Гиппократ: краткая биография и важные открытия, сделанные для человечества. Гиппократ, его вклад в становление и развитие медицины Гиппократ разработал учение

13

Позитивная психология 29.11.2017

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о Гиппократе. О его клятве наслышаны все, и нередко пациенты призывают врачебное сообщество быть верными ее постулатам. Но вот кто такой сам Гиппократ, что он сделал для развития науки о здоровье? Почему его называют «отцом медицины»? И был ли он реальной личностью или персонажем красивой древней легенды?

В последние годы активировались дискуссии по поводу медицинской этики. Врачей и иных работников здравоохранения обвиняют то в халатности, то в нарушении моральных норм. От них требуют полной самоотдачи, чуть ли не подвигов на ниве спасения нашего здоровья. Которое, чаще всего, мы сами же изрядно подкосили.

«Обличители» апеллируют к «Клятве Гиппократа», хотя большинство из нас ее никогда не читало и не знает, что именно она провозглашает. Но есть и обратная сторона проблемы: отношение общества, государства, к врачам. Нынешний вал сокращений штатов и «оптимизации» медицинских учреждений приводит к ухудшению качества врачебных услуг.

Не редкость – случаи нападений на сотрудников скорой помощи, врачей приемных покоев и стационарных отделений. Были и трагические ситуации, как недавняя история с акушером из Ангарского перинатального центра, которая ушла из жизни после «рабочей смены», что длилась около 30 часов.

Оппоненты ответят, что есть и немало шокирующих историй с виновными «по ту сторону баррикад». И тоже будут правы.

Даже интересно, как бы себя повел в некоторых нынешних особых обстоятельствах великий Гиппократ? Чтобы хотя бы приблизиться к ответу, вспомним, что нам известно о его личности и судьбе. Поговорим мы и о трудах Гиппократа и немного коснемся фактов его биографии.

В анналах истории

Когда современники говорят о Гиппократе, многим кажется, что это исключительно легендарная, не реальная личность. Но это не так: такой целитель действительно жил в Древней Греции около двух с половиной тысячелетий назад. Мы можем это утверждать, ссылаясь на труды философов того времени – Аристотеля и Платона. Дошли до нас и некоторые сочинения, автором которых наука считает «отца медицины».

А через пять веков первую его официальную краткую биографию составил римский историк Соран Эфесский. Помимо упоминаний именитых современников, исследователь опирался в своих изысканиях и на редкие крупицы автобиографических сведений, что оставлял в своих трудах сам Гиппократ.

Датами жизни древнегреческого эскулапа считаются 460 - 377 годы до новой эры. То есть, прожил он по тем временам весьма долго: 83 года. Современники относили его к асклепиадам, то есть, последователям и даже продолжателям рода Асклепия, древнегреческого бога медицины. Они проповедовали максимально приближенные к человеческой природе методики оздоровления, в совокупности с привлечением религиозных обрядов.

Это была достаточно закрытая «корпорация», где огромное внимание уделялось преемственности поколений. У асклепиадов культивировалась семейственность в хорошем смысле слова. Знания в области врачевания рекомендовалось передавать ближайшим родственникам.

Ученики со стороны тоже были, но такая практика не особо поощрялась: ведь это ремесло было достаточно доходным, и передавать его секреты в чужие руки было просто нерационально. Хотя за отдельную плату могли обучить азам профессии любого желающего и достаточно способного претендента. Очень похоже на теперешнюю корпоративную политику с ее коммерческими тайнами, не правда ли?

Вот и у нашего героя сложилась своя трудовая династия: он свои навыки получил от отца, Гераклида, а затем и его сыновья Фессал и Дракон, и зять Полиб тоже занялись целительством. Сам Гиппократ совершенствовался в этом непростом искусстве, путешествуя по разным странам, присматриваясь к особенностям работы местных знахарей.

В те времена было принято вывешивать в храмах, посвященных Асклепию (в римском варианте — Эскулапу) обетные таблицы, где формулировались основы подхода к лечению. Их тоже повсеместно изучал пытливый врачеватель, прежде чем стать признанным авторитетом в этой области знаний и умений.

Помимо этих профессиональных знаний, он стремился совершенствоваться и в области красноречия, и в постижении философских основ бытия. Брал уроки у выдающихся философов - Демокрита и Горгия.

Основы учения Гиппократа

Чем же так ценно наследие этого ученого и практика древности? Его теоретические выкладки и обобщенный опыт собраны в ряде медицинских трактатов. Существует так называемый «Гиппократовский корпус» из 60 сочинений. Сколько из них принадлежит самому «отцу медицины», до сих пор точно не известно, разные аналитики называют цифры от 8 до 18. Остальные трактаты приписывают его ученикам, в первую очередь, сыновьям.

Большинство биографов великого эскулапа и гуманиста достаточно обоснованно считают принадлежащими перу Гиппократа такие сочинения как: «О суставах», «Прогностика», «О переломах», «О воздухах, водах и местностях», «О диете при острых болезнях», «О ветрах», сюда же относят первую и третью книгу «Эпидемий», четыре первых раздела «Афоризмов», а также этические наставления «Закон», «Наставления», «О благоприличном поведении», «О враче», «Клятва».

Новаторским и даже революционным был сам подход к лечению, обоснованный в данных исследованиях и подтвержденный десятилетиями успешной врачебной практики.

Тогда, за несколько веков до нашей эры, недуги объясняли влиянием злых духов, колдовством и прочими мистическими причинами. Гиппократ же заявил, что сбои в работе организма человека возникают по вполне естественным причинам. Если их вовремя выявить, то и справиться с болезнями будет вполне возможно.

Врачеватель был очень наблюдательным. Многие годы, десятилетия он отслеживал, систематизировал, записывал признаки разных заболеваний, из анализа подробных бесед с пациентами делал выводы о причинах недугов.

Этот научный подход уже при жизни сделал Гиппократа настоящей легендой, истинным наследником Асклепия. А его последователи объединились в Косскую школу, слава которой не померкла и до сих пор. Вместе они создали надежный фундамент для современной медицины.

Основными факторами, влияющими на здоровье людей, наблюдательный исследователь назвал окружающую среду и наши повседневные привычки.

Природные условия – это климат местности, преобладающие ветра, общее состояние воздуха, воды, почвы – все это наш мир, с которым мы не просто соприкасаемся, а постоянно взаимодействуем.

Великий реформатор понимал и важность наследственных факторов, того багажа, что человек получает уже по праву рождения. Наконец, надо брать во внимание и условия, в которых мы живем – что едим, насколько интенсивно трудимся, крепок ли и достаточно продолжителен сон и пр.

Вот как Гиппократ размышляет о роли осмотра больного: «Осмотр тела — целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения». Сам он действительно пытливо всматривается, вслушивается, и постоянно что-то записывает. Его трактаты – это и описания особенностей отдельной местности с их влиянием на здоровье жителей, и краткие заметки-рассуждения, и зарисовки об особенно интересных случаях из практики, и гениальные прорывы обобщений.

Позволю себе привести еще одну цитату из первой книги «Эпидемий». Хотя она и обширная, но многое скажет о тщательности подхода к диагностике, который проповедовал наш герой.

«Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее — пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, — следует вести исследование».

Обратите внимание, дорогие читатели, сколь широк подход врачевателя: он считает нужным учесть и манеру говорить, и даже молчание пациента. Стремится заглянуть в ход его мыслей, а уж набор тонкостей физиологических проявлений просто поражает. При отсутствии в те времена клинических исследований эти наблюдений действительно моги стать решающими в борьбе с опасными недугами.

В сочинениях, касающихся основ хирургии, он рассказывает о довольно обширном арсенале операционного инструментария того времени, а помимо этого, описывает разные способы перевязок и лекарственные средства, которые при этом применялись. Не оставил он без внимания и лечебные диеты, и вопросы гигиены, и другие аспекты комплексного подхода к здоровью.

И на «солнце медицины» есть пятна?

Когда мы говорим «легендарная личность», это не только дань уважения к великому человеку. Надо понимать, что истории, рассказанные о нем, это отчасти легенды, достоверность которых мы не в силах подтвердить.

Вот и о Гиппократе немногое мы можем сказать уверенно. Рассказывают, как однажды он остановил эпидемию чумы в Афинах, собрав в кулак весь организационный и медицинский ресурс столицы. Потом, как уверяют биографы, целитель спас правителя Македонии, у которого развилась тяжелая фобия на основе повышенной мнительности, страха перед болезнями.

Часто в разных источниках упоминается эпизод с мыслителем Демокритом. Жители Абдера считали философа безумцем, и призвали медицинское светило, дабы он официально подтвердил их «народный диагноз». Основания для столь серьезных выводов, казалось, лежали на поверхности: Демокрит нередко смущал окружающих громким беспричинным смехом.

Гиппократ после тщательного обследования и продолжительной беседы с мудрецом пришел к выводу, что тот абсолютно вменяем. А смех философа был вызван человеческими поступками, ничтожными делами, которыми мы постоянно озабочены, не замечая вокруг ничего высокого, вечного, не ценя минут истинного счастья, не стремясь к познанию мировой гармонии.

Но особо въедливые биографы находят в его послужном списке и другие факты. Они не укладываются в пасторальную картину абсолютной «благости» врачевателя. Зато прекрасно вписываются в реалии того непростого времени.

Однажды он отказался лечить некоего пациента, которого историки называют Цезарем Светонским. Тот страдал от гипертонии, но Гиппократ отказал родственникам бывшего воина в курсе лечения травами. Причина была тривиальна: семейство оказалось неспособным заплатить за его чудодейственные настои и отвары. И ладно бы, если б отказ был честным. Но из уст в уста, из века в век передается некрасивая история, что целитель якобы назвал неверный диагноз – мигрень. В итоге пациент не стал обращаться к другим врачам, и после нового гипертонического криза умер.

Был и еще один случай, когда Гиппократ прибег, фактически, к эвтаназии, предложив тяжелому и неплатежеспособному больному яд. Там ответственность за принятие решения разделили родные бедолаги, но сути этого не меняет.

Были ли эти и подобные им истории реальностью или их придумали завистливые конкуренты Гиппократа? Наверное, мы этого уже никогда не узнаем. Но соперничество за богатых клиентов было, это неоспоримый факт. Оно и теперь существует, и мы не можем быть уверены в полной беспристрастности тех, в чьи руки вверяем свое здоровье. Но все это не умаляет заслуг великого врачевателя, который всю жизнь посвятил святому делу изучения человеческой природы и разработал основополагающие методики поддержания здоровья.

Предлагаю вам посмотреть небольшой документальный фильм о жизни Гиппократа.

Клятва Гиппократа

Текст этой присяги, что принимают медики в разных странах мира, существует в несколько отличающихся друг от друга вариантах. Но эти отличительные детали малозначительны. В наследии Гиппократа есть много страниц, посвященных профессиональной этике докторов. Современный вариант текста «Клятвы Гиппократа» базируется на этих постулатах, но это не авторские формулировки известнейшего эскулапа древности. Текст явно был написан позже, уже после его смерти, учениками, последователями великого Наставника. И правильнее говорить, не клятва, а присяга Гиппократа.

А в наши дни, практически в том виде, в каком она существует и поныне, Врачебная заповедь увидела свет в Женеве в 1848 году. По сравнению с наставлениями, которыми пользовались врачи в предыдущие столетия, это более компактный, сокращенный вариант.

Текст клятвы (присяги) Гиппократа на русском языке

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Поясню, что Гигеея (Гигиея) и Панакея (Панакия, Панацея) – это дочери бога врачевания Асклепия. От имени первой произошло название раздела медицины «гигиена», а от имени второй – термин «панацея», то есть, идеальное лекарство широкого спектра действия. Абортивный пессарий – это лекарство, чаще всего, в форме травяного настоя, вызывающее кровотечение и выкидыш.

Гиппократ (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос - между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса). Знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - и . Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

«Клятва Гиппократа» (хотя на самом деле она совсем не принадлежит Гиппократу). После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве и опускает большие куски исходного текста.

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому" .

Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.

Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Кроме другого греческого врача - Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен. (Асклепия стали считать богом только после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.

Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование получил от отца - врача Гераклида - и других врачей острова; затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер - 18, а Ков-нер - несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), наконец - хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг "Эпидемий" представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал Мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: "Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения".

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги "Эпидемий": "Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование" .

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Он не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей; он исследует его мысли. Даже "умолчания" больного служат для него указанием! Задача непосильная, в которой запутался бы любой ум, лишенный широты.

Как сказали бы сегодня - эта медицина отчетливо психосоматическая. Скажем проще: это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больною, чтобы он, под руководством врача, весь - душой и телом - участвовал в своем выздоровлении.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной дие-тологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени - Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия , а по матери - Геракла . Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа :

  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Гносидик
  • Гиппократ I
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов . Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины .

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря .

Памятник Гиппократу на его родном острове Кос

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета . У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену , стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом .

Гиппократовский корпус

Платан на острове Кос, под которым, по преданию, работал Гиппократ

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время , в середине III века до н. э. в Александрии .

Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности, Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семеро людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб) .

Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений . Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Трохачёв проанализировал работы четверых специалистов - Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми» .

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений :

Этика и деонтология Глазные болезни Акушерство и гинекология

47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии

Детские болезни Резюме ко всем разделам

56. Афоризмы (Л, Н)

Биографические легенды

57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата , в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку , отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний .

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках .

  • Преобладание желчи (греч. χολή , холе , «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком .
  • Преобладание слизи (греч. φλέγμα , флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком .
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис , сангуа , «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником .
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή , мелэна холе , «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом .

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных , так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям .

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова , «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» .

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни . Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным .

Обследование больных

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации . Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия , аускультация , пальпация , конечно, в самой примитивной форме .

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа »), лечения ран , фистул , геморроя , эмпием .

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции .

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях .

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну .

Клятва Гиппократа

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками

Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому .

2. Принцип непричинения вреда

4. Отказ от интимных связей с больными

5. Сохранение врачебной тайны

Оплата врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.

При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался» .

Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.

В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:

Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности .

А иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы . Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусству .

Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения , а излишне суровый теряет необходимое доверие . Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета .

Крылатые выражения

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они и написаны на древнегреческом, часто цитируются на латыни - широко использовавшемся в медицине языке.

Легенды

Из современников, Платон и Аристотель в своих сочинениях упоминают «самого великого врача-асклепиада Гиппократа». Благодаря дошедшему до наших дней сборнику трудов «Гиппократовскому корпусу», из которого лишь некоторые сочинения современные исследователи приписывают самому Гиппократу , можно судить об его учении.

Множество легенд и историй о жизни Гиппократа имеют неправдоподобный характер и не подтверждаются современными историками. Схожие предания существуют о другом знаменитом враче Авиценне , что также подтверждает их легендарный характер. К ним можно отнести легенду о том, как Гиппократ приехав в Афины , в которых свирепствовала чума , провёл ряд мероприятий, после которых эпидемия прекратилась. Согласно другой легенде при лечении царя Македонии Пердикки II Гиппократ диагностировал у него аггравацию - неумышленное преувеличение своего болезненного состояния .

К другим неподтверждённым историям следует отнести отказ Гиппократа покинуть Грецию и стать лечащим врачом самого царя империи Ахеменидов Артаксеркса . Согласно ещё одной легенде, граждане Абдер пригласили Гиппократа для лечения знаменитого древнегреческого философа Демокрита , посчитав того умалишённым. Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему человеческие дела на фоне великого мирового порядка. Гиппократ встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого заявил, что тот является одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Эта история является первым упоминанием, когда общество потребовало подвергнуть медицинскому освидетельствованию на предмет «ненормальности» .

В противоположность преданиям, которые описывают Гиппократа идеальным врачом, умнейшим и принципиальным человеком, Соран Эфесский приводит легенду о постыдном поступке Гиппократа, согласно которой он сжёг асклепион (медицинский храм, в котором одновременно лечили людей и поклонялись богу медицины Асклепию) книдской школы, соперничавшей с косской. Византийский грамматик XII столетия Иоанн Цец трансформирует данную легенду об этом поступке. Согласно его сочинениям, Гиппократ сжёг храм не соперничающей книдской школы, а собственной косской, с тем, чтобы уничтожить накопленные в нём медицинские знания, оставшись таким образом единственным их обладателем .

Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа

Ноготь Гиппократа

Своеобразная деформация ногтей, более известная под названием «ногти в виде часовых стёкол » . Часто сочетается с колбовидным утолщением концевых фаланг пальцев рук - «пальцами в виде барабанных палочек ». Являются признаком гипертрофической остеоартропатии, возникающей при длительных нарушениях газового обмена на фоне хронических заболеваний лёгких (абсцесс лёгкого , бронхоэктазы, опухоли лёгких и др.). Такая деформация может быть отмечена также при врождённых пороках сердца (особенно при цианотической группе этих пороков), при хроническом септическом эндокардите , при билиарном циррозе печени .

Шум плеска Гиппократа

Маска Гиппократа

Термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика»:

Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа

Пострадавший лежит на спине. Хирург садится со стороны вывиха лицом к больному и берёт повреждённую руку за предплечье выше запястья . После этого вставляет средний отдел одноимённой с вывихнутой рукой стопы в подмышечную ямку. При этом наружный край среднего отдела стопы упирается в боковую поверхность грудной клетки , а внутренний - в медиальную поверхность верхней трети плеча . Образуется двусторонний рычаг , коротким плечом которого являются головка и верхняя часть плечевой кости, а длинным - средняя и нижняя трети плеча. Хирург начинает постепенно, без рывков, наращивать силу тяги по оси руки с приведением её к туловищу. В это время по принципу действия рычага головка плечевой кости постепенно выводится в суставную поверхность лопатки и становится на место. Плечевой сустав приобретает нормальную форму, восстанавливаются пассивные движения. После этого производится иммобилизация сустава .

Шапочка Гиппократа

Представляет собой повязку на голову. Накладывается с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов. Одним бинтом всё время делают циркулярные обороты через лоб и затылок, укрепляя ходы второго бинта, прикрывающей свод черепа от средней линии вправо и влево. Концы бинта связывают в затылочной области .

Литература

Переводы

Русские :

Английские :

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 8 томах (№ 147-150, 472, 473, 477, 482) с приложением в том IV «О мире» Гераклита.

Французские :

  • Издание в серии «Collection Budé» не завершено. Hippocrate :
    • Tome II, 1re partie: L’Ancienne médecine. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 272 p.
    • Tome II, 2e partie: Airs, eaux, lieux. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 452 p.
    • Tome II, 3e partie: La Maladie sacrée. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2003. CXXXVIII, 194 p.
    • Tome IV, 3e partie: Epidémies V et VII. Texte établi et traduit par J. Jouanna, annoté par J. Jouanna et M. D. Grmek. 2e tirage 2003. CXLVIII, 463 p.
    • Tome V, 1re partie: Des vents - De l’art. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 352 p.
    • Tome VI, 1re partie: Du régime. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. XXXVI, 253 p.
    • Tome VI, 2e partie: Du régime des maladies aiguës. - Appendice. - De l’aliment. - De l’usage des liquides. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 257 p.
    • Tome VIII: Plaies, nature des os, coeur, anatomie. Texte établi et traduit par M.-P. Duminil. 2e tirage 2003. 304 p.
    • Tome X, 2e partie: Maladies II. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 398 p.
    • Tome XI: De la génération. - De la nature de l’enfant.- Des maladies IV. - Du foetus de huit mois. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 385 p.
    • Tome XII, 1re partie: Nature de la femme. Texte établi et traduit par F. Bourbon. 2008. 528 p.
    • Tome XIII: Des lieux dans l’homme- Du système des glandes. - Des fistules. - Des hémorroïdes. - De la vision. - Des chairs. - De la dentition. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 318 p.

Исследования

  • Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. - СПб. , 1840. - 251 стр.
  • Козлов А. М., Косарев И. И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины: Уч. пособие. М .: I ММИ. 1983. - 84 стр. - 1000 экз.
  • Жак Ж. Гиппократ. / Пер. с фр. (Серия «След в истории»). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 457 стр.
  • Солопова М. А. Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа // Философские науки . 2012. № 1 (8). С. 5-25.

Примечания

  1. Гиппократ // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия, 1977. - Т. VI (Гипотиреоз - Дегенерация). - С. 37-38.
  2. Платон. Протагор (англ.) . Internet Classics Archive (380 г. до н. э.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 12 ноября 2010.
  3. Платон. Федр (рус.) . сайт Грани (IV век до н. э.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 1 декабря 2010.
  4. Аристотель. Часть седьмая. IV. 3 // Политика. - М .: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - С. 242. - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-065681-3
  5. //
  6. Гиппократ. Предисловие (С. Трохачёв) // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 3-42. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  7. Soranus Of Ephesus (англ.) . Britannica (2006). Архивировано
  8. Garrison Fielding H. History of Medicine. - Philadelphia: W.B. Saunders Company, 1966. - С. 92-93.
  9. Nuland Sherwin B. Doctors. - Knopf, 1988. - С. 7. - ISBN 0394551303
  10. HIPPOCRATES (англ.) . Britannica (1911). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 11 ноября 2010.
  11. Adams Francis. The Genuine Works of Hippocrates. - New York: William Wood and Company, 1891.
  12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  13. , с. 19
  14. Margotta, Roberto. The Story of Medicine. - New York: Golden Press, 1968. - С. 66.
  15. Martí-Ibáñez Félix. A Prelude to Medical History. - New York: MD Publications, Inc, 1961. - С. 86-87.
  16. , с. 19-23
  17. , с. 4
  18. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 1 Третий отдел // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 224-235. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  19. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 3 // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 239-270. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  20. Jones W. H. S. Hippocrates Collected Works I . - Cambridge Harvard University Press, 1868. - С. 11.
  21. , с. 8-9
  22. , с. 93-94
  23. , с. 15
  24. , с. 67
  25. Leff Samuel, Leff Vera. From Witchcraft to World Health. - London and Southampton: Camelot Press Ltd., 1956. - С. 51.
  26. В. Д. Небылицын. Темперамент . Большая Советская Энциклопедия. Проверено 12 ноября 2010.
  27. Темперамент // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия, 1985. - Т. XXIV (Сосудистый шов - Тениоз). - С. 536-537.
  28. , с. 46,48,59
  29. Силуянова И. В. Актуальные вопросы биомедицинской этики // Всероссийский съезд православных врачей России . - Белгород, 28 сентября 2007 года.
  30. Гиппократ. Клятва // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 45-46. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  31. Бобров О. Е. Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа . Союз противораковых организаций России. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 ноября 2010.
  32. Гиппократ. О благоприличии 5. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 71. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  33. Гиппократ. Наставления 4. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 80-81. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  34. Гиппократ. Наставления 6. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 81. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  35. Гиппократ. О враче 1. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 60. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ (Ἱπποκράτης) Косский (ок. 460-377 до н. э.) - древнегреческий врач, в философии - материалист, эклектически сочетавший учения различных греческих философов V в до н. э.; под его именем дошло множество медицинских трактатов, в основном законченных к середине IV в. до н. э.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 80.

Гиппократ из Коса (ок. 460 - ок. 356 до н. э.). Знаменитый греческий врач, «отец медицины». Его школа располагалась у гробницы Асклепия на Косе, впрочем он обучал медицине по всей Греции. Считается, что Гиппократ первым выделил медицину как самостоятельную дисциплину и попытался избавить ее от суеверий, ища естественные причины заболеваний путем научных наблюдений. Маловероятно, что обширные медицинские труды гиппократовой школы написаны лично Гиппократом, однако все они несут следы его учения. Еще в начале девятнадцатого века врачи применяли методы лечения и диеты весьма близкие к предложенным Гиппократом. До наших дней существует традиция, обязывающая молодых врачей принимать гак называемую «клятву Гиппократа», в которой сформулированы основные этические постулаты врача.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 78.

Гиппократ (лат. Hippocrates, ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) - древнегреческий врач, основатель научной медицины. Им написано 58 сочинений. Он считал, что болезни не посланы богом, а обусловлены влиянием окружающего мира, питанием, образом жизни. Он смотрел на медицину и философию как на две равные науки, старался их сочетать и разделять. Представил понятие об анамнезе, учение об этиологии, прогнозе, темпераментах. Тщательно разработанная Гиппократом этика врачей в отношении пациентов, которая принята в наши дни в качестве основы поведения врача, нашла свое отражение в так называемой «клятве Гиппократа».

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

Гиппократ с Коса (Hippokrates) (традиционные даты - ок. 460-380 гг. до н.э.). Врач, о котором известно очень мало. Очевидно, он умер в Лариссе (Фессалия). Собрание примерно из 60 медицинских работ, известное как «Корпус Гиппократа», написано на ионическом диалекте. Поскольку эти работы были созданы примерно между 430 и 330 г. до н.э. (возможно, позднее), они могут представлять собой библиотеку Гиппократовой медицинской школы, располагавшейся в целительном святилище Асклепия на о. Кос. Среди рассматриваемых трудов следует упомянуть «О древней медицине», «О священной болезни» (об эпилепсии), «О воздухах, водах и местностях», а также «Эпидемии». Собственные работы Гиппократа, судя по всему, утеряны, поскольку ни один из трудов Гиппократова корпуса нельзя однозначно приписать ему. Гиппократ считался образцовым врачом, которому приписывалось создание Клятвы Гиппократа. Он был известен со времен Платона.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447-448.

Гиппократ (Ιπποκράτης) (ок. 460, о. Кос, - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, «отец медицины», один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинениях Гиппократа обнаруживается знакомство с натурфилософией 5 века до н. э.- при осторожном отношении его к философским объяснениям «природы» человека и к попыткам строить медицину на их основе (особенно сочинение «О древней медицине»). В сочинении «О воздухе, водах и местностях» проводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Выделил четыре основных темперамента - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Под именем Гиппократа дошло много медицинских трактатов, ему не принадлежащих; подложными являются «Письма Гиппократа», повествующие, в частности, об его встречах с Демокритом; едва ли восходит к Гиппократу и так называемая клятва Гиппократа - исходный пункт развития профессональной врачебной этики.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения в русском переводе: Избр. книги, пер. В.И.Руднева, [Μ.Ι 1936-Соч., пер. В. И. Руднева, 1т.] 2-3, М., 1941-44.

Литература: Moon R. О., Hippocrates and his successors..., L., 1923; P o h l e n z M., Ilippokrates und die Begründung der wissenschaftlichen Medizin, B., 1938; WeidauerK.j Thukydides und die hippokratischen Schriften, Hdlb., 1954.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия. Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца - врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа сделалось собирательным, и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям. Подлинными исследователи признают от 18 до 8 сочинений. Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

Существует несколько сочинений Гиппократа этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и очистил ее от философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Гиппократ (Ἱπποκράτης) Косский (460-377 до н. э.) - легендарный греческий врач-философ, «отец медицины». Как полагает В. Йегер, гиппократовские тексты существенным образом повлияли на послесократовскую философию. В частности, Платон и Аристотель неоднократно приводили образцы гиппократовского метода в своих сочинениях (напр., «Федр» 270 с-d, «Законы» 857 с-d). Именем Гиппократа названа наиболее известная коллекция древнегреческих медицинских текстов - «Гиппократов сборник» (72 сочинения), собранная в Александрийском музее не позднее 3 в. до н. э., которая включает тексты различных школ, в т. ч. и одни из наиболее ранних сочинений натурфилософского характера: «О ветрах», где рассматривается «пневматическая» теория; «О природе человека», где излагается учение о 4 основных жидкостях живого организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в дальнейшем взятое за основу учением о «темпераментах» и теорией «гуморальной патологии», и др. Впервые здесь подробно обсуждаются такие понятия, как «фюсис» - природа, «динамис» - сила, широко используемые в последующей философской традиции. В сочинении «О благоприличном поведении» постулируется тесная связь медицины и философии, впервые зафиксирована необходимость «перенесения мудрости в медицину, а медицины в мудрость; ведь врач-философ подобен богу». В «Письмах» Гиппократа, представляющих по общему признанию историков науки позднейшие добавления в сборник, большое место занимает переписка с Демокритом и по поводу Демокрита (№ 10-17), объясняющая загадку «демокритовского смеха» скептическим взглядом философа на обыденные представления. «Клятва Гиппократа», общий пафос которой может быть сведен к фразе «не навреди», - один из основополагающих текстов по медицинской этике; по мнению JI. Эдельштейна, она создана в пифагорейской школе. По названию сборника «Клятва» получила название Гиппократовской и стала образцом для составления факультетских обещаний, которые произносили доктора медицины при получении степени. Тексты гиппократовского сборника были предметом углубленных комментариев многих философов и ученых эпохи эллинизма, Средних веков, Возрождения и Нового времени. Один из наиболее значительных комментаторов Гиппократа - знаменитый римский врач и философ Гален.

Наибольшей известностью во все времена пользовались «Афоризмы» Гиппократа, представляющие компендиум античной медицины. Первый афоризм - «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» - получил широкую известность, начало его часто цитируется - «Vita brevis, ars longa...».

В. А. Гуркин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 531-532.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres completes d"Hippocrate, vol. 10, par E. Littrc. P., 1839- 61;

Hippocrates Collected works, engl. transl. W. H. S. Jones. L., 1984;

Соч. в 3 т., пер. В. И. Руднева, комм, и вступ. ст. В. П. Карпова, т. 1.

Избр. книги. М., 1936; т. 2 и 3. Соч. М., 1941,1944.

Литература:

Ковнер С. История медицины, вып. 2, Гиппократ. К., 1882;

Йегер В. Пайдейя. М., 1997;

Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348-367;

Fredrich С. Hippoc- ratische Untersuchungen. В., 1899;

Edelstein L. The Hippocratic oath. Baltimore, 1943;

Smith W. D. The Hippocratic Tradition. N. Y., 1979.

Гиппократа называют «отцом медицины» потому, что он очистил её от ложной философии, ему удалось вывести её из тёмного эмпиризма. Гиппократ поставил медицину на научную основу.

Его трактаты оказали огромное влияние для развития медицинской науки, её теории и практики. Для всех медицинских работников именно Гиппократ определил этику поведения и высокий моральный облик. До сегодняшнего дня сохранилась традиция: получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Из биографии Гиппократа:

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) - историческая личность. Но, сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии и не очень точные данные о биографии Гиппократа.

Философ Платон даёт только приблизительные сведения о реальной личности Гиппократа, хотя в Древнем мире его имя было достаточно известно. По сведениям Платона, родина Гиппократа – остров Кос, расположенный около побережья нынешней Турции. Ещё известно, что он преподавал медицину и называл себя «асклепиадом» (одним из тех, кто считался потомком бога медицины Асклепия) или «целителем», однако до сих пор неизвестно, каких убеждений он придерживался в отношении процесса лечения. Всё остальное домыслы: даже достоверные данные о датах его жизни и смерти отсутствуют. Согласно тому же Платону, знаменитый врач жил примерно в 430 гг. до н. э., но более точные даты рождения являются лишь плодом воображения.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Существует такая биография Гиппократа:

Гиппократ родился около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Происходил Гиппократ из семьи потомственных врачей. Правда, имя его означает в переводе на русский - «управляющий конями». То есть по-простому - кучер.

Так как свою родословную Гиппократ вёл от бога медицины и врачевания Асклепия, поэтому и клятва его начиналась со слов «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели».

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

В 20 лет у Гиппократа уже была репутация превосходного врача. Как и все его предки, он занимался практической медициной. Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Гиппократ женился в молодом возрасте на девушке из знатной семьи. У них родилось два мальчика (Фесалл и Драконт) и девочка. Оба сына также выбрали для себя медицинский жизненный путь, и в честь знаменитого отца каждый из них назвал своего ребёнка. Приемником Гиппократа стал и его зять (муж дочери) Полиб.

Фесалл занимал должность лейб-медика у царя Македонии Архелая. У него было три сына – Гиппократ III, Драконт II и Горгия. У Драконта был один сын – Гиппократ IV, который состоял на службе у Александра Македонского в качестве личного врача его супруги Роксаны. Все четыре внука Гиппократа занимались врачеванием.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте. Сколько лет прожил Гиппократ, точно неизвестно. Историки утверждают, что на момент смерти ему было около 83-104 лет. Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, а захоронили великого врачевателя в районе Гиртона. Долгие годы его могила была местом паломничества. По легенде, водившиеся там дикие пчелы давали удивительный мед, обладавший целительными свойствами.

Медицинское и философское наследие Гиппократа:

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус. Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие Гиппократа.

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении тела человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни.

Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины». +По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента по одному внешнему виду. Он лечил своих пациентов целебными травами, которых знал свыше 200.

Не советовал он применять сразу много лекарств и разработал главный принцип современного врача в его работе с больным: «не навреди». +Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе. Признавал целительную силу гимнастики, купания, массажа, лечебной диеты.

И именно Гиппократ разработал учение о четырех темпераментах. По мнению отца медицины, в человеческом организме взаимодействуют четыре жидкости - кровь (сангва), желтая желчь (холе), слизь (флегма) и черная желчь (меланхоле). В организме они находятся в определенном количественном соотношении. Нарушение этого соотношения и приводит к расстройству психической деятельности. Так возникло деление людей на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

1.Пальпация

При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.

2.Аускультация

Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов. Конечно, в тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной).

Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Клятва Гиппократа и его этические принципы:

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва врача, в которой он сформулировал принципы своей работы и своих коллег. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни. Про клятву Гиппократа, которую произносят те, кто становится медиком, слышали наверняка все.

Клятва Гиппократа в переводе на русский язык:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

С тех пор клятва не один раз редактировалась. Например, древние римляне внесли в клятву обещание «не оказывать медицинскую помощь бесплатно».

В России новоиспеченный врач при получении диплома дает в торжественной обстановке «Клятву врача», текст которой принят президентом в 1999 году:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту.

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете.

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины - клянусь!»

Но даже, несмотря на то, что сегодня клятва в разных странах мира сильно отличается от оригинала, тем не менее, за врачом с острова Кос навсегда останется слава «отца медицины».

Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа:

Прошло более 2-х с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем.

1.Маска Гиппократа:

Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».

2.Пальцы или ногти Гиппократа:

Это когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.

3.Шапочка Гиппократа:

Так называется вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 сантиметров. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.

4.Скамья Гиппократа:

Эта скамья - впервые появившееся в сочинениях врачевателя описание медицинского оборудования для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью. Это был первый прообраз современного ортопедического стола.

5.Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча:

Этот метод заключается в следующем: травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткой упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

6.Шум плеска Гиппократа:

Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.

Интересные факты из жизни великого Гиппократа:

* Однажды Гиппократ лечил царя Македонии Пердикки II. Великий целитель диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние. *Гиппократ считал жир источником всех болезней.

*Как-то Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась сильная эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

*Был случай в жизни врачевателя, когда он дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил её впервые, она лишилась девственности.

*В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

Бюст Гиппократа

Знаменитые афоризмы Гиппократа:

*Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов.

*«Лечит врач, а исцеляет природа». Гиппократ этой фразой говорит, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.

«Противоположное излечивается противоположным». А, исходя из этого принципа Гиппократа, спустя 2000 лет основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

*«Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь всё всем понятно, что только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.

*«Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим фразой Гиппократ утверждает, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.

Статуя Гиппократа

Клятва врача. Россия

фото из интернета