Психосоматические расстройства при заболеваниях дыхательной системы. Болезни органов дыхания

Болезни подобны разным платьям, господин мой: человек надевает их, когда нужно, и снимает, когда можно, потому в жизни редко случается оказаться нагим. Как знать, от какой напасти и еще больших бед защищают человека болезни! Подумайте об этом! Между нами и великими таинствами, по сути, находится только наша хворь. Легче заболеть, чем познать истину. Ваша болезнь здесь очень активна.
Милорад Павич («Пейзаж, нарисованный чаем»).

Дыхание и
психосоматическая клиника

Уровень процессов, непосредственно относящихся к дыханию : «сердечность» и «легкость»

Речь будет идти, по сути, о взаимосвязи между стремлением к любви и свободе, с одной стороны, и их телесными «двойниками», с другой стороны. Наша цель — выявить разные типы личности и личностные особенности, со свойственными им характерами и мироощущением, страдающие «своей» болезнью. Речь пойдет о людях, для которых болезненные позывы органов являются «будильником в их ненарушенном мире» (V. Weizsaecker).

«Сердечность». Если говорить о сердечно-сосудистых заболеваниях, то, для начала, отметим функциональные сердечные симптомы . Ими принято называть ряд относительно небольших проблем с сердцем. Это неврозы сердца (фобические и контрфобические) — страх смерти и сопутствующая ему депрессивность, вызывающие учащенные сердцебиение и пульс, сдавливание в груди, глубокое дыхание и т.п. Это также так называемый гиперкинетический сердечный синдром, для которого, кроме вышеперечисленных симптомов, еще характерна заторможенность, усталость и в сфере двигательной, и в сфере аффективной. Здесь также может быть страх, но это уже не страх смерти. Это, в большей степени, какие-либо бытовые страхи. Различного рода тахикардии, вызывающие приступообразную эмоциональную заторможенность, одышку, гипертонию тоже относятся к функциональным сердечным симптомам. Для подобных проблем характерна «нехватка жизни», а отсюда и страхи, нерешительность. Жизнь как бы пытается проявить себя на уровне телесных проблем. Страх перед неудачей, или даже страх перед смертью «замораживает», но вдруг жизнь порывается в виде активности сердца. На самом деле, вероятность умереть этих людей от приступа, как было установлено, даже ниже, чем средняя — в случайной выборке людей. Они осторожные, в личной жизни почти беспроблемные, поэтому редко обращаются за помощью к медицине. Хотя часто тянутся к представителям неофициальной медицины и паранауки. Возможно, их «нехватка жизни» обусловлена повышенной «сердечной» чувствительностью, в смысле стремления к «тонкой» любви и преданности. Недаром они и притягиваются к абсолютным ценностям и мистике.

Больше проблем у тех, у кого коронарные болезни . Причем, трудно говорить — каких проблем — физиологических или внутренних, в силу личных особенностей этих людей. В их жизни отмечают гиподинамию (они мало двигаются), частое употребление никотина и алкоголя, как вариант бегства (в себя!) и защиты (психологической!). Они также могут страдать избыточным весом, сахарным диабетом, гипертонией. Структура их личности, как правило, значительно отличается от вышеупомянутой невротической. Они душевно уравновешены, уверенны в своих поступках и поведении. Они также честолюбивы, постоянно в духе соревнования, даже со своими близкими. Отсюда, нередко агрессивны, враждебны. Их стремление к соперничеству помогает им быть гиперадаптированными в обществе. И это можно рассматривать как компенсацию их внутренних проблем. Часто это начальники производств, крупные чиновники, «босы». С этой точки зрения следует отметить их склонность к ригидности и навязчивости своих побуждений из-за страха потерять достигнутое. Они даже способны препятствовать деловому и личностному росту своих близких в страхе потерять над ними контроль, их доступность. Такой человек находится в постоянном напряжения, деловой спешке, нетерпении. Отмечается постоянное напряжение их лицевой мускулатуры, беспокойство по поводу потери своего статуса в социуме (бояться «потерять свое лицо»). Но их «Я» конкретно, — это идентификация и полная вовлеченность в свою профессию — «мания работы». Их «Я» не в семье, — им трудно переносить межличностную близость и они успешно защищаются фасадом компетентности в своей деловой активности, даже если они не всегда компетентны. Пусковая ситуация инфаркта у этих людей — переживание потери объекта, стресс, с точки зрения психоанализа — нарциссическая обида (удар по честолюбию). В этом случае у них появляется лабильность, неустойчивость самовосприятия, разрушающая всё их стабильное «псевдосамовосприятие». Но, из-за своего повышенного мнения о себе они могут и отрицать свои проблемы и личные конфликты. Они скорее скажут о своем социальном благополучии, не будут говорить о психическом аспекте вообще и признают только свои физиологические проблемы. Поэтому, такой человек и обратится за помощью к физиологу, нежели к психотерапевту, и уж отнюдь не к парапсихологу. Можно сказать, что сердце для них — лишь биологический орган, обладающий богатой и сложной иннервацией. Какая уж там «любовь»!.. Со своей стороны, как бы в отместку, сердце предлагает им недостающее звено их личности — свою болезнь.

Подобная проблема — гипертония . Но личность-«гипертоник» находится как бы рядом, но на другом полюсе от «сердечника». По сути, это те, кем управляют, о ком «заботятся» «сердечники». Но, если «сердечники» озабочены своим внешним «Я», то «гипертоники» — внутренним, что и приближает их к невротикам. Поэтому, и их проблема не четко локализована в теле, а распространяется на все тело, но также относится к сердцу. Они испытывают внутреннее напряжение между своими агрессивными импульсами, с одной стороны, и чувством зависимости, с другой. Они хотят выразить враждебность за подавление независимости их «Я», но вынуждены быть пассивными из-за признания своей материальной или бытовой зависимости (или другой, какой-либо иллюзорной, искусственной зависимости). Они испытывают, что связаны с кем-то фатальным «кровным родством», и это повышает их кровяное давление. Их поведение также социально адаптировано и ориентированно на успех (особенно когда они живут с «сердечниками»), но оно уступчиво и пассивно в силу желания избежать конфликта. Таким людям приходится сдерживать и положительные, и отрицательные аффекты, но не из-за социального статуса, а уже из-за требований кого-то другого. Так, и в семьях у них нередко преобладает недоговоренность, «уход в себя» — негативно-невербальная коммуникация. Они могут также отрицать или не принимать во внимание стресс, особенно производственный (социальный) стресс, хотя им и легче (в силу более выраженной психической подвижности) признать личные стрессы. Их конфликт агрессивности и зависимости, по сути, преследует их во всех жизненных ситуациях, даже в магазине перед продавцом. Этот конфликт легко переносится и на психотерапевта в виде проекции. Можно сказать, что у них повышенное давление и в прямом, и в переносном смысле этого понятия.

В реальной жизни человек часто является и «сердечником», и «гипертоником». И его психическая жизнь может двоиться, — на работе человек один, а в семье он другой, на работе — начальник, а в семье — ведомый. Действительно, трудно всегда управлять, как трудно всегда и подчиняться. Тот, кто стремится к власти над кем-то, как правило, склонен и «пригибаться» перед другими. Это неизбежно рождает страх потери самоидентичности, коренящийся в груди.

«Легкость» . Для больных бронхиальной астмой указывается, прежде всего, на конфликт «владеть-отдать», который отражается в естественном физиологическом процессе вдыхать-выдыхать. Ведь идея Свободы и Независимости всегда «упирается» в то, что иметь и как иметь, и вообще, — иметь или не иметь. Это изначально двойственный процесс, который может нарушиться (или, лучше сказать, запутаться) на уровне психики. Такие люди не могут «отдать», но хотят при этом получить (прежде всего — воздух). Но им и «не хватает воздуха». Они хотят быть понятыми, хотят нежности и любви, но не могут, не умеют или боятся дать что-либо взамен. Но ведь, для того, чтобы получить нежность и любовь, нужно раскрыться самому. Но страх, или нежелание препятствуют этому: «При астматической одышке одновременно с воздухом задерживаются и эмоции» (Braeutigam). Возможно, что страх скрыт и от них самих. Отмечается, что такие особенности характера больше свойственны людям с истеричными и ипохондрическими чертами, которые чего-то хотят, но боятся и, сдерживая себя до поры до времени, тем не менее, естественно срываются. Причем, перед этим срывом подсознательное нежелание «отдать» проявляется больше всего. Не случайно, приступ бронхиальной астмы может заканчиваться рыданием: «Возьмите, только отстаньте от меня». Сам приступ сравнивается с подавляемым плачем, как протест против утраты свободы и независимости. Это «сцена плача легких» (V. Weizsaecker). Независимость, свобода — понятия внутренние, но астматик этого не знает («физиологически» не знает). Так, тяжелые астматики имеют тенденцию идентифицировать в общении себя с другими людьми, «быть сплавленными» (Marty) с ними. Они стремятся таким образом к совместной свободе, дабы компенсировать внутренний конфликт.

Следует упомянуть также и проблемы, смежные астматическим. Нежелание «отдать» любовь может прекрасно компенсироваться желание отдать что-либо другое. Это может быть гнев, ярость, оскорбление, собственно, претензия на самого себя, спроецированная на другого. И когда это трудно осознать, облечь в слова, то рождается хронический кашель (или чихания). Это подобно рыданию после астматического приступа, но имеет несколько другую эмоциональную накачку. Здесь меньше сдерживания, это больше разгрузка (не только от бронхиального секрета), — это «протестный кашель» (Jores).

Протест может рассматриваться и как нежелание «взять»: «Мне и от вас ничего не надо!». Тогда речь идет о препятствии вдоху, нарушении дыхания на вдохе. В таких случаях появляется проблема, названная «закатывание», чаще у детей, как ответ на смену потворствования и строгости родителей. Дети более сенситивны, чем взрослые, и легко различают истинную любовь — безусловную от ложной — обусловленной, но не осознают этого. Незнание этого рождает неуверенность в себе и данную проблему. Кашель и закатывание, с одной стороны, и бронхиальная астма, с другой стороны, являются разными сторонами одной медали, одной проблемы: «дать-взять» и, поэтому, часто сосуществуют друг с другом.

Подобно неврозам сердца, существует такженевротический дыхательный синдром . Он может представлять собой разные проявления, достаточно популярные в жизни многих людей. После бесплодных усилий и при разочаровании у человека может появиться дыхание вдохами — дыхание через углубленные вдохи и удлиненные шумные выдохи, подобные стону: «беспокойно-невротическая дисфорическая разбитость» (Christian): «Как мене все Это надоело!..». Если что-либо не позволяет проявить сильные эмоции, препятствует при этом активному поведению, то, в дополнение к сердечным невротическим реакциям, может появиться так называемый «дыхательный корсет» — невозможность продохнуть в полной мере, особенно у людей излишне педантичных, склонных к навязчивым размышлениям (с обсессивно-невротическими структурами характера). Им «не хватает кислорода».

Наконец, наиболее яркий невротический дыхательный синдром —гипервентиляция (спонтанное интенсивное дыхание). «Гипервентиляцией» нередко называют и произвольные формы психологического воздействия, что действительно правомерно. Но нужно понимать, что процессы глубокого дыхания в условиях клиники существенно отличаются от «здоровой» психологии, о чем идет речь в других главах. В данном случае можно лишь сказать о неоднозначности суждения о гипервентиляции у специалистов в психосоматической клинике. К врачам различных специализаций обращается немало людей с гипервентиляционным синдромом (ГВС ). Отмечается, что непроизвольная гипервентиляция может идти не только в рамках ГВС, но также и как компенсация других факторов (например, метеорологических, пульмональных и др.), а также и как сопровождение, например, лекарств, стимулирующих дыхание. Среди причин, влияющих на появление ГВС, при неоднозначности суждений различных групп специалистов (по поводу первичности психогенных или же гипокапнических факторов в этиопатогенезе ГВС), тем не менее, все указывают, что психогенез всегда является в большей или меньшей степени выраженным на различных стадиях течения ГВС. Тхостов приводит пример объяснения гипервентиляции с точки зрения концепции «сенсорной сверхдетерминации»: «Гипервентиляция… рассматривается как универсальный психофизиологический механизм порождения интрацептивной стимуляции в ситуации тревоги и нарушения адекватной оценки ее интенсивности» (6, с. 22). К психоэмоциональным расстройствам при ГВС относят тревогу, беспокойство бессонницу, страх. Характерно, что телесные проявления, такие как тетания (судороги) встречаются у больных ГВС лишь при остром течении; в основном наблюдаются мышечная боль, тремор, мышечная слабость и пр. В клинике психосоматики специалисты чаще отстаивают приоритет психогенного фактора в качестве триггерной (пусковой) причины так называемого «порочного круга» (Lewis, 1957) ГВС. Структура этого «порочного круга»: страх — гипервентиляция — развивающаяся симптоматика — еще большая гипервентиляция. Не смотря на то, что физиологи с опасением относятся к «порочному кругу» гипервентиляции (см. рис. 1), тем не менее, этот «порочный круг» естественно сам собой разрывается через эмоциональное отреагирование в успокоение и частичное освобождение от данной проблемы

Рис.1. «Порочный круг» (The vicious cicle) ГВС по Абросимову (1).

Это происходит хотя бы за счет снижения уровня углекислоты крови в процессе гипервентиляции и последующей противорегуляции этого процесса. ГВС может протекать как в виде приступов, так и в виде хронической, затяжной формы, переходящей в невроз. Он может протекать как в виде приступов, так и в виде хронической, затяжной формы, переходящей в невроз. Такой гипервентиляции, очевидно, должно предшествовать сильное возбуждение, чаще негативное, например, испуг, вспышка страха или тревоги. Клиницисты отмечают, что чаще это страх потери своей зависимости от доминирующего партнера. И если в случае «гипертоника» наблюдается, скорее всего, процессуальная сторона этого конфликта, то здесь речь идет о вспышках страха, в ответ на провокационную ситуацию. Причем, эти провокации идут от самого зависимого человека, в ответ за подавление своей самостоятельности. Это выход накопившейся энергии, но не через повышенное давление, а через «маленькую революцию». Такая «маленькая революция» схожа с рыданием после астматического приступа «Возьмите, только отстаньте!..» и хроническим кашлем «Да пошли вы Все!..». И, если истерик сделает это более непосредственно — эмоционально, то здесь это делается с помощью дыхания. Как отмечается, это чаще маниакально-депрессивные люди с ипохондрическими и фобическими чертами. Среди них, у женщин эта проблема встречается в 3 раза чаще, особенно в патриархальных семьях, где культивируется истеричность женщины. С возрастом, по мере решения своих проблем «зависимости-гнева», эта проблема слабеет (можно сказать, «продыхивается»).

Также можно встретить и интересную культурологическую модель объяснения гипервентиляции. С этой точки зрения, Lum (см.: 5) видит причину ГВС в особенности грудного дыхания мужчин и женщин Запада, обусловленное ценностными стереотипами. Для мужчин это является символом мужественности, формирования образа воина, спортсмена (и позы «обезьяны»), а для женщин это привлекает внимание к груди и служит определенным эталоном сексуальности, эмоционального возбуждения, не соответствующего спокойному брюшному дыханию. В этом контексте следует также учитывать функцию образования механизмов речепроизводства за счет дыхания, где дыхание «…оказывается «выведенным наружу» и одновременно функционирует по иным, чем организменным законам, по законам смысла и значения, по законам текста, по законам, в конечном итоге, культурной детерминанты» (там же, с 153).

Наконец, интересным для нас в этой литературе могут являться результаты моделирования ГВС у здоровых людей (1). Считается, что у большинства людей симптомы гипервентиляции появляются в первые три минуты произвольной гипервентиляции как незначительные, так и значимые — соматические и панические атаки. Больные, в отличие от здоровых людей достаточно долго не могут восстановить дыхание при тесте произвольной трех-пяти минутной гипервентиляции, и в случае «мыслительного теста», когда им предлагают с закрытыми глазами мысленно представить травмирующую ситуацию, начинают специфически для ГВС дышать. Также, если больных с неясной эпизодической одышкой после пяти минут покоя лежа поднять в вертикальное положение, то у них манифестируется ГВС. Таким образом, учитывая вышесказанное, можно предположить, что природа гипервентиляции (произвольной, в нашем случае) будет понята в большей степени в среде относительно физически и психически здоровых людей. Можно также увидеть бесспорную роль психоанализа в существовании возможных гипотетических решений данной проблемы.

Говоря о дыхании, нельзя не упомянутьтуберкулез легких. Клиники говорят о бросающемся в глаза несоответствии между инфекцией и манифестным заболеванием. Ведь инфекция переносится воздушно-капельным путем или с пылью, но заболевает таким образом этой болезнью лишь незначительная часть людей. А болезнь серьёзная, с точки зрения физиологии. И не случайно. Иммунитет, защищающий от этой болезни, падает при глубоком, длительной, потрясающем все стороны жизни страдании. Это может быть длительный, тернистый поиск работы или партнера, пребывание в исправительно-трудовой колонии и т.п. Этой болезни больше подвержены люди, испытывающие «необычную потребность в любви» (Kissen) и ранимые ко всякому её отнятию. Здесь заболевание можно рассматривать как эквивалент решения проблемы «свободы» в целом, которой недостаёт в груди. И когда в груди не хватает «воздуха» («не хватает кислорода») — стихии свободы, то верх берет «вода». И действительно, болезнь часто и проходит с принятием настоящего, серьезного решения, при освобождении из «заточения» (морального или физического). Да, и в процессе выздоровления отмечается польза от привязанности к врачу, регулярного посещения санатория и реабилитационных групп и пр. В этом случае можно говорить о росте внутренней свободы человека, где имеет место положительная привязанность к «близким по духу» людям.

Пути исцеления

В психосоматической практике врача или клинического психолога основной метод психотерапии — опрос во всевозможных модификациях методик. Это начало и конец любого подхода, — с опроса начинаются и заканчиваются и экспериментальные методы, и бихевиоризм, и психоанализ, и гештальт, и когнитивная и гуманистическая психотерапии. В одних случаях предварительным опросом и ограничивается молчаливая позиция психотерапевта, как в случае с психоанализом; в других случаях опрос перерастает в активную позицию специалиста, например, при разговорной терапии. В любом случае, участие человеческой речи в процессе лечения или психокоррекции трудно переоценить, ведь, скорее всего, речь принимала не менее активное участие и в становлении данной проблемы. Речь, таким образом, можно представить как универсальный инструмент психических и психосоматических взаимосвязей, работающий «в оба направления», — и в сторону проблемы, и в сторону избавления от проблемы.

В немецком учебнике по психосоматике указывается, что «…для больного уже простое сообщение о своих проблемах и конфликтных ситуациях и своей жизни приносит существенное облегчение и тем самым важную терапевтическую роль». Ниже указывается и на эмоциональное участие врача, причем эмоции являются результатом словесной проработки проблемы, даже как часть беседы, приводящая к облегчению, как и сама беседа. Но эта часть не просто направлена на понимание и осознание своей проблемы, как в случае психоанализа («Нужно быть достаточно здоровым невротиком, чтобы получить пользу от классического психоанализа», R.Greenson). Эмоции существенно дополняют разговор: «Многие молодые врачи недооценивают катартический эффект такого речевого самовыражения». Также указывается на актуализацию конфликта и способность представить его сценически; такая «сценическая реинсценировка» при правильной работе специалиста (не в травмирующей форме) может принести существенную помощь. Здесь врач уже больше выступает как психолог, без «апостольской функции врача» (по Баллинту). Отмечается положительная роль эмоционального опыта на группах, где есть возможность переноса и выработке у больного собственной положительной идентичности с соответствующими формами защиты.

Такое раскрытие конфликта увеличивает «ответственность» за исцеление и самостоятельность, что противостоит злоупотреблению лекарств, как, например, при бессоннице.

Но, в ряде случаев указывается на необходимость «параллельных» путей исцеления, например метод беседы и одновременно соматически центрированная терапия. «Медикаментозное успокоение и разгрузка дают импульс к активации собственных регулирующих душевных и физических сил», особенно в случае больных с нерешительностью, неверием в собственные силы, неуверенностью в себя, но с верой в возможности современной медицины. .

В других случаях, когда также имеет место недоверие и скепсис (например, в случае коронарной болезни, гипертонии), также уместно расслабление в качестве поддержки медикаментозной терапии. Считается, что в клинике начало этому положил Иоганнес Шульц (J.Schultz), который в 1932 году ввел популярное сейчас уже понятие аутогенный тренинг. Это телесные упражнения, построенные на переживании чувства тяжести, теплоты, покоя. Характерно, что через 2-3 месяца регулярных тренировок человек способен достигать и более глобальные чувства общего душевного и духовного покоя, умиротворения.

В клинике Гейдельбергского университета Fuchs (1989) предложил функциональную разрядку: снятие напряжения и отчуждения через способность «почувствовать» определенные части тела и привести их во внутреннюю связь с другими частями тела. Поставленная цель таких упражнений звучит как «обретение себя через свое тело». Другая наработка Гейдельберга — концентрированная двигательная терапия, — это не только восприятие своего тела, но и движения, причем это делается в виде группового тренинга, где отрабатываются способности телесного общения, вести и быть ведомым, телесные контакты и пр. Такие занятия заканчиваются обсуждением. Они предлагаются больным с функциональными психосоматическими и соматическими синдромами, но могут предлагаться и в других случаях и с другими методиками.

В случае психовегетативных симптомов, где есть страх, указывается, что методы психотерапии более доступны, чем в случае «ипохондрически переработанных жалоб». Здесь же также отмечается «возраст» болезни, — не более 1 года, иначе появляется характерная «вторичная выгода от болезни»; также «потребность выговориться» положительно влияет на уменьшение симптоматики.

Страх хорошо поддается, например, арттерапии. Так, Jacobi (1965) эффективно использовал метод «толкования картин» на подобии толкования сновидений. Это формируется в аспекте становления отношений с другими людьми за счет высвобождения творческих импульсов и фантазии]; а также в музыкотерапии, терапии занятостью, танце, дыхании, массаже, принятии терапевтических ванн и пр. при функциональных нарушениях (Luban-Plozza, et al., 1988).

«Методом выбора» называют в клинике раскрывающую психотерапию в клинике сердечных функциональных симптомов», направленную на преодоление конфликтных ситуаций и ускорение созревания личности больного.

Luban-Plozza также отмечает роль дыхательных упражнений при лечении головных болей, а также гимнастики в виде «психосоматического тренинга». Это своеобразное чередование расслабления и концентраций на телесных движениях, чтобы почувствовать свой «соматический статус», «схему тела».

Дыхательная терапия в сочетании с аутогенной тренировкой успешно применяется для расслабления диафрагмы при лечении бронхиальной астмы. Специалисты указывают на технику вдоха в интервалах между приступами (дыхание методом зевка при закрытом рте), но, прежде всего, указывается на технику выдоха при сосредоточении на сильном дыхании при торможении этого выдоха губами. При этом обращается внимание на сосредоточение на теле и положении тела, снятии телесного напряжения и изменение за счет этого психической установки.

Другие авторы указывают, что при лечении бронхиальной астмы — больных не следует перенапрягать в их чувствах, — может иметь место декомпенсация. В случае с умеренной дыхательной терапии у больного в меньшей степени (чем при интенсивной форме дыхания) открываются возможности проекций по отношению к терапевту. Здесь принцип Иметь и Отдать «непрерывен» и происходит «переучивание связи как с собой, так и с другими. Без чрезмерно быстрой гармонизации образуется простор для разыгрывания разрешения, отпускания, открытия» (Fuchs, 1965). .

При лечении гипервентиляции: предлагается прерывание приступа за счет обратного вдыхания выдыхаемого воздуха, что приводит к противорегуляции. Благодаря гипервентиляции снижается уровень углекислоты и происходит ощелачивание крови, вызывающее противорегуляцию. Обратный вдох дает чувство совладания с собой относительно симптоматики, во власти которой больной длительное время находился. Далее уместен анализ (психоаналитическая терапия); телесно ориентированная терапия прорабатывает бессознательные телесные импульсы, это же касается и расслабления, а также двигательная терапия с элементами музыкальной терапии. Другие авторы здесь предлагают купировать острый приступ гипервентиляции путем насыщения углекислым газом в пластиковый пакет или через носовой платок. Также помогает перевод глубокого дыхания в более легкое поверхностное брюшное плюс аутогенная тренировка.

Говоря о туберкулезе легких, сошлемся на Deter (1986), где предлагается ориентированная на болезнь групповая терапия и выделяются такие этапы терапии: информация о патофизиологии, обучение адекватных заболеванию типов поведения, освоение техник расслабления и дыхания, открытые разговоры в рамках группы и стимулирование взаимодействия в группе с возможной динамикой и эмоциональным обменом. Хорошая динамика отмечается для больных среднего возраста; а крайне ограниченная функциональная ограниченность легких у людей старшего возраста может давать и ограничение в подобной психотерапии.

Следует также упомянуть на использование в условиях клиники туберкулеза кофликт-центрированную психотерапию. То же и в случае функциональных сердечных симптомов, хотя клиницисты отмечают необходимость сначала вывести клиента на эмпатический разговор, понимание, иначе симптоматика болезни может усилиться: сначала обеспечивается должное понимание безопасности относительно страха смерти, способность видеть свои конфликты, прорабатывать их, и уж затем предлагается двигательная терапия и конфликт-центрированная терапия. Здесь также отмечается склонность этих больных обращаться к представителям паранауки. .

Перечисленные методики в целом дают общее представление на психотерапевтические подходы к заболеваниям органов нас интересующего уровня. Далее, давайте абстрагируемся, во-первых, от условий клиники (это не входит в наши задачи); во-вторых, от острых, хронических, тяжелых форм перечисленных конкретных заболеваний (это удел тех, кто призван их лечить современными методами); в-третьих, от многообразия названий и терминов перечисленных психотерапевтических методик, дабы выделить общее, соответствующее нашей основной цели. В ряде методик можно встретить некоторые противоречия и взаимоисключения, например, при подходах к психотерапии бронхиальной астмы. Это можно объяснить исходя из общих противоречий между биологизаторской установкой на лечение и психотерапией, особенно при серьезных заболеваниях, где необходимость медикаментозного вторжения кажется очевидной. С другой стороны, сами больные могут не признавать психического фактора своей болезни, а значит будут тяготеть к ограничениям психической работы (например, сердечники и гипертоники, а также те больные, уровень заболеваний которых мы еще не рассматривали). Так, возникающие «артефакты» вносят значительную сумятицу в общую психотерапевтическую модель и мешают мыслить научно обоснованно.

Уровень процессов, не связанных напрямую с дыханием: «телесность» как таковая

Симптоматика и способы ее объяснения

Можно назвать данный раздел «частная психосоматика живота «. Мы не будем столь подробно останавливаться на частной «психосоматике живота», как в случае частной «психосоматики души». Причина этого исходит из того, что, в отличие от вышеперечисленных психосоматических заболеваний, данные проблемы выражены более физиологически и менее психологически. Они, как правило, реже сопровождают какие-либо эмоции, и полностью вытесняют и подавляют их. Ведь это древние, архаичные, давно забытые чувства для взрослого человека. Когда у человека появляется боль в сердце, связанная с частыми переживаниями, то в будущем эта боль может перекинуться и на желудок, но уже не будет сопровождаться яркими эмоциями, как раньше. «Душевные скитания» легко переходят в спокойное, заторможенное чувство брошенности, потери «материнской груди». Так, «душевный голод» может навредить не только сердцу, но и желудку. По мере своего развития, проблема может спуститься и еще ниже. И по мере этого опускания проблема все меньше и меньше походит на психосоматическую. Стратегия сопровождения все больше уступает место стратегии вытеснения эмоций. И не всякий человек признает такую взаимосвязь.

Если, например, человек с коронарной болезнью склонен отрицать свои психические проблемы, то это не значит, что он их действительно отрицает и не видит. Возможно, его нарциссические черты личности не позволяют ему признаться в этих проблемах другим людям (чтобы «не ударить в грязь лицом»). Гораздо труднее «увидеть» взаимосвязь между психикой и болезнью человеку, например, с гастритом. Для него это почти мистика. Он больше оценивает качество еды, чем «качество» эмоций.

То, что по-русски звучит как «воспитание», можно понять как «поддерживание питания», — речь идет не только об обычное пище, но, вероятно, и о духовной, психологической, целостной.

С другой стороны, как правило, здесь срабатывает еще одно правило. Дело в том, что личные проблемы могут перетекать или в соматизацию (в тело), или в невротизацию (в психические проблемы). Все зависит от способа «интерпретации болезни». Понять при каких условиях возникают психосоматические нарушения, а при каких условиях конфликт переходит в невротизацию пытаются со времени «отца» психоанализа Фрейда, но до сих пор однозначного ответа нет. Многие исследователи надеются найти этот ответ в будущем. Трудности здесь заключаются в методологии исследований. Со времен психоанализа в поиске внутренних механизмов возникновения различных проблем у человека используют метод опроса. Но, психосоматические больные, как показывает практика, более скрытые. Они менее эмоциональные и менее психологически гибкие. Статистически, к психосоматическим расстройствам склонны люди менее образованные, с меньшей рефлексией. Это могут быть представители низших социальных слоев и профессий, исключающих гибкость и лояльность. Предполагается, что для этих людей проблемы есть «генуинная иная форма изживания душевного конфликта, который с раннего детства замещает собой другое, возможно речевое, изживание конфликта» . Поэтому, по определению, такие люди не говорят о своих конфликтах, но для них есть их собственный «язык тела». С этой точки зрения, ответа на вопрос: «невротизация или соматизация» не будет никогда. Хотя, эта точка зрения и есть уже ответ на этот вопрос: эмоциональная скрытность («эмоциональная безграмотность») и психическая «неискренность» самому себе рождают психосоматическую проблему. Более того, для некоторых людей с психосоматическими проблемами наступает значительное уменьшение соматической симптоматики в те моменты их жизни, когда они начинали реагировать на окружающих более эмоционально. Так, проблема может «перетекать» их соматики в невротизацию и обратно.

С другой точки зрения, физиологи пытаются найти наследственную предрасположенность к той или иной психосоматической проблеме или неврозу. И для ряда проблем такая взаимосвязь обнаружена. Но и она неоднозначна. Скорее всего, что эти исследователи не всегда помнят, что вместе с генами, мы передаем и психологические установки, программы нашим потомкам, которые в генах и закрепляются. Другими словами, «женщина родит так, как родили ее». Но здесь неизбежно сталкиваешься со старой философской проблемой: что первично — материальное или нематериальное, гены или же внутренние программы; как правильней говорить: информация генов или гены информации. Видно, что ко второму высказыванию «гены информации» мы не привыкли. Тогда проблема «соматизация или же невротизация» неразрешима и с этой стороны до тех пор, пока наш слух «режут» идеалистические высказывания. Действительно, до тех пор, пока естественнонаучные подходы отвергают наличие души, как они могут искать взаимосвязь «душа-тело»?..

Обычно врачи-специалисты в области психосоматики указывают на то, что каждый отдельный случай требует тщательного анализа и отдельного рассмотрения. Это больше касается «нижнего дома». Именно поэтому, описывать каждую конкретную психосоматическую взаимосвязь «нижнего дома» нет необходимости, ибо не представляется возможным. Осветим же основное.

Особенности расстройств . Очевидно, что животное испытывает чувства защищенности и удовлетворения тогда, когда сыто. Сытость рождает хорошие эмоции, связанные с биологической жизнью. Это животные эмоции — база для дальнейшего формирования эмоций человеческих, если говорить о ребенке. Поэтому, когда взрослый человек страдает какой-либо желудочно-кишечной болезнью, то это может означать глубокие нарушения чувства защищенности, желания удержать в себе или получить. Желудок ближе всего находится к сердцу и легким, чем другие органы «нижнего дома». Можно ожидать, что по этой причине и реакции физиологического сопровождения эмоциональных состояний на уровне желудка сильнее выражены, чем на уровне нижележащих органов, но слабее, чем на уровне сердца и легких. Например, в случае симптомов вегетативного невроза, может увеличиваться желудочная секреция под влиянием эмоционального напряжения, переживания, поиска помощи. Эта картина напоминает картину невроза сердца или невротического дыхательного синдрома. Другое дело, например, с язвами. Специалисты выделяют несколько типов больных, страдающих язвой желудка и двенадцатиперстной кишки . Однозначного критерия их болезни нет. Это как люди с «классическим» типом психосоматического больного «нижнего дома», описанного выше (со слабой рефлексией и т.д.); так и личности, относительно интегрированные в своих душевных переживаниях и, поэтому, имеющие и другие, более выраженные психосоматические нарушения «среднего дома». Есть также «здоровые» люди с ситуативными «разовыми» (невротическими) нарушениями работы желудка и кишечника. Например, сильное желание «удержать» может породить запор, в то время как желание «выкинуть» порождает поносы.

Ряд авторов отмечают связь современного мира с проблематикой желудочно-кишечного тракта. Эти проблемы — проблемы уверенности в себе и взятие на себя ответственности, в мире, где существенно изменились институты семьи и церкви. Раньше ответственность за принятие решений брала на себя религия со своими ритуалами. Теперь больше ответственности на самом человеке, — это и определяет то, что «люди неспособны отвечать этим требованиям и прибегают в отягощающих обстоятельствах к регрессивным защитным механизмам» . Ведь еда — это самая первичная форма собственности, а пищеварение — самая простая форма управления этой собственностью. Таким образом, проблемы владения и защищенности «проецируются» на пищеварение.

Характерно, что при относительном медикаментозном излечении этих проблем (например, удаление язвы путем хирургического вмешательства), проблемы могут «перейти» в душевные — страхи, депрессии, алкоголизм и пр.

Что касается кожных заболеваний, то в среде специалистов-врачей чаще можно услышать о наследственной предрасположенности, чем о психогенных факторах возникновения кожных болезней. Даже то, что чаще принимается как «психосоматика» (например, нейродермиты), нередко отвергается, т.к. «обнаруживаются» непсихогенные предрасположенности этих расстройств . Тем не менее, давайте закроем на это глаза и обратим внимание только на психическую составляющую болезни кожи. Это, очевидно, проблемы касания, ласки, тепла, нежности и пр. Как правило, люди с проблемами нейродермита, псориаза и пр. расстройств воспитывались «холодными» или, наоборот, гиперопекающими матерями. В ряде случаев исследователи отмечают смену равнодушия и гиперопеки, потворствования и строгости. Или же это может быть разница в строгости одного родителя и равнодушия другого. Здесь телесный компонент играет важнейшую роль: ласки (дабы привлечь ребенка «на свою сторону») и/или страх касания (например, если мать боится принести ребенку увечья). Еще раз отметим, что нередко человек «передает» свою программу своему ребенку, хотя бы потому, что иного способа общения с ребенком он «не знает»: «Я воспитываю так, как воспитывали меня». Так, это отражается и в наследственности.

Кожные заболевания часто сочетаются с другими психосоматическими расстройствами, например, псориаз с бронхиальной астмой. Это видно и из личной истории (этиологии), — проблема «дать-взять». Псориаз здесь «несет» внешний компонент касания и тепла, дыхание — внутренний компонент нежности и любви. Поэтому и, в случае псориаза больной менее склонен видеть психосоматическую связь (да и врач тоже), а в случае астмы эта связь явнее и научно более доказуема.

И все же, как показывает практика дерматологов, первое, что нужно сделать такому больному, — это его «успокоить» и дать чувство уверенности (а второе, — дать «что-нибудь» из лекарств).

Если говорить о болезнях опорно-двигательного аппарата (суставы, позвоночник, околосуставные ткани и мышцы и пр.), то можно с уверенностью отметить связь этих проблем с самоутверждением и жизненной позицией. Здесь психологическая гибкость сочетается с гибкостью позвоночника, жизненный тонус с мышечным тонусом, а устойчивость взглядов с прочностью коленных суставов. Сутулость есть проявление «груза проблем», а также скрытой агрессии (прогнутая «по-кошачьи» спина). Боли в шее отражают то, что «кто-то сидит на шее». Высоко поднятые плечи и широко открытые глазаскрытый страх («замороженный» испуг). Сексуальные блоки взаимосвязаны с напряжением в тазовой и урогенитальной диафрагмах, что может образовать боли в пояснице, а у женщин — излишнюю полноту в районе бедер, так называемые «энергетические галифе» (что также способствует проблемам в гинекологии).

Как было упомянуто, прочность коленных суставов и степень полноты ног определяется степенью «заземленности» человека (не «приземленности»). «Искусство заземления» было основой нормальной жизнедеятельности человека во многих культурных традициях. Связь с Землей означает прочность мировосприятия и «крепкие ноги», где «открытая» расслабленная тазовая диафрагма означает легкость и «отпущенность» (не «распущенность») по жизни. Тело через ноги получает энергию Земли и посылает ее в живот, а далее к сердцу и выше. И за всем этим процессом стоит нечто большее, чем просто метафора или фантазии архаичных обществ. За всем этим вопросом стоят энергетические переходы, где более тонкие психологические энергии преобразуются в биоэнергии (по Лоуэну), а те, в свою очередь, являются фундаментом психического развития.

Пути исцеления

Исходя из того, что уровень веры в психологическое исцеление проблем этого уровня значительно ниже, чем предыдущего, отсюда и меньше возможности психотерапии. Неясны, но очевидны с современной точки зрения и многие психосоматические связи, например, некоторых кожных заболеваний (угрей и пр.); указывается, что психические факторы при различных кожных заболеваниях могут взаимодействовать между собой. С другой стороны, указывается, что, например, псориаз имеет наследственную основу, и психический компонент имеет влияние на течение этого заболевания. Часто указывается на «элементы психотерапии», в основном, врачебная поддержка, при неопределенности врача в выборе уместной методики психического воздействия (например, необходимость гипноза или аутотренинга, или гештальттерапии, или функционального расслабления при болезни Крона/язвенном колите для каждого клиента всегда различна). Но и здесь везде указывается необходимость комбинации с фармакологическими или психофармакологическими средствами. Тем не менее, сделаем краткий обзор основных методов и методик психотерапии этого уровня в дополнении к предыдущему.

Прежде всего, и здесь стоит отметить роль понимания в терапии, являющееся центральным моментом исцеления, — отправной точкой психотерапевтического успеха. Беседы, опросы, анкетирование и тесты активно используются специалистами всех уровней. Чаще всего больным советуют «выработать такой образ жизни и такое отношение к здоровью, которые не заключали бы в себе никакого риска возобновления болезни». .

Использование психоаналитических методик уместно, особенно в случае проблем с питанием: ожирении, нервной анорексии и булимии, где вскрываются отношение с родственниками (особенно отношения дочери с матерью в случае нервной анорексии), зашита от депрессий (например, при ожирении), страх потерять контроль над проблемами (при булимии). Всяческие ограничения в питании оказываются малоэффективными, т. к. лишают удовольствия в жизни и, по сути, отягощают внутренние проблемы (при булимии). При анорексии, наоборот, принуждение к питанию усиливает проблему, рассматриваемую аналитиками как принуждение со стороны матери (или другой влиятельной женщины семьи), являющееся ключевым моментом проблемы. Здесь предлагают групповую, семейно-динамическую, поведенческаую терапию (варианты бихевиаризма), ведущие к отработке конфликтов и их пониманию. Указывается также о возможности «при участии больного в работе группы самопомощи, освободить энергию, ранее связанную с симптомом и использовать для собственных творческих возможностей» в случае булимии. . А в случае анорексии Petzold (1979) разработал терапию семейной конфронтации, как, по его мнению, вырабатывается «готовность» семьи к помощи.

В некоторых случаях групповая психотерапия зарекомендовала себя намного сильнее, чем индивидуальные формы работы, поскольку, как указывается, возможно, в этих случая имеет место фиксация на отчуждении и чувстве покинутости, изоляции от общения; например, при лечении кожных заболеваний: нейродермит крапивница и пр.

В тех случая, когда имеет место фиксация на неподвижности, сдерживании телесных движений, запретах касания и проблемах «выстоять» (при ревматических заболеваниях) хорошо зарекомендовала себя концентрированная двигательная терапия (в сочетании с аутотренингом).

Если в некоторых вышеупомянутых случаях запреты и давление со стороны только отягощают проблему, то в других случаях запреты уместны, например, при сексуальных дисфункциях, — это «запрет сношения». Также отмечается и относительный запрет рефлексии (скорее указывается на нежелательность рефлексии), что ведет к определенному зацикливанию на проблеме и нежелательному самоистязанию.

При язвах желудка и двенадцатиперстной кишки Luban-Plozza предложил модель конфронтации с семьей для «оживления эмоциональных сил», что значительно сокращает время и силы терапии. Но, как указывалось выше, и здесь встречаются проблемы ригидности тела, связанные с «псевдонезависимостью» (Meyer, 1996), что делает малоэффективным длительные варианты анализа и бесед, а иногда и вредными в острых фазах заболевания. При лечении гастрита предлагается также акцент на конфликте в виде длительно проводимых форм психотерапии с параллельным использованием медикаментозных средств.

В других случаях, например, при сахарном диабете, или при раздражении толстой кишки методы психотерапии показаны «на всех уровнях психофизического взаимодействия, поскольку одно лишь медикаментозное лечение не в состоянии изменить положение больного и только способствует хронизации заболевания».

Литература

  1. Абросимов В.Н. Гипервентиляционный синдром в клинике практического врача. — Рязань, 2001. — 136 с.
  2. Бройтиган В., Кристиан П., Рад М.. Психосоматическая медицина. — М., 1999. — 376 с.
  3. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. — СПб., 1994.
  4. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. — М., 1996. — 464 с.
  5. Телесность человека: междисциплинарные исследования / Ответственные редакторы Николаева В.В., Тищенко П.Д. — М., 1993. — 166 с.
  6. Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М., 2002. — 287 с.

И. Лютый, 2001 г.

Где находятся корни всех наших проблем? Ответ очень простой – в голове. Проанализируйте, что предшествовало обострению очередного заболевания. Скорее всего, накануне вы испытали стресс или столкнулись с очередной неприятностью. Отголосок ее нашёлся в теле в виде аллергической реакции, мигрени, повышения температуры и прочего. Проблемы психического плана приводят к серьезным заболеваниям организма, и часто причина недуга кроется не в вирусах или аллергенах, а в психическом состоянии человека.

Человеческое тело от природы наделено способностью подстраиваться под мысли и настроения. Оно подает сигналы в виде боли, дискомфорта, когда в результате стрессов, негативных эмоций одна из систем организма начинает работать неправильно. Чем дольше человек игнорирует свои эмоции, чем сильнее становится душевный протест, тем ярче станут болевые сигналы.

Как это работает на практике?

Предлагаем рассмотреть взаимодействие психики и тела на практике. Возьмем, например, такое хроническое заболевание, как астма. Как оно проявляется в период обострения? Больной лишается способности ровно дышать, затрудняется сделать полноценный вдох. Врачи, как правило, говорят, что данное состояние вызвано аллергеном.

На самом деле астма – сигнал того, что человек не желает «вдыхать полной грудью», т. е. полноценно жить. Возможно, он ошибочно полагает, что не имеет права жить самостоятельно, отсюда затрудненный вдох. Аллерген, запускающий приступ, – это олицетворение протеста. Больной не хочет жить, как ему велят, не выносит чего-то, однако в силу воспитания этого не проявляет. Он изо всех сил удерживает негодование в себе, «гасит» протест. Если в течение длительного времени эмоции игнорировались, человек жил в стрессе, угнетая свою волю, – развилось заболевание. Тело подало сигнал. Реакции со стороны человека не последовало. Тогда заболевание приобрело хроническую стадию.

Каков выход?

Измениться в один миг не сможет никто. Многие негативные установки по отношению к себе и окружающему миру закладываются на ментальном уровне. Однако пока первопричины заболевания не будут установлены, избавиться от него не удастся. Выходом становится комплексное лечение: у профильного специалиста и психотерапевта. Первый назначает медикаментозную терапию, дает рекомендации и контролирует течение заболевания. Задача психотерапевта – найти источник проблемы.

Стоит сказать, что в психосоматике присутствует многофакторность – одна болезнь может быть вызвана сразу несколькими причинами, не связанными одна с другой. Определив их, «отладив» психику, восстановив душевное равновесие, удастся избавиться даже от заболевания, которое мучало на протяжении многих лет.

Часто вам скажут – вы нерегулярно и неправильно питаетесь, и к тому же – курите. Поэтому гастрит и язва. Но психосоматику никак не списать со счетов: если вы истощены стрессом и не отдыхаете, как бы хорошо вы не питались, гастрит и язва весьма вероятны.

Гастрит – воспаление слизистой желудка – весьма распространенное заболевание, связанное с психосоматическими причинами, проявляющееся болью в области желудка и нарушениями пищеварения. При длительном стрессе нарушается кровоснабжение и функции слизистой желудка, падает иммунитет и ухудшается регенерация клеток слизистой, которая работает в сложных условиях – кислота и ферменты. Гастрит свидетель стресса, поэтому консультация психотерапевта при гастрите желательна.

ЯБЖ и ЯБДК – язва желудка и двенадцатиперстной кишки – это более серьезное поражение слизистой и подлежащих тканей, при которой образуется рана, не покрытая клетками слизистой, которые имеют защиту от кислоты и ферментов. Сопутствует язве инфекция хеликобактер пилори, это очень распространенный микроб, при нормальном иммунитете и отсутствии дистресса его развитие маловероятно. ЯБЖ и ЯБДК – обязательно нужна консультация психотерапевта, и даже – психотерапия.

Дискинезия желчевыводящих путей – это нарушение движения желчи по каналам из желчного пузыря в двенадцатиперстную кишку. Движение регулируется сфинктерами и перистальтикой желчного пузыря – эти реакции не управляются сознанием и нарушаются в тревожном и стрессовом состояниях. Этот диагноз более чем причина обратиться за помощью к психотерапевту.

Синдром раздраженного кишечника , СРК - порой показанный в художественных фильмах как что-то комичное на самом деле реально портит жизнь. Причиной его является нарушение кровоснабжения, перистальтики и микрофлоры – вследствие стресса и психических перегрузок, переработок. Явное психосоматическое нарушение ЖКТ, нужен психотерапевт.

При различных симптомах, которые диагностируются как нарушение нормальной работы сфинктеров и перистальтики – это отрыжка, рефлюксы, обратная перистальтика, неполное закрытие сфинктеров или спазм – также находят стрессовые и психические предпосылки. Лечение у гастроэнтеролога и психотерапевта должно быть союзным, если в подходе к вам как к пациенту эти врачи не сходятся в работе – выбирайте других специалистов.

Психосоматика органов дыхания

Дыхание является одной из основных функций организма человека, без которой в принципе невозможна жизнь. С дыханием связаны многие физиологические функции, такие как: - доставка кислорода к органам и клеткам; - выделение углекислого газа; - регуляция температуры тела; - выведение жидкости из организма. Таким образом, роль дыхания сложно переоценить, ведь без него человек не может прожить и несколько минут. В то же время необходимо отметить, что дыханием человек не всегда пользуется так, как ему предназначено физиологически, и в зависимости от многих ситуаций дыхание может сбиваться и работать в другом режиме. С психосоматической точки зрения дыхание является не просто необходимой жизненной функцией, но также и выражением внутреннего состояния человека.

Как жизненные ситуации влияют на дыхание

Главным органом, который обеспечивает процесс полноценного дыхания, являются легкие человека. В повседневной социальной жизни человека часто возникают ситуации аффективного и ситуационного плана, когда оказывается существенное влияние на функции легких. Например, в тот момент, когда человек испытывает страх либо гнев, в работе легких происходят изменения и дыхание становится учащенным. В то же время, когда человек находится в уравновешенном и спокойном состоянии, дыхание спокойно, и вдох гармонично следует за выдохом. Такое идеальное дыхание в современной жизни, к сожалению, достижимо чаще всего только в процессе сна. Как только человек попадает в состояние, под влиянием которого он испытывает негативные эмоции, это приводит к возбуждению, и выливается в соответствующий тип дыхания, а также может приводить к гипервентиляции.

В состоянии парализующего ужаса часто также возникает ситуация, при которой человек не может сделать вдоха. Психологи считают, что посредством вдоха и выдоха человек не только поддерживает работу всех своих внутренних органов, а также общается с окружающим его миром. Как правило, основной проблемой с дыханием, с которой сталкивается человек, является одышка, которая мешает нормально жить. При возникновении невротического дыхательного синдрома у пациентов проявляются такие проблемы, как необходимость дышать глубоко, при этом пациенты все равно чувствуют нехватку воздуха и стеснение в области груди.

Невротические проявления, отражающиеся на дыхании

Частыми спутниками невротического дыхательного синдрома являются ощущения зуда в конечностях, а также пустоты в голове. При этом, когда человек начинает глубоко дышать, появляется ощущение удушья, а также возникает чувство парализующего страха. Часто у пациентов также возникают спазмы верхней губы и могут цепенеть руки. Примечательно, что данное заболевание наиболее активно проявляется у женщин, либо у молодых людей.

Главные симптомы одышки

Наиболее явными признаками одышки являются измененные типы дыхания, а также увеличение его объема. Нормальное дыхание происходит с периодическими вздохами, и может изменяться вплоть до гипервентиляции. В результате возникает полипноэ, которое само по себя является проявлением психосоматического расстройства. Следует помнить, что одышка одышке рознь. Очень часто она имитирует бронхиальную астму, а также может иметь неприятное звуковое сопровождение со стороны органов дыхания. Такие состояния подвергаются не просто коррекции, а полноценному лечению. Для этого используется специальная аутогенная тренировка, которая позволяет перевести дыхание в комфортное диафрагмально-брюшное.

Клиническая картина бронхиальной астмы

Бронхиальная астма отличается нарушением секреции, а также сильным отеком слизистых. Большинство факторов, под воздействием которых возникает астма, легко определяется как психосоматические. Пациент в момент приступа испытывает острую нехватку кислорода, ему трудно сделать вдох. Как правило, люди в этот момент неконтактны, и стараются держаться подальше от других людей. Данная особенность – ключевая в том случае, если необходимо отличить астму от отдышки. Обострения астмы вызываются самими пациентами, так как они сами запускают ошибочные условные рефлексы, провоцируемые настроением либо эмоциональным состоянием. Основные психосоматические раздражитель заболевания - ярость, гнев, разлука, страх, аллергия, расстройство настроения.

Методы лечения психосоматических нарушений дыхания

Пациентам с астмой и другими расстройствами дыхания рекомендуется прохождение курсов психотерапии. Эффект, которого должен добиться врач – убедить пациента в обратимости приступа. Основными методами воздействия является семейная психотерапия, гипноз, групповая психотерапия, а также различные индивидуальные комбинации терапий.

При астме к дыхательной недостаточности приводит спазм бронхов. Дыхательной недостаточностью называется такое состояние, при котором органы дыхания не могут справиться со своей функцией и дать человеку необходимое количество кислорода, сделать полноценный вдох и выдох.

Психосоматика бронхиальной астмы играет не последнюю роль среди целого перечня причин, приводящих к заболеванию.

Для астматиков правила диагностики и лечения устанавливают несколько врачей. Обычно в перечень входят: терапевт или педиатр, аллерголог. Основная задача врачей – определить причину и исключить провоцирующий фактор для улучшения состояния человека. Психолог или психотерапевт может положительно повлиять на самочувствие и помочь избавиться от приступов.

При патологии, вызванной психологическими причинами, к приступу приводит высокий уровень психического напряжения. Другие триггеры отходят на задний план, хотя полностью и не исключаются.

Признаки астмы у взрослых, ранее полностью здоровых людей, проявляются в качестве реакции на высокий уровень напряжения психики. Нередко заболевание развивается на фоне различных психических расстройств, например, депрессии или психоза.

Межличностные или внутренние конфликты могут вызвать разные виды психосоматического обструктивного бронхита. С какими сложностями и состояниями сталкиваются пациенты:

  1. Нерешительность и неспособность брать ответственность. Нередко астматики зависят от чужого мнения, не могут сформировать собственную систему ценностей и правил. При этом повышается тревожность и беспокойство, которые приводят к приступу.
  2. Низкая самооценка, невозможность достичь желаемого результат или идеала. Астматики имеют либо завышенные, либо сниженные критерии требований к себе. Сознательно или неосознанно многие из них из-за болезни уклоняются от решения актуальных задач. Плохое физическое самочувствие усиливает психологический дискомфорт. Кашель и дыхательная недостаточность отрицательно сказываются на работоспособности человека, вызывают раздражение и ощущение беспомощности. При этом поведение в некоторых случаях становится агрессивным, импульсивным и несдержанным.
  3. При вовлечении человека в конфликтные ситуации усиливается тревожность или раздражение. Некоторые астматики говорят о том, что в конфликтных ситуациях или после них и возникает приступ.

Это основные признаки психосоматики, но они могут сочетаться или чередоваться, в зависимости от ситуации. Бывают пациенты, которым свойственны все симптомы или только один.

Можно выделить ряд причин, которые приводят к приступам удушья:

  • плохие взаимоотношения в семье;
  • страх перед одиночеством;
  • подавляемая агрессия;
  • зависимость от мнения других людей;
  • неспособность отстаивать свое мнение;
  • неумение прощать;
  • неспособность решать сложные жизненные проблемы;
  • накопление обид;
  • недостаток внимания.

Многие астматики пытаются излечиться медикаментозными препаратами, даже не допуская мысли о том, что источник бронхита лежит в их внутреннем состоянии. Им трудно принять и осознать этот факт, поэтому болезнь возвращается снова и снова, и это вызывает отчаяние.

По мере устранения психологических факторов, вызывающих астму, состояние сначала будет ухудшаться, и лишь затем, при продолжении психотерапии улучшится.

Механизм развития заболевания у детей

Бронхиты и астматические проявления, связанные с психосоматическими причинами, могут проявляться в раннем возрасте.

В отличие от взрослого человека, ребенок быстрее прощает обиды, редко накапливает агрессию, но острее реагирует на обстановку в семье и на поведение значимых людей из своего окружения.

Уже с 3 лет некоторые малыши страдают от удушья, есть дети, заболевающие и гораздо раньше. Что провоцирует манифест заболевания?

Проблемы в семье

В первую очередь это недостаток внимания, заботы и любви родителей. Многие взрослые считают, что если ребенок хорошо одет и накормлен – то все в порядке. Но для гармоничного развития личности вовсе недостаточно удовлетворения этих базовых потребностей, психологическая безопасность, тепло и поддержка также очень важны. Кроме того, эмоциональные потребности разных детей могут сильно отличаться.

Когда ребенок задыхается, и проявляются признаки астмы, он сразу получает гораздо больше внимания и заботы, чем обычно. Приступ может возникать именно в те моменты, когда малыш остро нуждается в ободрении, понимании или успокоении.

Рождение брата или сестры

Когда в семье появляется второй ребенок, старшему приходится адаптироваться, справляться с ревностью. Естественно, мама и папа в основном заняты новорожденным, ведь младенец требует больше времени. У старшего ребенка возникает страх, что он стал ненужным, его забудут или покинут. При помощи приступа он оттягивает на себя заботу взрослых и вновь становится центром внимания.

Дети могут использовать массу способов, чтобы манипулировать родителями. Важно понимать, что ребенок делает это не из вредности или злости, просто он пытается вернуть ощущение собственной нужности.

Чрезмерная опека

Еще один провоцирующий фактор – это постоянный контроль родителей, граничащий с надзором. Образно говоря, малышу не разрешено дышать без их позволения. Опека и гиперконтроль помимо астмы могут провоцировать и ряд других психосоматических заболеваний, чаще всего с астмой сочетается аллергия, например, пищевая – на рыбу.

В обоих случаях маленький человек желает вернуть заботу и любовь, но не в состоянии получить необходимое. Одновременно он хочет близости с родителями и отталкивает их. Страдающему от приступа малышу нужен воздух, поэтому он исключает близкие контакты из-за страха, что такой важный в данный момент кислород будет ему недоступен.

Методики психотерапии

Астму, психосоматика которой довольно многогранна, можно обратить в состояние длительной ремиссии. Психотерапия и медикаментозное лечение в сочетании дают наилучшие результаты.

Осложнения при психотерапевтической практике случаются довольно редко. Как правило, они возникают в следующие моменты:

  1. У некоторых пациентов при активизации внутренних скрытых конфликтов может развиться кашель и удушье. Когда проблемы приближаются к осознанию, они могут усилить приступ.
  2. Амбивалентные чувства, страх и желание близких (теплых) отношений. В некоторых случаях даже сама фигура психотерапевта и нормальная динамика сессий провоцирует временный рецидив. С одной стороны, астматики требуют максимального внимания к своей персоне, с другой стороны, боязнь утратить драгоценный кислород присутствует постоянно, поэтому слишком тесный контакт у них может вызвать раздражение и агрессию.
  3. Осторожно проводят терапию для пациентов с реактивными психозами, параноидными, депрессивными состояниями, так как при подвижности психики даже незначительные изменения внутреннего состояния могут привести к соматической реакции.

Основной акцент при лечении пациентов с психосоматическим бронхитом делается на доброжелательной и безопасной обстановке. Для того, чтобы человек мог доверять и раскрываться создаются благоприятные условия:

  • безусловное принятие и эмпатия;
  • возможность выражать широкий спектр чувств;
  • обратная связь.

Все это помогает устранить ощущение недопонимания, ненужности. Работа специалиста направлена на коррекцию страхов и подавленной агрессии, самооценки, способов коммуникации и многих других аспектов психической жизни.

Во время сеансов некоторые психотерапевты прибегает к использованию специальной техники дыхания. Это помогает снять напряжение.

Для купирования психосоматического удушья чаще всего используется несколько методик.

Символдрама

Астматики практически всегда проявляют амбивалентные желания в том, что касается близких отношений. Чтобы научиться регулировать дистанцию и степень близости, используется ситуация прогулки в лесу. В медитативном, измененном состоянии сознания человеку предлагается в воображении пройти путь от дома до опушки леса.

За несколько метров до цели его просят остановиться и подождать, пока из-за деревьев не покажется какое-либо животное. При этом он сам должен регулировать комфортную степень близости, постепенно сокращая или увеличивая дистанцию.

Еще одна ситуация, когда психотерапевт предлагает пациенту представить себя в роли облака или острова. Это формирует с одной стороны отдаленность, с другой стороны, вокруг находятся другие облака или острова – замершие и подвижные. При этом важно не допускать агрессивных и конфликтных динамик при погружении в эту технику.

Во время сеанса психотерапевт предупреждает пациента, что в случае нехватки воздуха ситуацию можно прервать и переиграть в другом направлении.

Групповая методика

Психотерапевт и группа помогают получить практический опыт нового формата отношений. За счет обратной связи и взаимодействия с членами группы изменяются реакции и осознание собственного состояния. Постепенно человек приходит к более свободному и уверенному стилю общения, учится отстаивать собственные психологические границы и вступать в доброжелательные близкие отношения.

За счет этого исчезает чувство одиночества и покинутости, появляется эмпатия и снижается уровень тревожности. Существует несколько видов групповой психотерапии, о разных возможностях и вариантах расскажет психотерапевт.

Ролевая методика

Суть лечения заключается в том, что пациентам предоставляется исходный материал для осознания отдельных моментов проблемы. Сеансы актуальны в первую очередь в следующих случаях:

  • при избегании обсуждения реальной ситуации;
  • при абстрактных рассуждениях вместо поиска практических решений;
  • при преобразовании проблемы в научную дискуссию;
  • при трудностях с вербализацией, словесном описании своего состояния.

В процессе тренинга каждый человек получает определенную тему, выбирает себе партнера и приступает к постановке. Для этого психолог предлагает следующие темы:

  1. Необходимо аргументировано и взвешенно высказать несогласие с человеком, уверенным в своей правоте.
  2. Выразить словами обиду партнеру, который считает, что она вполне заслужена;
  3. Начать трудный и неприятный разговор, продолжить его, даже если есть невнимательные или недовольные слушатели.
  4. Потребовать какой-нибудь предмет или услугу у оппонента, при условии, что он не собирается ее оказывать или отдавать нужную ему вещь.
  5. Помириться с партнером, перед которым возникает чувство вины.

В конце сеанса происходит обсуждение каждой ситуации. Группа оценивает, насколько хорошо и быстро человек решал задачу. Уделяется внимание вопросу, какие эмоции и ощущения испытывали оба партнера.

Каждая тема отрабатывается до тех пор, пока пациент не будет в состоянии легко и непринужденно справиться с заданием. У астматиков острые ситуации могут вызвать страх перед приступом или даже приступ, поэтому профессионал должен работать с учетом специфики заболевания.

Подобные тренинги могут нанести вред людям с подвижной психикой или с психическими расстройствами (диагностированными или нет).

Семейная методика

Так как одной из основных причин психосоматического бронхита или астмы является внутрисемейный конфликт, совместные сеансы могут оказаться полезными и продуктивными. Особенно в том случае, если речь идет о психотерапии ребенка.

В ходе терапии снижается уровень внутреннего напряжения, разрешаются многие межличностные конфликты.

Приемы при такой терапии отличаются своей спецификой:

  1. Тактика выжидания на первых сеансах выражается в молчании, когда клиент и его родственники еще не готовы довериться друг другу, испытывают страх или неуверенность, обиду или раздражение.
  2. Следующий этап – обучение новым, менее токсичным, способам взаимодействия. Умение слушать и слышать вырабатывается с помощью развития эмпатии.
  3. Психотерапевт помогает формулировать вопросы и учит, как правильно их задавать.
  4. Смена ролей, когда каждый член семьи должен отыграть ситуации в роли другого человека – родители меняются местами между собой или с ребенком.

В конце каждого сеанса психотерапевт делится своим видением ситуации и наблюдениями, которые могут помочь лучше понять друг друга.

Психосоматика играет важную роль в формировании астмы, поэтому психотерапия может существенно помочь в достижении ремиссии.

Задайте вопрос эксперту в комментариях


Одышка
Функция дыхания - это снабжение организма кислородом, выделение углекислого газа, поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Любая эмоция - страх, гнев, ярость, волнение, радость - приводит к учащению дыхания. Ужас, внезапное потрясение могут вызвать кратковременную остановку дыхания. Приятная ситуация, уравновешенное настроение обеспечивают спокойное дыхание. Вздох иногда может указать на состояние человека: вздох при вдохе - «горестный», при выдохе - «облегченный», как при снятии тяжести (Е. Straus, 1954 г.).
Заболевание, при котором кардинальным симптомом является одышка, - это бронхиальная астма - типичное психосоматическое расстройство.
«Астматическая» личность характеризуется:
- скрытым желанием нежности, любви, поддержки при всей видимости агрессии;
- повышенной чувствительностью к запахам;
- повышенной реакцией на непорядочное поведение окружающих;
- стремлением к чистоте во всем (в поведении, помыслах, быту).
Энурез
Энурез - это непроизвольное мочеиспускание, как во время ночного, так и дневного сна. Ночной энурез представляет собой сложный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, нарушение процессов сна, изменение двигательной активности днем, нарушения поведения, неадекватное отношение к своему дефекту, терапевтическую резистентность к самопроизвольному излечению.
В развитии нормального мочеиспускания у детей выделяют несколько периодов:
- новорожденные мочатся автоматически;
- между 1-м и 2-м годами жизни появляется чувство наполненного мочевого пузыря;
- к 3-му году развивается способность удерживать мочу в течение короткого времени, когда мочевой пузырь полон или почти полон;
- к 4-5-и годам дети начинают мочеиспускание при полном мочевом пузыре;
- в 6-6,5 лет ребенок может мочиться при любой степени наполнения мочевого пузыря.
Причины энуреза
Различают первичный и вторичный энурез: первичный проявляется со дня рождения, вторичный возникает после некоторого периода, когда ребенок не мочился в постели. Причина первичного энуреза - задержка развития в сочетании с психосоциальными факторами; вторичный развивается за счет психосоциальных причин, к которым относят:
- дефекты воспитания;
- неблагоприятные бытовые условия;
- воспитание ребенка вне семьи;
- различные психические травмы.
Психической травмой могут являться:
- контрольная в школе;
- ссора с родителями или друзьями;
- перемены в жизни: первое расставание с родителями, например при поступлении в детский сад, школу, переезд, разлука с близкими людьми (например, в связи с разводом родителей).
Важно, что недержание мочи представляет для ребенка проблему, психически его подавляющую; проблему, которая при неправильном уходе может обостриться.
Ребенок страдает и стыдится этого, может скрывать это от родителей.
Он боится поехать в лагерь, пойти в поход, опасаясь, что там с ним случится «неприятность» и другие дети будут над ним смеяться.
Это замкнутый круг, когда заболевание, ухудшая психическое состояние ребенка, в результате этого все более обостряется.
Среди нарушений сна у больных ночным энурезом необходимо выделить нарушения процесса засыпания, глубокий («мертвый») сон, вздрагивания, ночные страхи, сноговорения.
Виды энуреза
Если рассматривать ночной энурез как психоневротическую проблему, то можно выделить следующие варианты:
- астеноневротический вариант возникает у эмоционально лабильных, легко астенизируемых детей после психотравмы в период возрастных кризов (3 года, 7 лет);
- истероидный вариант отмечается у грацильных, темпераментных, артистичных девочек;
- реактивный вариант представляет собой форму невротического энуреза, когда случайный эпизод энуреза вызывает у ребенка тяжелую реакцию с фиксацией как на состоянии энуреза, так и на последующих переживаниях.
Энурез при астеническом неврозе и неврозе навязчивых состояний характеризуется следующими клиническими особенностями:
- регистрируется редко, непостоянно и нерегулярно;
- бывает чаще ночью, реже наблюдается днем;
- появляется после «сухого» периода;
- в спокойной обстановке проходит;
- дети переживают его, огорчаются из-за своего состояния;
- сон бывает чаще поверхностным (много сновидений, часто кошмарных).
Генетически обусловленный энурез (патология центральной нервной системы, аномалии мочевыделительной системы, приводящие к энурезу, снижение секреции или активности ночью гипофизарного гормона вазопрессина): при данном виде энуреза у ребенка, помимо недержания мочи, также имеет место никтурия (преобладание ночного энуреза над дневным).
Энурез при неврозоподобных состояниях характеризуется следующими клиническими особенностями:
- энурез регулярный, почти каждую ночь;
- эпизоды недержания мочи повторяются до нескольких раз за ночь;
- ребенок не просыпается;
- эпизоды энуреза учащаются при утомлении;
- ребенок «не переживает», не огорчается;
- энурезу сопутствуют такие симптомы, как головная боль, головокружение, утомляемость;
- сон глубокий (ребенок не видит и не помнит снов; будучи мокрым, не просыпается);
- при объективном исследовании часто выявляется нейрогенный мочевой пузырь.
Нейрогенный мочевой пузырь - дисфункциональное расстройство (гипер- или гипорефлекторного типа), проявляющееся дизурией (расстройством мочеиспускания): мочеиспускание частыми и малыми порциями, нередко наблюдаются дневное недержание мочи (гиперрефлекторный мочевой пузырь), парадоксальная ишурия (моча отходит каплями), редкие мочеиспускания - гипорефлекторный мочевой пузырь.
Диагностика энуреза
При энурезе следует провести комплексное плановое клиническое и инструментальное обследование:
- общий анализ мочи (троекратно);
- накопительные пробы (анализ мочи, по Нечипоренко, Аддис-Каковскому);
- бактериологический анализ мочи (для исключения микробного воспаления в мочевыделительной системе);
- исследование спонтанного ритма диуреза;
- функциональные пробы (пробы Зимницкого, Реберга);
- УЗИ, экскреторная урография, микционная цистоуретрография, цистоскопия для исключения аномалий развития;
- неврологическое исследование - осмотр невропатологом, РЭП, ЭХО-ЭС, ЭЭГ, психологическое тестирование.
По мнению W. Franzak (1969 г.), наиболее ценными диагностическими методами исследования больных с энурезом являются микционная цистоуретрография и психологическое тестирование.