Всё о туринской плащанице. Туринская плащаница: реликвия или подделка

Туринской плащанице посвящен не один том специальных исследований, проведен не один анализ – и все равно ученые даже наполовину не приблизились к разгадке таинственного артефакта.

История открытия

Впервые о плащанице заговорили в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни (город Лира, Франция) предъявил христианскому миру плащаницу, которая хранилась в его семье не одно поколение. Разумеется, появление реликвии вызвало немало толков среди ученых и религиозных деятелей – а является ли реликвия настоящей? Сомнения были вполне уместны, так как в то время развилась бурная деятельность по фальсификации христианских реликвий – мощей святых или обломков святого Креста.

Специалисты, приехавшие из Ватикана, после долгих дискуссий и размышлений объявили плащаницу «обычным рисунком, не имеющим христианской ценности».

Вторым владельцем «туринского чуда» стал герцог Савойский, когда в 1452 году Маргарита, внучка графа де Шарни, обратилась к нему с предложением покупки реликвии. Долгое время ценное полотнище хранилось в семье герцога, пока в 1983 году один из потомков не подарил святыню Ватикану. С тех пор плащаница хранится в Турине, и единственным владельцем ее является Ватикан .

Описание достопримечательности

Туринская плащаница представляет собой кусок льняной ткани размером около метра в ширину и более четырех метров в длину . На ткани имеется два негативных симметричных друг другу изображения мужчины в полный рост.

На этом фото изображен лик Христа с туринской плащаницы:

Половина изображения – это образ мужчины со сложенными на груди руками, второе – такое же изображение мужчины со спины. Причем образ довольно детальный : можно рассмотреть черты лица, пальцы, бороду, множественные раны.

При ближайшем рассмотрении можно разглядеть даже царапины и капли крови . Отчетливо видна рваная рана между 5 и 6 ребрами, оставленная копьем, а также множественные раны на теле (следы от удара плетью – а плети в то время были с металлическими кусочками на концах воловьих жил).

Овеянная легендами…

Библейские сказания гласят о том, что после снятия распятого Иисуса с креста один из Его учеников, Иосиф Аримафейский, уложил Его на отрез льняной ткани, чуть согнув ноги в коленях и сложив руки на груди. Вторым концом ткани Иосиф накрыл истерзанное тело сверху.

Палящее ли солнце сделало свое дело, или произошло чудо – но на своеобразном погребальном саване проступил отпечаток образа Иисуса Христа . После чудесного воскрешения Иисуса Иосиф Аримафейский забрал ткань с собой, и на этом след плащаницы теряется вплоть до Средних веков, когда граф Жоффруа явил миру чудесное изображение Христа.

Узнайте все и о других – замках, церквях, музеях и просто интересных местах.

Если вам интересна аренда машины в Италии, узнайте оформления и примерные цены на эту услугу.

Исследования

Толчком к анализу «туринского чуда» послужил снимок итальянского фотографа-любителя Секондо Пиа, который во время своего посещения в 1998 году (а тогда праздновалось 100-летие с момента начала научных исследований Плащаницы) запечатлел реликвию. На фотопленке оказался позитив снимка молодого мужчины . Получается, что «рисунок, не имеющий ценности» – это негатив изображения того, кто был когда-то завернут в это полотно?

Этот казус и послужил отправной точкой к более детальным исследованиям. Плащаницу исследовали многие: художники, химики, криминалисты, судебные эксперты, фотографы и эксперты по Библии. Если ранее использовалось лишь визуальное наблюдение, то сейчас ученым разрешили применять новейшие технологии : радиоуглеродное датирование (позволяющее определить возраст реликвии), съемку в ультрафиолетовых лучах, спектроскопию, микрофотографирование и другие методы.

Исследования показали, что пятна на полотне не оставлены каким-либо красителем, природным или искусственным (это исключило версию об изготовлении средневековым умельцем-художником). Анализы показали – на образцах присутствуют следы человеческой крови , и никакой другой краской это изображение не могло быть нанесено – попросту не существует технологий для этого.

Первоначальное исследование древней ткани было основано на образцах волокон и нитей, взятых с липкой ленты после ее прикосновения к плащанице. Проводилось микроскопическое исследование плетения нитей на ткани, которое соответствует плетению I века н.э., применяемое на Востоке.

Радиоуглеродный анализ должен был наиболее точно определить возраст находки. Но для этого нужно было отрезать от полотнища несколько кусочков , на что долго не соглашались старейшины Церкви. Наконец, согласие Папы Римского было получено, и от плащаницы отрезали несколько кусочков, которые и были исследованы разными независимыми экспертами.

Самое интересное – первоначальный результат поставил Ватикан в тупик, поскольку ткань датировали XIII-XIV веком, это и послужило основой для сомнений в подлинности плащаницы. Но позже, в 1995 году, два ученых из России – Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов – опровергли результаты , заявив – при исследовании не был учтен факт, что плащаница подверглась воздействию огня при пожаре в 1432 году.

После повторных исследований было установлено, что возраст святыни – около 2000 лет .

Скептики утверждали, что это искусно выполненная копия, сделанная средневековым художником. Но как в таком случае можно объяснить следы крови – а именно кровь была выявлена с помощью ДНК-исследований, причем мужская . И положение множественных ран, которые соответствуют библейским описаниям?

К тому же, на плащанице были выявлены следы от монет на глазницах (ими закрывали глаза умерших), пыльцу и микроорганизмы из древнего Иерусалима, частицы известняка, характерные для Мертвого моря.

Узнайте больше о Туринской плащанице, ее легенде, проводимых исследованиях и новых открытиях из видео:

Узнайте все о : как туда попасть, когда возможен прием, контакты, рекомендации по оформлению.

Как называется область Северной Италии и что там можно посмотреть? Узнайте статьи.

Где находится вулкан Этна, в чем его особенность и почему стоит на него взглянуть при посещении Италии? Все тут:

Посмотреть на плащаницу туристы могут на одной из экскурсий, в которую включено посещение собора Иоанна Предтечи. Стоимость экскурсии – от 58 евро.

В стоимость включено только посещение собора. За дополнительную плату идет аренда аудиогида, путеводителя, посещение кафе.

Продолжительность пребывания в Соборе – от 1 до 2,5 часов (в зависимости от выбранной экскурсии). Саму плащаницу лучше рассматривать с расстояния 2-х метров и более – если подойти ближе, то образ начинает терять четкие контуры и расплываться.

Более подробно познакомиться с историей Плащаницы можно в Музее Святой Плащаницы , который находится в двух минутах ходьбы от собора (улица Сан-Доменико, 28). Здесь посетители ознакомятся с разными периодами существования плащаницы, результатами и свидетельствами всех проводившихся исследований, фотографии и видеоматериалы.

Даже после многочисленных исследований Туринская плащаница не раскрывает всех своих тайн . А значит, есть еще вещи, неподвластные науке…

Вконтакте

ЧТО ТАКОЕ ПЛАЩАНИЦА

О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют все четыре канонических Евангелия. Так, в Евангелии от Марка мы читаем: Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса... Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба . Как это ни удивительно, но мы имеем веские основания полагать, что эта Плащаница, в которой Иосиф и Никодим погребли тело Христа, сохранилась до наших дней. В далеком городе Турин на севере Италии, в католическом соборе, высоко над алтарем, защищенная пуленепробиваемым стеклом и системой сигнализации, запечатанная в драгоценном ковчеге, скрытая от взоров посторонних, до недавнего времени хранилась Плащаница Спасителя, которая таинственным образом несет на себе изображение Его распятого тела.

Для беспристрастного наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. На одной половине Плащаницы - образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине - то же тело со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное, оно дано одним цветом: желтовато-коричневым разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Специальные методы наблюдения показали, что изображение совершенно правильно передает особенности анатомии человеческого тела, чего не удается достичь в изображениях, сделанных рукою художника. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Вся совокупность фактов, полученных при исследовании Плащаницы научными методами, свидетельствуют в согласии с евангельским повествованием, что образ на ней возник тогда, когда тело Иисуса Христа лежало в погребальной пещере на одной половине Плащаницы, а другая половина, обернутая через голову, покрывала Его тело сверху.

"ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ"

В 1998 году в Турине торжественно отмечалось 100-летие с начала научных исследований Плащаницы. В конце прошлого века, чуть больше ста лет назад, профессиональному фотографу и благочестивому христианину Секундо Пиа впервые было разрешено сделать фотографии Туринской Плащаницы. В своих воспоминаниях об этом событии он писал, что во время обработки полученных фотографий во мраке фотолаборатории он вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Его волнению не было предела. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие. Все обстояло именно так: на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, а позитивное можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы.

Ученым несколько раз было позволено приступить к Плащанице и исследовать ее современными научными методами. Для физиков, биохимиков, криминалистов, медицинских научных экспертов Плащаница стала неким свитком, написанным на языке, понятном только для специалистов и повествующем о казни Иисуса Христа. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница "говорит" нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи были с металлическими окончаниями, как это было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится о том, что палачи возложили терновый венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ уничижения, а продолжение пыток, мы также "узнаем" от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь сильны, что они прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу Иисуса Христа. Исследуя Плащаницу, специалисты воссоздают события, о которых написано в Евангелиях, - заушение Спасителя, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения.

Не единичны случаи, когда ученый специалист, в силу своих профессиональных обязанностей приступавший к исследованию Туринской Плащаницы, приходил к выводу о ее подлинности и через это обращался к Евангелию и ко Христу. Кажется, не без Промысла Божия Плащаница Христова сохранилась до нашего рационального XX века, чтобы явиться своего рода "Пятым Евангелием" для тех, кто не может поверить, если не увидит. В 1898 году, благодаря изобретению фотографии, стало возможным преобразить смутный негативный образ на Плащанице в выразительный лик Иисуса Христа. Благодаря междисциплинарным исследованиям множества ученых мы сейчас можем сами вместе с Плащаницей стать свидетелями голгофских событий двухтысячелетней давности.

СПАСЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ

Летом 1997 года, когда мировая общественность готовилась к празднованию 100-летия начала научных исследований Плащаницы, в соборе Турина произошел страшный пожар. Помещение, где она хранилась, выгорело полностью. Однако пожарному удалось обычной кувалдой разбить пуленепробиваемое стекло: он сам говорил, что вдруг почувствовал в себе геркулесовы силы. Опоздай он на минуту, и Плащаницу не удалось бы спасти. По официальной версии причиной пожара стала неисправность проводки. А в храме была реставрация, его готовили к конгрессу, и все строительные работы в подобном месте контролировались очень тщательно. Возникла даже версия о поджоге, но доказательств этому не было никаких. Местные жители говорят, что Турин находится в некоем треугольнике, в окружении центров сатанизма.

Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века
Во-первых, в Большом дворце в храме Святой Марии Богородицы находятся следующие реликвии. Святой плат, на котором есть лик Христа, но не написанный [художником]. Его послал Христос Иисус к Авгарю, царю Эдессы, и когда увидел Авгарь царь святой лик Христа, тотчас сделался здоровым от болезни своей <...> Терновый венец, <...> плащаница и плат погребения Его <...>
Перевод с латинского Л.К.Масиэля Санчеса
Из сборника "Чудотворная икона"

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Научные исследования 1978 года ставили перед собой три задачи. Первая - выяснить природу изображения, вторая - определить происхождение пятен крови, и третья - объяснить механизм возникновения образа на Туринской Плащанице.

Исследования проводились прямо на Плащанице, однако не разрушали ее. Изучалась спектроскопия Плащаницы в широком диапазоне от инфракрасного спектра до ультрафиолета, флюоресценция в рентгеновском спектре, проводились микронаблюдения и микрофотографирования, в том числе в проходящих и отраженных лучах. Единственными объектами, взятыми для химических анализов, были мельчайшие нити, которые оставались на липкой ленте после ее прикосновения к Плащанице.

Результаты прямых научных исследований Туринской Плащаницы можно суммировать следующим образом. Во-первых, было обнаружено, что образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей. Это полностью исключает возможность участия художника в его создании. Изменение цвета образа вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы. Спектроскопия ткани в области лика практически совпадает со спектроскопией ткани в местах ее повреждения от пожара 1532 года. Весь комплекс полученных данных говорит о том, что химические изменения в структуре ткани произошли вследствие реакций дегидратации, окисления и разложения.

Во-вторых, физические и химические исследования подтвердили, что пятна на Плащанице - кровяные. Спектроскопия этих пятен кардинально отличается от спектроскопии в области лика. На микрофотографиях заметно, что следы крови остались на Плащанице в виде отдельных капель, в отличие от однородного изменения цвета ткани в районе образа. Кровь проникает вглубь ткани, тогда как изменения ткани за счет возникновения на ней образа происходят лишь в тонком поверхностном слое Плащаницы.

Еще одна замечательная деталь, которую открыли исследователи 1978 года. Было доказано, что пятна крови появились на Плащанице до возникновения на ней образа. В тех местах, где оставалась кровь, она как бы экранировала ткань от изменения ее химической структуры. Более изощренные, но менее надежные химические исследования доказывают, что кровь была человеческой, а ее группа АБ. На фотографиях Плащаницы следы крови по цвету кажутся очень похожими на сам образ, но при использовании научных методов открывается их совершенно иная природа.

В-третьих, уже в исследованиях 1973 года были получены интересные результаты о наличии на Плащанице пыльцы различных растений. Исследования микронитей позволили обнаружить на них пыльцу растений, характерных только для Палестины, Турции и Центральной Европы, то есть как раз тех стран, где, как предполагалось, проходил исторический путь Плащаницы. Так естественнонаучные исследования смыкаются с исследованиями историков.

Что касается обнаружения на Плащанице следов монет и других предметов, то я сознательно обхожу эту тему. Следует сказать, что автором гипотезы о наличии монет на глазах Человека, изображенного на Плащанице, был д-р Джексон. Он сделал это предположение для объяснения увеличенной формы глаз. Позже Джексон отказался от своей гипотезы, но горячие энтузиасты при большом желании и больших преувеличениях начали видеть то, чего, по-видимому, не существует.

Четвертое важное открытие связано опять с именем д-ра Джексона. В свое время, будучи военным летчиком и физиком-оптиком, он применил для исследования Плащаницы компьютерные программы, разработанные для аназиза аэрофотоснимков с целью восстановления по ним трехмерных форм объектов. Работая с моделью Плащаницы, он экспериментально измерил на добровольцах расстояние между Плащаницей и человеческим телом, а полученные данные сравнил с фотографиями Туринской Плащаницы.

В результате этих исследований он обнаружил, что интенсивность цвета на Плащанице находится в простой функциональной зависимости от расстояния между ней и поверхностью тела. Таким образом, утверждение, что на Плащанице мы имеем негатив, есть лишь первое приближение к истине. Говоря точнее, на Плащанице языком интенсивности цвета передано расстояние между телом и Плащаницей. Зная эту зависимость, Джексону удалось по Плащанице восстановить трехмерную форму человеческого тела. До исследований 1978 года открытие Джексона было сильным аргументом против предположения о рукотворной природе образа на Туринской Плащанице.

Прямые научные исследования Туринской Плащаницы смогли дать ответ на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако попытки объяснить механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями.

ГИПОТЕЗЫ И ДОГАДКИ

Плащаница была свидетелем не только распятия Иисуса Христа, но и Его Воскресения. По прошествии субботы ученики и апостолы увидели воскресшего Иисуса Христа, но в запечатанной пещере с Ним была только Плащаница, которая одна лишь "видела", как Воскресение произошло. Тщательное исследование ткани Плащаницы показало, что образ на ней не является результатом добавленных каких-либо красящих веществ. Характерный желтовато-коричневый цвет образа на Плащанице является следствием химического изменения молекул ткани. Такое изменение химической структуры ткани может происходить при ее нагревании или при воздействии на нее излучением различной природы в широком диапазоне энергий от ультрафиалета до среднего рентгена. Измеряя степень насыщенности цвета (потемнения) на Плащанице, ученые обнаружили, что она зависит от расстояния между тканью и телом, которое оно покрывало. Таким образом считать, что на Плащанице имеется негативное изображение - это первое приближение к истине. Говоря более строго: на Плащанице языком интенсивности цвета (потемнения) передается расстояние между ней и телом, которое оно покрывало.

По-видимому, первая гипотеза о возможном механизме возникновения образа на Плащанице датируется десятым веком и принадлежит она архидиакону Григорию из храма Святой Софии в Константинополе. Тогда, до разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Св. Плащаница хранилась в Восточной Православной Церкви. Архидиакон Григорий сделал предположение, что нерукотворный образ возник, буквально, "из-за испарины смерти на лице Спасителя". Современные ученые в модельных экспериментах и теоретических расчетах, а также путем компьютерного моделирования исследовали все гипотезы о возможных процессах, которые могли бы вызвать изменение химической структуры ткани Плащаницы и тем самым создать на ней образ. Однако данных, полученных в исследованиях Плащаницы, оказалось достаточно для опровержения всех предложенных гипотез.

Предлагаемые гипотезы можно разбить на четыре класса: Плащаница - произведение кисти художника, образ на Плащанице - результат прямого контакта с объектом, образ на Плащанице - результат диффузионных процессов, образ на Плащанице - результат радиационных процессов. Эти гипотезы были подвергнуты теоретическому и экспериментальному исследованиям. Было показано, что контактные механизмы и рука художника могут передать тонкие детали объекта, но они не способны создать образ, который интенсивностью потемнения передавал бы расстояние между тканью и объектом. С другой стороны, диффузионные и радиационные процессы, с учетом поглощения в среде, могут создать образы, которые несут в себе информацию о плавно изменяющемся расстоянии между объектом и тканью, но они не способны создать образы, обладающие нужным разрешением, т.е. высокой степенью в передаче деталей, какую мы находим в изображении на Плащанице.

Образ на Плащанице обладает характеристиками, которые в совокупности не могут быть одновременно объяснены ни одной из предлагавшихся до сих пор гипотез, и для объяснения возникновения образа на Плащанице нам необходимо обратиться от старой к "новой физике".

Во всех ранее предлагаемых гипотезах предполагалось, что фактор, оказавший воздействие на ткань Плащаницы, был естественной природы. При этом одни ученые считали, что и его источник также естественной природы. Другие же, напротив, считали, что этот естественный фактор был следствием другого сверхъестественного события - Воскресения Иисуса Христа. Проведенные исследования недвусмысленно подводят нас к мысли о том, что и сам этот неизвестный фактор не был естественной природы, то есть он не подчинялся законам физики - законам диффузии или законам распространения света. По-видимому, этот неизвестный фактор был некой энергией прямого действия Бога. В момент Воскресения эта энергия наполнила тело Иисуса Христа, выступая за его границы, или окружило Его тело, повторяя его форму. Эта энергия Божьего действия, возможно, была подобной той, в которой являлась сила Божия, как мы читаем об этом в Ветхом Завете. Когда Бог выводил народ израильский из плена египетского, Он шел пред ним в столпе огненном. Когда Илия был вознесен на небо, Елисей увидел как бы огненную колесницу, которая подхватила Илию и понесла его. Плащаница, по-видимому, "говорит" нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, которое оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани Плащаницы. Таким образом, на Плащанице запечатлено не только тело Иисуса Христа, распятого и умершего на кресте, но Его Тело по Воскресении.

ПРОБЛЕМЫ ДАТИРОВКИ

Другой неразрешимой проблемой, которая встала перед учеными, стала датировка Плащаницы с помощью радиоуглеродного метода XIV веком. Для объяснения результатов датирования предложили гипотезу об изменении изотопного состава углерода в ткани Плащаницы в результате ядерных реакций, вызванных жестким излучением неизвестной природы. Однако ядерные реакции начинают происходить при столь высоких энергиях, при которых ткань Плащаницы становится совершенно прозрачной, и таким излучением невозможно будет объяснить возникновение изображения в тонком поверхностном слое толщиной порядка 10 микрон.

Тогда было предложено другое объяснение. Изменение изотопного состава углерода в Плащанице возникло за счет химического присоединения более "молодого" углерода из атмосферы молекулами целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы.

Это могло произойти в 1532 году, когда Плащаница сильно пострадала от пожара в соборе французского города Шамбэри. Серебряный ковчег, где она хранилась, расплавился, помещение храма было сильно задымлено - и в этих условиях Плащаница находилась несколько часов. Д-р Джексон сделал Лаборатории по исследованию биополимеров в Москве (руководитель - д-р Дмитрий Кузнецов) заказ на проведение экспериментальных исследований по изучению химического присоединения углерода из атмосферы молекулами целлюлозы. В 1993-1994 годах эти исследования были проведены. Они показали, что целлюлоза в условиях пожара 1532 года действительно химически присоединяет углерод из атмосферы. Мировая общественность вышла из состояния шока от недавних результатов датирования Плащаницы XIV веком. Однако вскоре опыты показали, что величина присоединяемого углерода составляет всего 10-20% от того количества, которое могло бы изменить датировку с XIV века на I век.

На возникшие трудности легко было бы ответить, что изображение на Плащанице возникло чудесным образом и поэтому к нему неприменимы естественнонаучные методы исследования. Да, чудо и воля Божия здесь несомненно присутствуют. Но если бы изображение на Плащанице возникло просто для создания лика Иисуса Христа, то следовало бы ожидать бoльшего сходства с цветным портретом, чем с монохромным негативом. Более естественно предположить, что образ на Плащанице возник хотя и не без промысла Божия, но все же как следствие другого чуда, а именно Воскресения Господня. В момент Воскресения произошли чудесные события, вызвавшие за собой процессы, которые далее развивались естественным образом по законам природы. Естественнонаучные методы исследований, конечно, не могут объяснить чуда, но они могут указать на то, что причиной того или иного события было чудо.

Александр Беляков

Раскрыт феномен Туринской плащаницы. Было ли завернуто в нее тело Христа после смерти?

Ученые, отрицающие сам факт существования Бога, порой сталкиваются с загадками, которым наука не в состоянии найти объяснение. Для скептиков, уверенных в том, что – всего лишь регулярно повторяющийся удар молнии, самым мистическим христианским феноменом остается Туринская плащаница. Действительно ли на ней отпечатался лик Создателя или история о ней – красивая сказка на библейскую тематику?

История плащаницы

О Плащанице упомянуто во всех четырех книгах Евангелия. В книгах от Матфея, Марка, Луки и Иоанна с небольшими разночтениями сказано о четырехметровом полотне изо льна, в которое Иосиф завернул тело Иисуса Христа после того, как его сняли с распятия. После чудесного воскресения Христа в гробу нашли этот же кусок ткани. На нем едва различим отпечаток мужского силуэта с ранами в области ступней, головы, рук и груди.

«Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился»

Первые подозрения в том, что история о плащанице – не больше, чем фантазия, были спровоцированы церковной модой в Византии XI века. У тамошних священников стали пользоваться популярностью алтарные покровы с изображением Христа – по сути, копии, того самого погребального савана. В каждой церкви Константинополя можно было найти несколько таких покровов.


Впервые об оригинале Туринской плащаницы в истории становится известно в 1353 году. Французский рыцарь Жоффруа де Шарни в своем имении под Парижем выставляет плащаницу для поклонения, охотно показывая ее всем желающим и рассказывая историю полотна. В 1345 он участвовал в походе против турецкого ига, где в бою ему удалось заполучить в свои руки христианскую святыню. Находку Жоффруа оценило королевское семейство: на их деньги вокруг плащаницы возвели церковь и наладили паломничество к ней.

Шарни удалось быстро разбогатеть и передать плащаницу потомкам, когда в поместье вторглись англичане. Те вывезли ее в Швейцарию и выгодно продали Савойским герцогам. Благородное семейство пригласило на экспертизу плащаницы специалистов из Ватикана. их вердикт был таким:

«Обычный рисунок, не имеющий ценности.»

В 1983 году плащаницу герцоги передали в Турин – ее владельцем стал Ватикан, много лет назад считавший ее бесполезным лоскутом ткани.


Шокирующие результаты исследования плащаницы

Итак, святыня представляет собой льняное полотнище с двумя мужскими образами. Криминалисты считают, что завернутый в нее человек стал жертвой насильственной смерти, перед которой его пытали бичеванием. На одной половине – его лик со сложенными руками и лежащими вместе ногами. На другой – спина того же человека с кровоподтеками. Проведенные ими исследования подтвердили, что отпечаток на ткани появился тогда, когда мертвое тело завернули в нее.

Версия криминалистов заставила извлечь из пыльной библиотеки Ватикана записи о случае, произошедшем в конце XIX века. Фотограф Секондо Пиа сделал несколько снимков, а при проявлении негатива увидел четкий отпечаток Иисуса Христа. Причем, на ней незначительные нюансы лика были более заметны, чем на самой ткани.


«Во время работы с негативами пленки во мраке фотолаборатории я вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. С тех пор волнению не было предела. Я всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие. Все обстояло именно так: на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, а позитивное можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы»

Удалось ли скептикам доказать обратное?

В 1988 году зафиксирован единственный в истории случай, когда Рим разрешил отрезать небольшой кусочек плащаницы для экспертизы. Его разделили на три части и отправили в разные концы света: в Аризонский университет США, Политехнический институт в швейцарском Цюрихе и Оксфордский университет Великобритании. Ученые сошлись во мнении, что ткань была создана в промежутке между 1275 и 1381 годами. Диагональный способ ее плетения, по их мнению, подтверждает невозможность ее создания в древние времена – этот метод изобрели в Средние века. Они были непоколебимы в результатах диагностики, ведь для нее использовались новейшие технологии: ультрафиолетовое сканирование, спектроскопирование и радиоуглеводное датирование.


Необъяснимые события, связанные с Туринской плащаницей

Усомниться в точности современной техники заставляют рассуждения историков и археологов. Пока научные приборы доказывали, что плащаница сделана из хлопка, ученые упустили важное свойство этой ткани. Хлопок подвержен гниению, поэтому ткань с отпечатком просто бы не дожила до наших дней – в отличие от льна. Все ткани, созданные в Средние Века были смесовыми: в них добавляли шерсть или хлопок. Имело ли смысл фальсификаторам изготавливать особый ткацкий станок для плетения из 100% льна?

Плащаницу можно назвать «Пятым Евангелием» хотя бы потому, что анализ подтверждает, что следы на ней – это пятна человеческой крови. В области лба заметны отпечатки струй сосудистой крови. Они могли возникнуть от тернового венца: шипы его врезались в кожу, прокололи ее и вызвали обильное кровотечение. Кровь смешана с древними микроорганизмами и пыльцой растений, которые произрастают исключительно на территории Палестины, Турции и Центральной Европы.


То, что образ представляется в желто-коричневых тонах, объясняется удивительной гипотезой. Подобную окраску придать ткани может только химическая деформация молекул ткани, возникающая при нагревании или прохождении ультрафиолетового излучения. Это лишний раз подтверждает тот факт, что Туринская плащаница стала свидетелем не только смерти, но и воскрешения Иисуса.

В 1997 году плащаница доказала свою сакральную силу. Во время подготовки к празднованию 100-летия со дня первого научного изучения Туринской святыни случился серьезный пожар. Один из пожарных почувствовал в себе невероятный прилив сил. У него получилось без особых усилий разбить огнеупорное и пуленепробиваемое стекло саркофага с тканью, что неподвластно обычному человеку. Как еще можно назвать это событие, если не чудом Туринской плащаницы?

Уже более ста лет прошло с того дня, когда итальянский фотограф Секондо Пиа сделал первые фотографии Туринской плащаницы. О методах и результатах исследований этой святыни и о научной честности верующих ученых мы спросили у директора Российского центра Туринской плащаницы физика Александра БЕЛЯКОВА.



Лик на Плащанице («негатив») и на фото («позитив»)



Туринская плащаница представляет собой льняное полотно золотисто-коричневого цвета длиной 437 и шириной 111 см, на котором отпечаталось изображение завернутого в нее тела человека. Уже более 100 лет никто из ее исследователей не может сказать, каким образом отпечатки появились на ткани. По мнению христиан, эта та самая Плащаница, которой было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа. На Плащанице имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. На одной половине Плащаницы — образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине — то же тело со спины. На ткани есть следы кровоподтеков на голове, следы крови на запястьях и ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Историки и патологоанатомы пришли к заключению, что человек на Туринской плащанице был распят по древнеримским обычаям. Образ на Плащанице не яркий, но достаточно детальный, золотисто-желтого цвета разной степени насыщенности. Различимы черты лица, борода, волосы, губы, пальцы. Специальные исследования показали, что изображение совершенно правильно передает особенности анатомии человеческого тела, чего не удается достичь в изображениях, сделанных рукою художника. По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. Историкам в последние годы удалось проследить ее путь по Среднему Востоку, обнаружить упоминание о ней при разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 году. Возможно, в Европу она была вывезена рыцарями во время крестовых походов. С XVII века находится в итальянском городе Турин. В 1898 году археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Плащаницу и обнаружил, что изображение на ткани похоже на негатив. Открытие Пиа произвело ошеломляющее впечатление. Оказавшееся позитивным негативное воспроизведение позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. С этого времени исследованием Плащаницы занялись ученые. Рассматривались четыре гипотезы происхождения Плащаницы: Плащаница — произведение кисти художника, образ на Плащанице — результат прямого контакта с объектом, образ на Плащанице — результат диффузионных процессов, образ на Плащанице — результат радиационных процессов. Эти гипотезы были подвергнуты теоретическому и экспериментальному исследованиям. Ученые пришли к выводу, что образ на Плащанице обладает характеристиками, которые в совокупности не могут быть одновременно объяснены как ни одной из предлагавшихся до сих пор гипотез, так и вообще никаким естественным способом.

Только факты Плащаницу открывали для научных исследований только один раз — в 1978 году (не считая тех случаев, когда ученые давали свои рекомендации о методах ее хранения), все остальное время гипотезы строились на исследовании фотографических изображений. Сорок ученых различных специальностей (физики, математики, биохимики, биологи, эксперты по криминалистке и медицине), объединенные в международную группу, на протяжении пяти суток, или 120 часов, сменяя друг друга и используя самую совершенную технику, исследовали Плащаницу. Ученые поставили перед собой три задачи. Первая — выяснить природу изображения, вторая — определить происхождение пятен крови, и третья — объяснить механизм возникновения образа. Исследования проводились прямо на Плащанице, однако неразрушительными методами (как, например, радиоуглеродный способ, когда объект исследований сжигают). Для химических анализов брали только мельчайшие нити, которые оставались на липкой ленте после ее прикосновения к Плащанице. Результаты научных исследований в 1978 году показали: во-первых, образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей. Это полностью исключает возможность участия художника в его создании. Изменение цвета вызвано химическим изменением ткани, возможно, ожогом. Во-вторых, физические и химические исследования подтвердили, что пятна – кровяные, и появились они раньше, чем основной образ. Кровь проникла глубоко в ткань, а образ «написан» лишь в тонком поверхностном слое. В-третьих, на ткани обнаружили частицы пыльцы различных растений, характерных только для Палестины, Турции и Центральной Европы, то есть как раз тех стран, где, как предполагается, побывала Плащаница. Четвертое важное открытие показало, что интенсивность цвета на ней зависит от расстояния между Плащаницей и телом в момент появления образа. Говоря проще, на Плащанице передана трехмерная форма человеческого тела, а не только негативное изображение. Итак, за отпущенные 120 часов непрерывной работы ученые получили ответы на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако объяснить механизм возникновения образа не удалось.

Необъяснимое изображение

Самая первая гипотеза о том, как появился образ, относится к X веку и принадлежит архидиакону Григорию из храма Святой Софии в Константинополе. До разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году Плащаница хранилась в Восточной Православной Церкви. Архидиакон Григорий сделал предположение, что нерукотворный образ возник из-за испарины смерти на лице Спасителя. Современные ученые экспериментально и при помощи компьютерных моделей исследовали все гипотезы о том, что могло бы вызвать изменение химической структуры ткани Плащаницы и тем самым создать на ней образ. Однако данных, полученных в исследованиях 1978 года, оказалось достаточно для опровержения всех имевшихся гипотез. Возникла целая наука — синдология (от греческого синдон — плащаница). Согласно одной из гипотез негативное изображение на Плащанице появилось от сильного потока света, когда обычная ткань сама стала как бы «фотопленкой». Но даже в условиях современных лабораторий не удалось воспроизвести ничего подобного. Некоторые ученые утверждали, что для получения такого изображения необходим больший поток света, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом и сама ткань должна была сгореть. Проведенные исследования недвусмысленно привели ученых к мысли о том, что этот поток света не был естественной природы, то есть он не подчинялся законам физики — законам диффузии или законам распространения света. Такой «неизвестный свет» вполне мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных воскресению Христа, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося». В момент воскресения произошли чудесные события, вызвавшие процессы, которые далее развивались естественным образом по законам природы. Естественнонаучные методы исследований, конечно, не могут объяснить чуда, но они могут в конечном итоге указать на то, что причиной того или иного события было чудо.

Единая картина

И тем не менее наука не может доказать, подлинная ли это Плащаница Иисуса Христа. Если окажется, что ткань действительно датируется XIV веком, можно считать доказанным, что она не подлинная. Но как докажешь обратное? Кто знает физику воскресения? Если выяснится, что это не Плащаница Иисуса Христа, — всем верующим ученым, и мне в их числе, придется с этим смириться. Хотя чем больше я узнаю о Плащанице, тем менее вероятной мне кажется версия о рукотворном образе на этом полотне.
Аргументов «за подлинность» много. Данные, полученные в результате исследования Плащаницы, раскрывают все новые подробности известных из Евангелия событий. В совокупности все аргументы «за» создают целостную картину происходившего, но ни один из них не является решающим. Например, известно, что на Плащанице есть два изображения: контуры одного «написаны» кровью, другое появилось в результате ожога. Оба они свидетельствуют о том, что человек, изображенный на Плащанице, был наказан дважды. Перед распятием он был подвергнут бичеванию настолько жестокому, что мог умереть от ударов и потери крови. Вероятно, этим наказанием сначала хотели ограничиться, и предполагалось, что этот человек будет отпущен, но затем его все же распяли на кресте. В Евангелии от Луки так описываются похожие события: «Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, Сказал им: <…> я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; <…> Итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему!..» (Лк. 23, 13-18). Можно предположить, что человек с Плащаницы и есть дважды наказанный Иисус Христос.
В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница говорит нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а ремни их бичей имели на концах специально привязанные костяшки, как это было принято в римской армии. Ударов было гораздо более сорока, и их следы покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится о том, что палачи возложили терновый венец на голову Иисуса Христа, но то, что это был не только способ уничижения, а продолжение пыток, мы также узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь велики, что они прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу. Исследуя Плащаницу, специалисты воссоздают события, о которых написано в Евангелиях: заушение Иисуса Христа, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения. По направлениям струек крови из ран от гвоздей, вонзенных в запястья и в ступни ног, специалисты могут даже воссоздать положение тела Иисуса Христа на кресте. Плащаница свидетельствует о голгофских страданиях Иисуса Христа, и для исследователей евангельские события становятся почти осязаемыми.

Единственный аргумент

Таких совпадений, свидетельствующих о том, что это именно та самая Плащаница, в которую при погребении было завернуто тело Иисуса Христа, много, а аргумент «против» только один, но очень сильный. Это датировка Плащаницы XIV веком при помощи радиоуглеродного метода. В 1988 году было позволено отрезать от нее кусок ткани размером около семи квадратных сантиметров. Его разделили еще на три части и отдали исследователям. Все три независимые лаборатории пришли к одинаковому результату: Плащаница была изготовлена в XIV веке, то есть не является подлинной Плащаницей Иисуса Христа. Результаты этого эксперимента стали очень серьезным ударом по доверию к Плащанице. В исследованиях наступил кризис. Ситуация усугублялась еще и тем, что именно с XIV века удается документированно проследить исторический путь Плащаницы в Европе. Результат датировки противоречит всем остальным фактам, полученным во время исследования Плащаницы! Поэтому было предложено несколько гипотез, объясняющих ошибку радиоуглеродного анализа, но все равно трудно поверить, что ошиблись одновременно все участники эксперимента. Скорее всего, разгадка в том, что Плащаницу датировать радиоуглеродным методом нельзя. То есть в разных частях полотна этот метод может показать разные результаты. Одна ниточка будет датироваться первым веком, другая четырнадцатым, а третья двадцать пятым. Сейчас мы разработали проект исследований, который поможет доказать или опровергнуть нашу гипотезу. Надеемся, что итальянцы пойдут нам навстречу и откроют Плащаницу для ученых еще раз.



Во время пожара в 1532г. Плащаница хранилась свернутой в серебряном ковчеге. Капли раскаленного олова, которым были припаяны серебряные части, прожгли ткань. Разводы на ней остались после попыток потушить загоревшееся полотно водой. На рисунке показан процесс образования отверстий и разводов на Плащанице

«Радиоуглеродный анализ не бесспорен»- так считают в Международном центре изучения Туринской плащаницы. Везде, где содержится углерод, он представлен в трех изотопах: С-12, С-13 и C-14. Их соотношение известно, но С-14 со временем распадается. Зная скорость распада, можно определить время. Однако для образцов с возрастом менее 2000 лет велика вероятность ошибки, т.к. «новые» горючие материалы – уголь и нефть, в которых почти нет С-14 — «разбавляют» его содержание в образцах. Далее, плащаница не раз подвергалась внешним воздействиям: обгорала при пожаре, вываривалась в масле, долго лежала в серебряной раке, а серебро – сильный катализатор. Это тоже могло вызвать эффект ее «углеродного омоложения». Наконец, полоску ткани для анализа вырезали из так называемой боковой полосы, а не из той части плащаницы, на которой отобразилось Тело Спасителя. Не исключено, что боковая полоса была пришита к основной части плащаницы позже евангельских событий.

Паломничество в Турин — через 18 лет
С 2000 года доступ к хранящейся в Турине Плащанице был закрыт на 25 лет. Дмитрий ВЛАСОВ, главный редактор агентства религиозной информации «Благовест-инфо», организовывал паломническую поездку в Турин cемь лет назад, когда Плащаница последний раз была открыта для поклонения верующих:

— В юности я много читал о Туринской плащанице, ее история повлияла на мое воцерковление. Поэтому когда в 1991 году я впервые оказался в Турине, я отправился в собор Иоанна Крестителя, где она хранится. Но оказалось, что сама Плащаница недоступна даже для взгляда, лежит свернутая в специальном ковчеге под семью замками. Вся историческая информация о ней была распечатана на специальном стенде, рядом с ним висела точная фотокопия полотна в полный размер.



Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится Плащаница

В 1998 году я узнал, что к столетию со дня появления знаменитых фотографий Секондо Пиа Туринскую плащаницу откроют для паломников. Итальянцы сделали тогда очень удобный сайт, где можно было найти всю необходимую информацию для поездки и записаться в очередь. Плащаницу открывают всего несколько раз в столетие, обычно к каким-нибудь торжествам или юбилеям, как это принято у католиков. Причем открывают не на один день, а на несколько месяцев, чтобы все желающие успели посмотреть. Чтобы окупить поездку, я решил собрать группу. Почитателей Плащаницы нашлось очень много, набрался целый двухэтажный автобус, шестьдесят человек. Когда мы наконец добрались до собора Иоанна Крестителя в Турине и стали искать на маленьких итальянских улочках парковку для нашего огромного автобуса, меня поразили итальянцы: «Ставьте, ставьте прямо здесь!» — советовали нам прохожие. «А что скажет полиция?» Итальянцы замахали руками: «А что они могут сказать?! Русские паломники проехали три тысячи километров, чтобы поклониться Туринской плащанице! И вы думаете, они будут как-то возражать?»


Раньше Плащаница хранилась в стеклянном ковчеге свернутой (вверху). Сейчас она находится в особом контейнере, где хранится развернутой во всю длинну. В нем Плащаницу и выставляют для поклонения верующих (внизу)

Плащаница висела высоко над алтарем собора в специальном бронированном шкафу, одна из стенок которого была стеклянная. Этот шкаф сделан особым образом, он постоянно раскачивается, и через него пропускают инертный газ: ученые утверждают, что это позволит лучше сохранить древнее полотно Плащаницы. Так что приложиться к Плащанице все-таки нельзя — но хотя бы увидеть своими глазами!

ВоздУх или плащаница?


Все православные знают прекрасные предпасхальные службы Выноса и Погребения Плащаницы. Что общего у наших Плащаниц с Туринской? Когда и как возник обычай использовать плащаницу на богослужениях? Об этом рассказывает Ольга ДРОЗДОВА, автор исследования «Иконография оплакивания и погребения Христа в лицевом шитье».

После воскресения Христова апостол Петр и Иоанн Богослов обнаружили во гробе «лежащие пелены» (Ин. 20, 5). Они с благоговением взяли их и хранили как великую святыню. В христианском богослужении, неразрывно связанном с воспоминанием о смерти Господней (1Кор.11:26), уже в глубокой древности присутствовали богослужебные ткани, символизировавшие Святую Плащаницу. Если поначалу это был распростираемый на престоле льняной илитон, то впоследствии символом Плащаницы Господней стал так называемый воздух (большой четырехугольный плат, которым покрывают Святые Дары в определенные моменты литургии). Концом XIII — началом XIV века датируются самые ранние из сохранившихся воздухов с вышитым изображением умершего Спасителя. В XIV-XVI вв. такие воздухи постепенно появляются во многих крупных монастырях и кафедральных соборах, но отнюдь не повсеместно. Вероятно, подобные воздухи использовали только один раз в году – на литургии Великой субботы. Наличие текстов утрени Великой субботы на некоторых воздухах XIV-XV веков наводит на предположение об их использовании и на этом богослужении. Судя по соборным чиновникам и монастырским уставам XVI века, после Великого Славословия такой воздух-Плащаницу несли вместе с Евангелием, а затем торжественно вносили в алтарь и полагали поверх Евангелия на Престоле. Затем появился обычай при пении Трисвятого обносить воздух-Плащаницу крестным ходом вокруг храма. Поначалу к воздуху-Плащанице прикладывался только игумен монастыря, но со временем ее стали выкладывать для целования братией в центре храма на специальном столе. То есть развитие чина выноса и поклонения плащанице Господней происходило постепенно. С XVII века воздух (по-прежнему символизирующий на каждой литургии Св. Плащаницу) и т.н. Господская плащаница, как принадлежность Страстного богослужения, становятся двумя функционально разными предметами. Вне периода богослужебного использования Господская плащаница во многих храмах покоится на специальном возвышении, так называемом Гробе Господнем. Хотя существует много иконографических типов Господской плащаницы, все они, если не в изобразительных подробностях, то программно, восходят к нерукотворному образу Иисуса Христа на Его Святой Плащанице, известной теперь как Туринская. Более того, один из самых ранних сохранившихся шитых воздухов — воздух короля Уроша Милутина, созданный в конце XIII или начале XIV века, — является в буквальном смысле слова вышитой иконой Плащаницы Господа. Интересно, что сама Святая Плащаница после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году исчезла, и художники не могли скопировать ее буквально. Но если сопоставить изображения на Милутиновском воздухе и на Туринской плащанице, то становится ясно, что Святая Плащаница Господня всегда особо почиталась верующими и, даже несмотря на свое физическое отсутствие, была у художников «перед глазами».

Подговила Екатерина СТЕПАНОВА

Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.

Образ на Туринской Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом - желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Туринской Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку - большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Фотография плащаницы в ультрафиолетовых лучах

Считается, что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Туринской Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

Кусок льняной ткани христиане называют «Пятым Евангелием» – ведь на нем, словно на фотографии, удивительным образом отпечатались лик и тело Христа. Запечатлелась каждая из многих ран Иисуса, каждая капелька пролитой во спасение человечества крови!

– Это послание, которому уже почти две тысячи лет, зримо свидетельствует – все, что написано в Евангелии, правда! – говорит директор Российского центра Туринской плащаницы физик Александр Беляков. – Оно несет людям благую весть о Спасителе, о победе над смертью…

…Что только не делали воинствующие атеисты, пытаясь объявить уникальную реликвию подделкой! Тупо твердили, мол, это всего лишь рисунок художника. Экспертиза эту версию опровергла: на ткани действительно зеркальный отпечаток тела. С треском лопнул и другой аргумент скептиков – будто бы в ткань заворачивали измазанного краской человека. На полотне не охра, а кровь. Удалось обнаружить ее компоненты: гемоглобин, билирубин и альбумин. Кстати, повышенное содержание билирубина свидетельствует о том, что человек умер в состоянии стресса, под пытками. Установили группу крови – IV (АВ). По набору хромосом в лейкоцитах определили пол – мужской.

Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа

Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации – они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода…

Новейшие исследования в Оксфорде подтвердили, что эксперты ФСБ были правы – плащаница действительно была соткана во времена жизни Христа.

По заказу Ватикана с нее впервые сделан точнейший снимок разрешением в 12,8 миллиарда пикселей. На нем до мельчайших деталей запечатлен силуэт тела Спасителя и его облик. Самые современные технологии позволили детально изучить величайшую святыню.

Ученые сфотографировали тысячи фрагментов ткани, а затем из них, словно из частей пазла, на компьютере выкладывали снимок плащаницы.

Под сильным увеличением видны пятна священной крови Иисуса

– Мы соединили вместе 1600 кадров, каждый размером с кредитную карту, и создали огромный снимок. Он в 1300 раз больше, чем фотография, сделанная при помощи цифровой камеры с разрешением в 10 миллионов пикселей, – объясняет Мауро Гавинелли. – Благодаря новым технологиям можно рассмотреть каждую ниточку, все детали…

Погребальное облачение Христа крайне редко разворачивают перед верующими. Плащаница хранится в серебряном ларце в свернутом виде. За весь минувший век ее доставали всего пять раз! В последний раз она выставлялась перед паломниками в Турине в 2000 году. А в следующий – через 25 лет.

Здесь хранится Туринская плащаница

Теперь на многократно увеличенный облик Спасителя, отразившийся чудесным образом на льняном полотнище, смогут посмотреть все - цифровое фото ученые планируют выложить в Интернет. И каждый человек сможет присоединиться к ее изучению – для человечества это будет потрясающий день! Люди своими глазами увидят отпечаток тела Иисуса Христа.

Туринскую плащаницу начали изучать ровно 120 лет назад – и именно благодаря фотографии. Льняное полотно тогда снял на фотопластинку итальянский адвокат Секондо Пиа. Проявив ее, взглянул на негатив. И мгновенно понял, что объектив запечатлел то, что не видел глаз – отпечаток тела бородатого человека, у которого пронзены запястья и ступни. И его лик – как на иконах Христа!

Полотно «в елочку», сотканное из средиземноморского льна с примесью египетского хлопка, сохранило на себе изображение обернутого им Иисуса – в полный рост, спереди и сзади. Вот описание, сделанное по снимку судмедэкспертами:

«Волосы, беспорядочно распластавшиеся на сукне, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны лицо над скулой разбито, есть следы отека. Справа от рта пятно от крови».