Психастения симптомы точнее у мужчин подробнее. Как лечить психастеническую психопатию

общая психология и психология личности

некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни

Г.В. Залевский, Ю.В. Кузьмина (Томск)

Аннотация. Обсуждаются некоторые актуальные проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни человека. Акцент сделан на социокультурные аспекты представлений о здоровье в разные периоды развития человечества.

ключевые слова: психология здоровья; образ жизни; социокультурный эталон здоровья; здоровая личность; цивилизация.

Практически во всех мировых культурах принято приветствовать друг друга при встречах и прощаниях пожеланиями здоровья. По справедливому мнению

A. Шопенгауэра, здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля. Исчерпывающе, на нащ взгляд, оценил роль здоровья в жизни человека русский врач и писатель

B. Вересаев, считая, что со здоровьем ничего не страшно, никакие испытания; его потерять - значит, потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно -высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно. Г. Гейне, следуя за Платоном, считал здоровье «единственной красотой». Значительно раньше об этом сказал Геродот: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (цит. по ).

Казалось бы, эту «красоту» и одну из самых бесценных ценностей человека («здоровье ни за какую цену не купишь»!) люди должны лелеять, беречь и укреплять как никакую другую. Но, увы! Статистика неумолимо демонстрирует тенденцию ухудшения здоровья человечества, и это при увеличении средней продолжительности жизни! Парадокс состоит в том, что вторую половину жизни (которая, кстати, всё больше удлиняется в ущерб первой половине) человек, как правило, уже лечится, т.е. увеличивает продолжительность своей жизни только за счет достижений медицины.

Цивилизация галопирует и далеко не всегда во благо человека, во благо культуры, в том числе и во благо культуры здоровья. Крупнейший этолог ХХ в. К. Лоренц говорил о восьми смертных грехах цивилизованного человечества, грозящих современной цивилизации саморазрушением, а человечеству как виду - гибелью: перенаселение Земли; опустошение естественного жизненного пространства; все ускоряющееся развитие техники, которое делает людей слепыми ко всем под-

Здравствуйте! Здравия желаю!

Здоровеньки булы!

Будьте здоровы!

Народные приветствия

Неумолимая статистика, противоречивая в цифрах, но единодушная в оценке тенденций, свидетельствует также и о том, что большинство известных человеку болезней молодеет, а некоторые из них - это вообще болезни молодых (СПИД, алкоголизм, наркомания, токсикомания и многие так называемые нехимические аддикции). Все эти проблемы здоровья человека провидчески причислял к «болезням цивилизации» К. Ясперс . Растет число и так называемых часто болеющих детей . Однако сегодня речь идет не только об ухудшении физического здоровья людей, но и о других его аспектах, так сказать, по всей структурно-уровневой вертикали индивидуальности человека: о психическом, психологическом, социальном и духовном здоровье. Так, терроризм - это кровавое свидетельство все возрастающего духовного нездоровья отдельных людей и социальных сообществ, обесценивания человеческой жизни . «Все здоровые люди любят жизнь», - говорил Г. Гейне. Сегодня создается впечатление, что появляется все больше людей, которые жизнь не любят, а значит, можно ставить вопрос об их духовном здоровье.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, обеспокоенность состоянием здоровья на-

селения отмечена и на уровне правительств, создаются комплексные программы «Здоровье нации», проводятся научные форумы и т.д. Проблемы состояния здоровья людей - это и вызов науке, в том числе психологической, поскольку еще очень много нерешенных проблем теоретического и практического плана по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья остаются нерешенными. Это обусловлено многими факторами, в том числе и тем, что в общественном сознании многие годы болезнь культивировалась как ценность - на нее преимущественно были направлены усилия финансовые и научные; здоровье воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Духовность и духовное здоровье вообще оказались вне предмета психологии. Правда, наши зарубежные коллеги несколько раньше обратили внимание на проблемы психологии здоровья. В 1978 г. в Американской Психологической Ассоциации было открыто отделение «Психология здоровья»; с 1982 г. начал выходить журнал «Психология здоровья».

Сегодня нет согласия среди ученых о том, что такое здоровье вообще, психическое, психологическое и духовное здоровье в частности. Остаются открытыми вопросы об объяснительных моделях здоровья, эталонах здоровья и здорового человека (личности), здорового образа жизни, о месте здоровья в иерархии ценностных ориентаций и т.д. Прояснение этих и других вопросов о здоровье современного человека стало сегодня особенно актуальным, поскольку в переживаемую нами эпоху социально-экономических кризисов и инновационных процессов ставится вопрос о той цене - здоровье, которую должны заплатить люди, чтобы преодолеть эти кризисы, осуществляя инновационную деятельность.

Стремясь укрепить свое здоровье и пытаясь вести здоровый образ жизни, каждый человек, часто не осознавая этого, ориентируется на определенные образцы или эталоны здоровья. Многие авторы сходятся на выделении трех социокультурных эталонов здоровья -античного, адаптационного и антропоцентрического. Не считая их исчерпывающими сегодня, предпринимаются попытки представить интегративный эталон здоровья .

Античная модель здоровья как внутренняя согласованность уходит своими корнями в V в. до н.э. к определению Алкмеона (здоровье - гармония противоположно направленных сил). Наиболее четкое отображение этой модели обнаруживается в трудах Платона, охватившего в ней полярные и однобокие определения здоровья: физиологизм Гиппократа (здоровье «как правильное смешение соков, или гуморов, человеческого организма») и психологизм Цицерона (здоровье «как правильное соотношение различных душевных состояний») в понятии «калокагатия». Здоровье обобщенно определяется как соразмерность души, соразмерность тела и соразмерность их соединения, иначе - «сфера, где сливаются и отождествляются стихии души и тела» . Стоиками (от Зенона до Марка Аврелия, Эпикте-

та, Ювенала, Сенеки и др.) здоровье трактуется не только как постоянная сонастроенность души и тела, но и как жизнь в согласии с Природой («конечная цель человека», по Зенону). Здоровый человек - это человек, для которого характерны здравомыслие, или разумение, и духовная независимость. Здоровый дух свободен, тверд, непоколебим и не подвержен чужеродному внешнему влиянию, властвуя над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном целеполагании и волеизъявлении («раб тот, кто не может владеть собой») .

0.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, проведя соответствующий анализ, сводят античную концепцию здоровья к нескольким основным положениям :

1. Здоровье в античном понимании связывается прежде всего с внутренним устройством человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с окружающим миром.

2. Здоровье трактуется как гармония и соразмерность, а здоровое состояние человека базируется на оптимальном соотношении телесных и душевных составляющих человеческого естества и предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта.

3. Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей.

4. Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее (например, чрезмерностью страстей) и не противодействуя ей (в силу неразумия).

5. Основными душевными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание. Благодаря им человек властвует над собственными страстями, не позволяя им ввергать себя в смятение, стойко переносит лишения и бедствия, не зависит от внешних влияний и благ.

6. Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования. Стремясь к здоровью и уравновешенности, «точку опоры» следует искать (вопреки архимедову принципу) не вовне, а в себе самом, ибо внешние блага преходящи, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение или наслаждение, но не обеспечивают постоянного устойчивого положения в мире.

7. Внутреннее устройство здорового человека аналогично построению совершенного устройства мироздания и являет собой воплощение Всеобщего Высшего Порядка.

Однако античность оставила нам не только наиболее общую концептуальную схему и эталон здоровья, но также и основополагающие принципы и конкретные «технологии» оздоровления.

Два главенствующих принципа, на которые опирается античная практика оздоровления, - это здоровая умеренность (атараксия) и забота о себе («культура

себя»). Это отражено в совете Ювенала: «Живи скромно, ухаживай за своим садом, желай ровно столько, сколько диктуют тебе голод и жажда, жара и холод; учись состраданию, будь добр к детям, пусть в твоем здоровом теле будет здоровый дух (mens sana in corpore sano)» (цит. по ).

Глубоко укорененные в античном сознании, эти два принципа обнаруживаются и в других культурах, и в другие исторические эпохи, что позволяет говорить об их устойчивости и универсальности.

Адаптационная модель здоровья. Анализ адаптационных теорий и концепций позволил условно выделить три основных аспекта адаптационной проблематики здоровья .

1. Экологический аспект: здоровье как гармоничное сосуществование с природным окружением, в согласии с биологической природой человека; природосообраз-ность человеческого бытия, нарушение которой приводит к болезням и экологическим бедствиям.

2. Нормативный аспект: здоровье как соответствие состояния и поведения индивидуума социальным и культурным нормам, принятым в данном сообществе; способность адекватно усваивать эти нормы.

3. Коммуникативно-интерактивный аспект: здоровье как полноценное общение и адекватное взаимодействие с человеческим окружением; адекватность и продуктивность социальных отношений личности.

Далее выделяются четыре основные характеристики здоровья данного социокультурного эталона. Две из них являются наиболее общими (типовыми), тогда как две другие характеризуют конкретную личность в своеобразии ее адаптивных возможностей:

1. Приспособленность к природному окружению - способность не только выживать в биологической среде, но и активно ее преобразовывать (характеристика скорее общевидовая и популяционная, нежели индивидуальная).

2. Нормальность - соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры (также надындивидуальная, социокультурная характеристика здоровья, общая для всех представителей данного культурного сообщества); нормальность определяет также успешность конкретной личности в усвоении и воспроизводстве социального опыта.

3. Способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды, - индивидуальная биологическая характеристика, определяющая стрес-соустойчивость и стабильность индивида в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

4. Гармоничная включенность в сообщество людей - приспособленность личности к ее социальному окружению, непосредственный результат социализации индивида (индивидуальная социально-психологическая характеристика здоровья, определяющая успешность конкретной личности в установлении продуктивных социальных отношений и разрешении актуальных конфликтов, в

принятии адекватных социальных ролей и в реализации социально-психологических способностей).

Если античная оздоровительная система выстраивалась вокруг единой ценности - разумной упорядоченности жизни, устремленной к высшему Благу, то адаптационная модель порождает ценностный дуализм -Природа и Социум. Выбор одной из этих ценностей в виде приоритетной ведет к тому, что другая выступает в качестве отрицательно влияющей на здоровье. В одном случае главными причинами нездоровья будут признаны урбанизация, ускоренный темп технического и общественного прогресса и т.д., а в другом - обвинение природы в том, что она создала человека слабым, плохо приспособленным к природным условиям, и только успешная социальная адаптация даст ему шанс на выживание.

Согласно устоявшемуся западному представлению, у Природы и Цивилизации различные цели; биологические и социальные линии развития пересекаются в человеке, обрекая его на постоянный внутренний конфликт.

Справедливо мнение , что подавление человеческой природы в угоду требованиям общества, как и бегство от социальной жизни, препятствует достижению подлинной целостности; более высокий уровень личностной интеграции достижим лишь при условии синтеза биологических и социальных компонентов адаптации, на котором основано целостное бытие человека в мире.

На наш взгляд, необходим синтез целей, но приоритет в данном случае следует оставить за Природой -познавать ее законы и учитывать, но не стремиться их переделывать. Человек должен смирить свою гордыню по отношению к Природе, если и изменять что-либо, то только то, что ему подвластно, но не законы природы.

Антропоцентрический эталон. В свете этого эталона здоровье рассматривается как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности, высвечивает различные грани понимания всеобщих характеристик и измерений здоровья.

Так, теория Э. Эриксона предполагает наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем , теория Э. Фромма - между самоопределением, свободой выбора и здоровьем, теория Г. Олпорта -между здоровьем и зрелостью личности, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает: сформированность проприотических функций (интегра-тивных аспектов Самости); свободу, выражающуюся в ответственности, самоопределении; проактивность, или целеустремленность; цельную философию жизни, или мировоззрение, основанную на определенной системе ценностей (цит. по ).

К. Роджерс также рассматривал здоровье в аспекте естественного развития, становления открытой (конгруэнтной) новому опыту личности . Для Роджерса здоровый человек - это полностью функционирующая личность, человек, ведущий «хорошую жизнь», которая

характеризуется все возрастающей открытостью опыту; стремлением жить настоящим; доверием к своему организму; процессом более полноценного функционирования; новой перспективой отношения свободы и необходимости; творчеством как элементом хорошей жизни; основополагающим доверием к человеческой природе; более полнокровной жизнью.

Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде» . Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

К устойчивым характеристикам здоровой личности, согласно гуманистической модели, могут быть отнесены: самоактуализация как направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала; полноценное развитие, динамизм и личностный рост, т.е. готовность к жизненным переменам и внутренней трансформации, способность активно преодолевать трудности и препятствия на пути к целостности, восходя на более высокие уровни осознания и интеграции, - качества, прямо противоположные психической ригидности личности ; открытость опыту и изначальное доверие к процессам жизни - способность принять любой опыт, сохранение доверия к миру при любых невзгодах и испытаниях; способность к подлинному диалогу: к преодолению защит, к принятию Другого как безусловной ценности и уникальной целостности, к глубинному пониманию, сопереживанию и сотрудничеству; свобода в переживании, самовыражении и самоопределении, без которой невозможны ни подлинное творчество, ни личностная позиция, а следовательно, ответственность, искренность, конгруэнтность и самопринятие; осмысленность существования, целостность как высшая цель личностного развития и тенденции к интеграции (здоровый человек всегда потенциально целостен, т.е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства) .

Признавая значительные достижения гуманистической психологии, следует помнить об ограничениях и недостатках этого подхода. По удачному выражению Дж. Поттера, гуманистическая психология создала «романтический образ Я» (цит. по ). Пока нет убедительного ответа на целый ряд вопросов, в том числе и на вопрос: если в каждом человеке заложено активное стремление к здоровью, тяга к самоактуализации, то почему так мало людей ее достигают, а самоактуализация порой приводит к трагедиям в мировом масштабе?

В рамках трансперсональной модификации антропоцентрического эталона о здоровье имеет смысл говорить как о сопутствующем факторе на этапе перехода к новому, более высокому духовному состоянию. В данном случае здоровье выступает лишь как необходимое условие перехода - крепкий и надежный мост, ведущий к Самости, духовной свободе или (как в алхимических практиках) к бессмертию. Оно может быть также определено как связующее звено, которое обеспечивает оптимальное соединение индивидуальных и трансперсональных составляющих опыта .

Обобщенная картина сравнения трех обсужденных выше социокультурных эталонов здоровья представлена в таблице.

Как же выделенные социокультурные эталоны проявляются в сфере здоровья отдельной личности и в психологическом пространстве ее отношений с миром? Ответ на этот вопрос предполагает проведение фундаментальных психологических исследований проблем психологии здоровья и здорового образа жизни. Приходится констатировать, что такого рода исследования пока еще в начале своего пути в отечественной психологии , хотя ими более интенсивно занимаются в психологии зарубежной .

В завершение заметим, что нами и нашими коллегами такого рода исследования проводятся уже в течение ряда лет в рамках основного направления научных ис-

Характеристики социокультурных эталонов здоровья [О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, 2001. С. 234-235]

Виды эталонов

Структурные элементы эталонов Античный эталон Адаптационный эталон Антропоцентрический эталон

Дефиниция здоровья 1. Внутренняя согласованность. 2. Оптимальное соотношение человеческой природы Приспособленность индивида к окружающей среде Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала

Характеристики здоровой личности 1. Уравновешенность. 2. Самообладание. 3. Господство разума над страстями 1. Приспособленность к природному окружению. 2. Соответствие социальным нормам (нормальность). 3. Способность поддерживать оптимальный уровень функционирования (стрессоустойчивость). 4. Гармоничная включенность в сообщество людей 1. Стремление к самоактуализации. 2. Конгруэнтность. 3. Духовная автономия. 4. Целостность

О к о н ч а н и е т а б л и ц ы

Основные условия и принципы оздоровления 1. Умеренность. 2. Забота о себе (умеренный гедонизм). 3. Жить согласно с природой 1. Природосообразность. 2. Социализация личности. 3. Конвергенция биологического и социального в человеке 1. Открытость опыту. 2. Развитие, становление, личностный рост. 3. Интеграция

Пути оздоровления 1. Очистительный ритуал (катарсис). 2. Атарктика (здоровая умеренность). 3. Гимнастика и музыка. 4. Философия и работа над собой 1. Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормами). 2. Единение с природой. (жизнь в согласии с собственной биологической природой и в гармонии с природным окружением). 3. Гуманизация межличностных отношений. 4. Оздоровление общества 1. Творческое самораскрытие. 2. Самопознание. 3. Духовные практики самосовершенствования (медитация, аскеза и т.д.). 4. Мистический путь освобождения

следований кафедры генетической и клинической психо- образ жизни студенческой молодежи - интеллектуального логии факультета психологии Томского госуниверситета на потенциала нации» . Этим сообщением перспективу до 2015 г.: «Психология здоровья и здоровый мы начинаем серию публикаций по данной тематике.

Литература

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академиа, 2001.

2. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической

службы: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002.

3. ДусказиеваЖ.Г., Ковалевский В.А. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болею-

щими детьми 5-7 лет // Сиб. психол. журн. 2009. № 32. С. 65-68.

4. ДобрянскаяР.Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников: Дис. ... канд. психол.

наук. Томск, 1999.

5. Дюрант В. Цезарь и Христос. М., 1995.

6. Залевский В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориента-

цией: Дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 1999.

7. Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. Томск, 2006.

8. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. Томск: ИДО ТГУ, 2006.

9. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИПРАН, 2007.

10. Залевский Г.В. Фанатизм как основание и характеристика деструкции системы ценностей и духовного нездоровья личности и социальных сообществ // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: ИПРАН, 2008. С. 314-342.

11. Залевский Г.В. К проблеме психологии инновационного поведения и его барьеров // Сиб. психол. журн. 2009. № 34. С. 7-11.

12. Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихосоционоэтической» модели психического расстройства // Сиб. психол. журн. 2009. № 32. С. 57-64.

13. ЗалевскийГ.В., ЗалевскийВ.Г., КузьминаЮ.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сиб. психол. журн. 2009. № 33. С. 99-103.

14. Здоровье нации - основа процветания России: Материалы Всерос. форума. М., 2007.

15. КравцоваН.А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими

расстройствами: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2009.

16. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 4-60.

17. ЛосевА.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1993. Кн. 2. С. 386-438.

18. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

19. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.

20. Платон. Государство. Тимей. Эриксий // Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 79-575.

21. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

22. Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2004.

23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

24. Смирнова С.В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2005.

25. Фромм Ж.Э. Бегство от свободы. М., 1998.

26. Хъел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998.

27. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

28. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

29. Ogden J. Health Psychology. Bickingham; Philadelphia, 1998.

30. Sarafino E.P. Health Psychology. Biopsychosocial Interaction. N.Y., 1998.

31. Straub R.O. Health Psychology. N.Y., 2001.

SOME PROBLEMS OF HEALTH PSYCHOLOGY AND HEALTH STYLE OF LIFE Salevsky G.V., Kuzmina Y.V. (Tomsk)

Summаry. In the article some actual problems of Health Psychology and health style of life are dicussed. The accent id done on sociocultural aspects of ideas about healtht in different periods of humanity development.

Key words: health Psychology; style of life; sociokultural standard; health personality; civilization.

Введение

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие о здоровье и его критерии

1.2. Понятие о здоровом образе жизни

2. Изучение социальных представлений в социальной психологии

3. Анализ результатов исследования

3.1. Описание методики и организации исследования

3.2. Анализ результатов и их обсуждение

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов (6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.

Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.

Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у студентов – немедиков.

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие здоровья и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (54).

Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).

Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.

З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек - это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы (3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может быть определено как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы жизни (32).

В последнее время особую популярность приобрело стремление к здоровому образу жизни. Многие люди с неподдельным рвением загорелись идеей поддержания своего физического здоровья: кого-то начала заботить эта проблема из-за ухудшения собственного состояния, кто-то желает обрести красоту тела благодаря здоровому образу жизни, а кто-то просто захотел оказаться «на гребне моды» на здоровье.

Так или иначе, решая для себя важность соблюдения здорового образа жизни, люди задумываются лишь об улучшении своего физического состояние, и никогда – психологического здоровья. А ведь проблема позитивного влияния здорового образа жизни на психологическое и психическое состояние заслуживает особого внимания!

Связь тела и психического состояния: как здоровое тело помогает сохранить психологическое здоровье

Психические расстройства, психосоматические заболевания, эмоциональное выгорание и другие разлады психического функционирования являются одной из главнейших проблем современности . У каждого отдельного расстройства могут быть свои специфические причины и патогенные механизмы возникновения, а у каждого больного – специфическая картина болезни. Есть все же нечто общее для всех этих больных, то, что отличает их от людей, не имеющих психических расстройств, психосоматических заболеваний и прочих подобных проблем, и это – декомпенсация, которая наступает вдруг, и человек не может как раньше быть социально адаптированным.

В обычном состоянии у человека должны функционировать его компенсаторные механизмы: они помогают нам приспосабливаться к изменениям в окружающей реальности, бороться с воздействием патогенных факторов и т.д.

Декомпенсация же означает нарушение функционирования органов, систем или гомеостаза организма в целом вследствие недостаточности компенсаторных механизмов. Понятие компенсаторных механизмов и декомпенсации используется и в рамках психиатрии и психологии. Если наступила стадия декомпенсации, это значит, что организм или психика уже не в силах самостоятельно справляться с всевозможными нагрузками и воздействием вредоносных факторов, так как компенсаторные механизмы больше не выполняют свои функции.

Как же избежать наступления стадии декомпенсации и сберечь свое здоровье и психологическое благополучие? В этом как раз может помочь соблюдение правил здорового образа жизни.

Обоюдная связь психической сферы и тела уже ни для кого не является секретом. Хороший настрой и оптимизм помогает скорее выздоравливать, а то, что приносит пользу телу, способно улучшить эмоциональное состояние и психологическое здоровье: «в здоровом теле – здоровый дух», как гласит народная мудрость. Именно поэтому, здоровый образ жизни может стать действенным средством достижения психологического здоровья. Физические нагрузки, здоровое питание, оздоровление своего тела – все это можно считать мощным ресурсом для человека.

В этом смысле, здоровый образ жизни и правда является для человека ресурсом. Здоровое питание и умеренные физические нагрузки улучшают телесное здоровье, а это уменьшает риск возникновения психосоматических заболеваний (ведь, как известно, психосоматические симптомы проявляются в месте уязвимости, а здоровый образ жизни позволяет уменьшить число этих «уязвимостей»). А массажи, занятия йогой, бегом, СПА процедуры и другие умеренные физические нагрузки, а также расслабляющие мероприятия, которые направлены на укрепление здоровья, в свою очередь, не только улучшают самочувствие и даруют красоту, но и вызывают массу приятных эмоций, помогают человеку ощутить состояние благополучия и счастья.

Таким образом, здоровый образ жизни может стать для человека значимым ресурсом, служащим превенцией от декомпенсаций, способствующий поддержания здоровью тела и психики, а в некоторых случаях – даже заменяющий поход к психологу.

Методы профилактики психических заболеваний

Как известно, многие заболевания требуют профилактических мер, и психические расстройства в этом не являются исключением из правил. Здоровье психической сферы является важным компонентом общего переживания человеком своего благополучия, поэтому поддержание психологичесокй стабильности является важной задачей. Какими могут быть профилактические методы психических расстройств и как они связаны со здоровым образом жизни?

Итак, к основным превентивным методам, связанным со здоровым образом жизни, можно отнести:

Здоровый сон (7-8 часов в сутки) и полноценный ежедневный отдых

Это – основные «заветы» как превенции психологической декомпенсации и психических расстройств, так и соблюдения здорового образа жизни. Качество и глубина сна определяет восстановление организма, улучшение функционирования нервной системы.

Умеренные физические нагрузки, занятия спортом и другие виды активности также улучшают психическое здоровье

Физическая активность способствует «сжиганию» излишков адреналина в организме, что оказывает профилактическое действие на психическое здоровье . Также физические нагрузки способствуют снижению уровня тревоги и повышению стрессоустойчивости. Так, в психологическом исследовании, проведенном учеными из университета Колорадо на крысах было доказано позитивное влияние постоянных физических нагрузок на психическую деятельность. В ходе исследования экспериментальных крыс разделили на две группы: одну из групп принуждали к физическим нагрузкам на протяжении шести недель, а вторую группу – нет. По истечении шести недель обе группы крыс подвергли стрессу, и оказалось, что у физически закаленных крыс уровень стрессоустойчивости был выше: они подверглись влиянию стресса в меньшей мере, чем их физически нетренированные собратья.

Хобби, активность «по интересам» также помогает снять лишнее напряжение, помогает расслабиться

Выбирая себе в качестве увлечения занятия танцами, рисование или что-то еще, человек самореализуется как неповторимая индивидуальность, развивает собственный потенциал – благодаря такому творчеству у человека повышается самооценка, улучшается эмоциональный фон и повышается уровень гармоничности личности.

СПА и массаж

Польза этих мероприятий многогранна. Они активизируют обменные процессы в организме, улучшают кровоснабжение органов и тканей, а, кроме того, вызывают выброс эндорфинов и окситоцина в кровь, а эти гормоны «отвечают» за положительные эмоции.

Таким образом, какими бы «избитыми» не казались призывы к поддержанию здорового образа жизни, всегда следует помнить, что они оправдывают себя на практике. В современном обществе, где человеку постоянно приходиться бороться с последствиями хронической усталости, истощения психических ресурсов и эмоционального выгорания, соблюдение здорового образа может стать настоящим «спасательным кругом для утопающих».

Чтобы предотвратить наступление состояния абсолютного истощения, когда компенсаторные механизмы «отказываются работать» и обеспечивать адаптацию к постоянным изменениям окружающей среды, стоит заняться собой, своим здоровьем.
Проявляя по отношению к себе и собственному телу регулярную заботу, придерживаясь принципов здорового образа жизни и устраивая время от времени для себя полезный «релакс» (при помощи массажа или других расслабляющих процедур), Вы сможете улучшить эмоциональное состояние, физическое и психическое здоровье, ощутить состояние психологического благополучия и удовлетворенности от жизни.

Психастению впервые описал Пьер Жане в 1894 году. Длительное время этот термин существовал как самостоятельный диагноз. При разработке новой международной классификации в 1997 году понятие психастении упростили и перевели в класс неврозов. Вместе с изменением понятия преобразования потерпел и сам статус психастеника. Сейчас все реже можно встретить подобный диагноз в психиатрической практике, врачи относят его проявления к тревожно-мнительному синдрому. Излишняя мнительность, неуверенность в себе, подавленность и апатичность часто принимаются за депрессию. Однако изменения коснулись лишь классификации, люди с подобными душевными расстройствами по-прежнему нуждаются в квалифицированной и своевременной помощи.

Что такое психастения?

Психастения или психастеническая психопатия - расстройство личности, характеризующееся внутренней слабостью и бессилием человека, имеющего повышенную самокритичность. В психологии считается, что если человек наделен тревожностью, мнительностью и заниженной самооценкой, то у него психастенический тип личности. Выраженные проявления данных характеристик приводят к развитию клинического невроза. Чрезмерная самокритичность и высокие требования в собственному поведению и внешнему виду превращаются в навязчивое состояние.

При постановке диагноза термин "психастения" не звучит, на смену ему пришли два заменяющих понятия: "тревожное" (уклоняющееся) и"ананкастное" состояния. При развитии заболевания и обращении за медицинской помощью врач диагностирует наиболее выраженное состояние, которое переходит в разряд синдромов. Диагноз же будет звучать так: "биполярное эффективное расстройство личности уклоняющегося типа".

Ананкастное состояние характеризуется скрупулезностью и пунктуальностью. В любом деле такие люди нацелены на высший результат, при этом не имеет никакого значения, сколько потребуется времени и имеет ли смысл вообще выполнять поставленную задачу. Даже если будет причинен вред собственному здоровью, они все равно продолжат выполнять начатое дело с максимальной отдачей. Вместе с тем у них часто возникают навязчивые состояния и неуверенность в совершенном действии. Такие люди несколько раз возвращаются домой с прогулки, чтобы проверить, действительно ли выключили утюг или закрыли дверь на ключ.

Тревожное или уклоняющееся состояние характеризуется большим количеством проявлений. Среди них:

  • неуверенность в себе;
  • боязнь быть отверженным или брошенным;
  • страх потерпеть неудачу.

Излишняя мнительность и неуверенность в себе сочетается с непереносимостью критики со стороны. Если такой человек заранее знает, что знакомство не принесет положительного результата, он даже не станет пробовать произвести впечатление, ему легче вовсе отказаться от контакта.

Почему возникает?

В психиатрии это расстройство считается приобретенным. Причиной развития болезни становится сильный провоцирующий фактор или длительное стрессовое состояние, приводящее к эмоциональному истощению. Наиболее подвержены такому расстройству люди с аналитическим складом ума. Они чаще подвержены снижению психической активности. Учеными доказано, что спад психического напряжения происходит из-за недостаточного питания головного мозга, которое происходит в результате нарушений кровообращения. Нарушение индукционных отношений между отдельными участками головного мозга провоцируется активностью нескольких конкурирующих очагов нервной системы. В связи с этим состояние хоть и не кажется сложным, но не поддается контролю со стороны личности.

"Психастения" в переводе с древнегреческого языка означает"душевная слабость". Некоторые психиатры считают, что заболевание можно считать врожденным у слабохарактерных людей, имеющих предрасположенность к плаксивости и мнительности. Они утверждают, что заболевание длительное время находится в латентной фазе и проявляется при действии провоцирующего фактора.

Симптомы

Психастеническое расстройство предполагает наличие таких качеств характера, как впечатлительность, застенчивость, пугливость, мнительность, ранимость и тревожность. Нерешительность, неуверенность и отсутствие инициативности сопровождают психастеника на протяжении всей жизни, шансов стать лидером и передовиком даже после квалифицированного лечения у него не так много. Эти люди боятся жить, возможные неудачи и проблемы пугают их, поэтому они крайне настороженно относятся ко всему новому.

Перечисленные черты характера могут по отдельности встречаться и у вполне здоровых людей. Отличить норму от патологии поможет наблюдение за человеком и анализ его действий. Для постановки диагноза врачи пользуются определенными критериями и проводят психиатрические тесты . Заподозрив психастенические расстройства личности, в поведении человека можно заметить следующие симптомы:

  1. 1. Первое, что выделяется в поведении психастеников, - педантичность и медлительность. Каждое начатое дело они обязательно доводят до конца, причем стараются выполнить все максимально хорошо и качественно, чтобы исключить даже малейший шанс на провал и неудачу.
  2. 2. Наблюдается повышенное внимание к мелочам, на которые люди обычно могут даже не обращать внимания.
  3. 3. Человек озабочен самоанализом, наблюдается ригидность мышления. После каждого совершенного действия он будет ждать одобрения своего поступка.
  4. 4. В общении прослеживается озабоченность собственной речью и излишняя навязчивость. После встречи и разговора на любую тему психастеник будет тщательно анализировать сказанное окружающим. Переживания о том, что он что-то сказал не так, будут столь выраженными и явными, что он не будет дожидаться следующей встречи, чтобы извиниться за сказанное. Он найдет возможность сделать это как можно быстрее, даже если будет даже поздний вечер и не совсем удобное время для звонка.
  5. 5. Неуверенность и нерешительность находят подтверждение во всех действиях и событиях, происходящих с этими людьми. Реальность воспринимается ими с сомнениями, вымышленное порой воспринимается за реальное и наоборот. Они переживают из-за реальных проблем, с которыми уже столкнулись, наравне с вымышленными, которые, возможно, вообще не возникнут. По их убеждению, всегда есть вероятность, что скоро непременно случится неприятная ситуация или произойдет личный провал.
  6. 6. Постоянное нахождение в своих мыслях и раздумьях отвлекает таких людей от реальности. Жизненные ситуации воспринимаются как потенциально опасные, поэтому человек всячески уклоняется от них.
  7. 7. В поведении личности прослеживаются ипохондрические и навязчивые состояния. Склонность человека к неврозам наблюдается еще в юности, когда молодые люди живут прошлым или будущим, но не готовы проявлять интерес к реальной жизни.
  8. 8. Предвкушение чего-то нового или ответственность за предстоящее событие вводит такую личность в ступор и заставляет мучиться в ожидании.
  9. 9. Все психастеники являются скептиками, привыкшими всему подбирать логическое объяснение. Это очень важный момент, потому что истинного ответа может и не быть, но эти люди все равно найдут его, пусть и основанный на собственных предположениях.
  10. 10. Даже на фоне полного здоровья и хорошего самочувствия эти люди испытывают проблемы с концентрацией внимания. Низкая работоспособность и быстрая утомляемость не могут остаться незамеченными.

Возникающие навязчивые состояния доводят людей с психастеническим типом личности до размышлений, что однажды они столкнуться с реальным психическим заболеванием. Навязчивые мысли, что каждое новое дело неминуемо приближает их к неврозу и психиатрическому лечению, становятся с каждым днем все более выраженными, порождая еще большую неуверенность. У больных наблюдается склонность к наркотической, алкогольной и другим видам зависимостей. У мужчин нередко встречается нейрогенная потенция, а женщины испытывают проблемы с либидо и считают себя фригидными.

Лечение

Основной принцип лечения заключается в комплексном подходе. Даже если человек решил самостоятельно начать бороться с психастеническими проявлениями в своем характере, необходимо учесть не только развитие иных личностных качеств, вроде уверенности в себе. На первом плане должно быть саморазвитие и личностный рост. Человеку необходимо приобретать уверенность своими силами, посещать тренера или ходить к психологу, который поможет разобраться с состоянием и подберет комплексную терапию.

В психиатрии психастенические состояния лечатся на протяжении длительного времени. Доктору очень важно определить провоцирующий фактор и максимально исправиться от него. Нередко неврозы становятся вторичными заболеваниями, то есть появляющимися на фоне других патологий, вроде синдрома приобретенного имммунодефицита. Пациенты наравне с психотерапией получают физиотерапевтическое и медикаментозное лечение. Большую роль играет лечебная гимнастика, которая снимает напряжение и позволяет отвлечься от внутренних переживаний.

Хорошего терапевтического эффекта удается достичь на приеме антидепрессантов. Психастеники, в отличие от лиц с затяжными формами депрессии, имеют нестойкое расстройство личности. Плохое настроение носит не постоянный характер, таких людей можно встретить и в прекрасном расположении духа. Терапия больше нацелена на коррекцию личностных качеств, нежели на их устранение. При выборе санаторно-курортного лечения предпочтение стоит отдать северным широтам с лесными просторами и свежим воздухом. Высокие температуры и прием солнечных ванн необходимо ограничить, так как они усугубят состояние, вызовут головную боль и еще большую апатию.

Очень важно соблюдать режим труда и отдыха. Учитывая, что психастеники склонны к расстройствам сна, необходимо уделить этому особое внимание. Сокращение нагрузки в течение дня, прогулки на свежем воздухе более часа в день, расслабляющий вечерний душ и фитотерапия на основе седативных трав помогут не только быстро уснуть, но и улучшат качество сна. Посещение спортивных секций, плавательного бассейна или просто зарядка по утрам придадут бодрости и энергии на целый день.

Педантичность и чрезмерная требовательность к собственному внешнему виду - вовсе не плохие свойства. Стильно и опрятно одетый человек привлекает внимание и внушает доверие. Не стоит зацикливаться на самостоятельном проведении всех косметических процедур, лучше довериться специалистам. Профессиональные косметологи, парикмахеры и массажисты справятся с задачей куда лучше, еще и придадут уверенности в себе, наградив комплиментами. Посещение подобных специалистов - хорошее начало в выстраивании межличностных отношений.