Уроки волейбола как развить боковое зрение. Расширение угла зрения - тренировка скорочтения

У каждого из нас есть два уровня зрительного восприятия – прямое и периферическое (боковое). Прямое зрение отличается тем, что охватывает небольшое поле, на котором сфокусирован взгляд, и при этом позволяет различать даже самые мелкие детали. Периферическому зрению остается все остальное – мы видим множество предметов, находящихся за зоной фокуса, но их очертания размыты.

Но прежде, чем говорить о том, как развить периферическое зрение, давайте выясним, почему оно так важно и зачем вообще нужно.

Прямое и периферическое зрение отвечают за абсолютно разные сферы деятельности животных, в том числе и человека. Прямое зрение нужно для активной деятельности – охоты или поиска. Поэтому у хищников глаза находятся на передней части морды, чтобы фокусироваться на выслеживании и погоне за добычей. У человека такое расположение глаз связано с активной интеллектуальной, созидательной и творческой деятельностью.

А вот у травоядных животных и птиц глаза расположены по бокам – это необходимо для большего угла обзора, чтобы вовремя заметить приближающегося хищника. Но за все нужно платить, и за широкое боковое зрение тоже. Животные, у которых глаза расположены по бокам, намного хуже видят предметы, находящиеся перед ними, чем мы с вами.

Качество периферического зрения человека - не постоянная величина. Оно может ухудшаться и улучшаться в зависимости от того, насколько активно мы им пользуемся. И, конечно же, его можно развить с помощью специальных упражнений.

Но зачем нужно развитие периферического зрения? Во-первых, благодаря ему человек может одновременно охватывать и анализировать большее количество объектов. Расширив границы зрения, можно быстрее сориентироваться в ситуации. Одновременно с боковым зрением мы развиваем и мышление, поскольку заставляем мозг оперировать большим количеством информации.

Развитие периферического зрения может даже спасти жизнь, поскольку благодаря ему мы замечаем опасность раньше и можем вовремя принять решение. Это очень важно для тех, кто водит транспорт, занимается экстремальными видами спорта, живет в быстром ритме. В общем, боковое зрение – крайне полезный инструмент, и им нужно уметь владеть на достаточном уровне, чтобы оно приносило пользу.

Тренировка периферического зрения

Существует множество упражнений для тренировки периферического зрения,здесь приведены лишь самые интересные.Некоторые можно делать прямо на улице по пути на работу или в транспорте, для других понадобится спокойная домашняя обстановка, позволяющая сосредоточиться. Приятно то, что практически все эти упражнения не требуют большого количества времени и особых усилий.

Помните, что с этими упражнениями не нужно слишком усердствовать – уделяйте им по 15 минут в день (кроме упражнения с маской, для него достаточно 1-2 занятий в неделю). Поначалу у вас будут немного болеть глаза, а может, и голова – не стоит бояться. В нашей зрительной системе немало мышц, в том числе и для фокусировки взгляда. Когда мы начинаем тренироваться в спортзале, наше тело сначала отзывается болью, и мы называем это крепатурой. Здесь так же – мы нагружаем разленившиеся мышцы, заставляем их работать, поэтому появляется небольшая боль. Внимательно следите за своим состоянием: небольшой дискомфорт – это нормально. Если же вы чувствуете резь в глазах, появляется слезливость, трудно двигать глазными яблоками, значит, вы все же перестарались. Дайте глазам отдохнуть несколько дней.

Эти предупреждения написаны здесь не для того, чтобы напугать вас – в тренировке глазных мышц нет ничего опасного. Похожие упражнения на изменение фокуса прописывают при близорукости, поэтому, развивая периферическое зрение, вы можете заодно «подтянуть» его общее качество. Зато уже через несколько дней вы начнете замечать, насколько шире стала картина окружающего мира, а через месяц ваши глаза превратятся в широкоформатный экран, на котором вы будете видеть намного больше, чем видели раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру.

Автор новой книги о тренинге зрения описывает упражнение на основе метода Фельденкрайза, которое может не только расширить диапазон вашего периферического зрения, но и странным образом также расширить прочие ощущения.

Тело движется в ответ на зрительные ориентиры

Рассмотрим способ, с помощью которого мы тестируем использование глаз путём «чтения проверочной таблицы»: Если вы можете прочесть таблицу (то есть, с определённого расстояния способны распознать знакомые очертания букв на строках), то ваши глаза в порядке.

Если нет, обращайтесь к доктору за очками. Конечно, ортодоксальный офтальмолог проведёт более всестороннее обследование, но большей частью он будет тестировать вашу способность читать.

Глаза, вероятно, наиболее важные и вместе с тем наименее понятные из сенсорных органов человека.

Это всё, что касается зрения?

Сейчас найдены новые факты относительно того, что чтение (то есть распознавание запомненных ранее образов) - это только малая часть того, что делают глаза, и, с позиции хорошего использования тела и ума, оно является менее важным, чем другие функции глаз.

Что ещё делают глаза?

Для многих наших действий глаза - инициатор движения. В процессе ловли или удара по мячу, при проходе по забитой мебелью комнате, управлении машиной или самолетом, ходьбе на лыжах или занятиях боевыми искусствами, тело движется в ответ на зрительные ориентиры.

На самом деле, эта функция так важна, и я верю, что обеспечение движений тела - основная функция зрительной системы. Есть значимые доказательства того, что чтение и указанное другое использование глаз организовано различными подсистемами внутри зрительной системы. В редких случаях повреждений возможна работа одной подсистемы, даже если другая подсистема разрушена.

Доктор Карл Прибрам (Karl Pribram), нейропсихолог из университета Стэнфорд, описывает случаи того, что он называет «специфической слепотой», когда человек с повреждением центральной нервной системы, не может «видеть» объект (то есть, не может назвать его), но может указать на него.

Он назвал это инструментальным осознаванием в противоположность своего рода вербального осознавания, которое позволяет нам читать.

Рассмотрим два интересных использования глаз, которые большинство из нас испытывали, но мало кто осознавал:

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру. Каким-то образом, на расстоянии 10 шагов от обочины, глаза судят, могут ли ступни быть расположены правильно, чтобы ступить на обочину, и если нет, ноги переходят на быстрые полшага, чтобы достичь правильного расположения.

Мы все делаем это, не задумываясь, но если вы обратите особое внимание, вы можете заметить, как делаете это. Также, если вы когда-то ехали верхом на лошади на неровной местности, вы должны были ощутить, как лошадь делает эту "смену шага", приближаясь к преграде.

В качестве другого примера, подумайте о ходьбе по комнате, полной мебели. Едва бросив взгляд, глаза замечают расположение мебели, и затем мы идём, не врезаясь ни во что. Это использование глаз сильно отличается от того, что мы делаем при чтении.

Это другое использование глаз очень важно для хорошего самочувствия человека и хорошего использования тела и ума вообще, но практически не осознаётся в нашем обществе.

Чтение считается таким важным - и правда, написанная информация это основа нашей культуры, - что служебно-вспомогательное использование глаз, фактически, игнорируется.

Если зрение не очень хорошее (то есть, мы не можем прочесть проверочную таблицу), мы носим очки, чтобы быть способными читать лучше, но это серьёзно ущемляет наше служебно-вспомогательное зрение.

Как мы увидим далее, обучение чтению без знания этой двойственной функции глаз, может привести к выключению этой двойной фукнции периферического зрения и последующему уменьшению способности двигаться в ответ на зрительные ориентиры.

Большая часть нашей способности двигаться, плюс наша способность реагировать на другие сенсорные сигналы, в результате страдает.


Если у нас проблемы с тем, чтобы отбить теннисный мячик, или мы постоянно врезаемся в мебель, что мы должны делать?

Очки, которые позволяют нам читать, на самом деле, делают объекты более близко расположенными, чем они есть, и мешают служебно-вспомогательному зрению, хотя громадная способность человека к обучению и адаптации, позволяет нам справляться с этим более-менее хорошо.

Вот простое, но удивительно эффективное, упражнение, на основе уроков «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза и упражнений для глаз метода Бейтса, которое поможет улучшить служебно-вспомогательное использование глаз.

  • Для начала, снимите очки или контактные линзы.
  • Затем, определите доминантный глаз. Держите правый большой палец на расстоянии вытянутой руки и смотрите через него на некоторый объект по меньшей мере в 3 метрах от вас. Затем закрывайте и открывайте один глаз, затем другой. Когда вы открываете и закрываете доминантный глаз: большой палец, кажется, прыгает в одну сторону, наружу от линии к целевому объекту. Когда вы открываете и закрываете другой глаз, большой палец кажется стоящим неподвижно.
  • Большинство правшей также имеют правый доминантный глаз, то есть он используется для прицеливания в винтовку или для телескопа. Также, большинство левшей имеют ведущий левый глаз. Если доминантная рука и глаз у вас на противоположных сторонах тела, вас называют кросс-доминантным.
  • Чтобы начать упражнение, ложитесь на спину, ноги согнуты в коленях, обе стопы плоско стоят на полу, если вам это удобно. Закройте глаза и прикройте каждый из них ладонью соответствующей руки от света. Экспериментируйте с положением кистей. Если вы поместите мизинцы к носу, а первый сустав этого пальца (где палец подходит к ладони) попадёт на спинку носа, и позволите кончикам пальцев слегка перекрещиваться на лбу, вы обнаружите, что кисти устроены на лице так, будто эти части тела специально предназначены для этого.
  • Несколько минут отмечайте, что вы видите каждым глазом - или скорее, что не видите, так как свет в глаза не поступает. В особенности, сравните левое и правое поле зрения. Они простираются в стороны на равное расстояние? А вверх и вниз? Оба поля зрения одинаково черны?
  • Теперь встаньте, глядя на стену в трёх метрах от вас, и закройте не ведущий глаз (можете закрыть его повязкой). Начните поворачивать всё тело влево и вправо лёгким скручивающим движением. Поворачиваясь, представляйте, что есть что-то слева, что вы хотите увидеть, затем справа, затем слева и т.д. Поворачивайте глаза в сторону и позволяйте телу следовать за глазами, так чтобы глаза вели всё движение. Продолжайте и, обращая внимание на поле зрения, сканируйте тело. Начните со стоп, отмечая как давление смещается влево и вправо, когда вы поворачиваетесь; затем отметьте лодыжки, икры, колени, бедра, позвоночник, грудь, плечи, голову и глаза. Перемещение вашего внимания меняет движение? 3-4 минуты на это сканирование.
  • Теперь сместите весь свой вес на правую стопу и продолжайте поворачиваться влево и вправо, позволяя глазам вести движения. Снова сканируйте тело, от стоп к голове, отмечая, что вы видите. После нескольких минут, сместите вес на левую ногу и повторите весь процесс.
  • Продолжайте поворачиваться влево и вправо, теперь смещая вес на левую стопу при повороте налево, и на правую стопу при повороте направо. Затем, после нескольких минут, измените наоборот смещение веса: чтобы вес уходил на правую стопу при повороте налево, и на левую стопу при повороте направо. Не забывайте отмечать, что вы видите, поворачиваясь, и давать глазам вести движение. Остановитесь и отдохните минуту.
  • Теперь найдите объект прямо перед собой на уровне глаз, на расстоянии в 3 метра. Цветная кнопка идеально подойдёт. Продолжайте поворачиваться влево и вправо, как ранее, но теперь фиксируйте глаз на объекте, чтобы он оставался неподвижным. Это требование ограничит способность головы и тела поворачиваться.
  • Отметьте, как глаз остаётся на месте и голова поворачивается вокруг него - прямо противоположно способу обычного движения головы и глаз. Продолжайте поворачиваться влево и вправо и, поворачиваясь, начните выбирать объекты с краю, слева и справа, сверху и снизу, поля зрения. Глаз остаётся фиксированным на цели, когда вы это делаете. Вы должны обнаружить, что после нескольких минут, вы можете видеть довольно мало объектов без деталей. ​​​​​​​ Продолжайте поворачиваться, отмечая всё поле зрения и сканируя тело от стоп к голове. Вы можете обнаружить, что довольно сложно обращать внимание на ощущения в теле и визуальные образы одновременно поначалу, но если вы будете упорны без напряжения, это может стать легко. Что ещё вы можете видеть, поворачиваясь? Как насчет вашего носа?
  • Продолжайте это движение и смещайте вес на правую стопу, как ранее, на несколько минут, и затем на левую стопу. Затем смещайте вес направо, качаясь вправо, и налево, качаясь влево. Наконец, смещайте вес вправо, качаясь налево, и влево, качаясь направо, всё время сохраняя глаз зафиксированным на цели и сканируя тело своим вниманием.

​​​​​​​

  • Отметьте, как это специфическое движение, позволяет вам двигать глазные мышцы и остальное тело, в то же время сохраняя постоянный зрительный образ. Это позволяет вам проверять и улучшать использование периферического зрения при движении. Вы можете обнаружить, что это очень отличается от статичной проверки, которую вы можете сделать, когда кто-то колеблет светящийся или цветной объект в одну сторону, пока вы стоите неподвижно и смотрите прямо вперёд.
  • Теперь расслабьте глаза и качайтесь влево и вправо самым простым способом, как в начале. Отметьте, как увеличился угол поворота тела. Можете ощутить, что изменилось в вашем теле, что позволяет вам поворачиваться дальше без увеличения усилия? Снова остановитесь и отдохните.
  • Возобновите поворот влево и вправо, но теперь фиксируйте и голову, и глаз на цели. Голова и глаз остаются неподвижными, а тело поворачивается влево и вправо под ними. Снова обратите внимание на всё поле зрения, отмечая объекты с краю, и медленно сканируйте тело. После нескольких минут сместите вес на правую стопу, затем на левую стопу, и затем налево и направо двумя способами, которые вы изучили.

​​​​​​​

  • Если вы внимательно обратите внимание на себя, то будете способны обнаружить интересную связь между осознаванием периферического поля зрения и чем-то, что происходит у вас в уме. Что происходит, когда вы забываете о периферическом поле зрения, и затем, когда вы вспоминаете и обращаете на него внимание снова? Можете вы отметить изменение в слухе, когда делаете это?

​​​​​​​

  • Расслабьте голову и глаза и позвольте всему поворачиваться влево и вправо, как ранее. Отметьте, как угол поворота ещё больше увеличился.
  • Лягте на спину, закройте глаза и покройте их ладонями. Сравните левое и правое поле зрения и отметьте большую разницу в покрытом зрении глаза, который вы сохраняли открытым, с глазом, который вы закрывали. Какой глаз лучше чувствует себя? Откройте глаза и осмотритесь. Что вы видите? Теперь встаньте, закройте доминантный глаз и проделайте всё упражнение снова сначала. Старайтесь делать всё так, чтобы по времени всё упражнение заняло примерно 45-60 минут.
  • Когда закончите, встаньте и посмотрите вокруг. Обращайте внимание не только на то, что вы видите, но и на ощущения в самих глазах, и на мышцы лица вокруг глаз. Посмотрите в зеркало. Как выглядит ваше лицо?

Если вы носите очки или линзы, наденьте их, сравните ощущения вокруг глаз. Как это ощущается теперь?

Подумайте о том, как маленький ребенок учится читать.

Его родители, или учителя, говорили ему, что есть кое-что, что он должен научиться делать, и, вероятно, его естественное любопытство было задето.

Взрослые проводят много часов, читая книги, журналы и газеты; они приходят со странными историями - и проводят много часов, рассуждая между собой о том, что прочитали. Как замечательно должно быть уметь читать!

С книгой в руке ребенок начинает стараться связать незнакомые образы букв с определёнными звуками. Это не так просто, и он концентрируется, фокусируя всё своё внимание на буквах, отметая все мешающие периферические зрительные ощущения, звуки...

Концентрироваться так - очень важный навык, но возможно застрять, когда всё внимание сосредоточено в одной точке, и забыть, что внимание можно расширить.

Один из механизмов сужения внимания - выключение периферического зрения, и это может ассоциироваться с выключением звуков и также ощущений от тела .

Так, если вы обратите внимание на упражнение выше, вы будете способны заметить, что слух "раскрывается", когда вы осознаёте периферическое зрение.

Когда вы начинаете ощущать это улучшенное использование глаз, вы можете попробовать его в разных ситуациях - когда подписываете чек, идёте на прогулку, в кино или в шумный ресторан. Эффект может быть поразительным.

Со временем, если вы активно занимаетесь спортом, вы начнёте замечать, что вы можете привносить и туда улучшенное применение глаз.

Многие люди приходят к ассоциированию идеи концентрации или «попытки концентрироваться» с этим сужением зрительного внимания: на спортивном поле и когда «пытаются концентрироваться на игре», они заглушают большинство зрительных сигналов - и, в особенности, периферическое зрительное поле, которое является частью зрения, вроде бы наиболее связанной с игрой.

Чем больше они стараются, тем больше ограничивают свои ощущения, и тем хуже становится их игра. Это разочаровывающая ситуация, по меньшей мере.

Однако, когда вы начинаете ясно осознавать ощущение этого процесса и как он влияет на вашу жизнь, можно довольно легко начать поворачивать его вспять понемногу.

Вознаграждение в улучшении зрения, лёгкости движений и общем самочувствии, безусловно, стоит того. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Периферийное (периферическое) зрение очень важно для мотоциклистов и его можно развить при помощи выполнения не сложных упражнений, описанных ниже.

Периферическим зрением называется та область картинки, которую мы видим благодаря нашим глазам, и которая находится по краям поля обзора. Как правило, видимость в этой области тем менее чёткая, чем дальше она от центральной точки фокусировки взгляда. Причём это не природная функция глаз! Мы создаём и закрепляем свою функциональную точку обзора самостоятельно, в течение всей жизни и важно не столько постоянно видеть всё, что дают нам глаза, сколько умение контролировать эту их функцию.

Мало кому известно, что именно таким способом наше сознание разграничивает для себя сферу приоритетов. Взгляните на какую-нибудь область и отметьте, сколько информации вы получили за секунду обо всех объектах, которые увидели. А теперь представьте, какова будет нагрузка на подсознание и сознание, если считываться будут вообще все находящиеся в области фактического видения объекты. Таким образом, периферическое зрение играет также роль защитного механизма.

Выполните следующие упражнения, чтобы оценить свое периферийное зрение и выполняйте их почаще, чтобы его улучшить.

1. Идите по тротуару, глядя строго вперед, и считайте трещины в асфальте. Это упражнение важно для всех мотоциклистов, потому что учит собирать информацию (считать трещины) не отрывая взгляд от
дороги.

2. Глядя на толпу, сфокусируйте взгляд на одной точке. Отслеживайте движения людей, не переводя глаза. Это упражнения полезно для тех, что часто ездит по оживленным улицам, потому что учит видеть других участников движения, не отводя взгляд от дороги.

3. Постарайтесь посмотреть фильм, глядя в угол экрана телевизора. Это научит вас лучше ездить в группе. Вы сможете сфокусироваться на дороге перед ведущим байком, отслеживая его положение
периферийным зрением.

4. Возьмите книгу, резко откройте ее и мгновенно закройте. Что вы успели прочесть? Сколько картинок вы успели увидеть? Это упражнение помогает научиться быстро усваивать информацию, что
особенно полезно при выезде на оживленную улицу и проверке ситуации сзади с помощью зеркал или взгляда через плечо. Вы должны научиться видеть как можно больше за минимальное время. Конечно, если обернуться и не спеша все рассмотреть, вы увидите больше, но есть ли у вас такая возможность в плотном трафике?

Выполняйте эти четыре упражнения почаще и ваше периферийное зрение улучшится, а вместе с ним улучшатся и ваши навыки вождения

Плюсы периферического зрения:

Рассмотрим, что вы приобретёте, развивая свою функциональную область зрения. Прежде всего, у вас появится умение быстрее и в большем объёме воспринимать информацию. Помимо этого, умение видеть периферию может очень часто пригодиться вам в жизни, дабы внимательно наблюдать за чем-то или кем-то для вас интересным. И это уже не говоря о том, что в экстремальной ситуации оно может спасти вам жизнь, ведь умение вовремя увидеть опасность, залог того, что вы сможете успешно её избежать. Эти и многие другие плюсы вы откроете для себя, развивая и совершенствуя один из самых важных данных вам от рождения органов чувств – глаза.

Многие спрашивают, а зачем вообще нужно и важно хорошо развитое периферическое (боковое) зрение? Мы дадим ответ. Боковое зрение актуально во множестве случаев и используется во время , вождения автомобиля, дома и на работе. В случае если человек не пользуется таким зрением, это называется “туннельным” зрением. Напряженное или пристальное рассматривание всего исключительно спереди приводит к заметному ослаблению периферического зрения.

Такое зрение очень полезно как в жизни в целом, так и в спорте.

До своего обучения чтению дети очень остро и четко видят по сторонам, то есть имеют высокоразвитое зрение периферического типа. А как хорошо у вас, получается, видеть по сторонам? Даже если не хорошо, ни в коем случае не расстраивайтесь, ведь это можно исправить при помощи . Выполняя эти упражнения, глядите исключительно прямо перед собой, и в тоже время следите за происходящим по сторонам.

В “норме” ваш глаз лучше видит всего один предмет, однако его зрение совсем не ограничивается только одним предметом. Хорошо развитое зрение периферического типа дарит вам “глаза на затылок”.

Упражнения

    В каждую из рук возьмите по одному карандашу и держите их перед глазами на расстоянии 30см.

    Глядите как бы сквозь карандаши, вдаль, не концентрируя взгляд конкретно на них. Используйте свое боковое зрение, чтобы видеть карандаши.

    Крайне медленно двигайте карандаши от глаз в стороны, так, чтобы не терять их с периферического видения. Данное упражнение можно назвать “вперед/в стороны”. Выполните его как минимум десяток раз.

    Двигайте карандаш в левой руке вниз, а в правой вверх. Наблюдайте периферически. Повторите десяток раз.

    Теперь делайте тоже самое, но левой рукой вниз по диагонали, а правой вверх по диагонали. Сделайте десять повторений, и еще десяток, поменяв направление. То есть левой вверх, правой вниз (по диагонали).

    Держите карандаши перед собой на расстоянии 30см, глядя на них рисуйте глазами окружности, чей диаметр составляет 5-7см. Делайте десять раз по часовой, и десять раз против часовой стрелки.

О боковом зрении спортсмена

Баскетболист стремительно прорывается к щиту. Защита противника не дает ему возможности пройти. Нападающий высоко прыгает, смотрит на кольцо (без этого, как правило, невозможно сделать результативный бросок!), замахивается и... отдает мяч своему партнеру, тоже проходящему под щит. Бросок. Два очка!
На ринге - боксеры. Оба внимательно смотрят в лицо друг другу. Один из боксеров наносит резкий удар правой рукой. Но его перчатка поразила... пустое место, ибо соперник увидел направление удара и ловко от него уклонился.
Теннисист направляет сильный удар к задней линии площадки и выходит к сетке. Его противник, внимательно следя за полетом мяча, быстро перемещается к месту его предполагаемого отскока. Увидев, что соперник вышел к сетке, игрок выполняет высокую «свечу». Выход к сетке не принес успеха!

Что же позволяет баскетболисту, смотревшему на кольцо, увидеть проход своего партнера под щит? Что помогает боксеру, наблюдавшему за лицом соперника, уловить движение его руки, а теннисисту, следящему за полетом мяча, заметить, куда перемещается противник?
Во всех этих примерах мы встречаемся с одним и тем же явлением - спортсмены устремили взор на определенное место (например, баскетбольное кольцо), но одновременно от них не ускользает и то, что находится в стороне. Это возможно благодаря важной особенности нашего зрения. Она называется боковым (периферическим) зрением.

Хорошо развитое периферическое зрение - существенный фактор успеха во многих видах спорта.
Чтобы лучше уяснить сущность бокового зрения, напомним об особенностях строения сетчатки - самой глубинной оболочки глаза. Сетчатка состоит из множества дифференцированных по своему строению и назначению нервных клеток, в том числе и таких, которые выполняют светочувствительную функцию. Эти клетки называются (по своей форме) «палочки» и «колбочки». Благодаря таким клеткам глаз получает способность воспринимать свет, форму предметов и цвет. Палочки более чувствительны к свету, чем колбочки. В свою очередь, колбочки являются носителями цветного зрения и обладают способностью к восприятию форм. Распределение палочек и колбочек по сетчатке неравномерно: в боковых отделах преобладают палочки, в средней части - колбочки.

Глазное яблоко имеет, как известно, сферическую форму. В области заднего полюса глаза находится так называемое желтое пятно - наиболее чувствительная к восприятию формы часть сетчатки. Желтое пятно резко отличается от всей остальной сетчатки; в нем расположены преимущественно колбочки, а центральная его часть состоит исключительно из колбочек. Этот участок сетчатки имеет самые утонченные кол-бочковые элементы и обладает самой высокой остротой зрения.

Обычным раздражителем сетчатки является свет. Зрительный акт начинается с того, что свет, пройдя через светопреломляющую среду глаза,-воздействует на сетчатку. Нервное раздражение, возникшее в палочках и колбочках, передается зрительным центрам в затылочную долю мозга, где уже и возникает ощущение. Однако это ощущение различно, в зависимости от того, какой участок сетчатки раздражается. Если изображение падает на область желтого пятна (в частности на ее центральную ямку), мы отчетливо видим мельчайшие дзтали предмета. Такое зрение называется центральным. Если же световое лучи падают на периферические отделы сетчатки, они вызывают менее отчетливое изображение, и такое зрение называется периферическим (боковым). Центральное зрение необходимо для различения деталей предметов, периферическое - для ориентировки в пространстве.
Специальные упражнения для тренировки периферического зрения могут значительно повысить его чувствительность.

Золотое правило волейбола гласит: «Взор игрока все время должен быть направлен на мяч!» Возможно только одно исключение из этого правила: в момент удара блокирующий должен в прыжке следить за действиями нападающего. Если волейболист, выполняющий тот или иной прием, нарушит это правило, мяч будет проигран.
Некоторые волейболисты непосредственно перед выполнением приема смотрят на площадку противника. Может показаться, что это хорошо, так как последующие действия игрока будут строиться на основе того, что он видит. И если затем такому игроку действительно удается провести хороший удар, он может решить, что и впредь все внимание нужно направлять на площадку соперников. На самом же деле это далеко не так!
Эффект достигнут игроком лишь внешний, а на самом деле качество выполнения приема ухудшилось. Резко уменьшается время на подготовку игрока к выполнению приема, значительно хуже становится координация движений. К тому же противник свои основные перемещения и действия выполняет в момент, непосредственно предшествующий выполнению того или иного приема. Смотреть в этот миг на площадку противника некогда, надо смотреть на мяч! Но тем не менее действия противника надо оценить, чтобы предпринять успешные контрмеры. Как же это сделать? Как осуществить контроль за противником, одновременно смотря на мяч? При помощи периферического зрения.

Но, разумеется, еще до подачи необходимо оценить расстановку игроков противника и в соответствии с этим принимать тактически правильное решение.
Вот несколько примеров таких решений.
Нападающий получает первую передачу на удар в зону 4. До подачи он определил, что у противника в зоне 3 расположен сильнейший блокирующий, а в зоне 2 -менее опасный. Предварительное тактическое решение намечалось такое: удар проводить по зоне слабейшего блокирующего. Однако в момент прыжка нападающий за счет периферического зрения увидел, что оба блокирующих приняли участие в блоке и выполнили его качественно. Тогда игрок выполняет откидку одному из своих партнеров, который получает возможность провести удар против одиночного блока. Так предварительное решение было коренным образом изменено данными, полученными за счет хорошо развитого периферического зрения. Действия игрока тактически оправданы.
Второй пример. Игрок зоны 3 еще до подачи определил, что слабейший блокирующий противника в данной расстановке располагается в зоне 4. Следовательно, выгоднее всего нападение вести через своего правого нападающего. Противник сделал сильную подачу. Принимая ее с падением, игрок зоны 2 направил передачу в зону 3, но встать и подготовиться к нападающему удару не успел. Видя это (опять-таки за счет периферического зрения!), средний нападающий направляет передачу на удар в зону 4.

Еще один пример. У противника на передней линии находятся трое блокирующих, примерно равные по силе. Игрок, выходящий с задней линии на переднюю для передачи мяча, получая пас, умело имитирует передачу в зону 2. Это увлекает двух блокирующих к этой зоне. Увидев боковым зрением их пеое.«е-щения, выходящий игрок выполняет передачу на удар левому нападающему которому будет противопоставлен лишь одиночный блок.
Словом, периферическое зрение играет важную роль, позволяя игрокам правильно оценивать игровую сбстановку и тактически грамотно выполня^» пс**-емы в соответствии с этой обстановкой Наибольшее значение бокового зрения проявляется при передаче мв-а -а-а-дающем ударе, проведении та
Выполняя передачу, волейболист за счет бокового зрения ориентир7е*-ся в том, как он сам расположен по отно_е-нию к сетке, к нападающему, которому надо направить передачу. Вь.пог-яя асе нападающий удар, игрок за сьв-" бокового зрения выбирает место толчка по отношению к сетке. Все это показываем что периферическое зрение - действ тельно одна из основ высокого -а*-- веского мастерства.

Упражнения для тренировки бокового зрения должны занять достойное место 8 учебной работе волейболистов.
Вот несколько подготовительных упражнений.
1. Игроки построились в две шеренги. У каждого в руке волейбольный (баскетбольный) мяч. По сигналу тренера он подбрасывают и ловят мяч, на глядя на него. 8 последующих уроках высота подбрасывания постепенно увеличивается.
2. Упражнение такого же типа, но игроки перебрасывают мяч из руки в руку.
3. Аналогичное предыдущему упражнение выполняется теннисным мячом.
4. Игроки располагаются в двух-трех шагах от гладкой стенки. У каждого - мяч. Не глядя на мяч, игроки ударяют им о стенку и ловят. Постепенно расстояние до стенки увеличивается.
5. Перебрасывание и ловля мяча в парах, не глядя на мяч. Это упражнение выполняется двумя руками, затем одной. В последующих уроках расстояние между игроками увеличивается.
6. Игроки делятся на тройки. Для каждой тройки на площадке чертится круг диаметром в один метр. На расстоянии 2-3 метров от круга располагаются два игрока. Один из них выполняет верхнюю передачу на партнера, который должен выполнить высокую ответную передачу так, чтобы мяч ушел в круг. Третий игрок, после удара мяча о пол, выполняет верхнюю передачу на первого игрока. Как только кто-либо не попадет мячом в круг, игроки меняются местами. На следующих уроках можно менять расположение игроков по отношению к кругу (ставить их справа, слева).

7. Игроки располагаются в метре от гладкой стенки (см. рис.). На высоте двух метров от пела на стенке чертится круг д**ме~ром йЛ ме~ре. а в стороне от него, -а ресстояммя одного ме*ра, на-носится мамшп ируиця. Первый игрок ш«- верхние передачи е большой круг спа-ала смотря иа мяч, а затем геоемося свой взор на маленький кружок, ""осте ошибки (игрок из попал в кру- м»ч на землю), упражнение вь~о*-*е- следующий игрок. Это упражнение -е соответствует по своему характеру -"рееей обстановке (волейболист во время и-ры должен смотреть на мяч), но с-э является одним из способов трен-сов»- периферического зрения.
- “3 баскетбольной площадке игро-** располагаются в две шеренги, так, -~с6ы первые игроки в шеренгах находились на.ровне линии штрафного броска (6с«ом к щиту). Один из игроков песвсй пары выполняет верхнюю переда-. -а своего партнера, а тот, нэ поворачиваясь лицом к щиту, верхней передачей старается попасть в кольцо За-’«** то же делает следующий игрок и д- Упражнение можно проводить в виде соревнования - кто больше мячей забросит в кольцо (из 10 попыток).
9. Игроки в парах, посылая мяч друг другу верхними передачами, перемещаются по контурам площадки, проходя с мячом под сетку и преодолэвая другие препятствия: гимнастические скамейки, «коридоры» из стульев и т. д.
Игроки движутся сначала по часовой стрелке, затем - против нее.
10. Игроки становятся в колонну по одному на расстоянии 3-4 метров от баскетбольного щита и под небол.ы- *-углом к нему. Тренер находится на расстоянии одного метра за кольцом. О-располагается так, чтобы находиться мв продолжении прямой линии между »*--роками и кольцом. По сигналу тренера первый игрок, глядя на кольцо, подбегает к щиту и делает высокий прьжок. Если тренер поднял обе руки вверх (блок!), игрок должен имитировать откидку в прыжке, если же этого движения тренер не сделал, надо пальцами достать кольцо.

Далее следуют более сложные, специальные упражнения.
1. Игроки располагаются попарно: один у сетки, второй - на шаг от него в глубь площадки. Оба игрока находятся несколько под углом по отношению к сетке. Задний игрок выполняет верхние передачи на удар игроку, стоящему у сетки, который, в свою очередь, делает передачу в обратном направлении. Задний игрок, выполнив передачу, удаляется с исходной позиции назад и в сторону, постепенно доходя до лицевой линии и возвращаясь обратно. Эти перемещения должны учитываться игроком, стоящим у сетки. Последний стремится точно выполнять передачи заднему игроку.
2. Игроки в трех колоннах в зонах 6, 4 и 2. Игрок зоны 6 выполняет первую передачу на удар в зону 4. Игрок этой зоны без прыжка делает вторую передачу на удар в зону 2. Правый нападающий направляет мяч в зону 6. В этот момент левый нападающий меняет свое место: уходит к краю сетки или перемещается ближе к ее середине. Игрок зоны 6 получает передачу из зоны 2, располагаясь лицом к этой зоне. Оставаясь в этом положении, он должен за счет периферического зрения разобраться в характере перемещений игрока зоны 4 и выполнить ему точную скрытую передачу на удар (без поворота туловища в его сторону). После выполнения передачи игроки перемещаются в «хвост» другой колонны (по часовой стрелке).
3. Аналогичное упражнение, но направление движения мяча обратное - вторая передача из зоны 2 в зону 4, из зоны 4 в зону 6 и из зоны 6 скрытая передача на удар в зону 2. В момент передачи из зоны 4 в зону 6 правый нападающий выбирает исходное место для удара по своему усмотрению.
4. Игроки располагаются в зонах 2, 3, 4. Тренер по очереди бросает игрокам мячи так, чтобы они принимали их в падении. Например, мяч принимает с падением игрок зоны 3 и направляет его в зону 2. Если средний нападающий успевает встать и приготовиться к удару, игрок зоны 2 должен выполнить передачу на удар в его сторону, если же не успевает- передача на удар должна быть произведена в зону 4. Упражнение выполняется с ударом и противодействием одиночного блока (на другой стороне площадки располагаются трое блокирующих).
5. Игроки располагаются в колонну по одному в зоне 3. В зоне 2 находится передающий игрок. Передача на удар сразу выполняется в зону 2. В этот момент средний нападающий по своему усмотрению выходит для удара с откидки за голову или перед игроком. Откидывающий игрок должен периферическим зрением увидеть направление разбега своего партнера и выполнить в нужном направлении откидку. Перемещения игроков: нападающие после удара уходят в зону 2, игроки этой зоны в конец колонны нападающих.
6. По одну сторону сетки располагаются трое блокирующих, по другую - трое нападающих и игрок зонь1 1, выходящий с задней линии на переднюю для передачи мяча. Средний нападающий выполняет передачу в зону 2, куда перемещается выходящий. В этот момент средний блокирующий по своему усмотрению подтягивается к зоне 2 или 4. Выходящий игрок должен увидеть это и выполнить передачу на удар в зону, где остался один блокирующий.
Такое упражнение целесообразно применять не только для выходящих, но и для тренировки всех игроков команды, чт"обы с ни научились хорошо оценивать расположение блокирующих игроков противника.
7. В зоне 3 располагаются игроки в колонне по одному. Первый игрок в колонне находится у сетки в исходном положении для блокирования. По другую сторону сетки находятся три игрока задней линии. Тренер бросает встречный мяч игроку, стоящему у сетки. В этот момент один из игроков задней линии выполняет без мяча падение на грудь. Нападающий должен увидеть незащищенную зону и провести в этом направлении удар. Расположенный ближе к направлению удара игрок задней линии должен принять мяч. Затем упражнение выполняет следующий игрок.
8. Одна группа игроков в зоне 3, вторая - в зоне 2, третья - в зоне 4 с противоположной стороны площадки (блокирующие). Игрок зоны 3 выполняет передачу сразу на удар в зону 2. Игрок этой зоны, если блокирующий не прыгнул на блок, должен произвести напа-
дающий удар, а если блок состоялся - выполнить откидку в зону 3. На первых занятиях блокирующие при выполнении таких упражнений должны поднимать руки вверх только тогда, когда они решили прыгать на блок. Со временем, когда у игроков разовьется периферическое зрение и они хорошо будут различать действия блокирующих, можно разрешать имитацию блока (приседание для прыжка, поднятие рук вверх и т. д). В последующих уроках рекомендуется выполнять такое же упражнение в зонах 3 и 4.
9. Аналогичное упражнение, но против двойного блока. Если на блок прыгнули два игрока, нападающий должен сделать откидку, а при одном блокирующем -проводить нападающий удар.
10. На одной стороне площадки нападающие в зоне 4, передающие игроки в зоне 3. На другой стороне - три игрока задней линии. В момент передачи на удар игрок зоны 6 выбирает по своему усмотрению место для страховки - у лицевой линии или в зоне нападения. Нападающий должен учитывать характер этих перемещений. Например, если страхующий занял исходное положение у лицевой линии, нападающий должен произвести обманный удар в зону 3. Если исходное положение страхующего в зоне нападения, надо произвести нападающий удар по задней части зоны 6.
В последующем рекомендуется проводить такие же упражнения в зонах 2 и 3. Затем эти же упражнения проводятся против одиночного и группового блока.