Значение слова «богадельня. Богадельня - это хорошо или плохо? Что такое богадельня

Современное значение слова богадельня не всегда хорошее, таким словом обозначают учреждения, где много неспособных, нетрудолюбивых и безынициативных людей. Ещё понятие характеризуется косностью, отсталостью. Есть много устойчивых выражений, например «развести богадельню» или «отправить в богадельню» и они не сулят ничего хорошего. Изначальное же значение этого слова совсем другое.

Понятие и значение слова

Значение слова на самом деле не негативное, как думают, многие. Богадельня - это заведение на благотворительных началах, в котором содержатся нетрудоспособные лица, например, инвалиды, престарелые, немощные. Само слово буквально означает «ради Бога» . Такие заведения также называют богоугодными. Существенным признаком такого заведения является полный уход и содержание живущих в нём людей.

В Россию богоугодные заведения пришли из Византии, уже в уставе князя Владимира упоминается о них. Управление ими было поручено церкви. В Древней Руси при каждом храме имелись такие заведения. Однако тогда церковь принимала всяких людей, без разбору, и часто в таких заведениях содержались ненастоящие нищие. Из-за этого на Стоглавом соборе царь приказал выделить настоящих нищих, сделать их перепись, и устроить мужские и женские богоугодные заведения, которые будут содержаться на деньги от милостыни.

Во времена Петровской и Екатерининской эпохи богадельня была больше местом, где могли решить острую социальную проблему. Увеличение маргинальных слоёв общества тогда являлось делом недопустимым и власть сама была заинтересована в поддержке таких заведений.

После городской и Земской реформ обязанность спонсирования богоугодных заведений легла на местное самоуправление, тогда как раньше этим занималось правление. Это было большим шагом вперёд. Начали появляться новые организации, отстаивающие острые социальные проблемы, а нацеленность предотвратить нищету была довольно сильной.

Таким образом, тогда покровительство над такими заведениями было разделено между царской семьёй, церквями, министерствами и общественными организациями. Начала XX века можно назвать самым благоприятным временем для богоугодных заведений.

В 1900 году в таких заведениях в Москве содержалось около 10,5 тыс. человек , все заведения были разбросаны по городу и различались количеством обитателей. Самых крупных, в которых содержалось около 1 тыс. человек было 8 штук, при этом было 18 средних, 63 небольших и около 120 маленьких (там содержалось меньше 20 человек). Самыми населёнными и большими были сословные богадельни, например, в Покровской мещанской богадельни содержалось 977 человек, а в Андреевской богадельни Московского купеческого общества 951 человек.

Очень много было приходских богоугодных заведений, около 125, но, как правило, они были маленькие. Всего в них было 453 человека.

Существовали тогда и так называемые ведомственные богоугодные заведения:

  • для бывших сиделок;
  • купеческих приказчиков;
  • сестёр милосердия;
  • военных;
  • лиц духовного звания и других.

Примером одной из таких военных богаделен может служить Николаевская Измайловская военная богадельня.

Измайловская Николаевская военная богадельня

Николай 1 решил создать это заведение в 1814 году. Бывшая царская резиденция была тогда печальным зрелищем: вырубленные рощи, иссякшие воды, разрушенные мосты и запустение. В 1837 году началось строительство заведения, а указ вышел уже в 1838 году. Она была предназначена для содержания отставных солдат и офицеров, которые отслужили свой срок службы и при этом не владеют каким-либо имуществом и не работают.

Первыми жителями заведения были ветераны войны 1812 года, а также Кавказской войны, солдаты, служившие в Преображенском, Семёновском и других полках. Вместимость была рассчитана на 20 офицеров и 400 солдат. Сам Николай 1 присутствовал на её освящении в 1849 году, а открытие первого корпуса состоялось в 1850 году. Было организовано безвозмездное лечение и питание военных лиц, они также не платили за проживание и форму. Они также получали пенсии.

Руководство очень заботилось об окружении , считалось, что деревья, кустарники, цветы, чистая вода в прудах и даже свежая вкусная зелень и натуральные овощи на столе очень важны и помогают инвалидам и престарелым. При этом заведении также было кладбище, сейчас на его месте лес, а недалеко находится станция метро «Измайлоская».

К сожалению, в 1918 году, Измайловская Николаевская военная богадельня осталась без финансирования, так как был упразднён Александровский комитет о раненых и другие учреждения, финансировавшие академию. Для обитателей этого дома появилось много новых социальных учреждений, но не все получили возможность пользоваться услугами советской власти. Сейчас сохранены главные корпуса, офицерский корпус, канцелярия, мастерские, баня, прачечная и прочие здания. С 2007 года здание является музеем-заповедником, объектом культурного наследия города Москвы.

Богадельни сегодня

В сегодняшнее время в России есть несколько десятков действующих богаделен. Эти церковные дома престарелых отличаются друг от друга видом деятельности, типом помещениями и имеющимися ресурсами. Так, помещение для богадельни может представлять собой обычную квартиру, а может являться специально построенным зданием. В таких заведениях могут просто заниматься уходом за престарелыми, а могут заниматься также лечением и реабилитацией.

Свято-Спиридоньевская богадельня относится как раз к тем, которые располагаются в обычном жилом доме. В этой богадельне старикам и тяжелобольным людям обеспечивается качественный уход. Здесь постоянно дежурят сестры милосердия, а также есть врач, повара, прачки и социальный работник. Сама богадельня открылась в 1999 году, а её учредителем является Свято-Димитриевское сестричество. Главным плюсом этой богадельни является домашняя уютная обстановка, живут здесь все, почти как в семье. Конечно же, большое внимание уделяется качеству ухода, каждое утро всех пациентов подмывают, а также есть банный день. Большое значение уделяется профилактике пролежней.

При Алексеевском монастыре действует богадельня имени Цесаревича Алексия для пожилых женщин. Открыта она была в 1994 году. Для лежачих женщин организовано круглосуточное дежурство, а условия стараются создать здесь домашние, чтобы все чувствовали себя хорошо. Численность персонала вдвое превышает численность женщин.

Те из постояльцев, кто может передвигаться, ходят на богослужения в храм Всех Святых, а остальных священники из монастыря причащают в здании по воскресным дням. По уставу, чтобы попасть в это заведение , надо являться православной психический здоровой москвичкой. От государственного дома престарелых богадельня отличается тем, что все люди, приходящие сюда, знают, что она под рукой Господа, которая никогда не обманывает.

Также богадельни имеются:

  • в приходе отца Аркадия Шатова при первой Градской больнице;
  • в протоиерея Дмитрия Смирнова;
  • при Зачатьевском монастыре на Остоженке.

Не только в Москве , но и в других городах все чаще открываются такие заведения.

Что такое богадельня? Это благотворительное заведение, в котором содержатся нетрудоспособные лица - престарелые, инвалиды. Подобные дома есть в каждом государстве. Одно из самых старинных расположено в Люблине, основано еще в четырнадцатом столетии.

Значение слова «богадельня»

Даль составлял свой словарь тогда, когда русская речь значительно отличалась от современной. Поэтому определение, данное им, сегодня довольно странно звучит. Итак, что означает слово «богадельня» по Далю? Заведение для призора увечных, дряхлых, неисцелимых, нищих. Синонимы - божий дом, приют. Всем известна народная мудрость, согласно которой, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться. Это упрощенный вариант. В оригинале фразеологизм звучит несколько иначе: «за тюрьму, суму, богадельню не ручись».

В происхождении слова легко разобраться. Что такое «богадельня»? Существительное, которого когда-то образовалось от «бог» и «дел». То есть для Бога сделано. Еще одно понятие, близкое по значению - «дом престарелых» - звучит менее милосердно. Православные верили и верят в то, что доброе дело приближает к Богу. Отсюда и происхождение слова, значение которого мы рассматриваем.

Первые приюты в России

Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно - с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.

В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.

Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.

О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».

При Петре I

Великий Реформатор запретил не только нищенство, но и всякую частную благотворительность. В 1712 году царь велел в каждой губернии открыть дополнительные приюты для увечных и престарелых, то есть людей, неспособных к работе. Богадельни основаны были, как всегда, на территории монастырей. Однако церковных средств оказалось недостаточно.

Стоит сказать, что и последователи Петра издавали заказы о преследовании нищенства и открытии новых домов призрения. Но людей, лишенных крова и неспособных к работе, почему-то не становилось меньше. В конце XVIII века, согласно новому закону, в богадельнях содержались не только старики и инвалиды, но и преступники, которых следовало сослать в Сибирь, в том случае, если по состоянию они не могли туда следовать.

XIX век

Итак, состояние в приютах в России находилось в плачевном состоянии, несмотря на всяческие усилия властей. В XIX столетии земские собрания заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами. Значительные преобразования были проведены в Санкт-Петербурге. В остальных городах все так же часто можно было видеть на улицах «бродячих или лежащих» нищих.

Что такое богадельня, мы выяснили. Как уже было сказано, слово это больше не употребляется, по крайней мере в официальных документах. За исключением одного из благотворительных проектов, основанных не так давно.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Заведение основано в 1999 году. Находится в Москве. Первоначально богадельня была ориентирована для тяжелобольных и занимала всего две четырехкомнатных квартиры. В 2014 году под нужды приюта выделили отдельное здание на юге столицы. Свято-Спиридоньевскую богадельню финансируют Департамент труда, социальная защита населения. Поддержка осуществляется также за счет благотворительных пожертвований.

Дом престарелых

Богадельня - заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе - домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья. В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников. Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.

Дома престарелых бывают как государственными, так и частными. Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах. Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.

Европа

Во Франции уже несколько столетий приюты для инвалидов и престарелых составляют одно ведомство наряду с госпиталем. В конце XIX века здесь было более полутора тысяч подобных заведений. Некоторое время взамен пребывания в приюте престарелый бедняк мог получать пенсию в размере ста франков. Однако такую замену допускали лишь в том случае, если частные благотворители брали на себя 40% расходов. В Англии с 1834 года приюты входят в состав работных домов.

богадельня

ж. (от делать или от деля, для) заведение для призора дряхлых, увечных и неисцелимых нищих; божий дом, божий приют. Бей челом в тюрьме, да в богадельне. Богадельню построишь и то на весь мир не угодишь. За тюрьму, за суму, да за богадельню - не ручись, попадешь. Богаделенный, богадельный, к ней принадлежащий, относящийся. Богаделенник, -дельник м. -ница ж. богадельщик, -щица божедом, божедомка, убогий, призренный в богадельне. У нас богадельщики лучший табак трут. Богаделенка умалит. богадельня;

богадельница. Богадельщина ж. собир. нищая братия, калеки; бездомки, жители богадельни;

дела, занятия, быт их. Богадельщину на вечерний толчок выносят. Богадельничий, -дельщинный, им свойственный, принадлежащий. Богадельствовать, богарадствовать, принимать на свое попечение старых или сирых, призревать нищих. Богадельничать, жить по богадельням; богарадничать.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

богадельня

богадельни, р. мн. богаделен, ж. (от церк.-слав., бога дeля - для бога).

    Благотворительное учреждение для призрения инвалидов (дореволюц.).

    Бездеятельное учреждение (ирон.). Разве можно вести работу в этой богадельне!

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

богадельня

И, род. мн. -лен, ж.

    Приют для стариков инвалидов. Б. при монастыре.

    перен. О месте, учреждении, где люди бездеятельны, не оправдывают своего назначения (разг. ирон.). Развели богадельню.

    прил. богаделенный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

богадельня

    1. Приют для престарелых и инвалидов.

      перен. разг. Учреждение, в котором много бездеятельных, неспособных людей.

  1. перен. разг. То, что характеризуется косностью, отсталостью, бездеятельностью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

богадельня

в России до 1917 приют для престарелых и инвалидов. В переносном смысле, ироническое - о каком-либо учреждении, организации, где много бездеятельных и неспособных людей.

Богадельня

    в дореволюционной России благотворительное (частное или общественное) учреждение для призрения престарелых или неспособных к труду.

    В переносном смысле ≈ никчемное, бездеятельное учреждение или организация.

Википедия

Богадельня

Богаде́льня (от слов Бога дѣля , то есть ради Бога ) - благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих).

Существенным признаком богадельни является полное содержание проживающих в ней.
Некоторые из этих домов старинного происхождения. Так, например, дом приюта в Люблине был открыт в 1342 году, в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии - в 1388 , в Радоме - в 1435 , в Скерневицах - в 1530 .
Богадельни следует отличать от древнерусских убогих домов и скудельниц.

Богадельня (значения)

Богадельня :

  • Богадельня - благотворительное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине нетрудоспособных.
  • Богадельня - роман Генри Лайон Олди.
  • Богадельня Куракиных - памятник архитектуры, построенный в Павловске архитектором Леоне Адамини.

Богадельня (роман)

«Богаде́льня» - роман харьковских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди. Написан в 2001 году.

Действие происходит в Хенинге - вымышленном северо-германском княжестве времен раздробленности Германии.

В мире романа дворяне имеют сверхчеловеческие физические способности.

Противостоять дворянину в схватке недворянин не может, даже если дворянин безоружен, а недворянин вооружён холодным оружием. Потому принят порядок, согласно которому ношение холодного оружия есть позор для дворянина, и они безоружны. Низшим же классам вменено в обязанность носить оружие - крестьянам - древковое, мещанам - от меча до стилета.

Секс дворянина с недворянкой приводит к потери контроля над своей силой и вероятной смерти женщины. Однако существуют исключение - так называемые «шляпницы», специально физически натренинованные гейши для дворян. Даже для специально подготовленной женщины - подготовка резко усиливала её физически - такой секс мог стоить телесных повреждений.

Юный представитель рода таких сверхспособностей не имеет, они пробуждаются в нём в отрочестве, и, чтобы помочь этому процессу, необходим Обряд, провести который может только представитель Гильдии - самой влиятельной организации мира, поскольку без проведения Обряда в нужном возрасте, юному дворянину грозят физические и психические страдания и скорая смерть.

Примеры употребления слова богадельня в литературе.

Боевиками были уже захвачены школы, больницы, детские сады, богадельни , аэродромы, узлы компьютерной сети и станции секторной радиосвязи, заминированы химические и нефтяные заводы, железные дороги, системы водоочистки и газоснабжения, взяты тысячи заложников.

Так как духи несколько притихли, то я в радости сердца своего стал рассказывать про разные мирские происшествия, случившиеся со мною в дороге, и дошел также до Вюрцбурга, богадельни и двух сбежавших старух.

А вот, что произошло после, как и почему Моор попал в почетную богадельню в Москве будучи оппортунистом, не совсем понятно.

Потом заподозрили евреев, потом якобы похотливых монахов бенедиктинского монастыря - хотя всем им было уже далеко за семьдесят, потом цистерианцев, потом франкмасонов, потом сумасшедших из богадельни , потом углежогов, потом нищих и даже безнравственных аристократов, особенно маркиза де Кабри, потому что тот женился уже в третий раз, устраивал, как говорили, в своих подвалах оргиастические мессы и при этом пил кровь девственниц, чтобы повысить свою мужскую потенцию.

Душегубец стал нахален, Суд стал вроде богаделен , Оттого что так граф Пален Ко присяжным параллелен.

По их следам шли крестьяне, и многочисленные обители, там возникавшие, становились опорными пунктами крестьянского расселения, служа для новоселов и приходскими храмами, и ссудодателями, и богадельнями под старость.

Но если хочешь, чтобы жизнь в богадельне стала лучше, так просто отпустить старостиху нельзя.

Появление гиппогрифов, цилиней, сирен и морских змеев, страшные и загадочные эпидемии, время от времени обрушивающиеся на землян, феномен Бермудского треугольника, озеро Вражье в Тюменской области, башня Призраков в Тебризе, старомосковская богадельня на Кулишках, квартира харьковчанки Брыкиной, оазис Юм в Антарктиде, НЛО, загадочные исчезновения людей и всевозможные необъяснимые феномены, считавшиеся раньше колдовством и морокой, - все это следствие взаимодействия разных миров.

Наш герой, видя, что он упорно пренебрегает собственной выгодой, решил впредь руководствоваться в своих дружеских услугах опытом, познакомившим его с этим щепетильным педантизмом, а тем временем щедро пожертвовал на богадельню из этих первых плодов счастливой игры и отложил двести фунтов на брильянтовые серьги и кольцо с солитером, которые он намеревался презентовать мисс Эмилии.

А если сыщется правдолюбец, который всегда делает и говорит то, что ему нравится, то дни свои он оканчивает если не в тюрьме, то в богадельне .

Вот что я только прибавлю: если ты делаешь добро во всем обилии, например, если строишь храмы, украшаешь их и наполняешь дарами, если принимаешь на себя расходы больниц и богаделен , если раздаешь ежедневно милостыню, если оказываешь помощь вдовам и сиротам, если правильно присутствуешь на богослужениях, если даже по поводу этих дел святых ты мыслишь, говоришь и проповедуешь как бы от сердца, а между тем не избегаешь зол как грехов против Бога, то все это добро не есть добром, оно лицемерно или заслуги ради, ибо в нем внутренне, тем не менее, зло, так как жизнь каждого во всех и в каждом из его дел.

Что ему было до того, что нежное кьяроскуро, дитя подернутых завесою светотеней и прозрачных полутонов, давно упокоилось за тюремной решеткой абстракции, в богадельне мерзостного примитивизма?

Богадельня для стариков находится в Маренго, в восьмидесяти километрах от Алжира.

В рядах публики, до сих пор остававшейся для меня безликой, один за другим поднялись со скамей, а затем вышли в маленькую боковую дверцу директор и сторож богадельни , старик Томас Перес, Раймон, Массон, Саламано и Мари.

Оставаясь одни, в стенах богадельни , они превращаются в сморщенных, кряхтящих, недужных старичков, завистливых, бранчивых, подозрительных и черствых.

В Россию Б. вместе с христианством перешли из Византии ; уже церковный устав св. Владимира упоминает о них и заведование ими поручает церкви. Можно сказать, что в древней Руси при всякой приходской церкви имелась Б., а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Но церковь принимала под свое покровительство всякого без разбора, и уже на Стоглавом соборе царь говорил, что в богаделенных избах, на которых идет содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами. Собор признал необходимым выделить действительных нищих, состаревшихся и прокаженных, переписать их по всем городам и устроить для них Б. мужские и женские под ведением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие Б. на счет частной милостыни. В связи с этими мерами стоит учреждение Приказа строения Б.; в то же время цари продолжали устраивать и поддерживать Б. в Москве и других городах на счет своей царской казны, именно на суммы Приказа Большого дворца. Во второй половине XVII века в Москве существовало до семи или до восьми более или менее обширных царских Б. Была известна Б. Моисеевская , устроенная на 100 чел., другая у Боровицкого моста на 38 чел., далее на Могильцах для 12, потом Покровская , Кулиженская , Петровская ; далее у Боровицкого моста на 8 человек робят и в Сретенском монастыре род больницы «болящим и бродящим и лежащим нищим по улицам». Всех богадельников в царских Б. насчитывалось до 410 человек. Но заботы правительства о надлежащей организации Б. были до конца XVII ст. весьма слабы. Существенная перемена в этом деле должна была произойти вследствие указа г. царя Фёдора Алексеевича об устройстве в Москве двух шпиталень по новым еуропским обычаям , одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами , на Гранатном дворе . Для обеспечения этих шпиталень назначались вотчины, бывшие за Архангельским епископом и за Знаменским монастырем, чтобы «впредь, по улицам, бродящих и лежащих нищих не было»(этот замечательный указ не вошёл в Полное Собрание законов; в новейшее время напечатан в «Курсе государственного благоустройства», Киев , г., ч. I, стр. 105-111).

XVIII век

За этим проектом следует законодательство Петра Великого, который, преследуя нищенство и воспрещая частную благотворительность, повелел в г. завести по всем губерниям Б. для престарелых и увечных, неспособных к работе, и в такие монастырские и церковные Б. прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и увечных военных чинов, а для содержания их указал давать им хлебное и денежное жалованье; на построение при церквах Б. для нищенствующих больных повелено было обращать свечные сборы. Открывавшихся при ревизиях увечных и дряхлых, неспособных к труду, повелевалось (в г.) в оклад не писать, а отправлять в Б. - распоряжение замечательное, но оказавшееся невыполнимым по недостаточности Б. Средства церковные оказывались весьма недостаточными для заведения и содержания Б., а надежды, которые Пётр возлагал в этом деле на созданные им городовые магистраты , не оправдались. Вот почему при преемниках Петра I до Учреждения о губерниях беспрестанно повторяются указы как о преследовании нищенства, так и о заведении Б. В Учреждении о губерниях г. является попытка устроить это дело на совершенно новых началах, попытка, оказавшаяся малосостоятельною. Устроение и заведование Б. поручено было созданному в каждой губернии приказу общественного призрения бедных. Приказам поручалось учреждать в городах и селениях Б., особые для мужчин и особые для женщин. Кроме увечных и престарелых бедняков, в эти Б. указывалось помещать: бродяг и преступников, ссылаемых в Сибирь , если по дряхлости и болезням не могут туда следовать, увечных отставных нижних чинов, захваченных в прошении милостыни, исключаемых за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости неспособных трудом снискивать пропитание и т. п.

XIX век

При таком составе призреваемых да при плохой ещё администрации большинство богаделен до передачи их в ведение земства () и городов () находилось в состоянии весьма неудовлетворительном. Для приведения их в лучшее состояние земские собрания прежде всего стали заботиться о помещении в Б. только беспомощных бедных, и многие из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного помещения в земские Б. бродяг. В то же время земства стали заботиться о призревавшихся в Б. сиротах, о расширении комплекта призреваемых, об устройстве новых Б., и многим из них (напр., Новгородскому) удалось привести Б. в совершенно иной вид. Значительные результаты достигнуты и г. С.-Петербургом. Первая забота по устройству в нём Б. принадлежит царевне Наталье Алексеевне, которая в г. близ нынешнего Таврического сада учредила Б. для убогих старух. Из др. Б., учрежденных в прошлом столетии, осталось три: Инвалидный дом императора Павла I и Б. Волковская и Лаврская. В настоящее время все Б. Петербурга разбиваются на 2 группы: несословные и сословные. Первая группа в свою очередь подразделяется: 1) на Б. для лиц всех сословий и всех исповеданий, 2) на Б. для лиц всех сословий православного исповедания и 3) на Б. для лиц всех сословий иноверческих исповеданий; в состав второй группы входят Б.: 1) для лиц привилегированных сословий, 2) для лиц духовного звания, 3) для купцов, мещан и ремесленников и 4) для лиц военного звания. Число всех Б. и приютов в С.-Петербурге, предназначенных для призрения престарелых и беспомощных, простиралось в г. до 80, не считая в том числе домов дешевых и бесплатных квартир, носящих иногда название Б.

Из них православным приходским попечительствам принадлежат 24, иноверческим приходам - 10, благотворительным обществам - 5, Импер. человеколюбивому обществу - 4, частным лицам - 10, а остальные разным ведомствам. Собственные капиталы имеют 24 богадельни, из них 16 кроме того владеют недвижимым имуществом (домами, где помещаются) и 5 имеют только недвижимое имущество; к 1 января все 29 Б. располагали капиталами, движимыми и недвижимыми, на сумму в 9542198 р. 76 к. Общее число призреваемых доходило до 8560 чел., в том числе женщин 6849; общая сумма расходов за г. составляла 150 с лишним тысяч рублей. Сравним эти цифры с цифрами, представляемыми другими столицами Европы . В Вене число призреваемых в 17 городских и 5 частных Б. простиралось в г. до 5088 с расходом в 969262 р.; в Берлине в том же году имелось 14 госпиталей и Б. на чел. с расходом в 250364 руб., кроме того, 14 частных Б с 937 призреваемыми и расходом в 268000 р. В Париж , где все дело общественного призрения сосредоточено в руках города, 11 городских Б. призревало в г. 15593 чел., и на содержание их израсходовано 2836158 руб. Оказывается, что Петербург , который на благотворительные дела тратит меньше других столиц (за исключением частной благотворительности, в СПб. на 1 жит. приходится 1,5 р., в Берлине - 2,9, в Париже - 5,7, в Вене - 6,2), имеет большее число Б., да и число призреваемых в них сравнительно больше. Обстоятельство это объясняется отсутствием других видов призрения, сравнительно слабым развитием частной благотворительности и недостатком цельного законодательства о бедных, которое не только возлагало бы на каждую общину обязанность призревать своих членов, впавших в бедность, но и дало бы этому делу надлежащую организацию. Общее число всех Б. с России не может быть установлено за недостатком точных статистических данных, в особенности по отношению к тем губерниям, где не введены земские учреждения и где дело призрения бедных осталось в ведении приказов.

См. также

Литература

  • О начале Б. в Москве см. статью И. М. Снегирева в кн. «Литературный вечер» (М., )
  • В. И. Межов. Благотворительность в России. - СПб., ).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Богадельня" в других словарях:

    Заведение, странноприимный дом, приют Словарь русских синонимов. богадельня странноприимный дом (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Жен. (от делать или от деля, для) заведение для призора дряхлых, увечных и неисцелимых нищих; божий дом, божий приют. Бей челом в тюрьме, да в богадельне. Богадельню построишь и то на весь мир не угодишь. За тюрьму, за суму, да за богадельню не… … Толковый словарь Даля

    В России до 1917 приют для престарелых и инвалидов. В переносном смысле, ироническое о каком либо учреждении, организации, где много бездеятельных и неспособных людей … Большой Энциклопедический словарь

    БОГАДЕЛЬНЯ, богадельни, род. мн. богаделен, жен. (от церк. слав., бога деля для бога). 1. Благотворительное учреждение для призрения инвалидов (дорев.). 2. Бездеятельное учреждение (ирон.). Разве можно вести работу в этой богадельне! Толковый… … Толковый словарь Ушакова