Буддизм национальное блюдо как готовить. Питаться правильно с помощью буддийской кухни

Гипнотическая анестезия

Анестезия в самогипнозе достигается несколькими способами, два из которых мы сейчас с вами рассмотрим. Сразу замечу, что глубина погружения в данном случае весьма существенна - увеличение её значительно облегчает поставленную задачу.

Боль есть не что иное, как реакция мозга на специальные «сигналы тревоги», поступающие к нему из зоны бедствия по каналам нервной «связи». Сигналы эти, кстати, могут быть не только зарегистрированы, но и измерены - прибором, получившим название миографа. Считается, что обезболивающий препарат, скажем новокаин, нейтрализует больной нерв, блокируя его связь с подсознанием: «послание» не достигает цели - следовательно, боли не чувствуется. По той же схеме, очевидно, действует и механизм гипнотического анестезирования. Представьте себе мысленно длинный ряд выключателей, соединённых проводками с разноцветными лампочками, каждая из которых соответствует определённой части тела. Вы погружаетесь в гипнотический транс и задаётесь целью обезболить, скажем, кисть правой руки, зная уже, что на вашем «экране» она обозначена лампочкой светло-голубого цвета. Ручка выключателя поворачивается - нужная лампочка гаснет.

Вряд ли необходимо «замораживать» анестезируемый участок. Впрочем, если процесс обезболивания ассоциируется у вас именно с этим ощущением, последнее легко обеспечить соответствующим внушением. Несколько раз повторите про себя: «Сейчас моя правая кисть онемеет, в ней появится ощущение приятной прохлады. Вот начинает уже постепенно терять чувствительность…» Немного погодя добавьте: «Сейчас я трижды ущипну себя - сначала слабо, затем сильнее - и с каждым разом онемение будет нарастать. Четвёртый щипок вообще не почувствуется: кисть будет анестезирована полностью».

К этому моменту вы наверняка заметите уже какие-то изменения. Подождите немного, пока ощущение не усилится, и начинайте пощипывать себя в разных точках. Наконец защемите ногтями кожу изо всех сил: вы почувствуете надавливание без боли, как если бы на руке у вас была тонкая перчатка.

Может быть, с первого раза глубокой анестезии вам и не добиться, но в том, что частичное обезболивание достигнуто, можно удостовериться, ущипнув себя для сравнения за другую руку. Конечный результат здесь во многом зависит от вашего внутреннего настроя: подспудные сомнения, неуверенность - всё это помешает внутреннему разуму в полной мере выполнить внушение и начисто «отключить» нервные окончания. В идеальном случае эффект тот же, что и при действии любого анестетика.

Очень важно здесь преодолеть скептицизм; к счастью, уже сегодня в этой области накоплен значительный опыт, знакомство с которым поможет вам в этом. Десятки тысяч женщин успешно испытали на себе эффект обезболивания под гипнозом во время родов; один только этот пример свидетельствует о том, насколько глубокой и полной может быть гипнотическая анестезия. Подробно об этом явлении, основываясь на собственном практическом опыте, рассказывает в своей недавно вышедшей книге доктор Ральф Огаст из Маскегона, штат Мичиган. Очень немногие из его пациенток ощущали слабую боль - большинство рожали, не испытывая ни малейших неприятных ощущений.

Опыт ведущих наших анестезиологов, использующих в своей практике гипноз, доказывает, что сложнейшие операции, в том числе и на сердце, могут быть осуществлены без использования каких бы то ни было лекарственных препаратов, что, учитывая опасность аллергических реакций на некоторые из них, конечно же, имеет огромное значение для хирургии.

Постарайтесь же поверить в огромные возможности гипнотической анестезии - это поможет вам легко самому научиться «отключать» боль в самогипнозе. Если вы достаточно свободно чувствуете себя в гипнотическом трансе, можете упростить процедуру, сократив её до простого внушения: «Сейчас я полностью анестезирую правую кисть; трижды поглажу кожу пальцами левой руки, затем ущипну её - и не почувствую боли, лишь лёгкое надавливание». Оценить степень достигнутого состояния лучше всего опять-таки сравнением - ущипнув себя за другую руку.

Поработав таким образом с кистью, вы легко научитесь анестезировать любой участок тела. Не стоит и говорить, наверное, о том, как пригодится вам это умение, скажем, в кабинете у стоматолога: достаточно лишь попросить у доктора пару минут на быстрое самопогружение, анестезировать внушением челюсть - и вы избавлены от мучений! При случае можно отказаться и от новокаина - хотя, конечно, столь решительный шаг предполагает полную уверенность в своих силах.

Если боль не прекращается несколько дней (как бывает это, например, после удаления зуба), следует каждое утро продлевать анестезию специальным внушением. Главное, не забудьте отменить его, когда необходимость в обезболивании полностью отпадёт.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

5. ГИПНОТИЧЕСКАЯ АНЕСТЕЗИЯ

Из книги Половая психопатия автора Крафт-Эбинг Рихард фон

Гипнотическая анестезия. Наведение первое (Бетти начинает работать с двумя субъектами, Валерием и Верой).Сейчас я хочу, чтобы вы сели поудобнее и приготовились погрузиться в приятный транс. Я хотела бы, чтобы вы не перекрещивали руки, так как мы будем концентрироваться

Из книги О Милтоне Эриксоне автора Хейли Джей

Гипнотическая анестезия. Наведение второе Мне хотелось бы продолжить работу над развитием транса, изменяющего физиологические ощущения. Я сейчас буду работать с кем-то одним, но желательно, чтобы вся аудитория тоже участвовала. Когда я буду работать с субъектом,

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Из книги Искусство помнить и забывать автора Лапп Даниэль

Гипнотическая восприимчивость и творчество детей Некоторые экспериментальные исследования придают значение связи между гипнотическим трансом и творческим актом: дети, к примеру, по мере взросления становятся менее восприимчивыми к гипнозу, так же как и менее

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Гипнотическая анестезия Анестезия в самогипнозе достигается несколькими способами, два из которых мы сейчас с вами рассмотрим. Сразу замечу, что глубина погружения в данном случае весьма существенна - увеличение её значительно облегчает поставленную задачу.Боль есть

Из книги автора

8. Сказывается ли анестезия на функции памяти! Да, если организм пациента не получает достаточного количества кислорода. Но даже если анестезия проводилась должным образом, на следующий день после операции человек может испытывать временные затруднения с памятью,

Из книги автора

Эпидуральная анестезия «Так же важна для женщин, как и право голоса!»70 % французских рожениц просят эпидуральную анестезию. И они готовы аплодировать достижениям современной науки, позволившей забыть про устрашающее: «Ты будешь рожать в муках». Появление во Франции

Гималаи. Тибет. Что-то космическое и неземное звучит уже в самих названиях. Они притягивают путешественников со всего мира. Перед магическим очарованием Тибета не устоял никто, в том числе и наша команда, которая совершила двухнедельное путешествие по его десяти городам.

1. В Тибете всё необычно и обычно одновременно. Суровые климатические условия, высокогорье, палящее солнце, сильные ветры и песчаная почва оказывают первостепенное влияние на кухню, которая не отличается особым разнообразием.

2. Основу рациона составляет молоко и мясо яка, а точнее, в случае с молоком - не яка, а дри (леди яка, как говорят сами тибетцы), и ячменная мука. Иногда также используется козлятина и баранина. В любом месте, расположенном выше 4000 метров над уровнем моря, вам предложат исключительно блюда из этих продуктов.

3. Типичное тибетское кафе. Надо отметить, что в кафе очень грязно. В высокогорье, где далеко идти за водой, вам будут подавать общие ложки и вилки из одной миски и нет никакой уверенности, что их мыли. Немного шокирует поначалу, но потом даже не обращаешь внимания.

В больших городах, расположенных чуть ниже, на высоте примерно 3600-3800 метров над уровнем моря, можно уже отведать фрукты и овощи, большая часть из которых завозится туда китайцами.

4. Меню. Нам повезло, так как двое из нашей компании изучают тибетский язык.

5. Самые популярные овощи - это помидоры и лук. Томатный суп вы можете отведать везде, однако консистенция и вкус будут сильно отличаться.

6. Суп очень вкусный и иногда такой густой, что больше походит на соус к мясу. Бывает и острый, и почти пресный. Это, наверное, самое вкусное блюдо в Тибете.

7. А каждое утро в любой кафешке вам предложат омлет. Где берут яйца на высоте свыше 4000 м над уровнем моря, для нас осталось загадкой. Мы не видели ни одной курицы. Даже суп с яйцом на самом деле представляет собой суп с нарезанным омлетом. Мне кажется, что делают они его из сухой смеси и специально для иностранцев. Сами же тибетцы каждое утро начинают с цампы…

Цампа

8. Цампа - самое распространенное блюдо. Это далеко не деликатес, и тибетцы едят ее не от хорошей жизни, а просто потому, что часто больше есть просто нечего.

9. Цампа представляет собой смесь молока дри (самки яка), масла и ячменной муки. Ячмень, в соответствии с тибетской медициной, хороший продукт для придания силы. В ячмене много железа, и при его частом употреблении устраняются традиционные проблемы с анемией, связанные со скудным питанием в горах. Помимо этого, ячмень неплохо устраняет отеки, часто развивающиеся у монахов от малоподвижного образа жизни и долгого сидения в одной позе. Железо также оказывает хорошее действие на легкие и бронхи, с которыми часто возникают проблемы от горного ветра и холода.

Сам по себе ячмень (т.е. в случае, если вы едите его как кашу, сварив обычную перловку) считается «холодным» по своим свойствам. Если же вы ячмень поджарите и перемелете, то свойства его поменяются на согревающие. Это весьма полезно для занимающихся медитацией, поскольку у них зачастую жар скапливается в голове, а ниже сердца - сплошные холода и проблемы с внутренними органами. Говорят, что у йогов больные почки - так сказать, профессиональная болезнь.

10. Каждое утро в любом кафе или столовой гестхауза вас могут угостить цампой. По вкусу напоминает перемолотую овсянку, которую дают малышам до годика. Нас угощали цампой бесплатно, это самое дешевое блюдо. Вам подают большую миску муки, термос с соленым тибетским чаем, сахар и масло, и вы сами на свое усмотрение смешиваете ингредиенты - кто-то любит жидкую, кто-то густую цампу. Тибетцы обычно делают очень густую цампу и едят ее руками.

Момо

11. Второе по популярности национальное блюдо - это пельмени момо. Если и существует единственное блюдо, которым можно представить тибетскую кухню, то это как раз они. Момо - это пельмени, приготовленные на пару, подаются они в любой будний день и по праздникам. Существует только одно исключение - момо никогда не едят в первый день нового года, потому что мясо, упрятанное в тесто, обозначает упрятанную удачу.

12. Приготовление момо отнимает много сил и времени, поэтому над ними трудятся сразу несколько человек. Мужчины обычно рубят мясо, а женщины лепят пельмени. Все тонкости техники приготовления момо направлены на сохранение соков внутри. Поэтому мясо лучше рубить, чем перемалывать, а с овощами следует обращаться очень осторожно. Кроме того, момо нельзя переваривать.

Также существуют свои тонкости и в поедании момо. Сначала надо откусить кусочек теста и выпить соки, затем зачерпнуть соус и съесть остальное. Момо очень вкусные в любом виде.

Тхукпа

13. Еще одним очень популярным блюдом являются супы - тхукпа и тхентук, которые отличаются формой лапши. В тхукпу добавляют длинную лапшу, а в тхентук - плоскую.

14. Тхукпа с мясом. Одна такая порция заменяет сразу и первое, и второе. Суп очень вкусный, но с мясом яка - на любителя.

15. Тхукпа с овощами.

16. Тхукпа из широкой лапши.

17. Овощной суп.

18. Куриный суп - как ни странно, самый неудачный суп со странным вкусом. Съесть его не смог никто.

Хлеб

19. Тибетцы пекут свой национальный хлеб, который, как и во многих азиатских странах, в принципе похож на наш лаваш. Единственным исключением является паровой хлеб тингмо, который, скорее всего, тоже пришел из китайской кухни.

20. Лепешки с острым соусом.

21. Паровой обжаренный хлеб. Паровой хлеб весьма специфичен - мы, например, не смогли его съесть. На вкус напоминает размоченные сухари.

Помимо момо и тхукпы, вас накормят рисом с мясом или овощами и лапшой, которая, опять же, распространилась под влиянием Китая. Порции обычно очень большие, и даже мужчине достаточно одного блюда.

23. Рис с овощами. Рис в Тибете просто превосходный - и с овощами, и с мясом.

24. Рис с мясом яка и овощами.

25. Лапша с мясом и овощами.

26. Лапша с омлетом и мясом.

27. Жареные овощи.

30. В некоторых монастырях есть своя кухня, где можно за 40 рублей очень плотно пообедать. Денег уже почти не осталось, и на 40 рублей мы получили вот такую порцию вкуснейшего риса и жареных овощей - это был, пожалуй, самый вкусный наш обед.

Из напитков самым популярным, конечно же, является чай. В Тибете существуют два уникальных вида чая. Первый - ча нгамо, для иностранцев тибетцы называют его «свит ти» («сладкий чай»). Представляет собой кипяченое молоко самки яка, масло, чуть черного чая и сахар. Очень вкусно и сытно.

Второй - ча суйма, он же «чай с маслом», «соленый чай», «сбитый чай». Готовится он из прессованного пуэра, который варится в молоке, а потом взбивается вместе с топленым маслом яка и солью в специальных деревянных маслобойках донмо. В наше время это традиционное приспособление заменила собой электрическая взбивалка, которая имеется в любой семье, потому что соленый тибетский чай пьют в огромных количествах и взрослые, и дети. Тибетцы носят с собой термосы с таким напитком везде: на работу, в поле, на прогулке. Любой тибетец с радостью угостит вас чаем с молоком. Он хорошо согревает, защищая от пронизывающего тибетского ветра. Также ча суйма используется для приготовления цампы.

В тибетских ресторанчиках можно найти и другие напитки, позаимствованные из Индии и Китая. Например, пришедший из провинции Юннань чай бабао («восемь драгоценностей»). Это традиционная китайская смесь из восьми видов цветов и сухофруктов. Также можно встретить популярный в Индии и Непале чай с имбирем и лимоном, но это будет достаточно дорогое удовольствие в этих краях. Конечно же, цивилизация проникла даже в самые удаленные уголки земли, и чай в пакетиках вы можете купить везде.

31. Имбирный чай.

Чанг

32. Наверное, рассказ о тибетской кухне был бы не полным без упоминания о тибетском слабоалкогольном напитке чанг, или нэ чанг. Это ячменное вино, которое на Западе часто называют пивом, своеобразное на вкус и не очень крепкое - всего 3,8%. В магазинах его можно купить в синих или красных баночках, а в ресторанах есть возможность попробовать самодельный чанг. Традиции его употребления немного отличаются от района к району - например, в Шигадзе в стакан с чангом принято добавлять немного цампы, чего никогда не сделают в Лхасе. Но в любом случае любителей чанга в Тибете очень много. Что же касается настоящего пива, то здесь оно представлено всего одной местной маркой - «Лхаса». Впрочем, найти популярные европейские марки пива тут тоже не проблема.

Стоимость обеда варьируется в зависимости от местности и доступности продуктов. В среднем обед стоит 25-40 юаней. В больших городах можно купить большую порцию картофеля фри на улице за 5 юаней или зайти в местную столовую, размером 10 квадратных метров, и купить огромную порцию супа за 7-10 юаней.

Приятного аппетита и удивительных путешествий!

Фото: Екатерина Агеева / Текст: Сергей Мартынов

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в

Человеку необходимо питание. Как бы мы не стремились обойтись без пищи, пока это удается лишь на короткий срок и далеко не всем. В последнее время тема здорового питания стала актуальна, можно сказать, что модна. Из-за этого сразу появилось (или вышло из тени) вегетарианство, раздельное питание, сыроедение, диеты по крови и так далее. Все чаще стали подниматься нравственные аспекты питания: как можно есть убитое животное? Все больше людей, имеющих те или иные религиозные убеждения, стали задумываться: а как правильно? Чему учит Бог? Религиозные принципы - это образ жизни . И не может быть, чтобы в религии не рассматривался такой важный для человека аспект, как питание.

Попытаемся разобраться в этом вопросе и мы. Действительно, все религиозные течения в большей или меньшей степени регламентируют виды пищи, которую можно употреблять в пищу верующему человеку.

Вначале о ритуальной и жертвенной еде. С древних времен в праздники и при совершении обрядов пища приносилась в жертву богам (жертвоприношение). Это могла быть как растительная пища, так и животное. Индусы и сейчас вначале предлагают пищу богам, а затем освященную пищу едят. Обычай жертвоприношения существует у евреев и мусульман, в этих религиях в жертву могут приноситься только определенные виды животных. Жертвенную пищу освящают и едят. Ритуалы, связанные с пищей, предложением ее богам или освящением есть во всех религиях.

Мы рассмотрим питание в различных религиозных течениях. Отразить все аспекты в одной статье невозможно, поэтому автор приносит извинения за некоторые неточности и не полное отражение всех видов пищи, а также за высказывания, которые могут каким-то образом задеть чувства верующих.

Язычество

Язычество – одушевление природы, существование множества богов, отвечающих за различные аспекты жизни. Сейчас язычеством называют многобожие. В язычестве богов считают частью природы, им не поклоняются, с ними советуются. Язычники толерантны к другим религиям, ведь у них самих богов множество. Выраженных запретов в язычестве нет, человек совершенен, как и все, что окружает его. Говорить о каком-то особом ритуальном питании в язычестве не приходится, ведь распространено оно было повсеместно. С приходом христианства язычество на Руси стало искореняться всеми возможными способами. Тогда и появился миф о человеческих жертвоприношениях Перуну, Велесу и богине смерти. На Руси существовало жертвоприношение, но из дошедшей до нас книги Велеса (дощечка №4) известно, что боги русов не принимают жертв людских, животными, птицами и рыбой, в жертву приносились лишь плоды, овощи, цветы, молочная сыворотка, всевозможное питье, настоянное на травах, и мед.

Зороастризм

Зороастризм – религия, обожествляющая солнце (Бог Митра). Сейчас практически исчезла, но некоторые астрологи, хироманты, экстрасенсы и предсказатели считают себя адептами этой религии, поэтому мы немного расскажем о питании в зороастризме.

В пищевой традиции зороастризма нет строгих запретов на пищу, но некоторые продукты соответствуют природе человечества, поэтому называются благими.

К ним относятся: хлеб – как источник жизни, молочные продукты – как придающие силу, овощи и фрукты – как божественные дети (они вырастают только в теплое время, значит, солнце им благоволит). Еда должна быть умеренной и не мешать духовным практикам. Во время медитаций рекомендуется голодание.

Мясо в пище допускалось, но регламентировалось. Можно есть баранину, свинину, конину. Нельзя говядину, так как корова – священное животное в зороастризме. Яйца не считаются благой пищей, но есть их можно, если в них нет зародыша. Нельзя есть собак, волков, орлов – как нечистых животных и поедателей трупов. В зороастризме существуют посты, когда мясо есть нельзя. Мясо птицы и рыба допускаются в разрешенные дни. Зороастризм категорически против кровавых жертв.

Из алкогольных напитков разрешено вино. Существуют дни, когда вино рекомендовано, и дни, когда запрещено. Пьянство, курение, наркотики – грех.

Если нет возможности выбрать благую пищу, разрешено есть все, потому что жизнь человека представляет большую ценность, чем возможное осквернение пищей.

Очень большое значение имеет приготовление пищи, она должна готовиться только с благими и светлыми мыслями. Если вы раздражены, лучше пищу не готовить совсем. Нельзя спешить при приготовлении и употреблении пищи. Употребление пищи – ежедневный обряд.

Рассмотрим зороастризм с точки зрения здорового питания:

Буддизм

Буддизм – скорее философия, чем религия. Это путь духовного искания и самосовершенствования. Ограничений на пищу в буддизме нет. Пищу выбирать надо осмотрительно, употреблять только свежие продукты. Будда и его последователи питались только тем, что им подадут люди. Мясо есть можно, но адепты не должны видеть и даже подозревать, что животное убито ради них. Но буддисты отмечают, что на пути духовного самосовершенствования отказ от мясной пищи – переход к более высокой ступени развития. Сострадание – тоже ступень к совершенству. В идеале человек не должен убивать животных. Но осуждение мясоедов – бо льший грех, чем мясоедство. Понятия греха, подобно иудаизму, индуизму, христианству, в буддизме нет, есть путь к просветлению, и есть шаги назад.

О еде не надо много думать, главное – ум и его непрерывное развитие. Думы о еде - бессмысленная трата времени, важна пища для ума, пища не может прибавить или убавить святости. Главная мысль о еде: пищей я пользуюсь только для поддержания тела, а тело – опора для чистой жизни.

Вполне разумное отношение к еде, призывающее на ней не зацикливаться. Несмотря на то, что употреблять можно любую пищу, приветствуется умеренность, в идеале – лакто-вегетарианство с употреблением рыбы (

Будда в переводе с санскрита означает «Просветленный», «Пробужденный». В настоящее время большинство приверженцев буддизма проживает в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде и Лаосе. Будда жил с 624 по 544 г. г. до н. э., т. е. в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. Исторической родиной буддизма является долина реки Ганг, северо-восточная часть современной Индии. Там в небольшом (не существующем сегодня) государстве на границе Индии и Непала жил основатель учения, принц по имени Сиддхартха Шакьямуни - будущий Будда. Ни в чем не зная нужды, жил он в роскоши дворцов; но однажды резко переменил свою жизнь и в 29 лет отправился на поиски истины. Принц стал бродячим отшельником (шраманом), одним из необходимых свойств которого было умение переносить голод. В возрасте 35 лет на него снизошло просветление, и он стал Буддой. Познав и роскошь, и аскетизм, Будда сделал выбор «срединного пути».

«Незадолго до смерти сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век». «Причиной ухода Будды из жизни послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать все мясо ему. Не желая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его».

Кухня Китая, с конфессиональной точки зрения, представляет собой синтез предписаний даосизма, конфуцианства и буддизма. С одной стороны, согласно известной китайской пословице «Для жизни необходимо семь предметов: дрова, рис, масло, соль, соя, уксус и чай», кухня китайцев проста, с другой - для приготовления блюд китайцы используют самые разнообразные, в том числе и экзотические продукты. Наряду с крупами, овощами, мясом, рыбой, птицей китайские повара готовят блюда из морских беспозвоночных животных, водорослей, побегов бамбука. А вот молоко и молочные продукты в Китае традиционно не употребляются.

Главным продуктом питания является рис ; без него не обходится практически ни одна трапеза. Рисовая каша готовится повсеместно и самыми различными способами, по существу заменяя хлеб. Основных видов рисовой каши две: сухая рассыпчатая и очень жидкая, составляющая основу китайского завтрака. Также популярны каши из кукурузы и проса. Основным источником белка служат бобовые и продукты из них; распространены соевое масло, соевое молоко, соевый творог (его существуют сотни рецептов), соусы и паста из соевых бобов. Популярны в Китае мучные изделия - лапша, лепешки разных видов, так называемые пампушки - паровые хлебцы, пельмени, печенье. Овощи играют большую роль в китайской кухне: капуста, картофель, лук, чеснок, помидоры, перец, шпинат, множество сортов редьки, зеленые стручки фасоли. Среди овощей наиболее популярна капуста. Молодые ростки бамбука едят вареными. Мясо не является самым популярным в Китае продуктом питания; большинство мясных блюд готовится из свинины, в то время как говядина и баранина пользуются меньшим спросом . Более широко китайская кулинария использует домашнюю птицу, прежде всего уток и кур, их яйца, а также рыбу и различные море продукты - крабов, креветок, различных моллюсков - кальмаров, осьминогов, каракатиц, трепангов. Наиболее распространенный напиток в Китае - чай, который пьют повсеместно.

С развитием человеческой цивилизации развивались и системы верований, и в первом тысячелетии нашей эры были сформированы три самых больших религиозных систем, что сейчас считаются . Эти религии, как и большинство менее распространенных верований, включают в себя не только свод догматов веры, но и целый комплекс обрядов, правил и морально-поведенческих норм, которых обязан придерживаться каждый адепт религии. Все религиозные системы так или иначе регулируют жизнь всех приверженцев веры, устанавливая нормы и правила поведения в различных ситуациях и диктуя отношение к определенным вещам и явлениям. И конечно, практически во всех религиях уделяется очень много внимания такому важному аспекту, как культура питания человека.

Еще в доисторические времена, когда люди придерживались примитивных верований, уже прослеживалось существенное влияние религии на культуру питания, проявляющееся в традициях ритуальных принятий пищи, жертвования продуктов питания божествам, ограничений в еде в определенные дни и в обильных застольях в честь религиозных праздников. В современных религиях существует намного больше норм и правил, регулирующих питание адептов верования, чем в первобытных В священных книгах мировых религий и в многочисленных трудах и трактатах выдающихся религиозных деятелей прописан целый свод рекомендаций, ограничений и запретов, касающихся пищи. Рассмотрим особенности культуры питания адептов самых распространенных в современном мире религий.

Культура питания христиан

Современное христианство берет свои истоки из более древней религии – иудаизма, поэтому адепты двух этих религий черпают знания о вере из одной и той же книги – Библии. Однако если иудеи признают только Ветхий завет, то христиане считают, что многие правила и норма, установленные в Пятикнижье Моисея, утратили свою актуальность после появления Нового завета, книги которого были записаны сподвижниками и последователями нового пророка – Иисуса Христа. А так как во всех проповедях Христа одной из основных тем была любовь к ближним, необходимость прощать и заперт осуждения других, правила, которых должны придерживаться христиане, существенно проще и лояльнее, чем нормы поведения иудеев.

Культура питания христиан рассматривается в комплексе так как ее регулируют те же правила, которые влияют и на другие сферы жизни. В частности, одной из главных добродетелей христиан является умеренность, и это качество адепты данной религии должны соблюдать во всем, начиная от отношения к финансовой сфере жизни и заканчивая потреблением пищи. И наоборот, чревоугодие в католическом христианстве считается одним из 7 грехов, ведущих к разрушению души.

Согласно учению Христа, каждый его последователь должен на первое место в своей жизни ставить Бога и веру, поэтому христианам рекомендуется больше внимания уделять духовному развитию, а не пренебрегать духовным в пользу материального. Исходя из этого, пища христианина должна быть простой и сытной, чтобы человек мог утолить голод и получить с нее энергию для богоугодных дел.

Особых запретов на употребление в пищу определенных продуктов нет, поэтому христиане могут составлять свой рацион питания в соответствии с личными предпочтениями и умеренностью. Единственное исключение из этого правила – блюда из мертвечины и блюда, в состав которых входит кровь животных. Однако, исходя из того, что в национальных кухнях и россиян, и европейцев блюда с кровью не пользуются большой популярностью, а мертвечину употреблять в пищу не советует не только Библия, но и врачи, можно сказать, что правила, касающиеся выбора продуктов, в христианстве очень лояльны.

К алкоголю христианство также относится лояльно – адептам этой религии разрешается в разумных количествах. Причем важно, что алкоголь не только может присутствовать на праздничных столах христиан, но и играет важную роль в обрядовой части христианской религии – в частности, таинство причастия включает в себя употребление вина, символизирующего кровь Христа.

Одним из важнейших элементов культуры питания в христианстве является необходимость поститься. Во время поста каждый христиан должен максимально сосредотачиваться на духовном развитии и учиться усмирять свои физические желания, питаясь пищей растительного происхождения. В разных ответвлениях христианства традиция соблюдения постов разнится – к примеру, католики соблюдают Великий пост (40 дней перед Пасхой), Адвент (4 воскресения перед Рождеством), а также воздерживаются от употребления пищи животного происхождения каждую пятницу, а православные постятся более 200 дней в году, но разные посты отличаются по строгости.

Культура питания мусульман

Догматы и правила ислама строго регулируют культуру питания мусульман и определяют, какие продукты питания дозволено употреблять в пищу, а какие являются запрещенными. Согласно этому учению, вся пища подразделяется на три группы: халяль (дозволенные продукты), харам (запретная еда) и макрух (пища, на употребление которой нет прямого запрета в Коране, однако есть ее нежелательно). Список запрещенных продуктов в исламе включает в себя следующее:


Версий, почему мусульманам нельзя свинину, внутренности и мясо хищников, несколько. Большинство религиеведов и деятелей ислама придерживаются мнения, что эти продукты животного происхождения «нечистые», так как в рацион питания свиней и хищников входят вещества, что могут причинить вред здоровью человека, а внутренние органы любых животных способны накапливать тяжелые химические элементы. Некоторые же историки считают, что ответ на вопрос, почему мусульманам нельзя свинину, кроется в климатическом факторе. Объясняют они свою версию тем, что большую часть года держится жаркая погода, а есть жирное мясо в жару очень вредно для здоровья.


Не менее важной составляющей культуры питания мусульман, чем разделение всех продуктов на три группы, являются посты
. В исламе существует два вида постов: обязательный пост Рамадан и рекомендуемые посты (все понедельники и четверги, 6 дней в месяце Шавваль, все дни полнолуний, 9 - 11 числа месяца Муххарам и 9 число месяца зуль-Хиджа). Во время поста мусульманам запрещено употреблять в пищу любые продукты питания и напитки днем (от момента совершения утренней молитвы и до заката солнца). В Рамадан адепты ислама принимают пищу только в темное время суток, причем в постном рационе не должны присутствовать жирные, жаренные и излишне сладкие блюда.

Культура питания буддистов

В отличие от монотеистических религий христианства и ислама, буддизм представляет собой в которой нет понятия греха, а значит, нет и запретов. Тем не менее, в священных текстах буддистов содержится ряд рекомендаций, что должны помочь адептам практиковать Благородный Восьмеричный путь и достичь Просветления. Часть этих рекомендаций касается и культуры питания.

Восьмеричный путь также называют Серединным путем, то есть, путем, на котором нет крайностей, поэтому буддистам рекомендуется придерживаться умеренности во всем, в том числе – и в питании. А так как Просветление невозможно без отказа от материальных и физических привязанностей, буддисты должны научиться воспринимать пищу только как источник энергии, но не как источник удовольствия.

Вегетарианство в буддизме поощряется, однако не является обязательным – по мнению учителей этой доктрины, к отказу от мяса убитых животных каждый адепт должен прийти сам. Тем не менее, буддистам не рекомендуется видеть, как убивают животных, а также есть мясо любого животного, что было зарезано специально для них. К примеру, буддист никогда не будет охотиться и не примет в дар убитую на охоте птицу или дичь.