качества жизни, включая моральные ценности, защиты культурных традиций и обеспечения справедливой жизни для всех.

Эстония

12. Согласно опросам 2007-2008 года Эстония является наименее религиозной страной мира.

В опросе Института Гэллапа, участников спросили: "Религия является важной частью вашей жизни?". Только 14 процентов эстонцев ответили "да", что является самым низким показателем во всем мире. Напротив, в том же опросе в Египте 100 процентов опрашиваемых ответили "да".

Сан-Марино

13. В Сан-Марино самое большое число автомобилей на человека в мире.

В исследовании 2010 года выяснили, что в крошечном государстве Сан-Марино, которое со всех сторон окружено Италией, 1 139,06 автомобилей на 1000 человек . Это единственная страна, из участвующих в опросе, где количество машин больше, чем жителей страны.

Папуа-Новая Гвинея

14. Папуа-Новая Гвинея – страна с наибольшим количеством языков

Здесь около 12 процентов от общего количества языков в мире.

Хотя на большинстве языков говорит меньше 1000 человек, в Папуа-Новой Гвинее , где проживает только 6,5 миллионов людей, используется больше 800 аборигенных языков .

Лихтенштейн

15. Лихтенштейн – самый крупный производитель вставных зубов

Княжество Лихтенштейн, в котором проживает всего 40 000 жителей является лидером в производстве зубных протезов. В 2010 году тут выпустили около 60 миллионов зубных протезов, что составляет одну пятую от общего числа вставных зубов, произведенных в мире.

Форма правления парламентская республика Площадь, км 2 1 104 300 Население, чел. 93 877 025 Рост численности населения, в год 1,01 Средняя продолжительность жизни 55 Плотность населения, чел./км2 77 Официальный язык амхарский Валюта эфиопский быр Международный телефонный код +251 Зона в Internet .et Часовые пояса +3






















Краткая информация

В Эфиопии проживает примерно 80 разных национальностей, а также множество религиозных и языковых групп людей, что говорит про очень красочный характер этой страны. Эфиопия – это сочетание бедности и богатства, урбанизации и природы. В этой стране можно увидеть скальные храмы, крупнейший африканский рынок, уникальную природу и не менее уникальный животный мир.

География

Эфиопия располагается в Восточной Африке. На севере граничит с Эритреей, на востоке – с Джибути и Сомали, на западе – с Суданом и Южным Суданом, а на юге с Кенией. Выхода к морю нет. Общая площадь этого государства – 1 104 300 кв. км., а общая длина государственной границы – 5 328 км.

Большая часть Эфиопии находится на Африканском Роге, который является самой восточной частью Африканского континента. Территория этой африканской страны очень разнообразна – там есть не только низменности, степи, пустыни и полупустыни, но и горы, а также тропические леса. Вообще, около 70% территории страны занимает Эфиопское нагорье. Самая высокая местная вершина – гора Рас-Дашен, чья высота достигает 4 620 метров.

Столица Эфиопии

Аддис-Абеба - столица Эфиопии. Население этого города сейчас составляет более 3 млн. человек. Аддис-Абеба была основана в 1886 году эфиопским императором Менеликом II.

Официальный язык Эфиопии

Официальный язык – амхарский, относящийся к эфиопской группе южносемитской ветви семитской языковой семьи.

Религия

Около 62 жителей – христиане (Эфиопская восточная христианская церковь и протестанты), около 32% - мусульмане, а примерно 2,6% считают себя сторонниками традиционных африканских религиозных культов.

Государственное устройство

Согласно Конституции 1995 года, Эфиопия – это федеративная демократическая республика во главе с Президентом, избираемым на 6 лет.

Двухпалатный эфиопский парламент называется Федеральная Парламентская Ассамблея, он состоит из Совета Федерации (110 человек) и Совета народных представителей (547 депутатов).

Основные политические партии – «Революционно-демократический фронт эфиопских народов», «Демократическая партия сомалийцев» и «Демократическая партия народов Бенишангул-Гумуза».

Административно страна делится на 9 штатов и два самоуправляемых города (Аддис-Абеба и Дыре-Дауа).

Климат и погода

В Эфиопии три климатические зоны, в зависимости от высоты над уровнем моря. На высокогорье прохладней, а на низменности жарко. Kolla (тропическая зона) - среднегодовая температура воздуха +27С, а среднегодовое количество осадков 510 мм. Woina dega (субтропическая зона) – среднегодовая температура воздуха +22С, а среднегодовое количество осадков от 510 до 1 530 мм. Dega (холодная зона) – среднегодовая температура воздуха +16С, а среднегодовое количество осадков 1 270 мм.

Сезон дождей начинается в июне и заканчивается в сентябре. Сухой сезон – с октября по май (это лучшее время для посещения Эфиопии).

Реки и озера

Самые полноводные эфиопские реки протекают на западе страны. Это, прежде всего, река Голубой Нил, чья длина достигает 1 600 километров. На севере расположено озеро Тана, которое является источником Голубого Нила.

Культура

В Эфиопии проживает более 80 этнических групп людей, каждая из которых имеет свой собственный язык, культуру и традиции. В этой стране мужчины и женщины имеют четко распределенные роли в обществе. Традиционно мужчины отвечают за представление семьи вне дома, а женщины ответственны за всю домашнюю работу и за детей.

Эфиопские родители чаще более строги к своим дочерям, чем к сыновьям. Вообще, у мужчин больше свободы, чем у женщин. Тем не менее, с течением времени роли мужчин и женщин даже в таком традиционном обществе как эфиопское постепенно меняются.

В Эфиопии до сих пор можно встретить племена, которые не носят вообще никакой одежды. Люди в этих племенах просто украшают свои тела татуировками.

Кухня

Эфиопская кухня уникальна даже для Африки, она развивалась в отрыве от кулинарных традиций других африканских стран. Следует отметить, что эфиопы по религиозным причинам не едят свинину.

Традиционное эфиопское блюдо – «wat», представляющее собой горячее пряное тушеное мясо с большим тонким блином (лепешкой) «injera». Существует очень много разновидностей «wat» (с курицей, бараниной, говядиной, овощами, чечевицей, горохом). Часто это блюдо подают с острыми специями, называемыми «berbere».

«Berbere» изготавливают из сушеного острого красного перца, зелени, специй, сушеного лука, чеснока и соли. Обычно «wat» кладут на «berbere». Это блюдо, впрочем, как и многие другие, эфиопы едят руками.

Также рекомендуем попробовать «Asa wat» (тушеная рыба), «Doro wat» (тушеная курица), «Enkulal» (омлет с перцем и помидорами), «Kai wat» (очень острая говядина, или мясо козы или барана), «Messer» (чечевица карри), «Shiro» (пюре из нута), «Tere sega» (сырое мясо, считается деликатесом), «Tibs» (жареная баранина с чесноком и овощами).

Традиционный безалкогольный напиток – «bunna» (кофе) Приготовление «bunna» в Эфиопии очень уникально, и поэтому этот процесс называют «кофейная церемония».

Традиционные алкогольные напитки - «tella» (эфиопское ячменное пиво), «tej» (алкогольный напиток на основе брожения меда) и «kaitaka» (крепкий алкогольный зерновой напиток).

Достопримечательности Эфиопии

В Эфиопии есть много интересных достопримечательностей. Можно сказать даже, что путешествие к какой-либо достопримечательности еще интересней, чем она сама по себе.

В Аддис-Абебе рекомендуем обязательно побывать в Национальном музее, где представлена огромная коллекция предметов, рассказывающих о многовековой истории Эфиопии. Также не забудьте увидеть в эфиопской столице крупнейший африканский рынок «Меркато», дворец императора Менелика II, Археологический музей и коптский храм Св. Георгия, построенный в 1896 году в честь победы над итальянскими колонизаторами.

Большой интерес у туристов вызывает средневековый город Лалибэла, в котором до наших дней сохранилось 11 скальных храмов.

На севере страны находится огромный гранитный Аксумский обелиск, построенный в III веке н.э. Его масса составляет 160 тонн. В конце 1930-х годов итальянцы вывезли из Эфиопии этот исторический памятник, а вернули его только в начале XX века.

Города и курорты

Самые большие города – Аддис-Абеба (более 3 млн. человек), Дыре-Дауа (более 355 тыс. человек), Назреет (более 300 тыс. человек), Гондэр (250 тыс. человек) и Мэкэле (220 тыс. человек).

Большинство туристов приезжают в Эфиопию, чтобы увидеть достопримечательности этой страны, посмотреть на ее города, познакомиться с обычаями местных жителей и с уникальной местной природой.

Сувениры/покупки

В качестве сувениров из Эфиопии привозят изделия народных промыслов, вышитые мягкие игрушки (чаще всего носорогов и верблюдов), традиционные эфиопские ножи с ножнами из кожи, ювелирные украшения, эфиопское кофе в зернах.

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Чт: 08:00-15:00
Пт: 08:00-11:00 и 13:30-15:00
Сб: 08:30-11:00

Магазины:
Пн-Пт: 08:00-13:00 и 14:00-20:00
Сб: 09:00-13:00, 15:00-19:00

Виза