Как приучить собаку не есть без команды. Как научить собаку не подбирать корм с земли Как научить собаку команде стоять

О трудных подростках написано много умных и полезных статей и книг, о трудных же собаках и о том, как их перевоспитывать, к сожалению, в литературе сведений практически нет - дрессировщики скрывают свои секреты. Попробуем дать несколько советов.

Перед вами двухмесячный щенок . Он игрив, беззаботен и беззащитен - этакий дурачок-попрыгунчик. Послушайте его владельцев: их рассказы о нем полны любви и умиления - эта вислоухая прелесть уже прокралась к ним в сердце...

В возрасте трех-пяти месяцев разговоры о щенке по-прежнему полны умиления, но в них уже проступает и озабоченность, ведь у владельцев появились проблемы с его воспитанием. Щенок подрос, вытянулся, стал более активным и самостоятельным, но... менее послушным. Без специальных знаний с ним уже трудно справиться требуется вмешательство инструктора по дрессировке.

Наконец, долгожданная консультация. Масса вопросов и советов. Но вот парадокс: внимательно слушая советы, а подчас (что особенно удивительно) и записывая их, начинающие собаководы на самом-то деле крайне редко этим советам следуют. По-видимому, суть этого явления том, что каждый здравомыслящий человек, особенно взрослый, считает себя специалистом в целом ряде наук профессий (педагогика, психология, медицина, ветеринария и т.п.), в том числе и в вопросах, связанных с воспитанием и дрессировкой собак.

Полагаясь на свой здравый смысл, владельцы щенков редко пользуются советами профессионалов или же используют их по своему усмотрению. В результате их усилий к 8 - 12 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей собаки) проблемы нарастают, как снежный ком, умиления в рассказах о любимце становится все меньше, а горечи все больше.

Как этого избежать? Ответ прост: любое дело, будь то вождение автомобиля, работа на компьютере или управление собакой, требует специальных знаний и усилий со стороны того, кто хочет его освоить. В отличие от самой совершенной машины, устройство которой изначально предопределено человеком, собака - существо живое, имеет сложный внутренний мир, обладает своей собачьей волей, хитростью, эмоциями и умением любить и ненавидеть. При управлении собакой в ответ на, казалось бы, одни и те же ваши слова и действия, может наблюдаться абсолютно разная реакция. Поэтому мало просто желать управлять собакой, нужно еще захотеть научиться видеть, понимать и предвидеть, т.е. научиться "читать" поведение собаки, понимать ее устремления и предугадывать их последствия.

Бесполезно сетовать и сокрушаться. Единственный путь решения возникших проблем, связанных с воспитанием собаки - ваши обдуманные и целенаправленные действия. Подчас проблемы, мучающие любителей-собаководов годами, с помощью специалиста решаются в течение нескольких часов или дней. Если собака психически здорова (а это должен определить инструктор по дрессировке) - вам можно и нужно еще помочь.

Очень часто, сами того не желая, начинающие собаководы вырабатывают у щенка дурную привычку тащить хозяина на поводке за собой. Это сильно портит их совместную жизнь, превращая ее подчас для владельцев собаки в добровольную каторгу, и каждая прогулка становится для хозяина пыткой.

Обучить собаку не тянуть вас намного легче, чем обучить ее идти рядом по команде . Этот навык в процессе в отработки значительно проще довести до уровня нормы поведения (т.е. такого, которое становится для собаки естественным, привычным), нежели навык "хождения рядом". Это объясняется тем, что границы формируемого навыка (т.е. что и по каким правилам надо делать) "хождения на свободном поводке" более просты и их легче соблюдать как дрессировщику, так и собаке.

Собака, взятая на поводок, не должна тянуть своего хозяина независимо от длины поводка, направления и темпа движения, а также места прогулки. При изменении направления движения дрессировщика собака должна также менять направление, следуя за ним.

Сигналом к изменению темпа или направления движения ей служит степень натяжения поводка, определенная субъективными ощущениями дрессировщика. Следует также отметить, что собака, обученная не тянуть поводок, при дальнейшем обучении намного легче и быстрее осваивает навык "хождения рядом".

Чтобы довести ваши требования до собаки с минимальными физическими затратами и не мучить ее понапрасну, прежде всего необходимо научиться управлять ею с помощью поводка. "Да я и так дергать умею!" - возмутитесь вы И будете, скорее всего, не правы. Ведь, как показывает практика, в 95% случаев начинающие дрессировщики не умеют пользоваться поводком. Однако при должной тренировке и правильной технике даже хрупкая женщина и слабый ребенок могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение собаки. А при неумелом обращении с поводком и крупный мужчина оказывается подчас неспособным к эффективному управлению. К сожалению, субъективные ощущения не всегда отражают реальную подготовку и технику начинающего дрессировщика. Вот почему рекомендую осваивать технику воздействий поводком не на собаке, а на каком-нибудь модельном объекте - например, привязав поводок к забору или руке собственного мужа. Дергая забор, вы сами почувствуете силу вашего воздействия, а человек подтвердит или опровергнет ваше мнение.

Рывки поводка должны быть резкими, короткими, направляющими, но не тянущими. Важно запомнить, что независимо от длины поводка и количества производимых дрессировщиком рывков он должен быть всегда провисшим.

Вспомните образ козы, которую тащат на веревке: как она, бедная, упирается и сопротивляется... Подобное же происходит и с собакой. Стоит хозяину натянуть поводок, как пес тоже вдруг начинает его тянуть, во всю собачью мощь, а стоит ослабить, так он тут же перестает это делать. Проверьте на собственном опыте, и вы убедитесь в моей правоте. Чем длиннее поводок, тем легче регулировать его длину, а значит проще научить собаку его не тянуть. Сила рывков должна нарастать постепенно - от слабых к более сильным.

Овладев техникой рывков, перейдем к практической дрессировке. Перед началом работы собаку необходимо приучить к "строгому" ошейнику специальной конструкции, для чего необходимо надеть его на собаку за 3 - 5 дней до начала работы и не снимать даже на ночь. "Строгий" ошейник должен сидеть плотно, однако более свободно, чем обыкновенный мягкий ошейник (так, чтобы под ошейник легко входило четыре пальца взрослого человека). Обычный ошейник вы так же, как и раньше, будете надевать, выходя на прогулку, и снимать, вернувшись с нее.

Специальный "строгий" ошейник, конструкция которого от обычных "строгих" ошейников отличается тем, что шипы, вызывающие у собаки неприятные ощущения, монтируют на обычный мягкий ошейник. Необходимость в такой конструкции ошейника вызвана тем, что если его надеть на собаку за несколько дней до начала работы, то собака "забывает" про него, так же, как мы с вами не ощущаем часы, надетые на руку. А это, в свою очередь, позволяет, при правильном подходе, намного проще перестраивать и создавать заново те или иные нормы поведения у собаки. Я считаю, что постоянное ношение такого "строгого" ошейника и правильное его применение не создает повышенного психоэмоционального напряжения у собаки и ее владельца, а следовательно, является гуманным средством, по сравнению с другими неприятными воздействиями, которые, к сожалению, необходимы при дрессировке собак.

I этап. "Следование за дрессировщиком". Первые занятия с собакой проведем в уединенном Месте, на небольшой площадке (полянке), где можно перемещаться в любом избранном вами направлении. Взяв собаку на поводок длиной 3-5 метров, начнем движение. Как только собака попытается натянуть поводок и привычно потащить вас за собой, произнесем кличку собаки (с призывной интонацией, но спокойным голосом) и произведем серию коротких, легких, но резких рывков, при этом замедлим свое движение вплоть до остановки, а затем поменяем направление. Меняя направления движения, мы должны добиваться следования собаки за собой, используя серии не сильных, но резких объясняющих и корректирующих воздействий (рывков), принуждающих собаку следовать за дрессировщиком. Рывки должны прекращаться сразу же, как только собака ослабит натяжение поводка, при этом мы ее восторженно хвалим, а время от времени, особенно тогда, когда она самостоятельно подходит к дрессировщику, даем лакомство. Это упражнение повторяем несколько раз подряд. Например, сначала мы пойдем прямо, пройдя метров пять, повернем налево, затем еще через 3-5 метров направо, потом пойдем в обратном направлении и т.д.

На этом этапе мы добиваемся от собаки, чтобы она следовала за дрессировщиком. Сигналом к следованию служит произнесение клички собаки. Важно запомнить, что как во время обучения, так и в процессе дрессировки для сохранения в целом положительного эмоционального фона во время занятий, с собакой непрерывно общаются (разговаривают) и когда она без принуждения меняет вслед за своим владельцем направление движения, хвалят своевременно, а когда упорно натягивают поводок, ругают. Каждый самостоятельный подход к дрессировщику подкрепляют кусочком.

Таким образом, подкрепляя желательное для нас поведение собаки приятными для нее ощущениями, мы тем самым формируем зону психического комфорта, которая находится в непосредственной близости от дрессировщика.

II этап. Переход от приема "Следование" к навыку "Хождение на провисшем поводке". На следующем этапе обучения сигналом к началу нанесения неприятных для собаки воздействий (рывков поводком) будет избыточное натяжение поводка (т.е. кличку собаки мы уже не произносим).

Рывки должны прекращаться, как только собака ослабляет натяжение поводка и следует за вами, при этом ее восторженно хвалят и дают лакомство. Однако если после похвалы она вновь начинает вас тянуть за собой, рывки поводка следуют тотчас же вплоть до ослабления натяжения. Собаку хвалят и дают лакомство. Таким образом, на втором этапе обучения мы объясняем собаке наши окончательные требования при формировании навыка хождения на свободном поводке, которые для нее должны означать следующее: "Пока ты меня за собой не тянешь и следуешь за мной, тебе будет хорошо, тебя не будут дергать поводком, а будут хвалить и давать лакомство". Первые два этапа обучения мы должны с собакой пройти на первом занятии (продолжительностью около 2 часов), В результате первого занятия мы должны добиться следования собаки за дрессировщиком на свободном поводке. При этом длина поводка во время работы с собакой меняется: его делают то длиннее, то короче (от 3-5 до 10 метров). На отдельных участках трассы начинают вводить небольшие прямолинейные участки движения.

Последующие занятия будем проводить в разных местах - от менее сложных к более сложным ситуациям. Необходимо помнить, что собака, независимо от места занятий и характера обстановки, должна всегда находиться на специальном "строгом" ошейнике. (Как правильно использовать этот ошейник, описано в конце статьи), при этом принцип управления ее поведением не меняется.

Однако следует заметить, что наши с вами усилия по отработке у собаки навыка "Хождение на свободном поводке" с использованием "строгого" ошейника не дает никаких гарантий, что она не будет вас тащить за собой, как только вы пристегнете поводок к "мягкому" ошейнику. Для того чтобы собака не тянула вас за собой, находясь на "мягком" ошейнике, перейдем к следующему этапу работы.

III этап. "Хождение на провисшем поводке". На следующем этапе работы используем сочетание воздействий "мягкого" и "строгого" ошейников. Для решения этой задачи необходимо пристегнуть два поводка (желательно разного цвета) один на "мягкий" ошейник, другой на "строгий. Теперь если собака попытается вас потянуть за собой, вы сначала произведете рывок поводком, пристегнутым к "мягкому" ошейнику, и с интервалом 0,5-1,0 секунду - рывок поводком, пристегнутым к "строгому". Постепенно интервал между воздействиями "мягким" и "строгим" ошейниками необходимо увеличить до 3-4 секунд, одновременно увеличив силу рывков. При этом нужно учитывать, что этот переходный этап может быть достаточно длительным, особенно если собака имеет значительный негативный опыт.

Важно также помнить, что сила негативных воздействий (рывков) по мере совершенствования навыка должна возрастать, а их количество уменьшаться. Набор ситуаций, в которых происходит формирование и отработка навыка, должен быть разнообразным, а их усложнение постепенным. Если на первом и втором этапах работы мы постоянно меняли траекторию движения, то на третьем этапе преобладает в основном прямолинейное движение. Нагрузка на собаку также должна дозироваться. Первоначально один сеанс работы должен длиться не более 5-7 минут, однако за время гуляния таких сеансов может быть несколько. Постепенно врем работы доводится до получаса и более.

После окончания каждого сеанса работы собаку либо отпускают на свободу (т.е. с поводка), подав ей предварительно команду: "Гуляй!", либо, перестегнув поводок на "мягкий" ошейник, подают команду: "Вперед!" Команда "Вперед" должна означать для собаки примерно следующее: "Сразу после команды "Вперед!" тащи меня за собой что есть мочи!" То есть после вашей команды "Вперед!" собака имеет полное право тащить вас за собой вплоть до отмены этой команды, что позволяет ей в процессе физической работы отдохнуть (разрядиться), а вы тем самым формируете у нее полезный навык - "Буксировка".

После того как независимо от ситуации (без применения отрицательных воздействий) собака ходит на провисшем или слабо натянутом поводке, навык можно считать отработанным. Однако нужно помнить, что главной задачей вашей работы является отработка навыка до такого уровня, когда его выполнение проходит без внутреннего (психического) сопротивления собаки, т.е. становится для нее вновь сформированной нормой поведения. Другими словами, вы должны не снимать "строгий" ошейник до тех пор, пока не увидите, что независимо от ситуации, темпа вашего движения, его направления и длины поводка в течение длительного времени нет необходимости в его применении.

После отработки у собаки навыка "Хождение на провисшем поводке" формирование у нее навыка "Хождение рядом", займет у вас очень мало времени и поможет создать еще больший комфорт во время ваших совместных прогулок.

Нередко мне задают вопрос – как научить собаку не доверять посторонним людям.

Часто владельцы обеспокоены тем, что собака очень и, увидев человека (взрослого или ребенка), сразу бежит «знакомиться» с ним. Казалось бы — что в этом плохого? Собака не агрессивна, «любит» людей. Но, не все так однозначно как кажется на первый взгляд. Поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос более внимательно.

Добрые собаки

Итак у вас общительная и «добрая» собака и вы отпускаете ее бегать без поводка. Что может случиться?

  1. Очень многие люди, как взрослые, так и дети не любят собак (а почему они должны их любить?);

Я встречал людей, которые любили смотреть на собак, но даже и мысли не допускали о том, чтобы подойти и погладить собаку. Например, мой сокурсник Абдумалик Шеров (из Таджикистана), так боялся собак, что буквально терял сознание, когда к нему подбегала какая-нибудь дворняжка. Научить его не бояться собак было невозможно.

  1. Очень многие люди, как взрослые, так и дети боятся собак, поскольку были напуганы (и/или покусаны) собаками;

Не так давно, я был приглашен в детский летний лагерь, где должен был выступить с лекцией о методике дрессировки собак ЛИРОС и показом обученной по этой методике собаки. Перед началом лекции, я попросил поднять руку тех, кого кусала собака и был неприятно удивлен «лесу» поднятых рук.

Кстати, моя жена тоже «не любит» собак по этой же причине – в детстве она ее напугала собака.

  1. Собака которая «любит» всех людей легко может убежать, потеряться или ее даже могут украсть;

Ну, этот тезис не требует никаких комментарие – красноречивые объявления о пропаже питомцев появляются на столбах каждого населенного пункта с завидной регулярностью.

  1. «Общительную» собаку могут отравить;

Пока это только мое предположение, но учитывая, как много появилось в последнее время «дог-хантеров», оно вполне вероятно.

  1. Если вы возлагаете на вашу «добрую» собаку защитные или охранные функции, то, конечно, она с ними не справится;

С этой ситуацией мне приходилось сталкиваться не один раз. Например, в поселке Сходня (подмосковье), мужчина у ворот своего дома получил 15 ножевых ранений, в то время как его «охранная» восточно-европейская овчарка мирно спала по другую сторону забора!

Таким образом, каждая общительная (добрая) собака, бегающая без поводка, является потенциальным источником социальных конфликтов. И обязанность каждого владельца такой собаки, как минимум держать ее на поводке, а как максимум обучить ее не реагировать на посторонних людей.

Агрессивные собаки

С «добрыми» собаками мы разобрались. Теперь давайте разберемся, что делать если у вас напротив – , с лаем бросающаяся на прохожих. Откуда у нее берется такая агрессия к людям?

В данном случае вариантов может быть всего два:

  1. Ваша собака относится к доминантному типу и взяла на себя роль вашего защитника;
  2. Ваша собака отностися к трусливому психотипу и облаивает людей, поскольку боится их.

В обоих случаях, нужно взять под контроль агрессивное поведение собаки. Агрессия – не «испорченный кариесом зуб» — ее нельзя просто взять и вырвать. Выход может быть только один – научить собаку использовать агрессию исключительно при нападении на вас или попытке украсть вашу собственность. А в случае агрессии трусливой собаки – необходимо еще и научить собаку еще не бояться чужих людей.

Соблюдение только этого простого правила способно значительно понизить уровень социальных конфликтов между владельцами собак и окружающими вас людьми!

Поэтому, если вы не хотите учить свою собаку игнорировать посторонних людей, я прзываю вас придерживаться этих несложных правил!

Обучение собаки нейтральному отношению к посторонним людям

С другой стороны, обучив свою собаку нейтральному отношению к посторонним людям, вы сразу решите все перечисленные выше проблемы.

Ваша собака:

  1. Перестанет интересоваться чужими людьми, независимо от их возраста; она никогда не побежит к ним «знакомиться»;
  2. Остановит преступника, решившего напасть на вас;
  3. Защитит ваши вещи;
  4. Защитит территорию вашей усадьбы от проникновения на нее посторонних людей;
  5. Никогда не потеряется;
  6. Не станет брать пищу от незнакомых людей.

Последовательность обучения собаки недоверию к посторонним людям

Мы обучаем всех собак недоверию к посторонним людям поэтапно по следующей схеме:

  1. Этап первый – дрессируем собаку по курсу (лидерско-ролевое обучение собаки) с целью создания рабочего коллектива (суррогатной стаи), социальных рангов и социальных взаимоотношений (старший-младший);

В результате такой дрессировки собака становится послушной, поскольку она подчинена, осуществление ее желаний поставлено под стимульный контроль (управляется сигналами владельца), ликвидирована почва для конфликтов и владелец (его поведение, требования) становится понятным собаке и она максимально готова к дальнейшему обучению.

  1. Дополнительно, собака оберегается от общения с посторонними людьми – никому из друзей или знакомых не позволяется гладить собаку («заведите свою и гладьте на здоровье»), поскольку у вашей собаки нет «друзей»;

Собака приучена находиться дома в клетке, а во дворе дома – в вольере. Она не испытывает стресс когда находится там. И когда в гости приходят друзья или знакомые, собака отправляется на свое место для отдыха (в клетку или в вольер).

  1. Этап второй — обучаем собаку защищать наши «ресурсы»: пищу, территорию, домашние вещи, а также обеспечивать личную безопасность владельца;
  2. Дополнительно, обучаем собаку не реагировать на посторонних людей, если они не «покушаются» на ресурсы нашей «стаи» (не проявляют агрессии к нам, не нападают, не пытаются украсть наши вещи).

Теперь вы понимаете, что вместо вопроса – «Как отучить собаку доверять посторонним людям?» следует ставить следующий вопрос – «Как научить собаку не доверять посторонним людям?». И на него мы можем дать конкретный ответ в видео специально разработанной программы обучения.

История ягдтерьера Веста

Недавно такое обучение прошел у нас .

На последней охоте его чуть не увезли с собой незнакомые охотники и только благодаря счастливой случайности он вернулся к своему владельцу.

Как видите, нечто подобное может случиться даже с такими доминантными и агрессивными собаками как ягдтерьеры.

На базовое обучение всему перечисленному выше у нас ушло двенадцать дней.

Обучая собаку, мы не поленились и сняли весь процесс дрессировки на видео.

И сейчас, когда мы закончили обучение Веста, я начал готовить и упаковывать эти видео в обучающий видеокурс.

Очень скоро он будет доступен на нашем сайте для всех владельцев собак.

Предварительную заявку на его приобретение, можно сделать, отправив письмо на наш e-mail, или позвонив по телефону (смотрите информацию на странице «Контакты»

Записаться на индивидуальное обучение по курсу ЛИРОС можно .

Кормление собаки - естественный и привычный каждому собаководу ритуал, частота и обязательность которого может сравниться разве что с ежедневными прогулками. Неважно, какой породы, размеров и возраста ваш питомец, но его кормление - неизменный пункт вашего распорядка дня. Нет недостатка и в литературе по вопросам питания собак, соответствующие разделы входят в содержание практически любой книги по собаководству. В различных сборниках довольно подробно расписаны рационы, даются советы по периодичности кормления и объему пищи, необходимому собакам различных категорий.

Но в подобных материалах всегда отсутствуют рекомендации, КАК именно ЭТО надо делать. Где кормить животное - на кухне или, например, в коридоре? Что нужно сделать раньше - покормить собаку или поесть самому? Как приучить животное не есть без команды? И нужно ли вообще его к этому приучать? Нужно ли вообще уделять внимание этим вопросам, или организация кормления - не такой уж и важный момент?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить о естественном поведении собаки (волка) в природе. Собака - стайное животное, и его жизнь и поведение диктуется древними инстинктами стайного поведения, сформированного веками. Но понятие "стая" не означает сброд головорезов, которые каждую секунду стремятся повысить свой иерархический статус грубой силой. Сообщество, в котором царит страх и напряжение, деструктивно по своей природе и мало приспособлено к выживанию. На самом деле стая организована очень тонко, со стороны поведение ее членов выглядит очень мирным и согласованным. Это достигается четким соблюдением огромного количества условностей и правил поведения. Соблюдение этих правил врождённое, потому что животное с отклонением от норм поведения в природе просто не имеет шансов жить в стае и не сможет воспроизвести потомство.


Все правила стайного поведения собака переносит на окружающих ее людей. Следует четко представлять себе, что выполнение этих правил очень прочно заложено в поведение собаки, и никакая дрессировка не способна повлиять на следование им. А потому для поддержания в семье мира и спокойствия, для четкого и уверенного управления собакой необходимо знать эти правила, дрессировку и воспитание также нужно строить на соблюдении собачьих условностей.

Кормление в природе - не просто поедание пищи. Это - один из важнейших ритуалов, определяющих взаимоотношения, а также индикатор иерархической организации стаи. Первым всегда ест вожак. Никогда и ни при каких условиях он не позволит прикоснуться к пище остальным членам стаи (разве что своей подруге), пока не поест сам. И дело не в том, что он агрессивен по отношению к сородичам, дело в необходимости поддержания дисциплины, а это - его прямая обязанность. С другой стороны, никому в голову не придет оспаривать право вожака на еду, если только кто-то не имеет далеко идущих планов. Но, в любом случае, попытка откусить кусок, пока ест вожак, приравнивается к прямой агрессии.

Кормление собаки дома проходит по тем же правилам. Однажды я говорил о сложных правилах поедания пищи со своим знакомым - владельцем немецкой овчарки (полуторагодовалый кобель). Он рассказал мне, что собака проявляла "странное" и необъяснимое с точки зрения человека поведение: после трудного дня, явно уставшая и голодная, собака отказывалась есть. Мой знакомый возмущался: "я, сам голодный, целый день ношусь, ворую это мясо, а он мордой крутит!". Естественно, он злился, тыкал собаку мордой в миску, но кобель почему-то ложился и принимал позу подчинения, напрочь отказываясь есть. Все заканчивалось тем, что хозяин оставлял собаку в покое, готовил себе ужин и уминал его перед телевизором, подозревая, что собака просто нездорова. К его удивлению, после этого кобель подходил к своей миске и явно с аппетитом съедал все приготовленное.

Хозяин приходил к вполне логичному, с точки зрения человека, выводу: собака специально не ест, показывая тем самым своенравие. В следующий вечер он вновь пытался "вправить мозги" животному. С тем же успехом. И так продолжалось ежедневно. Ситуация становится простой и понятной, если учесть, что животное строго выполняет условности, заложенные природой. Чувствуя раздражение "вожака", кобель реагировал однозначно - уступал право первоочередного приема пищи. И чем больше злился хозяин, тем больше он "давил" на животное, хотя этого вовсе не следовало делать. Проблема оказалась надуманной. Все, что необходимо было сделать, - это перестать измываться над псом и кормить его после своего ужина.

В данном случае кобель полностью контролировался хозяином, но часто все бывает не так просто. Собаки, склонные к доминирующему поведению, пытающиеся поставить себя на место "альфы" в стае, принимая пищу в первую очередь, получают мощное психологическое преимущество. И неважно, что вы об этом думаете, - собака ведет себя соответственно инстинктам. Более того, собака, не стремящаяся явно доминировать, попадает в безвыходное положение, когда ее кормят в первую очередь. Тем самым вы вынуждаете ее взять на себя обязанности вожака. Эта роль под силу далеко не каждому животному, а, учитывая, что вы не знакомы со всеми правилами поведения и регулярно их нарушаете, такой вожак будет находиться в постоянном стрессе, пытаясь постоянно поставить вас на место. Ясно, что радости это вашему общению со своим питомцем не прибавит.

Кстати, именно по вышеописанным причинам никогда нельзя давать подачки собаке со стола. Вам кажется, что собака просит - а она требует. Вам кажется, что вы угощаете ее лакомым кусочком из-за своей доброты - а на самом деле вы отдаете ей свою еду. Если уж хотите что-то дать со стола (целесообразность и полезность чего сомнительна), то сделайте это после. Когда я сижу за столом в доме, в котором есть собака, как правило, животное крутится возле стола и выпрашивает угощение. Хозяева с умилением сообщают, что сейчас собачка у меня что-нибудь выпросит. "Не выпросит", - замечаю я. "Вы же кинолог, значит, любите собак!" - удивляются хозяева животного. Что тут возразишь? Я обычно отвечаю: "Не дам, потому что знаю, что нельзя!". Многие после этого начинают сомневаться в способности профессионалов любить собак. Кстати, через десять минут собака, обычно, теряет ко мне интерес и успешно требует лакомство у хозяев.

Итак, мы разобрались, что собаку нужно кормить всегда после того, как поела вся семья. Где ее кормить? Вот это действительно неважно. Для приема пищи я даже снимаю запрет на посещение собакой кухни (собака не должна входить на кухню и в спальню без разрешения, но это отдельный разговор). Ведь в природе волки не оттаскивают убиенное животное в менее "престижное" место после того, как поел вожак.

Как приучить собаку не есть без команды? Техника выполнения приема проста. Ошейник должен быть одет на собаку. Вы даете команду "сидеть", ставите миску перед собакой и стоите "над душой" секунд тридцать. Любые попытки прикоснуться к еде пресекаются командой сидеть и механическим раздражителем (вы должны усадить собаку, для этого и нужен ошейник). Главное - добиться самостоятельной выдержки собаки, а не висения на ваших руках. После выдержанной паузы даете команду "кушай" и разрешаете собаке есть. Животное очень быстро приучится, что после этой команды действительно можно есть. Постепенно увеличивайте время и расстояние, на которое вы отходите во время выдержки. Собака должна терпеливо сидеть перед миской, не делая попыток есть без команды. Но прием прост только на первый взгляд. Для успешного приучения нужно жестко соблюдать два условия:
Вы должны быть "вожаком" всегда и во всех вопросах.

Тренируйте этот прием каждый раз при кормежке, НИКОГДА не делая исключений. Если вы полностью контролируете собаку, выработка навыка пройдет быстро и легко. Не важно при этом, какая у животного нервная система и насколько легко оно дрессируемо. Но если "вожак" вашей стаи - собака, выработка приема будет сопровождаться истериками, агрессией со стороны животного и выяснением отношений. В таком случае вам необходим комплекс мероприятий по подавлению доминирующего поведения.

В заключение хотелось бы несколько слов сказать владельцам собак декоративных и охотничьих пород. Все советы, приведенные выше, касаются вас не в меньшей мере, чем владельцев крупных собак. Психология животного изменилась со временем гораздо меньше, чем внешний вид. И маленький монстрик может успешно испортить вам жизнь. Кстати, это случается очень часто именно по вине владельцев, которые не задумываются, что "в маленьком тельце бьется храброе сердце". И это сердце храброе во всех отношениях, а не только при облаивании прохожих.

А. Сидельников

» это одно и то же. Однако, специалисты знают, что первая команда – это промежуточное звено между подготовкой и обучением собаки нападать и активно обороняться. Итак, давайте посмотрим, как научить собаку команде чужой.

На самом деле, услышав команду «чужой», пес ни в коем случае не должен бросаться на пришедшего. Достаточно того, что он насторожится, зарычит или начнет громко лаять. То есть это задание не побуждает пса к активному действию, а лишь является сигналом к проявлению настороженности – питомец должен быть готов к любому исходу.

Осваивать данный навык пес должен не раньше, чем освоит комплекс базовых команд – « », « », « » и др. Причем, приступать к обучению он может, если остальные задания выполняет с первого раза, беспрекословно подчиняясь. Серьезная дрессировка должна проходить не раньше, чем с полугода, так как ранняя выработка злобности или агрессивного поведения способна стать причиной того, что собака станет нервной и запуганной.

А нужно ли освоение команды «чужой»?

Далеко не всегда требуется эта команда, и хозяин должен предварительно все взвесить: необходимо ли питомцу развитие агрессии, и хватит ли у самого владельца сил и влияния, чтобы контролировать ее проявления.

Неправильное обучение, особенно если это касается собак с неуравновешенной психикой, может привести к тому, что животное вырастет злобным и неуправляемым. Опытные заводчики и кинологи отмечают ряд особенностей:

  • Крупные служебные псы, и без дополнительного обучения, бросаются на защиту хозяина, если возникает опасная ситуация, особенно, если у них взаимоотношения основаны на дружбе и доверии.
  • Владельцы собак декоративных пород не получат никакой выгоды при обучении подобной команде. Вряд ли крохотный чихуахуа или болонка вызовут у кого-то страх, даже если будут яростно лаять.
  • При неумелой дрессировке пес способен проявлять враждебность к хозяину или членам семьи, естественно, такое животное очень опасно.

Среди положительных моментов можно отметить то, что питомец не будет ластиться и испытывать доверие ко всем мимо проходящим или заходящим на его территорию.

Схема обучения

Стоит сразу учесть, что обучать питомца в одиночку не получится – потребуются помощники, причем не близкие и родственники. В идеале, подобной дрессурой лучше заниматься с привлечением опытного инструктора. Профессионал сможет сразу оценить, подходит ли собака для усвоения подобных навыков.

Еще один немаловажный нюанс – если владельцы с первых дней знают, что их питомец будет осваивать подобные серьезные команды, то уже с первых дней рекомендуется оградить его от контакта с незнакомцами. То есть, нельзя, чтобы посторонние играли и гладили малыша. Приходящие в дом люди предупреждаются – не стоит проявлять повышенного внимания к питомцу. Уже в этом случае можно одергивать щенка за поводок и говорить команду «чужой».

Когда песик подрос, окреп, освоил основные навыки, можно приступить к специфическому обучению – недоверию, злобности к чужакам. Необходимо найти несколько ассистентов и снабдить их специальным защитным комплектом. Как и прочее обучение, дрессура проводится в тихом, знакомом месте, без каких-либо отвлекающих моментов. Данный процесс включает следующие действия:

  • Собаку необходимо удерживать при помощи короткого поводка (смотрите ).
  • Помощник должен подойти к человеку с собакой и выказать агрессию в их адрес – замахнуться рукой или палкой, но при этом он должен показывать всем видом, что опасается собаки.
  • Не отпуская с поводка пса, человек дает команду «чужой», используя интонацию, предупреждающую об имеющейся угрозе.
  • Любая враждебная реакция – пес рычит, лает, скалится, пытается наброситься на чужака, поощряется, но предварительно следует повторить команду.

Затем необходимо прерваться, чтобы пес успокоился, отдохнул и пришел в себя, после – повторить процедуру. Не рекомендуется слишком загружать собаку – достаточно двух-трех подходов за одно занятие.

Читайте также :

Если пес не хочет проявлять агрессию?

Довольно часто владельцы сталкиваются с тем, что их любимец не проявляет агрессии к чужаку. Но в этом случае не стоит сразу отступать и использовать более активные методы:

  • ассистент не машет руками, а пытается нападать на владельца;
  • он пытается отнять у хозяина лакомство, предназначенное для питомца;
  • «нападая», помощник слегка ударяет собаку, не для того чтобы нанести телесное повреждение, а для провоцирования агрессии.

Кинологи предупреждают, что чрезмерное использование физического насилия может дать обратный результат – пес станет не злобным, а трусоватым. От ассистента требуется внимательный и аккуратный подход – он должен наблюдать за поведением собаки и, если необходимо, прекращать дрессировку. Это делается для того, чтобы человек не подавлял пса – в этой «схватке» животное должно всегда побеждать!

Важным является поощрение – за ожидаемую реакцию собаку гладят, говорят похвальные слова, угощают. Но с последним пунктом желательно не перебарщивать. Подкрепить результат можно и при выгулах – команда произносится в том случае, если питомец начинает рычать или скалиться в адрес прохожего. Во время прогулок также можно провоцировать собаку – попросить ассистента тихонько подойти к псу, когда тот не ожидает, и похлопать его, например, по крупу. Хозяин же дает в этот момент команду.

При правильном подходе, через некоторое время, у пса вырабатывается необходимая реакция – он проявляет недоверчивость к чужим и не испытывает страха, когда на него замахиваются.

Обучение питомца команде «чужой» – мероприятие, требующее серьезного подхода. Если владелец не готов к последовательной работе при соблюдении ряда правил, то начинать и не стоит. Ведь навредить психике щенка несложно, а вот исправить ситуацию в определенных ситуациях не представляется возможным. Нет уверенности в собственных силах? Тогда лучше обратиться к опытному кинологу.

Неадекватная реакция собаки на звуки, запахи, других животных, движущиеся объекты, новую обстановку выливается в различного рода поведенческие проблемы. Они доставляют массу неудобств, но также могут нести угрозу здоровью и жизни, поэтому владельцу важно знать, как обучить собаку не реагировать на внешние раздражители.

Фото убегающая собака

Внешние раздражители и реакция собаки на них

Всё, что окружает собаку, в большей или меньшей степени является раздражителем: запахи, звуки, ветер, освещение и даже температура. Помимо этого, существуют внутренние отвлекающие факторы, к которым относится избыток энергии, проблемы со здоровьем, переполненный кишечник или мочевой, чувство голода. Но самым главным и важным раздражителем для собаки остается владелец, который часто даже не подозревая того, оказывает влияние на животное сразу по нескольким пунктам: запах, зрительный контакт, жесты, тембр голоса, настроение и отношения к питомцу.

Важно понимать, что развитие поведенческих реакций определяется врожденными качествами, жизненным опытом, воспитанием и дрессировкой. Прежде, чем пытаться исправить поведение собаки, нужно выяснить: почему она вообще реагирует неадекватно на определенные раздражители. Почему боится определенных звуков, зачем срывается с поводка и убегает, гоняет кошек, машины и велосипеды.

Недостаточный выгул. Собака не успевает справить свои физические потребности: пообщаться с окружающим миром, понюхать, пометить, исследовать. Владелец прогуливается по тропинке и не желает подходить к каждому кустику или дереву, не учитывает простые инстинкты и потребности. Результат: животное убегает и не стремиться возвращаться на поводок.

Скука. С владельцем неинтересно, он не бегает и не бросает мячик. Другое дело кошка/машина/птичка, они убегают, завлекая к игре.

Здоровый интерес или ярко выраженный породный инстинкт. Собака чем-то сильно увеличена, возможно, кобель почуял текущую суку или охотничья собака учуяла след, щенка может привлечь запах вкусненького.

Подражающее поведение. И щенки, и взрослые собаки могут подражать своим четвероногим друзьям. Часто дворовые псы учат квартирных гоняться за машинами своим примером.

Вопрос иерархии. Если владелец не смог стать для собаки лидером, она берет на себя обязанности вожака и сама решает, как ей проводить время на прогулке, когда убегать, когда подходить и за кем бежать.

Негативный опыт или непонимание происходящего. Часто проявляется в виде фобии или злобно-трусливого поведения. Так, например, собака может боятся грома, поскольку не понимает, чего от него ожидать или агрессивно реагирует на определенный тип людей после полученного негативного опыта.

Что можно предпринять

Способ коррекции поведения подбирают после выяснения причины негативного поведения, но чаще все же требуется комплексный подход.

Правильный выгул

Квартирные собаки обычно довольствуются непродолжительным выгулом. Дворовые псы часто и вовсе не выходят за ворота. Естественно, и те, и другие будут искать способы побега. Владельцы должны понимать, что выгул должен быть насыщенным, приносить удовольствие и помогать выплеснуть энергию, а не только справить физиологические потребности. Помогут в этом деле игры, отработка команд, изучение новой местности, общение с собратьями. При этом питомец должен видеть, что к месту игры его приводит владелец, только он отпускает собаку с поводка и дает команду «Гуляй!». Уставший питомец возвращается к хозяину, который угощает лакомством и отводит домой к ужину.

Кто в доме хозяин

Семья для собаки - стая , в которой установлена своя иерархия. Неважно будь то маленький чихуа или огромный крупный бурбуль, владелец должен быть лидером. В противном случае о послушании не может быть и речи. Начинать нужно с установления нового порядка и только после этого заниматься корректировкой поведения.

Формирование приоритетов

Метод подходит только для собак, которые хорошо выполняют хотя бы две команды: «Стоять!» или «Фу!» и «Ко мне!». В момент, когда собака собирается сбежать, дают останавливающую команду, щедро угощают и пытаются увлечь ее чем-то другим, например, игрой. Собаке не запрещают интересоваться естественными стимулами, любой запрет приведет только к усилению интереса. Ее не подавляют. Создают такую обстановку, что бы она предпочла побегу контакт с хозяином. Кошку, машину или велосипедиста превращают в тот объект, на который достаточно только посмотреть, чтобы получить поощрение. Формируют таким образом новый ритуал поведения: собака смотрит на кошку, на владельца, получает лакомство или другое интересное вознаграждение.

Привыкание к раздражителю

Данная методика более подходит для решения проблемы страха. Чаще всего собаки боятся громких звуков, выстрелов, петард, салютов, грома, грохота поезда или трамвая. Со страхом борются по той же схеме, что и приучают собаку к выстрелу.

В работе постоянно должен фигурировать звук, вызывающий фобию. Если нет возможности воссоздать его в натуральном виде, используют аудиозапись. Звук сначала воспроизводят тихо, отдаленно. В этот момент собаку важно отвлечь игрой или тренировкой. На следующий день пугающий звук воспроизводят громче и опять же отвлекают собаку. Важно, чтобы за спокойное поведение и выполнение команды она получала очень хорошее поощрение, а за признаки страха - ничего. Ее нельзя успокаивать или подбадривать, этим владелец только поощряет фобию. Собаку отвлекают игрой или командой, за которую она сможет получить вознаграждение.

Здесь же стоит отметить о важности социализации щенка, особенно в период с 2 до 6 месяцев. Чем больше запахов, звуков, других людей и животных будут ему знакомы, тем более спокойной будет реакция на всё новое в будущем. Важно, чтобы первый опыт был положительным. Например, собаки, которые регулярно и с раннего детства ездят на автомобиле, практически никогда не гоняются за машинами, тогда как животные знакомые с транспортом лишь издалека проявляют к нему интерес.

Физические методы воздействия

Собаку можно отучить реагировать на раздражитель, если ассоциировать его с последующим неприятным действием: отдергивание поводка, возможно, использование строгача или электроошейника, который создает неприятную вибрацию или легкий удар током, управляется дистанционно.

Неисправимые бегуны

Некоторых собак невозможно исправить, это придется принять как данное. Обычно к таким относятся охотничьи и ездовые породы со слабо выраженной привязанностью, неуемной любовью к бегу или очень сильным нереализованным охотничьим инстинктом: хаски, лайки, реже легавые и другие охотничьи породы. Единственным способом предупредить потерю питомца будет выгул на поводке и ошейник с GPS навигатором.

Любое нежелательное поведение, в том числе неадекватная реакция на внешние раздражители, поддается коррекции, однако подходить к решению проблемы всегда нужно комплексно. В первую очередь, владелец должен определить свои ошибки и только после искать изъяны в собаке.