Виды дисциплинарного воздействия на работника за курение в неположенных местах. Приказ о запрете курения на предприятии - образец Нормы курения в рабочее время

Приказ о запрете курения с недавних пор довольно популярный распорядительный документ во многих организациях. Что послужило основанием для издания приказов о запрете курения и какая информация должна содержаться в подобном требовании работодателя, расскажем в этой статье.

Законодательные основы запрета курения в организациях и общественных местах

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в России 23 февраля 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ.

Несмотря на то что и ранее существовали ограничения на табакокурение в общественных местах, обусловленные правилами санитарной и противопожарной безопасности, нормативами охраны труда, указанный закон установил некоторые новшества в этом вопросе, а также систематизировал прежние требования. Так, курение в ряде общественных мест запрещено (п. 1 ст. 12 закона). К примеру, запрет коснулся территорий и помещений:

  • образовательных заведений;
  • медучреждений;
  • помещений, где располагаются соцслужбы и органы госвласти.

Однако собственникам помещений даётся право организовать специальные зоны для курения (п. 2 ст. 12 закона).

Не знаете свои права?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работодатель собственником помещения не является, то самостоятельно вопрос об организации курилок он решить не может — придется обращаться к владельцу имущества.

Таким образом, в отношении курения на предприятии у работодателя есть 2 варианта действий: запретить курение в компании вообще или запретить это делать везде, кроме специально отведенных для этого территорий. Оформляется волеизъявление работодателя специальным приказом.

Образец приказа о запрете курения на предприятии

Скачать форму приказа

Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

  1. Наименование организации, где оформляется приказ.
  2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
  3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
  4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя. При этом, если на предприятии специальных мест для курения не отведено, то приказ ограничится запретом курить на территории и в помещениях конкретной организации, а также распоряжением по конкретным специалистам внести соответствующие изменения во внутреннюю документацию предприятия и ознакомить с приказом членов трудового коллектива. Если же курительные зоны оборудованы, то приказ дополнится пунктом об использовании исключительно этих территорий для курения. В этом же приказе могут быть расписаны санкции, применяемые к нарушителям (замечание, выговор, лишение премии и т. д.).
  5. Подписывает приказ о запрете курения руководитель организации или уполномоченный им сотрудник.
  6. Работники подтверждают факт ознакомления с документом путем проставления подписи на приказе или в специальном журнале.

Таким образом, сложностей в разработке вышеназванного приказа возникнуть не должно. Главный момент, с которым потребуется определиться: возлагается ли полный запрет на курение или разрешается курение в специальных местах. Образец приказа о запрете курения на предприятии можно найти на нашем сайте и использовать его в качестве практической помощи.

Скачать форму приказа

Более сорока миллионов человек по всей России употребляют табачные изделия, и многие из них считают, что запреты на курение, вступившие в силу после принятия Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ, ущемляют их гражданские права и свободы.

Меры, принимаемые для охраны здоровья окружающих, включают ограничение на курение:

  • в наземном и воздушном транспорте;
  • на территории вокзалов;
  • в любых общественных организациях (культурных, образовательных и др.);
  • в зданиях государственных служб;
  • в подъездах, на рабочих местах (на производстве, в офисах и так далее).

Что говорит буква закона об ответственности курящих работников? Какие действия работодателей правомерны, а какие - абсолютно незаконны?

Правовое регулирование

Согласно первому и второму пунктам статьи 10 Федерального закона № 15-ФЗ, работодатель (индивидуальный предприниматель, юридическое или должностное лицо) обязан охранять здоровье своих подчинённых и либо полностью запретить курение на работе, либо организовать для этих целей специальные места.

Помимо так называемого “антитабачного закона”, курение на рабочем месте регулируется Кодексом об административных правонарушениях.

За несоблюдение правил пожарной безопасности и нарушение санитарно-гигиенических норм нерадивому работодателю грозит предупреждение или административный штраф, а контролирующие органы будут опираться на статьи 5.27,20.4 и 6.3.

Начальник может обустроить специально отведенные места для своих никотинозависимых сотрудников или полностью запретить курение на работе абсолютно законно.

Места для курения

Являющийся собственником здания и прилегающей территории, может пойти навстречу работникам и по всем правилам обустроить:

  • навесы, беседки, павильоны на открытом воздухе;
  • помещения, оборудованные мощной вытяжной системой.

Организация “курилок”, обозначенные специальным знаком – добрая воля нанимателя, его право, а не обязанность.

Когда таких мест не существует, работники самостоятельно ищут укромный уголок, уходят подальше от офиса/цеха. Но в подобных случаях сотрудника на законных основаниях можно обвинить в нарушении трудового распорядка, если курение имеет место быть вне обеденного перерыва.

Штраф за курение

После того, как антитабачный закон вступил в силу, правоохранители могут оштрафовать любого гражданина за курение в общественном месте.

Самый большой размер установлен, если табачный дым распространяется на детской площадке или курильщик вовлекает несовершеннолетних в пагубный процесс (покупает сигареты или угощает ими, пропагандирует вредную привычку).

Но вычитание определенной суммы из - абсолютно незаконно. Штрафы на работе (за курение или любой другой поступок) полностью противоречат трудовому законодательству.

Увеличение рабочего времени (например, на час) тоже идет в разрез с ТК РФ, так как нормальная продолжительность нарушена, происходит переработка. приверженцев здорового образа жизни, чтобы подтолкнуть курильщиков к отказу - дискриминация.

Подобные нарушения Трудового Кодекса в свою очередь могут обернуться штрафами для должностных лиц и организации в целом.

Ответственность сотрудника

ИП, юридическое или должностное лицо не имеют право привлечь курящего работника к административной ответственности (взыскать

БОРЕМСЯ С КУРЕНИЕМ НА РАБОТЕ

Некоторые работники организации довольно часто ходят на перекур, а иногда и вовсе курят в служебных кабинетах. Как решить эту проблему? Установлена ли ответственность за курение на рабочем месте? Можно ли мотивировать персонал вести здоровый образ жизни?

Бороться с курением непросто. Запрет курения на рабочем месте — это серьезная задача для большинства работодателей: кто-то решает ее штрафами за курение на рабочем месте, кто-то, наоборот, поощряет некурящих, выплачивая им дополнительную премию, а некоторые работодатели и вовсе не принимают на работу курящих сотрудников.

Идти на «крайние» меры работодателей вынуждает ущерб, причиняемый курением на рабочем месте. Приходится тратить дополнительные средства на:

— оплату больничных листов (согласно исследованиям рисков, обусловленных различными вредными привычками, люди, выкуривающие одну или более пачек сигарет в день, на 18% чаще обращаются с просьбой оплатить бюллетень, чем некурящие; заядлые курильщики на 25% чаще нуждаются в амбулаторном лечении и на 29% чаще, чем некурящие, обращаются с просьбой об оплате больничных);

— ремонт оборудования, которому табачный дым причиняет значительный вред;

— уборку помещений, в которых курят работники.

Большим минусом курения является снижение производительности труда: если посчитать, заядлый курильщик может тратить на перекуры до полутора часов в день. Отметим, что курение именно на рабочем месте значительно ухудшает экологию офисов и производственных помещений. К тому же курящие коллеги вызывают раздражение у прочих, которым приходится быть пассивными курильщиками. А как известно, пассивное курение очень вредно.

Поэтому все больше руководителей разрабатывают и внедряют различные программы, направленные на борьбу с курением.

Правомерен ли запрет работодателя на курение?

В ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон N 87-ФЗ), которым определены правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, установлено: в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

На работодателя возложена обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения. Однако это не означает, что работодатель не может запретить курение в течение рабочего времени вне специально отведенных для этого мест.

Статьей 107 ТК РФ установлено, что работодатель в течение рабочего дня (смены) должен предоставлять различные перерывы, в том числе перерыв для отдыха и питания, который в рабочее время не включается. Перерыв для курения трудовым законодательством не предусмотрен. Поэтому, если работодатель установит локальным нормативным актом запрет на курение во время рабочего дня (смены), это не будет нарушением трудового законодательства.

Разрабатывая такой локальный акт, помните, что во время перерыва на курение работники творческих профессий могут продолжать думать над решением той или иной задачи, поэтому для них запрет на курение в специально оборудованных местах может негативно сказаться на производственной деятельности. Конечно, есть категории персонала, которым в силу технологии производства нельзя покидать рабочее место и ни о каком перекуре речи быть не может, например рабочие конвейера, токари и другие подобные профессии. Поэтому перед установлением запрета проанализируйте специфику работы.

Ответственность работодателя

Законом N 87-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение запрета на и невыполнение обязанности организовать специальные места для курения. В частности, ст. 6 позволяет привлечь работодателя к административной ответственности согласно законодательству. Но, к сожалению, КоАП РФ такая ответственность до сих пор не установлена. Единственная статья — 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» — предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 руб. за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов.

В некоторых субъектах РФ пытались ввести штрафные санкции в КоАП субъекта РФ за табака, в городском, пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах, причем размер штрафа варьировался от 100 до 300 руб. Но судебные инстанции признавали такие нормы кодексов противоречащими федеральному законодательству. Почему? Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность, но субъект РФ не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона.

А вот за что штраф более реален, так это за отсутствие приказа по организации, который определяет места для курения. Данный документ необходим для соблюдения правил пожарной безопасности. Если его нет, возможен административный штраф по ст. 20.4 КоАП РФ:

— от 1000 до 2000 руб. (для лиц, ответственных за пожарную безопасность);

— от 10 000 до 20 000 руб. (для организации).

Причем к юридическому лицу может быть применено такое наказание, как приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Специальное помещение для курильщиков

Итак, как мы выяснили, работодатель должен организовать помещение для курения. Многие работодатели этим пренебрегают, в результате сотрудники курят прямо на рабочих местах. Иногда просто у входа ставится дополнительная урна для окурков и руководитель считает, что тем самым выполнил обязанность, возложенную на него Законом N 87-ФЗ. Однако это не так.

Конечно, оборудование специальных помещений для курения — дело достаточно дорогое. Многие работодатели, накладывая локальным нормативным актом запрет на курение, считают, что и места для курения организовывать не обязательно. А если мы все же решили «играть по правилам»? Ведь Законом N 87-ФЗ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение обязанности по организации места для курения и, хотя в КоАП РФ специальной нормы нет, юристы считают, что работодатель в случае нарушения будет привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Чтобы оборудовать место для курения, нужно ориентироваться на следующие нормативные акты:

— Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (в соответствии с Приложением N 1 к Приказу в инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть определены места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ);

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03»;

— СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»;

— СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» ;

— ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» .

Курительные комнаты устраиваются как изолированные помещения, подальше от мест приема пищи, медпунктов и помещений, предназначенных для отдыха персонала. Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата — не более 60 м, а от рабочих мест на площадке предприятия — не более 150 м.

Курительные комнаты должны быть не менее 8 кв. м, причем место для курения должно выделяться именно в курительную комнату, если численность персонала более 200 чел.

Обратите внимание! В курительном помещении или специально отведенном месте необходима хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе содержатся в СНиП 31-05-2003, в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч.

Системы кондиционирования проектируются так, чтобы воздух из курительной комнаты не смешивался с воздухом, направляемым в зоны, предназначенные для некурящего персонала. Для курительной можно предусмотреть самостоятельную систему вентиляции. Также нужны отапливающие элементы: на основании СНиП 2.09.04-87 температура в холодный период года в «курилке» должна составлять не менее 16 град. Цельсия.

С помещением, его площадью и требованиями к нему разобрались. А что предписывают сделать пожарники? Необходимо в месте, отведенном для курения:

— поставить металлические урны;

— не располагать их вблизи легковоспламеняющихся материалов;

— разместить знаки пожарной безопасности.

Отмечу, что знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026-2001. К знакам, которые должны быть в помещении для курения, относятся знак М 15 «Курить здесь» (предписывающий знак, используется для обозначения места курения на производственных объектах) и знак Р 01 «Курить запрещается».

Полы и стены должны быть сделаны из негорючих материалов (например, стекло, алюминий, керамическая плитка), которые, кроме прочего, достаточно легко мыть. Можно использовать и иные материалы для отделки стен и пола (дерево, пластик и пр.), но их нужно обработать специальными огнезащитными покрытиями — красками, лаками, пропитками. Поскольку такие покрытия защищают от воспламенения лишь в течение определенного периода, обработку поверхностей придется повторять время от времени.

Наказывать или…?

В настоящее время достаточно распространена практика введения штрафов за различные «нарушения», в том числе за курение в рабочее время, причем не только на рабочем месте, но и вообще. Если даже работодатель твердо решил наказать курильщиков, формулировка «штрафы» ни в коем случае не должна использоваться в локальных актах. Можно применить к лицам, злоупотребляющим курением на рабочем месте, меры дисциплинарной ответственности — объявить выговор, сделать замечание или вовсе уволить. Для этого в правилах внутреннего трудового распорядка должен содержаться запрет на курение на рабочем месте. Также в данном локальном акте следует обозначить конкретное время перекуров и указать на возможность курения во время таких перерывов в специально отведенных помещениях или местах. Поскольку правила внутреннего трудового распорядка работник обязан соблюдать, за курение, пусть даже в специально оборудованных местах, но в рабочее время, а не в перерывы, предусмотренные правилами, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Хотелось бы заметить, что не стоит увлекаться, «повально» запрещая курение и применяя санкции за нарушения. Иначе может сложиться неудобная ситуация. Допустим, в компании, где не приемлют курение, работодатель выясняет на собеседовании о табачной зависимости кандидата и поэтому отказывает в приеме на работу. Однако анкета, в которой уточняется данное обстоятельство, в будущем может стать доказательством дискриминации.

Напомню, что ст. 64 ТК РФ прямо запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было — прямое или косвенное — ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, является примерным и вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, будет решаться судом.

Поэтому советую запомнить: вопросы о курении в анкете (стаже, количестве выкуриваемых сигарет и т.д.) опасны для работодателя при возникновении споров в связи с отказом в заключении трудового договора. Подобные анкеты могут принести пользу только в том случае, если служба персонала проводит опросы уже работающих сотрудников с целью выработки программы по борьбе с курением на рабочих местах.

Подведем итог

Естественно, курящие работники — это плохо. И рабочее время тратится нерационально, и табачный дым вредит некурящим. Но стоит ли категорично запрещать курение? На мой взгляд, нет. Мотивирует на здоровый образ жизни и выполнение трудовой функции скорее поощрение некурящих работников (например, в виде премии), чем штрафные санкции и меры дисциплинарного воздействия на курильщиков. Ведь последние вместо решения рабочих задач могут направить свои усилия на то, чтобы обойти установленные работодателем запреты.

Споры между курящими и некурящими сотрудниками - извечная проблема многих трудовых коллективов

Любители затянуться сигаретой мешают свободно дышать некурящим коллегам, а порой, и посетителям. Но что же делать, если бросать эту привычку не хочется?

Новый законопроект - новые правила

В последние годы во всем мире усиливаются меры по борьбе с курением населения. Врачи предупреждают о пагубном действии сигарет на здоровье, а некурящая часть планеты не хочет вдыхать запах табака. Руководители разных стран вводят запреты на курение в общественных местах. По данным исследований, первое место в мире по уровню потребления табака принадлежит России. В стране курят около 39% населения - это примерно 44 млн человек. В феврале этого года Госдума рассмотрела и приняла «антитабачный» законопроект, по которому с 1 июня 2013 года запретят курение в госучреждениях, вузах, школах, больницах, стадионах, ресторанах, поездах, на вокзалах и у метро. Курилки останутся только на предприятиях и в офисах, и то на усмотрение их руководства. В поездах дальнего следования, кафе и ресторанах мест для курения больше не будет. Штраф за курение в общественных местах предлагается установить в размере 1500 рублей.

А где у вас курилка?

Что касается руководителей организаций всех форм собственности, то некоторые из них уже давно пытаются бороться с курением на рабочем месте. Однако для четкой антитабачной стратегии не всегда имеются подходящие условия. Какие - давайте попробуем разобраться. Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденным приказом МЧС N 313 от 18 июня 2003 г., на каждом предприятии приказом (инструкцией) среди прочих мер должны быть определены и оборудованы места для курения работников. Это должны быть отдельные помещения с вытяжной вентиляцией. За неимением таковых сотрудники не могут курить в помещении. А это значит, что надо идти на улицу. Хорошо, если здание находится во дворах, или есть внутренний дворик, а если только одно крыльцо и выходит оно прямо на улицу Ленина? Во-первых, не каждый сотрудник захочет курить на виду у всех прохожих. А во-вторых, новый закон этого не одобрит. Вот и получается, что курить хочется, а негде! Поэтому на работе курильщики по-прежнему прячутся по углам - на лестницах, в туалетах или наспех курят прямо в кабинетах, открыв окно.

Ущемление прав или борьба за здоровье?

Фото: depositphotos.com

Курильщиков притесняют, они сопротивляются. Некурящие приводят свои доводы, курящие борются за свои права. Руководители вводят штрафы за курение в рабочее время и дарят подарки тем, кто не курит. Имеет ли право работодатель вводить запрет на курение в течение всего рабочего дня? Не является ли это ущемлением прав тех самых 39 процентов населения.

Проблема борьбы с курением и запрета курения в общественных местах, в том числе на рабочем месте, является наиболее актуальной в настоящее время, - рассказывает государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Юлия Гавриленко. - Трудовым законодательством конкретный запрет курения на рабочем месте не определен. Однако статья 6 Федерального закона от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» устанавливает запрет курения на рабочем месте.

Как же поступить с работниками, которые не могут отказаться от вредной привычки, и не ограничивать права некурящих работников? Вместе с запретом курения на рабочих местах положения Федерального закона от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» обязывают работодателей оборудовать специальные для курения места. Следовательно, расходы по установке и содержанию курилок неизбежно несет предприятие, - продолжает специалист.

Время для курения может определяться руководителем в виде специальных перерывов, которые могут быть закреплены в локальных нормативных актах на предприятии, а также сотрудник может использовать время в любых других перерывах для отдыха. Под рабочим временем в соответствии с Трудовым кодексом (ст. 91) понимается время, в которое сотрудник должен выполнять свои трудовые обязанности, а также другие периоды, которые по законодательству относят к рабочему времени. Время отдыха - время, когда сотрудник свободен от выполнения обязанностей и может использовать его по своему усмотрению (перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие и праздничные дни, отпуска (ст. 107).

Трудовым кодексом специальные перерывы для курения не установлены.

Куришь? Смени профессию!

Не стоит забывать и еще об одной стороне данного вопроса, а именно, общении работников с клиентами. Представители многих профессий ориентированы на работу с посетителями. И, согласитесь, довольно неприятно общаться с консультантом или администратором, от которого пахнет табаком. Не говоря уж о парикмахерах, массажистах, косметологах, врачах или медсестрах, одним словом тех, кто во время работы находится в непосредственной близости от лица клиента. Перетерпев неприятный запах один раз, во второй раз посетитель уже не придет к данному сотруднику.

И пострадает не только заработок курильщика, но и имидж компании, в которой он работает. Поэтому, по мнению большинства граждан, должен действовать запрет на курение в рабочее время для представителей отдельных профессий, работающих с внешностью и здоровьем клиента. Здесь уже ни о каком ущемлении прав речи быть не может: куришь - меняй профессию!

Обладатели вредной привычки по закону не имеют права требовать у работодателя ни разрешения курить на рабочем месте, ни выделения им специальных перерывов для перекуров. А вот вежливо поговорить с начальством об установлении таких перерывов и устройстве курилки в помещении можно, если это найдет ответную реакцию. Если же нет, остается искать укромное место на улице, а еще лучше - бросать курить совсем!

Мнение

Валерий, работник электроэнергетической компании:

Наш руководитель очень строго относится к курению в рабочее время. Вернее, он совсем этого не одобряет. Конечно, никаких письменных приказов о запрете на курение у нас не было издано. Рекомендации были только устные. Да и место для курения у нас есть - во дворе. Однако политика нашей компании ориентирована на стимулирование персонала к здоровому образу жизни. Заработки у нас довольно неплохие, поэтому не хочется навлечь на себя гнев начальства из-за своей вредной привычки. Короче, я сначала просто терпел, отказываясь от сигареты в течение восьми часов рабочего времени, потом постепенно перестал курить дома по утрам, а теперь совсем бросил. И только рад этому.

Андрей, предприниматель:

В нашей фирме курят многие. Причем прямо в кабинетах. Я сам курю, наверное, поэтому и не запрещаю другим. К тому же, мы проветриваем помещения. А вот если я брошу… Ну тогда не знаю, возможно, выгоню всех курить на улицу.

Виктория, секретарь:

Лично мне больше всего неприятно, когда попадается курящий парикмахер или маникюрша. Стараюсь во второй раз к ним не приходить. С продавцами проще - там можно подальше отойти. Считаю, что для тех, кто работает с клиентами на близком расстоянии, надо вводить запрет на курение на работе.

Курение является достаточно распространенной вредной привычкой. При этом редко кто из сотрудников, пристрастившихся к употреблению табачных изделий, способен полностью отказаться от них в рабочее время. Вместе с тем курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест не допускается.

Табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абз. 5 п. 1 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (в ред. от 06.10.2015; далее — Декрет № 28)).

Пункт 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий (далее — Положение о потреблении табачных изделий) налагает запрет на курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
  • в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
  • на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
  • во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иностранными организациями, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся перечисленные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), должны быть созданы либо выделены на этих объектах специально предназначенные для курения места, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства.

Создаем специальное место для курения

Обязанность по созданию мест, специально предназначенных для курения, распространяется на руководителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей.

Требования к специально предназначенным местам для курения

К таким местам, согласно п. 1 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее — Постановление № 23/21), предъявляются следующие требования:

Где запрещено размещать места для курения?

В соответствии с п. 2 Постановления № 23/21 запрещается размещать специально предназначенные для курения места:

Информацию о местах, где запрещено курить, и о местах, специально предназначенных для этих целей, следует включить в программу проведения вводного и первичного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.

Когда и сколько можно курить на работе?

Что касается времени, в которое курить допустимо, то это могут быть перерывы для отдыха, предусмотренные законодательством о труде:

  • для отдыха и питания;
  • для обогревания;
  • для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах;
  • предусмотренные технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом, и др.

Кроме того, наниматель вправе установить и специальные перерывы для курения, закрепив соответствующие нормы в Правилах внутреннего трудового распорядка о периодичности и продолжительности их предоставления (например, по 10 мин через каждые 2 ч рабочего времени).

Наниматель не обязан предоставлять работникам специальные перерывы для курения. Время,
допустимое для курения, фактически может быть сведено к продолжительности перерывов, предусмотренных законодательством о труде.

Возможно ли вообще запретить курение на работе?

Вопрос о полном запрете курения на работе является достаточно спорным. Существует мнение, что такой запрет, закрепленный в локальном нормативном правовом акте, вполне допустим. Вместе с тем из норм Положения о потреблении табачных изделий прямо следует право работника курить в специально отведенных для этой цели местах, а на нанимателя возлагается обязанность такие места создавать.

Однако не стоит забывать еще об одной проблеме, возникающей в случаях, если работа курящего сотрудника предполагает частое и продолжительное общение с посетителями. Некурящему человеку может быть довольно неприятно общаться с работником, от которого пахнет табаком. И если от консультанта или администратора магазина вполне можно удалиться на «безопасное» расстояние, то в случае с курящим парикмахером, мастером по маникюру, врачом-стоматологом, массажистом, косметологом и другими работниками, находящимися в процессе работы в непосредственной близости от клиента, ситуация более проблематична, а ведь от этого зависит не только заработок курильщика, но и имидж организации в целом. В подобных ситуациях курящим сотрудникам имеет смысл задуматься о смене профессии либо оставлении пагубной привычки за пределами работы.

Допустимо ли отказать в приеме на работу курящему кандидату?

Если полностью запретить курить сотрудникам нельзя, возможно, изначально следует отказывать курящим в приеме на работу?

Многим нанимателям, явно отдающим предпочтение некурящим работникам, положительный ответ на этот вопрос помог бы значительно упростить процесс подбора персонала и избавить от решения ряда проблем в процессе дальнейшей совместной деятельности. Вместе с тем не стоит забывать о недопустимости дискриминации в сфере трудовых отношений.

Исходя из ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, под дискриминацией в сфере трудовых отношений следует понимать ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

Таким образом, отказать в приеме на работу только на основании того, что потенциальный сотрудник курит, наниматель не вправе . По этой же причине считать работника, неоднократно замеченного с сигаретой в период предварительного испытания, не выдержавшим указанного испытания, также будет неверно. Личностные и иные качества, не связанные
с рабочей деятельностью и не влияющие на профессионализм сотрудника, не могут служить причиной прекращения с ним трудовых отношений.

Ответственность за курение

За курение в рабочее время, а также в местах, где оно запрещено, наниматель может применить к работнику одну из мер дисциплинарной ответственности, предусмотренную в ст. 198 ТК (замечание либо выговор), либо лишить работника полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев согласно подп. 3.3 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Если работник нарушил правила пожарной безопасности, вследствие чего возник пожар и нанимателю был причинен материальный ущерб, он может быть привлечен к материальной ответственности, установленной гл. 37 ТК.

Кроме того, согласно ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), на лицо, осуществляющее курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, может быть наложен штраф в размере до четырех базовых величин .

В случае если лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, нарушило законодательство о пожарной безопасности и указанное нарушение повлекло возникновение пожара, ему в соответствии
с ч. 2 ст. 23.56 КоАП грозит штраф в размере
от 30 до 50 базовых величин .

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Применение норм административной либо уголовной ответственности не исключает возможность привлечения виновного работника к дисциплинарной и материальной ответственности.

При этом следует учесть, что наложение штрафа за курение в неустановленных местах и нарушение норм пожарной безопасности, установленных законодательством, — прерогатива специально уполномоченных государственных органов. Наниматель не вправе производить удержания сумм указанных штрафов из заработной платы работника-нарушителя.

Как можно поощрить работников за отказ от курения?

Стимулировать отказ от курения и ведение здорового образа жизни возможно путем выплаты денежной премии и (или) предоставления дополнительных поощрительных отпусков за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 160 ТК дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором.

Поскольку продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК, законодательством не ограничена, наниматель вправе самостоятельно определить количество дней отдыха, дополнительно предоставляемых некурящим сотрудникам.