Как поддерживать бодрость в течение дня. Как сохранять бодрость в течение дня

Понятие «метафора» и подходы к ее изучению

Определение метафоры

Наиболее распространенным в лингвистике определением метафоры является следующее: «Метафора (метафорическая модель) – уподобление одного явления другому на основе семантической близости состояний, свойств, действий, характеризующих эти явления, в результате которого слова (словосочетания, предложения), предназначенные для обозначения одних объектов (ситуаций) действительности, употребляются для наименования других объектов (ситуаций) на основании условного тождества приписываемых им предикативных признаков» [Глазунова, 2000, с. 177-178].

При использовании метафоры две мысли (два понятия) о разных вещах взаимодействуют между собой внутри одного слова или выражения, значение которого и есть результат этого взаимодействия.

В образовании и, соответственно, анализе метафоры участвуют четыре компонента:

  • две категории объектов;
  • свойства двух категорий;

Метафора отбирает признаки одного класса объектов и прилагает их к другому классу или индивиду – актуальному субъекту метафоры. Взаимодействие с двумя различными классами объектов и их свойствами создает основной признак метафоры – ее двойственность.

Живая метафора на момент ее порождения и осмысления предполагает взаимодействие двух денотатов, того, что с чем-то сравнивают и того, с чем сравнивают, причем имя последнего становится именем первого, приобретая метафорическое значение. Языковая метафора – это важный фактор в развитии языка. Именно она лежит в основе многих языковых процессов, например, таких как развитие синонимических средств, появление новых значений и их нюансов, создание полисемии, развитие эмоционально-экспрессивной лексики. В том числе метафора позволяет вербализировать представление, касающееся внутреннего мира человека.

Р. Хоффман писал: «Метафора может быть применена в качестве орудия описания и объяснения в любой сфере: в психотерапевтических беседах и в разговорах между пилотами авиалиний, в ритуальных танцах и в языке программирования, в художественном воспитании и в квантовой механике. Метафора, где бы она нам ни встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка» .

Английский ученый Э. Ортони определил три основные причины использования метафоры в повседневной жизни:

  • Они помогают нам говорить кратко.
  • Они делают нашу речь яркой.
  • Они позволяют выражать невыразимое [Ортони, 1990, с.215].

Мы часто пользуемся метафорами, потому что это быстро, лаконично, точно и понятно всем.

Классификация метафор

Согласно Н.Д. Арутюновой, можно выделить следующие типы языковой метафоры:

1) номинативная метафора (перенос названия), состоящая в замене одного значения другим;

2) образная метафора, рождающая вследствие перехода идентифицирующего значения в предикатное и служащая развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;

3) когнитивная метафора, возникающая в результате сдвига сочетаемости предикативных слов и создающая полисемию;

4) генерализующая метафора, стирающая в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующая возникновение логической полисемии [Арутюнова, 1998, с.366].

Типология метафор М.В. Никитина строится на том, что сходство признаков в денотатах, которые служат основанием для переноса имени и соответствующей метафорической перестройки прямого значения, может быть разной природы. Если сходство содержится в самих аналогически сравниваемых вещах, то мы имеем дело с онтологической метафорой: прямой и структурной . В случае прямой метафоры признаки имеют одинаковую физическую природу («медведь»: 1. вид животного – неуклюжего 2. неуклюжий человек), а в случае структурной – сходство носит структурный характер, то есть признаки играют структурную роль в природе двух денотатов (Ср.: прием пищи, прием гостей, прием информации). В обоих случаях сходство признаков присутствует и до сравнения и только лишь обнаруживается в нем. Когда признаки сходства находятся в сравниваемых сущностях, но онтологически различны и по физической природе, и по структурной роли, а момент сходства возникает лишь при восприятии, речь идет о синестезической и эмотивно-оценочной метафорах. Сходство здесь порождается не онтологией вещей, а механизмами переработки информации.

Сходство онтологической (прямой и структурной) метафоры с синестезической заключается в том, что в каждом случае, всякий раз по своему, стремятся на основе какого-либо сходства обозначить и описать объект сравнения по собственным признакам этого объекта. Им противостоит эмотивно-оценочная метафора, предполагающая переключение из когнитивного плана сознания в прагматический [Никитин, 2001, с.37-38].

Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор: онтологические , то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные , то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Средством передачи метафорического значения может быть и грамматика. Под грамматической метафорой в лингвистике понимается намеренный перенос категориальных признаков одной грамматической категории в сферу действия другой грамматической категории с целью создания нового дополнительного смысла, который уже не обязательно является грамматическим [Масленникова, 2006, с.23].

Выделяют три пути грамматической метафоризации:

1) Контраст между грамматическим значением формы и контекстом;

2) Контраст между грамматическим значением формы и ее лексическим наполнением;

3) Контраст между словарной и внеязыковой ситуацией.

При сравнении лексической и грамматической метафоры отмечают следующие различия: метафоризация в грамматике ограничена малым числом оппозиций и закрытым типом грамматической системы, кроме того, грамматическая метафора характеризуется однонаправленностью, а не наоборот, хотя и обратные случаи не исключены.

Подходы к изучению метафоры

Отношение к метафоре с момента ее возникновения является неоднозначным. Метафору рассматривали с разных точек зрения, отрицали, отводили ей второстепенные роли. Платон не одобрял использование изобразительных средств языка, Цицерон воспринимал метафору как ненужное изобретение. Долгое время преобладало именно такое негативное отношение к метафоре.

Начало изучению метафоры положил Аристотель. Метафорические переносы рассматривались им как весомое средство языка, которое имело положительное воздействие на слушателя и усиливало аргументацию. Основой метафорического переноса Аристотель обозначал подобие двух предметов и считал его основным средством познания.

Метафоры, по мнению Ф. Ницше, являются самыми эффективными, естественными, точными и простыми средствами языка [Ницше, 1990, с.390].

В классической риторике метафора была представлена в основном как отклонение от нормы – перенос имени одного предмета на другой. Целью данного переноса является либо заполнение отсутствия в системе одного языка эквивалента для лексической единицы другого языка (лексической лакуны), либо некое «украшение» речи.

Позднее проблема метафоры переместилась из риторики в лингвистику. Таким образом возникла сравнительная концепция метафоры , в которой метафора позиционировалась как изобразительное переосмысление обычного наименования. Метафора представлялась как скрытое сравнение. Теория сравнения утверждала, что метафорическое высказывание связано со сравнением двух или более объектов.

Традиционная (сравнительная) точка зрения на метафору выделяла только лишь несколько подходов к способу образования метафоры и ограничивала применение термина «метафора» также только некоторыми из возникших случаев. Это вынуждает рассматривать метафору только как языковое средство, как результат замены слов или контекстных сдвигов, в то время как в основе метафоры лежит заимствование идей.

По мнению М. Блэка, существуют две причины метафорического словоупотребления: автор прибегает к метафоре при невозможности найти прямой эквивалент метафорического значения или при использовании метафорической конструкции с чисто стилистическими целями. Метафорический перенос, по его мнению, сочетает в себе уникальность семантического значения и стилистический потенциал [Блэк, 1990, с.156].

Д. Дэвидсон выдвигал теорию о том, что метафора обладает лишь своим прямым словарным значением. И именно личность истолкователя определяет метафорическое значение образа [Дэвидсон, 1990, с.174].

Одной из популярных теорий метафоры является когнитивная теория Дж. Лакоффа и М. Джонсона. По их мнению, метафоризация основана на взаимодействии двух структур знаний: структуры-«источника» и структуры-«цели». Область источника в когнитивной теории представляет собой опыт человека. Область цели – менее конкретное знание, «знание по определению». Данный подход оказался плодотворным, поскольку позволял определить метафору не только в терминах лингвистического явления, но и как явления мыслительного.

Когнитивный подход к изучению метафоры

В конце 70-х годов языкознание проявило интерес к когнитивным структурам, составляющим основу языковой компетенции и речевой реализации. Возникло новое направление – когнитивная лингвистика, которая представляет собой новый подход к исследованию естественного языка, при котором язык понимается как инструмент для организации, обработки и передачи информации и как разновидность способности человека к познанию (наряду с другими когнитивными способностями – памятью, вниманием, мышлением, восприятием). Семантика занимает основное место в этой области, основным объектом ее исследования является значение. Одной из главных теоретических проблем – соотношение семантики с действительностью. Основной интерес когнитивных лингвистов сосредоточен в таких явлениях как прототипичность, регулярная полисемия, когнитивные модели и метафора в качестве универсального когнитивного приема. Особое место в когнитивной лингвистике заняла теория метафоры. Метафору в современной лингвистике рассматривают как основную ментальную операцию, как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира. На феномен метафоричности мышления обращали внимание такие ученые, исследователи и писатели как Д. Вико, Ф. Ницше, А. Ричардс, Х. Ортега-и-Гассет, Э. МакКормак, П. Рикер, Э. Кассирер, М. Блэк, М. Эриксон и другие [Будаев, 2007, с.16].

При метафорическом переосмыслении в ходе когнитивного процесса говорящий исследует участки своей долговременной памяти, обнаруживает два референта (часто логически несовместимых), устанавливает между ними осмысленное взаимоотношение и, тем самым, создает метафору. Осмысленное взаимоотношение устанавливается на основании обнаружения ряда общих для двух референтов признаков. Данные признаки отражаются в структуре лексического значения.

Поскольку лексическое значение слова неоднородно, интерес представляет анализ того, какая часть значения подвергается метафорическому переосмыслению, какие семантические признаки оказываются основанием для формирования нового, метафорического значения. В структуре лексического значения слова с точки зрения когнитивного аспекта можно выделить две части: интенсионал и импликационал. Интенсионал является множеством семантических признаков (сем), которыми должен обладать денотат, чтобы причисляться к данному классу. Импликационал тоже является множеством семантических признаков, но множеством, ассоциативно образуемым из интенсионала. При метафорическом переосмыслении слов в первую очередь импликациональные признаки (не исключая и интенсиональные) вовлекаются в перестройку семантики слова. Какая-то часть этих признаков образует содержание дифференциальной части производного метафорического значения [Никитин, 2001, с.36].

У слова нет конечного перечня значений, а есть некое исходное значение модели семантической деривации, породившие некоторое число значений, способных породить неконечное число производимых значений. Однако у разных значений есть разный шанс осуществиться. Существуют два момента, определяющих возможность реализации того или иного значения данным словом. Это: 1.потребность в номинации соответствующего концепта и 2.сила, яркость ассоциативной связи двух концептов (исходного и переносно обозначаемого). Совокупность действия этих факторов увеличивает шанс реализации производного значения. Объективно судить о метафорическом потенциале слов можно только на основе зафиксированных случаев их переносного употребления на основе аналогического сходства с учетом метафор. В конечном счете, все сводится к сопоставлению когнитивно эквивалентных концептов по способу их выражения, прямому или переносному [Никитин, 2001, с.43-44].

Особое место в становлении когнитивной теории отводится Дж. Лакоффу и М. Джонсону. Именно в ней метафора как объект исследования переводится в когнитивно-логическую парадигму и исследуется с точки зрения ее связи с глубинными когнитивными структурами и процессом категоризации мира, ими была разработана теория, которая внесла некую системность в описание когнитивного механизма метафоры и приведено большое количество примеров, подтверждающих данную теорию. Ключевая идея Дж. Лакоффа и М. Джонсона состоит в том, что метафоры как языковые выражения становятся возможны в силу того, что понятийная система человека метафорична в своей основе. То есть осмысление и переживание явлений одного рода в терминах явлений другого рода – это коренное свойство нашего мышления. «Метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути» [Лакофф, 1990, с.387]. Развивая свою концепцию, Дж. Лакофф исходил из того, что многие утверждения относительно метафоры оказываются ложными:

  1. Любой предмет можно понимать буквально, без метафоры.
  2. Самое распространенное употребление метафоры - в поэзии.
  3. Метафоры - только языковые выражения.
  4. Метафорические выражения по своей сущности не правдивы.
  5. Только буквальный язык может быть правдивым [Лакофф, 1990, с. 390].

Придерживаясь взгляда Дж. Лакоффа на когнитивную теорию метафоры, основную ее идею можно выразить следующим образом: основой процесса метафоризации является взаимодействие двух концептуальных доменов – сферы-источника (source domain) и сферы-мишени (target domain). В результате метафорической проекции (metaphorical mapping) из сферы-источника в сферу-мишень сформировавшиеся в результате опыта взаимодействия человека с окружающим миром элементы сферы-источника структурируют менее понятную сферу-мишень, что составляет сущность когнитивного потенциала метафоры. Сфера-источник является более конкретным знанием, легче передается одним человеком другому, основана непосредственно на опыте взаимодействия человека с действительностью, в то время как сфера-мишень – это менее конкретное, менее определенное знание. Базовым источником знаний, составляющим концептуальные домены, является опыт взаимодействия человека с окружающим миром . Устойчивые соответствия между сферой-источником и сферой-мишенью, фиксированные в языковой и культурной традиции общества, были названы «концептуальными метафорами».

Вслед за Дж. Лакоффом Э. Будаев отмечает, что «положение о том, что субъект склонен реагировать не на реальность, а скорее на собственные когнитивные репрезентации реальности, приводит к выводу, что и поведение человека непосредственно определяется не столько объективной реальностью, сколько системой репрезентации человека. Из этого следует, что выводы, которые мы делаем на основе метафорического мышления, могут формировать основу для действий» [Будаев, 2007, с.19].

Сфера-источник (source domain) – это наш физический опыт, но она также может предполагать и общекультурные ценности. Сфера-мишень – то, на чем в данный момент мы фокусируем наше внимание, то, что пытаемся понять.

Известным примером Дж. Лакоффа является метафора ARGUMENT IS WAR, представляющей осмысление спора как войны. В обыденном языке данная метафора реализуется в целом ряде высказываний, в которых спор обозначается в военных терминах:

Your claims are indefensible .

Ваши утверждения не выдерживают критики (букв. незащитимы).

Спор и война – это явления разного порядка, в каждом из которых выполняются разные действия. Спор является устным обменом репликами, война – конфликтом, с применением оружия. Но спор мы сравниваем с войной, употребляя ее терминологию. Важно отметить, что мы не просто употребляем военные термины в споре. Человека, с которым мы спорим, мы представляем противником, мы побеждаем или проигрываем в споре. Мы продвигаемся вперед или отступаем, у нас есть определенный план (стратегия). Спор – это словесная битва. «Тем самым понятие упорядочивается метафорически, соответствующая деятельность упорядочивается метафорически, и, следовательно, язык также упорядочивается метафорически» . Но если, как предлагает Дж. Лакофф, попытаться вообразить другую культуру, в которой споры трактуются не в терминах войны, а, например, в терминах танца, то представители той культуры будут рассматривать споры иначе, вести их по-другому и рассуждать о них иным образом. Таким образом Дж. Лакофф иллюстрирует основную идею: «Сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода» .

Мы рассуждаем о споре именно таким образом, потому что мыслим так. Метафорический перенос не ограничен языковыми барьерами и может осуществляться не только на вербальном, но и на ассоциативно-образном уровне. В результате выявляется наиболее важный вывод: «Метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны» [Лакофф, 1990, с.23].

В типологии американских исследователей концептуальные метафоры можно подразделить еще на два типа: ориентационные метафоры и онтологические метафоры.

В онтологических метафорах мы упорядочиваем одно понятие в терминах другого, тогда как ориентационные метафоры отражают оппозиции, в которых отражен и зафиксирован наш опыт пространственной ориентации в мире (Happy is up, sad is down). Иными словами, пространство оказывается одним из базовых понятий для формирования и обозначения иного, непространственного опыта. В работе «Метафоры, которыми мы живем» Дж. Лакофф приводит примеры моделирования различных видов опыта как пространственных концептов, составляющих основание ориентационных метафор:

  • HAPPY IS UP, SAD IS DOWN

Физической основой метафоры HAPPY IS UP, SAD IS DOWN является представление о том, что, находясь в грустном состоянии, человек опускает голову, тогда как, испытывая положительные эмоции, человек распрямляется и поднимает голову.

I’m feeling up . He’s really low these days.

That boosted my spirits. I’m feeling down .

Thinking about her always gives me a lift . My spirits sank .

Основываясь на языковом материале, Лакофф и Джонсон делают соответствующие выводы об основаниях, связанности и системности метафорических понятий:

  • Большинство наших фундаментальных понятий организуется в терминах одной или нескольких ориентационных метафор.
  • Каждая пространственная метафора обладает внутренней системностью.
  • Разнообразные ориентационные метафоры объемлет общая система, согласующая их между собой.
  • Ориентационные метафоры коренятся в физическом и культурном опыте, они применяются отнюдь не случайно.
  • В основе метафоры могут лежать разные физические и социальные явления.
  • В некоторых случаях ориентация в пространстве составляет столь существенную часть понятия, что нам трудно вообразить какую-либо другую метафору, которая могла бы упорядочить данное понятие.
  • Так называемые сугубо интеллектуальные понятия часто, а возможно и всегда основаны на метафорах, имеющих физическое и/или культурное основание [Лакофф, 2004, с.30-36].

Онтологические же метафоры разделяют абстрактные сущности в некоторые категории, очерчивая их границы в пространстве, или персонифицируют их. «Подобно тому, как данные человеческого опыта по пространственной ориентации порождают ориентационные метафоры, данные нашего опыта, связанные с физическими объектами, составляют основу для колоссального разнообразия онтологических метафор, то есть способов трактовки событий, действий, эмоций, идей и т.п. как предметов и веществ» [Лакофф, 2004, с.250]. (We are working toward peace . The ugly side of his personality comes out under pressure. I can’t keep up with the pace of modern life .)

Дж. Лакофф выделяет также метафору канала связи (conduit metaphor). Суть ее состоит в следующем: говорящий помещает идеи (объекты) в слова (вместилища) и отправляет их (через канал связи - conduit) слушающему, который извлекает идеи (объекты) из слов (вместилищ).

Язык, который мы используем, когда мы говорим о самом языке, структурно упорядочивается в соответствии со следующей составной метафорой:

ИДЕИ (ИЛИ ЗНАЧЕНИЯ) СУТЬ ОБЪЕКТЫ.

ЯЗЫКОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ СУТЬ ВМЕСТИЛИЩА.

КОММУНИКАЦИЯ ЕСТЬ ПЕРЕДАЧА (ОТПРАВЛЕНИЕ).

Из первого положения этой метафоры - ЗНАЧЕНИЯ СУТЬ ОБЪЕКТЫ - вытекает, в частности, что значения существуют независимо от людей и от контекстов употребления.

Из второго компонента метафоры КАНАЛА СВЯЗИ - ЯЗЫКОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ СУТЬ ВМЕСТИЛИЩА ДЛЯ ЗНАЧЕНИЙ - вытекает, что слова и фразы обладают значением сами по себе - вне зависимости от контекста или от говорящего. Примером образной схемы ИДЕИ – ЭТО ОБЪЕКТЫ могут служить следующие выражения:

It’s hard to get an idea across to him.

Ему трудно втолковать (любую) мысль.

I gave you that idea.

Я подал вам эту мысль.

Теория, предложенная Дж. Лакоффом и М. Джонсоном получила широкое признание в науке, она активно развивается во многих школах и направлениях [Лакофф, 2008, с.65].

М. Джонсон употребляет термин образная схема (или образ-схема, image schema) для такой схематической структуры, вокруг которой организуется наш опыт. Его понятие образной схемы восходит к понятию схемы у Канта, но отличается от него. Джонсон определяет образную схему следующим образом: «Образная схема – это повторяющийся динамический образец (pattern) наших процессов восприятия и наших моторных программ, который придает связность и структуру нашему опыту» [Ченки, 2002, с.350]. Джонсон не утверждает, что возможно составить список всех образных схем, которые используются в повседневном опыте, но предлагает частичный список из двадцати семи образных схем, чтобы дать представление об их разнообразии. В целом, образные схемы характеризуются следующими качествами:

  • не пропозициональны;
  • не связаны только с одной формой восприятия;
  • являются частью нашего опыта на уровнях восприятия, образности и структуры событий;
  • обеспечивает связность человеческого опыта через разные типы познания, от уровня индивидуума до уровня общественных структур;
  • являются гештальт-структурами (существуют как связные, значимые единые целые в нашем опыте и познании) [Ченки, 2002, с.354].

Образная или топологическая схема – это типовая модель (pattern), применимая к описанию сразу многих языковых единиц. Однако не всякий концепт может быть «собран» из таких первичных семантических схем, потому что каждая из них апеллирует к простейшим формам или движениям человеческого тела, которые носителю языка привычны и понятны и которые он может поэтому легко переносить и на окружающую действительность. Происходит, антропоцентрическая «привязка» основных «кирпичиков», фрагментов семантического представления. Она базируется на идее Лакоффа, которая называется embodiment (воплощение в человеческом теле) и возвращает лингвистику во времена локальных теорий: первичным признаётся не просто связанное с человеком, а лишь связанное с его пространственными ощущениями и моторными реакциями. Есть и набор абстрактных понятий, которые могут быть сведены к image schemas: «количество», «время», «пространство», «каузация» и т.п.; эти понятия, в свою очередь, могут лежать в основе других, более абстрактных или, наоборот, предметных, но во всех случаях, благодаря тому, что в основе самой первой, исходной их семантизации, лежит переход от конкретного к абстрактному, и более того, от пространства ко всему остальному, пространственно-моторные значения всегда первичны. Именно эта прямая связь с простейшими пространственными «примитивами» побуждает переводить термин image schema не как образная схема, а как топологическая схема. Этот перевод, во-первых, подчеркивает, что образные схемы лежат в основе всех когнитивных «картинок», а во-вторых, акцентирует локалистскую идею [Рахилина, 2000, с.6].

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы о трактовке метафоры в когнитивной лингвистике. Метафора – это не просто языковое средство, позволяющее украсить речь и сделать образ более понятным, это – форма мышления. Согласно когнитивному подходу к природе человеческого мышления, понятийная система человека обусловлена его физическим опытом. А мышление – образно, то есть для представления понятий, не обусловленных опытом, человек использует сравнение, метафору. Такая способность человека мыслить образно обусловливает возможность абстрактного мышления.


Библиографический список
  1. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. – СПб: Филологический факультет // Государственный университет, 2002. – С. 177-178.
  2. Hoffman R.R. What could reaction-time studies be telling us about metaphor comprehension? // Metaphor and Symbolic Activity, 1987. – Pp. 152.
  3. Ортони Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре // Теория метафоры / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Изд-во «Прогресс», 1990. – С. 215.
  4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1998. – С. 366.
  5. Никитин М.Б. Метафорический потенциал слова и его реализация // Проблема теории европейских языков / Отв. ред. В.М. Аринштейн, Н.А. Абиева, Л.Б. Копчук. – СПб: Изд-во «Тригон», 2001. – С. 37-38.
  6. Масленникова А.А. Особенности грамматической метафоры // Метафоры языка и метафоры в языке / А.И. Варшавская, А.А. Масленникова, Е.С. Петрова и др. / Под ред. А.В. Зеленщикова, А.А. Масленниковой. СПб: СПбГУ, 2006. – С. 23.
  7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Кн. 2. – Итало-советское изд-во СИРИН, 1990. – С. 390.
  8. Блэк М. Метафора // Теория метафоры / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Изд-во «Прогресс», 1990. – С. 156.
  9. Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Изд-во «Прогресс», 1990. – С.174.
  10. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокульторология. – 2007. – №1. – С. 16.
  11. Никитин М.В. Концепт и метафора // Проблема теории европейских языков / Отв. ред. В.М. Аринштейн, Н.А. Абиева, Л.Б. Копчук. – СПб: Изд-во «Тригон», 2001. – С.36.
  12. Никитин М.Б. Метафорический потенциал слова и его реализация // Проблема теории европейских языков / Отв. ред. В.М. Аринштейн, Н.А. Абиева, Л.Б. Копчук. – СПб: Изд-во «Тригон», 2001. – С. 43-44.
  13. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Изд-во ЛКИ, 1990. – С. 387.
  14. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – С. 390.
  15. Lakoff G. The contemporary theory of metaphor // Metaphor and thought / Ed. By A. Ortony. –Cambridge, 1993. – Pp. 245.
  16. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокульторология. – 2007. – №1. – С. 19.
  17. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. –Chicago, 1980. – Pp. 23.
  18. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Изд-во ЛКИ, 1990. – С. 23.
  19. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – С. 30 -36.
  20. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – С. 250.
  21. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – С. 65.
  22. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Современная американская лингвистика: фундаментальные направления / Отв. ред. А.А. Кибрик, И.М. Кобозева, И.А.Секерина. – М.: Изд-во «Едиториал», 2002. – С. 350.
  23. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Современная американская лингвистика: фундаментальные направления / Отв. ред. А.А. Кибрик, И.М. Кобозева, И.А.Секерина. – М.: Изд-во «Едиториал», 2002. – С. 354.
  24. Рахилина Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Серия литературы и языка, 2000. – №3. – С. 6.

Осень - прекрасная пора. Яркие ее краски бушуют за окном. Но как часто мы с грустинкой вспоминая о лете, с трудом встаем поутру. Дни стали короче, а ночи темнее. Утром холодно и солнечный лучик не скользит по подушке, не зовет за собой. Так не хочется покидать теплую постель. Настроение на нуле.

Не за горами сильные порывистые ветры, промозглый дождь и слякоть. Для бодрости не так уж много и надо: правильное питание, движение, полноценный сон и прекрасное настроение.

Ставим задачу подготовить свой организм к зимушке - зиме: укрепить иммунитет, подпитав себя витаминами и минералами.

Да, и в осеннюю пору атакуют вирусы. Надо быть во всеоружии.

Поверьте советы для бодрости осенью просты, но проверены и эффективны.

Полноценный сон

Ваша бодрость напрямую зависит от полноценного сна. С приходом осени, я устанавливаю себе правило ложится в одно и то же время не позже 23.00. Если летом я даже засидевшись за компьютером встаю легко и быстро. То осенью, если не выспалась чувствую себя разбитой и вялой.

Поэтому ложимся спать вовремя. Тогда утро засияет яркими красками, несмотря на туман и сырость за окном.

Да и коже нашей полезен полноценный сон, пусть клеточки вовремя обновляются.

Я встаю без звука будильника, но можно его поставить на 15-20 минут пораньше. И если есть какая то вялость, небольшая усталость, то это время поможет вам привести себя в норму.

Зарядка и контрастный душ для бодрости

Начните утро с легкой зарядки и после нее в душ. Приятно постоять под теплыми струями и закончить процедуру контрастным душем.

Не стоит резко менять температуру воды. Начнем с небольшого понижения температуры.

Сложно начать уменьшать температуру? Не спешите, обливайте вначале только ноги. Постепенно захватывая все большие участки тела, у вас легко получится окатится со временем полностью.

Разотритесь полотенцем и на завтрак.

Правильное питание для бодрости

Осень - чудесная пора. Изобилие свежих фруктов и овощей присутствует в каждом доме.

Яркие помидоры, перцы, яблоки, сливы, солнечная тыква, морковь, свекла. Мне бы хотелось вам напомнить о репчатом луке и чесноке.

Включайте их в рацион питания как можно чаще.

Лук -от всех недуг.

Лук и чеснок уберегут ваш организм от простуды и гриппа.Они разжижают кровь, снижают сахар и убивают вирусы.

Бактерицидными свойствами обладает хрен, но не все любят острое. Для любителей остренького: воспользуйтесь бабушкиным рецептом: натрите хрен на терке(хотя порой это очень трудно сделать) или пропустите через мясорубку, залив кипятком.

Остудите, добавьте сметаны, специй, Приятного аппетита!

Я чаще угощаю своих домашних помидорами с чесноком и хреном, такая приправка острая и вкусная.

Готовьте витаминные салаты из моркови с чесноком, свеклы с чесноком и черносливом, свежей капусты. И вкусно и полезно.

Но не надо забывать, что в рацион питания для укрепления иммунитета следует чаще включать рыбу.

Вкусный белок рыбки не только поднимет иммунитет,но подарит вам бодрость, избавит от унылости и вялости.

В ней полезны жирные кислоты, витамины и микроэлементы.

Можно и нужно использовать белок мяса, хочется уже отказаться в осеннее время от легких салатиков. Лучше выбрать нежирную телятину, индейку, куру.
Разнообразие свежих овощей делает рацион осенью разносторонним.

Тыква - этот яркий оранжевый плод содержит массу витаминов. Она полезна при атеросклерозе, нужна для печени, кишечника, кроветворения.

Приготовьте кашу в тыкве. Красиво и очень вкусно!

Движение для бодрости

Движение - это сила. Больше двигайтесь. Прогуляйтесь одну две остановки перед работой, полюбуйтесь осенними красками. Под окнами дома у меня парк. Я ежедневно пересекаю его по извилистой тропинке. Лист шуршит под ногой, хотя его убирают ежедневно.

Можно приобрести абонемент в бассейн или тренажерный зал. Выкраивайте для себя время. Занимайтесь с удовольствием.

Я предпочитаю, несмотря на хмурые деньки, прогуляться по лесу. Моя любовь к нему постоянно растет. Приобщаю и домашних. Прогулка подарит массу удовольствия и бодрости.

Баннные процедуры способствуют укреплению здоровья. А сколько удовольствия дарят и такую легкость. Мы с подругами регулярно посещаем баню. В ход идут скрабы, масла. Иногда делаем массаж. Общаемся. Усталость и вялость, как рукой снимает.

Для поднятия настроения

Проснувшись утром я включаю любимые мелодии. И пока занимаюсь домашними делами с удовольствием их слушаю. Дела быстрее идут и настроение повышается.

Мы осенью моем окна, готовясь к зимней стуже, меняем шторы. Я выбираю более светлые тона у них или раздвигаю широко. Пусть яркие осенние лучики проникают в каждый уголок дома.

Букеты осенних цветов не только украсят, но и вызовут вашу улыбку. Мои любимые астры всегда радуют меня.Такие они солнечные, яркие и нарядные.

Рецептов от осенней хандры много, главное их умело использовать.

От полноценного сна, правильного питания и вашей активности зависит не только прекрасное настроение, но и ваше драгоценное здоровье.Берегите себя!

А вы как повышаете свой иммунитет и бодрость осенью?

Тарасова Галина

Движение, питание, релаксация: 16 полезных советов, как сохранить бодрость и душевную гармонию.

1- Компенсируем недостаток воды
Врачи полагают, что можно избежать многих женских проблем, если употреблять достаточное количество жидкости - норма ежедневного приема около 1,5 л. Из-за недостатка воды нарушается работа многих важных органов. Компенсировать недостаток жидкости можно, прибегнув к такому приему: включать в ежедневный рацион как можно больше продуктов с большим содержанием воды. Например, есть дыни, апельсины.

2- Еще раз о непреходящей пользе витаминов
Активные занятия спортом, беременность или курение увеличивают потребность в витаминах. Так, курильщицы нуждаются в витамине С на 40%, а в витамине Е - до 50% больше, чем некурящие женщины. Будущим мамам необходимы большие дозы фолиевой кислоты. Спортсменки же вследствие более интенсивного обмена веществ и расхода энергии испытывают дефицит таких жизненно важных для нормального функционирования организма витаминов, как С, Е, бета-каротин и B1.

3- Баня - расслабление плюс хорошее настроение
Разрушительный стресс легко преодолеть, если посетить сауну или баню. Благотворное влияние любого типа бани основано наде-токсикации организма путем интенсивного потоотделения. Пар расширяет поры, выводятся токсины, очищается кожа. Баня снимает напряжение, расслабляет мышцы и успокаивает нервы. Но для достижения подобного эффекта посещение бани должно проходить согласно всем правилам банного искусства.

Еще более сильным оздоровительным эффектом обладает талассотерапия - лечение с помощью продуктов моря. Некоторые исследователи полагают, что минеральный состав морской воды аналогичен минеральному составу плазмы крови, поэтому ванны из морской воды, подогретой до температуры +36- 38°, способны нормализовать многие функции нашего организма. Особенными релаксирующими свойствами обладает теплый капельный душ, во время которого делается массаж с аромамаслами.

4- Почаще пишите романтические письма
Сегодня звонки мобильников раздаются на каждом углу. Люди обмениваются информацией, договариваются о встрече, передают друг другу многочисленные SMS-сообщения. Однако при пользовании мобильным телефоном нужно быть осторожной - избегать длительного воздействия электромагнитного излучения. Тем, кто носит мобильные телефоны в карманах (на уровне бедер), следует помнить, что они подвергают серьезной опасности свои почки. Врачи настоятельно рекомендуют не носить включенный мобильный телефон на поясе, в кармане пиджака или куртки (рядом сердце!). И еще, вместо того чтобы звонить, попробуйте хотя бы изредка писать письма. И для здоровья безопасно, и адресату приятно.

5- В"критические" дни поможет свежая рыба
Если вы тяжело переносите менструаци, чаше включайте в свой рацион свежую морскую рыбу (лососевые» сельдь). Ученые обнаружили, что, чем выше жирность употребляемой рыбы, тем реже женщины жалуются на плохое самочувствие в "критические" дни. Кроме того, кислоты, содержащиеся в рыбе, оказывают благотворное влияние на сердце и систему кровообращения организма.

6- Здоровье - в бокале красного вина
Выпить бокал красного вина - не только приятно. Давно известно, что вино способствует предупреждению инфаркта миокарда. При этом наиболее полезен напиток, содержавшийся в дубовых бочках. Ученые, исследуя лечебно-профилактические свойства вина, обнаружили, что выраженное сосудорасширяющее действие красного вина связано с высоким содержанием в нем танинов и полифенолов. Употребление вина очень полезно и для кожи. Виноградный сок улучшает кровоснабжение, поэтому кожа разглаживается и приобретает здоровый цвет.

7- Никогда не торопитесь. Ходите спокойно!
Берите пример с рептилий: чем ниже температура воздуха, тем медленнее они двигаются. И это правильно. Если в холодную сырую погоду идти по улице быстрым шагом, бежать или ехать на велосипеде, то вы вспотеете. Если при этом еще и дышать глубоко, то наружный воздух, не успев согреться, попадет в легкие, а значит, простуды не избежать.

8- Можно жить долго... и счастливо
Исследования геронтологов указывают, что люди вполне могут жить и сохранять бодрость и ясность мышления до 120 лет. Правда, для этого надо кое-что сделать. Много двигаться (например, чаше плавать), сохранять свежесть и остроту ума (решать задачи, разгадывать кроссворды), быть жизнерадостными (ощущать себя счастливыми, смеяться). Вы должны постараться чувствовать себя уверенно и комфортно в рамках вашего возраста. Соразмеряйте силы, чтобы не ставить перед собой невыполнимых задач, а затем не переживать, что что-то в жизни получается не так, как хотелосьбы. Неспокойное внутреннее состояние, во-первых, сразу же отражается на внешности, а во-вторых, может привести к серьезному стрессу.

9- Осваиваем правила спокойного сна
Никогда не ложитесь спать на пустой желудок. Голод не способствует крепкому сну. Но пища обязательно должна быть легкой. Прислушайтесь к рекомендациям специалистов по фэн-шуй и поставьте кровать так, чтобы ее изголовье было обращено на север. Это гарантирует глубокий и спокойный сон. В случае если голова обращена на запад, по-настоящему выспаться невозможно. Любопытно, что известный английский писатель Чарлз Диккенс никогда не путешествовал без компаса и всегда мог проверить, на какую страну света ориентирована кровать в гостиничном номере.

10- Поддерживаем в норме кислотно-щелочной баланс
Мы прекрасно себя чувствуем, когда кислотно-шеяочной баланс в норме. Кислоты поступают в организм с мясопродуктами, щелочи - с овощами. Если человек ест много мяса и мало зелени, ему необходимо дополнительно употреблять в пищу свежевыжатые овощные соки: морковный, свекольный, картофельный или сок квашеной капусты.

11- Формула идеального самочувствия
Приятная музыка стимулирует те же участки мозга, что секс и вкусная еда. Музыка - это дополнительная порция "гормонов счастья" и релаксация организма. Так что сочетание роскошного ужина и секса под звуки музыки - залог хорошего самочувствия.

12- Покончим с досадными прыщами навсегда!
Прыщи появляются из-за гормональных изменений в организме женщины. Справиться с этой напастью можно. В течение восьми недель выпивайте ежедневно по три чашки чая с фиалкой трехцветной. Пейте настои крапивы жгучей и одуванчика. И помните, взрослым женщинам нельзя пользоваться средствами для подростков, так как они высушивают зрелую кожу.

13- Интенсивный тренинг иммунной системы
Продолжительность сна должна составлять не менее 8 часов в сутки. Больше гуляйте на свежем воздухе, даже если на улице ветрено и дождливо. Холод - прекрасная тренировка иммунной системы. Занимаясь спортом, ни в коем случае не переутомляйтесь. Закаливание должно быть постепенным и щадящим, иначе возрастает нагрузка на иммунную систему. Начните с контрастного обливания стоп. Разница температур не должна превышать 5°. Постепенно можно довести ее до 10°. Начинайте и заканчивайте обливание теплой водой.

14- Волшебная сила красного цвета
Вы устали и чувствуете себя "совсем никакой"? Тогда попробуйте надеть что-нибудь красное. Этот цвет излучает энергию активности, действует возбуждающе и укрепляет силу воли. Если по утрам вас беспокоят неприятные ощущения, завернитесь в красный купальный халат. Эта маленькая хитрость обязательно поможет.

15- Массаж уха поможет сосредоточиться
Каждой женщине знакомы дни, когда никак не удается сосредоточиться и все валится из рук. Не отчаивайтесь. Помассируйте ухо! Сядьте и расслабьтесь. Большим и указательным пальцами массируйте край ушной раковины, двигаясь по направлению сверху вниз. Массаж выполняйте до тех пор, пока не почувствуете облегчение.

16- Заботимся о красоте и здоровье ног
От варикозного расширения вен чаще страдают женщины, предпочитающие обувь на высоких каблуках или вынужденные подолгу стоять. Для предупреждения заболевания надо больше двигаться, не класть ногу на ногу и носить поддерживающие колготки. Природа предлагает свои средства, чтобы помочь нашим ногам. Например, конский каштан - он уменьшает отечность, оказывает противовоспалительное действие и повышает эластичность вен, а донник укрепляет стенки тонких сосудов.

Вооружившись советами экспертов, составили восемь правил, соблюдая которые Вы сможете просыпаться отдохнувшим, оставаться в тонусе в течение дня и расслабленным отправляться в спальню.

1. Пусть утро будет добрым.

Считалось. Спи ровно сколько, сколько требуется организму.

На самом деле. Просыпайтесь всегда в одно и то же время, не зависимо от того, какой день за окном - "ленивое" воскресенье или суетный понедельник.

Первое, что нужно сделать, впустить в помещение солнечный лучи. Это поможет синхронизировать ваши суточные ритмы с природным 24-часовым циклом. В отсутствие сигнального света цикл "сна-бодрствования" будет смещаться приблизительно на 12 минут ежесуточно, работая в рамках 24, 2-часового цикла. "В результате организм приспосабливается к более длительному сну, поскольку фазы смещаются, говорит Марианна Фикуерро, директор Центра по исследованию Света Института Rensselaer Polytechnic Institute’s. В результате, при необходимости вставать в неудобное для организма время вы будете чувствовать себя уставшим.

Чтобы держать суточные ритмы в соответствии с природным циклом, распахивайте окно, как только откроете глаза. Вне зависимости от дня недели и Вашей загруженности. Вам необходимо находиться на дневном свете в течение получаса - вполне подойдет утренняя прогулка с горячим "американо". В крайнем случае, завтракайте у раскрытого солнечного окна.

2. Добавьте белка в свой рацион

Считалось: для поддержания жизненного тонуса налегайте на углеводы.

На самом деле: Не переусердствуйте. Несмотря на то, что углеводы относятся к "быстро сгорающим" веществам, они способны расходовать большое количество энергии. По данным исследования Университета Иллинойса, женщины, сократившие количество углеводов в пище в пользу белковых продуктов, отмечают высокую степень активности в течение всего дня. Следите, чтобы количество ежедневно употребляемого углевода не превышало 150 гр, распределяя, например, следующим образом: 5 порций овощей, 2 порции фруктов, и 3- 4 порции крахмалосодержащей пищи (предпочтительнее цельнозерновой хлеб).

3. Забудьте о "энергетиках"

Считалось: взбодритесь в течение дня с помощью чашечки кофе.

На самом деле: Вернетесь к мысли о "латте" позже - когда вам действительно потребуется кофе. Кофеин сохраняет вашу работоспособность на высоком уровня, блокируя действие аденозина - вещества вызывающего сонливость. Выделяемый мозгом аденозин, в совокупности с рецепторами затормаживает деятельность нервных клеток. Между тем, количество выделяемого аденозина в течение дня повышается по мере накопления усталости и сонливости и достигает самого высокого уровня во второй половине дня. А к этому моменту утренний кофе уже исчерпал свой потенциал.

Специалисты напоминают, что большое количество выпитого кофе (более 2 унций) неблагоприятно скажется на состоянии нервной системы. Чтобы избежать тревожности, лучше не злоупотреблять кофеином. Но, присутствие в рационе 1,2 - 1 чашки кофе (или кофеина эквивалентного этому количеству), выпитой во второй половине дня, (когда уровень сонливости необычайно высок), не повредит организму.

4. Питайтесь в определенное время

Считалось: Перекусывайте. Подкрепляясь маленькими порциями в течение дня при первых признаках голода, вы сохраняете жизненные силы и энергию.

На самом деле: Придерживайтесь графика. Система теплообмена четко привязана к другим ритмам включая цикл сон-бодрствование, а также к моменту наиболее энергозатратного мероприятия - например, фитнес-клуба после трудового дня. Отхождение от графика приема пищи чревато быстрой утомляемостью, считают профессионалы. Хаотичное питание ведет к обжорству, предупреждают эксперты.

Планируйте утро (а в том числе и завтрак) с вечера, придавая, таким образом, новому дню заведомо положительный импульс. Возьмите ланч с собой, если ваш офисный день не позволяет отлучиться от рабочего стола в обеденное время. Приготовьте несколько блюд в уикенд, быстро разогретые они не дадут вам возможности сбиться с установленного графика. Таким образом, у вас останется достаточно сил для послеобеденной игры в бадминтон

5. Медитируйте короткими сеансами

Считалось: Медитация имеет смысл, если сеанс имеет продолжительность не менее 20 минут.

На самом деле: Добейтесь положительного результата с помощью коротких сессий.

"Расслабляясь в течение каких-то трех минут, вы можете добиться снятия стрессовых симптомов, таких как мышечное напряжение и сужение кровеносных сосудов, а также повысить уровень эндорфинов", - отмечает Джудит Орлофф, психиатр и автор книги "Позитивная энергия". Сеансы "быстрой медитации" можно проводить в течение всего дня, поскольку это не требует особенных временных затрат.

Найдите укромное местечко, где вас не побеспокоят. Если речь идет об офисе, можно укрыться в туалетной комнате. Сядьте и закройте глаза. Слушайте Ваше дыхание: как вы медленно вдыхаете и выдыхаете. Назойливые мысли визуально превращайте в облака. Затем представьте что-либо, делающее Вас счастливым. Это может быть место, где вы отдыхали, человек, которого вы любите, или какое-то приятное Вам занятие.

6. Глоток свежего воздуха в момент снижения активности

Считалось: Послеобеденная дремота? Поспите.

На самом деле: Устройте себе "солнечную терапию". Солнечные лучи в течение дня могут сослужить такую же добрую службу, как и при пробуждении. Поскольку гомеостатическая и циркадные системы взаимодействуют, большинство людей ощущает спад активности спустя 17-18 часов после того, когда они засыпали предыдущей ночью.

Выходите на короткую прогулку. Это может быть все, что угодно - деловой звонок по мобильному телефону, поход до ближайшего отделения Вашего банка. И на заметку: сейчас уже производится специальное оборудование для офисов, изменяющее уровень света в помещении в зависимости от времени суток.

7. Покоряйте Олимп с музыкой

Считалось: вознаградите себя за упорные труды "вкуснятинкой"

На самом деле: Взбодритесь с помощью приятной Вам музыки. Физическая активность - прекрасный способ сохранить бодрость духа и держать себя в тонусе. Но что делать, если Вы уже слишком устали для всякого рода пробежек и прогулок? Кажется, никакие силы не смогут стащить Вас с дивана и телепортировать в парк? Попробуйте одеть наушники и включить плейер, и только затем приступать к шнурованию кроссовок. Музыка просто поможет забыть об усталости. Согласно исследованию, добровольцы, тренировавшиеся под музыку в течение 30 минут, ощущали, что они "не выложились полностью", в отличие от итога той же самой тренировки, но без музыкального сопровождения.

8. Погасите огни

Считалось: Просмотр телевизионных программ поздно вечером не даст вам заснуть.

На самом деле: Телевизор не самое лучшее средство борьбы с сонливостью, а что касается компьютерного монитора, тут все иначе. Исследования показывают, что очень яркий свет эквивалентен утреннему естественному освещению и действительно способен усилить мозговую активность. Но, Вы можете усилить внимательность и с гораздо меньшими энергозатратами. Некоторые ученые считают, что свет, исходящий от компьютерного монитора поздним вечером способен только что сбить цикл "сон-бодрствование", особенно в совокупности с увлекательной захватывающей игрой, за которой Вы коротаете вечер. Смотрите вместо этого телевизор.

Большинство людей, просматривая телепередачи, находится в достаточном отдалении от экрана, поэтому яркий свет экрана в этом случае не является опасным. Лучше всего почитайте книжку или журнал. Только удостоверьтесь, что лампочка, которой вы пользуетесь, не превышает 60 ватт.

Нам не нужна Шахерезада, чтобы найти тысяча и одну причину для бессонной ночи: плачущий ребенок, шумные соседи, новый сезон любимого сериала, неожиданные посиделки с друзьями. Запомните, как сохранить бодрость в течение следующего дня.

1.Не откладывайте пробуждение

Фрагментарный сон и откладывание будильника «еще на пять минуточек» не сделает вас отдохнувшим и свежим. Это актуально для любого утра, поскольку организм начинает готовиться к пробуждению заранее, сон переходит в быструю фазу, а в мозг поступает дофамин, дающий вам заряд бодрости для подъема. Погружаясь в дрему, вы сбиваете мозг с толку, и он снова готовится нырнуть в глубокую фазу сна. В результате вы лишь почувствуете себя более уставшим и раздраженным, да и силу воли, которую сегодня нужно особенно беречь, потратите на бесполезную борьбу с уютной подушкой и одеялом.

2.Будьте осторожны с кофе

Второе искушение, с которым человек сталкивается после бессонной ночи - немедленно выпить литр крепкого кофе. И хотя суточная норма кофеина - 400 мг (около 4 чашек кофе), следует помнить, что бодрящий напиток может вызвать у вас головные боли, учащенное сердцебиение или даже приступ паники. Чтобы не навредить здоровью, попробуйте выпить одну чашку в 10-11 утра, вторую - после полудня, а после обеда переходите на кофе без кофеина или зеленый чай (он тоже бодрит). Также кофеин довольно долго выводится из организма, потому если этой ночью вы все-таки планируете отоспаться, не пейте кофе вечером.

3.Думайте позитивно

Нельзя недооценивать силу позитивного мышления. Да, вы не выспались. Нет, это не катастрофа, и вам не обязательно превращаться в плаксивого меланхолика. Сосредоточьтесь на повседневных задачах, старайтесь не думать об испорченном отдыхе и не вините себя за ошибки, которые совершите в течение дня. Самобичевание может привести к негативным ассоциациям, а уж им под силу испортить ваши рабочие дни после каждой бессонной ночи в будущем.

4.Сделайте самые важные дела утром

Думаете, что к обеду или вечеру вы все-таки раскачаетесь? Не обнадеживайте себя: запас энергии будет медленно, но уверенно иссякать. Ваше лучшее время - первые три часа после пробуждения. Постарайтесь уложиться в этот промежуток с важными служебными задачами, а остаток дня посвятите рутине.

5.Сядьте прямо

Удивительно, но гордая осанка действительно поможет сохранить бодрость в течение дня. В 2012 году американские ученые протестировали 110 студентов колледжа, заставив их немного походить ссутулив плечи и опустив голову. Оценив их состояние до и после эксперимента, психологи обнаружили снижение бодрости и уверенности в себе на несколько пунктов. Не хотите, чтобы карета превратилась в тыкву прямо на работе? Сидите прямо!

6.Держите телефон в сумке

Сейчас ваше внимание ослаблено и расфокусировано, а телефон - мощный отвлекающий фактор, который вытянет остатки энергии: вам кажется, что вы листали Инстаграм всего пару минут, а на деле прошло уже полчаса. Не хотите, чтобы производительность труда упала слишком низко? Уберите телефон с поля зрения и на время забудьте о его существовании.

7.Не пропускайте завтрак

Завтрак посылает в мозг мощный сигнал о том, что пора просыпаться, поскольку прием пищи неразрывно связан с нашими внутренними часами. Чем лучше вы поедите в начале дня, тем больше энергии сможете сохранить. На завтрак выбирайте белковую пищу и сложные углеводы, а вот от пончиков, картофеля фри и гамбургера лучше отказаться. Тяжелая пища сделает вас еще более вялым, поскольку жир и простые углеводы требуют больше энергии на переработку.

8.Прогуляйтесь на солнце

В одном исследовании 2012 года искусственный свет связали с ухудшением производительности труда, сонливостью и снижением когнитивных функций. И действительно, лампы холодного света в офисе заставляют нас терять чувство времени и раздражают. Но чем дольше вы находитесь на улице в солнечный день, тем слабее становится разрушительный эффект бессонной ночи. Благодарите за это витамин D, который вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей, стабилизирует уровень сахара в крови и нормализует настроение.

9.Заставьте себя немного подвигаться

Легкая разминка гораздо лучше справится с усталостью, чем вялое сидение в кресле - проверено тысячами поклонников здорового образа жизни, которые мужественно посещают тренажерный зал после работы. Мы не призываем поднимать тяжести или устраивать марафон, но зарядка улучшит кровообращение, внимание и настроение.

10.Вздремните (если получится)

Если это не будет стоить вам работы, выделите 10-20 минут на обеденную сиесту. Вздремните на заднем сидении автомобиля, на диване или прямо за столом - вы и сами удивитесь, как быстро улучшатся ваши когнитивные способности. Но дремать нужно осторожно, не более 30 минут, иначе вы почувствуете себя еще хуже, чем до отдыха. Также откажитесь от короткого сна после работы: есть риск испортить долгожданный ночной отдых, который поможет вам переродиться фениксом на следующий день.

Мария Ниткина