Как происходит первый вдох ребенка. Физиология дыхания и спинного мозга человека

Механизм первого вдоха новорожденного.

Сурфактант необходим для начала дыхания при рождении ребенка. До рождения лёгкие находятся в спавшемся состоянии. Ребёнок после рождения делает несколько сильных дыхательных движений, лёгкие расправляются, а сурфактант удерживает их от спадения (коллапса). Недостаток или дефекты сурфактанта вызывают тяжёлое заболевание (синдром дыхательного дистресса). Поверхностное натяжение в лёгких у таких детей высокое, поэтому многие альвеолы находятся в спавшемся состоянии.

#85 Охарактеризуйте узловые мех-мы функциональной системы, поддерживающей оптимальный для метаболизма газовый состав крови.

Импульсы, поступающие от центральных и периферических хеморецепторов, являются необходимым условием периодической активности нейронов дыхательного центра и соответствия вентиляции легких газовому составу крови. Последний является жесткой константой внутренней среды организма и поддерживается по принципу саморегуляции путем формирования функциональной системы дыхания. Системообразующим фактором этой системы является газовая константа крови. Любые ее изменения являются стимулами для возбуждения рецепторов, расположенных в альвеолах легких, в сосудах, во внутренних органах и т. д. Информация от рецепторов поступает в ЦНС, где осуществляется ее анализ и синтез, на основе которых формируются аппараты реакций. Их совокупная деятельность приводит к восстановлению газовой константы крови. В процесс восстановления этой константы включаются не только органы дыхания (особенно ответственные за изменение глубины и частоты дыхания), но и органы кровообращения, выделения и другие, представляющие в совокупности внутреннее звено саморегуляции. При необходимости включается и внешнее звено в виде определенных поведенческих реакций, направленных на достижение общего полезного результата - восстановление газовой константы крови.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР.

Ритмическая последовательность вдоха и выдоха, а также изменение характера дыхательных движений в зависимости от состояния организма регулируются дыхательным центром , расположенным в продолговатом мозге.

В дыхательном центре имеются две группы нейронов: инспираторные и экспираторные. При возбуждении инспираторных нейронов, обеспечивающих вдох, деятельность экспираторных нервных клеток заторможена, и наоборот.

В верхней части моста головного мозга (варолиев мост ) находится пневмотаксический центр , который контролирует деятельность расположенных ниже центров вдоха и выдоха и обеспечивает правильное чередование циклов дыхательных движений.

Дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге, посылает импульсы к мотонейронам спинного мозга , иннервирующим дыхательные мышцы. Диафрагма иннервируется аксонами мотонейронов, расположенных на уровне III-IV шейных сегментов спинного мозга. Мотонейроны, отростки которых образуют межреберные нервы, иннервирующие межреберные мышцы, расположены в передних рогах (III-XII) грудных сегментов спинного мозга.

Регуляция деятельности дыхательного центра.

Регуляция деятельности дыхательного центра осуществляется с помощью гуморальных, рефлекторных механизмов и нервных импульсов, поступающих из вышележащих отделов головного мозга.

Гуморальные механизмы. Специфическим регулятором активности нейронов дыхательного центра является углекислый газ , который действует на дыхательные нейроны непосредственно и опосредованно. В ретикулярной формации продолговатого мозга, вблизи дыхательного центра, а также в области сонных синусов и дуги аорты обнаружены хеморецепторы , чувствительные к углекислому газу. При увеличении напряжения углекислого газа в крови хеморецепторы возбуждаются, и нервные импульсы поступают к инспираторным нейронам, что приводит к повышению их активности.

Углекислый газ повышает возбудимость нейронов коры головного мозга. В свою очередь клетки КГМ стимулируют активность нейронов дыхательного центра.

При оптимальном содержании в крови углекислого газа и кислорода наблюдаются дыхательные движения, отражающие умеренную степень возбуждения нейронов дыхательного центра. Эти дыхательные движения грудной клетки получили название эйпноэ .

Избыточное содержание углекислого газа и недостаток кислорода в крови усиливают активность дыхательного центра, что обусловливает возникновение частых и глубоких дыхательных движений – гиперпноэ . Еще большее нарастание количества углекислого газа в крови приводит к нарушению ритма дыхания и появлению одышки – диспноэ . Понижение концентрации углекислого газа и избыток кислорода в крови угнетают активность дыхательного центра. В этом случае дыхание становится поверхностным, редким и может наступить его остановка – апноэ .

Механизм первого вдоха новорожденного.

В организме матери газообмен плода происходит через пупочные сосуды. После рождения ребенка и отделения плаценты указанная связь нарушается. Метаболические процессы в организме новорожденного приводят к образованию и накоплению углекислого газа, который, так же как и недостаток кислорода, гуморально возбуждает дыхательный центр. Кроме того, изменение условий существования ребенка приводит к возбуждению экстеро- и проприорецепторов, что также является одним из механизмов, принимающих участие в осуществлении первого вдоха новорожденного.

Рефлекторные механизмы.

Различают постоянные и непостоянные (эпизодические) рефлекторные влияния на функциональное состояние дыхательного центра.

Постоянные рефлекторные влияния возникают в результате раздражения рецепторов альвеол (рефлекс Геринга - Брейера ), корня легкого и плевры (пульмоторакальный рефлекс ), хеморецепторов дуги аорты и сонных синусов (рефлекс Гейманса ), проприорецепторов дыхательных мышц.

Наиболее важным рефлексом является рефлекс Геринга - Брейера . В альвеолах легких заложены механорецепторы растяжения и спадения, являющиеся чувствительными нервными окончаниями блуждающего нерва. Любое увеличение объема легочных альвеол возбуждает эти рецепторы.

Рефлекс Геринга - Брейера является одним из механизмов саморегуляции дыхательного процесса, обеспечивая смену актов вдоха и выдоха. При растяжении альвеол во время вдоха нервные импульсы от рецепторов растяжения по блуждающему нерву идут к экспираторным нейронам, которые, возбуждаясь, тормозят активность инспираторных нейронов, что приводит к пассивному выдоху. Легочные альвеолы спадаются, и нервные импульсы от рецепторов растяжения уже не поступают к экспираторным нейронам. Активность их падает, что создает условия для повышения возбудимости инспираторной части дыхательного центра и осуществлению активного вдоха .

Кроме того, активность инспираторных нейронов усиливается при нарастании концентрации углекислого газа в крови, что также способствует проявлению вдоха.

Пульмоторакальный рефлекс возникает при возбуждении рецепторов, заложенных в легочной ткани и плевре. Проявляется этот рефлекс при растяжении легких и плевры. Рефлекторная дуга замыкается на уровне шейных и грудных сегментов спинного мозга.

К дыхательному центру постоянно поступают нервные импульсы от проприорецепторов дыхательных мышц. Во время вдоха происходит возбуждение проприорецепторов дыхательных мышц и нервные импульсы от них поступают в инспираторную часть дыхательного центра. Под влиянием нервных импульсов тормозится активность вдыхательных нейронов, что способствует наступлению выдоха.

Непостоянные рефлекторные влияния на активность дыхательных нейронов связаны с возбуждением разнообразных экстеро- и интерорецепторов . К ним относятся рефлексы, возникающие при раздражении рецепторов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, слизистой носа, носоглотки, температурных и болевых рецепторов кожи, проприорецепторов скелетных мышц. Так, например, при внезапном вдыхании паров аммиака, хлора, сернистого ангидрида, табачного дыма и некоторых других веществ происходит раздражение рецепторов слизистой оболочки носа, глотки, гортани, что приводит к рефлекторному спазму голосовой щели, а иногда даже мускулатуры бронхов и рефлекторной задержке дыхания.

При раздражении эпителия дыхательных путей накопившейся пылью, слизью, а также попавшими химическими раздражителями и инородными телами наблюдается чиханье и кашель. Чиханье возникает при раздражении рецепторов слизистой оболочки носа, кашель - при возбуждении рецепторов гортани, трахеи, бронхов.

Влияние клеток коры большого мозга на активность дыхательного центра.

По М. В. Сергиевскому, регуляция активности дыхательного центра представлена тремя уровнями.

Первый уровень регуляции - спинной мозг. Здесь располагаются центры диафрагмальных и межреберных нервов, обусловливающие сокращение дыхательных мышц.

Второй уровень регуляции - продолговатый мозг. Здесь находится дыхательный центр. Этот уровень регуляции обеспечивает ритмичную смену фаз дыхания и активность спинномозговых мотонейронов, аксоны которых иннервируют дыхательную мускулатуру.

Третий уровень регуляции - верхние отделы головного мозга, включающие и корковые нейроны. Только при участии коры большого мозга возможно адекватное приспособление реакций системы дыхания к изменяющимся условиям окружающей среды.

ДЫХАНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ.

У тренированных людей при напряженной мышечной работе объем легочной вентиляции возрастает до 50-100 л/мин по сравнению с 5-8 л в состоянии относительного физиологического покоя. Повышение минутного объема дыхания при физической нагрузке связано с увеличением глубины и частоты дыхательных движений. При этом у тренированных людей, в основном, изменяется глубина дыхания, у нетренированных - частота дыхательных движений.

При физической нагрузке увеличивается концентрация в крови и тканях углекислого газа и молочной кислоты, которые стимулируют нейроны дыхательного центра как гуморальным путем, так и за счет нервных импульсов, поступающих от сосудистых рефлексогенных зон. Наконец, активность нейронов дыхательного центра обеспечивается потоком нервных импульсов, поступающих от клеток коры головного мозга, обладающих высокой чувствительностью к недостатку кислорода и к избытку углекислого газа.

Одновременно возникают приспособительные реакции в сердечно-сосудистой системе . Увеличиваются частота и сила сердечных сокращений, повышается артериальное давление, расширяются сосуды работающих мышц и суживаются сосуды других областей.

Таким образом, система дыхания обеспечивает возрастающие потребности организма в кислороде. Системы же кровообращения и крови, перестраиваясь на новый функциональный уровень, способствуют транспорту кислорода к тканям и углекислого газа к легким.


Органы дыхания, осуществляющие постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, являются одной из важнейших жизнеобеспечивающих систем в человеческом организме. Непрерывное поступление в кровь кислорода, также как и постоянное выделение из крови углекислот газа, - основная функция дыхательной системы, без которой немыслима жизнь любого живого организма на Земле...

Работу дыхательной системы можно разделить на два основных этапа.

Первый - это проведение воздуха по верхним дыхательным путям (носу, носоглотке, гортани, трахее и бронхам) к легким, где в альвеолах осуществляется газообмен между воздухом и кровью: из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови в воздух - углекислый газ.

Второй - собственно газообмен: в кровеносных сосудах, приносящих кровь к легким, циркулирует венозная кровь, бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом, а от легких к тканям и органам устремляется кровь, обогащенная кислородом и освобожденная от углекислого газа.

Дыхательная система новорожденных детей, как и другие органы и системы, имеет целый ряд возрастных особенностей. Эти особенности, с одной стороны, обеспечивают необходимый для новорожденного режим работы системы дыхания, а с другой - обусловливают предрасположенность к осложнениям, характерным только для этого возраста.

Особенности дыхательной системы новорожденного

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей новорожденного гораздо обильнее, чем в более старшем возрасте, снабжаются кровью, что создает предпосылки для развития отека. В связи с этим у новорожденных и детей первых месяцев жизни очень часто отмечается затруднение носового дыхания. Этому способствует и то, что у детей первых месяцев жизни носовые ходы анатомически узки. Поэтому у младенцев при развитии вирусного или бактериального насморка в первую очередь развивается резко выраженный отек слизистой носоглотки, вслед за чем начинается обильное истечение слизи. Эти симптомы, характерные для ринита в любом возрасте, у новорожденных и детей первых месяцев жизни выражены наиболее ярко, что усугубляется еще и тем, что малыши в этом возрасте еще не умеют дышать ртом. Поэтому при появлении воспалительного процесса в носоглотке у новорожденного ребенка резко нарушается сон и процесс кормления, - ведь для того чтобы обеспечить адекватное поступление воздуха в легкие при насморке, ребенок должен кричать.

  • Следует особо остановиться на возрастных особенностях гортани.У малышей имеющих избыточный вес, склонных к аллергическим реакциям, слизистая оболочка гортани в еще большей степени предрасположена к отеку. Поэтому у «пухленьких» малышей,находящихсянаискусственном вскармливании (именно они часто страдают лишним весом), часто развивается достаточногрозное осложнениепростудных и особенно вирусных заболеваний - ларингит со стенозом гортани. Вследствие отека закрывается значительная часть просвета гортани, и малышу трудно дышать. Это состояние требует экстренной медицинской помощи.
  • Анатомически узкими являются у новорожденных трахея и бронхи. Поэтому при возникновении воспалительного процесса в этой части дыхательной трубки у младенцев может достаточно быстро развиться дыхательная недостаточность вследствие затруднения поступления воздуха в альвеолы легких.
  • Между глоткой и внутренним ухом человека имеется так называемая слуховая (евстахиева) труба, основное значение которой заключаетсяв поддержаниипостоянства давления во внутреннем ухе. У малышей первых месяцев жизни евстахиева труба отличается тем, что имеет достаточно широкийпросвет приотносительно малой длине. Это создает предпосылки для более быстрого распространения воспалительного процесса из носо- и/или ротоглотки в полость уха. Именно поэтому отиты чаще случаются у детей раннего возраста, у дошкольников и школьников вероятность их возникновения уже меньше.
  • Еще одной важной и интересной особенностью строения органов дыхания у младенцев является то, что у них отсутствуют придаточные пазухи носа (они начинают формироваться только к 3 годам), поэтому у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита.
  • Легкие новорожденного развиты недостаточно хорошо. Рождается ребенок с легкими, альвеолы которых практически полностью заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами). Жидкость эта стерильна и в течение первых двух часов жизни постепенно выделяется из дыхательных путей, благодаря чему воздушность легочной ткани повышается. Этому способствует и то, что на протяжении первых часов жизни новорожденный ребенок обычно продолжительное время кричит, совершая глубокие вдохи. Но, тем не менее, развитие легочной ткани продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Первый вдох

Жизнь ребенка как самостоятельного организма начинается в тот миг, когда он совершает свой первый вдох. Происходит это сразу после рождения и пересечения пуповины, соединяющей его с материнским организмом. До этого на протяжении всего периода внутриутробного развития газообмен между организмом плода и окружающей средой осуществлялся посредством маточно-плацентарного кровообращения: плод получал артериальную кровь, обогащенную кислородом, и отдавал матери свою кровь, насыщенную углекислым газом. Но как только эта связь прерывается, происходит запуск сложного механизма, направленного на стимуляцию дыхательного центра новорожденного, расположенного в мозге.

Мощной стимуляции дыхательного центра способствует и то, что на протяжении последних часов родового акта плод испытывает умеренное кислородное голодание, нарастающее постепенно, вследствие чего в крови растет концентрация углекислоты. Именно этот фактор является одним из важнейших раздражителей, побуждающих новорожденного ребенка сделать глубокий вдох и громко закричать сразу после рождения.

Правильный уход – это важно!

Дыхание у новорожденных и детей первых месяцев жизни осуществляется в основном за счет сокращения диафрагмы - мышцы, отделяющей грудную полость от брюшной, в отличие от взрослых людей и детей старшего возраста, у которых в процессе дыхания также принимают участие межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Поэтому у младенцев функция дыхания страдает при проблемах, связанных с функцией пищеварительного тракта: при запорах, повышенном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема, что, в свою очередь, вызывает нарушение сократительной функции диафрагмы и, соответственно, затруднение дыхания. Поэтому так важно следить за регулярным опорожнением кишечника малыша, не допускать повышенного газообразования. Также очень важно не пеленать ребенка слишком туго: это ограничивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Чтобы малыш не болел

Говоря об особенностях дыхательной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, следует особенно остановиться на вопросах профилактики заболеваний этих органов. Заболевания дыхательной системы занимают лидирующие позиции среди всех болезней раннего возраста. Что же нужно предпринимать родителям, чтобы их малыши как можно меньше болели простудными и вирусными ринитами, фарингитами, ларингитами и бронхитами?

Прежде всего, необходимо поддерживать здоровый микроклимат в помещении. Это подразумевает оптимальную температуру (23-24° С) и достаточную влажность воздуха. Особенно это актуально в зимний период, когда из-за отопления в помещении создаются условия, негативно сказывающиеся на органах дыхания человека любого возраста. Особенно уязвимые органы дыхания младенцев реагируют на эти негативные факторы в первую очередь. Повышенная температура и особенно сухость воздуха в обогреваемом помещении нарушают барьерную функцию слизистой носоглотки. Пересыхая, слизистая перестает эффективно сопротивляться проникновению вирусов и микробов. Поэтому нужно контролировать температуру воздуха в комнате, где находится ребенок, и при необходимости устанавливать в ней увлажнители.

Важно не закутывать ребенку лицо во время прогулок. Излишнее укутывание способствует тому, что слизистые дыхательных путей малыша развиваются в «тепличных» условиях. Поэтому случайное поступление в дыхательные пути холодного воздуха может стать причиной развития простудного заболевания.

Как уже говорилось выше, носовые ходы новорожденного ребенка анатомически узки, поэтому при проведении туалета необходимо регулярно освобождать их от корочек. Делать это надо с особой осторожностью при помощи ватного жгутика, а не ватных палочек, потому что слизистая новорожденного чрезвычайно нежна, уязвима и гораздо более обильно, чему взрослых, кровоснабжается - повреждение ее чревато обильным кровотечением и развитием воспалительного процесса.

При уже возникшем насморке необходимо регулярно освобождать полость носа от слизи с помощью груши (выпустить воздух из груши, ввести в нос малыша и дождаться, пока стенки груши расправятся) или специального приспособления, а при необходимости по назначению врача использовать сосудосуживающие капли в нос, помогающие избавить младенца от выраженного отека слизистой носоглотки и обеспечить адекватное поступление воздуха вдыхательные пути.

В периоды повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ нужно проводить профилактику этих заболеваний у всех членов семьи, ограничить визиты посторонних людей. Всем взрослым стоит провести вакцинацию от гриппа. Хорошей мерой профилактики вирусных заболеваний дыхательных путей является смазывание носа малыша противовирусными мазями (например, мазью ВИФЕРОН, ГРИППФЕРОН). Эти мази, кроме своего основного противовирусного действия, создают на слизистой носа защитную пленку, которая обеспечивает дополнительный защитный барьер на пути проникновения вирусов.

Основными мерами профилактики простудных и вирусных заболеваний органов дыхания являются грудное вскармливание и рациональный режим ухода за новорожденным. Грудное вскармливание обеспечивает постоянное поступление в организм новорожденного иммуноглобулинов матери, защищая малыша от большинства заболеваний. С первых недель жизни ребенка нужно уделять внимание закаливающим процедурам: проводить воздушные ванны, гигиенический массаж и гимнастику. Все эти процедуры способствуют лучшему развитию дыхательной мускулатуры, оптимизируют кровообращение (в том числе и в грудной клетке), укрепляют защитные силы организма.

Необходимы продолжительные прогулки с ребенком на свежем воздухе, регулярные (дважды в день) сквозные проветривания детской комнаты (в то время, когда там нет малыша).

Постарайтесь так организовать процедуру купания, чтобы ребенок полюбил ее: это прекрасная закаливающая процедура, кроме всего прочего положительно сказывающаяся на всем развитии ребенка, в том числе и на развитии его дыхательной системы.

Излишне говорить о том, что курение любого члена семьи негативно сказывается наорганизменоворожденного.Вдыхание даженичтожных концентрацийтабачного дыма вызывает нарушение двигательной функции ворсинчатого эпителия слизисто оболочки дыхательных путей, что влечет собой развитие склонности к затяжным и рецидивирующимринитам,трахеитам и бронхитам. Дети курильщиков значительно чаще страдают и аллергическими заболеваниями дыхательных путей, у них часты астматические бронхиты, в последующем развивающиеся в такое тяжелое заболевание, как бронхиальная астма.

Здоровье человека закладывается в период внутриутробного развития. А первый месяц жизни во многом предопределяет то, как реализуетсяпотенциал,заложенный внутриутробно. Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы наши дети как можно реже болели: отсутствие простудных и вирусных заболеваний на первом году жизни ребенка - хороший фундамент для крепкого организма.

Как дышится крохе?

Даже при соблюдении всех мер предосторожности, свободном пеленании, обеспечении нормальной деятельности кишечника новорожденного дыхание ребенка первых месяцев жизни остается поверхностным.

Поверхностное дыхание недостаточно обеспечивает кислородом кров малыша, этот дефицит компенсируется за счет увеличения частоты дыхательных движений. Если у взрослых нормальной частотой дыхания является 18-19 дыхательных движений в минуту, у детей младшего возраста - 25-30, то у новорожденных - 40-60.

Новорожденный ребенок дышит часто, но и этой частоты может оказаться недостаточно - при таких нагрузках, как кормление и перегревание, частота дыхательных движений может возрасти. Если при этом нет затруднения дыхания, одышки, то учащение дыхания при подобных нагрузках является нормой. Важно следить за характером дыхания: если его учащение сопровождается дыхательными шумами, включением в акт дыхания вспомогательной мускулатуры, раздуванием крыльев носа и стоном, то это является явной патологией, о которой нужно немедленно сообщать врачу.

Известно, что дыхательные движения у плода возникают на 13-й неделе внутриутробного периода. Однако они происходят при закрытой голосовой щели. В период родов нарушается трансплацентарное кровообращение, а при пережатии пуповины у новорожденного - его полное прекращение, что вызы­вает значительное снижение парциального давления кислорода (рО 2), повыше­ние рСО 2 , снижение рН. В связи с этим возникает импульс от рецепторов аорты и сонной артерии к дыхательному центру, а также изменение соответ­ствующих параметров среды вокруг самого дыхательного центра. Так, напри­мер, у здорового новорожденного ребенка рО 2 снижается с 80 до 15 мм рт. ст., рСО 2 возрастает с 40 до 70 мм рт. ст., а рН падает ниже 7,35. Наряду с этим имеет значение и раздражение кожных рецепторов. Резкое изменение температуры и влажности вследствие перехода от внутриутробного окруже­ния к пребыванию в атмосфере воздуха в комнате является дополнительным импульсом для дыхательного центра. Меньшее значение, вероятно, имеет так­тильная рецепция при прохождении по родовым путям и во время приема новорожденного.

Сокращение диафрагмы создает отрицательное внутригрудное давление, что облегчает вхождение воздуха в дыхательные пути. Более значительное со­противление вдыхаемому воздуху оказывают поверхностное натяжение в аль­веолах и вязкость жидкости, находящейся в легких. Силы поверхностного на­тяжения в альвеолах уменьшаются сурфактантом. Легочная жидкость быстро всасывается лимфатическими сосудами и кровеносными капиллярами, если происходит нормальное расправление легкого. Считается, что в норме отри­цательное внутрилегочное давление достигает 80 см вод. ст., а объем вдыхае­мого воздуха при первом вдохе составляет более 80 мл, что значительно вы­ше остаточного объема.

Регуляция дыхания осуществляется дыхательным центром, располо­женным в ретикулярной формации ствола мозга в области дна IVжелудочка. Дыхательный центр состоит из трех частей: медуллярной, которая начинает и поддерживает чередование вдоха и выдоха; апноэтической, которая вызы­вает длительный инспираторный спазм (расположена на уровне средней и нижней части моста мозга); пневмотаксической, которая оказывает тормо­зящее влияние на апноэтическую часть (расположена на уровне верхней части моста мозга).

Регуляция дыхания осуществляется центральными и периферическими хе-морецепторами, причем центральные хеморецепторы являются основными (в 80%) в регуляции дыхания. Центральные хеморецепторы более чувстви­тельны к изменению рН, и их главная функция состоит в поддержании по­стоянства Н + -ионов в спинномозговой жидкости. СО 2 свободно диффунди­рует через гематоэнцефалический барьер. Нарастание концентрации Н + в спинномозговой жидкости стимулирует вентиляцию. Периферические хемо- и барорецепторы, особенно каротидные и аортальные, чувствительны к изме­нению содержания кислорода и углекислого газа. Они функционально ак­тивны к рождению ребенка.

В то же время пневмотаксическая часть дыхательного центра созревает лишь на протяжении первого года жизни, чем и объясняется выраженная аритмичность дыхания. Апноэ наиболее часты и длительны у недоношенных детей, причем чем ниже масса тела, тем чаще и длительнее апноэ. Это свиде­тельствует о недостаточной зрелости пневмотаксической части дыхательного центра. Но еще большее значение в прогнозе выживаемости недоношенных детей имеет быстро нарастающее учащение дыхания в первые минуты жизни новорожденного. Это свидетельство недостаточности развития также апноэтической части дыхательного центра.

Дыхательным центром называется совокупность нейронов, обеспечивающих деятельность аппарата дыхания и его приспособление к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Эти нейроны на­ходятся в спинном, продолговатом мозге, варолиевом мосту, гипоталамусе и коре большого мозга. Основной структурой, задающей ритм и глубину Дыхания, является продолговатый мозг, который посылает импульсы к мотонейронам спинного мозга, иннервирующим дыхательные мышцы. Мост, гипоталамус и кора контролируют и корригируют автоматическую Деятельность нейронов вдоха и выдоха продолговатого мозга.

Дыхательный центр продолговатого мозга является парным, симмет­рично расположенным на дне ромбовидной ямки образованием. В его состав входят две группы нейронов: инспираторные, обеспечивающие вдох, и экспираторные, обеспечивающие выдох. Между этими нейронами суще­ствуют реципрокные (сопряженные) соотношения. Это значит, что возбу­ждение нейронов вдоха сопровождается торможением нейронов выдоха и, наоборот, возбуждение нейронов выдоха сочетается с торможением ней­ронов вдоха. Мотонейроны, иннервирующие диафрагму, расположены в III-IV шейных сегментах, иннервирующие межреберные дыхательные мышцы, - в Ш-ХН грудных сегментах спинного мозга.

Дыхательный центр очень чувствителен к избытку углеки­слого газа , который является его главным естественным возбудителем. При этом избыток СО 2 действует на дыхательные нейроны как непосред­ственно (через кровь и спинномозговую жидкость), так и рефлекторно (че­рез хеморецепторы сосудистого русла и продолговатого мозга).

Роль СО 2 в регуляции дыхания выявля­ется при вдыхании газовых смесей, содержащих 5-7% СО 2 . При этом про­исходит увеличение легочной вентиляции в 6-8 раз. Вот по­чему при угнетении функции дыхательного центра и остановке дыхания наиболее эффективным является вдыхание не чистого О 2 , а карбогена, т.е. смеси 5-7% СО 2 и 95-93% О 2 . Повышенное содержание и напряжение ки­слорода в среде обитания, крови и тканях организма (гипероксия) может привести к угнетению дыхательного центра.



После предварительной гипервентиляции, т.е. произвольного увели­чения глубины и частоты дыхания, обычная 40-секундная задержка дыха­ния может возрасти до 3-3,5 минут, что указывает не только на увеличение количества кислорода в легких, но и на уменьшение СО 2 в крови и сниже­ние возбуждения дыхательного центра вплоть до остановки дыхания. При мышечной работе в тканях и крови возрастает количество молочной ки­слоты, СО2, которые являются мощными стимуляторами дыхательного центра. Снижение напряжения СО 2 в артериальной крови (гипоксемия) со­провождается увеличением вентиляции легких (при подъеме на высоту, при легочной патологии).

Механизм первого вдоха новорожденного

У родившегося ребенка после перевязки пуповины прекращается га­зообмен через пупочные сосуды, контактирующие в плаценте с кровью матери. В крови новорожденного накапливается углекислый газ, который, так же как и недостаток кислорода, гуморально возбуждает его дыхатель­ный центр и вызывает первый вдох.

Рефлекторная регуляция дыхания осуществляется постоян­ными и непостоянными рефлекторными влияниями на функцию дыха­тельного центра.

Постоянные рефлекторные влияния возникают в результате раздражения следующих рецепторов:

1) механорецепторов альвеол – рефлекс Э. Геринга - И. Брейера;

2) механорецепторов корня легкого и плевры - плевропульмональный рефлекс;

3) хеморецепторов сонных синусов - рефлекс К. Гейманса;

4) проприорецепторов дыхательных мышц.

Рефлекс Э. Геринга - И. Брейера называют рефлексом торможения вдо­ха при растяжении легких. Суть его: при вдохе в легких возникают им­пульсы, рефлекторно тормозящие вдох и стимулирующие выдох, а при выдохе - импульсы, рефлекторно стимулирующие вдох. Он является при­мером регуляции по принципу обратной связи. Перерезка блуждающих нервов выключает этот рефлекс, дыхание становится редким и глубоким. У спинального животного, у которого произведена перерезка спинного мозга на границе с продолговатым, после исчезновения спинального шока дыхание и температура тела не восстанавливаются совсем.

Плевропульмональный рефлекс возникает при возбуждении механо­рецепторов легких и плевры при растяжении последних. В конечном итоге он изменяет тонус дыхательных мышц, увеличивая или уменьшая дыха­тельный объем легких.

Рефлекс К. Гейманса заключается в рефлекторном усилении дыха­тельных движений при повышении напряжения СО 2 в крови, омывающей

сонные синусы.

К дыхательному центру постоянно поступают нервные импульсы от проприорецепторов дыхательных мышц, которые при вдохе тормозят ак­тивность нейронов вдоха и способствуют наступлению выдоха.

Непостоянные рефлекторные влияния на активность дыха­тельного центра связаны с возбуждением экстеро- и интерорецепторов:

слизистой оболочки верхних дыхательных путей;

температурных и болевых рецепторов кожи;

проприорецепторов скелетных мышц.

Например, при вдыхании аммиака, хлора, дыма и т.д. наблюдается Рефлекторный спазм голосовой щели и задержка дыхания; при раздражении слизистой оболочки носа пылью - чихание; гортани, трахеи, бронхов-кашель.

Кора большого мозга, посылая импульсы к дыхательному центру принимает активное участие в регуляции нормального дыхания. Именно благодаря коре осуществляется приспособление дыхания при разговоре пении, спорте, трудовой деятельности человека. Она участвует в выработ­ке условных дыхательных рефлексов, в изменении дыхания при внушении и т.д. Так, например, если человеку, находящемуся в состоянии гипноти­ческого сна, внушить, будто он выполняет тяжелую физическую работу, дыхание усиливается, несмотря на то, что он продолжает оставаться в со­стоянии полного физического покоя.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

рисунок 218

рисунок 219

рисунок 220

рисунок 221

рисунок 222

рисунок 223

рисунок 224

рисунок 225

рисунок 226


рисунок 227


рисунок 228

рисунок 229

рисунок 230

рисунок 231

рисунок 232

рисунок 233

рисунок 234

рисунок 235

рисунок 236

Контрольные вопросы

1. Обзор дыхательной системы. Значение дыхания.

2. Полость носа.

3. Гортань.

4. Трахея и бронхи.

5. Строение легких и плевры.

6. Дыхательный цикл. Механизмы вдоха и выдоха.

7. Легочные объемы. Легочная вентиляция.

8. Газообмен в лёгких и транспорт кислорода и углекислого газа кровью.

9. Дыхательный центр и механизмы регуляции дыхания.

Механизм первого вдоха новорожденного.