Питание первобытных людей. Меню первобытного человека было весьма разнообразно

По-видимому, с этим связано появление и использование сначала естественных, а потом, и главное – искусственных орудий: от примитивных до очень совершенных (отщепы, ручные рубила, палки-копалки, каменные ножи и топоры, копья, бумеранги, духовые трубки, луки и т. д.). Пралюди занимались собирательством (занятие преимущественно женщин и детей), охотой, а там, где были водоемы – рыболовством (дела мужчин).

Постепенно осуществляется переход от присваивающего хозяйства к воспроизводящему, то есть от собирательства к огородничеству и полеводству, от охоты к скотоводству. Этот переход ознаменовывается еще и переходом некоторой части первобытных племен к оседлому образу жизни.

Жизнь, основанная на потреблении продуктов, взятых у природы, необходимо должна быть жизнью бродяжьей. Смена места поселения была связана с тем, что нужно было поспеть к урожаю тех или иных плодов, или с особенностями перемещений животных и рыб. Надо сказать, что меню первобытного человека было весьма разнообразно и включало все, что можно потреблять: не только грибы или ягоды, не только травы и молодые побеги некоторых деревьев. Ели насекомых, личинок, червей, мхи, разнообразные коренья, плоды самых разных деревьев и все, что только можно себе вообразить. Африканский континент богат флорой. Казалось бы, дикари должны были бы жить в сытости, однако это далеко не так. В лучшие, наиболее сытые, времена первобытные люди питались не более одного раза в день. А ведь бывали и не лучшие времена. Может потому, и жили в первобытности в среднем около 20 лет.

Довольно долго женщина поставляла основное количество продуктов, и именно ее усилиями племя как-то выживало. Собирательство, хотя и не самый эффективный по количеству произведенного продукта вид деятельности, отличается, тем не менее, все-таки довольно большим постоянством. Худо ли, бедно ли женщина всякий раз что-то приносит, чтобы можно было хоть как-то накормить голодную семью. “Когда после неудачной охоты мужчина, молчаливый и усталый, возвращается в лагерь и бросает рядом с собой лук и стрелы, воспользоваться которыми ему не пришлось, женщина извлекает из своей корзины трогательный набор: несколько оранжевых плодов пальмы бурити, двух крупных ядовитых пуков-птицеедов, нескольких ящериц и их крошечные яйца, летучую мышь. Маленькие плоды пальмы бакаюва или уагуассу и горсть кузнечиков... Потом вся семья весело истребляет обед, которого не хватило бы для утоления голода одного белого” . Охота же, конечно, много богаче по результатам, но результаты-то не часты. В особенности до изобретения первого дистанционного оружия – лука. Практически безоружный, не обладающий ни одним превосходящим животного качеством, наш далекий предок испытывал громадные трудности на охоте. Успех не преследовал его. Хотя, когда ему удавалось добиться своего, то это бывал праздник. Наверное, ни один цивилизованный человек не в состоянии понять, что значила еда в те далекие времена, в особенности – изобильная еда.

Есть некоторые странности в наших современных обычаях. В частности – наше отношение к еде: почему люди все время едят? Едят, собираясь вместе на праздник, едят, когда, похоронив и еще не оплакав близкого человека, садятся за стол. Нет ни одной религии, которая бы не обращала внимание на то, как, сколько, когда и что должен есть человек. Не является ли это наше столь пристальное внимание к еде – реакцией на долгие и долгие времена постоянного голода, который испытывало человечество?

Еда была праздником, торжеством жизни над смертью, наслаждением, не сравнимым ни с каким другим. Еда была индивидуальной победой над всеми силами зла, собравшимися, чтобы изничтожить человека. К. Леви-Строс в “Печальных тропиках” так описывает состояние сытости после голода. Он был в экспедиции, стоял период засухи, вся дичь ушла и люди голодали. Однажды удалось подстрелить дикую свинью. “Недожаренное с кровью мясо произвело на нас более возбуждающее действие, чем вино. Каждый съел не меньше фунта, и тогда я понял, чем объясняется распространенное среди многих путешественников мнение о прожорливости “дикарей”. Достаточно хоть немного пожить их жизнью, чтобы испытать ненасытный голод и понять, что его утоление приносит нечто большее, чем насыщение, – счастье”. Там же он пишет, что вскоре они попали во влажный лес, откуда доносились звуки животных. “В течение трех дней мы ходили на охоту в лес и возвращались в лагерь, нагруженные дичью. Нас охватило какое-то исступление: мы только и занимались тем, что готовили пищу и ели” .

В отличие от животных, первобытные люди стали обрабатывать природные продукты для употребления их в пищу. Большую роль в этом (и не только в этом) сыграло добывание и использование огня. Первоначально приспособляя для жизни пещеры, постепенно человек научился строить жилища (общие дома, вигвамы, чумы и т. д.). При освоении особых климатических зон стала развиваться и одежда, в том числе и в довольно сложных формах.

Таким образом, вся жизнедеятельность людей была специально и разнообразно обработанной, оформленной и совершенствуемой, в сравнении с тем, что было у природных существ. В использовании и производстве пищи, вещей, и в самих создаваемых предметах явно воплощался духовный опыт, которого не могло быть без развития мышления (хотя бы так называемого “ручного”), а также форм общения, знаковой (языковой) деятельности.

Все это говорит о том, что появились определенные приемы обработки, создания и использования вещей и знаков, чего нет в природе. Появились и неприродные, негенетические способы хранения и передачи приемов и навыков. Это ведь были не наследственные программы поведения, как у пчел или муравьев. Возникла вроде бы примитивная (по нашим, не всегда верным меркам), но явно духовная активность.

В жизни родоплеменных сообществ огромную роль играли разные формы научения различным видам деятельности, в том числе, формы ритуальные и игровые. В этих сообществах появились устойчивые неприродные формы быта, отношений между людьми, связывающие их, нормы действий.

Фактически для всех изученных сообществ были характерны специальные захоронения умерших, особые верования, изобразительная деятельность, развитые ритуалы, мифологическое сознание, разнообразная магия.

То есть, жизнь первобытного человека в сравнении с жизнью природных существ, оказывается специфически (неприродно) оформленной. В ней появляются формы, которые уже можно считать формами культуры, благодаря которым люди искусственно встроились в окружающую среду, на иной, чем природные существа, основе.

Это состояние стало возможным и пригодным к дальнейшему развитию, ибо пралюдьми, первобытными людьми была преодолена может быть самая большая трудность в их встраивании в окружающий мир. Эта трудность состояла в необходимости преодоления, или, лучше сказать, выявления, своего ценностного статуса, своего места в мире.

Для чисто природного существа такой трудности нет и быть не может. Животное тождественно себе и природе в себе, потому ничего подобного не возникает. Прачеловек же оказался отчужден от природы в самом себе, и чтобы это отчуждение снять, он должен был построить некоторый конструкт, определяющий или задающий ему место в мире. Иначе говоря, конструкт определяющий ценностную значимость его актуального присутствия. А создание такого конструкта, несущего в себе функцию отнюдь не объяснительного, но в первую очередь, организовывающего и ценностно-образующего характера, и создает реальную возможность “встраивания” прачеловека в мир, определения там своего места, в том числе в деятельностных и пищевых рядах.

Здесь происходит обратный обычному процесс – не от места в природном мире зависит ценность, а от определения ценности прачеловека образуется то или иное его место в мире. Но такого рода “обратность” вполне обычное для человеческого мира явление. На протяжении всей человеческой истории мы будем видеть, как именно этим путем человечество движется все дальше и дальше.

Таким образом, отчуждение человека от природы может быть снято путем создания собственной ценности за счет искусственного конструкта, определяющего значение прачеловека в бытии. Этот конструкт не может не носить искусственного характера.

Первой вехой на этом пути, как отмечает И. Н. Лосева , было создание общности на некоей единой основе. А в связи с этим внутренним конституированием, становится возможным и выделение данной общности как чего-то определенного из аморфной неструктурированной действительности. Основой общности выступает некий ритуал, который содержит в себе базовые позиции бытия первобытного человека, как то: восприятие своей слитности, выраженной в самоидентификации по типу “мы”; отделение этого “мы” от остальных “они”, которые воспринимаются обычно враждебно (как писала О. М. Фрейденберг: “Борьба – единственная категория восприятия мира в первобытно-охотничьем сознании, единственное семантическое содержание его космогонии и всех действ, ее воспроизводящих” ); закрепление и передача опыта, включающего моменты как хозяйственной (охота, возделывание земли, способы

собирательства, изготовление орудий труда и др.), так и социальной деятельности (способы организации общины, брачные отношения, властные структуры и пр.).

Первые люди (именно люди, а не человекоподобные обезьяны) появились на сцене жизни примерно 1 000 000 лет назад. В те доисторические времена ни о какой кулинарии и речи быть не могло, тем не мение археологи утверждают, что уже миллион лет назад наши предки стремились обработать пищу и даже приготовить ее по определенной технологии.


Изначально древние люди питались в основном растительной пищей. Постепенно такое вегетарианское меню стали разбивать мясными блюдами. Появление мяса в рационе человека появилось благодаря развитию охотничьих навыков. Сначала древний человек охотился в одиночку, постепенно охота стала коллективным занятием, удачная охота позволяла прокормить целое племя. Когда человеческий мозг стал развиваться, усложнился и рацион древнего человека. Древние люди занимались примитивным собирательством и поначалу им не требовались каких-либо сложных орудий труда и манипуляций. Затем человеку пришлось развивать интеллект, чтобы достать труднодоступные плоды или, например, найти способ расколоть твёрдые орехи.

Мозг человека начал свое развитие и растительная пища уже не могла обеспечить мозг и организм необходимой энергией. Хотя ученые так и не выяснили, могла ли белковая пища животного происхождения повлиять на развитие мозга, либо наоборот возросшее энергопотребление мозга подтолкнуло человека к поглощению мяса. Одно ясно точно: развитие мозга человека и калорийность и качество пищи очень тесно связаны.

Как древние люди додумались, что мясо, обработанное огнем, становится питательней и вкуснее сегодня никто из учёных не знает. Скорее всего, кто — то из древних охотников наткнулся на трупы животных, сгоревших во время лесного пожара, и решил съесть его. Но более удивителен еще один факт, кому — то из наших прародителей пришла в голову гениальная идея, они поняли, что мясо можно приправить растительными ингредиентами, такими как толчёные листья и коренья и т. д. Затем люди стали запоминать методики приготовления мясных и растительных блюд и повторять их. Возможно, именно так появились первые рецепты в истории человечества.


Рацион первобытного человека

Согласно раскопкам, кроманьонцы употребляли растительную и животную пищу в равных объемах. Но вскоре кроманьонцы перешли на растительную пищу. Но с другой стороны именно кроманьонцы научились одомашнивать скот, и у них отпала необходимость ходить на трудную и опасную охоту всем племенем. До наших дней находят в джунглях Амазонии племена, которые потребляют в основном растительную пищу, поскольку добыча мяса в их ареале обитания очень сложна и опасна. Кроманьонцы начали развивать земледелие, а оно было менее опасным для жизни человека, чем охота и собирательство. Хотя не редко случались и неурожайные годы, что приводило к вымиранию племени.

Таким образом кулинария древнего мира разделилась на три этапа:

человек узнает потенциал животной пищи

человек обучается обрабатывать мясо огнем

человек открывает приправы и специи

возникает смешанное питание

В древние времена люди редко страдали ожирением. У них было свое здоровое питание, которое не имеет ничего общего с современными диетами и прочими заморочками. Просто ели натуральную пищу, выращенную собственноручно, в основном кашу и растительные продукты, мясо, молоко. Потому что не было у них гипермаркетов, набитых колбасами и сырами. Как говорится, что вырастили, то и съели. Потому и здоровые были.

Независимо от национальности и условий климата, человек будет здоров, если откажется от искусственно созданных продуктов: чипсов, пицц, тортов, еды, в изобилии наполненной и сахаром.

Оказывается, организовать здоровое очень просто. Можно позаимствовать у древних некоторые рецепты и концепции, перенести их в современную жизнь. Основой рациона необходимо сделать легкие в приготовлении блюда из овощей, мяса домашнего скота, рыбы, добавить фруктов, злаков и корнеплодов.

Традиционная кухня русского народа частично сохранила древние рецепты. Славяне занимались выращиванием зерновых культур: ячменя, ржи, овса, проса и пшеницы. Готовили обрядовую кашу из зерновых с медом – кутью, остальные каши варились из муки, растолченных зерен. Выращивали огородные культуры: капусту, огурцы, брюкву, редьку, репу.

Мясо употребляли разное, говядину, свинину, встречаются даже некоторые записи о конине, но это скорее всего было в голодные годы. Часто мясо готовилось на углях, такой способ запекания встречался и у других народов, был распространен повсеместно. Все эти упоминания относятся к 10 веку.

Русские повара чтили и хранили традиции, об этом можно узнать из старых книг, таких как «Роспись к царским кушаньям», монастырских писаний, столовой книга Патриарха Филарета. В этих писаниях упоминается о традиционных блюдах: щах, ухе, блинах, расстегаях, различных пирогах, квасах, киселях и кашах.

В основном здоровое питание в древней Руси было обусловлено приготовлением пищи в большой печи, которая была в каждом доме.

Русская печь располагалась устьем к дверям, чтобы дым при приготовлении пищи выветривался из помещения. При готовке все таки на еде оставался запах дыма, который предавал особенный вкус блюдам. Чаще всего в русской печи готовились супы в горшочках, тушились овощи в чугунках, что-то запекалось, мясо и рыбу жарили большими кусками, все это было продиктовано условиями приготовления пищи. А как известно здоровое питание основано именно на вареных и тушеных блюдах.

Примерно в 16 веке началось разделение питания на 3 основные ветви:

  • Монастырская (основа – овощи, травы, фрукты);
  • Сельская;
  • Царская.

Самым главным приемом пищи был обед – подавалось 4 блюда:

  • Холодная закуска;
  • Второе;
  • Пироги.

Закуски были разнообразны, но в основном представлены овощными салатами. Вместо супа зимой часто ели студень или рассольник, щи подавали с пирогами и рыбой. Пили чаще всего фруктовые и ягодные соки, настои трав, самым старым напитком считается хлебный квас, который могли делать с добавлением мяты, ягод и тому подобного.

На праздниках часто было большое количество блюд, у сельских жителей оно доходило до 15, у бояр до 50, а на царских пирах подавалось до 200 видов еды. Часто праздничные застолья длились больше 4 часов, доходили до 8. Было заведено пить мед до и после еды, во время пира чаще пили квас и пиво.

Характер кухни сохранил традиционные черты во всех 3-х направлениях и в наше время. Принципы традиционного питания вполне совпадают с известными сейчас правилами здорового.

Основой рациона выдвигались овощи, злаки и мясо, не было большого количества сладостей, сахар в чистом виде вообще отсутствовал, вместо него употребляли мед. До определенного времени не было чая и кофе, пили различные соки и заваривали травы.

Соль в рационе наших предков так же находилась в очень ограниченном количестве из-за своей стоимости.

Стоит так же отметить, что и славяне, и крестьяне занимались земледелием и скотоводчеством, а это тяжелый физический труд, поэтому они могли позволить себе есть жирное мясо и рыбу. Несмотря на распространенное мнение о том, что отварной картофель с зеленью – исконно русское блюдо, это совсем не так. Картошка появилась и укоренилась в нашем питании только в 18 веке.

Как появилась палео-диета?

Можно копнуть глубже и вспомнить, что действительно здоровое питание было даже в каменном веке. Жили ведь древние люди без бутербродов и пончиков? И были сильными и здоровыми. Сейчас набирает популярность палеонтологическая диета. Суть ее в том, чтобы отказаться от молочных продуктов и злаковой пищи (хлеба, макарон).

Главный аргумент в пользу этой диеты таков: организм человека адаптировался под жизнь в каменном веке и, поскольку наше генетическое строение практически осталось неизменным, пища пещерных людей самая подходящая для нас.

Основные принципы:

  • Мясо, рыба, овощи, фрукты можно есть в любом количестве;
  • Соль из рациона исключается;
  • Так же придется отказаться от бобов, злаков, продуктов промышленного происхождения (печенья, конфет, пирожных, шоколадных батончиков) и молочных продуктов.

Меню на день:

  • Судак, приготовленный на пару, дыня, вместе до 500 грамм;
  • Салат из овощей и грецких орехов(неограниченно), постная говядина или свинина, запеченная в духовке, до 100 грамм;
  • Постная говядина, на пару, до 250 грамм, салат с авокадо, до 250 грамм;
  • Какой-нибудь фрукт или горсть ягод;
  • Салат из моркови и яблока, половина апельсина.

Однако стоит учесть, что такое питание скорее напоминает , чем здоровое, ведь современный человек около 70% энергии черпает именно из злаков и молочных продуктов.

Ваш отзыв на статью:

Диета каменного века. Палео-диета или диета каменного века – интерпретация рациона питания, которого придерживались наши далёкие предки в каменный век, в то время, когда ещё не было земледелия и скотоводства. Еда добывалась только с помощью охоты и собирательства.

Вероятно, читатель уже слышал о существовании программ тренировок, созданных по принципам физических нагрузок, которые переносил первобытный человек. Некоторые люди стараются использовать данные методы тренировок для укрепления состояния своего здоровья и для предотвращения различных заболеваний. Каждый человек хочет относительно быстро и без лишних усилий избавиться от лишней жировой массы тела и быть всегда в хорошей форме. При этом, большинство из них хочет, чтобы это было сделано достаточно быстро, из-за чего они прибегают к экспресс-диетам. Если вашими целями являются похудение и улучшение состояния здоровья, вам можно посоветовать использование палео-диеты, эффективность которой эмпирически доказана многими людьми.

Разработка диеты, которая бы была основана на диете наших далёких предков, была взята из книги В. Прайса «Питание и физическая дегенерация». Многие специалисты в области диетологии при изучении рационов питания выявили, что рацион, который основан на продуктах, употреблявшихся нашими предками, лучше всего подходит для нормализации здоровья.

Эпоха палеолита длилась порядка 2.5 млн лет. Её окончание пришлось на период 18 тыс. лет до нашей эры. Питание первобытного человека на тот момент состояло из мяса, рыбы, яиц, овощей и фруктов. В то время не было молока, сахара, круп, молока, бобовых, соли и тем более искусственно выращенных продуктов.

Антропологические данные говорят о том, что при таком питании предки человека имели достаточно стройный вид, были относительно высокими и имели крепкое здоровье. Если не брать в расчёт постоянную опасность со стороны окружающей среды (хищники, младенческая смертность, антисанитария, инфекции), вероятно наши предки могли бы дожить до глубокой старости. Современные хронические заболевания, связанные с нашим нынешним образом жизни, были незнакомы древнему человеку. Предполагается, что важное значение в укреплении здоровья первобытного человека имел не только рацион, но и физическая активность, обусловленная инстинктом выживания.

Диета каменного века: эволюция сведений про палео-диету

В 70-х годах врач У. Вегтлин первый выявил связь между нормализацией состояния здоровья и питанием первобытного человека.

В середине 80-х годов прошлого столетия Б. Итон, и М. Коннер установили, что по геному современники и древние люди практически ничем не отличались в отношении пищевых предпочтений.

Начало 90-х ознаменовало собой появление в медицинских источниках основательных выводов насчёт полезности палео-диеты. Научные публикации подтверждали важность физических упражнений в сочетании с первобытным рационом питания.

В середине 90-х врач из Швеции С. Линдеберг обнародовал новые сведения, которые были получены при изучении жизни коренных жителей Новой Гвинеи. Доктор определил, что у аборигенов снижен риск возникновения сахарного диабета, инсульта, ИБС, ожирения и гипертонической болезни. Всё это обусловлено здоровым рационом питания.

Книга учёного-диетолога Р. Одэтта рассказывает о всех плюсах первобытной диеты, которая подтверждена клиническим путём. Автор в книге рассуждает о том, к чему привело развитие земледелия и животноводства по отношению к этиологии развития заболеваний.

Профессор Л. Кордейн из американского института физической культуры, обнародовала статью про палео-диету, а затем и полноценную книгу, посвящённую связи современного питания и образа жизни.

В 2011-году выходит новая книга Р. Вульфа, касающаяся темы питания первобытных людей.

Диета каменного века: изменения культуры людей

Последствия сельскохозяйственной революции

Рацион человека в эпоху палеолита состоял из фруктов, мяса, рыбы и овощей. Люди долгое время питались таким образом. Однако после введения в привычную деятельность человека земледелия и разведения скота, люди постепенно перешли на новый рацион питания. Произошло это примерно 8 тыс. лет до нашей эры. Кроме привычного для людей того времени собирательства и охоты, предки научились применять опыт выращивания зерновых культур и приручать диких зверей для дальнейшего их потребления в пищу. После того, как внедрение новых способов получения пищи стало массовым, человек стал более стратегически подходить к добыванию пищи, в результате чего, мир и культура людей изменились. Однако человеческая ДНК осталась прежней.

Значение промышленной революции

Развитие промышленности в 18-ом и 19-ом веках повлияло на прогресс в сельскохозяйственной отрасли. Машины заменили рабочие руки, что не всегда шло на пользу человеку.

Пищевая революция

Быстрое развитие промышленности и использование новых технологий при приготовлении пищи способствовали появлению на прилавках магазинов продуктов, сразу готовых к употреблению. Как правило, за основу пищи быстрого приготовлении брали сахар, белую муку, насыщенные жиры и химические вещества, усиливающие вкус и консистенцию продуктов. После Второй мировой войны подобные продукты стали нормой быстрого питания. С начала 70-х годов в Америке и европейских странах важными составляющими продуктов стали являться цена и размер порции. Полезность пищи стала играть уже второстепенную роль.

Размер порций продаваемых продуктов также увеличился к сегодняшнему дню. Средняя порция газированного напитка увеличилась с 200 мл до 0.5 л.

Жиры. Физиология питания

Жиры необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Однако, как ни странно, даже в условиях стремительного роста количества обезжиренных продуктов не отмечается значительных изменений динамики числа людей с ожирением.

С точки зрения генетики наш организм со времён палеолита изменился несильно. При этом перемены в питании за последние пару веков, во время которых произошло множество изменений в сельскохозяйственной промышленности, полностью поменяли технологии добычи пищи и её приготовления. Появление фаст-фуда и рост пищевой отрасли внесли в наш рацион питания множество продуктов с большим содержанием насыщенных жиров и сахара.

Несмотря на множество изменений пищевого поведения, желудочно-кишечный тракт человека ещё не адаптировался под новый рацион питания, при этом организм, как и прежде, хорошо переносит принципы питания, заложенные в геном наших предков. Однако, те продукты, с помощью которых пещерные люди выживали и адаптировались к новым условиям, всё меньше можно найти в рационе современного человека. Одним из аспектов появления палео-диеты является то, что желудочно-кишечный тракт человека не адаптирован к рафинированным продуктам, злакам, бобам и молоку. Ведь нередко именно эти продукты являются основной составляющей рациона.

Ежедневно люди осознают насколько сильно взаимосвязаны потребляемые продукты и вероятность возникновения заболеваний, связанных с нарушением метаболизма (сахарный диабет, онкопатологии, заболевания сердца и сосудов). Цель перехода на палео-диету не состоит в том, чтобы отказывается от современных медицинских данных, она заключается в введении рациона, который бы был максимально полезен и синхронизирован с биологическими процессами в организме человека.

«Апитонус П» для поддержания отличного самочувствия

При любой диете, в том числе и при палео-диете, необходимо дополнительно принимать комплекс витаминов «Апитонус П » , включающий в себя только природные компонентынатуральные витамины, минералы и антиоксиданты. Принимая «Апитонус П » в течение длительного срока, вы сможете улучшить своё самочувствие и почувствовать результат в похудении уже через неделю.

НОВОСТИ ЗДОРОВЬЯ:

ВСЁ О СПОРТЕ

Спортсмены-вегетарианцы сегодня мало кого удивляют. Многие звезды спорта осознанно выбирают такой путь и остаются только в выигрыше. Куда более удивителен тот факт, что подобная практика существовала задолго до того, как вегетарианство стало мейнстримом. Великие атлеты прошлого принципиально отказывались от мяса, но при этом продолжали бить рекорд за рекордом. Кто же эти герои, и в чем…

Однажды, когда я была маленькой девочкой, отец взял меня на археологические раскопки неподалеку от Азов-ского моря. Ученые отрыли там древнегреческий город Танаис, датируемый пятым столетием до нашей эры. Нам было удивительно, что этот древний город оказал-ся глубоко под землей. За последние 25 столетий он по-степенно покрылся почти 10 метрами земли. Нам при-шлось долго спускаться по ступеням, чтобы попасть на его узкие улицы и увидеть крошечные каменные дома, окруженные каменными оградами. Танаис так хорошо сохранился, что нетрудно было представить его полным людей. Я была заворожена ощущением физической бли-зости к античной жизни.

Нам позволили не только побродить по улицам Танаиса, но и потрогать некоторые свежевыкопанные предметы. Множество мелких черепков и других незначительных вещей осталось лежать в стороне после того, как ученые тщательно все осмотрели. Мы обнаружили среди них множество кусочков керамических блюд, покрытых любопытными узорами. Но особенно мне запомнилась очень необычная окаменевшая рыба, которая выглядела так, словно ее недавно засушили. Я сразу же представи-ла, как я принесу с собой в школу эту рыбу, которой два тысячелетия, но как только я к ней прикоснулась, она рассыпалась в порошок.

Не так давно я испытала неменьшее волнение, читая о недавних археологических открытиях. Статья расска зывала о 13 самых древних останках людей, найденных в Восточной Африке. Ученые определили их возраст в 3,6 миллионов лет и назвали их «первой семьей». Эти первобытные люди имели округлые фаланги пальцев и, по-видимому, хорошо лазали по деревьям. Их крупные коренные зубы покрывал прочный слой эмали, подобно зубам животных, которые жуют много зелени. Ученые полагают, что первые люди проводили большую часть своего времени на деревьях, где они были лучше защи-щены от хищников и вдоволь снабжены пищей - фрук-тами и листвой. Поэтому они приспособились лазать по деревьям.

Эти первые люди, известные как австралопитеки, оби-тали в Восточной Африке. В то время эта местность была покрыта тропическими лесами. Понятно, почему наши предки жили в тропиках - частые дожди, вы-сокая влажность и теплая погода круглый год обеспе-чивали обилие еды. От людей, побывавших в тропиче-ских лесах, я слышала удивительные истории о бесчис-ленном разнообразии фруктов - об их причудливых формах, размерах и цветах. Говорят, некоторые из них даже растут прямо из стволов деревьев. Разнообразие фруктовых растений в тропических лесах достигает почти 300 видов, причем очень немногие из них были культивированы.

Сладкие сочные плоды привлекают не только птиц и зве-рей, но даже рыбу, когда фрукты случайно скатываются в воду. Благодаря такому изобилию многие наземные животные тропиков живут в кронах деревьев. Там для них круглый год такая благодать, что некоторые живот-ные никогда не утруждают себя поиском пищи на земле. (Я думаю, я бы тоже смогла так жить, если бы только смогла взять с собой компьютер!)

Опираясь на существующие исследования, логично предположить, что пища первых людей состояла из сле-дующих компонентов:

* фрукты, в силу их изобилия и разнообразия;

* зеленые листья, поскольку тропические растения в своем большинстве - вечнозеленые, имеют широкие листья, съедобные и исключительно богаты пита-тельными веществами;

* соцветия, поскольку большинство фруктовых деревь-ев цветут яркими цветами, сладкими и питательны-ми;

* семена и орехи, поскольку они - важный источник протеина;

* насекомые, так как они составляют боее 90% всех видов животных тропического леса,и большинство из них съедобны и питательны. Часть насекомых по-падала в пищу первобытных людей непосредственно с фруктами;

* кора, поскольку тропические деревья имеют исклю-чительно тонкую и гладкую кору, которая зачастую съедобна и ароматна (один из примеров - популяр-ная у нас корица).

Первобытные люди были более разумны, чем другие обитатели тропических лесов, - они забирали наиболее ценные плоды и другие виды пищи, чем могли добыть себе остальные животные. Поскольку еды у людей было больше, они размножались быстрее. С ростом числа лю-дей неизбежно наступала нехватка еды. По мере того как растительная пища становилась все более скудной, первобытные люди стали есть сначала мелких живот-ных, а затем перешли и на крупных.

Инстинктивное стремление обладать пищевыми ресур-сами глубоко заложено в сознании большинства жи-вых существ на нашей планете. Мы можем найти массу примеров рефлекторной защиты территории у самых различных обитателей Земли. Не так давно я посетила одну птицеферму в Калифорнии. Меня удивило то, что кончики клювов у птиц были обрезаны. Фермеры мне объяснили, что такая мера была необходима, так как всякий раз, когда курам становится тесно в клетке, они начинают беспрестанно жестоко клевать друг друга. Я обратила внимание, что, даже несмотря на принятые меры, некоторые птицы продолжали драться и многие из них истекали кровью. Я вспомнила, как в детстве на-блюдала за курами во дворе моей бабушки. У них было достаточно места, и они никогда не клевали друг друга.

Однажды я участвовала в семинаре, посвященном пове-дению диких шимпанзе. Докладчик Хоган Шерро имел докторскую степень Йельского университета по антропо-логии. Он описывал, как жил в джунглях Африки, на-блюдая за поведением этих животных. Шимпанзе оказа-лись любящими и заботливыми в повседневной жизни, но все менялось, когда дело доходило до защиты своей территории. Приблизительно каждые 10 дней самцы шимпанзе отправлялись «в дозор», обходя границы сво-их «владений» и жестоко убивали любых пришельцев из других семей шимпанзе, которые посягали на их тер-риторию. Я полагаю, что подобным образом вели себя и первые люди.

По мере того как численность первобытных людей уве-личивалась, количество потребляемой пищи стреми-тельно росло. В течение 3 000 000 лет некогда обильные источники питания истощились, а территории Восточ-ной и Центральной Африки стали сильно перенаселены. В конце концов люди были вынуждены перемещаться во всех направлениях, за пределы тропических лесов. Ко времени формирования вида человека разумного (Homo sapiens ), около 120 000 лет назад, наши предки были вынуждены мигрировать на Средний Восток, в Южную Африку, Европу, Центральную Азию и, наконец, в Но-вый Свет. Это перемещение длилось много веков. Иссле-дователи подсчитали, что люди мигрировали на новые территории, перемещаясь примерно на 1,5 км каждые 8 лет.

Чем дальше люди отдалялись от тропиков, тем скуднее становилась наиболее питательная растительность, к тому же ее наличие стало зависеть от времен года. По-добно всем живым существам, пытающимся выжить, организм первобытных людей стал приспосабливаться к изменяющемуся климату и доступной пище. Часто можно услышать дисскуссии по поводу того, ели ли пер-вобытные люди мясо. В том, что они ели мясо, сомне-ний быть не может. Думаю, мы с вами тоже бы ели, если бы нам пришлось столкнуться с подобными жестокими условиями.

В наши дни мы время от времени слышим истории вы-живания людей, которым случилось затеряться в дикой природе. Из этих рассказов мы узнаем, как тем, кому удалось выжить, пришлось есть непривычную пищу - насекомых, ящериц, сырую рыбу, грибы, а иногда даже собственную обувь. Большинству этих людей удалось продержаться всего несколько недель. Для сравнения, 200 000 лет назад людям приходилось выживать длин-ные, холодные зимние месяцы год за годом. Они были вынуждены преодолевать длительные периоды голода, и многие из них умирали от истощения. У древних людей не было выбора, кроме как использовать любую пищу, чтобы выжить. Нет сомнения в том, что они пытались есть все, что ползало, летало, бегало или плавало. Пой-мать птицу (или полакомиться ее яйцами), насекомое или другое мелкое животное было намного легче, чем добыть крупного зверя, но мелкой добычи было недоста-точно даже для того, чтобы прокормить одного человека, не говоря уже о многочисленной семье. Мяса крупного животного хватало, чтобы прокормить большую группу людей в течение несколько дней. Так древние люди вы-нуждены были овладеть различными навыками охоты.

Тем не менее первые люди всегда инстинктивно тяго-тели к растительной еде, когда она становилась доступ-ной, потому что растения, особенно зелень, как доказы вает современная наука, являются жизненно-важным источником питательных веществ для человека К тому же, сбор растений был не таким трудным и опасным, как охота. Люди собирали и употребляли в пищу боль-шое количество различных растений, включая листья, фрукты, корнеплоды, орехи, семена, ягоды, соцветия, грибы, ростки, кору, водоросли и многое другое. Мы мо-жем только гадать, сколько разных растений они упо-требляли, возможно, тысячи. Профессор антропологии Даниел Моерман в своей книге «Этническая ботаника американских индейцев» описывает 1649 видов съедоб-ных растений, которые использовались американскими индейцами Вот почему в учебниках истории первобыт-ных людей называют не только «охотниками», но и «со-бирателями».

Чтобы представить, как первые люди открыли злаки, а позже и хлеб, я воображаю себя в лесу 200 000 лет на-зад. Я босая, мне холодно, голодно и страшно. Что бы я делала? После неудачной охоты на насекомых я, навер-ное, просмотрела бы сухую траву. Пожалуй, я нашла бы там несколько разных зернышек. Я, наверное, их попро-бовала бы на вкус. Наверное, эти зерна были бы лучше, чем ничего, но некоторые из них могли быть слишком твердыми, чтобы жевать. Если бы я была достаточно сообразительной, я бы нашла камень и попробовала бы раскрошить зерна, чтобы их было легче съесть. Если бы мне случилось проделать это под дождем, со временем я бы поняла, что раздробленные зерна, смешанные с во-дой, вкуснее. Я повторяла бы этот процесс снова и снова, пока не изобрела бы лепешку, хлеб, кашу и другие про-дукты. Тысячелетиями люди ели свой «хлеб» сырым. Первый хлеб был не чем иным, как толчеными семена-ми трав, смешанными с водой и «запеченными» на кам-нях, нагретых солнцем.

Поскольку первобытные люди имели ограниченные средства хранения растительной пищи в холодное вре мя года, они были вынуждены зимой охотиться боль-ше. Я предполагаю, что большая часть мяса достава-лась самцам, в то время как самки, которые были почти всегда беременны или кормили грудью, не могли много охотиться (как не могли и маленькие дети). Если они не наедались остатками мяса после самцов, им приходи-лось дополнять свой рацион растительной пищей даже зимой, когда она была скудной и менее питательной.

Интересным является тот факт, что окультуривание растений началось на четыре с лишним тысячи лет раньше, чем одомашнивание животных, несмотря на то что процесс выращивания растений был намного более сложным, чем приручение зверей. У первых людей не было ни грабель, ни лопат, не говоря уже о средствах орошения полей. Собранные семена было очень труд-но защитить от грызунов и птиц. Но каким-то образом первые люди ухитрялись и пахать, и сеять, и полоть, и поливать, и жать, и переносить выращенное задолго до того, как они смогли воспользоваться помощью до-машних животных. Сравните, насколько проще было бы приручить несколько диких козлят.

Тем не менее первые признаки культурного огородниче-ства относятся к XI веку до нашей эры, а возможно, и раньше, в то время как животных стали приручать на 4000 лет позже, в VII веке до нашей эры.

Таким образом, растительная пища, скорее всего, яв-лялась наиболее существенным компонентом рациона наших предков. Антропологические исследования по-казывают, что сельское хозяйство быстро развивалось одновременно в разичных регионах. Это подтверждает ценность растительных продуктов для древних людей. Например, в XI веке до нашей эры для сбора диких зла-ков люди стали использовать деревянные косы, окайм-ленные кремнием.

Восемь тысяч лет назад в Древнем Египте выращивали дикую пшеницу и ячмень. В это же самое время обита тели (современной) Швейцарии выращивали чечевицу, а на острове Крит древние фермеры выращивали мин-даль). Семь тысяч лет назад мезоамериканцы начали выращивать тыкву, перец и авокадо. Пять тысяч лет на-зад китайцы начали культивировать сою. В своей кули-нарии они использовали 365 видов трав (что примерно в 10 раз больше, чем может предложить наш местный магазин здоровой пищи). Четыре тысячи лет назад фер-меры Месопотамии выращивали лук, репу, фасоль, лук- порей и чеснок.

Растительная пища, особенно зелень, оставалась важ-нейшим компонентом рациона человека с древнейших времен до недавнего прошлого, особенно для людей с ограниченным достатком. Крестьяне употребляли в пищу большое количество зелени. Классик русской ли-тературы Лев Толстой в своей известной книге «Война и мир» писал: «Русский крестьянин не тогда голода-ет, когда нет хлеба, а когда нет лебеды» (сейчас лебеда считается сорняком). Еще один пример можно найти в книге немецкого поэта И.-В. Гете, который сделал такое наблюдение: «Крестьяне повсюду едят чертополох».

В русском и болгарском языках человек, который про-давал зелень, назывался «зеленщик». В настоящее вре-мя это слово полностью забыто и может быть найдено только в старых книгах и словарях. Тот факт, что тер-мин все еще присутствует в словарях, указывает на его относительно недавнее употребление. Из классической литературы известно, что зеленщики процветали всего лишь 150 лет назад, а сейчас они исчезли.

Можно найти множество других фактов, которые непо-средственно указывают на популярность свежих расте-ний в рационе наших предков вплоть до недавних столе-тий, когда употребление вареной и рафинированной еды резко возрасло.

На протяжении многих веков люди считали мясо самой здоровой пищей, возможно, из-за его стимулирующее го вкуса и длительного чувства сытости. Однако боль-шинство людей не могли позволить себе мяса и ели его только изредка. Люди высшего сословия ели животную пищу - дичь, рыбу, говядину, свинину, баранину, пти-цу и яйца почти ежедневно; поэтому они часто имели избыточный вес и страдали многими дегенеративными заболеваниями. Но даже самые богатые люди употреб-ляли большое количество фруктов, овощей и зелени в разных видах, что очевидно из приведенного ниже ре-цепта XIV века.

Перевод рецепта

Салат. Возьмите петрушку, шалфей, зеленый чеснок, лук-шалот, салат латук, лук-порей, шпинат, огуречник, мяту, примулу, фиалки, зеленый лук, молодой лук-по-рей, фенхель и садовый кресс-салат, руту, розмарин, портулак; чисто их вымойте. Почистите (удалите стебли и т. д.). Порвите руками на мелкие кусочки и хорошо смешайте с сырым растительным маслом; добавьте ук-сус и соль и подайте к столу.

Этот рецепт, дошедший до нас из XIV столетия, являет-ся самым ранним примером, составленны на английском языке. Большинство рецептов в то время создавалось для меню высшего сословия. Согласно строгому этике-ту, который соблюдался в Средневековье, меню включа-ло необходимую «последовательность подачи к столу», согласно которому большинству домочадцев полагалась только первая перемена блюд. Наиболее деликатесные блюда подавались только для главных членов семьи. Любопытно, что естественным было есть наиболее по-лезную еду вначале (салаты), оставляя более тяжелую и сладкую еду на конец трапезы.

В дополнение к свежим фруктам и овощам, которые в Средние века люди употребляли в пищу в летнее вре-мя, они заполняли свои погреба фруктами и овощами на зиму. Они заквашивали бочки капусты, мариновали грибы, засаливали помидоры, огурцы, морковь, яблоки, свеклу, репу, клюкву, чеснок, и даже арбузы. Заготов-ленные овощи обычно хранились в деревянных бочках в погребах. Как богатые, так и бедные люди запасали корнеплоды, сушеные грибы, сушеные травы, яблоки, орехи и сухофрукты на зиму. Из животной пищи заго-тавливали сушеную рыбу, вяленое мясо и соленое сало. Важным источником витаминов были соки различных моченых фруктов и ягод и вина. Большинство продук-тов в погребах были сырыми.