Библейская история моисея история пророка моисея. Моисей – биография, фото, личная жизнь пророка

Исх. 2:10 «и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его»

Святой пророк Моисей родился в семье Амрама и его жены Иохаведы примерно в 1526 г. до н.э. Египтянами было тогда решено убивать всех новорожденных еврейских детей, чтобы не дать израильскому народу увеличивать свою численность. Отцу святого пророка было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Поэтому родители, укрывавшие сына до 3 месяцев, предали судьбу ребенка Богу и, положив его в корзину, опустили в реку Нил. Эта корзина была найдена дочерью фараона, принцессой Термутис, усыновившей мальчика и давшей ему имя Моисей, что значит «вынутый из воды». Слово «мо» по-египетски означало «вода», а спасённых из воды назвали «узес», поэтому египетский вариант имени мальчика звучит «Моузес».

Таким образом, Моисей, став приемным сыном дочери фараона, вырос среди египетской знати, получил хорошее образование и был наделен значительной властью. Известно, что он занимал пост командующего египетской армией и помог фараону одержать победу над напавшими на него эфиопами. При дворе фараона он провел около 40 лет, пока однажды не совершил преступление – в гневе убил надсмотрщика, истязавшего рабов-израильтян. После этого он был вынужден бежать в пустыню и скрываться.

Моисей поселился в земле Мидиамской, расположенной на Синайском полуострове . Он женился на дочери священника Иофора (другое имя – Рагуил) и пас его скот. В честь тестя Моисея русло Вади-Шаиб сейчас также называется Иофоровой долиной. Такую жизнь пророк вел еще 40 лет.

Первый призыв Бога Моисей услышал там же, в Мидиаме, когда во время выпаса скота оказался возле горы Хорив.

Исх. 3:1-5: «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая»

Здесь Моисей получил свое первое откровение и указание от Бога об освобождении израильского народа из Египта.

На этом месте, у подножия горы Синай, и сейчас растет тот самый терновый куст – Неопалимая Купина.

После этого святой пророк возвратился ко двору фараона и вместе со своим братом Аароном, который был более искусным оратором и про которого Бог сказал Моисею «и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами» просили отпустить еврейский народ. 9 месяцев длились переговоры Моисея и фараона, и было это время самым тяжелым как для евреев, поскольку фараон ужесточал режим рабства, так и для египтян, которых постигли сверхъестественные 10 казней египетских. После же последней казни, длившейся только одну ночь, но самой страшной – смерти всех первенцев, евреи вышли из Египта.

Точный маршрут, по которому совершался Исход сейчас неизвестен. Однако, как и было велено Богом у Неопалимой Купины, через три месяца странствий Моисей привел народ к горе Синай.

Пророк Моисей на горе Синай

Исх. 19:1-3: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы…»

Израильский народ, пришедший с Моисеем, был испуган величественными явлениями, сопровождающими Божественное явление: гора Синай сотрясалась, была окутана дымом и пламенем, сверкали молнии и гремел гром и голос Бога был слышен всем. Люди в страхе отошли от горы и ждали возвращения пророка. Своему брату Аарону Моисей передал полномочия решать дела и вопросы остававшихся перед горой людей.

40 дней находился Моисей на горе Божией и получил от него основной Закон – 10 Заповедей, начертанных на каменных Скрижалях. Это время показалось народу слишком долгим и они усомнились в правоте пророка. Собравшись у Аарона они потребовали показать им бога, выведшего их из Египта, и Аарон, испугавшись их необузданности, собрал золотые серьги и отлил из них золотого тельца. Моисей, спустившись со Скрижалями с горы и увидев праздненство и поклонение идолу, разгневался и разбил, данные Богом Заповеди. Моисей жестоко покарал свой народ за отступничество, убив около трех тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. И Бог смилостивился и говорил с Моисеем в скинии, и явил ему славу Свою, указав ему расселину, спрятавшись в которой пророк мог видеть Бога сзади, потому что лица Всевышнего видеть человеку нельзя.

По велению Бога Моисей сделал из камня новые скрижали, подобные первым, и снова поднялся на гору Синай. Там Господь дал ему еще законы, которые нужно было соблюдать еврейскому народу. Считается, что в книге Исход перечислены Заповеди, написанные на первых, разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Второй раз пророк Моисей пробыл на горе также 40 суток, без еды и питья. Когда он спускался с горы с новыми Скрижалями Завета в руках на его лице остался отпечаток сияния божественной славы, как будто бы от него исходили яркие лучи. Это заставило скептический народ поверить и принять Закон, ставший базой не только их веры, но и всего их жизненного устройства.

Десять заповедей

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в тот день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; поэтому благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Странствование по Синайской пустыне

Еще сорок лет вел пророк Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. Он оставался служителем Божиим, но войти в новую страну ему было нельзя за маловерие, проявленное и им, и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Пророк Моисей умер около 120 лет от роду перед тем как израильтяне закончили свой трудный путь и вошли в землю Обетованную. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни единого человека из тех, кто вышел с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и согрешил, поклонившись золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живующий по Закону, данному Богом на Синае.

Почитание пророка Моисея

У иудеев:

Как пишет Леннарт Меллер, ученый написавший значительный труд по исследованию Пятикнижия «Дело об Исходе»: «для евреев Моисей – символ существования всей еврейской нации. Именно в тот период времени небольшое племя стало израильским народом под названием евреи. Пятикнижие Моисеево является неотъемлемой частью национального самосознания Израиля».

Иудеи называют пророка Моисея Моше Рабейну и считают его главным пророком, который говорил непосредственно с Богом, и получил для них Тору на горе Синай.

Христианами:

Для христиан пророк Моисей также один из самых великих ветхозаветных пророков. Ключевым моментом является не историческое рассмотрение факта вывода израильского народа из рабства, а духовный смысл получения 10 заповедей.

Теологи трактуют фигуру святого пророка Моисея как Ветхозаветный прообраз Иисуса Христа: как через пророка Моисея был дан людям Ветхий Завет, так через Христа – Новый Завет; как Моисей вывел израильтян из рабства к Земле Обетованной, так Сын Божий помогает человечеству освободиться от греха и достичь Царства Небесного.

В Новом Завете пророк Моисей и пророк Илия (также получивший свое первое Божественное откровение на горе Синай) являются ученикам Христа во время Преображения на горе Фавор.

Русская Православная церковь отмечает день памяти пророка Моисея 17 сентября (по новому стилю.)

Достаточно богата иконография пророка Моисея. Это связано с давностью традиции почитания этого святого. Образ пророка Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Мусульманами:

Пророк Муса (мусульманская распространенная транскрипция) почитается как великий пророк, которому на вершине горы Джебель Муса был ниспослан Таурат.

Могила святого пророка Моисея находится на горе Нево, но найти ее невозможно. Бог скрыл это место для того, чтобы еще не окрепший в вере народ не сделал здесь места поклонения. И поэтому до сих пор величайшему пророку поклоняются там, где он проявил силу своей веры, где был избран Богом – на священной горе Синай.

28.04.2015

Пророк Моисей известен христианам как автор пяти частей Библии. Первоначально с его рукописей была составлена только одна книга. Сейчас она является главной рукописью еврейского народа под названием «Тора». Православные и католики поделили творение святого Моисея на несколько эпизодов. В результате пять частей Ветхого Завета получили названия Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Четыре из них посвящены жизни и деятельности пророка.

Биография святого

Исходя из Библейских повествований, Моисей родился в Египте, во времена, когда евреи пребывали в рабстве у египтян. Его род относился к потомкам Левия брата Иосифа, который прославился деяниями на благо Египта и своего народа. В то время на территории этой страны проживала большая численность иудеев. Боясь того, что евреи поднимут восстание или станут союзниками врага в возможной войне, фараон распорядился уменьшить численность этого народа путем каторжных работ.

Помимо этого существовало пророчество, гласившее, что Бог пошлет евреям избавителя, который выведет их из рабства. Времена, когда завоеватели активно покровительствовали иудеям прошли. Их потомки уже не помнили заслуг иудеев и имели свое мнение об их проживании на территории Египта. В результате враждебного отношения египтян к народу Израиля, приказ об умерщвлении младенцев мужского пола еврейский национальности не вызвал большого негодования.

В это время и родился будущий пророк. Родителям удалось скрыть появление его на свет. Но так продолжалось только три месяца. Далее прятать ребенка не было возможности, и мать оставила его в корзинке на берегу реки. Младенца заметила бездетная дочь фараона и сжалилась над ним. Как говорит Библия, мальчик до поры рос со своей настоящей матерью, которая было его кормилицей.

Сколько лет он прожил с ней, неизвестно, но Священные Писания утверждают, что это помогло ему помнить, к какому роду он принадлежит. В определенном возрасте Моисея вернули дочери фараона, которой тот заменил сына. Благодаря этому мальчик получил, по тем временам, очень хорошее образование и его ждало прекрасное будущее. Во взрослом возрасте он поддерживал связь со своими родителями и соплеменниками. Результатом лояльного отношения к иудеям, их защите и покровительству стало негодование фараона. В итоге Моисей бежал из Египта.

Что касается личной жизни пророка, то как утверждает Ветхий Завет, у него была одна жена по имени Сепфора и двое сыновей. Хотя в Библии упоминается женщина, эфиопка по национальности, она могла быть второй женой Моисея. Сепфора была дочерью хозяина, к которому Моисей устроился пастухом, после побега.

Однажды, выпасая скот, пророк получил наставление от Бога вывести народ Израиля из Египта. Результатом стало сорокалетнее блуждание евреев по пустыни. Умер он, так и не попав в Землю Обетованную.

Как характеризует Моисея Библия

В Пятикнижии пророк представлен вождем, который одержим возложенным на него призванием. Вопреки собственной воле он предан своей миссии и неукоснительно следует ей до конца своей жизни. Священная книга утверждает, что Бог возложил на Моисея задачу вывести евреев из рабства, перевоспитать и сплотить разрозненный народ, привести потомков иудеев в страну их предков.

Библейскому образу Моисея присущи сомнения и колебания. Он не обладает какой-либо силой, но духовная мощь делает его лидером, за которым пошли тысячи людей. В процессе постоянных чередований успехов и неудач, меняется и сам пророк. Его отношение к своему народу несколько трансформируется. Из харизматичной личности он превращается в институционного вождя, что часто проявляется в отказе принять его авторитет.

Пророк понимает, что исправить психологию людей, столько времени проживших в рабстве, невозможно. А для воспитания нового поколения требуется время. Его наставления служат будущему. Потомки, вышедших из Египта рабов, воспитываются на канонах новой веры, которая в корне отличается от существовавших религий.

Личность Моисея в религиях

В иудаизме он считается главным пророком, который дал евреям «Тору» - закон Божий. Иудеи считают его учителем Израильского народа и называют Моше Рабейну.
Православные и католики относятся к Моисею, как великому пророку Израиля, через которого был предоставлен миру Ветхий Завет.

В исламе Моисея отождествляют с величайшим пророком Мусой, биография которого сходна с иудейской трактовкой.

Был ли Моисей в реальной жизни

О реальном существовании этого пророка всегда велись споры. Древнеегипетские источники и археологические находки не подтверждают присутствия этой личности в ранней истории Израиля.

Касаемо того факта, что ему приписывают авторство Ветхого Завета, то об этом также нет точных сведений. Более того, историки утверждают, что пять частей Библии не могли быть составлены ранее V века до нашей эры. Но все же ученые предполагают, прежде чем личность Моисея появилась в Библейских заповедях, существовали устные предания о некой личности, которые в течение многих веков видоизменялись, искажались, дополнялись какими-то фактами. Установить время его деятельности также пока не смогли. Так как все попытки выяснить, в правление какого фараона Моисей вывел иудеев из Египта, ни к чему конкретному не привели.

Большинство историков - религиезнавцев сходятся во мнении, что это произошло в районе XVI-XII веков до нашей эры. Также не совсем понятен тот факт, почему в Старом Завете не упоминается имя фараона, при котором жил пророк. Хотя в книге именам уделяется очень большое внимание.

Те истории, которые описывают атмосферу жизни Моисея, дают причину относить события к эпохе Нового царства. Некоторые ученые утверждают, что в «Исходе» можно увидеть религиозные тенденции, которые существовали на этой территории в XIV веке до нашей эры.

Заключение

Библия представляет пророка Моисея, как великого служителя Божьего, который вывел иудеев из рабства, учил их и наставлял. Никому из героев этой книги не уделено столько внимания, сколько Святому Моисею. В повествованиях Пятикнижия — это единственный посредник между Богом и людьми. Его личность противоречива, за сотни лет обросла мифами и легендами, но и по сей день, разные религии пользуются «Десятью Божьими заповедями», которые представил пророк своему народу.


Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя». По приданию Святой был сыном Амрама, а также...



Святой Николай или, как его звали при жизни – Николай Толентинский появился на свет в 1245 году. Считается монахом – августинцем, кроме того, его причислила к лику святых Католическая церковь. По разным источникам, ...

И др.) – вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р. X. и был сын Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения по приказанию фараона еврейских младенцев мужского пола; но когда скрывать долее не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, причем сестра Моисея вдали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона, ц. египетского, вышла на реку мыться и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его. Таким образом, взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости (, ). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. II, гл. 10). Несмотря, однако же, на выгодное свое положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (). Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьей над нами? сказал он. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? (). Услышав это, Моисей из опасения, что слух о сем может дойти до фараона, бежал в землю Мадиамскую. В доме мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорой и провел здесь 40 лет. Пася стадо своего тестя, он прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву (). Он увидел здесь необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, Моисей несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своей помощью, открыл ему Свое имя: Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощники же Моисею Господь указал брата его, Аарона. Тогда Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа. Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо фараона, ц. египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил египтян страшными казнями, из коих последней было избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем . Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом. Сам показывал, куда направлять им путь свой: Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь их (Исх. ХIII, 21, 22). Фараон и египтяне вскоре раскаялись, что отпустили евреев, и пустились с войском догонять их и вот уже приближались к их стану у Чермного моря. Тогда Господь повелел Моисею взять жезл свой и разделить море так, чтобы сыны Израилевы могли пройти среди моря по суше. Моисей поступил согласно с повелением Божиим, и море разделилось, и открылось сухое дно. Сыны Израилевы пошли среди моря по суше, так что воды были им стеной с правой и левой стороны. Египтяне последовали за ними в середину моря, но, приведенные Богом в смятение, бросились бежать назад. Тогда Моисей, по выходе уже израильтян на берег, снова простер свою руку на море, и воды возвратились снова в свое место и покрыли фараона со всем войском и колесницы и всадников его; не осталось ни одного из них, чтобы сказать в Египте об этой страшной гибели. На берегу моря Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника ввергнул в море, а Мариам и все женщины, ударяя в тимпаны, пели: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он (). Моисей повел евреев в Землю Обетованную пустыней Аравийской. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры). усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное Им дерево. В пустыне Син вследствие народного ропота на недостаток пропитания и требования ими мясной пищи Бог послал им множество перепелов и с сего времени и во все последующие сорок лет ежедневно посылал им с неба манну. В Рефидиме вследствие недостатка воды и ропота народа Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь амалекитяне сделали было нападение на евреев, но были побеждены при молитве Моисея, который во все продолжение битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (). В третий месяц по исходе из Египта евреи подошли наконец к подошве горы Синай и расположились станом против горы. На третий день по повелению Божию народ поставлен был Моисеем около горы, на некотором расстоянии от нее, со строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это-то время Господь в слух всего народа изрек десять заповедей Закона Божия. Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства и, когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, и провел там сорок дней и сорок ночей, и получил подробные наставления от Бога о сооружении Скинии и жертвенника и обо всем, что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (). По возвращении с горы Моисей увидел, что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения пред золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассеял по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея пало в тот день от меча сынов Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После сего Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь преклонился на милость. Возбужденный этой милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, и он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил пред ним Своею славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на лице его, и, когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него; почему он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом. Через полгода после сего сооружена была Скиния и освящена со всеми ее принадлежностями священным елеем. Для служения в Скинии назначен был Аарон со своими сыновьями, а вскоре на помощь им отделено было и все колено Левиино (, ). Наконец в двадцатый день второго месяца второго года облако поднялось от Скинии, и евреи двинулись в дальнейший путь, пробыв при горе Синай около года (). Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Так, напр., в пустыне Фаран народ роптал на недостаток мяса, рыбы: ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших , с упреком Моисею говорили они. В наказание за это часть стана была истреблена посланным от Бога огнем. Но это мало вразумило недовольных. Вскоре они стали пренебрегать манной и требовали себе мясной пищи. Тогда Господь воздвиг сильный ветер, который принес от моря перепелов в громадном количестве. Народ бросился с жадностью собирать перепелов, собирал их день и ночь и ел до пресыщения. Но эта прихоть и пресыщение были причиной смерти многих из них, и место, где погибло от страшной язвы множество народа, было прозвано гробами похотения, или прихоти. В следующем стане Моисей испытал неприятность от самих родных своих, Аарона и Мариами, но превознес его как верного своего служителя во всем Дому Его (). Продолжая далее свой путь, евреи приблизились к Земле Обетованной и скоро могли бы овладеть ею, если бы тому не воспрепятствовало неверие их и малодушие. В пустыне Фаране, в Кадесе, произошел самый возмутительный ропот, когда от 12 соглядатаев, посланных осмотреть Землю Обетованную, евреи услышали о великой силе, великом росте жителей той земли и укрепленных городах ее. При этом возмущении они хотели побить камнями даже самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Тогда Господь осудил их за это на 40летнее странствование, так что все они свыше 20 лет должны были умереть в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева (). Затем следовало новое возмущение Корея, Дафана и Авирона против самого Моисея и Аарона, наказанное от Господа страшными казнями, и священство снова утверждено за домом Аарона (). Тридцать с лишком лет странствовали евреи по пустыне и почти все вышедшие из Египта умерли. С наступлением сорокового года по выходе из Египта они являются в Кадес, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвой к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом, поступил вопреки воле Божией, то за сие он и Аарон осуждены были умереть вне Земли Обетованной (). В дальнейшем пути у горы Ор скончался Аарон, предварительно передавший первосвященство сыну своему, Елеазару (). В конце странствования народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на него ядовитых змей и, когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия на древе для их уврачевания (, ). Приблизившись к пределам амморейским, евреи поразили Сигона, ц. амморейского, и Ога, ц. васанского, и, заняв земли их, поставили свой стан против Иерихона. За любодеяние с дочерями Моава и идолопоклонство, в которое евреи были вовлечены моавитянами и мадианитянами, из них погибло 24000 человек, а другие были повешены по повелению Божию. Наконец, так как и сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен был войти в Землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои (). Таким образом, Моисей передал ему пред всем Израилем свое звание, сделал распоряжение о владении и разделении Земли Обетованной, повторил народу данные Богом в разные времена законы, внушивши свято хранить их и трогательно напомнив им при этом о многоразличных благодеяниях Божиих в течение сорокалетнего их странствования. Все свои увещания, повторенный закон и окончательные свои распоряжения он вписал в книгу и отдал ее священникам для хранения при Ковчеге Завета, вменив в обязанность каждый седьмой год прочитывать ее народу в праздник Кущей. В последний раз, будучи призван пред Скинию, вместе с преемником своим, он получил откровение от Бога о будущей неблагодарности народа и передал ему это в обличительной и назидательной песне. Наконец, воззванный на гору Нево на вершину Фасги, что против Иерихона, увидав издали показанную ему Господом Землю Обетованную, умер на горе 120 лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но никто не знает места погребения его даже до сего дня , говорит бытописатель (). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем. Св. совершает память пророка и Боговидца Моисея в 4-й день сентября. В кн. Второзакония, по смерти его, в пророческом духе о нем говорится (может быть, это слово преемника Моисеева, Иисуса Навина): И не было более у Израиля пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу (). У пр. Исаии говорится, что народ Божий спустя столетия во дни своих бедствий с благоговением вспоминал пред Богом о временах Моисея, когда Господь его рукою спасал Израиля (Ис. LХIII, 11–13). Как вождь, законодатель и пророк Моисей во все времена жил в памяти народа. Память его в самые позднейшие времена всегда благословлялась, никогда не умирая в народе израильском (Сир. ХLV, 1–6). В Новом Завете Моисей, как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, являются беседующими во славе с Господом на горе Преображения (, ). Великое имя Моисея не может терять своего важного значения и для всех христиан, и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Боговдохновенным писателем.

Младенец в плавучей корзине

Когда фараон заметил, что израильского народа становится все больше, он забеспокоился и велел повитухам, помогавшим еврейским женщинам при родах, убивать всех мальчиков. Повитухи знали, что это дурно, и не слушали фараона, а Бог благословлял их. Тогда фараон приказал египтянам забрать всех израильских мальчиков и бросить в Нил.

У мужа и жены из Левиева племени родился третий ребенок. Они полюбили сына и прятали в надежде, что египтяне его не найдут, но месяцам к трем он слишком подрос, чтобы его скрывать. Тогда мать сплела корзинку и просмолила ее, чтобы не проникала вода. Она положила туда младенца и спрятала в нильских камышах. Сестра его Мариам сторожила поблизости, не случилось ли что с братом.

Неожиданная находка

Как-то дочь фараона пошла искупаться и увидела с берега, что в камышах плывет корзинка. Она послала за ней одну из своих рабынь. Заглянув в корзинку, она с удивлением увидела, что там лежит красивый младенец. Он заплакал. Она пожалела его и решила спасти, взять к себе. Тогда Мариам вышла из укрытия и спросила:

Можно я приведу израильтянку, чтобы кормить его?

Да, конечно, - отвечала царевна, и Мариам сбегала за матерью.

Возьми его, - сказала царевна, - и вскорми для меня. Я буду тебе платить.

Так и вышло, что ребенка нянчила собственная мать, пока он не подрос и его не перевели к царевне. Та назвала его Моисеем.

Бегство

Моисей жил во дворце, но не забывал, что он израильтянин. Однажды он увидел, что египтянин ударил его родича. Думая, что поблизости никого нет, он убил обидчика и закопал в песок. На другой день он увидел, как дерутся два израильтянина, и спросил:

Зачем ты бьешь своего?

Не твое дело, - отвечал израильтянин. – Не тебе меня судить. Может, хочешь убить меня, как того египтянина?

Моисей понял, что кто-то все видел и ему грозит казнь. Он бежал к мидянам, в Мадиамскую землю. Там он помог двум сестрам, которым мешали напоить скот. Благодарный отец, Рахил, взял его в пастухи и отдал за него одну из сестер, Софору.

Неопалимая купина

Пока Моисей жил у мидян, израильтяне страдали в Египте. Они взывали к Богу, и Он услышал. Пришла пора их спасать. Однажды Моисей пас овец своего тестя и вдруг увидел нечто странное: куст перед ним горел, но не сгорал. Подойдя поближе, он услышал:

Моисей, Я – Бог. Не приближайся и сними обувь, ибо это место – святое.

Страшась посмотреть на Бога, Моисей прикрыл лицо.

Я слышал, - продолжал Бог, - как народ Мой молит о помощи. Чтобы помочь им, Я избрал тебя. Иди к фараону и скажи, чтобы он отпустил их, а потом поведи в страну Обетованную.

Я не сумею, - сказал Моисей.

Сумеешь, - ответил Бог, - ведь Я с тобою.

Тогда Моисей спросил:

Если я скажу народу, что Ты послал меня, они спросят Твое Имя. Что им ответить?

И Бог сказал:

Имя Мое – Сущий.

Моисей творит чудеса

Бог обещал Свою помощь, но Моисей еще боялся. Он думал, люди не поверят, что с ним беседовал Бог, и фараон не отпустит их из Египта. Бог явил Моисею Свою силу. Он велел бросить жезл, и тот превратился в змею. Моисей отскочил, а Бог сказал:

Возьми ее за хвост.

Моисей осторожно взял змею, и она снова стала жезлом.

Когда ты сотворишь это чудо, - сказал Бог, - люди поверят тебе. А теперь сунь руку за пазуху.

Моисей сунул руку, вынул и увидел, что она – в проказе.

А теперь – еще раз, - сказал Бог.

Он вынул руку, и проказы не было.

Если первому чуду не поверят, - сказал Бог, - поверят второму и будут слушать тебя.

Сорок лет подходили к концу. Прежде, чем впустить народ в Обетованную землю, Бог должен был убедиться, что старшего поколения уже нет, и послал Моисея пересчитать народ. Из старших в Ханаан могли войти только Халев и Иисус Навин, верный единому Богу.

Мадианитяне совратили многих израильтян в идолопоклонство, и Бог велел сразиться с этим племенем. Израильтяне перебили их, сожгли их города, а скот взяли себе. Народ Божий был рад, что ни один израильтянин не погиб. Из благодарности он предложил Моисею и Елеазару завоеванные драгоценности. Те взяли их и поместили в скинию, как дар Богу.

Наконец Израиль стоял на берегу Иордана. Все смотрели на Обетованную землю и благодарили Бога, что вот-вот войдут в нее.

Народ израильский разделяется по оба берега реки Иордан

Колена Рувима и Газа и половина колена Манассии остались за Иорданом. Они попросили Моисея поселить их там, а не за рекой, с другими коленами. Моисей рассердился.

В чем дело? – спросил он. – Вы что, так боитесь хананеян? Хотите, чтобы другие сражались вместо вас?

Нет, что ты! – отвечали они. – Просто земля здесь хороша для наших стад, есть чем кормиться. Мы оставим семьи и скот, а сами пойдем со всеми за реку и будем сражаться, пока не изничтожим хананеян. Потом мы вернемся сюда. Моисей подумал и расспросил тех, кто расположился у реки. Все согласились и прибавили, что сперва надо изгнать хананеян.

Для чего были нужны города убежища?

Моисей прикидывал, как будет жить без него народ в Ханаане. Он сказал, что некоторые города надо отдать левитам за их особую службу. Вокруг каждого города должно быть много пастбищ. Надо выделить и города убежища, куда каждый может бежать, если случайно убьет кого-нибудь. Быть может, родич погибшего попытается отомстить, но если убивший укрылся в таком городе и рассказал все тамошним судьям, никто не вправе тронуть его. Он должен жить там, пока не умрет первосвященник. Тогда он волен идти домой, его никто не накажет.

Города эти укрывают не убийц, а тех, кто отнял жизнь нечаянно.

Моисей не шел в Ханаан и сказал длинную речь, напоминая все, что случилось после Египта. Вдруг они забыли за сорок лет, как много было милосердия от Бога? Он видел, как легко народ забывает Божьи веления и просто не слушается их. Теперь он напомнил все заповеди, говорившие, как они должны жить. «Помните, - сказал он, - нельзя чтить других богов. Не творите кумиров и не поклоняйтесь им. Не произносите напрасно Имени Божьего и всегда блюдите субботу. Чтите отца и мать. Не убивайте, не крадите, не лгите, не прелюбодействуйте. И не желайте ничего чужого».

Потом он напомнил им еще 613 правил и повторил все, что надо знать об юбилеях и праздниках, установленных в память милостей Божьих. Наконец он сказал, что их поведет Иисус Навин. После этого он взошел на гору Нево и посмотрел за реку. Было ему сто двадцать лет.

Иисус Навин - вождь израильского народа

Когда Моисей умер, вождем Израиля стал Иисус Навин. Раньше он помогал Моисею и был одним из двух соглядатаев, которые принесли из Ханаана добрую весть, побудив людей довериться Богу. Господь сказал Ему:

Приготовь их к переходу через реку. Я дам им землю, по которой вы пойдете. Не бойтесь хананеев. Я буду с вами и охраню вас. Только повинуйтесь Мне и храните смелость. Иисус Навин сказал народу, что пора переходить реку. Коленам Рувима и Газа и половине колена Манассии он напомнил, что их семьи могут остаться на восточном берегу, а сами они смогут вернуться к семьям и пасти скот на плодоносных землях.

Все обещали слушаться Иисуса Навина, ибо Бог избрал его вождем. Так после Иисуса Мухаммед стал вождем и пророком от Бога не только для израильтян и арабов, но и для народов всего мира до конца Света.

найти

Моисей

Моисей
[Еврейское Моше , «выводящий», «извлекающий»], величайший из пророков, которому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве которого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы.

I. Имя «М.» было наречено ему матерью Иохевед (в Синодальном переводе – Иохаведа, Исх 2:7-10 ; Исх 6:20 ), которая, согласно иуд. преданию, была пророчицей и дала сыну имя, которое указывало на его будущее призвание. Имя «М.» объясняется в самом Свящ. Писании исходя из значения древнееврейского корня слова маша – «вытягивать», «вытаскивать» (Исх 2:10 ). По-видимому, дочери фараона мать М. объяснила значение данного имени тем обстоятельством, что младенца нашли в воде. В то же время в древнеегипетском языке созвучное слово мосе означает «сын», «дитя» (это слово входит составной частью в имена фараонов Тутмоса, Яхмоса, Рамсеса и др.), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона.

II. М. – сын Амрама и Иохаведы, потомок Каафа, сына Левия. Его старшей сестрой была Мирьям (в Синодальном переводе – Мариамь), а старшим братом – Аарон (Исх 6:16,18,20 ). М. родился в Египте, согласно иуд. традиции в 1393-1392 г. до Р.Х.; ряд совр. исследователей относит эту дату приблизит. к 1350 г. или, по иной хронологич. методике, приблизит. к 1525 г. до Р.Х. (→ Летосчисление). На момент рождения М. действовал приказ фараона бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков (Исх 1:22 ). Мать скрывала младенца М. три месяца, но затем, пытаясь спасти его, положила ребенка в корзинку и оставила в тростнике на берегу Нила. Дочь фараона нашла М., и Мариами родная мать стала его кормилицей. Когда М. подрос, мать привела его к дочери фараона, у которой он «был вместо сына» (Исх 2:1-10 ).

III. М. стоял у истоков рождения Израиля как самостоят. народа. Сведения о его жизни содержатся прежде всего в четырех последних книгах Пятикнижия Моисея. В том что М. – реальная историч. личность, в наше время уже практич. никто не сомневается. Созвучие его имени егип. мосе , а также соответствие данных его биографии древнеегипетским реалиям лежат в основе еврейской традиции, объяснить которую можно только историч. фактами. Нет никаких оснований рассматривать М. как мифологич. личность: без его участия начало еврейской национальной истории объяснить невозможно. Его индивидуальность, сила его характера, его роль посредника в объявлении народу Божьей воли наложили неизгладимый отпечаток на историю и религию не только Израиля, но и всего человечества. Если же, несмотря на это, некоторые исследователи не решаются представить связную картину жизни и деятельности М., то это происходит в силу того, что они пренебрегают высокой ценностью Пятикнижия Моисея как историч. источника. Исследование первоисточников у таких ученых сопровождается представлением об устной передаче историч. фактов и преданий в течение многих столетий после смерти М., при отсутствии фиксированного письм. текста. Однако сегодня известно, что на Ближнем Востоке задолго до Моисея существовали глубокие традиции письменности и историографии, что позволяет противопоставить подобным теориям убедит. аргументы, свидетельствующие в пользу написания Пятикнижия именно в эпоху Моисея, и даже им самим.

Годы до исхода

83 Рождение Аарона (Исх 7:7 ).
80 Рождение Моисея (Исх 7:7 )
40 Бегство Моисея в Мадиам (Деян 7:23,29 )

1 Призвание Моисея Богом (Исх 3)

Начало → казней египетских пришлось, вероятно, на пятый месяц – время разлива Нила.

Дни, месяцы и годы после исхода

10: I. 1 Отделение пасх. агнцев от стада для празднования Пасхи (Исх 12:3 )
14: I. 1 Пасха (Исх 12:6 )
15: I. 1 Поражение первенцев (Исх 12:29 )
Исход из Раамсеса (Чис 33:3 )
21: I. 1 Переход через море (Исх 14)
15: II. 1 Израиль в пустыне Син (Исх 16:1 )
1: III. 1 Израиль у горы Синай (Исх 19:1,2 )
6: III. 1 Богоявление на Синае. Заключение завета и дарование Десяти Заповедей (Исх 20)
1: I. 2 Поставление скинии завета (Исх 40:2,17 )
1:-7: I. 2 Освящение священников и жертвенника (Лев 8:33,35 ; Исх 29:37 )
8: I. 2 Жертвоприношение Аарона. Слава Господня над скинией. Гибель Надава и Авиуда (Лев 9:1,23 ; Лев 10:1,2 )
8:-19: I. 2 Жертвоприношения начальников (Чис 7:1,2,10 )
14: I. 2 Пасха (Чис 9:1-5 )
1: II. 2 Первое исчисление народа (Чис 1:1 )
14: II. 2 «Вторая Пасха» (Чис 9:11 )
20: II. 2 Сыны Израилевы отправляются в путь из Синайской пустыни (Чис 10:11,12 ). Посещение разведчиками Ханаана «в пору созревания винограда» (Чис 13:21 ), т.е. в четвертом месяце (→ Календарь)
10: VII. 2 День Очищения (Лев 16:29-34 ) Пребывание в Кадесе, предположит. до 3-го года (Втор 1:46 ; Втор 2:14 ) 38 лет → странствования в пустыне (II,2)
I. 40 Израиль снова в Кадесе. Кончина Мариами (Чис 20:1 )
1: V. 40 Кончина Аарона (Чис 33:38 )
40 Переход через поток в долине Заред (Втор 2:14 )
1: XI. 40 Прощальная речь Моисея (Втор 1:3-5 ) Кончина Моисея в одиннадцатом месяце (Втор 34:8 ; ср. Нав 4:19 )

Хронологические данные Пятикнижия и иудейской традиции о жизни Моисея.

IV. Как приемный сын дочери фараона (Евр 11:24 ), М. был «научен всей мудрости Египетской» (Деян 7:22 ); он, несомненно, был хорошо знаком с религ. традициями и юрид. нормами Древнего Востока. Возможно в Египте он проявил свои способности и на дипломатич. поприще (так утверждают иуд. предания). Но вся его блестящая будущность егип. вельможи (а возможно даже наследника престола) мгновенно рухнула, когда 40-летний М., заступившись за соплеменника-раба, убил егип. надсмотрщика. Спасаясь от гнева фараона, он бежал из Египта в Мадиам. Живя там, М. женился на → Сепфоре, дочери мадиамского священника Рагуила, или → Иофора (Исх 2:11-22 ; Чис 10:29 ). Здесь он прожил 40 лет среди народа, чье родословие, как и родословие израильтян, восходило к Аврааму (Быт 25:1,2 ) и который, возможно сохранял некоторые религ. традиции потомков Авраама, имея представление о едином Боге (см. Исх 18:10-12 ). Своему первенцу М. дал имя Гершом [еврейское «пришельцем (был я) там»; в Синодальном переводе – Гирсам], выразив таким образом тоску по стране праотцев – Ханаану; второго сына он нарек Элиезером (еврейское «Бог – мой помощник»; в Синодальном переводе – Елиезер), запечатлев тем самым несокрушимую веру в Бога Авраама (Исх 18:3,4 ). Годы, проведенные в Мадиаме в общении с Иофором, помогли М. достичь внутр. зрелости. И настал час, когда Бог призвал его к великой миссии – освобождению Своего народа (Исх 2:23 – Исх 4:17 ). Господь открылся М. в пламенеющем терновом кусте («неопалимой купине») с именем, означающим «Вечносущий», или: «Я Есмь» («Я здесь», согласно комментарию М. Бубера; это имя совмещает в себе три временные формы древнееврейского глагола гайа – «быть» или гава – «производить бытие», и, след., означает «Тот, Кто был, есть и будет» или «Тот, Кто производил, производит и будет производить бытие», Исх 3:13-15 ; в Синодальном переводе здесь – «Сущий». Согласно иуд. традиции, при произнесении вслух это имя заменяется словом Адонай – «Господин мой», поэтому практич. везде в Септуагинте оно переведено как Кюриос – «Господин», «Владыка», в Синодальном переводе – «Господь»). Однако Богу предстояло преодолеть в М. неготовность к столь высокой миссии, т.к. тот считал себя недостойным осуществлять поручения Всевышнего. Бог дал в сотрудники М. Аарона – в качестве оратора, т.к. сам М. не отличался красноречием.

V. М. и Аарон совместно предстали пред собранием израил. старейшин (Исх 4:28-31 ), а затем и перед фараоном, чтобы добиться возвращения народа в землю обетованную (Исх 5). Посредством целого ряда чудес и наказаний (→ Казни египетские) Господь преодолел сопротивление фараона, который, постоянно ожесточая свое сердце, нарушал обещания отпустить израильтян (→ Исход). Переходом евреев через расступившееся → Чермное море и гибелью в его водах войска фараона завершилась победа Божья, запечатленная в уставах Пасхи и прославленная в песне Моисея и Мариами (Исх 12:1 – Исх 14:1 ; Исх 15:1-21 ). Это произошло, согласно иуд. традиции, в 1313-1312 гг. до Р.Х., по мнению же совр. ученых, – ок. 1270 или ок. 1445 г. до Р.Х. (→ Летосчисление, IV,2).

VI. Путь Израиля в Ханаан лежал через пустыню (→ Странствования в пустыне). Здесь постоянно проявлялись долготерпение М., его преданность Богу, непоколебимая вера в Него и его любовь к своему народу. Народ же вновь и вновь проявлял недовольство, роптал и восставал – в Мерре (Исх 15:23,24 ), в пустыне Син, в Массе и Мериве (Исх 16:1-15 ; Исх 17:1-7 ). В ответ на ропот Бог являл чудеса: подавал еду в виде перепелов и манны, воду из скалы. После победы над Амаликом (см. Исх 17:8-16 ) Иофор привел в стан израильтян семью М., которую М. на время бурных событий исхода из Египта отослал к своему тестю. Иофор дал М. мудрый совет по отправлению правосудия (см. Исх 18).

VII. Господь сошел на гору Синай, и М. присутствовал, как посредник завета, при объявлении Богом → Десяти заповедей, М. передал народу часть будущей Торы (Пятикнижия) – → Книгу Завета и вместе со старейшинами Израиля торжественно заключил от лица народа завет с Богом (см. Исх 19:1 ; Исх 20:1 ; Исх 24:1 ). Затем он снова взошел на гору и пребывал там сорок дней и ночей. В это время он получил множество повелений, касающихся устроения на свящ. началах религ.-нравств., обществ., политич., экономич., семейной и частной жизни израильтян (согласно иуд. традиции, 613 заповедей, подробно развивающих содержание десяти первоначальных), в т.ч. указания о возведении → скинии собрания и предписания о богослужении (см. Исх 21-31). Сходя с горы, М. нес народу две → скрижали Закона с начертанным на них Десятословием (Декалогом, → Десять заповедей). Однако, пока М. пребывал на горе, народ, смущенный его долгим отсутствием, принудил Аарона изготовить золотого тельца. Идол был отлит, и народ стал приносить ему жертвы. М. в гневе разбил скрижали завета, т.к. народ нарушил условие завета – не поклоняться иным богам; вслед за этим М. произвел суровый суд над отступниками. Вскоре, однако, он предстал пред Богом с самоотверж. ходатайством за народ, умоляя простить израильтян или, в противном случае, «изгладить» самого Моисея из книги Господней (т.е., очевидно, М. был готов ради своего народа отказаться от жизни вечной! Исх 32:31-33 ; ср. Мал 3:16,17 ). И Бог обещал не оставлять Израиля (Исх 32-33). Господь написал Десятословие на новых скрижалях. Когда, вновь проведя на Синае сорок дней и ночей, М. вернулся к народу, лицо его «сияло лучами», потому что Бог говорил с ним. Всякий раз, закончив передавать израильтянам повеления Божьи, он закрывал покрывалом лицо, пока вновь не представал пред Богом (Исх 34:1 ; 2Кор 3:7-18 ). Была воздвигнута скиния завета (Исх 35-40), М. получил предписания о жертвоприношениях и посвятил Аарона и его сыновей в священники (Лев 8).

VIII. На втором году странствований по пустыне, Мариамь и Аарон, завидуя М., стали упрекать его за то, что он взял жену из племени кушитов (Хуш; в Синодальном переводе – «Ефиоплянку», Чис 12:1 ). Они пытались оспорить исключительность миссии и сана М. Однако Бог засвидетельствовал: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис 12:8 ). В наказание за грех Мариамь была поражена проказой и исцелилась только благодаря молитве М. Под Моисеевой «женой Ефиоплянкой», очевидно, подразумевается Сепфора, а не к.-л. другая женщина (см. имена в Быт 10:6-8 , часть из которых указывает на принадлежность к аравийским племенам). Позже, когда разведчики, посланные для обозрения Ханаана, возвратились в Кадес и своим рассказом побудили народ к мятежу, М. своим ходатайством перед Богом за народ вновь воспрепятствовал его истреблению (Чис 13-14). Он опять, как и на Синае, отклонил предложение Бога сделать его потомков многочисл. и могучим народом, который пришел бы на место согрешивших израильтян (Чис 14:12 ; ср. Исх 32:10 ). При восстании → Корея (3), → Дафана и → Авирона М. и Аарону удалось отвратить от народа самую тяжкую кару (Чис 16). Но после этого они и сами согрешили, обратившись в Кадесе к народу с укорами от своего, а не от Божьего имени (Чис 20:10 ). Кроме того, М. вместо того чтобы словом извести воду из скалы, как это повелел ему Господь, дважды ударил по ней жезлом (Чис 20:8 , 11-13). За это ослушание М. и Аарон были лишены права войти в землю обетованную. Но М. и далее, вплоть до кончины, оставался вождем народа и посредником между Богом и Израилем. Приведя евреев в Заиорданье, он передал права первосвященства Аарона его сыну Елеазару (Чис 20:23-29 ), а затем воздвиг медного змея как прообраз спасения верой (Чис 21:6-9 ; ср. Ин 3:14-16 ). Кара над мадианитянами, которые соединились с моавитянами для совместных действий против Израиля, была также осуществлена под руководством М. (Чис 31).

IX. В книге Второзаконие содержится прощальное обращение М. к народу, с которым он выступил в Ситтиме, за Иорданом. Он произнес поразит. точное пророчество о грядущих судьбах Израиля (см. Втор 28-30), провозгласил Иисуса Навина своим преемником, оставил израильтянам памятную Песнь, а также благословил их (Втор 31:7,8 ; 32-33). М. умер в возрасте 120 лет, причем до последнего дня «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор 34:7 ). Перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную. Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным. В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ. истории (Втор 34). Согласно некоторым преданиям, отзвуки которых сохранились в Иуд 1:9 , тело М. не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см. Мф 17:1-4 , где М. вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом).

X. Ряд мест Пятикнижия свидетельствует о лит. деятельности самого М. в связи с записью им текста Торы. Он последоват. перечисляет стоянки израильтян в пустыне (Чис 33:1-49 ); записывает обстоятельства сражения с Амаликом (Исх 17:14 ); завершив Книгу завета, содержащую слова Закона Божьего (Исх 24:4,7 ), он в конце жизни передает ее левитам (Втор 31:24-26 ). Если иметь в виду непосредств. влияние свыше, постоянно сопутствовавшее записи Пятикнижия (см. Исх 17:14 ; Втор 31:19 ), а также образование, полученное М. в Египте, то становится понятно, как ему удалось осуществить запись столь грандиозного свода сведений о мироздании и о Свящ. истории, каким являются книги, носящие его имя. При этом спорным остается вопрос, в какой мере М. при составлении книги Бытие пользовался древнейшими историч. источниками. Имя М. носят и некоторые поэтич. произведения, входящие в Тору (Песнь при переходе через Чермное море, Исх 15:1 ; Песнь Моисея и Благословение Моисея, произнесенные им перед смертью, Втор 32:1 – Втор 33:1 ), а также Пс 89:1 . Согласно иуд. преданию, он – автор Пс 90:1 – Пс 99:1 и Книги Иова. Существуют и приписываемые авторству М. → апокрифы, напр. Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Книга Юбилеев (еврейский оригинал которой был найден в Кумране) и др.

XI. Будучи законодателем (→ Закон), М. передал народу Израиля от лица Бога заповеди, законы, суды и уставы, предписывающие нормы и правила каждодневной жизни и порядок богослужения. Будучи пророком, он возвестил народу грядущие последствия как повиновения Богу, так и противления Его воле. Будучи народным вождем и верховным судьей, М. заботился о том, чтобы Израиль жил согласно постановлениям Господним. При этом он постоянно выступал ходатаем за свой непокорный народ, отвращая от него гнев Божий. М. отказался стать прародителем нового народа, т.к. тогда погибли бы согрешившие израильтяне, и предпочел принести себя в жертву за этот народ (Исх 32:32 ). Его деятельность была одноврем. и священнич., и пророч. Вспыльчивый, склонный к гневу в молодые годы, с терпением и любовью трудился он на благо своего народа в годы зрелости и в старости удостоился такого свидетельства: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис 12:3 ). Он был мужем молитвы, с которым Господь говорил «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33:11 ). Он, будучи посланником Господа, противостоял и могуществу фараона, и мятежному народу. После 80 лет жизни, на протяжении которых Бог духовно воспитывал и научал М., его бескорыстное и самоотверж. служение послужило тому, что из множества потомков Авраама, Исаака и Иакова сложился новый единый народ Божий. В НЗ М., как посредник ВЗ, сопоставляется с Иисусом Христом; при этом как сам М., так и его деяния объявляются прообразными по отношению к событиям НЗ (Ин 3:14,15 ; Деян 3:22-24 ). Миссия Сына Божьего рассматривается как завершение и кульминация миссии М., а учение Иисуса – как откровение духовного смысла учения М. (Мф 5:17-20 ; Ин 1:17 ; Рим 3:21 ; 2Кор 3:12-18 ). В том же «доме Божьем», где М. был верным служителем, Христос является Сыном (Евр 3:2-6 ).