"сказание о траве емшан" и его литературные обработки - шкатулка. Ведьмины окуривания

Сказание о траве Емшан

Из Галицко-Волынской летописи. Приводится по изданию: Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести – Москва: Детская литература, 1986. – С. 390-391.Пересказ Т.Н. Михельсон, комментарии ее же.
Мономах погубил поганых измаильтян , называемых половцы, изгнал хана их Отрока во Обезы за Железные врата. Сырчан же хан остался у Дона. Тогда Владимир Мономах пил золотым шеломом Дон и захватил землю их всю и загнал окаянных агарян.
По смерти же Владимира Сырчан как рыба ожил. Остался у него гудец Орь. И послал его Сырчан во Обезы к хану Отроку, говоря:
- Скажи Отроку: Владимир умер, воротись, брат, приходи в землю свою. Молви ему мои слова, пой ему песни половецкие. Если же не захочет тебя слушать, дай ему понюхать траву емшан.
Отрок же не захотел вернуться, ни песен слушать. И дал ему Орь траву емшан. Тот же понюхал и, заплакав, сказал:
-Лучше на своей земле костьми лечь, нежели на чужой стороне славну быть.
И пришел во свою землю.
От него родился Кончак, который вычерпал Сулу, пешком ходя, котел нося на плечах.
Из комментариев:
1. Измаильтяне – В средние века считали, что восточные народы – потомки Измаила, сына библейского Авраама и его рабыни Агари, поэтому их называли измаильтянами или агарянами. Иногда их называли сарацинами – потомками Сары (Сарры), жены Авраама.
2. Обезы – Грузия.
3. Железные врата – Дербент.
4. Гудец – певец.
5. Емшан – полынь.
6. Кончак «вычерпал Сулу», то есть опустошил города и сел на ее берегах.
«Сказание пленяет нас поэтичностью и глубоким уважением русских людей к чувству родины у чужого народа» . (С).

А.Н. Майков. Емшан
(взято на Стихии).

Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает...

Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.

И раз у них шел пир горой -
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.

Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.

То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.

И шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе.

Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом,-

Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!

Ему ты песен наших спой,-
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - и он вернется".

Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.

Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!

Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает,-
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.

Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких,-

Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.

И взял пучок травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан - и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился... Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:
"Не царь я больше вам отныне!-
Воскликнул.- Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
Примечание автора: рассказ этот взят из Волынской летописи. Емшан - название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно полынок.
1874 (C)

Микола Вороний.Євшан-зілля

Да луче есть в своей земли костью лечи
инели на чуже славне быти

Лiтопис по Iпатському списку

В давнiх лiтописях наших
Єсть одно оповiдання,
Що зворушує у серцi
Найсвятiшi почування.
Не блищить воно красою
Слiв гучних i мльовничих.
Нi, про инше щось говорить
Те старе оповiдання...
Мiж рядками слiв таїться
В нiм якесь пророкування.
I воно живить надiю,
Певну вiру в iдеали
Тiм, котрi вже край свiй рiдний
Зацурали, занедбали...

Жив у Києвi в неволi
Ханський син, малий хлопчина,
Половецького б то хана
Найулюблена дитина.

Мономах князь Володимир
Взяв його пiд час походу
3 ясиром в полон i потiм
При собi лишив за вроду.
Оточив його почотом
i розкошами догiдно -
i жилось тому хлоп"ятi
i безпечно, i вигiдно.
Час минав. I став помалу
Рiдний степ вiн забувати,
Край чужий, чужi звичаї
Як за рiднi уважати.
Та не так жилося хану
Без коханої дитини:
Тяжко вiку доживати
Пiд вагою самотини!..
Зажурився, засмутився,
Вдень не їсть, а серед ночi
Плаче бiдний та зiдхає,
Сну не знають його очi.
Нi вiд кого вiн не має
Нi утiхи, нi поради, -
Свiт увесь йому здається
Без краси i без принади.
Кличе вiн гудця до себе
I таку держить промову,
Що, мов крав"ю з його серця,
Слово точиться по слову:

"Слухай, старче! Ти шугаєш
Ясним соколом у хмарах,
Сiрим вовком в полi скачеш,
Розумiєшся на чарах.
"Божий дар ти маєш з неба
Людям долю вiщувати,
Словом, пiснею своєю
Всiх до себе привертати.
"Ти пiди у землю руську,
Ворогiв наших країну;
Вiдшукай там мого сина,
Мою любую дитину.
"Розкажи, як побиваюсь
Я за ним i днi i ночi,
Як давно вже виглядають
Його звiдтiль мої очi.
"Заспiвай ти йому пiсню
Нашу рiдну половецьку,
Про життя привiльне наше,
Нашу вдачу молодецьку...
"А як все те не поможе, -
Дай йому євшана-зiлля,
Щоб, понюхавши, згадав вiн
Степу рiдного привiлля!"
I пiшов гудець в дорогу,
Йде вiн три днi i три ночi...
На четвертий день приходить
В мiсто Київ опiвночi.
Крадькома прийшов, мов злодiй
Вiн до сина свого пана
I почав казати стиха
Мову зрадженого хана.
Улещає, намовляє...
Та слова його хлопчину
Не вражають, бо забув вже
Вiн i батька i родину.
i гудець по струнах вдарив!
Наче вiтер у негоду,
Загула невинна пiсня,
Пiсня вiльного народу.
Про славетнiї подiї,
Тi подiї половецькi,
Про лицарськiї походи,
Тi походи молодецькi...
Мов скажена хуртовина,
Мов страшнi Перуна громи, -
Так ревли-стогнали струни
I той спiв гудця-сiроми.
Але ось вже затихає
Бренькiт дужий, акордовий
I, замiсто його, чути
Спiв народний, колисковий.
То спiвець спiває тихо
Пiсню тую, що спiвала
Мати синовi свойому,
Як маленьким колисала.
Наче лагiдна молитва,
Журно пiсня та лунає...
Ось її акорд останнiй
В пiтьмi ночi потопає.
Aле спiв цей нiжний, любий,
Анi перший - сильний, дужий
Не вразив юнацьке серце -
Вiн сидить нiмий, байдужий.
I схилилася стареча
Голова спiвця на груди:
Там, де пустка замiсть серця,
Порятунку вже не буде.
Але нi! Ще є надiя
Тут, на грудях, в сповиточку!
I тремтячими руками
Розриває вiн сорочку,
I з грудей своїх знiмає
Вiн євшан, чарiвне зiлля,
I понюхать юнаковi
Подає оте бадилля.
Що це враз з юнаком сталось?
Лице зблiдло у небоги,
Затремтiв, очима блиснув
I зiрвавсь на рiвнi ноги.
Рiдний степ, широкий, вiльний
Пишнобарвний i квiтчастий
Раптом став перед очима -
3 ним i батенько нещасний!
Воля, воленька кохана!..
Рiднi шатра, рiднi люди...
Все те разом промайнуло,
Стисло горло, сперло груди.
"Краще в рiднiм краю милiм
Полягти кiстьми, сконати,
Нiж в землi чужiй, ворожiй
В славi й шанi пробувати".
Так вiн скрикнув. I в дорогу
В нiчку темну та погожу
Подались вони обоє,
Обминаючи сторожу.
Байраками та ярами
Неутомно прохожали -
В рiдний степ, у край веселий
Простували, поспiшали...

Україно, мамо люба!
Чи не те ж з тобою сталось?
Чи синiв твоїх багато
На степах твоїх зосталось?
Чи вони ж не вiдцурались,
Не забули тебе, неньку,
Чи сховали жаль до тебе
I кохання у серденьку?
Марна рiч! Були i в тебе
Кобзарi-гудцi народнi,
Що спiвали вiщували
Заповiти благороднi,
А про те тiєї сили,
Духу, що зрива на ноги,
В нас нема i манiвцями
Ми блукаєм без дороги!..
Де ж того євшану взяти,
Того зiлля-привороту,
Що на певний шлях направить, -
Шлях у край свiй повороту?!
Полтава, 1899 (C)

Ант. П. Ладинский. «Последний путь Владимира Мономаха», финал.

Каждое событие мирового значения - как круги на воде. Весть о нем
постепенно достигает до отдаленных пределов земли. Вскоре о смерти
Мономаха стало известно и в половецких полях, на берегах Дона.
Наступал тихий и пахучий вечер. От реки доносился запах сырости. Хан
Сырчан лежал у своего шатра на ветхой попоне, терпеливо ожидая, когда
женщины сварят похлебку из рыб, пойманных в удачно закинутую сеть. От
костров поднимались голубоватые дымки. Невдалеке паслись кони. Хан
подпирал рукою голову и думал о самых обыденных вещах, уже позабыв о том,
что такое радость победы и жгучее удовольствие при виде лежащих во прахе
врагов и богатой добычи. Около хана сидел певец Орев, деливший его мирные
рыболовные занятия и услаждавший половцев песнями о прежних походах на
Русь...
Вдруг из степи примчался всадник:
- Хан, умер Мономах!
Умер Мономах! Сырчан воспрянул духом. Он знал, что теперь всюду на
берегах Сулы, Ворсклы и Псела стоят русские крепости и преграждают путь
коннице. Но страшного князя больше не было в живых. Может быть, его
преемники не будут такими бдительными?
Хан сказал певцу Ореву:
- Лишь только займется завтра заря на востоке, ты оседлаешь коня и
направишься в страну иверов, где в роскоши и неге живет хан Атрок, мой
брат и господин. Ты скажешь ему, что Владимир Мономах умер и что теперь
беглецы могут вернуться в родные степи. Пой ему половецкие песни, и он
послушается твоего призыва. А если не захочет возвратиться, то дай ему
понюхать пучок степной полыни.
На заре Орев оседлал самого быстрого коня и поскакал на полдень. Прошло
очень много дней, и певцу приходилось взбираться на кручи и переходить
горные потоки, прежде чем он нашел старого хана в богатом дворце, среди
ковров и подушек, и сообщил ему о том, что произошло на Руси. Но Атрок,
окруженный молоденькими наложницами, располневший от сидячего образа жизни
и обленившийся в шелковых одеждах, с равнодушием отнесся к известию и
отрицательно покачал головой в ответ на приглашение брата. Орев стал петь
ему половецкие песни. Однако рабыни смеялись над этими странными на их
вкус напевами. Тогда певец вынул из чистой тряпицы пучок полыни и протянул
хану.
Атрок понюхал степную траву, заплакал и сказал:
- Лучше лечь костьми в своей земле, чем прославленному жить на чужбине.

Окуривание пучком сухих трав - очень древняя практика как среди целителей, так и для очищения и подготовки пространства и участников ритуалов. Очищающие свойства ароматного дыма используют многие системы и религии.
Иногда ароматные травы и ветки деревьев кладут в костер, иногда уголь в курительнице посыпают сухими травами, иногда жгут благовония.
Окуривание пучком трав (
smudging, smoking) традиционная практика среди американских индейцев. Мне пучки трав для окуривания и книги о нем попались как раз в рамках их традиции, вернее, традиций, поскольку традиции разных кланов отличаются. Хочется немного рассказать об этой традиции.
Пучок для окуривания это с виду просто напросто - пучок сухих трав и молодых древесных веточек перевязанный хлопковой нитью, часто цветной. Но в мире есть много вещей простых с виду. О том что такое этот пучок, из чего он состоит и как им пользоваться я немного и расскажу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (ДИСКЛЕЙМЕР): Не один и не два раза приходилось довольно жестко разговаривать с любителями позиции "травки, они же безвредные". На травках, дорогие мои основана, изрядная часть современной медицины, они ВОЗДЕЙСТВУЮТ на человека, и поэтому считать их безвредными (не считая того, что в традиционной культуре это еще и неуважение) может быть опасно. Внимательно убеждайтесь что вы собрали именно то растение которое собирались, особенно если вы взялись за что-то для вас непривычное, а не за мяту-вербену-зверобой-укроп, известные вам с детства. Определитель биолога (красивые атласы с цветными картинками) вам в помощь а также сборник по лекарственным растениям по свойствам. Дым ядовитого растения - ядовит. А вы не бессмертный покемон. Dixi.
Равно как с эфирными маслами , которые содержатся в травах. Некоторые из них опасны для беременных женщин , вдыхание дыма неоптимальная практика, если у вас бывают скажем астматические атаки, или в комнате находятся младенцы и маленькие дети. Читайте матчасть. Если вы используете определенные травы - прочитайте про противопоказания к эфирным маслам и их медицинские свойства. Имейте также в виду что многие травы (например та же полынь или сосна) имеют разные виды, и свойства разных видов могут несколько отличаться, например белый калифорнийский шалфей будет изрядно отличаться от мускатного), некоторые растения которые проходят под одним общим названиям вообще относятся к разным видам, и это надо учитывать. Если после поджигания пучка трав ваша комната выглядит так, что в нее пора вызывать пожарную команду, а вы кашляете и плюетесь, ДА, вы что-то делаете не так. Вам нужно выйти из комнаты, открыть в ней окно, и дать комнате продышаться. Вам нужно было несколько струек дыма. Если после начала практики с окуриванием у вас появились аллергические реакции, возможно ДА, вы что-то делаете не так, вы возможно аллергик, поразбирайтесь с собой.
Вы работаете не только с травами но и с огнем. Огонь прекрасен, но не оставляйте его без присмотра, смотрите куда может упасть пепел и угольки.
Кроме того, стесняюсь вам сказать, у нас есть законодательство. Сбор травок скажем в заповеднике может стоить вам изрядную сумму денег. Некоторые травки довольно редкие. Уточните. Некоторые травки (в частности некоторые виды шалфея) законные за рубежом не законны у нас. Уточните.

СБОР ТРАВ И ВЕТОК ДЕРЕВЬЕВ

Нельзя сделать омлет не разбив яиц, нельзя собрать пучок для окуривания не собрав травы и молодые веточки для него. Но если вы ждете от них волшебства, обращаться с ними надо соответственно. Если вы вышли во двор дома около оживленной автострады и надрали чего-бог-послал, результат может оказаться тоже такой же. Если вы пошли собирать травы для пучка и в порыве молодого энтузиазма изничтожили на корню скажем всю полынь которая растет в определенном месте, рвете без нужды растения с корнями, и.т.п., это не совсем правильно, мягко говоря. В традиционных культурах травы и деревья это именно народ трав и народ деревьев и брать от них что-то следует уважительно. Приведу несколько правил, которые Харвест МакКэмпбелл указывает как традиционные для их культуры, но думаю они подходят для любого, кто соберется это делать.
Перед сбором трав - настройтесь. Помолитесь или обратитесь к тем, в кого вы верите. Можно взять дары травам - в индейской культуре - это табак и кукурузный хлеб. Но необязательно, возьмите то, что считаете правильным. Следует впрочем отметить, что завязывание ленточек на оставленных вами травах, травам ничего хорошего не несет. Соль травы тоже не радует. Лучше полейте водой.
Лучше собирать в тишине и покое. Лучше, если место будет чистое, не очень близко к дорогам и иным источникам загрязнения. Перед сбором конкретного растения, посмотрите на него, обратитесь к нему, поблагодарите его за помощь в том, что вы будете делать. Возможно вы почувствуете себя странно "прося разрешения растения чтобы его сорвать", но вы в принципе занимаетесь странным делом собирая пучок для окуривания. Странные дела, странные обычаи. Представьте "на что это может быть похоже попросить разрешения растения". Поймайте ощущение. И просите.

Возьмите ровно столько сколько вам нужно и срезайте растение именно на той длине, которая вам понадобится, сушите их перевернутыми кончиками вниз, а используйте в пучке кончиками вверх - все в одном направлении, желательно чтобы растения в пучке были одной длины. Нежелательно, чтобы растения в пучке были согнуты, особенно вдвое, так что конец и начало растения смотрят в одном направлении. Пучок если угодно - направленная штука, как волшебная палочка. Поэтому движение "от земли к небу" должно быть соблюдено. Длина пучка- может быть несколько длиннее вашей ладони, где то по запястье. Она должна быть достаточной, чтобы вы не обожглись.

Всегда оставляйте "для следующего года и следующей семьи". В идеале после вашего сбора на этом месте не должно быть заметно, что вы собирали травы. Считается, что без вреда можно брать до 30% от растения или группы, но не будьте жадными. Если растение единственное - может быть вам хватит пары листиков, если цветок - единственный может стоит оставить его цвести. Если растение дает семена, в некоторых случаях лучше собирать его после того, как эти семена появятся. В некоторых индейских племенах считалось неправильным брать старшее или самое младшее растение. Если так выходит, что вам нужно растение целиком, но оно например отрастает от куска корня, оставьте этот кусок корня и полейте его. Если вы срезаете веточки или листья дерева, придерживайте основную ветку. Используйте острые ножницы, секатор или нож. Если вы взяли с собой вар для замазывания срезов на ветках, вы МОЛОДЕЦ.

Убедитесь, что это именно та трава, которую вы ищете. Некоторые зонтичные например ОЧЕНЬ ядовиты, а некоторые мы едим. Опять же - один из вполне надежных способов точно знать что вы собрали, это вырастить это у себя в саду. Такие травы как шалфей, иссоп, мята будут расти в саду. Ценно также знать, какие растения употребляют в вашем регионе. У меня в саду также растет несколько деревьев и кустов. Я их вырастила. И могу с них собирать.

По поводу времени сбора трав, часто его привязывают к лунным циклам . Кто-то предпочитает полнолуние.
Также, гм, во многих индейских племенах считается неправильным собирать травы женщине во время месячных. Ага.
Если вы собираете молодые веточки (например можжевельника, сосны), берите боковые веточки небольшого размера, срезайте их острым секатором или ножичком чуть выше того места, где на присоединении веточки к основной ветке имеется маленькое колечко. Это колечко срезать не надо.

Закончив, поблагодарите. Помолитесь, если вы молитесь. Почувствуйте как вы закончили заниматься странным делом.

РАСТЕНИЯ В ПУЧКЕ

Растения из которых вы собираете пучок подбираются сообразно цели для которой вы его собираете. Есть традиционные варианты (полынь, сосновые побеги и зубровка),
Обычно в пучки входят травы и ветки растений имеющих очищающие свойства (побеги сосны, шалфей, можжевельник, полынь). Исходите из этого. Если вам хочется экзотики ищите ее, но имейте в виду, что те же индейцы использовали то, что давала им их земля. Логично, что вы будете использовать то, что дает ваша.

Итак:

Можжевельник: прекрасен для очищения, используется во многих традициях, при его сборе учитывайте, что он очень медленно растет, не жадничайте. Харвест рекомендует скальный можжевельник (juniperus scopulorum) и западный можжевельник ( juniperus occidentalis), но думаю и другие виды тоже подойдут.

Коровяк обыкновенный ( mullein, verbascum thapsus) - считается, что он восстанавливает повреждения нанесенные природе человеком. И вообще восстанавливает. Хватит и одного листочка с каждого отдельного растения. Успокаивает.

кедр, сосна - как и все хвойные деревья, используется для очищения. Используются молодые веточки. Смолу также можно использовать как благовоние.

Зубровка ( hierochloe odorata, лядник, горькая трава, туровка ) - для защиты, заземления, освящения. Из нее иногда плетут нечто вроде веревок (см. Танцующий с волками).Собирается когда листья еще не пожелтели, срезается примерно в 12 см. от земли.

Манник (манник плывучий) (glyceria aquatica, glyceria fluitans) используется как и зубровка. Собирается когда листья еще не пожелтели, срезается примерно в 12 см. от земли.

Мята - очищает и поднимает настроение. Ее можно добавить к более традиционным растениям. Ее легко вырастить в саду. Срезать лучше острыми ножницами, хороши цветущие побеги (семена при поджигании искрят и выпрыгивают).

Полынь горькая (artemisia vulgaris) - прекрасное очищающее средство, также использовалась для видений. Опасна для беременных. Если вы будете ее нещадно драть, особенно до цветения, она возможно в этом месте уже не восстановится. А rtemisia tridentata - тоже вид полыни, при переводе часто путают с шалфеем, очищает от негатива, от всего наносного, чуждого.

Табак ( nicotiana) - в индейской традиции используется для связи с миром духов и их мудростью.

Толокнянка ( arctostaphylos uva-ursi) - успокаивает, заземляет. В индейских традициях ее часто смешивают с табаком, традиционно используется в качестве травы на угли (пару листиков), а не для пучков.

Туя: используется для посвящения, в дар при молитвах

Фенхель /сладкий укроп (foeniculum vulgare). Лучше выращивать из семян. Интересно, что он считался хорошей защитой от зла в средневековой Европе. Как и со всеми зонтичными - аккуратно не перепутайте.

Шалфей. Его очень много видов. Как и полынь, он очищает.

Еще в более европейской традиции можно посоветовать розмарин, лаванду, мелиссу лимонную (Melissa officinali s).

То, что у нас не особо растет (упомяну как раз для экзотики), климат у нас и в Калифорнии все же различен.

Восковница ( myrica) - используются листья, аромат их теплый, острый и сладкий, используется в дар при молитвах.
Американский перец (
umbellaria californica) - используются листья в начале и окончании церемоний.
Epazote (мексиканский чай, чай иезуитов, трава св. Марии (Dysphania ambrosioides) - марь амброзиевидная (?) - используется очень небольшими порциями (листик-два), считается, что она помогает восстановить связь с окружением и здоровые границы.
Herba sancta (eriodictyon californicum)
Salvia Apiana - калифорнийский белый шалфей (им еще иногда называют терескен шерстистый - eurotia lanata) У нас не растет, но можно вырастить или купить. Прекрасная штука для очищения и посвящения

СВЯЗЫВАНИЕ ПУЧКА

До связывания пучка лучше дать растениям чуть подсохнуть в тени в подвешенных пучках (черенком вверх) - время - от нескольких часов, до пары дней в зависимости от вида растения. Такие растения будет легче связывать, они будут не такие влажные, поэтому меньше шансов, что пучок скажем заплесневеет. Нужно ли говорить, что заплесневелый пучок использовать НЕЛЬЗЯ. Если пересушите - пучок станет слишком хрупким. Практика покажет.

Возьмите основу пучка левой рукой, думайте о том, для каких целей вы его создаете, добавляйте травы до нужного размера правой рукой (если вы не левша конечно). Если вы делаете пучок вместе с кем-то можно передать его по часовой стрелке, чтобы каждый добавил в него свои травы, но заканчивает его пусть тот, кто начинал.

(2)

Для связывания пучка вам нужна хлопковая нить (например "ирис"), искусственная будет ядовито пахнуть при горении, а запах горящей шерсти не особо приятен. Связывание пучка производится по спирали - она опять же напоминает движение снизу вверх, от земли - к небу и потом возвращение. Начинаете с основы пучка, до верха, и сверху возвращаетесь вниз, завязывая узел, как если бы ваше желание поднималось вверх, чтобы вернуться осуществленным. Можно на конце сделать петельку для подвешивания.

Если сомневаетесь по цвету нити - возьмите белую. Либо выберите те цвета, которые соответствуют целям, для которых вы делаете пучок.

Связывание должно быть достаточно плотным, но не чрезмерно. Если вы свяжете их слишком плотно "как колбасу", пучок будет плохо разгораться, не будет "дышать", если слишком свободно - может развалиться в самый неподходящий момент и обжечь вас. Диаметр примерно будет 3,5 - 5 см, когда пучок засохнет - примерно 2,5 см (потом нитку возможно нужно будет подтянуть).

Ваш пучок готов. Поздравляю. Можно его подсушить недельки две (если на полнолуние делали, к новолунию будет готов).

Хранить пучок опять же лучше концами вниз, черенками вверх, или в емкости природного материала (накрытой глиняной миске, в деревянной шкатулке, бумаге, хлопковой ткани и.т.п.).Причина простая - нам важны эфирные масла в растениях, они выветриваются.

Я ЕГО НЕ СОБРАЛ, Я ЕГО КУПИЛ

В принципе "на безрыбье" можно использовать купленные травы, а в эзо-магазинах можно наверное найти и готовые пучки. В иностранных сетевых магазинах продают даже пучки сделанные самыми настоящими индейцами. Правда самые настоящие индейцы иногда изрядно посмеиваются над своими собратьями которые делают пучки для окуривания на продажу в такие магазины. Проблема в том, что через границу семена и травы довольно неважно иногда пересылаются. Это иными словами ваш риск. Кроме того, чем дольше пучок пролежал, тем он менее хорош. Эфирные масла выветриваются. Запах и эффект становится слабее. Чем меньше вы участвовали в его изготовлении, тем меньше в нем именно вашего желания, ваших устремлений. Деньги конечно универсальный эквивалент сил и времени, но все имеет свой КПД. Деньги тоже.


ОКУРИВАНИЕ

Начните церемонию. Подготовьте пучок, источник огня, емкость, песок.

Для того, чтобы зажечь пучок - поджигается его конец на пламени свечи или костра до того, пока конец пучка не заалеет, потом нужно задуть огонь, он будет тлеть несколько минут.
Если вам нужно направить дым скажем на человека, можно использовать веер, пучок перьев или подуть, направив струю дыма. Если вы окуриваете помещение или его часть - пройдите по нему с пучком по часовой стрелке. Ритуальную часть я полагаю вы разработаете сами. Помните для чего вы его создавали и для чего используете. Просите об этом.

Еще вам нужна емкость для того, чтобы потушить в ней пучок трав и собирать в нее пепел. Например глиняная миска, раковина абалоне, в которой должно быть немного песка, соли или земли. Осторожно, жара от пучка может быть достаточно чтобы обжечь вас или поверхность на которой стоит миска. Тушить пучок можно поместив его в песок, с помощью палочки или ложки. Можно добавить воды, если вы торопитесь, но лучше бы не надо.

Закончите церемонию.


Молитва женщины.

Харвест Мак Кэмпбелл (перевод Wedma)

Наши бабушки, мы стоим перед вами, примите нас.
Силы Востока, примите нас.
Луна первой четверти, прими нас.
Народы трав, дающие нам цветные краски, примите нас.
Вдохнови нас, Женщина Радуги,
Пока мы учимся выражать себя вовне.
Курение из сосны, очисти нас в начале нашего пути.

Наши дочери, мы стоим перед вами, примите нас.
Силы Юга, примите нас.
Полная Луна, прими нас.
Народы трав, дающие нам пищу, примите нас.
Питай нас, Женщина Зерна,
Пока мы учимся, вскармливать и отдавать вовне,
Курение из коровяка, защити на нашем пути.


Наши внучки, мы стоим перед вами, примите нас.
Силы Запада, примите нас.
Луна последней четверти, прими нас.
Народы трав, дающие нам видение, примите нас.
Вдохнови нас, Безумная Женщина,
Пока мы обращаем свой взор внутрь себя.
Курение из полыни, веди нас на нашем пути.

Наши Сестры, мы стоим перед вами, примите нас.
Силы Севера, примите нас.
Молодая Луна, прими нас.
Народы трав, внушающие нам опасение, примите нам.
Питай нас, Женщина Смерти,
Пока мы учимся вскармливать, и отдавать внутрь себя.
Курение из кедра, освяти наши сердца,
В конце нашего пути.

(с) Wedma 2012

  • Гурвадигуна. Стхира - Чала

    Диск

    Книга

    Гурвадигуна - двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.

    Итак, существует десять пар противоположных качеств:

    Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон.

    Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру.

    Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество.

    Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих.

    Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность.

    Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия.

    Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь.

    Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию.

    Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон.

    Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога.

    Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх.

    Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость.

    Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия.

    Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия.

    Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев.

    Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие.

    Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность.

    Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие.

    Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие.

    Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога.


    Следующая пара качеств - стхира и чала.
    Стхира - «устойчивость», «неподвижность».
    Чала - «подвижность».
    Стхира уменьшает вату и питу, капха-дошу увеличивает. Потому что вата и питта подвижны, а капха - неподвижна.
    Эта устойчивость проявляется в двух гунах из трех. Прежде всего, тамас, а на втором месте - саттва. Устойчивость может быть в тамасе, а может быть в саттве. Иногда люди путают тамас и саттву. Внешне они иногда могут быть похожи. Только мы говорили, что саттва - это сначала яд, а потом нектар. А тамас - и сначала яд, и потом тоже яд. Мы думаем, что сейчас яд, а потом придет нектар, и мы ждем, ждем, лет 10-15, а он что-то не приходит - перепутали. Это была не саттва, это был тамас.
    Поэтому нужно быть очень внимательными, понимать, что такое саттва-гуна. Это то, к чему мы должны стремиться. Это один из главнейших аспектов терапии. Если мы не введем это правило в лечение болезни, лечение будет малоэффективным. Если действовать только по принципу противоположности, мы тоже получим результат, но это будет малоэффективно.
    Качество неподвижности: уменьшает агни. Потому что огонь обладает качеством подвижности, а здесь проявлено качество устойчивости.
    Стхира проявляется такими характеристиками, как стабильность, равновесие. Стабильность - это то, к чему многие из нас стремятся. Мы все думаем, что еще немного, и в жизни появится стабильность, вот еще немного поработаю, и потом буду отдыхать.
    Но этого никогда не будет. Как раз здесь путают саттву и тамас. Человек ошибочно полагает, что сейчас он будет много работать, а потом у него будет отдых. Но стабильности в жизни не может быть. Стабильность может прийти как признак тамаса, но мы думаем, что это саттва. Такое бывает.
    Равновесие - тоже проявление стхира. Это неподвижность, не только устойчивость, но и неподвижность. Если это связано с жизнедеятельностью нашего организма, то неподвижность может проявиться на уровне циркуляции энергии в каналах. Есть каналы (нади), есть меридианы, и это качество может спровоцировать закупорку каналов, скопление амы в одном месте, засорение организма. Когда происходит закупорка в канале, меридиане, в нем нарушается ток энергии.
    В саттва-гуне стхира проявляется в виде стабильности, но мы не должны путать ее с тама-гуной. Например, стабильность успеха или счастья это саттва-гуна. Это будет проявляться как постоянная удовлетворенность.
    Если к вам пришел пациент, у которого отсутствуют физические проблемы, но нет радости и счастья в сердце, его следует считать больным и лечить. Но если у пациента есть физические проблемы, но при этом присутствует радость и счастье в жизни, его следует считать здоровым и отпустить - он сам вылечится. Но большинство приходит без радости и счастья в сердце, да еще и с физическими проблемами.
    Постоянство - тоже проявление в саттва-гуне. Вера. Стхира дает веру, веру в целом. Это не обязательно будет вера в Бога, это может быть уверенность в чем-либо. Как мы говорили, мы все верующие люди, но верим в разные вещи: кто-то в Бога, кто-то в мать-природу. Мы обязательно во что-то верим, иначе мы не смогли бы даже шагу ступить, боялись бы, что земля
    может провалиться под ногой, но мы ведь верим в то, что она не провалится.
    В раджасе стхира проявляется как инертность. Мы говорили, что инертность характерна для капхи. Это одна из серьезнейших проблем капха-доши, которую им надо решать в течение всей жизни. Им нужно эту инертность из жизни убирать.
    И им нужно быть очень внимательными по отношению к этой своей характеристике. Стоит немного запустить свою проблему, причем не только на психологическом, но и на телесном уровне, как доша выходит из равновесия и в организм приходит болезнь. На телесном уровне это сделать легко - начать принимать пищу, которая увеличивает капха-дошу. Например, холодная, тяжелая, маслянистая пища будет увеличивать капха-доша.
    В тамасе - это застой в мыслях, сознании, в жизни, в легких, в предстательной железе. Упертость. Только не путайте упертость с принципиальностью или бескомпромиссностью. Это разные вещи.
    Упертый человек сравнивается с таким удивительным животным, как ишак. Качество упертости у человека проявляется тогда, когда он начинает действовать так же, как это удивительное животное. Ишак обладает двумя несравненными характе ристиками: упертостью и глупостью. Представьте себе, ишак глупый и упрямый, и на него грузят поклажу. Что делает ишак, когда на него грузят багаж? Он начинает сопротивляться. Но как? Он напрягает ноги, думая, что, если он будет напрягаться, с него все снимут. А что происходит на самом деле? Когда он сопротивляется, на него можно погрузить еще больше.

    Но представлять нужно сейчас не ишака, а человека на его месте. Что происходит дальше? Дальше берут пучок травы и вешают на небольшом расстоянии от носа. И ишак идет за ним целый день и думает, что еще чуть-чуть, еще немного. И человек думает точно так же. Вот еще чуть-чуть поработаю, еще немного заработаю и буду отдыхать. А ослик идет за пучком травы, не догадываясь, что он идет тоже по траве, которую можно пощипать в любом количестве.
    Многие из нас так и поступают. Мы работаем ради какой-то иллюзорной цели, и когда эта цель достигается, мы понимаем, что это не то, ради чего мы пахали.
    Косность, стагнация - это проявление качества стхира в тамасе.
    Чала «подвижность». Вата и питта увеличиваются, кап- ха уменьшается. Поэтому для капха-доши подвижность благоприятна. Вату и питту она будет усиливать.
    Гуна. На первом месте раджас, на втором - тамас.
    Агни будет усиливаться.
    С какой характеристикой связана чала? Чала проявляется как любые процессы движения. Например, просто передвижение тела в пространстве. Нам нужно двигаться, нам необходимо это качество. Но проявляться оно будет по-разному. Люди конституции вата быстрее ходят, люди конституции капха - медленнее. Подвижность бывает разная, и подвижность мышления в том числе. Нервные импульсы - это тоже качество подвижности - передаются по нервным волокнам. Кровообращение - это тоже проявление качества подвижности и т. д. Любые изменения связаны с качеством подвижности. Побуждения к чему-либо, например, кто-то более легкий на подъем, кто- то - более тяжелый. Поэтому люди конституции вата и питта более легко побуждаемы к каким-то действиям. Люди такого типа, как капха, более медлительны, но более устойчивы, когда начинают чем-то заниматься. Не подумайте, что это плохо или хорошо. Это просто разные характеристики, потому что в обществе необходимо разнообразие, чтобы была устойчивость. Если в обществе будут представители только одного типа конституции, то возникнут проблемы.
    Перемещения, неустойчивость. Помните, мы с вами говорили, что стхира - это устойчивость, а чала - это неустойчивость. Если есть подвижность, то нет устойчивости.

    В саттва-гуне это будет проявлено в виде быстроты мышления. Такой человек будет быстро мыслить, легко схватывать информацию, у него хорошая подвижность ума. Это качество необходимо для диспетчеров, операторов, водителей, где нужно быстро мыслить и принимать решения.
    В раджасе - это беспокойство. Подвижность ума и беспокойство немного похожи. И мы говорили с вами, что беспокойство ума - это главная материальная болезнь. Метания, неустойчивость, неосмысленные действия, суета, суетливость гак в раджасе проявляется качество чала.
    В тамасе - это безверие и разболтанность. Постарайтесь запомнить, что одна из наших главных задач - постараться постепенно, видя проявление тех или иных характеристик у пациента, перевести их на уровень саттва-гуны. Мы видим, что у него доминирует это качество, но оно в основном проявлено будет в раджасе, и его нужно перевести на уровень саттва-гуны.