Большой атлас по анатомии человека. Тема: Общий обзор организма человека

Человек – наиболее продвинутое в развитии живое существо, обитающее на Земле. Это открывает возможности самопознания и изучения строения собственного тела. Анатомия изучает строение человеческого тела. Физиология изучает функционирование органов и всего человеческого организма.

Тело человека – это некая иерархическая последовательность, от простого к сложному :

Клетка;
- Ткань;
- Орган;
- Система.

Похожие по структуре клетки объединяются в ткани, которые имеют свое четкое назначение. Каждый тип ткани складывается в определенные органы, которые также несут в себе индивидуальные функции. Органы, в свою очередь, складываются в системы, которые регулируют жизнедеятельность человека.

Каждая, из 50 триллионов микроклеток в теле, выполняют определенную функцию. Для того чтобы плотнее понимать анатомию и физиологию человека, необходимо рассмотреть все системы организма.

Полноценно существовать человеку помигают 12 систем :

Скелетная или опорная (кости, хрящи, связки);
- Мышечная или двигательная (мышцы);
- Нервная (головной мозг, нервы спинной мозг);
- Эндокринная (регуляция гормонального фона);
- Кровообращения (отвечает за питание клеток);
- Лимфатическая (отвечает за борьбу с инфекциями);
- Пищеварительная (переваривает пищу, фильтруя полезные вещества);
- Дыхательная (легкие человека);
- Покровная, защитная (кожа, волосы, ногти);
- Репродуктивная (мужские и женские органы размножения);
- Выделительная (освобождает организм от лишних или вредных веществ);
- Иммунная (отвечает за состояние иммунитета в целом).

Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система

Основой нашего передвижения является скелет, который является главной опорой для всего остального. К скелету крепятся мышцы, присоединяются они с помощью связок (мышцы умеют растягиваться, связки нет) благодаря этому кость может быть поднята или отодвинута.

Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.

Типы костей человека

Всего бывает четыре типа костей :

Трубчатые кости. Трубчатые кости выстраивают конечности они длинные и подходят для этого.

Смешанные кости. Смешанные кости могут содержать в себе все вышеперечисленные типы кости в двух или трех вариантах. Примером служит кость позвонка, ключица и др.

Плоские кости. Плоские кости подходят для крепления больших мышечных групп. В них ширина преобладает над толщиной. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Короткие кости. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Кости скелетной системы человека

Основные кости скелетной системы человека :

Череп;
- Нижняя челюсть;
- Ключица;
- Лопатка;
- Грудина;
- Ребро;
- Плечевая;
- Позвоночный столб;
- Локтевая;
- Лучевая;
- Кости пясти;
- Фаланги пальцев кисти;
- Таз;
- Крестец;
- Бедренная;
- Коленная чашечка;
- Большая берцовая;
- Малая берцовая;
- Кости предплюсны;
- Кости плюсны;
- Фаланги пальцев стопы.

Строение скелета человека

В строение скелета различают :

Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
- Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).

Скелет рук состоит из :

Плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
- предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.

Скелет ноги делится на три отдела :

Бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
- голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
- стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

Плечевой пояс образуют две парные кости :

Лопатка;
- ключица.

Скелет тазового пояса состоит из :

Парных тазовых костей.

Скелет кисти образуют :

Запястья;
- пястья;
- фаланги пальцев.

Строение позвоночника человека

Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.

Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять :

Шейный отдел состоит из 7 позвонков;
- грудной отдел состоит из 12 позвонков;
- поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
- крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
- копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.

Мышечная система

Основная функция мышечной системы - это сокращаться под воздействием электрических импульсов, тем самым обеспечивая функцию движения.
Иннервация осуществляется на клеточном уровне. Клетки мышц - это структурная единица мышечного волокна. Из мышечных волокон сформированы мышцы. Мышечные клетки имеют особую функцию – сокращение. Сокращение происходит под воздействием нервного импульса, благодаря чему человек может совершать такие действия как ходьба, бег, приседание, даже моргание совершается за счет клеток мышц.

Мышечная система состоит из трех видов :

Скелетные (поперечно-полосатые);
- Гладкие;
- Мышцы сердца.

Поперечно-полосатые мышцы

Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.

Поперечно-полосатые мышцы это :

Гладкие мышцы

Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).

Мышцы сердца

Сердечная мышца - это состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, но работает автономна.

Нервная система

Нервная ткань служит для приёма и передачи электрических импульсов.

Нервная ткань имеет три типа :

Первый тип воспринимает сигналы из внешней среды и отправляет их в центральную нервную систему. Самое большое количество рецепторов находится во рту.

Второй тип контактные нейроны их основная задача принимать, обрабатывать и передавать информацию, также он может сохранять проходившие по нему импульсы.

Третий тип двигательные их еще называют эфферентные, они доставляют импульсы к рабочим органам.

Нервная система управляется головным мозгом и состоит из миллиардов нейронов. Головной мозг, в сочетании со спинным, образуют центральную нервную систему, а нервы представляют собой периферическую систему.

Модно выделить несколько основных нервных окончаний :

Головной мозг;
- Черепно-мозговой нерв;
- Нерв, идущий к руке;
- Спинномозговой нерв;
- Спинной мозг;
- Нерв, идущий к ноге.

Эндокринная система

Эндокринная система – это совокупность биологически активных элементов, которые регулируют рост, вес, размножение и многие другие жизненно важные процессы организма.
Гормоны – это химические посредники, выделяемы эндокринной системой в кровь. Железы эндокринной системы расположены в черепно-мозговой коробке, грудине и в брюшной полости.

Выделяют главные части эндокринной системы :

Гипофиз;
- Эпифиз;
- Щитовидная железа;
- Тимус (вилочковая железа);
- Надпочечник;
- Поджелудочная железа;
- Яичники (вырабатывают женский половой гормон);
- Семенники (вырабатывают мужской половой гормон).

Кровеносная система

Кровеносная система – одна из основных человеческих систем.

Система кровообращения представлена :

Сердцем;
- Кровеносными сосудами;
- Кровью.

Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.

Крупные сосуды системы кровообращения :

Яремная вена;
- Подключичная вена;
- Аорта;
- Легочная артерия;
- Бедренная вена;
- Сонная артерия;
- Верхняя полая вена;
- Подключичная артерия;
- Легочная вена;
- Нижняя полая вена;
- Бедренная артерия.

Лимфатическая система

Лимфатическая система фильтрует межклеточные жидкости и уничтожает болезнетворные микробы. Основные функции лимфосистемы – это дренаж тканей и защитный барьер. Лимфатическая система пронизывает 90% тканей тела.

Качественная работа лимфосистема происходит за счет следующих органов :

Грудной приток, впадающий в левую подключичную вену;
- Правый лимфатический приток, впадающий в правую подключичную вену;\
- Вилочковая железа;
- Грудной проток;
- Селезенка – своего рода кровяное депо;
- Лимфатические узлы;
- Лимфатические сосуды.

Пищеварительная система

Основная и главная функция пищеварительной системы – это процесс переваривания пищи.

Процесс переваривания пищи включает в себя 4 этапа :

Заглатывание;
- Переваривание;
- Всасывание;
- Выведение отходов.

Каждому этапу пищеварения помогают определенные органы, из которых и состоит пищеварительная система.

Дыхательная система

Для правильной жизнедеятельности человеку необходим кислород, который попадает в организм благодаря работе легких – основных органов дыхательной системы.
Первостепенно воздух поступает в нос, далее, после чего, проходя глотку и гортань, попадает в трахею, которая, в свою очередь разделяется на два бронха и входит в легки. Благодаря газообмену клетки постоянно получают кислород и освобождаются от, вредного для их существования, углекислого газа.

Покровная система

Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.

Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.

Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.

Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.

Репродуктивная система

Репродуктивная система спасает человеческий вид от вымирания. Мужские и женские органы размножения различны по своим функциям и строению.

Мужская половая система состоит из следующих органов :

Семявыводящий проток;
- Уретра;
- Яичко;
- Придаток яичка;
- Половой член.

Строение женской половой системы кардинально отличается от мужской :

Матка;
- Фаллопиева труба;
- Яичник;
- Шейка матки;
- Влагалище.

Выделительная система

Выделительная система – выводит из организма исходные продукты обмена веществ, предотвращая его отравление. Выделение вредных веществ происходит с помощью легких, кожи, печени и почек. Основная, это мочевыделительная система.

Мочевыделительная система состоит из следующих органов :

2 почки;
- 2 мочеточника;
- Мочевой пузырь;
- Мочеиспускательный канал.

Иммунная система

Человеческому организму постоянно угрожают болезнетворные вирусы и бактерии, иммунная система является достаточно надежной защитой против такого воздействия.
Иммунная система – это совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.

В заключение

На протяжении многих столетий представление о строении и функционировании человеческого организма кардинально менялось. Благодаря наблюдениям и появлению анатомической науки стало возможным глобальное изучение физиологии человека.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Человек - Анатомия, Физиология и Гигиена - Учебник для 8 класса - Цузмер А.М. , Петришина О.Л. - 1979.

Анатомия - наука, изучающая строение и форму организма и его органов.
Физиология - наука, изучающая жизненные функции целостного организма, отдельных органов и их систем.
Гигиена - эmo наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха.
Эти три науки тесно связаны между собой. Поэтому в школе их основы изучают вместе.
Каждый человек должен быть знаком со строением и функциями своего организма. Здоровье любого из нас в значительной степени зависит от сознательного соблюдения гигиенических правил. Понятно, какое большое значение для вас будет иметь знание научно обоснованных правил личной и общественной гигиены. Применяя на практике гигиенические правила, вы сумеете укрепить свой организм, закалить его, уберечь себя от различных заболеваний. Это поможет вам стать физически развитыми, здоровыми людьми, способными к любому труду,
Анатомия, физиология, гигиена и некоторые другие науки составляют основы современной медицины

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 6
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Как пользоваться учебником 2
Введение 3
I. Общее знакомство с организмом человека 6
1. Органы и системы органов 10
2. Клетка и ее размножение 11
3. Химический состав клетки и ее жизненные свойства 14
4. Что такое ткань. Эпителиальные и соединительные ткани 17
5. Мышечные и нервная ткани 19
6. Рефлекс и рефлекторная дуга 22
II. Опорно-двигательная система 26
7. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета 30
8. Строение и рост костей 33
9. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей 36
10. Мышцы и их функции 39
11. Работа мышц 44
12. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц 47
III. Кровь 52
13. Внутренняя среда организма 50
14. Плазма крови 53
15. Эритроциты и лейкоциты 58
16. Иммунитет 62
IV. Кровообращение 67
17. Движение крови в организме 69
18. Сердце 70
19. Работа сердца 72
20. Движение крови по сосудам 76
21. Первая помощь при кровотечениях 81
22. Гигиена сердечно-сосудистой системы 84
V. Дыхание 89
23. Органы дыхания 91
24. Газообмен в легких и тканях 94
25. Дыхательные движения 97
26. Нервная и гуморальная регуляция дыхательных движений 102
27. Болезни, передающиеся через воздух. Реанимация 104
VI. Пищеварение 109
28. Питательные вещества и пищевые продукты 110
29. Строение органов пищеварения 114
30. Пищеварение в полости рта. Глотание 115
31. Пищеварение в желудке 120
32. Изменение питательных веществ в кишечнике 122
33. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний 126
VII. Обмен веществ 130
34. Водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмен 132
35. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны единого процесса обмена веществ 133
36. Нормы питания 136
37. Витамины 140
VIII. Выделение 145
38. Органы выделения 143
39. Образование мочи 146
IX. Кожа 148
40. Значение и строение кожи 150
41. Роль кожи в регуляции температуры организма 151
42. Закаливание организма 154
43. Гигиенические требования к одежде 157
X. Нервная система 159
44. Развитие нервной системы и ее значение 160
45. Строение и функции спинного мозга 162
46. Задний, средний и промежуточный мозг 167
47. Вегетативная нервная система 169
48. Большие полушария головного мозга 172
XI. Органы чувств 178
49. Значение органов чувств 179
50. Орган зрения 179
51. Функции органа зрения и его гигиена 181
52. Орган слуха, его функции и гигиена 189
53. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса 193
XII. Высшая нервная деятельность 198
54. Образование условных рефлексов 200
55. Торможение условных рефлексов 203
56. Высшая нервная деятельность человека 205
57. Гигиена нервной системы 209
58. Сон и его значение 213
XIII. Железы внутренней секреции 217
59. Гормоны. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Надпочечники 219
60. Щитовидная железа и гипофиз 220
XIV. Развитие человеческого организма 224
61. Размножение в органическом мире 225
62. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение 226
63. Развитие зародыша человека 228
64. Послезародышевое развитие человека 231
Лабораторный практикум 236

Методы диагностических исследований ..........................................................................предисловие
................................................................................................... 1
1. Общее строение человеческого тела ...................................................................................... 2
2. Остеология .................................................................................................................................... 4
3. Артрология .................................................................................................................................. 10
4. Миология ....................................................................................................................................... 16
5. Общее строение нервной системы .......................................................................................... 18
6. Общее строение кровеносной системы .................................................................................. 20

23
1. Кости черепа ................................................................................................................................. 24
2. Нижняя челюсть и зубная дуга ................................................................................................. 52
3. Височно-нижнечелюстной сустав ............................................................................................. 56
4. Черепные нервы .......................................................................................................................... 66
5. Около- и позадиглоточная область .......................................................................................... 82
6. Череп и оболочки мозга ............................................................................................................. 86
7. Мозговые артерии и вены .......................................................................................................... 92
8. Слуховой анализатор и вестибулярный аппарат ................................................................. 118
9. Зрительный анализатор и глазница ........................................................................................ 128
10. Полость носа и носовая перегородка ................................................................................. 139
11. Ротовая полость ...................................................................................................................... 146

150
1. Общее строение шеи .................................................................................................................. 151
2. Гортань ........................................................................................................................................ 154
3. Глотка .......................................................................................................................................... 160
4. Артерии и вены ............................................................................................................................ 164
5. Разрез шеи .................................................................................................................................... 170
6. Задний и сонный треугольники .................................................................................................. 172
7. Боковой вид шеи .......................................................................................................................... 174

182
1. Грудная клетка и позвоночный столб ....................................................................................... 183
2. Грудина и брюшная стенка ......................................................................................................... 194
3. Паховая область .......................................................................................................................... 205
4. Мышцы спины .............................................................................................................................. 209
5. Спинной мозг и спинномозговые нервы .................................................................................. 218
6. Задняя поверхность шеи ............................................................................................................ 220

227
1. Органы грудной клетки ............................................................................................................... 228
2. Легкие и плевра ........................................................................................................................... 232
3. Сердце .......................................................................................................................................... 236
4. Частная анатомия органов грудной клетки ............................................................................ 246
5. Частная анатомия сердца ......................................................................................................... 250
6. Заднее средостение ................................................................................................................... 256
7. Диафрагма ................................................................................................................................... 264
......................................................................... 272
1. Общее строение .......................................................................................................................... 272
2. Желудок ........................................................................................................................................ 276
3. Поджелудочная железа и желчные протоки .......................................................................... 278
4. Печень .......................................................................................................................................... 280
5. Сосуды органов брюшной полости ......................................................................................... 284
6. Частная анатомия органов брюшной полости ...................................................................... 286
7. Верхний этаж брюшной полости ............................................................................................... 291
8. Корень брыжейки и карманы брюшины ................................................................................. 298

303
1. Мочевая система ........................................................................................................................ 304
2. Почка ............................................................................................................................................. 306
3. Задняя брюшная стенка ........................................................................................................... 310
4. Мужская мочеполовая система ............................................................................................... 316
5. Сосуды органов малого таза ................................................................................................... 324
6. Мужские наружные половые органы .......................................................................................326
7. Мужская мочеполовая диафрагма ......................................................................................... 330
8. Женская мочеполовая система ............................................................................................... 332
9. Матка и придатки матки ............................................................................................................. 336
10. Женские наружные половые органы .....................................................................................340
11. Женская мочеполовая диафрагма .......................................................................................342
.......................................................................................346
1. Плечевой пояс и грудная клетка .............................................................................................. 347
2. Кости ...............................................................................................................................................352
3. Суставы и связки ......................................................................................................................... 356
4. Мышцы ........................................................................................................................................... 360
5. Сосуды и нервы .......................................................................................................................... 374
6. Области плеча .............................................................................................................................. 379
7. Подкрыльцевая область ............................................................................................................ 386
8. Частная анатомия плеча и предплечья ................................................................................... 391
9. Частная анатомия кисти ............................................................................................................. 400
......................................................................................... 407
1. Таз ................................................................................................................................................... 408
2. Кости ............................................................................................................................................... 409
3. Суставы и связки ......................................................................................................................... 420
4. Мышцы ........................................................................................................................................... 428
5. Сосуды и нервы ........................................................................................................................... 442
6. Передняя область бедра ........................................................................................................... 450
7. Ягодичная область ...................................................................................................................... 454
8. Задняя область бедра ............................................................................................................... 456
9. Область голени ............................................................................................................................ 461
10 Частная анатомия стопы .......................................................................................................... 468

Предисловие к четвертому изданию

Через пятнадцать лет после первого издания атлас был тщательно пересмотрен и переработан. Два первых автора - сейчас известные профессора - были польщены согласием профессора Лютьен-Дреколл принять участие в работе в качестве соавтора. Она является автором большого количества оригинальных идей, касающихся атласа, с ее помощью было внесено много ценных дополнений. Это должно стать гарантией продолжения традиции данного атласа. В настоящее издание было введено большое количество новых иллюстрации: по вновь созданным образцам добавлено около 60 новых фотографий и 20 новых рисунков. Для того чтобы избежать нежелательного изменения объема книги, мы изъяли устаревшие рисунки из предыдущих изданий и пересмотрели соотношение частей книги.
В настоящее время большое внимание уделяют методу послойной анатомии, поэтому мы добавили некоторое количество изображений компьютерной и магнитно-резонансной томографии для уточнения детальных схем строения.
Кроме того, атлас дополнен небольшой вступительной главой профессора Вилли А. Календера, посвященной современным диагности-ческим методам исследования и проиллюстрированной наиболее характерными для каждой методики изображениями. Каждая глава данного издания состоит из двух частей.
Первая часть посвящена традиционному описанию анатомических структур органов, например конечностей: костей, суставов, связок, мышц, кровеносных сосудов и нервов. Во второй части представлены данные послойной анатомии, где за описанием поверхностного слоя следует описание среднего и глубокого слоев таким образом, чтобы студент мог ориентироваться в разрезах анатомических препаратов. При рассматривании фотографий мы настоятельно рекомендуем использовать лупу для более точного восприятия трехмерного изображения структур органов и тканей.
В ходе подготовки нового издания к печати авторы не переставали удивляться, насколько точно, красиво и целесообразно построено человеческое тело. И если эта книга поможет студентам или практикующим врачам оценить все подавляющее великолепие анатомического строения тканей и органов человека, то мы можем считать свою задачу выполненной. Глубокий интерес к изучению анатомии поможет пробудить любовь к человеку, которая сама по себе является важнейшей чертой врача, необходимой в его ежедневной медицинской практике.
Мы хотели бы выразить большую признательность всем соавторам, принимавшим участие в данной работе, без помощи которых создание данного атласа было бы невозможно. Мы также хотели бы выразить искреннюю благодарность всем сотрудникам Igaku-Shoin и F. К. Schattauer Publ. Соmр., которые всегда внимательно выслушивали все наши предло-жения и внесли большой вклад в дело создания этой книги.

Осень 1997.
Йоганесс В. Роен
ЧихироЙокочи
Элки Лютьен-Дреколл.

Благодарность

Мы хотели бы выразить признательность всем соавторам, чья помощь способствовала созданию данного атласа Мы особенно обязаны доктору К. Окамото (сейчас работает в Нагасаки, Япония) и Джеффу Брайнту, члену нашего коллектива; тем, кто создавал новые препараты для этого издания, за их огромные знания и навыки. Мы также благодарны профессору В. Нейгуберу и мистеру Тому Симпсону за их огромный вклад в создание данной работы. Препараты предыдущего издания также были созданы с большим энтузиазмом и умением профессором, доктором С. Нагашима (сейчас работает в Нагасаки, Япония), доктором Мутсуко Такахаши (сейчас работает в Токио), доктором Габриеллой Линднер-Фанк (Эрланген), доктором П. Лендграф (Эрланген) и мисс Рейчел М. Мак-Доннелл (сейчас работает в Далласе, США).
Мы также выражаем огромную благодарность профессору В. А. Календеру (заведующий кафедрой медицинской физики, Университет Эрлангена) за написание вступительной статьи о методах визуальной диагностики.
Компьютерные и магниторезонансные томограммы были любезно представлены фирмой Simens AG, Эрланген, а также профессором В. Дж. Хук (Эрланген), доктором Андреасом Хиком (Университет Мюнхена). Мы также обязаны мистеру Хансу Соммеру (компания СОМСО, Кобург), который любезно предоставил образцы человеческих костей (например, грудной клетки и черепа).
Мы выражаем большую признательность нашему фотографу, мистеру Марко Гебвейну, за прекрасные фотографии, сделанные им. Тщательно и неутомимо работали наши секретари -миссис Лиза Кехлер и Элизабет Глас, а также наши художники: миссис Аннет Гек и мистер Хеоком Шмидт, которые не только выполнили великолепные новые рисунки, но и активно участвовали в оформлении нового издания. Мы выражаем нашу признательность ученым, студентам и другим соавторам, особенно издательской компании Igaku Shoin(Токио) и Ф. К. Чаттауер (Штутгарт).

Осень 1997
Йоганесс В. Роен
Чихиро Йокочи
Элки Лютьен-Дреколл

Предисловие к первому изданию

В настоящее время существует большое количество хороших анатомических атласов. Следовательно, следует обосновать необходимость создания нового варианта. Мы видим три основные причины для создания данной книги. В первую очередь, большинство опубликованных ранее атласов содержат только схематические или полусхематические изображения, которые отображают реальные предметы крайне ограничен-ным образом; у них нет третьего измерения, им не достает объемности. В противоположность этому, фотографии анатомических препаратов передают реальное изображение объекта, сохраняя их пропорции и пространственный размер в более точном виде, чем схематизированные цветные рисунки в большинстве предыдущих атласов.
Более того, фотографии препаратов человеческого тела соответствуют наблюдениям студента при прохождении курса анатомии. Таким образом он получает возможность быстро ориентироваться по фотографиям препаратов, а не только при работе с трупом. Во-вторых, в некоторых из существующих атласов приведена классификация по системам органов, а не по частям тела. В результате этого студенту требуется несколько книг, в каждой из которых он вынужден искать необходимую информацию по конкретной части тела. В настоящем же атласе сделана попытка максимально реалистично отобразить макроскопическую анатомию в плане топографии и функциональных особенностей самого объекта. Следовательно, он может оказаться полезным при изучении анатомии врачами различных специальностей, в том числе дантистами.
Третьей задачей авторов было сокращение курса до необходимого объема и представление его в виде дидактического самоучителя. К изображениям всех частей тела мы добавили схе-матические рисунки основных сосудов и нервов, мышечных механизмов и др., что улучшит понимание деталей изображений на фотографиях.
Сложное строение костей черепа представлено не в описательном виде, а посредством серии изображений, показывающих мозаику костей и их взаимоотношения таким образом, чтобы в конечном счете облегчить понимание строения черепных костей.
Наконец, к созданию атласа авторов сподвигнуло современное положение в медицинском образовании, когда, с одной стороны, постоянно ощущается дефицит трупов во многих анатомических отделениях, а с другой стороны, повсеместно постоянно увеличивается количество студентов. Вследствие этого студенты не имеют достаточного иллюстративного материала для занятий по анатомии. Конечно, фотографии никогда не заменят непосредственного изучения препарата, но мы думаем, что использование крупноформатного изображения вместо рисованного, в основном схематического изображения, более приемлемо и является значительным улучшением курса анатомии по сравнению с одними рисунками. Большинство препаратов, изображенных в атласе, были приготовлены авторами в анатомических отделениях Эрлангена, Германия; Стоматологического колледжа Kanagawa, Уоковика, Япония.
Препараты для главы, описывающей строение шеи и спинного мозга и демонстрирующие дорсальные ветви спинных нервов, были мастерски и с большим энтузиазмом приготовлены доктором К. Шмитом. Препараты связок позвоночного столба были приготовлены доктором Т. Мокрушем, а большинство препаратов, представленных в главах о нижней и верхней конечностях, были очень аккуратно подготовлены доктором С. Нагашима из Куруме, Япония.
Еще раз выражаем нашу искреннюю благодарность всем нашим сотрудникам за их полезнейшую, самоотверженную и высококвалифицированную работу.

Эрланген, весна 1983
Йоганесс В. Роен
Чихиро Йокочи

В ходе этого урока мы ознакомимся с основными частями нашего тела. А также узнаем о пропорциях, установленных еще древними скульпторами и художниками.

Тема: Общий обзор организма человека

Урок: Структура тела человека

Основными частями нашего тела являются: лицо, шея, туловище, руки и ноги.

Рис. 1. Части тела человека ()

Каждая из этих частей состоит из более мелких: на лице выделяют рот, нос, глаза, лоб, щеки.

Рука состоит из плеча, предплечья и кисти (то, что мы обычно называем плечом, носит название надплечье).

Рис. 2. Части руки ()

Нога состоит из бедра, голени и стопы.

Туловище подразделятся на грудь и живот. Грудная часть защищена ребрами, грудиной, а сзади - грудной частью позвоночника. Живот состоит только из мягких тканей.

Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости.

Рис. 3. Мышцы человека ()

Рис. 4. Кости человека ()

Туловище внутри разделено на грудную и брюшную полость мышцей диафрагмой , ее еще называют грудобрюшной перегородкой.

Рис. 5. Диафрагма ()

В грудной полости находятся сердце и легкие, проходят пищевод и дыхательные пути.

Рис. 6. Содержимое грудной полости

В брюшной полости находятся желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы. Здесь же размещены половые органы женщин.

Рис. 7. Cодержимое брюшной полости

У мужчин половые органы находятся вне брюшной полости, так как для развития мужских половых клеток - сперматозоидов требуется более низкая температура.

Между различными частями тела существуют определенные соотношения или пропорции. Так, например, у многих людей длина носа равна длине уха, а длина предплечья равна длине стопы.

Учение о пропорциях тела возникло в период расцвета египетского государства. Египтяне установили, что длина тела человека в 19 раз больше длины сред-него пальца. Это правило они соблюдали при созда-нии статуй.

Рис. 8. Древнеегипетские статуи

Древнегреческие скульпторы предложи-ли пользоваться шириной ладони как единицей измерения; пропорции тела они выражали так:

· две ширины ладони - высота лица,

· три ширины ладони - длина ступни,

· четыре ширины ладони - расстояние от плечевого сустава до локтя.

Рис. 9. Древнегреческие статуи

С развитием науки и искусства анатомы и худож-ники установили еще ряд подобных соотношений, например: длина позвоночника равна длине руки, в длине тела стопа укладывается семь раз, а голова - восемь раз. Три длины головы равны длине туловища, три длины кисти - длине руки, три длины стопы - длине ноги, а размах рук равен длине туловища.

Несмотря на общий план строения и наличие определенных закономерностей в фигуре, каждый человек индивидуален.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа - с. 56, задания и вопрос 2!

2. Какие существуют части тела человека?

3. Расскажите об учении о пропорциях?

4. Подготовьте сообщение об отношении к пропорциям человеческого тела древней культуры на Ваш выбор.

Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.

На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.

На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.

Глава 1. Науки, изучающие организм человека

Глава 2. Происхождение человека

Глава 3. Строение организма

Глава 4. Опорно-двигательная система

Глава 5. Внутренняя среда организма

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы

Глава 7. Дыхание

Глава 8. Пищеварение

Глава 9. Обмен веществ и энергии

Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

Глава 11. Нервная система

Глава 12. Анализаторы. Органы чувств

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Программа обучения биологии в 8 классе

Изучая темы по анатомии в восьмом классе из раздела «Происхождение человека» ученики узнают об историческом прошлом человека и о расах, населяющих нашу планету.

Благодаря главе «Строение организма» школьники получат общий обзор человеческого организма, познакомятся с его клеточным строением, тканями и регуляцией.

Проходя темы раздела опорно-двигательной системы, учащиеся получат знания о строение скелета, расширят свои знания о значении опорно-двигательного аппарата, изучат строение костей, мышц, научатся оказывать первую помощь при травмах и будут иметь представление об осанке человека.

Также на протяжении этого учебного года школьники будут изучать кровеносную систему человеческого организма, узнают, что такое иммунитет и как нужно вести борьбу с инфекцией.

Очень важным в изучении этого предмета является получить представление о строении и работе сердца, а также о регуляции кровоснабжения.

Из раздела дыхания, дети изучат строение дыхательной системы, ее органы и узнают о механизме регуляции дыхания.

На уроках анатомии в восьмом классе школьники будут иметь представление об органах пищеварения, узнают о работе и функциях желудка, печени, толстого и тонкого кишечника. Также они узнают о тонкостях правильного питания и познакомятся с гигиеной органов пищеварения.

Кроме всех вышеперечисленных разделов, особое внимание будет уделено изучению нервной системы, органов чувств, обмену веществ, эндокринной системе, а также покровным органам.

Достаточно внимания будет уделено и темам о высшей нервной деятельности. С этого раздела вы сможете узнать об особенностях высшей нервной деятельности человека, о его поведении, познавательных процессах, а также о воле, внимании и эмоциях.

Что нам дает изучение биологии в восьмом классе?

Благодаря такому предмету, как анатомия, каждый из учеников:

Во-первых, научится оказывать первую необходимую помощь при различных травмах; кровотечениях и сердечных заболеваниях; Во-вторых, будет иметь представление о гигиене различных органов; В-третьих, сможет научится контролировать свои эмоции и поведение; В-четвертых, благодаря полученным знаниям, школьники смогут более ответственно относиться к своему здоровью и рациону питания. В-пятых, узнают о жизненных циклах человека, наследственных заболеваниях и становлении личности.

Изучение биологии с Гипермаркетом знаний

В Гипермаркете Знаний с помощью полных уроков учащиеся в более широком объеме могут получить знания с этого предмета. Благодаря полным урокам школьники смогут изучить не только теоретическим материал, но и наглядный. В структуре таких уроков есть видеоматериалы, тестовые задания, графические изображения, которые помогут каждому ученику досконально разобраться со сложной темой и с интересом ее изучить.