Программы по развитию памяти. Эйнштейн: Тренировка для ума

Наш мозг нельзя растянуть или подкачать приседом, однако он не меньше мышц нуждается в ежедневных тренировках. Представляем вашему вниманию 5 лучших iOS/Android приложений-тренажеров для мозга, которые помогут вам сохранять свои серые клетки эластичными каждый день, а также скоротать время в пути или очереди. Итак, поехали!

Данное приложение можно установить абсолютно бесплатно. Peak представляет коллекцию мини-игр, которые позволяют тренировать память, речь, ментальную маневренность и… Ах, да, внимание!

В общей сложности приложение открывает доступ к более чем 30 играм, чего достаточно, чтобы занятия не превратились в ежедневную рутину. Бесплатная версия имеет весь необходимый функционал, однако есть возможность внести ежемесячную абонентскую плату £ 3,99, что позволит играть во все игры так часто, как вам хочется, персонализировать свои тренировки и получить больше статистики.

Elevate (бесплатно)

Elevate - серьезный конкурент Peak: данное приложение также содержит немало визуально простых и доступных мини-игр, чтобы проверить вашу память, внимание, остроумие и другие умственные способности.

Elevate предлагает вам ежедневные тренировки и позволяет отслеживать процесс того, как вы становитесь более искусным, тонко настраивая уровни сложности. Платная подписка (£ 5.99/месяц) открывает больше игр и позволяет играть в них так часто, как вы этого хотите.

Lumosity (бесплатно)

Хороший выбор мини-игр, которые специально собраны в ежедневную программу с отслеживанием вашего статуса для предоставления статистики улучшений с течением времени.

Как и с теми соперниками, ежемесячная подписка - £ 8,99 в данном случае - разблокирует больше игр и возможностей. На мобильном телефоне, Lumosity дороже, но тот факт, что вы можете использовать свой веб-сайт с вашего компьютера тоже может подать апелляцию.

Fit Brains Trainer (бесплатно)

Еще один свежий, современный взгляд на тренировки для мозга. Приложение содержит более чем 35 игр, сгруппированных в различные тренировочные сессии, чтобы обеспечить оптимальную ежедневную практику вашей концентрации, памяти, речи и другим навыкам.

Интересно, что Fit Brains Trainer содержит дополнение к играм, основанное на вашем «эмоциональном интеллекте» (EQ). Ежемесячная абонентская плата, составляющая £ 7,99, позволяет разблокировать полный набор функций, недоступный в бесплатной версии.

Cognito (бесплатно)

Приложение Cognito из всех предложенных больше всего соответствует названию «игра», так как тренировать мозг вы будете, выполняя глобальную шпионскую миссию в роли секретного агента. Учебные тесты позволяют улучшать ваши навыки с течение времени и имеют все свойства мини-игр для мозга.

Вы можете играть бесплатно каждый день или получить неограниченный доступ к игре, воспользовавшись абонентской платой в £ 5,99/месяц.

Сайты для тренировки мозга вдогонку

CogniFit - тесты, индивидуальная программа тренировок, измерение прогресса.

Wikium - индивидуальная программа тренировок после прохождения тестирования.

Mnemonica - упражнения для развития памяти, внимания и образного мышления.

Happymozg - онлайн-тренировки для внимания, концентрации, реакций и других функций мозга.

Petruchek - собрание логических игр, чтобы «подразмять мозги».

Brainscale -упражнение-тренажер, которое улучшает оперативную («рабочую») память, совершенствует подвижный интеллект, оптимизирует скорость мышления.

Uplift - собрание игр для тренировки мышления, вычислительных навыков, памяти.

Fitnessbrain - игры и головоломки для развития памяти.

Zanimatika - интересный тест для определения «возраста» своего мозга.

S-mind - сайт о возможностях мозга и развитии интеллекта.

Chisloboi - онлайн-игра на разв скорости счета.

Quantified-mind - множество тестов на развитие вербальных и моторных навыков, краткосрочной памяти, визуального восприятия, скорости реакции и т.д. Единственный минус, сайт на английском языке.

В связи с огромным потоком информации, который нам приходится ежедневно пропускать через себя, наш мозг нуждается в периодической встряске. Мы отобрали 10 приложений, которые станут прекрасной подпиткой для мозга.

Таблица Шульте
[Скачать в App Store ]

Цена: 59 руб
Разработчик: Artem Tselikov

Использование таблицы Шульте на протяжении нескольких десятилетий считается одним из самых эффективных способов тренировки и развития периферического зрительного восприятия. Классические таблицы предусматривают произвольное размещение на квадратном поле букв или цифр, которые требуется сложить в определенном порядке: по убыванию или по возрастанию.

Приложение Таблицы Шульте поможет максимально быстро освоить методику скорочтения, научит сосредоточению и вычленению основной информации. Несколько вариантов размеров таблиц, интуитивно понятный интерфейс и эффективный тренинг внимания в одном простом приложении.

Lumosity Mobile
[Скачать в App Store ]

Цена: бесплатно
Включает встроенные покупки
Разработчик: Lumos Labs

Компания Lumos Labs в этом году отмечает свое десятилетие. Аудитория одной из самых влиятельных платформ для развития интеллектуальных способностей сегодня составляет более 70 миллионов человек. Весь комплекс упражнений, которые предлагает Lumosity , доступен как из веб-интерфейса , так и в виде приложения для мобильных платформ.

В качестве тренировки пользователю предложены более 20 разнообразных игр в мобильной версии приложения и более 40 при авторизации через браузерную версию портала. Игры на развитие логики, памяти, восприятия, ориентации – Lumosity затрагивает практически все отделы мозговой активности. Если вы хотите устроить внушительную встряску головному мозгу и готовы к регулярным упражнениям, Lumosity потребует определенных инвестиций.

Доступ к внушительному списку развивающих заданий распространяется на условиях подписки. Так, месячная подписка обойдется в 899 рублей, а годовая – в 4 790 рублей. Но если вы действительно хотите реорганизовать свою мозговую активность и навести порядок в собственной голове, целесообразность этих расходов оправдана.

Из недостатков Lumosity можно лишь отметить отсутствие русской поддержки, но для работы с приложением базовых знаний английского будет достаточно.

PEAK
[Скачать в App Store ]

Цена: бесплатно
Включает встроенные покупки
Разработчик: brainbow

Комплекс мозговых тренировок PEAK был включен компанией Apple в список лучших приложений прошлого года. Функциональность PEAK очень напоминает Lumosity. Сразу после запуска вам будет предложено выбрать интересующие вас аспекты тренировок, после чего можно приступить к плотному мозговому штурму.

В серии развивающих игр PEAK вас ждут 25 головоломок, разделенных по нескольким категориям. Фокус – ряд упражнения по взаимодействию с фигурами: их сортировка, сопоставление и вычленение. Ловкость – головоломки, требующие быстрого принятия решений и вызывающий определенный мозговой конфуз. Решение проблем – ряд головоломок, в которых особый акцент сделал на работу с числами и геометрическими фигурами. Память – 7 упражнений для тренировки памяти и работе с карточками. Язык – предусматривает освоение навыков по быстрому подбору слов, составлению пар, поиску слов среди буквенной сетки (поддержка только английского языка).

В приложении PEAK также предусмотрена платная подписка и временные тарифные планы. Стоимость месячной подписки – 279 руб. За год безграничного пользования пользователю предложена цена в 2 090 рублей.

Brain+
[Скачать в App Store ]

Цена: бесплатно
Включает встроенные покупки
Разработчик: Brain+

Приложение Brain+ , в отличие от своих главных конкурентов, предлагает более живой интерфейс. Вы столкнетесь не только с минималистичной векторной графикой и простыми головоломками, но и с реальными персонажами и полноценными мини-играми. Весь процесс тренировки построен на интерактивной составляющей. В качестве упражнения на развитие памяти вам будут предложены реальные жизненные ситуации, в которых потребуется запомнить имена и фамилии нескольких собеседников. Для развития логического мышления используется метод рационализации – нахождения оптимального пути прохождения от одного объекта к другому.

Помимо тренировок в Brain+ включена мощная статистическая составляющая, информирующая об их качестве. Раздел Наука предлагает ряд статей, объясняющих необходимость регулярной тренировки мозговой деятельности человека. Увы, все статьи пока исключительно на английском языке, хотя само приложение уже локализовано под русский. Бесплатная версия позволяет тренироваться не более 6 минут на каждом упражнении. Для снятия лимита предусмотрены несколько тарифных планов: месяц подписки обойдется в 219, годовая – в 1 490 рублей.

Elevate
[Скачать в App Store ]

Цена: бесплатно
Включает встроенные покупки
Разработчик: Elevate

Никто не говорил, что обучение будет легким. Сразу после запуска приложения Elevate вам предстоит пройти трехминутный тест на определение ваших способностей. Знание английского языка обязательно, поскольку условия всех заданий и вопросы будут именно на нем. Развитие когнитивных навыков, среди которых внимание, память, математические способности, умение анализировать и концентрироваться – приоритетные направления приложения.

Elevate предлагает более 30 различных упражнений, представленных в занимательной игровой форме. Пользователь может самостоятельно планировать ежедневные тренировки, а Elevate будет напоминать о необходимости тренажа в конкретный момент времени. Исчерпывающая статистическая информация поможет обнаружить слабые места в работе вашего мозга и подобрать тренировки, способные устранить подобные пробелы.

Помимо развития умственных способностей, приложение Elevate станет прекрасным помощником для людей, изучающих английский язык. Большой акцент сделан именно на лингвистическую составляющую: навыки скорочтения, построение предложений, аудирование и выбор правильной смысловой нагрузки.

Доступ к полнофункциональной версии также предоставляется по условиям платной подписки: месяц пользования обойдется в 279 рублей, а подписка на год – в 2 690 рублей.

94%
[Скачать в App Store ]

Цена: бесплатно
Включает встроенные покупки
Разработчик: Scimob

Если на просьбу назвать цвет темного шара 94% ваших знакомых отвечают, что он черный, а ваш вариант ответа – «темно серый», есть смысл поиграть в игру 94%. Простое приложение, которое помогает эффективно развивать ассоциативную память.

«Без чего невозможны путешествия», «То, что часто ломается», «Его всегда не хватает», – подобные вопросы будут преследовать вас на протяжение всей игры. Ваша задача – предложить свои варианты ответа, набрав, как минимум, 94 очка. Отображаемые числа говорят о том, как много людей на поставленный вопрос ответили именно так. Для прохождения каждого уровня придется неплохо напрячь мозговые извилины.

Memorado
[Скачать в App Store ]

Цена: бесплатно
Включает встроенные покупки
Разработчик: Memorado

Разработчики приложения Memorado назвали свое детище «полноценным тренажерным залом для мозга». И такое утверждение неоспоримо. Пользователю будут предложены около 600 разнохарактерных уровней и 19 головоломок на развитие различных участков головного мозга.

При создании серии заданий для Memorado проводились научные исследования, позволившие воздействовать на умственную активность человека не нейроуровне. Глубокий анализ каждого выбранного вами варианта ответа позволяет контролировать весь прогресс совершенствования.

Как и ряд подобных приложений, для снятия всех ограничений Memorado предлагает платную подписку. Тарифные планы более гуманны по сравнению с конкурирующими продуктами: месяц Премиума стоит 219 рублей, а за годовую подписку выставлен ценник в размере 1790 рублей.

Математум
[Скачать в App Store ]

Цена: бесплатно
Включает встроенные покупки
Разработчик: Kirill Dyakonov

Гениальный русский ученый М. Ломоносов говорил: «Математика ум в порядок приводит». Спорить с изречением величайшего научного полиглота вряд ли стоит, ведь именно цифры, числа и вычисления помогают тренировать мозг. Приложение МатематУМ предлагает серию тренировок для развития ваших навыков в области быстрых арифметических вычислений.

Скорость мышления, внимание, реакция – путь к развитию этих достоинств человеческого мозга лежит через регулярный математический тренаж. В приложении предусмотрены несколько режимов тренировок, каждый из которых состоит из простых математических примеров. Скорость и правильность ответов – главный критерий оценки.

Ценовая политика разработчиков основана на снятии ограничений с определенных уровней, полном доступе или отдельном «слове благодарности» в виде 169 рублей.

Fit Brains Trainer
[Скачать в App Store ]

Цена: бесплатно
Включает встроенные покупки
Разработчик: Rosetta Stone

Компания Rosetta Stone в первую очередь известная своей эффективной серией курсов по изучению иностранных языков. Но ни один полиглот не обходится без тренировки интеллекта. В Fit Brains Trainer включена масса упражнений на развитие логики, концентрации, скорости реакции, ассоциативной и зрительной памяти.

В приложении предусмотрены 24 разнообразных игры, подробная статистическая сводка, помогающая контролировать ваш прогресс, и ряд рекомендациях, помогающих определиться на каких упражнениях следует сконцентрировать внимание.

Fit Brains Trainer – одно из немногих приложений, внутриигровые покупки которого предусматривают вариант разовой оплаты. За 1 490 рублей вы получаете пожизненную подписку на все пакеты упражнений. Стоимость месяца использования – 279 рублей.

(3.67 из 5, оценили: 3 )

сайт В связи с огромным потоком информации, который нам приходится ежедневно пропускать через себя, наш мозг нуждается в периодической встряске. Мы отобрали 10 приложений, которые станут прекрасной подпиткой для мозга. Таблица Шульте [Скачать в App Store] Цена: 59 руб Разработчик: Artem Tselikov Использование таблицы Шульте на протяжении нескольких десятилетий считается одним из самых эффективных способов тренировки...

Продолжая тему концентрации, я решил составить ТОП-5 приложений для iOS и Android, призванных повысить умственные способности, о которых я рассказывал в майндшоу МОТИВ.

Такие приложения значительно повышают продуктивность работы памяти, внимания, концентрации и мозга в целом, что влияет на качество нашей жизни, делает ее полнее, интереснее и гораздо результативнее. Мы начинаем замечать больше, помнить дольше и мыслить гораздо эффективнее. Эта статья не является рейтингом, а просто 5 самых удачных и стоящих приложений, которые я использовал в ходе собственного развития. Если вы еще не знаете, то уровень и скорость работы нашего мозга в разных областях жизнедеятельности зависит от количества активных сетей — аксонов, соединяющих нейроны, которые активно проводят нервные импульсы. Мозг работает благодаря сети из 90 миллиардов нейронов, которые на сегодняшний день не до конца изучены нейробиологами, чтобы они могли нам с уверенностью сказать, как это соотносится с тем, что принято называть разумом. Если попытаться объяснить одним предложением, то — чем больше мы тренируем свой мозг при помощи разных упражнений, тем активнее включаются и «оживают» разные зоны мозга, что приводит к увеличению наших умственных способностей.

1. Таблицы Шульте

Один из самых эффективных тренажеров для развития внимания, памяти и навыков скорочтения. Очень здорово развивает периферийное зрение и лобные доли мозга, которые отвечают за ориентацию в пространстве, образное мышление, а также за интуитивные способности и стратегическое мышление.

Тренируясь 10 минут в день, можно значительно увеличить свой «буфер» памяти, восприятия и успокоить ум. Главное правильно выполнять упражнения — об этом можно прочитать в статье про , если у вас нет устройства Apple, то тренажер есть .

2. Скорочтение

Уникальное приложение, советую всем, кто хочет быстро читать, усваивать информацию и повышать интеллектуальные способности. Многоуровневая тренировка в виде различных игр-тренажеров, где вы получаете «ранги» и «звания». По мере того как ваш уровень и скорость чтения растет, тренажеры становятся более сложными и открываются их новые виды. Приложение явно создано с душой и мастерами в области скорочтения. По мере тренировок, через неделю, вторую, ощущается ясность мысли и быстрота реакций при работе с различными потоками информации.

3. Lumosity

Лидер мирового рынка в области интеллектуальных тренажеров и игр как онлайн, так и на гаджет-устройствах. Они появились годы тому назад и успели заработать сотни миллионов на своем творении. Онлайн версия насчитывает более 40 игр на тренировку внимания, многозадачности, кратковременной и долговременной памяти, фокуса (концентрации), стресс-менеджмента и т. д. Мобильная версия имеет до 20 игр. Требует подписки, которая работает как в онлайне, так и на мобильном устройстве, в режиме free работает не в полном объеме.

4. PEAK

Новый app, который позиционирует себя как мобильный gym для вашего мозга. Возможно, этому приложению стоит дать почетное место в одном из рейтингов, так как это явно свежий взгляд на тренировку во имя восстановления активных импульсов аксонов и нейронов. Уникальность приложения в том, что можно выбрать, какую именно область вы хотите улучшить — запоминание языков, чисел, мультики-задачность и прочее… Как говорят разработчики: «More you train, more you gain», 5 минут в день и эффект не заставит себя ждать.

Peak - Brain Trainer (iOS)

5. Тесты и Задачи

— помогут вам действительно включить различные области мозга. Приложение в котором более 1100 упражнений в 17 категориях, среди них множество головоломок, логических задач, психологических и математических тестов заставляющих вас думать, смеяться и отдыхать вместе с компанией, которая хотя бы иногда задумывается о состоянии своего мозга.

Всегда рад вашим комментариям, где вы делитесь вашим мнением, опытом или личным взглядом на области саморазвития.

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника - все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти .

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации . Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание» , игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

Представленная программа включает в себя не только упражнения на развитие разных видов памяти, но и физические упражнения, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

В занятиях используются словесный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей. При составлении заданий и упражнений для занятий учитывались психологические и индивидуальные особенности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Память – самая долговечная из наших способностей.

Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. (Р.С.Немов)

Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Память – психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

Если классифицировать память по времени, то можно выделить такие ее виды, как кратковременная, оперативная и долговременная. Кратковременная память хранит информацию не более 20 секунд. Оперативная память сохраняет текущую информацию, необходимую лишь для выполнения определенного действия.

Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности в течение дня, месяца, года или всей жизни.

Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрения, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Следовательно, выделяют зрительную , слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память .

Особое значение имеет деление памяти на непосредственную и опосредовательную по критерию развитости процессов запоминания. Непосредственная память отличается слабой обработкой запоминаемого материала. В таких случаях материал просто заучивается, благодаря многократному повторению, зазубривается.

Опосредованная память – это качественно более высокое запоминание, логическое, когда человек ищет способы запоминания, анализирует, сравнивает материал.

Произвольное запоминание – запоминание по установке на запоминание.

Непроизвольное запоминание – запоминание без намерения запомнить.

Важно осуществить как можно быстрее переход непроизвольной памяти в произвольную. Этот переход осуществляется поэтапно:

Выделение и осознание ребенком цели запоминания;

Формирование действий и операций запоминания (для этого занятия по смысловой группировке слов, установлению ассоциативных связей между запоминаемым предметом и хорошо знакомыми предметами. Используются наглядные образы для запоминания. Сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания показали, что при глубоком проникновении в смысловое содержание материала, при мыслительной переработке воспринятого материал сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но без активной интеллектуальной деятельности. Поэтому так важно развивать смысловую (словесно – логическую память), которая заключается в запоминании и воспроизведении мыслей.

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого – педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

В предлагаемом курсе развивающих занятий мы ставили следующие цели:

1.Развитие памяти.

Расширение объема памяти;

Развитие зрительной, слуховой памяти;

Развитие логического, ассоциативного и образного запоминания.

2.Формирование познавательной активности.

3. Профилактика и развитие мелкой моторики и физического самочувствия детей.

4. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям.

5. Создание атмосферы доверия и дружеского расположения друг к другу.

Представленная программа включает в себя не только упражнения на развитие разных видов памяти, но и физические упражнения, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

В занятиях используются словесный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей. При составлении заданий и упражнений для занятий учитывались психологические и индивидуальные особенности детей.

Занятия проводились в групповой и индивидуальной форме, в хорошо проветренном помещении, при хорошем освещении. Кабинет оснащен удобной мебелью, по возрасту детей (столы, стулья). Численность группы составляет 5 человек, возраст 5-5,5 лет. Длительность занятий 20 - 25 минут по два раза в неделю.

Развивающая программа.

Занятие № 1

Цель: развитие слуховой памяти и внимания .

1. «Давайте поздоровается»

Цель:

Инструкция: « Ребята, в начале каждого нашего занятия мы с вами будем здороваться необычным способом. Каждый из вас будет поворачиваясь друг к другу, прикладывать свои ладошки к ладошкам соседа. При этом произносим «здравствуй».

Ход упражнения .

2. Упражнение на развитие слуховой памяти

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал: набор односложных слов.

Инструкция: «Запомни и повтори слова: вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье»

Ход упражнения.

Участникам предлагается запомнить слова. Взрослый говорит цепочку слов, в произвольном порядке. Задача ребенка – повторить цепочку слов без ошибок»

3. «Похлопай в ладоши»

Цель : развитие памяти и слухового внимание.

Стимульный материал : бубен.

Инструкция: «Сейчас, я простучу в бубен в определенном ритме, а ты должен в точности повторить его»

Ход упражнения .

Психолог бьет в бубен, выстукивая простой ритмический рисунок. Задача игроков – хлопая в ладоши, в точности его повторить. Постепенно ритмический рисунок нужно усложнять: увеличивать его длительность, делать более сложным в плане исполнения.

4. Пальчиковая гимнастика.

Цель

Стимульный материал : «Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя. А вот и вся семья».

Инструкция:

Ход гимнастики.

Психолог произносит слова, показывает движения пальцев. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. «Назови овощи»

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал : стихотворение «Овощи» Я. Тувим

Инструкция: «Я сейчас причитаю стихотворение. А вы постарайтесь его запомнить. После того как я его прочитаю, вы повторите стихотворение».

Ход упражнения .

Участникам предлагается послушать стихотворение и запомнить его. Задача ребенка – повторить стихотворение без ошибок.

6.«Прощание»

Цель:

Инструкция: « Ребята, в начале каждого нашего занятия мы необычно здороваемся, а в конце занятия будем необычно прощаться. Сейчас я покажу, как мы будем это делать.

Ход упражнения .

Дети стоят по кругу, психолог объясняет и показывает, как будет проходить ритуал прощания. После объяснения дети начинают выполнять упражнения.

Занятие № 2

Цель: Развитие зрительной памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки в группе.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться улыбаясь друг другу, будем дарить улыбки. При этом произносим «здравствуй».

Ход упражнения .

Дети сидят на стульчиках, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2. Игра «Магазин»

Цель: развитие зрительной памяти.

Стимульный материал : карточка с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочках с различным узором, карточки с изображением пустых тарелочек, карточки с фруктами.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы отправимся в продуктовый магазин, покупать фрукты. Это прилавок с фруктами (психолог показывает карточку с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочке) каждый фрукт лежит на своей тарелочке. Вы внимательно посмотрите на какой тарелочке лежит каждый фрукт (затем психолог убирает карточку с фруктами). У вас у каждого есть пустая тарелочка, вы должны взять себе тот фрукт который лежал именно на вашей тарелочке».

Ход упражнения .

Детям предлагают для запоминания карточку с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочках с различным узором. Затем детям предъявляется карточки с изображением пустых тарелочек, а детям нужно взять, тот фрукт, какой лежал в данной тарелочке.

3. Упражнение на развитие зрительной памяти

Цель : развитие зрительной памяти.

Стимульный матерал : 4 цветных картинки различной формы с изображенными на них значками.

Инструкция: « Сейчас я покажу вам карточки, нужно запомнить их цвет, форму и то что на них изображено. После этого я даю вам такие же карточки только без рисунка, вы должны нарисовать в карточках рисунки самостоятельно».

Ход упражнения.

Детям предъявляются 4 цветные различной формы с изображенными на них значками. Затем детям предлагаются точно такие же по цвету и форме карточки, только без изображенных на них значков. Дети по очереди изображают эти знаки на доске, при необходимости исправляя друг друга.

4. Дыхательная гимнастика

подготовке детей к школе».

Цель : развитие слуховой, двигательной памяти, мышления, речи, внимания.

Стимульный материал : «Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в большом краю –

Всех я вас приветствую! ».

Т.Сикачева

Инструкция: «Давайте поиграем с пальчиками. Я сейчас покажу, как мы будем играть с пальчиками. Смотрите внимательно».

Ход гимнастики: Психолог произносит слова, показывает движения -пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. Упражнение «Найди вазу»

Цель: развитие зрительной памяти.

Стимульный материал: картинка с изображение 8 ваз с разными узорами и 2 вазы с одинаковым узором.

Инструкция: «Сейчас я вам покажу вазу с узором, вы ее рассмотрите внимательно и запомните рисунок на вазе. Вазу я уберу, вам нужно выбрать из нескольких ваз одну с таким же узором».

Ход упражнения.

Детям предлагают внимательно посмотреть на вазу и запомнить ее. Через минуту ваза убирается, а дети рассматривают несколько ваз, выбирают нужную.

6. Игра «Вспомни цвет игрушки»

Цель : развитие зрительной памяти (в данном случае на цвет), учить детей определять предмет по его форме.

Стимульный материал: стол, небольшая коробка или мешочек, повязка на глаза, несколько игровых однотонных предметов.

Инструкция: «Ребята у меня в руках волшебный мешочек, если опустишь в него руку, то можно угадать, что в нем лежит. Внимательно рассмотрите каждый предмет на столе, обратите внимание на его цвет и форму.

Все предметы я убираю в волшебный мешочек. Теперь, каждый из вас будет брать из мешочка предмет называть его, говорить какого он цвета».

Ход упражнения.

Психолог показывает детям мешочек и рассказывает, что этот мешочек волшебный. Дети внимательно рассматривают каждый предмет, особое внимание обращая, на его цвет и форму.

После этого психолог поочередно складывает в мешочек все игровые предметы.

Как только все предметы будут сложены в мешок, психолог предлагает поиграть. Выбирает среди детей первого игрока, завязывает ему глаза и просит достать из волшебного мешочка любой из предметов. После того как игрок делает это, ведущий просит его распознать предмет на ощупь и вспомнить, какого он цвета.

Для того, чтобы достать другой предмет из мешочка, ведущий выбирает следующего игрока. После того как игроки распознают все предметы из мешочка и вспоминают их цвета, игра считается законченной.

7. «Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция: «

Ход упражнения .

Занятие № 3

Цель: развитие двигательной, словесной памяти.

1. «Давайте поздоровается»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки в группе.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться только кивая друг другу головой, при этом произносим «доброе утро».

Ход упражнения .

Дети сидят на ковре, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2. Игра «Ласковая просьба»

Цель: развитие словесной памяти, коммуникативных навыков.

Стимульный мариал: карточки с нарисованными на них различными предметами.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с вами в семью. Вы будете моими детьми, а я буду вашей мамой. Я буду давать вам разные поручения. А вы их внимательно слушайте и запоминайте, чтобы выполнить их без ошибок.»

Ход игр: Психолог изображает маму, а все остальные игроки – дети. Игра является сюжетно-ролевой. Мама дает разнообразные поручения детям по поводу того, что они должны принести для дома – дети внимательно слушают мамины просьбы и выполняют их. Особенностью этих просьб состоит в том, что мама просит каждого ребенка принести сразу несколько вещей (карточек изображающих эти вещи). Например: «Таня, давай-ка сварим вкусные щи. Из чего варятся щи? Правильно, из капусты, картошки, морковки. Принеси, пожалуйста, мне капусту, картошку и морковку». Ребенок берет соответствующие карточки и приносит воспитательнице. Если игрок все сделал правильно, то мама хвалит его, а если нет, то ни в коем случае не упрекает, а просто повторяет свою ласковую просьбу и просит ребенка принести то, чего пока недостает. Тут же она обращается с ласковой просьбой и к другому ребенку: «Давай купим игрушки Маше, Оленьке и Саше. Сходи в магазин и купи там куклу, зайчика и машинку». После того как требуемые вещи нашлись, игрок раздает их тем, кому они адресованы, и т.д. Важно, чтобы каждый ребенок мог активно поучаствовать в игре. Остальные дети, пока еще не вступившие в игру, тоже внимательно слушают поручение и проверяют, правильно ли оно было выполнено игроком.

3. Игра «Танцуем от печки»

Цель: развитие навыков двигательной памяти, координации движений.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную танцевальную игру. Я буду подходить к каждому углу, и выполнять в нем определенное движение. Вы смотрите на меня, и запоминайте, какое движение я показываю в первом углу, какое во втором, какое в третьем, какое в четвертом углу. После того как я покажу все движения, вы по очереди их выполняете в той же последовательности».

Ход упражнения: Психолог должен поочередно подходить ко всем углам помещения и в каждом углу выполнять какое-то несложное движение (или принимать позу). Например, в первом углу он встает прямо, держа руки на поясе, во втором – приседает, в третьем – разводит руки в стороны, выставив вперед правую ногу с вытянутым носком, а в четвертом - кружится

на месте. Дети должны внимательно понаблюдать за психологом, после чего, в свою очередь, выполнить все игровые движения в том же порядке и каждое на своем месте. Если игрок правильно справился с заданием, нужно его похвалить, если немного запутался, ненавязчиво подсказать ему то, что забылось.

4. Игра «Повтори мне в тон»

Цель: развитие словесной памяти.

Стимульный материал : слова – трактор, тарелка, мышь, книга, подушка, щетка, зима, карандаш, кубик, утюг.

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете их и постарайтесь запомнить. После того как я назову все слова, вы по очереди, их повторите».

Ход игры: Психолог называет десять слов в произвольной последовательности. Дети по очереди получают слова и называют их самостоятельно. Желательно, чтобы слова по значению не связывались между собой. Задача ребенка – повторить слова в той же последовательности.

5. «Прощание»

Цель:

Инструкция: «

Ход упражнения .

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

Занятие № 4

Цель: развитие слуховой памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться очень необычно. Вы все закроите глазки, после этого каждый, начиная с меня, будет брать соседа за руку, говорить ему «доброе утро», а сосед должен в это время открыть глаза и тоже сказать «здравствуй или доброе утро».

Ход упражнения .

Дети стоят, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2. Игра «Раз, два, три, четыре, пять….»

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал: набор цифр – 5, 2, 10, 1, 3, 8, 7 .

Инструкция: Ребята, сейчас я буду называть цифры, вы внимательно слушаете их и постарайтесь запомнить. После того как я назову все цифры, вы по очереди, их повторите

Ход игры.

Психолог называет цепочку из цифр, располагая их в произвольном порядке. Ребенок должен повторить цепочку чисел без ошибок. Если ребенок не справляется с заданием сразу, то психолог еще раз повторяет цепочку из чисел, проговаривая ее немного медленнее, чтобы ребенок имел возможность все запомнить.

3. Игра «Я нашел на чердаке»

Цель: развивать слуховую память, учить запоминать цепочки слов.

Инструкция: «Ребята сейчас мы отправимся с вами в очень интересное помещение, которое называется чердак. Чердак – это место в доме, куда складываются старые вещи, и поэтому, заглянув на чердак, мы можем найти там самые разные и порой неожиданные вещи. И так представьте, что мы на чердаке, а что вы там увидели, каждый из вас, по очереди нам скажет. Но начинать говорить нужно со слов «Я забрался на чердак и увидел там….» Итак начинаем игру, первой говорить буду я. Психолог: «Я забралась на чердак и нашла там старые бусы». Следующий обязательно должен сказать фразу, которую я сказала и то, что я нашла. Дальше, следующий должен назвать все предметы которые нашли до него».

Ход игры .

Сначала С.Хромова «Психологические игры для детей» психолог объясняет детям, что такое чердак. Психолог объясняет, что ребята по очереди будут рассказывать о том, какие удивительные и неожиданные вещи они нашли на чердаке. При этом каждый игрок начинает свою реплику словами: «Я забрался на чердак и нашел там….(далее следует название какой – либо вещи, якобы обнаруженной на чердаке)». Второй участник, рассказывая о своей находке, должен сначала назвать вещь, о которой рассказал первый игрок, а потом уже назвать свою. Третьему игроку, таким образом, придется назвать то, что нашли два предыдущих игрока, и только потом называть и свою находку.

Например:

Психолог: Я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку.

Первый игрок: А я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку и старые тапочки. Второй игрок: А я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку, старые тапочки и живую обезьянку и т.д.

4. пальчиковая гимнастика

Цель : развитие слуховой, двигательной памяти, мышления, речи, внимания.

Стимульный материал : «- Ножка, ножка, поскарей!

Двигай домик мой сильней».

Л.Савина

Инструкция: «Давайте поиграем с пальчиками. Я сейчас покажу, как мы будем играть с пальчиками. Смотрите внимательно.

Ход гимнастики.

Психолог произносит слова, показывает движения – подушечками пальчев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. Упражнение «Запомни фразы»

Цель: развитие слуховой памяти

Стимульный материал: фразы: Осенью идут дожди.

Дети любят играть.

В саду растут яблони и груши.

В небе летит самолет.

Мальчик помогает своей бабушке.

Инструкция: «Ребята, я сейчас скажу предложения. Вы внимательно их слушаете, постарайтесь запомнить. После того как я их назову, вы постарайтесь повторить их без ошибок.

Ход упражнения.

Психолог читает детям фразы, после прочтения предлагает их повторить.

6. «Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу

Инструкция: «

Ход упражнения .

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

Занятии № 5.

Цель: развитие зрительной, слуховой ассоциативной памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы будем с вами здороваться носиками. Каждый из вас будет прислоняться носиком друг другу. При этом не забывайте говорить «доброе утро», и сосед должен в это время тоже сказать «здравствуй или доброе утро».

Ход упражнения.

Дети стоят, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнение.

2. игра на развитие зрительной ассоциативной памяти.

Цель: развитие зрительной ассоциативной памяти.

Стимульный материал: 7 цветных карточек, произвольно сгруппированных с предметными картинками попарно: капуста – красная, белка – синяя, цветок – белая, шуба – желта, редиска – зеленая, полотенце – оранжевая, портфель – фиолетовая.

Инструкция : «Ребята, сейчас я покажу вам цветные карточки с картинками. Внимательно посмотрите на них, постарайтесь запомнить, на какой из карточек находится каждый предмет. Карточки я убираю. А сейчас буду показывать вам цветные карточки без картинок. Вы должны мне назвать какая картинка была на красной карточке, какая на синей, белой и т.д.»

Ход упражнения.

Психолог показывает детям 7 цветных карточек, просит их запомнить. После, предъявляются пустые цветные карточки, а дети называют картинку соответствующую этой карточке.

3. Упражнение « Расскажи сказку»

Цель: развитие зрительно – слуховой и ассоциативной памяти.

Стимульный материал: Сказка «Лиса и рак». Пиктограммы по содержанию сказки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам сказку «Лиса и Рак» с помощью рисунков (пиктограмм). Постарайтесь запомнить ее, потом будем пересказывать, глядя на рисунки (пиктограммы).

Лиса встретила Рака и говорит ему:

Давай с тобой перегоняться.

Ну, что ж, Лиса, давай.

Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост.

Добежала Лиса до места, обернулась посмотреть, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит: «А я тебя тут давно жду!»

Ход упражнения.

Психолог дает установку на запоминание. Рассказывает сказку с помощью пиктограмм. После прочтения сказки, предлагает пересказать детям.

4. Упражнение «Повтори движение»

5. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Цель: развитие слуховой и ассоциативной памяти.

Стимульный материал: пары слов – праздник – подарок, лимонад – прохлада, стол – пирог, шапка – шарф, ваза – цветок, пчела – мед, дом – окно, будка – собака.

Инструкция : « Сейчас я буду называть слова, добавляя к ним другие. Которые связанны с первым по смыслу. Слушайте внимательно, запомните эти слова.

Ход упражнения.

Психолог зачитывает слова, дети слушают. После прочтения повторяют их.

6. «Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу

Инструкция: «

Ход упражнения .

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

Занятие №6

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

1. «Слепые фотографы (М.Сигимова)»

Цель- развитие памяти, внимания, тактильной чувствительности.

Возраст-4-5 лет

Стимульный материал - несколько игрушек, кубики.

Ход упражнения - детям предлагают запомнить (сфотографировать) несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали.

2. «Запомни движение»

Цель - упражнение развивает зрительно-моторную память и внимание.

Ход упражнения - Педагог выходит на середину комнаты.Дети внимательно следят за движениями его рук и запоминают их.Затем педагог останавливается,а дети должны повторить те движения,которые он им показал.

3. «Чего не стало?»

Цель .Игра развивает зрительную память.

Стимульный материал- муляжи фруктов и овощей.

Ход игры - на столе у педагога разложены муляжи фруктов и овощей. По просьбе педагога дети закрывают глаза, а он убирает со стола один из овощей. Дети по сигналу педагога открывают глаза и называют тот овощ, которого не стало.

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Ход упражнения -дети в течение 10-15 секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все красные предметы (или синие).Один ребенок начинает перечисление, а другие ему помогают. Повторяться нельзя.

5. Упражнение «Отдыхаем»

Цель

Ход упражнения . Педагог предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза. Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз, свободно свисают. Лицо неподвижно. Голова немного опущена.Тело расслаблено.Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В комнате тихо. Все сидят тихо. Слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, ловкими, быстрыми, смелыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими.

Занятие №7

Цель: развитие слуховой памяти и слухового внимания.

1. Игра"Повстречались

Цель - в процессе игры дети тренируют тонкие движения пальцев рук и закрепляют знания об особенностях голосовых реакций животных.

Ход игры. Вначале текст произносит педагог, а затем дети, исполняют роли животных.

Инструкция: «Педагог. Повстречались два котика.(Соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка.)

Ребенок. Мяу-мяу!

Педагог. Два щенка.(Соединяет безымянные пальцы.)

Ребенок. Гав-гав!

Педагог. Два жеребенка.(Соединяет средние пальцы.)

Ребенок. Иго-го!

Педагог. Два поросенка.(Соединяет указательные пальцы.)

Ребенок. Хрю-хрю!

Педагог. Два бычка.(Соединяет большие пальцы.)

Ребенок. Му-у!»

2. Упражнение "Кто больше знает имен"

Цель - Упражнение развивает слухоречевую память.

Ход упражнения . Педагог объясняет детям, что он будет называть какое-нибудь имя рядом сидящему.Тот должен повторить его и назвать следующему участнику свое имя и т.д., по кругу.

3. Игра «Я положил в мешок»

Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.

Ход игры . Взрослый начинает игру словами:"Я положил в мешок яблоки",- следующий играющий добавляет еще одно слово:"Я положил в мешок яблоки и ананасы",-третий говорит:"Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины",- и т.д.

4. Игра "Плавает, летает, рычит."

Цель : Игра развивает слуховую память и слуховое внимание.

Стимульный материал : карточки с изображением птиц, зверей, рыб; бубен.

Инструкция: сейчас мы вместе с вами встанем в круг. Я покажу вам как можно изобразить то или иное движение: рыба- плавает, птица - летает, зверь- рычит.

Ход игры : педагог показывает одну из трех картинок (рыба, птица, зверь), а дети самостоятельно имитируют движения или действия, характерные для рыбы, птицы или зверя. В момент смены картинки педагог ударяет в бубен.

5. Упражнение на расслабление

Цель : Упражнение снимает напряжение с мышц туловища, расслабляет их.

Ход упражнения . Педагог сообщает, что давно не было дождя и овощи

завяли: сначала опустились головки, потом- листики, а потом согнулся весь стебелек до земли. Дети показывают, как завяли овощи. На счет "раз"- опускают головы,"два"- роняют руки вдоль туловища, "три"- приседают на корточки.

Педагог. Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать.(Дети повторяют упражнение в обратном порядке.)

Педагог. Подул ветерок.(Дети поднимают руки над головой.) Зашумели стебельки.(Покачивают руками.) Затих ветерок. (Дети опускают руки вниз)

Занятие № 8

Цель: развитие слуховой памяти

1 «Давайте поздороваемся »

Цель:

Инструкция: ребята, сегодня мы будем здороваться ручками. Сейчас я вам покажу.

Ход упражнения : дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться.

После объяснения дети вместе с психологом начинают выполнять упражнение.

2. Игра-имитация "Дождь"

Цель: развитие слуховой, двигательной памяти, речи, внимания.

Инструкция . Психолог читает стихи, дети выполняют соответствующие движения.

Инструкция: « Ребята, я вам буду читать стихотворение, и показывать движения. Вы смотрите, и повторяйте за мной.

Плыли тучи дождевые: - Лей, дождь, лей!-

(Дети изображают тучки)

Дождинки пляшут, как живые: -Пей, рожь, пей!

(Дети подпрыгивают на носочках, протягивают руки, чтобы напоить рожь.)

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.

(Дети склоняются, как колоски, делают движения, как пьют водичку.)

А теплый дождь неугомонный льет, льет, льет...

(Дети стучат пальчиками по полу, быстро и звонко хлопают в ладоши.)

Вышла Женя погулять,

Стала дождик умолять:

"Дождик, дождик, подожди,

Дождик, дождик, не дожди.

(Дети поднимают руки вверх и просят дождик перестать.)

Ты нам не нужен, не нужны и лужи."

(Дети быстро- быстро топают ножками.)

3. «Кто больше знает имен»

Цель: Упражнение развивает слухоречевую память.

Ход упражнения .Педагог объясняет детям, что он будет называть какое-нибудь имя рядом сидящему.Тот должен повторить его и назвать следующему участнику свое имя и т.д., по кругу.

4. «Сонар- улавливатель звуков» (М. Сигимова)

Цель: Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

Ход упражнения . Психолог предлагает представить, что у них есть волшебный прибор, который помогает услышать любые звуки. И вот этот прибор включен. Что можно услышать в комнате?А на улице?

5. упражнение на развитие слуховой памяти.

Цель : развитие слуховой памяти.

Инструкция : сейчас я прочитаю 10 слов, а вы постарайтесь их запомнить и потом

рассказать мне, кто что запомнил.

Ход упражнения : психолог зачитывает слова, например:ветка, тигр, лепесток, воробей, лист, соловей, волк, ствол, попугай, лиса.Затем спрашивает у каждого из детей, что он запомнил.

6. Упражнение « На берегу»

Азбука общения, Детство-пресс, СПб, 2002г.

Цель: упражнение учит расслабляться.

Ход упражнения. Психолог предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря. Вокруг вас теплый, ласковый песок. Вам предлагается почувствовать, как тепло и приятно вашим головам. Вы можете протянуть руки и ощутить в ладонях теплоту песка, пропустить его через пальцы.Дети могут представить его ласковое и приятное прикосновение. Представляют, как ласково греет солнышко.

7. «Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция:

Ход упражнения

Занятие № 9

  1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: «

Ход упражнения:

  1. Упражнение «Подбери слово»

Цель :

Стимульный материал:

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова – признаки. Например: холод (зимний), солнце (теплое, желтое, яркое и т.д.) »

Ход упражнения:

Цель:

Стимульный материал:

Инструкция:

Ход упражнения: Психолог показывает карточки ,

Цель: развитие смысловой памяти и логического мышления.

Стимульный материал

Инструкция:

Ход упражнения:

Цель:

Ход упражнения:

6. «Прощание»

Цель:

Инструкция: «

Ход упражнения

Занятие №10

Цель: развитие зрительной памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: ребята, сегодня мы будем здороваться щечками. Сейчас я вам покажу.

Ход упражнения : дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться. После объяснения дети вместе с психологом начинают выполнять упражнение.

2. Игра «Веселые колокольчики» (пальчиковая гимнастика)

Цель: игра дает возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений.

Инструкция : «послушайте потешку про пальчики и вслед за мной поочередно загибайте пальцы рук.

Пальчик - пальчик,

Где ты был? С этим братцем-

В лес ходил,

(Дети загибают первый пальчик.)

С этим братцем - Щи варил,

(Дети загибают второй пальчик.)

С этим братцем - Кашу ел,

(Дети загибают третий пальчик.)

С этим братцем - Песни пел!

(Дети загибают четвертый пальчик.)

Пел, пел и уснул.

(Все пальцы сжаты в кулак.)»

3. Упражнение «Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти, навыков счета.

Ход упражнения : из палочек выкладывают фигуры, затем один из детей отворачивается, а другой что- то меняет в фигуре (убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.

4. Игра «Как упали палочки?»

Цель: развитие зрительной паияти и внимания.

Стимульный материал : палочки.

Ход игры : психолог бросает палочки на стол и предлагает детям на счет "раз, два, три " запомнить, как они легли, затем он закрывает палочки и дает задание детям взять столько же палочек и так же разложить их. Потом работы детей сравнивают с оригиналом.

5. Упражнение «Что не так?»

Цель : упражнение тренирует зрительную память.

Стимульный материал : палочки.

Ход упражнения : психолог делит детей на две команды: мальчиков и девочек. В роли отгадчиков вначале может выступать команда мальчиков. Психолог договаривается с девочками о каких- то изменениях в деталях одежды и прически (развязанный бант, разная обувь на ногах, неправильно или сзади застегнутые пуговицы, разного цвета носки или гольфы и т. д.).Девочки вместе с психологом предлагают мальчикам отгадать, что изменилось в их внешности.

Затем команды меняются ролями.

6. Упражнение «Отдыхаем»

Цель - упражнение учит расслабляться.

Ход упражнения . Педагог предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза.

Инструкция: «Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз, свободно свисают. Лицо неподвижно. Голова немного опущена.Тело расслаблено.Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В комнате тихо. Все сидят тихо. Слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, ловкими, быстрыми, смелыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими».

7. « Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция: Ребята, наше занятие закончено.Давайте попрощаемся. Вставайте в круг, ставьте свои кулачки в столбик.

Ход упражнения : Дети стоят по кругу, Психолог показывает и объясняет, как будет проходить ритуал прощания.

Занятие № 11 (дополнительное)

Цель: Развитие смысловой памяти.

  1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться носиками. Сейчас я вам покажу».

Ход упражнения: Дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться. После объяснения, дети вместе с психологом начинают выполнять упражнения.

  1. Упражнение «Подбери слово»

Цель

Стимульный материал: набор слов: стол, вода, снег, дым, луна, трава, день, окно, крик.

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова – признаки. Например: холод (зимний), солнце (теплое, желтое, яркое и т.д.)

Ход упражнения: Психолог называет слова, дети произносят слова – признаки.

3 . Упражнение «Узнай и назови»

Цель: развитие знаково-символической функции памяти.

Стимульный материал: разные символы, изображенные на карточках, 10 карточек. К каждой карточке соответствующее слово: сказка (сердце), река(волнистая линия), дождь (стрелка влево), солнце (три кружка), горка (наклонная линия), топор (зигзаг), цветок (треугольник), мышка (овал), дверь (прямоугольник), дерево (крестик).

Инструкция: «Дети, перед вами карточки с изображением разных символов, вам нужно запомнить слова, обозначающие эти символы. Сейчас я их назову».

Ход упражнения: Психолог показывает карточки , при этом к каждой карточке называет соответствующее слов. Дети внимательно смотрят, запоминают.

4. Упражнение «Назови по смыслу»

Цель: развитие смысловой памяти и логического мышления.

Стимульный материал : 6 пар слов, связанных между собой, по смыслу: яйцо – курица – (цыпленок),

Лес – дерево – (доска), дом – город (улица), река – озеро – (море), шуба – холод – (мороз), птица – полет – (гнездо).

Инструкция:

«Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова которые подходят по смыслу. Например: ночь – луна – звезды».

Ход упражнения: Психолог называет слова, дети произносят слова подходящие по смыслу.

5. Упражнение «Разговор с лесом»

Цель: упражнение развивает умение расслабляться.

Ход упражнения: психолог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы и др. Психолог предлагает детям «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо свежему ветерку.

6. «Прощание» Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника.

Цель: объединить детей, все дни занятий в единую прграмму.

Инструкция: « Ребята, наше занятие закончено. Давайте попрощаемся. Ставьте в круг, свои кулачки в столбик.

Ход упражнения : Дети стоят по кругу, психолог напоминает, как будет проходить ритуал прощания.