Методы оценки уровня здоровья занимающихся. Основные показатели физического здоровья человека

    • выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия на них;
    • составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность;
    • спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний;
    • определить биологический возраст человека.

Переведя отдельные показатели здоровья в баллы и вычислив средний бал (с точностью до десятых), можно определить свой уровень здоровья и его резервы. Под уровнем здоровья понимается количественная характеристика функционального состояния организма. Выбранные показатели достаточно надежны и доступны для повседневного эксперсс-контроля. Для его проведения необходимы часы с секундной стрелкой (для измерения частоты сердечных сокращений утром после сна в положении лёжа и времени преодоления дистанции в 2 км), рулетка (для измерения прыжка в длину с места) и весы.
При возможности желательно купить в магазине спидометр и тонометр. С их помощью можно постоянно контролировать две важнейшие системы организма — сердечно сосудистую и дыхательную.
В таблице приведены 10 наиболее информативных и простых показателей, по которым можно быстро определить уровень своего здоровья.

Он соответствует среднему количеству баллов:

    • очень высокий — 5,0 и выше;
    • высокий — 4,0-4,9 ;
    • средний — 3,0-3,9 ;
    • низкий — 2,0-2,9 ;
    • очень низкий — 1,0-1,9 балла.

Далее каждый из приведенных показателей рассматриваются более подробно.

Экспресс-оценка уровня здоровья
Балл

(1) ЧСС в покое уд/мин

(2) АД в покое, мм рт. ст.

(3) ЖЁЛ на массу тела, мл/кг

муж.

жен.

50 и менее

(6) Общая выносливость
Балл Бег на 2 км (мин, с) Или время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (мин, с)
Мужчины Женщины
1 Более 12 Более 14.00 Более 3.00
2 11.01-12.00 13.01-14.00
3 10.01-11.00 11.01-13.00 2.01-3.00
4 9.01-10.00 11.01-12.00
5 8.01-9.01 10.01-11.00 1.00-2.00
7 7.30-8.00 9.30-10.00 Менее 1.00
9 Менее 7.30 Менее 9.30
(7) Силовая выносливость
Балл Мужчины Женщины
Подтягивание на перекладине Или сгибание и разгибание рук в упоре лёжа Сгибание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены
1 Менее 2 раз Менее 4 раз Менее 10 раз
2 2-3 4-9 10-19
3 4-6 10-19 20-29
4 7-10 20-29 30-39
5 11-14 30-39 40-49
6 15 и более 40 и более 50 и более
Балл Прыжки в длину с места, см (9) Кол-во простудных заболеваний в год Кол-во хронических заболеваний внутренних органов
Мужчины Женщины
1 Менее 200 Менее 140 Более 5 Более 1
2 200-209 140-149 4-5 1
3 210-219 150-159 2-3
4 220-229 160-169
5 230-239 170-179 1
6 240 и более 180 и более
7 Нет Нет

(4) Росто-весовой индекс - рост в сантиметрах минус вес в кило­граммах (для лиц с широкой костью плюс 5).

Этот показатель мож­но использовать вместо 3.

  • 90 и менее - 1 балл,
  • 91-95 - 2 балла,
  • 96-100 - 3 балла,
  • 101 - 105 - 4 балла,
  • 106-110 - 6 баллов,
  • 111-115 - 8 баллов,
  • 116-120 - 4 балла,
  • более 120 - 2 балла.

(5)(3) Стаж занятий физическими упражнениями не менее 2 раз в неделю по 20 мин и более:

  • не занимается - 1 балл,
  • до 1 года или менее - 2 балла,
  • 1-2 года - 3 балла,
  • 3-4 года - 5 баллов,
  • 5-7 лет - 6 баллов,
  • 8-10 лет - 7 баллов,
  • более 10 лет - 9 баллов.

1. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое. Этот показатель позволяет оценить работу сердца. При частом пульсе нетренированное сердце совершает за 1 сутки 14 тыс. «лишних» сокращений и быстрее изнашивается. Чем реже ЧСС в покое, тем мощней сердечная мышца. В этом случае сердце работает в более экономичном режиме: за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются.

ЧСС замеряется в положении лёжа после 5-минутного отдыха или утром после сна путём наложения указательного, среднего и безымянного пальцев одной руки под основание большого пальца другой руки.

По мере увеличения стажа занятий оздоровительной физической тренировкой, особенно аэробной направленности (ходьба, плавание и др.), ЧСС в покое снижается. Если через несколько лет занятий человек не сможет по этому показателю набрать 4-5 баллов, то значит, он занимается не тем, что нужно: например, увлекается только увеличением объёма мышц или нарушает основные закономерности тренировки.

Снижать ЧСС до 40 уд/мин и ниже не обязательно. Однако необходимо знать, что после 24-36-часового голодания или после обливания холодной водой ЧСС может снижаться на 6-10 уд/мин. Но при подсчёте баллов нужно учитывать количество ударов в минуту в обычном состоянии (т. е. утром, лёжа после сна).
При контроле за ЧСС следует проследить и за ритмичностью пульса и его хорошим наполнением.

Если при измерении чувствуются «провалы» (сердце как бы замирает), то налицо экстрасистолы (внеочередные сокращения сердечной мышцы) или аритмия (неритмичный пульс), что является сигналом для проведения углублённого обследования. Причинами таких негативных отклонений могут служить очаги инфекции в организме (кариозные зубы, воспалённые миндалины и др.), которые требуют срочного лечения.

Оздоровительная тренировка и очаги инфекции - недопустимое сочетание. Если же здесь всё в порядке, нужно снять электрокардиограмму в состоянии покоя и при нагрузке (в поликлинике или во врачебно-физкулыурном диспансере). Частота «провалов» менее 4:40 (т. е. менее 4 пауз в работе сердца за 40 с) может быть обусловлена расстройствами функционального характера, связанными с физическими и эмоциональными перегрузками.

В этом случае необходимо снизить физическую нагрузку и по рекомендации врача некоторое время принимать успокаивающие средства. Внимательно следует изучить принципы оздоровительной тренировки (см. «Физическая активность») и поискать ошибки методического характера, которые также могут быть причиной неритмичного пульса. При частоте «сбоев» в работе сердца более 4:40 необходимо обратиться к врачу-кардиологу (см. « »).

Следует осторожно подходить к обливанию холодной водой после физической нагрузки. Такое сочетание может вызвать нару­шения в работе сердечно-сосудистой системы. Его рекомендуется применять только до определённых пределов физической и холодовой нагрузок, а эти пределы индивидуальны.

2. Артериальное давление (АД). Следующим вполне доступным для контроля показателем, характеризующим надёжность сердечно-сосудистой системы, является артериальное давление. Для его измерения необходим тонометр. Измерять артериальное давление следует не реже 2 раз в год.

Нормализовать АД при начальных стадиях гипертонии или гипотонии можно с помощью физической нагрузки. Следует знать, что спортивные игры, скоростно-силовые и силовые виды спорта повышают АД, а малоинтенсивные циклические (ходьба, медленный бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля, велоспорт) - понижают. Идеальным АД, к которому необходимо стремиться, тренируясь для укрепления здоровья, является 110/70 мм рт. ст.; АД 120/80 также считается хорошим.

Эти показатели АД желательно сохранять всю жизнь. Принятые нормы повышения АД (а также массы тела) в связи со старением организма следует считать неприемлемыми. Во всяком случае, эти нормы пригодны только для лиц, ведущих нездоровый образ жизни или нарушающих основные закономерности тренировки для укрепления здоровья.

Лишь в этом случае показатели АД и массы тела с возрастом увеличиваются. Но такие отклонения нельзя принимать за нормальные. Обследования лиц старших возрастных групп, длительное время постоянно занимающихся циклическими физическими упражнениями, выявили, что показатели их АД лежат, как правило, в пределах 115-125/75-80 мм рт. ст.

3. Жизненный показатель. Одним из важнейших средств контроля жизнестойкости организма является жизненный показатель. Что это за показатель? Как его определить и оценить?
Доказано, что чем больше избыточная масса тела, тем чаще возникают различные серьёзные расстройства в работе органов и систем человека, тем короче его жизнь.

Установлена зависимость между объёмом воздуха, который человек может выдохнуть за один раз (этот объём называется жизненной ёмкостью лёгких, или сокращённо ЖЁЛ), и его работоспособностью, выносливостью и устойчивостью к различным заболеваниям. Определить ЖЁЛ можно в поликлинике или врачебно-физкультурном диспансере, а также самостоятельно с помощью компактного спирометра. Разделив ЖЁЛ (выраженный в мл) на массу тела (в кг), можно определить жизненный показатель. Нижняя его граница, за которой резко возрастает риск возникновения заболеваний, для мужчин - 55 мл/кг, для женщин - 45 мл/кг.

При регулярной оздоровительной тренировке (но не при активном отдыхе) жизненный показатель даже у лиц старше 60 лет может превышать 70 мл/кг для мужчин и 60 мл/кг для женщин. Для этого необходимо придерживаться правильного соотношения средств оздоровительной тренировки. Если с возрастом обнаружится увеличение массы тела, то это соотношение необходимо изменить, увеличив время занятий циклическими видами спорта. И наоборот, при чрезмерном снижении массы тела нужно увеличить время, от­водимое для занятий атлетической гимнастикой, уменьшив объём циклических средств.

4. Росто-весовой индекс. При оценке уровня здоровья вместо жизненного показателя можно использовать росто-весовой индекс, показатель которого также свидетельствует о жизнеспособности человека.Росто-весовой индекс определяется путём вычитания из роста (в см) массы тела (в кг). Любое изменение индекса в возрасте свыше 18-20 лет свидетельствует о начинающихся нарушениях в обменных процессах организма и о необходимости принятия срочных мер для стабилизации росто-весового индекса в оптимальных границах.

Росто-весовой индекс - рост в сантиметрах минус вес в кило­граммах (для лиц с широкой костью плюс 5)





Для расчёта нормальной массы тела недопустимо делать поправки на возраст (особенно после 30 лет), которые рекомендуются некоторыми авторами. Ориентирование на такую «исправленную» массу тела приводит к снижению уровня здоровья и к «нормальным болезням старости».
Достичь идеальной для здоровья и долголетия массы тела (индекс 105-115 в зависимости от ширины кости) позволяют специальное питание и аэробная физическая нагрузка (см. «Правильное питание», «Нормализация массы тела», «Физическая активность»).

5.Стаж занятий физической тренировкой. Следующим важным фактором при оценке общего уровня здоровья является стаж непре­рывных занятий оздоровительной тренировкой. С увеличением стажа занятий физической тренировкой показатели уровня здоровья возрастают.

6.Общая выносливость. При отсутствии тренировки показатели общей выносливости начинают ухудшаться уже с 13 лет. Важней­шим тестом, который характеризует выносливость сердечно­сосудистой и дыхательной систем, а следовательно, и общую рабо­тоспособность, является преодоление дистанции в 2 км. Учёные обнаружили взаимосвязь между уровнем выносливости человека и его устойчивостью к целому ряду заболеваний, в первую очередь - к сердечно-сосудистым и онкологическим.

Поэтому для оценки жизнестойкости человека очень информативным оказался тест на общую выносливость. Этот показатель оценивается и ббльшим ко­личеством баллов. Мужчины, преодолевающие дистанцию 2 км за 8.00-9.00 мин, и женщины, пробегающие её меньше чем за 11 мин, обладают высоким или очень высоким уровнем здоровья в любом возрасте. При самостоятельном выполнении теста нужны часы с секундной стрелкой. Необходимо пробежать или пройти (как позволяет подготовленность) по первой дорожке стандартного стадиона ровно 5 кругов.

Полученный результат и будет характеризовать резервы основных жизнеобеспечивающих систем и устойчивость к заболе­ваниям. Для мужчин риск возникновения заболеваний появляется, если на преодоление дистанции 2 км затрачивается более 9 мин 30 с, для женщин - более 11 мин. Для молодых и занимающихся оздоровительным бегом прекрасным результатом будет время 7 мин 30 с (для мужчин) и 9 мин 30 с (для женщин). Стремиться бежать ещё быстрее не имеет смысла, поскольку это уже не будет тренировкой для здоровья.
При оценке выносливости у начинающих заниматься оздорови­тельной физической тренировкой вместо бега на 2 км применяется функциональная проба: 20 приседаний за 30 с (с последующей регистрацией времени восстановления ЧСС до исходного уровня).

7. Силовая выносливость. Уровень здоровья зависит не только от показателей общей выносливости, но и от степени развития сило­вых качеств.
Оценить силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса у мужчин можно по максимальному числу подтягиваний на высокой перекладине или сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа на полу. У мужчин, выполняющих эти упражнения 15 раз и более, показатель уровня здоровья находится на гораздо более высоком уровне, чем у тех, кто пренебрегает упражнениями на воспитание силовой выносливости. Для женщин более важен уровень развития мышц брюшного пресса. Он оценивается по максимальному количеству сгибаний туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены.

8.Ловкость, скоростно-силовые и другое качества. Уровень этих физических качеств при отсутствии тренировки с возрастом снижает­ся. Скоростно-силовые качества (динамическая сила мышц ног и брюшного пресса), ловкость и, в некоторой степени, вестибулярную устойчивость и гибкость позвоночника позволяет оценить прыжок в длину с места. Тест выполняют после обязательной разминки из исходного положения стоя на невысокой опоре. Измеряется расстояние от носков ног до ближайшего места касания мягкого грунта пятками.

9.Эффективность работы иммунной системы организма. От рабо­ты иммунной системы зависит устойчивость организма человека к простудным и другим заболеваниям. Её способность можно оценить лабораторным путём, исследуя количество находящихся в крови антител. Наиболее просто оценить иммунную систему можно по конечному результату её работы, а именно - по количеству случаев простудных заболеваний в течение года.

10. Наличие хронических заболеваний. Доказано, что лица, пренебрегающие физической тренировкой, в гораздо большей степени подвержены риску возникновения заболеваний: сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, органов дыхания и др. Однако оценивать состояние здоровья только по уровню функциональной подготовленности не всегда оправданно. Уменьшить риск возникновения хронических заболеваний,-а в некоторых случаях избавиться от них, помогают индивидуально подобранные величина и направленность физической нагрузки и нормальное питание.

Подсчёт баллов.

Сложив все баллы и разделив сумму на количество тестов, получим средний балл, который и будет характеризовать общий уровень физического здоровья.

Оценка результата

6,0 баллов и более - превосходно! Риск угрожающих жизни заболеваний при таком показателе практически равен нулю. Нужно продолжать и дальше так же тренироваться, закаляться и правильно питаться.

Зона от 5,0 до 5,9 балла также свидетельствует о высокой сте­пени надёжности организма. Риск возникновения заболеваний с такими показателями уровня здоровья составляет всего 3,6%.

Риск возникновения различных заболеваний начинает увеличи­ваться по мере снижения общего уровня здоровья с 4,9 до 3,0 баллов.

Диапазон 3,0-3,9 балла указывает на то, что организм находится в состоянии предболезни (органы и системы работают с большим напряжением), и если человек не желает попасть в категорию хронических больных, то должен серьёзно заняться сво­им здоровьем.

Цифры 2,0-2,9 свидетельствуют о том, что человек ведёт преступный по отношению к своему здоровью образ жизни. Следует не откладывая изменить его: наладить нормальное питание, пересмотреть двигательный режим и не ждать катастрофы.

И наконец, зона менее 2,0 баллов свидетельствует о том, что нужно срочно пройти углублённое медицинское обследование, поскольку организм находится в критическом состоянии. Необходимо как можно быстрее принять меры: с помощью специалиста составить программу выхода из кризиса и постоянно контролировать её выполнение, вовремя внося коррективы. Время перехода из одной категории здоровья в другую может продолжаться несколько лет.

Расчет идеального веса для мужчин и женщин

Попробуем рассказать - как самостоятельно определить уровень своего здоровья, разобраться - существует ли взаимосвязь между уровнем развития физических качеств и состоянием здоровья, как организовать оздоровительную тренировку с максимальной эффективностью и с минимальными затратами времени.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ

Существует довольно много определений здоровья. Большинство из них сводится к тому, что здоровье-это не только от­сутствие болезней, но и определенное состояние физического, духовного и интеллектуального потенциала человека. Под уров­нем здоровья понимается количественная характеристика функ­ционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека. Высокий уровень здоровья будет ха­рактеризоваться оптимальным функционированием жизнеобеспе­чивающих систем организма при их максимальных резервах и длительной социальной дееспособности.

Уровень здоровья че­ловека можно оценить, переводя количественные показатели функционирования наиболее важных жизнеобеспечивающих систем в баллы. В таблице эти показатели сведены в четыре группы. Первая (№ 1-5) позволяет оценить оптимальное функциониро­вание, а также резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Вторая группа (№ 6-9) характеризует главным образом физическое здоровье, включает оценку основных двигательных качеств: общей и силовой выносливости, быстроты, гибкости, скоростно-силовых качеств. Третья группа (№ 10-14) харак­теризует образ жизни человека. Четвертая (№ 15-16) позволяет оценить эффективность работы иммунной системы, а также общее состояние здоровья человека.

Чтобы получить комплексный показатель уровня здоровья, необходимо определить средний балл в каждой из четырех групп, сложить полученные средние баллы и сумму разделить на четыре. Определение среднего балла в каждой из четырех групп по­зволяет выявить слабое звено в организме или образе жизни человека для того, чтобы целенаправленно на него воздейст­вовать. Как показали исследования, таким слабым звеном в молодом возрасте чаще всего является третья группа, ко­торая в дальнейшем приводит к снижению среднего балла и остальных блоков. Изменив же образ жизни, можно значительно повысить средний балл первых трех групп, а следовательно, и общий уровень здоровья.

Предлагаемые для комплексной оценки уровня здо­ровья 16 показателей при наличии неблагоприятного анамнеза могут быть дополнены данными биохимических ана­лизов:

  • концентрация липопротеидов (холестерин): менее 4,14 или более 6,20 ммоль/л-1 балл; 4,14-4,49 или 5,21-6,20 ммоль/л - 3 балла; 4,50-5,20 ммоль/л - 7 баллов (Более точно выявить риск возникновения атеросклероза можно путем опре­деления плотности липидов. Однако такие анализы в лабора­ториях проводят крайне редко.);
  • кислотность желудочного сока: отклонение от нормы ±16 ед. и более -1 балл; ±1-15 ед.-2 балла, в границах нормы (60-70 ед.; свободной соляной кислоты 20-40 ед.) — 6 баллов;
  • восстановление сахара в крови через 2 ч после приема 100 г глюкозы: повышенное содержание -1 балл, в границах нормы (3,3-6,1 ммоль/л) - 6 баллов.

Однако следует отметить, чем больше показателей учиты­вается, тем выше вероятность того, что последние будут дуб­лировать друг друга. Это обусловлено тем, что все приведен­ные показатели в различной степени взаимосвязаны. Например, при увеличении стажа занятий оздоровительным бегом, плава­нием или другой аэробной тренировкой помимо улучшения ре­зультатов в тестах на выносливость отмечается снижение частоты сердечных сокращений, возрастание жизненного пока­зателя за счет снижения массы тела и увеличения жизненной емкости легких, нормализация уровня холестерина, снижение артериального давления и так далее. В результате обследования большой группы лиц установлено, что каждый, имеющий уровень здоровья 2 балла и менее, страдает хроническими заболева­ниями внутренних органов, у лиц же с уровнем здоровья 6 баллов и более они практически отсутствуют.

Таким образом, данная методика оценки уровня здоровья достаточно информативна и может быть использована при дис­пансеризации населения (как средство первичной диагностики) или при контроле занимающихся физическими упражнениями во врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках.

Можно ли определить свой уровень здоровья самостоятельно? Ведь не у всех есть желание, да и время, ходить по врачебным кабинетам. А знать свой уровень здоровья необходимо, так как стремление к повышению показателей здоровья является сильнейшим раздражителем к проведению регулярных тре­нировочных занятий независимо от возраста, погоды, дефицита времени и так далее. Кроме того, постоянный контроль уровня здо­ровья позволит вовремя вносить коррективы в физическую тренировку или своевременно обращаться к врачу.

Показатель

Уровень показателей и баллы

1.Физиологические показатели

1. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, уд/мин
2. Артериальное давление (АД) в покое, мм рт.ст.
3. ЭКГ в покое и при нагрузке (20 приседаний за 30 сек).

Выраженные изменения

Небольшие отклонения

4. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) на массу тела, мл/кг:МужчиныЖенщины
5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, мин.

2.Физические качества

6. Общая выносливость.
Бег 2 км, мин.МужчиныЖенщины
7. Ловкость, скорость, сила. Прыжки с места, м.МужчиныЖенщины
8. Силовая выносливость.
Подтягивание на перекладине
Сгибание рук в упоре лёжа
Сгибание туловища (жен.)
9. Гибкость. Наклон туловища вперёд с прямыми ногами до касания пальцами рук точки ниже уровня опоры, см

Выше уровня опоры

3.Образ жизни

10. Стаж регулярных занятий физкультурой не менее 2 раз в неделю по 30 мин и более >10 лет
11. Соответствие калорийности питания энергозатратам
12. Закаливание

Нерегу-лярно

Регу-лярно

13. Курение Нет
14. Употребление алкоголя Нет

4.Эффективность работы иммунной системы и наличие хронических заболеваний

15. Среднее количество простуд в году 4-5 2-3 1 0
16. Хронические заболевания внутренних органов 1 0

Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма. Основным критерием здоровья человека следует считать его энергопотенциал, т.е. возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать ее и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Чем больше организм может накопить энергии, а также чем эффективнее ее расходование, тем выше уровень здоровья человека. Так как доля аэробной (с участием кислорода) энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергетического обмена, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма является основным критерием физического здоровья и жизнеспособности. Из физиологии известно, что основным показателем аэробных возможностей организма является величина потребляемого кислорода в единицу времени (МПК). Соответственно, чем выше показатель МПК, тем большим здоровьем обладает человек. Для более полного понимания этого момента, давайте подробно разберем, что такое МПК и от чего оно зависит.

Что такое МПК (максимальное потребление кислорода)

МПК — это такое количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (берется за 1 минуту). Не надо путать с тем количеством кислорода, которое человек вдыхает легкими, т.к. только часть этого кислорода в конечном счете поступает к органам.

Понятно, что чем больше организм способен усвоить кислорода, тем больше у него вырабатывается энергии, которая расходуется как на поддержание внутренних потребностей организма, так и на совершение внешней работы.

Возникает вопрос, неужели именно количество кислорода усвояемого организмом в единицу времени является фактором, лимитирующим нашу работоспособность и определяющим уровень здоровья. Как это не странно может показаться на первый взгляд, но это именно так.

Теперь надо разобрать от чего зависит величина МПК. Поскольку механизм этого процесса заключается в поглощении кислорода из окружающей среды, доставки его к органам и потреблении кислорода самими органами (в основном скелетными мышцами), то зависеть МПК будет в основном от двух факторов: функции кислородтранспортной системы и способности скелетных мышц усваивать поступающий кислород.

В свою очередь, кислородтранспортная система включает систему внешнего дыхания, систему крови и сердечно-сосудистую систему. Каждая из этих систем вносит свой вклад в величину МПК, а нарушение какого-нибудь звена в этой цепочке может сразу отрицательно сказаться на всем процессе.

Связь между величиной МПК и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером. Он показал, что люди имеющие уровень МПК 42 мл/мин/кг и выше, не страдают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы. Более того, была установлена тесная взаимосвязь величины МПК и факторов риска ишемической болезни сердца: чем выше уровень аэробных возможностей (МПК), тем лучше показатели артериального давления, холестеринового обмена и массы тела. Минимальная предельная величина МПК для мужчин 42 мл/мин/кг, для женщин — 35 мл/мин/кг, что обозначается как безопасный уровень соматического здоровья.

В зависимости от величины МПК выделяют 5 уровней физического состояния (таблица).

Величина МПК (мл/мин/кг)
Возраст (лет)
20-29 30-39 40-49 50-59 60-69
Низкий 32 30 27 23 20
Ниже среднего 32-37 30-35 27-31 23-28 20-26
Средний 38-44 36-42 32-39 29-36 27-32
Выше среднего 45-52 43-50 40-47 37-45 33-43
Высокий >52 >50 >47 >45 >43

Для более точного определения уровня физического состояния принято оценивать его по отношению к должным величинам МПК (ДМПК), соответствующим средним значениям нормы для данного возраста и пола.

Уровень физического состояния % ДМПК
Низкий 50-60
Ниже среднего 61-74
Средний 75-90
Выше среднего 91-100
Высокий 101 и выше

Для мужчин: ДМПК=52-(0,25 x возраст),

Для женщин: ДМПК=44-(0,20 x возраст).

Зная должную величину МПК и его фактическое значение, можно определить %ДМПК: %ДМПК=МПК/ДМПК x 100% Определение фактической величины МПК возможно двумя способами:

1. Прямой метод (с помощью прибора — газоанализатора)

2.Косвенный метод (с использованием функциональных тестов)

Определение МПК прямым методом достаточно сложно и требует наличия дорогостоящей аппаратуры, поэтому он не получил широкого распространения. Расчет МПК косвенным методом имеет небольшую погрешность, которой можно пренебречь, а в остальном, он является очень доступным и информативным методом, что делает его наиболее применяемым в различных физкультурно-оздоровительных учреждениях и реабилитационных центрах. Для определения МПК косвенным методом наиболее часто используется тест PWC170, определяющий физическую работоспособность человека. Забегая немного вперед, напишем формулу для расчета МПК при использовании теста PWC170: МПК=(1,7 x PWC170 + 1240) / вес (кг) Дальше мы расскажем, что такое тест PWC170, для чего он нужен, и как его определить.

Тест PWC170 — определение физической работоспособности

Тест PWC170 расшифровывается как физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Величина PWC170 соответствует такой мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению ЧСС до 170 уд/мин. Тест PWC170 заключается в выполнении двух нагрузок, соответствующей мощности и расчета величины PWC170 исходя из значений пульса после каждой нагрузки. При проведении пробы PWC170 рекомендуется следующая последовательность действий:

1. Изучение анамнеза и исключение противопоказаний к пробе.

2. Первая нагрузка — продолжительностью 5 минут. Этого достаточно, чтобы сердечная деятельность достигла устойчивого состояния. Мощность работы подбирается для практически здоровых мужчин с предполагаемой нормальной физической подготовленностью 6 кгм/мин (1 Вт) на 1 кг массы тела, для не занимающихся физическим трудом с предполагаемой низкой физической работоспособностью — 3 кгм/мин (0,5 Вт) на 1 кг массы тела. Для женщин соответственно 4 и 2 кгм/мин. Если тест проводится на велотренажере, то на большинстве из них существует возможность выбора мощности нагрузки. Если тест проводить с использованием степ-ступеньки (более точное измерение), то мощность нагрузки можно рассчитать по специальной формуле, которую мы разберем в следующей статье на одном из примеров.

3. За 30 секунд до окончания первой нагрузки измеряется частота сердечных сокращений. Поученный результат записывается на листочке.

4. Перед второй нагрузкой обязательный трехминутный отдых, в течение которого показатели ЧСС возвращаются практически в исходный уровень.

5. Вторая нагрузка: мощность работы определяется в зависимости от мощности первой нагрузки и частоты сердечных сокращений во время ее выполнения (таблица). Продолжительность работы 5 минут.

6. Определение ЧСС за 30 секунд до окончания второй нагрузки.

Ориентировочная мощность второй нагрузки

Мощность работы при первой нагрузки Частота сердечных сокращений при первой нагрузки
80-89 90-99 100-109 110-119 120-129
Мощность работы при второй нагрузки
150 900 800 700 600 500
250 1000 900 800 700 600
350 1100 1000 900 800 700
450 1200 1100 1000 900 800
550 1300 1200 1100 1000 900

Расчет величины физической работоспособности проводится по следующей формуле:

где PWC170 — физическая работоспособность при частоте сердечных сокращений 170 ударов в минуту; N1 и N2 — соответственно мощности первой и второй нагрузок; f1 и f2 — частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузки.

Определение физической работоспособности по тесту PWC170 будет давать надежные результаты только при соблюдении следующих условий:

а. Тест должен выполняться без предварительной разминки

б. Частота сердечных сокращений в конце второй нагрузки должна быть примерно на 10-15 ударов меньше 170 ударов в минуту.

в. между нагрузками обязательный трехминутный отдых.

Только что мы рассмотрели тест PWC170, предназначенный для лиц моложе 35 лет. Далее разберем, как определить работоспособность с учетом возраста человека. В первом случае мы вычисляли физическую работоспособность при пульсе 170 уд/мин.

Такой пульс соответствует примерно 87% от максимального его значения у молодых людей. Более точно максимальный пульс можно определить по формуле: 220-возраст. Соответственно при расчете физической работоспособности с учетом возраста необходимо ориентироваться на частоту сердечных сокращений, равную (220-возраст) x 0,87. Методика проведения пробы с учетом возраста и последовательность действий в основном аналогичны тем, которых придерживаются при определении работоспособности у молодых людей.

Величину физической работоспособности с учетом возраста можно определить по следующей формуле:

где PWC — физическая работоспособность при изменяющейся с возрастом частоте сердечных сокращений; N1 и N2 — соответственно мощности первой и второй нагрузок; f1 и f2 — частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузки; F — частота сердечных сокращений, составляющая примерно 87% от максимального возрастного пульса.

При выборе первой физической нагрузки следует ориентироваться на нагрузки, используемые при тесте PWC170 для молодых людей. При установлении мощности второй нагрузки можно исходить из следующего. Желательно, чтобы частота сердечных сокращений в конце второй нагрузки была примерно на 10-15 уд/мин меньше значений пульса, соответствующего 87% от максимального значения с учетом возраста. Зная частоту сердечных сокращений после первой нагрузки и ее мощность и учитывая, что при увеличении мощности нагрузки на 100 кгм/мин (17 Вт) частота сердечных сокращений у мужчин повышается примерно на 8-12 уд/мин, а у женщин на 13-17 уд/мин, несложно определить мощность второй нагрузки, достаточной для повышения пульса до необходимого уровня.

Только что мы в теории рассмотрели определение физической работоспособности с помощью теста PWC170. В следующей статье мы рассмотрим это на конкретном примере. Хотя показатели физической работоспособности наиболее объективно отражают уровень физического состояния, для его оценки могут использоваться и другие методы. С одним из них мы сейчас познакомимся.

Количественная характеристика здоровья

Данный метод определяет уровень здоровья с помощью балльной системы оценок. В зависимости от величины каждого функционального показателя начисляется определенное количество баллов (от -2 до +7). Уровень здоровья оценивается по сумме баллов всех показателей. Максимально возможное количество баллов равняется 21. В зависимости от количества набранных баллов, всю шкалу делят на 5 уровней здоровья.

От 1 уровня, соответствующего низкому уровню здоровья, до 5 высокого уровня. По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) ограничивается 14 баллами. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что к 4 и 5 уровням относятся только люди, регулярно занимающиеся физической культурой.

Количественная оценка физического состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Установлено, что развитие хронических заболеваний происходит на фоне снижения уровня здоровья до определенной критической величины.

Было показано, что у людей с высоким уровнем здоровья (17-21 балл) не обнаружено хронических заболеваний, а в группе людей с уровнем здоровья выше среднего (14-16 баллов) заболевания выявлены у 6%, в группе людей со средним уровнем здоровья (10-13 баллов) различные хронические заболевания наблюдаются у 25%. Дальнейшее снижение уровня здоровья (ниже среднего и низкий) уже ведет к клиническому проявлению болезни с соответствующими симптомами.

Таким образом, уровень соматического здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем физического состояния. Понижение уровня здоровья сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья. Средний уровень здоровья, очевидно, может расцениваться как критический.

Количественная оценка уровня здоровья по системе Г.Л. Апанасенко.

Показатели Уровни физического здоровья
I II III IV V
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
масса тела/рост (гр/см) М Ж Баллы 501 451 -2 451-500 401-450 -1 401-450 375-400 0 375-400 400-351 — 375 350 —
ЖЕЛ/масса тела (мл/кг) М Ж Баллы 50 40 0 51-55 41-45 1 56-60 46-50 2 61-65 51-57 4 66 57 5
ЧСС x АДсист/100 М Ж Баллы 111 111 -2 95-110 95-110 0 85-94 85-94 2 70-84 70-84 3 69 69 5
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (мин,с) М Ж Баллы 3 3 -2 2-3 2-3 1 1.30-1.59 1.30-1.59 3 1.00-1.29 1.00-1.29 5 59 59 7
динамометрия кисти/масса тела (%) М Ж Баллы 60 40 0 61-65 41-50 1 66-70 51-55 2 71-80 56-60 3 81 61 4
Общая оценка уровня здоровья (сумма баллов) 4 5-9 10-13 14-16 17-21

М — мужчины;

Ж — женщины;

ЖЕЛ — жизненная емкость легких;

АДсист — систолическое артериальное давление.

В этом материале мы рассмотрели теоретические вопросы, определяющие понятие физического здоровья человека, а также некоторые методы, позволяющие его оценить. В следующей статье разберем этот материал на конкретных примерах, определив физическую работоспособность с заданным возрастом человека, а также разберемся, какую физическую нагрузку следует выполнять исходя из рассчитанной работоспособности.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Попичев М.И.

Крымский юридический институт Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого

Аннотация. Рассмотрено, что на протяжении многих лет контрольные нормативы по дисциплине "физическое воспитание" практически не изменялись, а состояние здоровья молодежи из года в год ухудшается, снижается иммунитет. На основе эксперимента показано, что соотношение функционального состояния студентов и физической нагрузки должно быть оптимальным. В эксперименте принимало участие 780 студентов в возрасте 17-18 лет. Оценено, при каком функциональном состоянии можно давать ту или иную нагрузку. Установлено, что как минимум два раза в год необходимо проводить предлагаемую нами комплексную диагностику.

Ключевые слова: диагностика, здоровье, студент, функциональность, перенапряжение,

Введение.

Из публикуемых в последнее время научных работ мы можем почерпнуть информацию о динамике изменений психофизиологических и анатомо-физических особенностей человека. Следует отметить, что в целом за последние 30 лет иммунная система человека существенно ослабла. А значит, для улучшения состояния здоровья в той среде, в которой живет человек, должен изменяться его образ жизни. Сегодня нельзя жить по принципу естественного биологического износа, сегодня необходимо стремиться жить по принципу биологического закона. Надо знать, как правильно питаться, дышать, двигаться, задавать себе физические нагрузки, восстанавливаться после стресса, как и где проходить диагностику своего организма, как определить допустимый объем умственной и физической нагрузки и т.д. Значит, нужна разработанная, научно обоснованная система жизнедеятельности.

Многие ученые считают, что при ослаблении организма целесообразно усиливать его недостаточно мощные защитные приспособительные реакции, но без чрезмерной активации функций (Г.Л. Апанасенко, О.П. Андронов, Э.Г. Булич и др.).При этом, по мнению других ученых (Н.П. Булкина, В.А. Романенко и др.), нецелесообразно использовать традиционные средства физической культуры (бег, атлетическую гимнастику, спортивные игры и т.д.), которые оказывают достаточно выраженные стрессовые воздействия на организм.

Публикации и исследовательские работы последних лет показывают, что в практику физического воспитания студентов постепенно внедряют упражнения, которые позволяют расширить возможности занимающихся в достижении оздоровительного эффекта. Появление новых нетрадиционных видов двигательной активности и оздоровительных систем - вполне естественный процесс, который необходим для дальнейшего прогресса в сфере физической культуры. Однако при этом важна адаптация таких оздоровительных средств к славянскому менталитету и отечественной системе физического воспитания (Л.И Лубышева и др.).

Большинство студентов начинают обучение в ВУЗе в возрасте 17 лет, когда еще сохраняется возможность высоких темпов развития силы, гибкости, общей выносливости и т.д. Применение нетрадиционных методов поддержания физической активности для студентов должно способствовать повышению уровня их работоспособности. Но для безопасной жизнедеятельности в самом начале учебного года необходима комплексная диагностика по определению уровня здоровья студентов, профилактический медицинский осмотр, чтобы выявить потенциальность занимающихся.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью нашей работы является подбор анатомо-физических и психофизиологических тестов для достоверного определения состояния здоровья и физического развития студентов.

Организация и методика исследования.

На протяжении трех лет у 780 студентов в начале и конце учебного года рассматривались и апробировались функциональные измерения по анатомо-физическим и психофизиологическим особенностям для определения уровня здоровья и физического развития студентов. Студентам, которые успешно прошли комплексную диагностику (психолого-педагогический и врачебный контроль), в дальнейшем логично будет предложить оптимальную нагрузку для эффективного развития их организма.

Тесты, применяемые во время исследования.

1. Теппинг-тест.

Для выполнения этого теста на листе бумаги вычерчиваются четыре смежных квадрата 10Х10 см. Испытуемый, сидя за столом, должен за 40 сек. с помощью карандаша нанести максимальное количество точек. По команде сначала ставятся точки в один квадрат, далее через каждые 10 сек. по сигналу без паузы точки ставятся в следующие квадраты. Оценивается количество точек, поставленных в каждом квадрате. Для точного подсчета точек следует вести линию карандашом от одной точки к другой. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 60-65 точек в каждый квадрат за 10 секунд. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

2. Одномоментная проба. Перед выполнением одномоментной пробы студент отдыхает стоя, без движений, в течение 3 минут. Затем замеряется частота сердечных сокращений (далее - ЧСС) за одну минуту. Далее студент выполняет 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносятся вперед, а при выпрямлении - возвращаются в исходное положение. После выполнения приседаний подсчитывалось ЧСС в течение одной минуты.

При оценке величина учащения ЧСС после нагрузки определяется в процентах. Величина до 20% означает отличную реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку, от 21 до 40% - хорошую; от 41 до 65% - удовлетворительную; от 66 до 75% - плохую; от 76 и более - очень плохую.

3. Многомоментная проба. Студент выполняет максимальный бег за 15 секунд, 20 приседаний за 30 секунд, 3-х минутный бег (темп - 2 секунды - 4 шага). После выполнения упражнений подсчитывают ЧСС в течение 5 минут (на 1-3-5 минутах за каждые 10 секунд).

4. Ортостатическая проба. Проверить состояние центральной нервной системы (ЦНС) можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин. отдыха. Далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая - 0-6, нормальная - 7-12, живая -13-18, повышенная - 19-24 уд/мин.

5. Тест Бондаревского: стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки приподняты вверх, голова прямо. Упражнение выполняется с открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Чем меньше разница во времени выполнения упражнений с открытыми и закрытыми глазами, а также чем больше длительность выполнения, тем лучше оценка. Е.В. Сермеев вывел средние данные оценки функционального равновесия. Удержание позы с закрытыми глазами - 16 с., с открытыми - 44 с.

6. Опросник Реана (мотивация).

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ "да" или "нет". Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" объединяет как явное "да", так и "скорее да, чем нет". То же относится и к ответу "нет": он объединяет явное "нет" и "скорее нет, чем да". Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, и является наиболее точным.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА - мотивация

    Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

    В деятельности активен.

    Склонен к проявлению инициативности.

    При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

    Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

    При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

    При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

    Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

    При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени результативность деятельности ухудшается.

    Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

    Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

    Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

    Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

    Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

    В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается.

    При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

    Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

    При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

    В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

    Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ответ "ДА": 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ "НЕТ": 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов составило 8-9, то есть определенная тенденция к нацеленности на неудачу, а если количество баллов 12-13, то имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях, при которых возможно избежать эту гипотетическую неудачу, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах; стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

7. Определение стресса.

    Часто хочется плакать.

    Вы легко идете на скандалы.

    Снижен интерес к сексу.

    Плохо спится.

    Вы ерзаете, грызете ногти, теребите волосы.

    Трудно сосредоточиться и принять решение.

    Все труднее разговаривать с людьми.

    Вы едите, не испытывая голода или пропускаете еду.

    Усталость почти постоянная.

    Пропало чувство юмора.

    Мучают подозрения.

    В тяжелые дни выручают курение или выпивка.

    Возникает чувство полной беспомощности.

Если Вы ответили "да" более чем на четыре вопроса и такая ситуация сохраняется неделями, Вас подминает стресс.

Результаты исследования.

В данной статье хотелось бы подчеркнуть одну очень важную особенность. Результаты обследования 780 студентов свидетельствуют о весьма существенных различиях в состоянии здоровья и физическом развитии. Практически каждый студент в той или иной степени имеет отклонения в состоянии здоровья. Что касается физического развития, то из 780 студентов 25 - сдали нормативы успешно, 127 - были близки к их сдаче. Остальные - физически и функционально очень слабые студенты. Конечно, здесь сказываются их генетические особенности, но возможно предположить, что уровень их жизнедеятельности до студенческого возраста был, на наш взгляд, неправильным. Как мы заметили, студентов физически слабых - большинство; принимать в настоящее время нормативы у таких студентов, на наш взгляд, будет неправильным; они физически и психологически не готовы, и занятия для них будут не в радость. Поэтому мы предлагаем поменять физические нормативы, которые применялись ранее на комплексную диагностику. Сюда входят антропометрические и психофизиологические показатели, общая физическая подготовка без тестов на общую выносливость и оценка уровня здоровья (таблица 1).

Таблица 1

Комплексная диагностика уровня здоровья и физического развития студентов


п / п

Ф. И. О.

Анатомо-физические и психофизиологические тесты

Антропометрические показатели

Психофизиологические показатели

Общая физическая подготовка

Рост (см)

Вес (кг.)

Мас-
со-
во-
рос-
то -
вой (см\кг) ин-
декс Кетле рост\ вес

Ок-
руж -
ность груд-
ной клет-
ки (см)

Фор-
ма поз -
во -
ноч -
ни -
ка

V бед-
ра, го-
лени, пле-
ча, та-
лии (см) М ср

А\Д

ЧСС (к-во раз)

Теп-
пинг-
тест (кол-
во раз)

Одно -
мо -
мент -
ная проба
(5-4
-3-2-
1)
(кол-
во раз)

Мно-
го-
мо-
мен-
тная проба (кол-
во раз)

Орто -
ста-
тисти -
чес-
кая проба (2-3-
4-5) (кол-
во раз)

Оп-
рос-
ник Реана (бал.)
(Н-У) (мо-
ти-
ва-
ция)

Опре-
де-
ле-
ние стрес-
са (С-Н-)

и.п. лежа на спи-
не. Под-
ни-
ма-
ние кор-
пуса в сед. (кол-
во раз в ми-
нуту)

Сги-
бание и раз-
ги-
бание рук в упо-
ре лежа (кол-
во раз)

и.п. сидя, глу-
бо-
кий нак-
лон (гиб-
кость-
см)

Сги-
бание и раз-
ги-
бание рук в висе (кол-
во раз)

При-
се
дание
(кол-
во раз в ми-
нуту)

Равно-
весие (сек) (Т. Бонда-
рев-
ского)

Оцен-
ка уров-
ня здо-
ровья сту-
ден-
тов (по пяти-
балль-
ной сис-
теме)

Оценка уровня здоровья определяется по полученным результатам, внесенным в таблице 1. Если студент показал положительные результаты, то оценка отличная. Если два показателя ухудшились - оценка хорошо. Четыре показателя - оценка удовлетворительная. Более четырех - оценка неудовлетворительная.

Подбирая и пробуя эти тесты с учетом психологического состояния студентов в настоящее время, мы понимали, что для их мотивации будет очень сложно сформировать диагностический комплекс, который бы дал возможность достоверного получения морфофункциональных результатов. Заинтересовать студентов в контроле над своим здоровьем сложно. Тесты должны быть обновлены, модернизированы и при этом вызывать у студентов особый интерес к занятиям.

В антропометрических показателях особый интерес вызывает индекс массы тела (Кетле) - величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной, избыточной (ожирение). Он важен, на наш взгляд, для определения показаний профилактического лечения. Индекс массы тела рассчитывается по формуле J = m/h 2 , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах, и измеряется в кг/м 2 . В соответствии с рекомендациями разработана следующая интерпретация показателей (В.А. Романенко и др.). Выраженный дефицит массы - 16,49 и менее. Недостаточная масса тела - 16,5 - 18,49; норма 18,5-24,99. Избыточная масса тела - 25-29,99. Ожирение первой степени - 30-34,99. Ожирение второй степени - 35-39,99. Ожирение третьей степени - 40 и более. Индекс массы тела следует применять с осторожностью, исключительно для ориентировочной оценки.

Вызывает интерес объем груди и талии. У женщин объем талии не должен превышать 82 см., у мужчин 102 см.

Что касается психофизиологических показателей, то особое внимание уделялось теппинг-тесту, одномоментной и многомоментной пробе, а также ортостатическим показателям. Принимая у студентов теппинг-тест, оценивалось количество точек, поставленных в каждом квадрате. Испытуемый старался как можно больше и быстрее поставить точек и выполнить движений за 10 секунд. Если уменьшалось количество точек от квадрата к квадрату, то определялась недостаточная функциональная устойчивость нервно-мышечного аппарата, постоянная работоспособность и специальная выносливость для активной жизнедеятельности организма.

Две пробы, одномоментная и многомоментная, показывали адаптацию и восстановление функционального состояния организма студентов до и после нагрузки. Таким образом, в течение пяти минут была получена оперативная информация о том, насколько адекватно реагирует организм на нагрузку.

Ортостатическая проба вызывала у студентов интерес к состоянию центральной нервной системы, отражающему ее возбудимость. В течение одной минуты показывали разницу возбудимости центральной нервной системы в положении лежа и стоя. Слабая возбудимость центральной нервной системы - от 0-6, нормальная - 7-12, живая - 13-18, повышенная - 19-24 уд./мин.

Комплексную диагностику по общей физической подготовке предлагается существенно изменить; тесты на выносливость, которые в настоящее время используются в нормативах по физической подготовке, исключить, так как многомоментная проба, на наш взгляд, полностью определяет уровень работоспособности человеческого организма. Показательные тесты были применены на равновесие: с открытыми глазами нужно было простоять на одной ноге более 44 секунд и с закрытыми - более 16 секунд. Определяли функциональное состояние вестибулярного аппарата. Сегодня это определение очень актуально, так как большое количество травм люди получают из-за плохой тренированности вестибулярного аппарата. Многие физические тесты выполняли на время, что дало возможность определить уровень специальной физической подготовки студентов. В графе "оценка уровня здоровья студентов"указывали по пятибалльной системе оценку, которая определялась с учетом ухудшения или улучшения результатов тестирования.

Помимо табличных данных мы предлагаем карточку "здоровья", в которой раскрываем антропометрические и психофизиологические показатели. Специалистам и студентам будет наглядно виден уровень состояния здоровья. Такая карточка хранится у врача и ведущего преподавателя.

Карточка здоровья

Выводы.

Подобрав и применив на практике анатомо-физические и психофизиологические тесты, мы получили, на наш взгляд, достоверную и инновационную информацию по уровню определения состояния здоровья студентов.

В настоящее время в связи с ослабленным физическим развитием и состоянием здоровья студентов очень важно определиться в функциональном состоянии здоровья студента и его физического развития, каков оптимальный уровень нагрузки, который необходим для правильной жизнедеятельности.

Студенты сдавали предложенные тесты легко, непринужденно, с особым интересом. При сдаче таких тестов определяется оптимальное функциональное состояние. Любое функциональное изменение заставляет студента анализировать ход событий. Значит, студент начинает понимать, что это ему нужно. Отсюда появляется желание самостоятельно заниматься, принимать решение, ходить на занятия. То есть вовремя контролировать себя, правильно, самостоятельно и осознанно подбирать оптимальные нагрузки.

Физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях - наиболее характерный критерий нормы, здоровья (Р.Баевский, 1979).

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% - от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружающей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни.

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Галлен в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «...Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7- 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества (Г. А. Кураев).

Традиционно выделяют следующие виды здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное.

Индивидуальная комплексная оценка здоровья каждого человека завершается определением так называемой группы здоровья. В соответствии с «Методическими указаниями по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», на основании объективных медицинских данных о физическом состоянии всю совокупность людей, прошедших обследование, делят на пять групп:



1. здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

2. здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями (лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные болезни и состояния после перенесенных заболеваний, травм), а также имеющие сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3. больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными в основном функцио­нальными возможностями организма;

4. больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

5. больные с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, тяжелые больные, находящиеся на постельном режиме, инвалиды I-II групп.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов, функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний, в том числе и обострений хронических, за предыдущий год.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяются антропометрическими исследованиями с использованием стандартов физического развития.

Здоровье индивида - это динамическое состояние (процесс) сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни (таблица 1).

Таблица № 1 - Показатели индивидуального здоровья

(Р.И. Айзман, 1996)

Показатели Критерии
Генетические Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных факторов
Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей
Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок
Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)
Функциональные Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности, функциональный тип
Психологические Эмоциональная, волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип ВНД, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта
Социально-духовные Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и потребностей, степень признания
Клинические Отсутствие признаков болезни