Перестройка в ссср статьи. Усиление национальных движений и обострения политической борьбы в ссср

В марте 1985 г. на фоне всеобщего стремления страны к обновлению в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.

Располагая всеобъемлющей информацией, тщательно скрываемой от общества, и понимая, что в стране наступает тяжелейший кризис. Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дальнейшем получит название "перестройка" (схема 259). Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории.

Первоначально считалось, что реформирование СССР должно идти по пути совершенствования принципов социализма, очищения его от сталинских деформаций, использования ленинских подходов при решении сложных социально-экономических и политических проблем.

Схема 259

Были надежды на то, что удастся заставить работать эту систему, придав ей второе дыхание.

Уже на закате перестройки, в феврале 1991 г., М.С. Горбачев так объяснял причины ее начала: "Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 1970-х – начале 1980-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы – выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных – за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась...

Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе, – никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции".

Иными словами, перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Основные этапы перестройки приведены в табл. 49.

Попытки экономических преобразований

У М.С. Горбачева, когда он начал преобразования, по всей видимости, не было целостной и развернутой программы реформ, поэтому первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.

Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического развития страны (схема 260). Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институтов. Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. В отечественное машиностроение направили 10 млрд рублей капитальных вложений, по тем временам это были огромные средства.

Таблица 49

Основные этапы перестройки

Первый (1985-1987)

Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Начало антиалкогольной кампании. Чернобыльская трагедия. Неудача преобразования традиционными для системы административно-командными методами. Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке.

Попытки осуществления экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством. Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет

Второй (1988-1989)

Начало развития частной инициативы и предпринимательства (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы). Осуществление реформы политической системы.

Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов. Обострение борьбы общественно-политических сил.

Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений. Усиление борьбы за власть между союзными и национально-республиканскими политическими элитами.

Обретение перестроечными процессами неуправляемого характера

Третий (1990-1991)

Углубление реформы политической системы. Отмена монопольного права КПСС на власть. Учреждение поста Президента СССР.

Выработка путей перехода к рыночной экономике.

Нарастание политического противоборства. Августовские события 1991 г.

Обвальный распад общества и государства. Крах перестройки

Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки видели в необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности. Для повышения качества выпускаемой продукции на крупных предприятиях ввели государственную приемку, которая, к сожалению, оказалась лишь очередной бюрократической структурой, что привело к увеличению административного персонала и практически не отразилось на качестве товаров.


Схема 260

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания, основанная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет. Социальные и экономические издержки такой инициативы самым негативным образом повлияли на ход перестройки.

К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радиоактивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.

Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, сокращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПССС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Вскоре на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Министров утвердил постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов (схема 261). К мерам, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, относились следующие:

Схема 261

  • перевод предприятий на полный хозрасчет;
  • радикальная перестройка централизованного руководства экономикой;
  • коренное изменение планирования;
  • реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;
  • создание новых организационных структур управления;
  • всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.

Предприятия получили возможность самостоятельно планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами, осуществлять прямые горизонтальные связи с другими организациями. Но реального воплощения эти меры практически не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по "лимитам", отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.

Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн граждан (5% активного населения) и еще 1 млн – в индивидуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направления сопровождалось большими трудностями. Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возмущалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.

К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова наконец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной экономике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы (схема 262). Одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая – группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе как жесткие директивные меры, так и экономические рычаги. Особое значение придавалось реформе цен, согласно которой предполагалось административным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января1991 г., а на хлеб – с 1 июля 1990 г. Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и постепенное, поэтапное введение рыночных механизмов.


Схема 262

Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Совета РСФСР, подготовили свою экономическую программу "500 дней". Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:

  • максимальной свободы экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);
  • полной ответственности экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;
  • конкуренции производителей как важного фактора стимулирования хозяйственной активности;
  • свободного ценообразования, так как рыночные механизмы эффективны только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;
  • создания рынков рабочей силы и финансов при сохранении значительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохранение, наука, культура);
  • открытости экономики, ее последовательной интеграции в систему мировых хозяйственных связей;
  • обеспечения высокой степени социальной защищенности граждан;
  • отказа всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).

В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в государственном и общественном регулировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ. Но у многих отечественных и зарубежных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по-видимому, было весьма утопично.

Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было поручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный документ "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике", который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение самостоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процессов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.

В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т.п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

  • 1985 – 1986 гг.
  • 1987 – 1988 гг.
  • 1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.

Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

Производительность труда в СССР в 1986 году составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых надушу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире.

По официальным данным, в 1989 году 41 млн человек в СССР имели доход ниже прожиточного минимума - 78 рублей. В США, где порог бедности - годовой доход в 11,612$ на семью из 4 человек, в 1987 году насчитывалось 32,5 млн человек (Широкое хождение в это время имел анекдот - в СССР ничего нет, зато всё дешево, на Западе все есть, но очень дорого). По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте.

В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

  • 1 этап - март 1985-январь 1987 гг . Этот этап проходил под лозунгами - «ускорение» и «больше социализма».
  • 2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги -»больше демократии» и «гласность».
  • 3 этап - 1989-1990 гг . Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
  • 4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции).

В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Следствием его воплощения в жизнь стало резкое повышение цен на водку и сокращение времени продажи спиртных напитков в магазинах. Результаты не замедлили сказаться, в магазинах появились огромные очереди за спиртным, народ перешел на самогон (в 1987 году для изготовления самогона было истрачено 1,4 млн тонн сахара или годовой бюджет его потребления Украиной с 50 млн населением). Преступность на почве пьянства ушла с улиц и пришла в семью.

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.
Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные «частники».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

В 1988 голу был принят Закон «О кооперации в СССР». Наконец, в 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

Все эти уступки «капитализму» осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5% трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.
В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой сласть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным идеалом - «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни». В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н. Бухарин, А. Рыков, Г. Зиновьев, Л. Каменев.

Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мандельштама, Галича, Бродского, Солженицина, Некрасова, Оруэла. Кестлера. На телевидении появились программы «Двенадцатый этаж», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи».
В 1987 году начались и первые политические изменения, сначала робкие и половинчатые. Январский Пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в общественно-политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

Собственно политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М. Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании, поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть -> Съезд народных депутатов СССР Верховный Совет СССР

Исполнительная власть -> Президент СССР

На Третьем съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М. Горбачев.

В 1988-1989 гг., с принятием целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д. был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций, в частности. С 1989 года понятия - рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе.

Выборы депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР в 1989 году, работа 1-3 съездов ясно показали, что страна вступила в полосу открытого противостояния между различными политическими силами, которое проходило на фоне углубляющегося экономического кризиса. Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров: лето 1989 года - сахара, моющих средств, осень 1989 года - чайный кризис, лето 1990 года - табачный кризис.

Весной 1990 года правительство Н. Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов.

В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством С. Шаталина - Г. Явлинского. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

Наконец, осенью 1990 года М. Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М. Горбачева в стране стал стремительно падать.

1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана.

В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть (преимущественно мирным путем) коммунистические партии в странах Восточной Европы. Впечатляющим доказательством отказа СССР от прежней внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить эти революции. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

М.С.Горбачева на президентский пост в марте 1985 г. А уже 23 апреля этого же года он объявил курс на перестройку. Стоит сказать, что первоначально провозглашенный президентом политический курс назывался «ускорение и перестройка», при этом акцент делался на слово «ускорение». Впоследствии оно отпало, и на первое место вышел термин «перестройка».

Сущность нового политического курса поистине поражала здравомыслящих политиков, потому что Горбачев во главу угла ставил ускоренное развитие и промышленной продукции в небывалом объеме. С 1986 по 2000 годы планировалось произвести столько же товаров, сколько выпустили за предыдущие 70 лет.

Однако столь грандиозным планом не суждено было сбыться. Термин «ускорение» утратил популярность уже к концу 1987 года, и перестройка продлилась только до 1991 года, а завершилась развалом Союза.

Первый этап нового времени

Началась перестройка с кардинальной смены партийных руководителей. Нельзя не сказать, что кадровая номенклатура времен управления страной Черненко и Андропова настолько состарилась, что средний возраст партийного руководителя составлял 70 с лишним лет. Естественно, было недопустимо. И Горбачев серьезно взялся за «омоложение» партийного аппарата.

Еще одной важной приметой первого периода перестройки стало проведение политики гласности. Впервые за долгие годы реальность в Советском Союзе показывали не только в жизнеутверждающем свете, но отразили также и негативные стороны. Появилась некоторая свобода слова, конечно, еще робкая и не в полную силу, но тогда это воспринималось как глоток воздуха в душный полдень.
Во внешней политике Горбачев стремился к упрочению и улучшению советско-американских отношений. Это выразилось в одностороннем запрете ядерных испытаний.

Итоги начала перестройки

Стоит сказать, что первый перестроечный этап принес некоторые изменения в жизнь советского человека и общества в целом. Удалось омолодить состав партийного руководства, что пошло лишь на пользу стране и ее жителям. Гласность привела к снятию напряжения в обществе, а благодаря ядерному разоружению разрядилась обстановка в мире.

Однако затем ошибка за ошибкой, расхождение слова и дела со стороны правительства привели к тому, что достигнутые результаты сошли на нет.

Перестройка

Перестро́йка - общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы.

Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва , инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.

Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987)

Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение ») - антиалкогольная кампания , «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому . В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Николай Рыжков вспоминал (в газете «Новый Взгляд », 1992) :

В ноябре 82-го года меня - совершенно неожиданно - избрали секретарём ЦК, и Андропов ввёл меня в команду, готовившую реформы. Туда входили и Горбачёв, Долгих… Мы стали разбираться с экономикой, а с этого началась перестройка в 85-м году, где практически были использованы итоги того, что сделали в 83-84-х годах. Не пошли бы на это - было бы ещё хуже.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989)

Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма . Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление » - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения .

Третий этап (июнь 1989-1991)

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит : пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой, еще несколько лет назад контролировавшей половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов ». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза .

Термин

На смену им пришли ставленники нового Генерального секретаря: А. Н. Яковлев , бывший одним из наиболее убеждённых сторонников реформ, В. А. Медведев , А. И. Лукьянов , Б. Н. Ельцин (впоследствии Ельцин был исключён из состава Политбюро 18 февраля 1988 года). В течение 1985-1986 годов Горбачёв на две трети обновил состав Политбюро, были сменены 60 % секретарей областных комитетов и 40 % членов ЦК КПСС .

Внутренняя политика

На заседании Политбюро в апреле 1986 года Горбачёв впервые заявил о необходимости проведения Пленума по кадровым вопросам. Только на нём можно было принять кардинальное решение по изменению кадровой политики. В июне 1986 года, на встрече с секретарями и заведующими отделами ЦК КПСС, Горбачёв сказал: «Без „малой революции“ в партии ничего не выйдет, ведь реальная власть - у партийных органов. Народ не будет тянуть на своей шее аппарат, который ничего не делает для перестройки».

С конца 1986 года стали публиковаться запрещённые прежде литературные произведения, показываться лежавшие на полках фильмы (первым из них стал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние »).

В мае 1986 года открылся V съезд Союза кинематографистов СССР , на котором неожиданно было переизбрано все правление Союза. По этому сценарию впоследствии произошли перемены и в других творческих союзах.

В декабре 1986 года из ссылки в Горьком были освобождены А. Д. Сахаров и его жена Е. Г. Боннэр . В феврале 1987 года были освобождены из заключения в порядке помилования 140 диссидентов . Они немедленно включились в общественную жизнь. Разрозненное, малочисленное диссидентское движение, закончившее своё активное существование в 1983 году, снова возродилось под лозунгами демократического движения. Появились несколько десятков неформальных, постепенно политизировавшихся, слабо организованных организаций (наиболее известной из них стал образованный в мае 1988 г. «Демократический союз» , который в августе-сентябре 1988 г. провёл в Москве два антикоммунистических митинга), первые независимые газеты и журналы.

В 1987-1988 годах публикуются такие ранее не печатавшиеся и запрещённые произведения как «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова , «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана , «Реквием» А. А. Ахматовой , «Софья Петровна» Л. К. Чуковской , «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака .

В 1987 году были созданы первые негосударственные телеобъединения, такие как «НИКА-ТВ» (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения). В противовес сухой официозной программе «Время» появились ночные выпуски ТСН. Лидерами в этом отношении оказались молодёжные программы «12-й этаж» и «Взгляд », программы Ленинградского телевидения.

Но при этом были намечены меры, призванные сохранить роль КПСС в стране. Прежде высшим органом законодательной власти выступал Верховный Совет СССР , избиравшийся населением по территориальным и национально-территориальным округам. Теперь Верховный Совет должен был избираться Съездом народных депутатов , ⅔ которых, в свою очередь, должны были избираться населением. Остальные 750 человек должны были выбираться «общественными организациями», при этом наибольшее число депутатов выбирала КПСС. Эта реформа была оформлена законодательно в конце 1988 года.

Партконференция также приняла решение о совмещении должностей главы партийного комитета и председателя Совета соответствующего уровня. Поскольку этого руководителя избирало население, такое нововведение должно было привести на руководящие партийные посты людей энергичных и практичных, способных решать местные проблемы, а не просто заниматься идеологией.

Национализм и сепаратизм

Конфликт в Алма-Ате

Основная статья: Декабрьские события 1986 года (Казахстан)

В декабре 1986 года после снятия казаха Д. Кунаева с поста первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана и назначения на его место русского Г. Колбина в Алма-Ате произошли беспорядки. Демонстрации казахской молодёжи, которая выступала против Колбина (так как он не имел никакого отношения к Казахстану), были подавлены властями.

Азербайджан и Армения

По состоянию на середину июля, в Азербайджан из Армении выехало около 20 тыс. человек (более 4 тыс. семей). Тем временем ЦК КПАз пытается нормализовать обстановку в местах компактного проживания азербайджанцев в Армении. В Армянскую ССР продолжают прибывать беженцы из Азербайджана. По данным местных властей, на 13 июля в Армению прибыло 7265 человек (1598 семей) из Баку, Сумгаита, Мингечаура, Казаха, Шамхора и других городов Азербайджана. .

18 июля состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором были рассмотрены решения Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР о Нагорном Карабахе и принято Постановление по данному вопросу. В Постановлении отмечено, что, рассмотрев просьбу Верховного Совета Армянской ССР от 15 июня 1988 г. о переходе Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР (в связи с ходатайством Совета народных депутатов НКАО) и решение Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня 1988 г. о неприемлемости передачи НКАО в состав Армянской ССР, Президиум Верховного Совета считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР. В сентябре в Нагорно-Карабахской автономной области и Агдамском районе Азербайджанской ССР были введены чрезвычайное положение и комендантский час. В том же месяце азербайджанское население было изгнано из Степанакерта, а армянское - из Шуши . В Армении Президиум Верховного Совета Армянской ССР принял решение о роспуске комитета «Карабах». Однако попытки партийных и государственных органов успокоить население не имеют эффекта. В Ереване и некоторых других городах Армении продолжаются призывы к организации забастовок, митингов, голодовок. 22 сентября была прекращена работа ряда предприятий и городского транспорта Еревана, Ленинакана, Абовяна, Чаренцавана, а также Эчмиадзинского района. В Ереване к обеспечению порядка на улицах наряду с органами милиции привлекаются войсковые подразделения. .

В ноябре - декабре 1988 г. в Азербайджане и Армении происходят массовые погромы, сопровождаемые насилием и убийствами мирного населения. По различным данным, на территории Армении погромы приводят к гибели от 20 до 30 азербайджанцев . По данным армянской стороны, в Армении в результате правонарушений на национальной почве за три года (с 1988 по 1990) погибло 26 азербайджанцев, в том числе с 27 ноября по 3 декабря 1988 года - 23, в 1989 году - один, в 1990 - двое. В то же время в столкновениях с азербайджанцами в Армении погибло 17 армян . В Азербайджане наиболее крупные армянские погромы происходят в Баку, Кировабаде , Шемахе, Шамхоре, Мингечауре, Нахичеванской АССР . В ряде городов Азербайджана и Армении вводится чрезвычайное положение. На это время приходится самый массовый поток беженцев - сотни тысяч человек с обеих сторон.

Зимой 1988-1989 г. проводится депортация населения армянских сёл сельских районов АзССР - в том числе северной части Нагорного Карабаха (не вошедшей в НКАО) - горных и предгорных частей Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского и Кедабекского районов, а также г. Кировабада (Гянджи). По завершении этих событий армянское население Азербайджанской ССР оказывается сконцентрировано в НКАО, Шаумяновском районе, четырёх сёлах Ханларского района (Геташен , Мартунашен, Азад и Камо) и в Баку (где оно в течение года сократилось примерно с 215 тыс. до 50 тыс. человек).

Прибалтика

10-14 июня 1988 года свыше ста тысяч человек побывали на Певческом поле Таллина . События июня-сентября 1988 года вошли в историю как «Поющая революция ».

17 июня 1988 года делегация Коммунистической партии Эстонии на XIX партконференции КПСС внесла предложение о передаче дополнительных полномочий во всех сферах общественной, политической и экономической жизни республиканским органам власти.

11 сентября 1988 года на Певческом поле в Таллине прошло музыкально-политическое мероприятие «Песнь Эстонии», на котором собралось около 300 000 эстонцев, то есть около трети от численности эстонского народа. В ходе мероприятия был публично озвучен призыв к независимости Эстонии.

Экономика

К середине 80-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Существующий дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, резко усилился. Значительное падение выручки от экспорта нефти (поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985-1986 гг. на 30 %) привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров. По мнению ряда авторов, усиливалось отставание СССР в развитии наукоёмких отраслей экономики. Так, А. С. Нариньяни писал в 1985 году: «Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. … Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее… Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития. »

На апрельском 1985 г. Плениуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачёву, страна находилась в предкризисном состоянии. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30 %. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы - 1 млн т, картофеля - 1 млн т, свёклы - 1,5 млн т. На апрельском Пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства (так называемое «ускорение »).

Принятая в 1986 г. программа «Интенсификация-90» предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько недостаточно продуманных решений. В мае 1985 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» . Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликёро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к временному снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет, переходу в разряд дефицитных продуктов, ранее бывших в свободной продаже (соки, крупы, карамель и пр.), резкому увеличению самогоноварения и росту смертности в связи с отравлениями поддельным алкоголем и суррогатами. К концу 1986 года потребительский бюджет был разрушен.

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо «Интенсификации-90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жильё-2000» и др.

13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.
11 июня 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование». 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

Внешняя политика

Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношений с США . Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР). Была провозглашена политика «Нового мышления » в международных делах.

Вместе с тем, в первые два года горбачёвского правления внешняя политика СССР оставалась достаточно жёсткой. Первая встреча Горбачёва с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия .

Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане , где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны .

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике , которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР: Советский Союз впервые выразил готовность пойти на серьёзные уступки своим оппонентам. Хотя М. С. Горбачёв по-прежнему жёстко торговался по условиям договора и в конечном итоге встреча закончилась ничем, советские инициативы имели большой международный резонанс. Встреча в Рейкьявике во многом предопределила последующие события.

12 июня 1990 года 907 голосами «За» при всего 13 голосах «Против» I Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР ». В ней провозглашалось, что «для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории» . Это положило начало «войне законов» между РСФСР и союзным Центром.

12 июня 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он запрещал цензуру и гарантировал свободу для средств массовой информации.

Процесс «суверенизации России» привел к принятию 1 ноября 1990 года «Постановления об экономическом суверенитете России».

В рассматриваемый период происходило образование различных партий. Большинство партий действовали на территории одной союзной республики, что способствовало усилению сепаратизма союзных республик, включая РСФСР. В своём большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к КПСС.

КПСС переживала в этот период серьёзный кризис. В ней выделились различные политические направления . XXVIII съезд КПСС (июль 1990 г.) привёл к выходу из КПСС наиболее радикальных членов во главе с Борисом Ельциным. Численность партии в 1990 году снизилась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии республик Прибалтики.

Экономика

К 1989 г. стало ясно, что попытка реформирования экономики в рамках социалистической системы провалилась. Введение в государственно-плановую экономику отдельных элементов рынка (хозрасчёт государственных предприятий, мелкое частное предпринимательство) не дало положительного результата. Страна все глубже погружалась в пучину хронического товарного дефицита и общего экономического кризиса. Осенью 1989 г. в Москве впервые после войны были введены талоны на сахар. Участились катастрофы и аварии на производстве. Государственный бюджет на 1989 год был впервые за долгое время сверстан с дефицитом.

В этой связи руководство страны начало всерьёз рассматривать возможность перехода к полноценной рыночной экономике, которая ещё недавно безусловно отвергалась как противоречащая социалистическим устоям. После I Съезда народных депутатов было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым . В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР , около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление радикальных экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

В мае 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную «комиссией Абалкина» концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли - 200.

По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 г. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (Денежной реформе Павлова) . Обмен проводился в течение всего 3 дней 23-25 января 1991 и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах. Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11%-м спаде производства, в 20-30%-м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд долларов. Не только продукты, но и мыло, спички распределялись по карточкам, карточки зачастую не отоваривались. В столице появились «карточки москвича», иногородним просто в магазинах ничего не продавали. Появились республиканские и региональные таможни, республиканские и местные «деньги».)

Сравнение некоторых экономических показателей в СССР до и после перестройки

Национализм и сепаратизм

Армения и Азербайджан

27 мая 1990 года произошло вооружённое столкновение армянских «отрядов самообороны» с внутренними войсками, в результате чего погибли двое солдат и 14 боевиков .

Грузия

Средняя Азия

Молдавия и Приднестровье

Прибалтика

Хронология событий

1985 год

  • 7 мая 1985 года - Постановление СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма , искоренению самогоноварения ».

1986 год

  • 23 мая 1986 года - Постановление СМ СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами ».
  • 19 ноября 1986 года - ВС СССР принял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

1987 год

  • 6 мая 1987 года - Первая несанкционированная демонстрация неправительственной и некоммунистической организации - общества «Память» в Москве.
  • 25 июня 1987 года - Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой».
  • 30 июня 1987 года - Принят закон СССР «О государственном предприятии (объединении)».
  • 30 июля 1987 года - Принят «Закон о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц», ущемляющих права гражданина
  • август 1987 года - Впервые разрешена безлимитная подписка на газеты и журналы.

1988 год

1989 год

  • январь 1989 года - Началось первое свободное выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР.
  • апрель 1989 года - события в Тбилиси.
  • июнь 1989 года - Первый съезд народных депутатов СССР.

1990 год

  • Январь 1990 года - погромы армян в Баку. Введение войск в город.
  • Весна 1990 года - Принят «Закон о собственности в СССР».

События после перестройки

Международные изменения

  • Вывод ракет средней и малой дальности из Европы
  • Сокращение ядерных вооружений
  • Распад социалистического лагеря и Варшавского договора (согласно Протоколу о полном прекращении действия Договора 1 июля 1991 г.)
  • Объединение Германии с последующим выводом советских войск
  • Завершение Афганской войны выводом советских войск (15 февраля )
  • Восстановление дипломатических отношений с Албанией (30 июля ) и Израилем (3 января )

Введение демократических свобод

  • Частичная свобода слова , гласность , отмена цензуры , ликвидация спецхранов .
  • Плюрализм мнений.
  • Частичная свобода передвижения граждан за рубеж, возможность свободной эмиграции.
  • Введение плюрализма власти и отмена однопартийной системы.
  • Разрешение частного предпринимательства (движение кооперативов) и частной собственности .
  • Прекращение гонений на Русскую Православную Церковь и другие религиозные организации.
  • Май 1989 г. - Горбачев издает указ, по которому учащихся студентов перестают призывать в армию, уже призванные студенты возвращаются в вузы.
  • Послабления в легальном обороте длинноствольного оружия
  • Отмена уголовного преследования за мужской гомосексуализм (мужеложество)

Национальные конфликты, войны и инциденты

  • Декабрьские события 1986 года (Казахстан)
  • в Узбекистане (конфликт с турками-месхетинцами)
  • в Киргизии (конфликт в Оше , Ферганская долина)
  • Изменения в экономике и внутренней жизни

    Культурная политика

    • снятие цензуры с западной культуры.
    • снятие запрета с русского рока.

    Изменения в КПСС

    • Вывод «аксакалов » из Политбюро (30.09.1988) [нейтральность? ]
    • Вывод «аксакалов» из ЦК КПСС (24.04.1989) [нейтральность? ]

    Катастрофы

    С начала перестройки в СССР природные и техногенные катастрофы получали большой общественный резонанс, хотя порой с серьёзными задержками вследствие попыток партийных структур скрывать информацию :

    • 10 июля - Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот » (рейс Ташкент-Карши-Оренбург-Ленинград), войдя в штопор, разбился возле города Учкудук (Узбекистан). Погибли 200 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа по числу жертв, произошедшая на территории СССР .
    • 26 апреля - Чернобыльская авария - несколько десятков погибших от облучения; более 600 тыс. «ликвидаторов», участвовавших в устранении последствий; 200 тыс. человек были переселены; загрязнены более 200 000 км² территории; из сельскохозяйственного оборота выведено 5 млн га земель.
    • 31 августа - кораблекрушение парохода Адмирал Нахимов 423 погибших
    • 4 июня - взрыв на железнодорожной станции Арзамас-1
    • 7 декабря - Землетрясение в Спитаке 25 000 погибших
    • 3 июня - Взрыв газа и железнодорожная катастрофа под Уфой 575 погибших
    • 7 апреля - гибель АПЛ «Комсомолец» 45 погибших

    Теракты

    • 20 сентября 1986 года - захват самолёта ТУ-134 в аэропорту Уфы .
    • 8 марта 1988 года - семья Овечкиных захватывает самолет Ту-154, выполнявший рейс Иркутск-Курган-Ленинград.

    Критика

    Существует несколько версий того, почему перестройка всё же произошла. Некоторые исследователи утверждают, что перестройка в основном являлась почвой для захвата собственности советской элитой , или номенклатурой , которая была больше заинтересована в «приватизации» огромного состояния государства в 1991 году, чем в его сохранении . Очевидно, действия велись как с одной, так и с другой стороны. Остановимся подробнее на втором катализаторе уничтожения Советского государства.

    Как одну из возможных версий выдвигают даже то, что советская элита фактически имела мизер по сравнению с тем, что имеет элита нищих банановых республик , и по сравнению с тем, чем владеет элита развитых государств. Основываясь на этом, утверждается, что ещё в хрущёвские времена часть партийной элиты взяла курс на изменение советского строя, с целью - превратиться из управленцев во владельцев государственной собственности. В рамках этой теории, никакой свободной рыночной экономики никто и не планировал создавать .

    Некоторые исследователи (например, В. С. Широнин , С. Г. Кара-Мурза) видят в победе перестройки в первую очередь продукт деятельности западных спецслужб, с помощью своей разветвленной сети «агентов влияния» и внешнего давления ловко использовавших недостатки и просчеты в экономическом и государственном строительстве СССР для разрушения Советского Союза и всего социалистического лагеря. «Агенты влияния» действовали по сценарию, описанному В. М. Молотовым еще в начале 1930-х: «стремились планировать отдельные отрасли промышленности с таким расчетом, чтобы добиться между ними наибольшей диспропорции: уменьшали плановые предположения и преувеличивали трудности, вкладывали чрезмерно большие средства в одни предприятия и задерживали рост других. Производя малоэффективные затраты и омертвляя капиталы, …надеялись привести Советское государство к финансовому кризису и срыву социалистического строительств а».

    Советское жизнеустройство сложилось под воздействием конкретных природных и исторических обстоятельств. Исходя из этих обстоятельств поколения, создавшие советский строй, определили главный критерий выбора - сокращение страданий. На этом пути советский строй добился признанных всем миром успехов, в СССР были устранены главные источники массовых страданий и страхов - бедность, безработица, бездомность, голод, преступное, политическое и межнациональное насилие, а также массовая гибель в войне с более сильным противником. Ради этого были понесены большие жертвы, но уже с 60-х годов возникло стабильное и нарастающее благополучие. Альтернативным критерием был критерий увеличение наслаждений. Советское жизнеустройство создавали поколения, перенесшие тяжелые испытания: ускоренную индустриализацию, войну и восстановление. Их опытом и определялся выбор. В ходе перестройки её идеологи убедили политически активную часть общества изменить выбор - пойти по пути увеличения наслаждений и пренебречь опасностью массовых страданий. Речь идет о фундаментальном изменении, которое не сводится к смене политического, государственного и социального устройства (хотя неизбежно выражается и в них)

    Хотя прямо указанный выбор не формулировался (точнее, попытки сформулировать его пресекались руководством КПСС, которое и определяло доступ к трибуне), связанные с ним утверждения были весьма прозрачными. Так, требование произвести массивный переток средств из тяжелой промышленности в легкую приобрело характер не хозяйственного решения, а принципиального политического выбора. Ведущий идеолог перестройки А. Н. Яковлев заявил: «Нужен поистине тектонический сдвиг в сторону производства предметов потребления. Решение этой проблемы может быть только парадоксальным: провести масштабную переориентацию экономики в пользу потребителя… Мы можем это сделать, наша экономика, культура, образование, все общество давно уже вышли на необходимый исходный уровень ».

    Оговорку, будто «экономика давно уже вышла на необходимый уровень», никто при этом не проверял и не обсуждал, она была сразу же отброшена - речь шла только о тектоническом сдвиге. Сразу же, ещё через механизм планирования, было проведено резкое сокращение инвестиций в тяжелую промышленность и энергетику (Энергетическая программа, выводившая СССР на уровень надежного обеспечения энергией, была прекращена). Ещё более красноречива была идеологическая кампания, направленная на свертывание оборонной промышленности, созданной в СССР именно исходя из принципа сокращения страданий.

    Это изменение критерия жизнеустройства противоречило исторической памяти русского народа и тем непреодолимым ограничениям, которые накладывали географическая и геополитическая реальность, доступность ресурсов и уровень развития страны. Согласиться на такое изменение значило отвергнуть голос здравого смысла. (С. Г. Кара-Мурза, «Манипуляция сознанием»)

    В подтверждение вышеозвученной теории приводится следующая статистика:

    Советская номенклатура в постсоветской российской элите, 1995 г. , в % :
    Окружение президента Лидеры партий Региональная «элита» Правительство Бизнес -«элита»
    Всего из советской номенклатуры 75,5 57,1 82,3 74,3 61,0
    в том числе:
    партийной 21,2 65,0 17,8 0 13,1
    комсомольской 0 5,0 1,8 0 37,7
    советской 63,6 25,0 78,6 26,9 3,3
    хозяйственной 9,1 5,0 0 42,3 37,7
    другой 6,1 10,0 0 30,8 8,2

    Самими идеологами перестройки, уже находящимися на пенсии, неоднократно заявлялось, что какой-либо чёткой идеологической основы у перестройки не было. Однако некоторые мероприятия, начавшие реализовываться по меньшей мере с 1987 года, ставят под сомнения эту точку зрения. В то время как на начальном этапе официальным лозунгом оставалось расхожее выражение «больше социализма», началось подспудное изменение законодательной базы в экономике, грозившее подорвать функционирование прежней плановой системы: фактическая отмена госмонополии на внешнеэкономическую деятельность (например, Постановление СМ СССР от 22 декабря 1988 года № 1526 «об утверждении положения о хозрасчётных внешнеторговых организациях…»), пересмотр подхода ко взаимоотношению государственных органов и производственных предприятий (Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 года).

    Методологические подходы к анализу перестройки

    В произведениях искусства

    • Известный русский философ-эмигрант Александр Зиновьев в 1990-х годах написал книгу «Катастройка », в которой описал процесс крушения многовекового русского государства с названием СССР. Термин «катастройка» после выхода книги стал употребляться в российских СМИ для обозначения самой перестройки.

    См. также

    Литература

    Научные работы

    • Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985-1991. - М .: Аспект Пресс, 2002. - 367 с. - ISBN 5-7567-0162-1
    • Безбородов А. Б., Елисеева Н. В., Шестаков В. А. Перестройка и крах СССР. 1985-1993. - СПб. : Норма, 2010. - 216 с. - ISBN 978-5-87857-162-3
    • Геллер М. Я. Горбачев: победа гласности, поражение перестройки // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал . - РГГУ, 1997. - Т. 2. - ISBN 5-7281-0129-1 .
    • Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. - М .: Изд-во РАГС, 1998. - 734 с. - ISBN 5-7729-0025-0
    • Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР. 1946-1985 гг. - СПб. : Альтер Эго, 2010. - 511 с. - ISBN 978-5-91573-025-9
    • Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. - М .: Инфра-М, 2001. - 272 с. - ISBN 5-7777-0161-2
    • Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза / Под ред. Г. Н. Севостьянова. - М .: Социально-политическая мысль, 2005. - 600 с. - ISBN 5-902168-41-4
    • Шубин А. В. Парадоксы перестройки: Упущенный шанс СССР. - М .: Вече, 2005. - 480 с. - ISBN 5-9533-0706-3
    • Ясин Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. - М .: Изд-во ГУ ВШЭ, 2003. - 437 с. - ISBN 5-7598-0113-9

    Воспоминания и документы

    • Денисов А. А. Глазами народного депутата СССР. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - 660 с. - ISBN 5-7422-1264-X
    • Александр Яковлев. Перестройка: 1985-1991. Неизданное, малоизвестное, забытое. - М .: Международный фонд «Демократия», 2008. - ISBN 978-5-89511-015-7

    Ссылки

    • Подборка документов о перестройке на сайте «Горбачев-фонда»
    • Хрестоматия по истории России. ОТ СССР К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 1985-2001 гг.
    • Эдуард Глезин «Январская весна»
    • Эдуард Глезин «Освобождение Сахарова»
    • Эдуард Глезин «Ельцин попросил об отставке»
    • Боффа Дж. «От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994» .
    • Коэн С. «Можно ли было реформировать советскую систему»
    • Широнин В. «КГБ - ЦРУ. Секретные пружины перестройки»
    • Д. Травин «Пролог: встреча четырех генсеков. 1985: Московская весна»
    • Д. Травин «1986: Съезд победителей». 1987: Третий рубеж"
    • Д. Травин