Приемы быстрого засыпания. Техника быстрого засыпания

Философия как рационально-теоретическое
осмысление мира

Возникновение сциентизма в философии, как рационально-теоретического осмысления мира, можно проследить на примере распадения кантовской философии и возникновения различных школ неокантианства. Так, в марбургской школе, наиболее крупными представителями которой выступают Г. Коген (1842-1918), П. Наторп (1854-1924), Е. Кассирер (1874-1945), получают дальнейшее развитие антипсихологические установки кантовской философии. Философия трактуется здесь как рационально-теоретическая форма мышления, способная выступать в качестве науки и отвечать соответствующим критериям. Наука для ее представителей - высшая форма человеческой культуры, она олицетворяет разум как таковой, точнее, разум находит в науке свое истинное прибежище. Разумность, рациональность отождествляется с научностью, разум абсолютизируется, мышление объявляется единственным критерием определения объекта (Коген). В результате логика развертывания научной мысли переносится на логику развития действительности, а построение точной науки делается образцом для построения философии.
Сходную позицию в этом вопросе занимает и позитивизм. По мнению О. Конта, философия, если она хочет быть научным познанием, должна отказаться "от исследования происхождения и назначения существующего мира и познания внутренних причин явлений и стремиться, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений... Объяснение явлений есть отныне только установление связей между различными явлениями и несколькими общими фактами, число которых уменьшается по мере прогресса науки".
На первый план в концепциях неопозитивизма выходит проблема выработки эффективных методов различения научного и ненаучного знания, а значит (поскольку важнейшим элементом науки выступает теория, язык), различения научных и ненаучных высказываний.
Уже Л. Витгенштейн задает такую модель понимания науки, которая основана на "отождествлении структуры классической экстенсиональной логики со структурой всего научного знания и определенного гносеологического истолкования элементов этой структуры". В результате в качестве эталона науки выступает формальная логика. При этом утверждается, что эмпирическое знание дано человеку в чувственном восприятии и познание здесь возможно с абсолютной достоверностью. Теоретическое же знание в свою очередь сводится к эмпирическому. Таким образом, функции науки можно свести к описанию явлений, а роль философии - к анализу языка научной теории. "Цель философии - логическое прояснение мыслей. Результат философии - не некоторое количество "философских представлений", но прояснение предложений".
По мнению Л. Витгенштейна, любое высказывание, имеющее смысл, должно быть сводимым к атомарным предложениям, которые в свою очередь являются лишь описаниями. Понятно, что философские (метафизические) высказывания свести к атомарным и эмпирически проверяемым предложениям нельзя, поэтому они, по мнению философа, должны быть отнесены к разряду псевдовысказываний, которые, с позиции научного анализа, лишены всякого значения, а значит, бессмысленны. Позже К. Поппер подчеркнет, что данный метод Л. Витгенштейна сводится к верификации предложений с помощью предложений наблюдения, что "приводит к уничтожению не только метафизики, но также самого естествознания, ибо законы природы столь же несводимы к высказываниям наблюдения, как и рассуждения метафизиков". Таким образом, философия не имеет перед собой научной цели в виде стремления к истине, а следовательно, она не может считаться наукой, хотя и может способствовать прояснению истины.
Дальнейшее сужение сферы применения философии реализуется в принципе верификации. Предложение считается, научным, если оно верифицируемо, т.е. если его следствия не противоречат базисному знанию, которое представляет собой совокупность протокольных предложений, достоверных описаний опытных данных. "Но что тогда вообще остается для философии... То, что остается, - это не предложения, не теория, не система, а только метод, а именно: метод логического анализа... он служит здесь для устранения не имеющих значения слов, бессмысленных псевдопредложений". Р. Карнап, осознавая узость такого критерия, отмечает, что такой критерий позволяет сделать вывод относительно эмпирического значения тех или иных предложений, но это вовсе не означает, что предложения, не имеющие этого значения, не имеют какого-то иного смысла.
С помощью принципа верификации неопозитивизм пытается построить истинную модель науки. Однако уже с самого начала такая модель оказывается очень узкой, так как заставляет отказаться от общих предложений науки, законов, достоверность которых нельзя обосновать с помощью верификации. Полное ее проведение возможно лишь в искусственном языке. Кроме того, несмотря на то что неопозитивизм всегда выступает от имени науки как таковой, его методологическая программа значительно отличалась от реальной науки. "Методологические конструкции логических эмпиристов никогда не рассматривались как отображение реальных научных теорий и познавательных процедур. В них скорее видели идеал, к которому должна стремиться наука".
Р. Карнап, исследуя языковые структуры науки, пришел к выводу, что в них одновременно присутствуют два типа высказываний. Это, во-первых, высказывания, составляющие каркас научной системы, т.е. ее теоретическая часть; такие высказывания носят осмысленный характер. И во-вторых, общие высказывания, составляющие неосмысленный блок знания, т.е. философские высказывания. Одновременно в языке науки присутствуют термины, которые несводимы к терминам наблюдения. В результате неопозитивизм сам стал отказываться от жесткого проведения принципа верификации, "ослаблять" его. В частности, было предложено считать предложение верифицируемым, если существует логическая возможность его проверки. Затем вводится принцип физической возможности верификации. "Но в этом случае мы вынуждены признать бессмысленными все предложения, говорящие о непредставимых вещах - о четырехмерном пространстве, об ангстремах, парсеках и т.п.". Получается, что из науки следует выбросить все высказывания, связанные с описанием идеализированных объектов, на которых основаны научные теории.
Таким образом, оказалось, что выдвигаемые критерии научности слишком узки даже для описания самой науки, так как таковое описание невозможно осуществить без решения общих познавательных, философских вопросов (проблема истины и ее критериев, соотношение разных типов истинности и т.д.). "Осознание того, что представляет собой научное знание, каков тип того отношения человека к действительности, субъекта к объекту, на котором основывается наука как форма сознания, - эти кардинальные вопросы самосознания науки являются предметом философского анализа, и только философия способна их ставить и решать". В рамках неопозитивистской программы "развести" науку и философию как принципиально противоположные формы знания оказалось невозможным, так же как и объяснить специфику философского знания, исходя из узкой модели науки.
Внутри неопозитивизма возникает идея своеобразной "реабилитации" метафизики, которую пытается осуществить К. Поппер, с именем которого связывают постпозитивистское направление в современной философии. Поппер подвергает критике неопозитивистский принцип верификации с общих философских позиций, ставя вопрос о природе рациональности в целом и механизмах развития научного знания. С точки зрения Поппера, принцип верификации в качестве критерия для определения научности или ненаучности теории не выдерживает никакой критики и представляет собой искусственное построение, не имеющее отношения к проблеме установления истины. Фактически философ ставит проблему соотношения абсолютной и относительной истин. Действительно, человек лишь объявляет истинным некоторое полученное им знание на основании им же выдуманных критериев. Однако "ни непротиворечивость, ни подтверждаемость эмпирическими данными не могут служить критерием истины. Любую фантазию можно представить в непротиворечивом виде, а ложные верования часто находят подтверждение". Таким образом, истина не столько выявляется человеком раз и навсегда (согласно каким-то критериям), сколько представляет собой некоторую цель, которая оправдывает само научное познание. Ученый стремится к истине, он должен быть уверен в ее достижении. Для этого конструируются различного рода критерии истинности, которые заведомо носят либо предметный, либо, напротив, самый общий характер. Принцип верификации и является одним из искусственно сконструированных критериев. Выполнить его несложно, так как наука вращается в выдуманном логическими позитивистами методологическом кругу и мир оказывается "наполнен верификациями".
По мнению Поппера, философия и наука представляют собой совершенно различные образования и в качестве критерия их различения должен выступать не принцип верификации, а принцип фальсифицируемости научных теорий. "Полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы, а возможность частичного подтверждения не может отличить науку от ненауки". Философ же осознает недостижимость истины, а значит, и условность критериев ее подтверждения. Поэтому, с этой философской позиции, путь к истине в науке есть постоянное отбрасывание ложных знаний (включая и положения науки, ставшие неистинными). Теория считается научной, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст, например теория относительности А. Эйнштейна. Чем больше класс потенциальных фальсификаторов, тем в большей степени теория фальсифицируема, т.е. тем в большей степени она несет истинную информацию о мире. И напротив, тем в меньшей степени она говорит о реальности. В качестве примера последнего Поппер приводит философскую концепцию марксизма. Изначально эта концепция обладала признаками научности, так как ряд ее высказываний подвергался хотя бы возможности опровержения. Однако при обнаружении противоречащих фактов ее попытались "спасти" (тем самым нарушая принцип фальсифицируемости) путем объяснения противоречащих теории фактов в рамках новой более широкой концепции (марксизм-ленинизм).
Если последовательно проводить аргументацию К. Поппера, то данная методологическая установка, как и критикуемая им программа логических эмпиристов, противоречила истории и самой логике развития науки, в которой ученые как раз во многих случаях пытаются "спасти" теорию, когда она приходит в столкновение с новыми фактами. В качестве одного из методов такого "спасения" как раз и выступает ее предметное расширение или изменение системы ее гносеологических предпосылок. Как отмечает Т. Кун, ученый никогда не рассматривает аномалии как контрпримеры. Они "могут в лучшем случае помочь возникновению кризиса или, более точно, усилить кризис, который давно уже наметился... Ученые "будут изобретать бесчисленные интерпретации и модификации их теорий... для того чтобы элиминировать явное противоречие".
Наконец, философия, по Попперу, конечно, не может быть наукой, так как ее высказывания неопровержимы; но это вовсе не означает (как утверждают логицисты), что ее высказывания бессмысленны. Принцип фальсифицируемости лишь проводит "демаркацию" между философией и науками и вовсе не отбрасывает саму систему философских знаний как ненужную и бессмысленную. Более того, экзистенциальные высказывания, которыми оперирует философия и которые сами по себе, конечно, не фальсифицируемы, могут быть тем не менее фальсифицированы вместе с теорией, составной частью которой они являются. И тогда "экзистенциальное высказывание может увеличивать эмпирическое содержание всего контекста: оно может обогатить теорию, к которой принадлежит, и увеличить степень ее фальсифицируемости, или проверяемости. В этом случае теоретическая система, включающая данное экзистенциальное высказывание, должна рассматриваться как научная, а не метафизическая".
Таким образом, философия, и в этом одно из ее значений, стимулирует научный прогресс, несмотря на то что представляет собой умозрительную систему. Метафизические идеи указывают направления и тенденции развития науки. "От Фалеса до Эйнштейна, от античного атомизма до декартовских рассуждений о природе материи, от мыслей Гильберта и Ньютона, Лейбница и Бошковича по поводу природы сил до рассуждений Фарадея и Эйнштейна относительно полей сил - во всех этих случаях направление движения указывали метафизические идеи". Необходимость философии связана также и с психологическими причинами. Ученый должен верить в свою творческую деятельность и в возможность постижения истины. Следовательно, он должен верить в те умозрительные построения, с которых начинается построение научной теории и которые могут быть "весьма неопределенными" и "неоправданными с точки зрения науки", носить "метафизический характер". Философия не имеет, конечно, специфического метода исследования, но она основана на общем методе, который Поппер обозначает как "метод рациональной дискуссии". И именно для философии он приобретает особое значение, ибо она может участвовать в любых дискуссиях, тогда как ученый ограничен рамками своего предмета.
Таким образом, "реабилитация метафизики" К. Поппером, безусловно, имела место, но не в решении проблемы сущности философии, которая трактуется им в типично сциентистском духе. Предмет философии им резко ограничивается, в данном случае сводится к выполнению ею критической функции. Самое большее, на что способна философия, - это быть умозрительной предпосылкой формирования научных идей. Поэтому, как отмечает М. Вартофский, "Поппер, в сущности, лишь модифицирует позитивизм, расширяя его представления о том, что считать осмысленным... хотя Поппер и признает эвристическую и методологическую ценность метафизической традиции, он не может понять, почему она имеет эту ценность". Основное его достижение в этой области - это более широкое обоснование рациональности, позволяющее и философию рассматривать как вид рациональной деятельности и не сводить последнюю только к эмпирическим критериям. По замечанию П. Раймонда, "Поппер воскрешает идеализм... превращая логический эмпиризм в философский эмпиризм, и теряется в понимании отношений, выраженных теориями".
Важнейшая заслуга К. Поппера заключается в своеобразном "расшатывании" логического эмпиризма, показе зыбкости тех критериев научности, которые предлагаются его представителями, что привело к более широкому контексту исследования как самой науки, так и ее связи с философией. В рамках аналитической традиции вновь начинает обсуждаться проблема общей рациональности, научной рациональности и ее соотношения с другими способами и формами духовного освоения бытия.
Поскольку, по Попперу, как мы отмечали выше, истина представляет собой некоторую цель, к которой мы приближаемся путем отбрасывания ложных знаний, то в основе научной рациональности должна лежать критика как метод, позволяющий избавиться от неистинного знания. Это не дает нам представления об истине как таковой, но расчищает путь к ней. В этом "расчищении" и состоит смысл научной рациональности, которая не гарантирует достижения истины, но обеспечивает вечность процесса познания. "Последовательный критицизм должен обойтись без характерных для классического мышления гарантий или, вернее, без действующих в нем иллюзий возможных гарантий".
Так, в западной методологии возникает течение критического рационализма, который основан на критике классической модели научной рациональности как попытки выработки некой "чистой" модели, верной для всех и во все времена. Рациональность, утверждают представители данного направления, определяется всем социокультурным контекстом, поэтому вместо абсолютного обоснования знаний необходимо предложить систему альтернативных решений, локальных моделей объяснения. Рациональное объяснение того или иного явления в таком случае есть акт свободного выбора. Но при этом следует осознавать, что такая тотальная познавательная установка должна сопровождаться и тотальной критикой тех ошибок и заблуждений, которые сопровождают научное познание.
Представители критического рационализма считают, что можно создать некую общую модель научного рационализма и с ее помощью осуществить демаркацию научного и ненаучного знания, объяснить историю науки и те проблемные ситуации, которые в ней возникают. Такая модель должна представлять собой не некое завершенное образование, а открытую систему, своеобразную поисковую программу. Научная рациональность, таким образом, должна выступать не как характеристика научных результатов "задним числом", а как некое направляющее начало научной деятельности. Таким обр
и т.д.................

1: Возникновение философии, ее предмет и роль в жизни общества.

Философия – одна из древнейших форм духовного постижения мира.

Философия («филио» – «любовь»; «софия» -- «мудрость») возникла в 6-7 вв. до н.э. В это время появляется новая соц. фигура – философ.

Причины возникновения:

    потребность самой жизни (осмысление мира);

    развитие человека (вопросы о мире).

Философия – это наиболее общее учение о жизни человека и мире, о роли и месте человека в жизни.

Философия – это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

Круг вопросов философии:

    что такое человек?

    откуда пришел человек?

    каковы законы природы и общества? существуют ли общие?

    может ли человек познать мир?

    какова цель и смысл существования человека?

    что ждет человека в будущем? и т.д.

«Философию интересует человек на пределе своих возможностей» (рубеж жизни и смерти).

Постановка вопроса и ответ на него дают нам мировоззрение .

Мировоззрение

Мировоззрение

Философские концепции – это альтернативные взгляды и позиции.

Основной вопрос философии – ответ на то, как соотносятся дух и сознание.

Две линии:

    материализм : первичная материя дает мысли;

    идеализм : дух и идея первичны. Различают:

    • объективный идеализм: объективный дух, мир идей первичен;

      субъективный идеализм: сознание человека первично.

Особенности философского знания:

    диалектичность;

    альтернативность;

    трактат высоких общезначимых идей, проблем, интересных всем;

    введение в общечеловеческую историю, обережение от изоляции и беспамятства;

    преодоление очевидного (напр., бесконечность мира);

    выводы, которые не превращаются в доводы в рамках неполного знания.

Функции философии:

      мировоззренческая (раскрывает целостную ориентацию человека в мире);

      познавательная (философия включает определенные знания: естественнонаучные, гуманитарные);

      методологическая (говорит о том, как мы изучаем окружающий мир; рассматривает явления во взаимосвязи). Методы философского познания:

    диалектика (рассматривает все явления во взаимосвязи и развитии). Законы диалектики: закон меры (закон перехода количественных характеристик в качественные); закон единства и борьбы противоположностей (отвечает на вопрос «почему»?; говорит о причинах развития); закон отрицания отрицания (указывает направление развития).

    метафизика (имеет противоположные диалектике принципы). Основной принцип: обособленность и стабильность. Метафизика имеет историческое оправдание, она была и будет необходима на определенном этапе развития, когда возникнут новые науки.

    критическая («Философия – критическая совесть эпохи», – Гегель).

    1. интегративная (философия делает человека свободным; свободный человек имеет право выбора, но и несет за это ответственность).

2: Философское мировоззрение. Специфика философского знания.

Мировоззрение формируется путем постановки вопроса и ответа на него.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, принципов, оценок, понятий, которые раскрывают видение мира, суть человека и его место в мире, его жизненные принципы.

Мировоззрение – это целостное понимание и видение мира. Его объект – весь мир.

Структура мировоззрения:

ценности (система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей)

убеждения (твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочнились в нашей душе, при это не только в сфере сознания, но и глубже – в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами).

    способ отражения мира:

    мироощущение (ум и чувства);

    мировосприятие (целостный образ);

    миропонимание.

Уровни мировоззрения:

      глубина отражения мира (жизненно-практический уровень, обыденное мировоззрение);

      теоретический уровень мировоззрения:

Структура философского знания:

Онтология – учение о бытие (соотношение материи и сознания).

Гносеология – учение о познании (проблемы истины, познаваемости мира).

Философская антропология – учение о сути человека.

Социология – учение об обществе (о законах его развития, о его развитии).

4: Особенности античной философии.

Античная философия охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. и вплоть до VI в. н.э.

Особенности:

    Античная философия являет собой последовательно развивающуюся философскую мысль. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое.

    Античная философия развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения (Ливия, Вавилон, Египет, Персия). Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.

    В период античности происходит переход от мифологического и религиозного взгляда на мир к научно-философскому, переход к рассуждению о мире, к его доказательству.

    Универсальность и синкретизм научного и философского знания.

    Теоретичность: неустанный поиск закономерностей, доказательств и законов.

Этапы:

      до 5 в. до н.э.: до-Сократический этап (натурфилософия). Представители: Милетская и Элейская школы, Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор.

      2-ая половина 5 в. до н.э.: Сократ и софисты .

      4 в. до н.э.: классический этап . Представители: Платон, Аристотель, Демокрит.

      Поздняя античность: эллинистический этап. Представители: скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники.

5: Досократические философские школы: ионийцы (Милетская школа, Гераклит Эфесский), пифагорейцы, Элейская школа).

До-Сократический этап (натурфилософия): до 5 в. до н.э.

Специфика философии данного периода:

    Стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

    Главный вопрос – вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия до-сократического периода перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Однако мифология стремится решить этот вопрос по принципу: «Кто родил сущее?» А философия – «Из чего все произошло?»

Милетская школа:

Фалес из Милета (ок. 625 – 547 до н.э.): родоначальник европейской науки и философии; математик, астроном, политический деятель; автор многих технических усовершенствований.

Основные идеи:

    Выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, усмотрев начало всего во влаге (ведь она пронизывает собой все). Т.о. произвел переворот в мировоззрении, дав «отставку» олимпийским богам и продолжив путь к естественному объяснению природы.

    Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

    Стоял на точке зрения гилозоизма (философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию).

Анаксимандр (ок. 610 – 540 до н.э.): преемник Фалеса.

Основные идеи:

    Первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров.

    Первооснова сущего – апейрон (неопределенная и беспредельная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным). Оно недоступно чувственному познанию, но постижимо разумом.

Анаксимен (ок. 585 – 525 до н.э.).

Основные идеи:

    Первоначало всего – воздух. Его он мыслил как бесконечное, видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

Пифагор (6 в. до н.э.).

Также решал проблему «Из чего все?»

Основные идеи:

    «Все есть число» – вот его исходная позиция. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

    Пифагор учил, что душа бессмертна. Идея перевоплощения душ. Все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души мертвых через какое-то время вселяются в других.

Гераклит Эфесский (ок. 530 – 470 до н.э.): великий диалектик античного мира.

Основные идеи:

    Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплее, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».

    Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

    Переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей – вечный всеобщий Логос, т.е. единый, общий для всего существования закон.

    Мир, единый из всего не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

    Космос – это вечно полыхающий огонь. Живой огонь, тождественный божеству.

Элейская школа:

Если Гераклит подчеркнул одну сторону бытия – изменение вещей, текучесть сущего, то элейцы подвергли его идеи критике и обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей. Парменид: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».

Ксенофан из Колофона (ок. 565 – 473 до н.э.): философ и поэт, изложил свое учение стихами.

Основные идеи:

    Земля появилась из моря. Док-во: в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений.

    Разделил виды знания на «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение.

Парменид (540 – 470 до н.э.): ученик Ксенофона.

Основные идеи:

    Истина заключается в том, что первоначала нет.

    Бытие – это нечто неподвижное, вечное и совершенное.

    Бытие есть, а небытия (пустоты) нет. Значит нет возможности движения.

    Чувственное и рац. познание соотносятся. результатом чувственного познания является мнение («докса»).

    Мысль и предмет мысли – одно и то же.

Зенон (480 – 430 до н.э.): ученик Парменида. Автор апорий «Дихотомия» (проблема деления отрезка пополам), «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела».

Основные идеи:

    Истинным знанием является знание рац-ное, а чувственное ошибочно.

    Окружающий мир обладает знанием обо всем, это идеальная сила. «Нус» («ум», «разум») – это то, что он нам дает.

10 : Основные черты философии Средневековья. Номинализм и реализм.

Черты:

1. Догматизм . СФ возникла как попытка рационального осмысления мира на основе не жизненных наблюдений, а литературных источников (Библия/Священное писание; творения античных философов). СФ опиралась на идеи и методы 2 философов: Платона (патристика) и Аристотеля (схоластика). Все остальные философы игнорировались => в СФ возможны только такие утверждения и построения, которые не противоречат Библии, Платону и Аристотелю.

2. Безраздельное господство христианской религии => вся Ф завязана на Боге => теоцентризм . Христианский Бог стоит над миром и человеком, он творец их. Бог – основа бытия.

а) Креационизм – представление о сотворенности Богом природы, человека и всего остального.

б) Провиденциализм – представление о том, что в человеческой и общественной жизни все совершается по воле Бога/Провидения.

3. Основанность СФ на религии обуславливает традиционализм, ретроспективность => дидактичность, назидательность .

4. Центр мира – Бог. Но что Он такое дано знать немногим (священнослужители, философы) => аллегоризм и символизм СФ.

5. В Священном Писании говорится об Апокалипсисе: через 1000 лет наступит конец света, и Бог будет судить людей на Страшном Суде => идея конечности земного мира.

6. Абсолютное доминирование с/х сектора производства. Слабость городов => забвение даже тех начал науки, которые были созданы античным обществом => почти полное пренебрежение проблемами природы; главное внимание уделено проблеме понимания Бога как первоосновы всего сущего. Процесс осмысления и толкования библейских текстов.

7. Для христианства характерно учение о всемогуществе, всесовершенстве Бога и о человеке как об образе и подобии Бога => резкое противоречие как с несовершенством самого человека, так и с несправедливостью социальной жизни => идея о повреждении первоначального совершенства людей вследствие их неподчинения Богу, идея греховности, несовершенства человека.

Для средневекового человека и СФ истина содержится в Библии. Основа знания – вера.

Патристика : 3 – 11 (12) вв. «Отцы церкви». В 4 в. произошло разделение Византии на Восточную и Западную.

Начиная с 3 в. образованные римляне, византийцы начинают философски истолковывать Библию, приспосабливать ее к своему времени. Римляне: Иустин, Ориген, Тертуллиан, Августин Аврелий (3 – 5 вв.); Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Нанзианский, Псевдо-Ареопагит (4 – 9 вв.). Позже значительная их часть была канонизирована.

Ф этого периода опирается на тексты и учение Платона. Именно в это время формируются основные представления о природе, человеке, обществе. Ориген: «Природа создана Богом для человека. Она сама по себе недостаточна. Человек – венец творения». => полное пренебрежение натурфилософской проблематикой.

Августин Аврелий заимствует у Платона идею о тройственности души: разумное (частица Бога), пылкое и вожделеющее. Вожделеющее начало – глина, материя, из которой Бог сотворил человека. В теле человека это начало встречается с божественным духом, т. е. в человеке идет борьба божественного и материального. Причина всех бед и страданий – победа низшего в человеке => вывод (невозможный для грека): надо подавлять греховные начала. Аскетизм – уход в духовность, поиск Бога, стремление его понять и слиться с ним.

В этих условиях в Европе о Ф говорить невозможно. Там идет постепенное проникновение христианских идей в сознание и государственную идеологию европейских варварских племен => возникновение Ф на территории Западной Европы становится возможным лишь с 11 (12) по 15 вв.

Схоластика: своеобразная форма философствования, которая основана на цитатах, на опоре на авторитет Библии и текстовых источников (в основном - Аристотель).

Основные черты: 1. Опора на авторитет Аристотеля, творчество которого служит основой для объяснения библейских мифов. 2. Создается своеобразная форма Трактата, близкого по структуре к трудам Аристотеля. 3. Аллегоризм и символизм. 4. Бесконечная удаленность от реалий жизни.

Классик схоластики – итальянский теолог Фома Аквинский . Подходит к познанию мира не так, как отцы церкви (основа познания не вера, а знание). «Верую ибо понимаю». 1я тенденция – оправдание Бога. 5 доказательств существования Бога: существование внешнего мира, природы (Бог - перводвигатель); Бог – первооснова всего; Бог – образец всех существующих вещей; Бог – цель; Бог – причина совершенства.

В эпоху схоластики начинается борьба 2х тенденций. Обе идут от Аристотеля: общее и единичное. Философы, утверждающие, что реально существует только общее (Бог), - реалисты . Ансельм Кентерберийский: «Для веры знание не обязательно, а для знания вера обязательна».

Против них – номиналисты : общее – это только название, реально существуют отдельные вещи (П. Абеляр, Росцелин, Р. Бэкон). Абеляр: «Верую, чтобы понять». Из рядов номиналистов вышли философы, которые начали разлагать средневековую схоластику: П. Абеляр, Сигер Брабантский, Р. Бэкон.

11 : Поздняя средневековая философия. Фома Аквинский (проблема универсалий; наука и религия; религия и философия).

Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.): центральная фигура средневековой философии позднего периода; философ-богослов; классик схоластики.

Труды: «Сумма теологии» и «Философская сумма».

Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был.

Основные идеи:

    5 док-в существования Бога:

    Существование внешнего мира и природы, нуждающейся в перводвигателе – Боге.

    Бог – первооснова всего.

    Бог – образец всех существующих вещей.

    Бог – цель.

    Бог – причина совершенства.

    Разграничил области философии и теологии : предмет первой – «истины разума», второй – «истины откровения». Однако источник всякой истины – Бог, след., не может быть противоречий между откровением и правильно действующим разумом. Т.о. философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько человеческий разум ниже божественной премудрости.

    О бытии . Материя – только восприемница сменяющих друг друга форм (т.к. только благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида). Соотношение идеального и материального – соотношение изначального принципа формы с колеблющимся и неустановившимся принципом материи. Иисус Христос объединил в себе божественную и человеческую природу, след., нельзя было игнорировать материю как «ничто». Т.о. интерпретация Фомы Аквинского материи как «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика.

    О человеке и его душе. Душа нематериальна и самосуща, это субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Индивидуальность человека – личностное единство души и тела. Придерживался идеи бессмертия души.

    О познании . Человеку присущи 2 способности познания – чувство и интеллект. Благодаря чувственному познанию человек получает образ. Т.о. вначале возникают чувственные образы, а потом из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы».

Отрицал врожденные знания. Тем не менее, в нас предшествуют некоторые зародыши знаний – первые понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов.

      Об этике . Зло – лишенность блага, менее совершенное благо.

Блаженство – конечная цель человеческих устремлений. Блаженство – деятельность теоретического разума, познание истины ради самой истины, т.е. познание самой истины – Бога.

Проблема универсалий.

Спор о природе универсалий (от лат. «общий») – спор между реалистами и номиналистами.

Реалисты (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) основывались на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, сформировали концепцию о 3 видах существования универсалий:

    «до вещей» в божественном разуме;

    «в самих вещах» как их сущности или форма;

    «после вещей», т.е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.

Это позиция умеренного реализма. Крайний реализм: общее сущ-ет только вне вещей. Но он не мог быть принят церковью, т.к. материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

Номиналисты (Росцелин) довели идею отрицания общего до логического конца, считая, что универсалии существуют только в человеческом разуме.

Пьер Абеляр, выступавший против крайностей реализма и номинализма (в основном стоял на почве номинализма), выработал формулу концептуализма : универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи. Однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в кач-ве понятий.

12 : Основные черты философии Нового времени (17-18 вв.) и теоретические познания Фрэнсиса Бэкона.

Черты:

    Разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда.

    Существенные преобразование в соц. сфере и сфере политики.

    Меняется сознание людей и мировоззрение в целом.

    Бурное развитие науки. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества.

    Ньютон: «Рассуждение о Боге на основании совершающихся явлений, конечно, относится к предмету натуральной философии».

    Благодаря развитию науки принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.

Френсис Бэкон (1561 – 1626 гг.): первый и величайший исследователь природы в Новое время.

Основные идеи:

    Философия должна носить, прежде всего, практический характер. Высшая цель науки – господство человека над природой. Девиз: «Знание – сила». Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путь, ведущий к знанию, наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.

    В своем трактате «Новый органон» Бэкон возжег факел новой науки – методологии экспериментального естествознания (залог будущего могущества человека). Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков».

    «Призраки рода»: ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

    «Призраки пещеры»: ошибки индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей.

    «Призраки рынка»: привычки пользоваться в суждениях о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения.

    Бэкон был глубоко верующим человеком. Т.о. наука состоит из 2 видов – один из них внушается Богом (религиозная истина), а другой ведет свое начало от органов чувств («светская» истина).

13: Рационализм Ренэ Декарта. Проблема метода.

Ренэ Декарта (1596 – 1650 гг.): математик и философ; в отличие от Бэкона поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

Основные идеи:

    Вселенная – огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал (хотя и на механической основе) идеи эволюции.

    Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.

    2 принципа для научной жизни : движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механическое; явления внутреннего духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного сознания.

    Сотворенный Богом мир делится на 2 субстанции : материальную (делима до бесконечности) и духовную (неделима). Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Т.о. духовный мир человека – нечто врожденное. В своем подходе к субстанциям он выступал с позиции дуализма .

    Первый вопрос философии для Декарта: возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. Его метод научного познания – аналитический или рационалистический. Этот дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости операции самого мышления, расчленение объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучение их в отдельности, а затем – движения мысли от простого к сложному.

Основные типы мировоззрения:

Ведущие исторические

Мифологическое мировоззрение - основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру.

Миф - особый способ описания, объяснения и усвоения мира при помощи наглядно-чувственных образов, которые воспринимаются людьми как подлинная реальность. // В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение - основано на вере в сверхъестественные силы.

Религия - это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь. // Она распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Религия в большей степени, чем миф задает дистанцию между земной, человеческой и священной, божественной реальностью.

Философское мировоззрение - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Его основные черты - логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. // Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Обыденное мировоззрение - опирается на здравый смысл и житейский опыт. Формируется стихийно в ходе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение егопотребностей;

Научное мировоззрение - основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения.

Гуманистическое мировоззрение - основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Часто его стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

  1. Философия как рационально-теоретическое осмысление мира

Философское мировоззрение - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Его основные черты - логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.

Функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, а также зачатки научного знания и обыденное знание.

Философия отличается:

    от мифологии - высокой ролью разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность;

    от религии - допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и новым мышлением, обыденными методами познания и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззрения.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Жизнь как активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с ее физической и химической формами существования. Проблема и направления ее осмысления в человеческой истории. Поиск смысла жизни в философии различных периодов.

    презентация , добавлен 17.05.2015

    Подход нормативного гуманизма, основанный на допущении, что проблему человеческого существования, как и любую другую, можно решить правильно и неправильно. Критерии и факторы, формирующие здоровое общество и условия, с помощью которых можно его достичь.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2016

    Человек как объект философского осмысления. Философия о смысле бытия человека. Проблема смысла человеческого бытия в работах Э. Фромма и В. Франкла. Типология и виды социальных характеров. Пути обретения смысла бытия в исследованиях данных мыслителей.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2010

    Взаимоотношение между общественным и индивидуальным типами сознания. Точки соприкосновения между моралью, нравственностью и правом. Антропоморфность мифологического мышления. Предмет и методы философии и науки. Философская постановка проблемы сознания.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2009

    Исследование жизненного пути и творчества Н.А. Бердяева, его места в мировой философии. Экзистенциальная философия как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование. Поиск нового смысла бытия в творчества философа.

    реферат , добавлен 06.04.2014

    Знание и вера - понятия, отражающие основу взаимоотношений мира и человека. Вера как информация, истинность которой принята нами на слово. Разновидности веры. Религия - форма общественного сознания. Становление проблемы знания. Соотношение веры и знания.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2012

    Человек как биосоциальное существо (единство природного, социального и духовного. Понятия духа, души и тела с философской точки зрения, их взаимозависимость. Проблема смысла человеческого существования, анализ подходов к решению данного вопроса.