Здоровье и болезнь как состояние организма. Понятие о здоровье, болезни, состоянии предболезни

Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании интересов и идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.

Последние десятилетия отмечены резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. Ведущий показатель, интегрально характеризующий состояние здоровья и отражающий наиболее полно уровень развития и благосостояния государства, - продолжительность жизни. Сегодня в России она составляет 64,2 года, что является самым низким показателем среди европейских государств. Последние опубликованные данные свидетельствуют о том, что почти половина мужчин РФ умирают в трудоспособном возрасте и средняя продолжительность их жизни составляет 57,3 года.

Одним из показателей цивилизованности государства является детская смертность. В России она составляет 17,4 % (что примерно в 4 раза больше, чем в Японии). Материнская смертность также почти в 4 раза превышает показатели стран Западной Европы.

В Российской Федерации отмечается высокая общая заболеваемость, 60-70 % населения нуждается в реабилитации физического или психического состояния. На фоне снижения адаптивно-защитных функций организма человека возросли качественные и количественные показатели нервно-психических, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний. Имеется устойчивая тенденция к росту болезней щитовидной и половых желез, аллергической патологии.

В органах социальной защиты сегодня состоит на учете 4,4 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами 800-900 тыс. человек, причем 20 % из них относятся к молодому возрасту.

За последнее десятилетие резко сократилось число относительно здоровых детей, школьников и молодежи. По последним данным к концу обучения в школе доля здоровых детей не превышает 20-25 %, к концу обучения в вузе - 10-15 %.

К основным понятиям валеологии относятся понятия "здоровье" и "здоровый образ жизни".

В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия "здоровье". Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье - очень сложное понятие, которое трудно определить кратко и однозначно.

Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия "здоровье" основан на принципе прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (синоним "хорошее здоровье") и патологического (синоним "плохое здоровье"). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение.

Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркивается роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),

"здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым:

"Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни".

Здоровье в валеологии рассматривается, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторных и инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья. Здоровье - это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др.

Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество новых методов диагностики состояния здоровья, среди которых большой удельный вес составляют нетрадиционные методы и приемы.

Основными критериями здоровья являются:

Генетический - особенности строения и функционирования генотипа человека;

Физиологический - особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека;

Психический - особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека;

Социальный - социальная активность человека.

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют несколько групп факторов сохранения и укрепления здоровья, имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

Генотип;

Наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

Социально-экономические условия жизни;

Экология мест проживания;

Уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

Физическая активность;

Питание;

Режим труда и отдыха;

Отсутствие вредных привычек;

Соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм;

Сексуальное здоровье;

Психологический климат в семье, на месте учебы, работы или службы;

Удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% - экологическими факторами, на 15-20% - генетическими особенностями организма, на 5-10 % - состоянием и уровнем развития здравоохранения.

Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара.

Промежуточное состояние между здоровьем и болезнью именуется "третьим состоянием".

Третье состояние - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизическими возможностями своего организма.

Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формировании новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений.

Третье состояние характерно не только для людей, пребывающих в специфическом психофизиологическом состоянии - предродовом или послеродовом периоде, климаксе, престарелом возрасте. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические и токсические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств.

В третьем состоянии, будучи практически здоровыми, многие люди могут находиться годами и даже всю свою жизнь. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача валеологии как науки.

Знание сущности болезни и условий её возникнове­ния - важное условие профилактики заболеваний при занятиях физическими упражнениями, спортом. Но для того, чтобы правиль­но понять сущность болезни, необходимо иметь четкое представле­ние о сущности здоровья.

Общепринятой формулировки понятия ʼʼздоровьеʼʼ нет. Наибо­лее распространенным является следующее определение˸ здоро­вье - это такое состояние организма, при котором функции всех ᴇᴦο органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутству­ют болезненные проявления.

Как ясно из этого определения, основной признак здоровья - высокая приспособляемость организма к воздействиям факторов внешней среды. Здоровый организм способен перенести огромные психические и физические нагрузки, приспособиться к значитель­ным изменениям факторов внешней среды, не выходя за рамки фи­зиологических колебаний. Это говорит о том, что здоровье является динамическим состоянием˸ для каждого человека существует мно­жество ᴇᴦο вариантов, ибо с изменением условий внешней среды иным становится соотношение физиологических функций, от кото­рых зависит состояние здоровья.

Высокая приспособляемость здорового организма к изменению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляемую систему. Возможно­сти саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так, клетка способна автоматически настраиваться на наи­выгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Например, в ситуациях, в которых современной электронно-вычислительной машине требуется 30 часов для расче­та необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 сек.), клетка реагирует почти мгновенно. Это позво­ляет говорить о кибернетике живого.

Следует учитывать, что понятие ʼʼздоровьеʼʼ, как и понятие ʼʼнормаʼʼ, условное. Это объясняется тем, что понятие физиологи­ческой нормы для многих функций является весьма широким и во многом определяется индивидуальными особенностями людей˸ кон­ституцией, возрастом, полом, физической тренированностью и др.
Размещено на реф.рф
Поэтому те или иные изменения могут быть для одних индивиду­умов патологическими, а для других соответствующими физиологической норме. Например, артериальное давление ниже 100 мм рт. ст. в одних случаях - симптом заболевания (гипотония), связанно­го с нарушением нейроэндокринной регуляции функции сердечно­сосудистой системы, в других (в частности, у спортсменов) - про­явление высокого уровня тренированности.

Качественное своеобразие болезни определяется в большой ме­ре локализацией патологического процесса. Так, при одних и тех же причинах атеросклеротических изменений в стенках артериальных сосудов могут развиваться разные болезни исходя из места расположения этих сосудов (например, при изменениях в сосудах сердца - стенокардия или инфаркт миокарда, в сосудах мозга - инсульт).

Переход от здоровья к болезни может происходить незаметно для окружающих и самого заболевающего. Это нередко наблюда­ется у спортсменов. Благодаря тому, что компенсаторные возмож­ности организма у спортсмена очень большие, он иногда может, будучи больным, не только хорошо себя чувствовать, но и показы­вать некоторое время высокие спортивные результаты.

Общая нозология - учение о болезни (от греч, nosos - болезнь). Это одна из наиболее древних проблем медицины.

Болезнь и здоровье представляют собой две основные формы жизненного процесса. Состояния здоровья и болезни могут много раз переходить друг в друга на протяжении индивидуальной жизни животного или человека. Еще Аристотель считал здоровье и болезнь двумя качественно отличными категориями.

§ 1. Здоровье

Для понимания сущности болезни важно определить, что такое нормальная, здоровая жизнь (норма или здоровье), за пределами которой возникает болезнь. В практической медицине очень часто пользуются выражениями "нормальная температура", "нормальная электрокардиограмма", "нормальный рост и масса (вес)", "нормальный состав крови" и т. п. В данном случае имеется в виду норма как среднее из данных измерений у большого числа здоровых людей (статистическая норма). Часто указываются при этом пределы возможных колебаний. Однако норма не только и не просто средняя арифметическая из ряда измерений. Под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма человека и животного, которая обеспечивает ему наиболее совершенную, оптимальную деятельность и адекватные условия существования в среде. Например, в условиях пониженного парциального давления кислорода на горных высотах нормальным следует считать увеличенное количество эритроцитов в крови против такового на уровне моря.

Из преамбулы устава ВОЗ: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов".

Для человека как существа социального норма или здоровье - это существование, допускающее наиболее полноценное участие в различных видах общественной и трудовой деятельности. К. Маркс много писал о здоровье рабочих (Маркс К. Капитал. Т. 1. - В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 242.). В своих высказываниях о рабочей силе в смысле трудоспособности и здоровья К. Маркс определял ее "как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека" (Маркс К. Капитал. Т. 1. - В кн.: Маркс и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. с. 178.).

Это определение К. Маркса имеет, с нашей точки зрения, такoе же большое значение, как и его определение болезни, которое было высказано им, как известно, по поводу стесненной жизни журналистов в капиталистическом обществе. К. Маркс писал: "Что такое болезнь как не стесненная в своей свободе жизнь?" (Маркс К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. - В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 64.).

Оба определения К. Маркса имеют основополагающее значение в понимании проблемы здоровья и болезни. Творческое развитие высказываний К. Маркса лежит в основе современного понимания сущности здоровья и болезни человека (Г. И. Царегородпев, А. И. Изуткин, А. Д. Степанов, В. П. Петленко и др.). В противоположность этим определениям в медицине буржуазных стран существует много определений нормы и здоровья, главным образом субъективно-идеалистического толка. К таковым относится, например, определение нормы как "масштаба оценки". Это значит, что в зависимости от масштаба, взятого произвольно субъектом (человеком) за "норму", можно принять любую количественную или качественную характеристику изучаемого предмета. Субъективно-идеалистическое понимание нормы приводит к релятивизму, к стиранию граней между здоровьем и болезнью, к признанию расовой неполноценности и пр. Эта философия лежала в основе многих варварских законов и мероприятий, применяемых расистами.

§ 2. Болезнь

Болезнь - это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций. Болезнь снижает трудоспособность человека. Она является для организма качественно новым процессом. Возможными исходами болезни являются выздоровление или смерть.

Дать совершенное определение понятия "болезнь" настолько же трудно, насколько легко найти недостатки среди любых попыток выразить это определение кратко и всеобъемлюще. Не случайно Ф. Энгельс считал, что определения не имеют вообще большого значения для науки и призывал к изучению сути определяемого предмета.

Так как болезнь представляет собой прежде всего жизненный процесс, то естественно, что все признаки жизни имеются и при болезни. В больном организме наблюдаются в различных формах обмен веществ и энергии. Больной организм обладает реактивностью, приспособляемостью к существованию в окружающей среде; в больном организме происходят в различных формах процессы роста и размножения клеток и т. д. Однако все эти важнейшие признаки жизни в больном организме всегда в той или иной степени изменены количественно. Они исчезают только после смерти.

В больном организме, как и в здоровом, осуществляется деятельность всех органов и систем. Больной организм, как и здоровый, дышит, у него функционируют сердце, желудочно-кишечный тракт и другие органы. Однако при каждом заболевании имеется большее или меньшее нарушение приспособительной способности организма. На этом основании большинство патологов и клиницистов определяют болезнь как нарушение способности организма к существованию в окружающей среде. Например, при многих болезнях человек делается физически более слабым, мышцы его быстрее утомляются. Обычно тяжелобольной лежит. Попытки такого больного встать с постели могут иногда привести к смерти (например, при тяжелых болезнях сердца, кровеносных сосудов и других органов). В больном организме резко нарушаются функции нервной системы - основного аппарата приспособления организма к окружающей среде. Прежде всего в нервной системе нарушаются тормозные процессы. Расстройство процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга обычно делает больного раздражительным (угнетение процессов торможения). Это тоже резко снижает его приспособительные возможности.

Болезнь представляет собой такую форму жизненного процесса, при которой жизнь животного или человека становится неадекватной условиям окружающей его среды (а для человека - и социальной среды). Болезнь представляет собой таким образом, несовершенную жизнедеятельность. Болезнь не является обязательной формой жизнедеятельности каждого живого существа. При адекватных условиях среды и здоровой наследственности индивидуальная жизнь может пройти без болезней. Однако процесс завершения жизни и перехода к смерти - умирание - всегда представляет болезнь большей или меньшей длительности. Даже мгновенная смерть от остановки сердца представляет кратковременное, но тяжелое расстройство сердечной деятельности.

У больного человека всегда более или менее понижена трудоспособность. Можно возразить, что иногда под влиянием болезни (гипертиреоз, невротическое состояние и др.) трудоспособность временно повышается. Однако исследование у таких больных трудоспособности на более длительном отрезке времени всегда обнаруживает снижение ее по сравнению со здоровыми людьми.

Признаки болезни (общая семиотика). Наука, изучающая признаки или симптомы (от греч. symptoma - признак), болезни, называется семиотикой (от греч. semeiotikos - на основании признаков).

Одним из наиболее частых признаков болезни является боль. Само название "болезнь" происходит от слова "боль". Однако не все болезни сопровождаются болью. Безболезненно развиваются, например, многие опухоли, лейкозы. Тем не менее боль является одним из важнейших признаков заболевания. Боль - сигнал о неблагополучии в организме, который передается из того или иного пораженного участка тела к высшим центрам головного мозга.

Кроме боли, существует много других признаков болезни. Наиболее заметными и просто определяемыми симптомами болезни являются также слабость, лихорадка, припухлость и покраснение пораженного органа. Существуют признаки болезни, которые мало заметны и выявляются с трудом. Группы признаков более или менее постоянные и характерные для отдельных болезней, называют синдромами.

Развитие медицинской науки и лабораторно-инструментальных методов исследования привело к накоплению и систематизации огромного количества симптомов и синдромов для каждого вида болезни. Например, чтобы отличить один вид врожденного порока сердца у человека от другого, известно до 200 отдельных отличительных (дифференциальных) признаков. Для их анализа и систематизации в настоящее время успешно используются электронно-вычислительные машины.

§ 3. Общие принципы классификации болезней

По особенностям патогенеза выделяют болезни обмена веществ, аллергические болезни, опухоли, отечную болезнь, шок, коллапс и др. По органному принципу различают болезни сердца и сосудов, легких, почек, печени и т. д.

Болезни классифицируют и по возрастному принципу. Различают болезни новорожденных, детские болезни, болезни старческого возраста. Специальным разделом медицины являются женские болезни (гинекология).

Согласно принятой в СССР статистической классификации, болезни подразделяют следующим образом:

Статистическая классификация болезней

Болезни мочеполовых органов

Новообразования (опухоли)

Роды и осложнения беременности, болезни родов и послеродовые

Болезни аллергические, внутренней секреции, нарушения обмена веществ и расстройства питания

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни крови и кроветворных органов

Болезни костей и органов движения

Психозы, неврозы и расстройства личности

Врожденные пороки развития

Болезни нервной системы и органов чувств

Болезни раннего детского возраста

Болезни органов кровообращения

Старость, симптомы и состояния, неточно обозначенные

Болезни органов дыхания

Несчастные случаи, отравления и травмы

Болезни органов пищеварения

§ 4. Патологический процесс и патологическое состояние

Патологический процесс - сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме.

Некоторые нарушения функции органа иногда не вызывают болезни целого организма. Простейшую форму патологического процесса называют патологической реакцией, или патологической функцией клетки, ткани, органа. Например, патологической реакцией является стойкое расширение артериол или отделение слизи в ответ на болезнетворное раздражение.

Патологическое состояние представляет собой также патологический процесс, но развивающийся более медленно. Например, воспаление кожи и подкожно-жировой клетчатки представляет собой патологический процесс. Исходом воспаления часто является образование рубца, который сохраняется потом в организме многие годы. В рубцовой ткани, как и во всякой живой ткани, протекает обмен веществ, происходит новообразование коллагеновых и эластических волокон. Рубец - медленно протекающий патологический процесс, т. е. патологическое состояние. Патологическими являются также состояния после потери какой-либо части тела. Например, альвеола в челюстной кости после удаления зуба постепенно зарастает, а потом атрофируется. Если удаляют много зубов, атрофируется альвеолярный отросток челюсти. Это всегда бывает в той или иной мере в старческом возрасте. Состояние челюстей после утраты зубов является патологическим. В то же время это медленно протекающий патологический процесс - атрофия. Патологический процесс в приведенных случаях постепенно переходит в патологическое состояние.

Возможны и обратные направления процесса. Патологическое состояние под влиянием различных воздействий может перейти в патологический процесс. Например, пигментированный участок кожи - "родимое пятно" (патологическое состояние), под влиянием механических, химических или радиационных раздражений может перейти в опухоль - меланому, т. е. быстро развивающийся патологический процесс.

Наличие патологического процесса или патологического состояния еще не всегда предполагает заболевание целого организма, хотя и может под влиянием дополнительных воздействий перейти в болезнь во всем ее объеме. Переход патологического процесса в болезнь целого организма представляет собой как чисто количественную, так и качественно новую форму развития нарушений в организме больного. Например, появление воспаления в области одного волосяного мешочка на коже (фурункул) - патологический процесс, но не болезнь всего организма человека. Множественные появления фурункулов - фурункулез - представляют тяжелое общее заболевание, сопровождающееся повышением температуры, расстройством функций желудочно-кишечного тракта, нервной системы и пр.

§ 5. Типические патологические процессы

Часто различные патологические процессы и отдельные патологические реакции клеток, тканей у человека и животных встречаются в виде постоянных сочетаний или комбинаций. Они называются типическими патологическими процессами. К ним относятся воспаление, отек, опухоль, лихорадка, дистрофия и др.

Типические патологические процессы у человека и высших животных имеют многие общие черты. Воспаление, опухоли, отек, дистрофии встречаются как у позвоночных, так и у беспозвоночных животных. Однако у последних они существенно отличаются от таковых у человека и высших позвоночных. Воспаление у беспозвоночных, например, протекает как реакция размножения клеток соединительной ткани. При этом не возникает местных расстройств кровообращения в том виде, в каком это происходит у человека, так как беспозвоночные имеют иную форму кровообращения, чем высшие животные. В то же время воспаление у человека и высших млекопитающих развивается и протекает почти тождественно. Поэтому воспаление у млекопитающих животных может служить хорошей моделью воспаления у человека.

Все типические патологические процессы являются эволюционно выработанными. Поэтому в частных определениях этих процессов термин "эволюционно выработанный" приводиться не будет.

Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Понятие здоровья и болезни

Понятие здоровья и болезни

Определить понятие болезни и здоровья ученые и медики пытались издавна. Со времен Гиппократа было множество точек зрения на этот вопрос. Болезнь и здоровье всегда воспринимались как два взаимоисключающих состояния, следовательно, плохое самочувствие и хорошее самочувствие логично рассматривать как два полюса, подходящих к любому из этих состояний. Понятие плохого и хорошего самочувствия носит чисто субъективный характер. Даже при серьезном заболевании человек может считать себя здоровым, так как он хорошо себя чувствует. Типичным примером может служить онкологическое заболевание, являющееся прогностически очень серьезной проблемой для всего организма, но не приносящее в начальной стадии никаких неприятных субъективных симптомов. Наоборот, плохое самочувствие может быть обусловлено разнообразными причинами, помимо соматической патологии. Кроме соматических, основными причинами плохого самочувствия можно считать социальные. К ним относятся семейные проблемы, любые нарушения коммуникации, взаимодействия личности с представителями социальной среды, в которой она обитает.

Понятие здоровья нужно рассматривать как состояние, к которому должны стремиться успешные лечебные воздействия, а также как цель постоянно предпринимаемых и пропагандируемых профилактических мер. Понятие психического здоровья включает в себя три основных аспекта: хорошее самочувствие, как физическое, так и душевное; самоактуализация, т. е. способность к саморазвитию, наличие самодостаточности; уважение к себе и окружающим, или чувство собственного достоинства. Все эти качества можно рассматривать как характерологические особенности личности с низким риском возникновения психического расстройства. Вероятность определяется не только преморбидными свойствами личности, но и экологическими, экономическими и социальными условиями жизни. «Вся жизнь – театр, а все мы в ней актеры». Уместность этой цитаты объясняется тем, что помимо объективных понятий здоровья и болезни существует не менее актуальное понятие роли здорового и роли больного. Роль подразумевает определенные ожидания общества от поведения данного индивида. Роль здорового подразумевает, что человек в состоянии выполнять все возложенные на него окружающим обществом социальные функции и в перспективе брать еще и дополнительные. Роль здорового характеризуется нормальной работоспособностью, выносливостью, готовностью к выполнению возложенных функций. Роль больного подразумевает прямо противоположную ситуацию. В состоянии болезни человек претендует на повышенное внимание, заботу со стороны окружающих. Роль больного подразумевает, что возложенные на него прежде социальные функции должны быть переданы другому лицу или их выполнение должно быть приостановлено, так как роль больного включает в себя невозможность выполнения прежних действий в полном объеме.

Любое заболевание диагностируется на основе анализа клинических признаков (симптомов) и результатов проведенных обследований. Среди многообразия симптомов присутствуют признаки соматического неблагополучия, а также измененной реакции психики в результате заболевания. При ряде заболеваний, таких как нейроинфекции, разнообразные интоксикации, психические болезни, заболевания сосудов головного мозга, изменения психики обусловлены непосредственным воздействием на головной мозг. При других заболеваниях изменения психики и поведения будут обусловлены не поражением головного мозга, а изменившимися ощущениями со стороны других органов и систем. Общий механизм таких изменений принципиально одинаков. Нарушение привычной деятельности органов и систем в результате возникновения и развития соматического заболевания приводит к изменению нервной импульсации, поступающей от пораженного органа в головной мозг. В результате происходит изменение физиологических параметров высшей нервной деятельности, что и приводит к изменению психической деятельности пациента. Такие изменения не могут быть односторонними, им всегда сопутствует церебро-висцеральная связь. Взаимодействие по принципу прямой и обратной связи создает в конечном итоге целостную картину заболевания. Изменения в психическую деятельность человека вносит именно обратная связь. Реагирование на одинаковую болезнь или травму у разных личностей будет различным. Оно обусловлено разным осознанием болезни или травмы, предшествующим жизненным опытом, уровнем интеллекта и знаний в конкретной области и многими другими обстоятельствами. В практической деятельности врачу нередко приходится сталкиваться с несоответствием обилия предъявляемых жалоб и скудностью объективных данных. Все психологические особенности осознания больным своей болезни можно условно разделить на виды переживаний и реакций на заболевание. К ним относятся суждения пациента о начальных проявлениях болезни, особенности изменения самочувствия в связи с усугублением болезненных расстройств, в дальнейшем, на пути к выздоровлению и восстановлению здоровья – представления о вероятных последствиях перенесенного болезненного процесса для себя и окружающих, возможности продолжения привычной профессиональной деятельности и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в центре переживаний больного находятся его субъективные ощущения, они занимают максимум его внимания и интересов. Они имеют несколько разновидностей:

1) сенситивный, подразумевающий ощущения соматического дискомфорта в виде общей слабости, болевых ощущений и других проявлений;

2) эмоциональный, выражающийся в надеждах на выздоровление, опасениях за неблагоприятный исход болезни, возможные осложнения;

3) волевой, характеризующийся отчетливым пониманием необходимости принятия мер к преодолению заболевания в результате обследования и активного лечения;

4) рациональный и информативный, выражающийся в потребности знать особенности своего заболевания, возможную длительность течения, вероятные осложнения, возможные варианты исхода: полное выздоровление, временная нетрудоспособность (краткая или длительная), инвалидность, смерть.

Перечисленным субъективным переживаниям соответствуют различные типы реагирования на возникшую болезнь. Они подразделяются на нормальные и аномальные.

Нормальные реакции:

1-й тип – склонность переоценивать значение отдельных симптомов и заболевания в целом;

2-й тип – реальная оценка своего состояния и дальнейших перспектив, совпадающая с мнением лечащего врача;

3-й тип – склонность недооценивать тяжесть и серьезность своего состояния в текущий период времени и возможности последствий и осложнений;

4-й тип – полное отрицание болезни в целом и каких-либо отдельных патологических симптомов в частности в результате отсутствия критики к своему состоянию или диссимуляции;

5-й тип – вытеснение из своего сознания явных угрожающих признаков заболевания в связи со страхом его неизвестных последствий.

Аномальные реакции:

1) астенический тип характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, несмотря на благоприятный исход болезни; пациента мучают сомнения, он боится повторения заболевания или перехода его в хроническую форму;

2) депрессивный тип характеризуется преобладанием чувства тревоги, тоски, растерянности, отсутствием надежды на выздоровление, в связи с чем утрачиваются побудительные мотивы к борьбе с болезнью;

3) ипохондрический тип характеризуется «уходом в болезнь», которая заполняет всю его жизнь, определяет интересы и помыслы, с ней связаны все его желания и стремления;

4) истерический тип характеризуется склонностью к фантазированию, искусной демонстрации воображаемых болезненных симптомов, сопровождающихся богатой мимикой, театральными жестами, стонами, криками. При этом больные охотно делятся своими переживаниями, красочно и подробно рассказывают об отдельных симптомах, они проявляют придирчивость по отношению к медицинскому персоналу, который обвиняют в недостаточном внимании, равнодушии и черствости по отношению к ним, несчастным страдальцам;

5) мозаичный тип является комбинацией из отдельных признаков, присущих другим типам. В разные периоды заболевания преобладает один из описанных выше видов аномальной реакции.

Одной из характерных особенностей аномальных реакций является их склонность к быстрому развитию и быстрому исчезновению. При психопатологических реакциях у пациентов отсутствует критика к своему состоянию или присутствует, но в недостаточной мере.

Сочетание нормальных и аномальных типов реагирования в преломлении эмоциональных особенностей и социальных потребностей позволяет выделить три основных наиболее часто встречающихся варианта отношения к своему заболеванию.

Первый вариант расценивается как нормальная реакция на болезнь. Пациент адекватно оценивает свое состояние и дальнейшие перспективы, в связи с чем стремится выполнять назначенное лечение и обследование, интересуется полученными результатами. В действиях такого больного отмечаются целеустремленность, настойчивость, самообладание, стремление взять ситуацию под свой контроль.

Второй вариант является депрессивным типом аномальной реакции на болезнь. Больные этой группы растеряны, суетливы, пессимистичны, в поведении неуравновешены. Цели и задачи, прежде значимые для этих пациентов, уходят на второй план, свои неудовлетворенные потребности им иногда удается решать при помощи демонстрации своей беспомощности. Пациенты малоинициативны, интерес их к результатам своего обследования и лечения недостаточен, они не используют своих собственных резервных возможностей.

Третий вариант – истерический тип аномальной реакции на болезнь: больные пассивны, игнорируют существующие трудности, их настроение неустойчивое, поведение неровное. Контакт с окружающими затруднен вследствие частой непредсказуемой смены настроения. Пациенты долго и цветисто повествуют о своих болезненных переживаниях, нередко демонстрируя их.

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Желаю вам здоровья – Ненавижу размышления о смысле жизни! – Я тоже. Есть большая правда в том, что проблемой смысла жизни мучаются в основном бледные интеллигенты и другие невротики. Правда, мучаясь, этим же они и гордятся, как чертой своей сложной душевной организации

Из книги Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий автора Преображенский Николай Николаевич

Что надо для здоровья? Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны… Г. Флобер Первая неудача меня не особенно обескуражила - все-таки было

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

45. Психология здоровья Психологическое здоровье – это стандартный фактор полного функционирования и развития человека. С одной стороны, это условие выполнения человеком своих возрастных и нравственных целей (ребенка или взрослого, учителя или предпринимателя,

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Стриндберг и Ван Гог автора Ясперс Карл Теодор

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ («ОСОЗНАНИЕ БОЛЕЗНИ») И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ Во все периоды болезни Стриндберг сохраняет «способность суждения» и «ориентировку», другими словами, он в состоянии ясно рассуждать и действовать с каким-то смыслом, и он постоянно

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Обретение здоровья. Выполните обратный отсчет с той точки, которой вы достигли в вашей ежедневной практике – со 100 до 1 или с 50 до 1, закрыв глаза и подняв их слегка вверх. Разыграйте мысленный фильм. Вы видите себя пациентом и одновременно представляете себя врачом. Вы

Из книги Что же со мной такое? автора Кучера Илзе

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Значение здоровья Однажды на курсах повышения квалификации для врачей мы сделали удивительное открытие. Оказалось, что у всех нас большие проблемы с понятием «здоровье», несмотря на то, что по роду своей деятельности мы занимаемся его укреплением.Как мы можем что-то

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Возвращение к здоровью или как вылечить свое тело и душу без врачей и лекарств. Руководство по основам исцеления автора Ковалев Сергей

VII. Понятие душевного здоровья До сих пор мы занимались сходством и расхождением взглядов Маркса и Фрейда на индивидуальную и социальную патологию. Теперь нам предстоит посмотреть, каковы соответственно сходство и различие в понимании ими душевного здоровья.Начнем с

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

5.1. Сценарии здоровья и болезни «Можно дать другому разумный совет, но этим нельзя научить его разумному поведению» /Ларошфуко/ «Человек есть не что иное, как ряд поступков» /Г. Гегель/ Психотехнология замены сценариевТо, о чем я сейчас сообщу, лишь на первый взгляд может

Из книги Наука быть здоровым автора Уоттлз Уоллес Делоис

Фактор здоровья ШвецияАксель Р. Фугль-МейерТрое из четырех шведских мужчин или женщин отмечают, что в целом они довольны или очень довольны жизнью. Счастливы, иными словами. На уровень их счастья в основном влияют четыре фактора в следующем порядке приоритетности:

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Принцип здоровья Применение к себе положений науки быть здоровым требует знания определенных фундаментальных истин, которые должны признаваться безоговорочно. С некоторыми из них мы познакомим вас прямо сейчас.Безупречное выполнение организмом своих функций - это

Из книги автора

Дневник здоровья Если вы хотите иметь крепкое здоровье, рекомендую вести дневник здоровья, где вы записываете, что вы предпринимали для улучшения здоровья и что помогло.Только не совершайте ошибки! Одна из участниц моих тренингов вместо дневника здоровья завела

Страница 9 из 32


Определение понятий “здоровье” и “болезнь”

Обычно здоровье определяют через болезнь (ее отсутствие) и ее трактовки считаются менее трудными, чем дефиниции здоровья, остановимся вначале на тех направлениях, в рамках которых осуществлялись и до сих пор формируются попытки дать определения понятия “болезнь”.

Общепринятое определение болезни (болезней): болезнь – это нарушения, поломки, дефекты физических и (или) психических функций, ведущих к нарушению “нормальной” жизнедеятельности . Но с употреблением понятия “нормальная жизнедеятельность”, “норма” нужно быть осторожным, так как само представление о “норме” достаточно дискуссионно и многогранно. Существуют понятия физиологической, психологической, антропологической, гигиенической, социальной и т.п. норм и определения каждой из них достаточно спорны.

Нередки определения болезни как нарушения связей, взаимодействия организма с внешней средой, как нарушения адаптации к среде обитания (дезадаптации). Пожалуй, после рассмотрения болезни как нарушения функций организма или его частей, органов, систем, это наиболее распространенное определение. С ним корреспондирует определение не столь распространенное, но исходящее также из идеи изменения адаптации. К нему, например, прибегал известный советский патолог И.В.Давыдовский, посвятивший немало времени и труда поиску наиболее адекватной дефиниции болезни, патологического процесса, самой адаптации как ключа к пониманию ее сущности. В одной из своих последних работ И.В. Давыдовский утверждал, что болезнь это приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов” (Архив патологии. 1966. №1). Говоря проще, болезнь – это приспособление организма через болезнь, как измененную форму адаптации, приспособления.

В начале XX в. (У.Кеннон и др.) были сформированы представления о гомеостазе и его расстройствах, которые легли в основу понимания болезни – как нарушение гоместаза. Под гомеостазом понимали гормонию внешней и внутренней среды организма, а нарушение этой гормонии являлось причиной болезни.

Идейно близки к подобным представлениям о сущности болезни и дефиниции выдающегося современного психолога Ганса Селье. В его учении о стрессе, болезнь рассматривается в качестве патологического стресса или дистресса – нарушений процессов адаптации, обеспечиваемой адаптивными гормонами и выражаемыми изменениями общего адаптационного синдрома – гомеостаза и гомеостата.

В основе биологических представлений о болезни , лежат представления о нарушении соответствия биологических ритмов организма, темпов жизненных процессов и реакций, происходящих в определенных интервалах времени (т.е. в так называемых индивидуальных аркадах), с внешнесредовыми природными временными периодами, циклами .

В связи с развитием кибернетики, информатики, системного анализа, математического моделирования и других направлений современного научно-технического процесса появились “кибернетические” и тому подобные определения болезни, исходящие из идеи нарушения систем, блоков, центров и др. управления деятельностью организма, как сложной органической системы, системы регулирования, координации деятельности органов, элементов, частей, алгоритмов (программ) деятельности, сложной биологической системы, нарушения модели организации системы организма и т.п.

Встречаются идущие из прошлого медицины и из новейших модных направлений определения энергетического характера, рассматривающие сущность болезней в изменениях энергетических ресурсов, возможностей организма, неадекватного воздействия, не соответствующего потребностям здоровой жизнедеятельности, сил – электрических, магнитных и прочих полей, факторов. Например, еще из истории восточной медицины древнего Китая, Индии известны представления о “меридианах”, энергетических точках, узлах, коллекторах энергии космоса и самого организма – энергии космических элементов (огня, воды, дерева и др.), нарушение соотношений воздействий которых приводит к болезни. Из античности известны представления об энергии организма, психической энергии, избыток которой способен вызвать болезнь, а ее освобождение, разрядка (катарсис, о котором говорил Аристотель и который использовал З.Фрейд в своем учении) дает целебный эффект. Сегодня “энергетические” определения болезни и их современные модификации получают все более широкое распространение.

Авторы различных дефиниций болезней, в том числе биологизаторских определений болезни, т.е. исходящих исключительно из биологических представлений, коль скоро речь идет о человеке, наделенном социальными чертами и свойствами, не могут не видеть этого обстоятельства и подчас упоминают и о нарушении человеческих, поведенческих, общественных функций при заболеваниях – болезни как социальной дезадаптации, нарушении человеческих чувств, переживаний (“вкуса жизни”, “радости жизни” – мироощущения и т.п.). Социологи, философы и некоторые медики подчеркивают преимущественное значение нарушения человеческих социальных качеств при болезни, прежде всего работоспособности, деятельности человека. Вслед за К.Марксом, определившим болезнь “как стесненную в своей свободе жизнь ”, они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность (несвободу) полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане осуществлять жизнедеятельность, прежде всего трудовую, человеческую, вести полноценный здоровый образ жизни. Болезнь рассматривается как нарушения, деформация образа жизни, стереотипа поведения в конкретных условиях жизни и т.п.

Приведенные и другие определения (представления) болезни человека могут быть сгруппированы в несколько разделов, позволяющих более упорядоченно подойти к их восприятию и оценке, что само по себе важно для направленной и эффективной стратегии и тактики борьбы с ними. Кроме того, и это для нас особенно важно, с помощью определения болезни постараемся подойти к пониманию дефиниций здоровья. В табл. 5 представлена группировка некоторых определений болезни человека.

Таблица 5
Основные дефиниции болезней и их формулировка
(по Ю.П. Лисицыну)

Мы привели далеко не все дефиниции болезни человека: как отмечалось, их – сотни, а скорее всего тысячи, заслуживающих внимания, от академических, строго научно взвешенных до романтических и лирических. Например, Г.Гейне сказал: если человек не радуется лучу солнца, проникающему в жилище, он болен. Столь же неполна и наша схема группировки определений болезни. Сюда можно поместить много других, и, прежде всего, смешанных дефиниций, которые преобладают среди всех попыток сформулировать наиболее полные и адекватные определения. И это понятно, так как большинство исследований обоснованно выделяют ряд признаков и критериев болезни человека – существа не только биологического, но и, главным образом, социального, болезнь которого приводит не только к нарушению физиологических, соматических, но и психических, социальных, трудовых, морально-нравственных и других функций, нарушению всего спектра жизни. Такой подход, наверное, наиболее отвечает задаче определить болезнь именно человека, следовательно, понять и сущность здоровья и дать его адекватное определение.

Все сказанное о сущности человека, соотношении социального и биологического, определениях болезни человека относится к определению здоровья человека. Собственно экскурс в философию, социологию и феноменологию болезни предпринят для поиска грамотных в методологическом и научном плане позиций определения здоровья человека.

Еще раз следует подчеркнуть, что здоровье человека, как и болезнь, – новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле, социальное явление (имманентно социальное) и социально опосредованное, т.е. заключающее в себе воздействие социальных условий и факторов. Разумеется, как и при болезни, здоровье человека имеет биологическую природу, естественное течение физиологических процессов на конкретной морфологической, биологической структуре, т.е. процессов жизнедеятельности организма. Причем эти процессы проходят в определенных условиях – гармонии, уравновешенности как внутри организма (органов, систем, биохимических процессов и т.п.) – условиях гомеостаза и гомеостата, так и с окружающей средой и ее воздействиями на организм – в единстве и гармонии с ней, обеспечиваемых четкой работой систем управления и адаптации к условиям жизнедеятельности, т.е. это жизнедеятельность в условиях биологической нормы (норм). С таких (биологических) позиций здоровье – отсутствие болезней (соматических и психических), дефектов, поломок в организме и всех патологических явлений (нарушений адаптации, управления деятельностью организма, изменения энергетического баланса и др.), о которых мы говорили, характеризуя различные дефиниции болезней.

Однако, как отмечалось, такие определения недостаточны, так как здоровье – гармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (а болезнь – нарушение этого единства, этой гармонии).

Так же как и по отношению к болезням еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий – условий и образа жизни, гигиенического режима, здорового питания и пр. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Многие мыслители и врачи подчеркивали, что невозможно понять здоровье человека лишь по аналогии с животными, т.е. лишь на основе биологических мерок. Н.А. Добролюбов, например, писал, что “животной здоровой организации недостаточно для человека; для него нужно здоровье – человеческое”.

Итак, здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; это состояние, которое позволяет человеку вести полноценную, не стесненную в своей свободе жизнь, выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Именно так, с широких медико-социальных позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле Устава этой организации, написано: “Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”.

Здоровье – не только физическая, душевная ценность для каждого из нас, неоценимое богатство человека, но это высокая морально-этическая, гуманистическая ценность, это условие счастья и, как писал Ф.Ф.Эрисман, “составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа”.

К сожалению, эту мудрую истину обычно понимают и проповедуют те, кто истратил свое здоровье и, заболев, почувствовал, какого сокровища он лишился. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью молодые люди, не обремененные болезнями. Непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – признак не только низкой общей культуры и медицинской грамотности, но самый настоящий социальный инфантилизм. Разбазаривание здоровья – это не только разбазаривание личного богатства, но и общественного.

Формула: “здоровье – общественное богатство” относится не только к личному, но и к так называемому общественному здоровью, о чем речь впереди.

Эта формула означает также, что здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит, сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар.

Академик Н.М.Амосов, говоря о “количестве здоровья”, считает, что его можно определить как сумму “резервных мощностей ” функциональных систем, которые можно выразить через “коэффициент резерва” – максимальное количество функции по отношению к ее нормальному уровню. Другие исследователи делают акцент на измерении уровней адаптации и их состояния, их удельного веса – удовлетворительной адаптации, напряженной, срыва адаптации и пр. (Р.М.Баевский). Можно предложить ряд других констант – измерителей количества здоровья. Для физиологии, патологии, статистики, кибернетики такого рода приемы представляют интерес в сравнении с наукой об общественном здоровье и здравоохранении в частных подходах. Подобные примеры следует принять к сведению как возможные пути подхода к проблеме количества и, что еще более важно, качества здоровья.

В 1968 г. ВОЗ приняло следующую формулировку: “Здоровье – это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим и нравственным”.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения