Организация работы психотерапевтических подразделений. Депрессивные состояния, синдром хронической усталости, апатия, плохой сон

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

П. к. является основным структурным подразделением психотерапевтической службы, формой организации психотерапевтической помощи.
В условиях этапной (ступенчатой) психотерапевтической помощи больным с пограничными нервно-психическими расстройствами П. к. организуются на базе лечебно-профилактических учреждений, выполняющих функции различных этапов оказания психотерапевтической помощи. П. к. организуются на основании Положения о психотерапевтическом кабинете Приказа Минздрава России от 30.10.95 № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи» в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных больниц, непосредственно обслуживающих не менее 25 тыс. человек взрослого населения, поликлинических отделений областных (окружных, краевых, республиканских) больниц, психоневрологических диспансеров (диспансерном отделении), в специализированных профильных центрах (отделениях), ведущих амбулаторный прием кардиологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, онкологического, неврологического профиля, центрах ВИЧ-патологии, стационарах мощностью не менее 200 коек.
Первичным звеном психотерапевтической службы являются П. к. территориальных поликлиник, участковых больниц, специализированных лечебно-профилактических учреждений. В задачи П. к. в поликлиниках входит: проведение консультативных мероприятий по направлению участковых врачей и врачей-специалистов поликлиники; отбор для психотерапевтического лечения в условиях П. к. пациентов с неосложненными формами неврозов, другими пограничными состояниями, психических заболеваний в стадии ремиссии и психосоматическими заболеваниями при создании комплексных терапевтических и реабилитационных программ; направление больных для лечения в П. к. психоневрологического диспансера или другого специализированного учреждения. Одновременно с этим П. к. осуществляет внедрение принципов медицинской деонтологии, психогигиены и психопрофилактики в работу всего персонала лечебно-профилактического учреждения.
П. к. второго звена психотерапевтической помощи традиционно создавались в районных, городских, областных психоневрологических диспансерах. В настоящее время функцию второго этапа психотерапевтической помощи осуществляют специализированные психотерапевтические кабинеты территориального психотерапевтического центра. Они имеют широкую специализацию, оказывают помощь пациентам, направленным из территориальных поликлиник и специализированных лечебно-профилактических учреждений. В П. к. этого уровня в условиях динамического наблюдения осуществляется более тщательная диагностика и дифференциальная диагностика неврозов и других форм пограничных состояний, инициальных форм психических заболеваний, лечение психических заболеваний в стадии ремиссии. Здесь же применяются практически все необходимые методы и формы психотерапии больных, страдающих тяжелыми и затяжными формами неврозов с выраженными психопатологическими нарушениями, осуществляется поддерживающая психотерапия, мероприятия по ресоциализации и адаптации больных, страдающих другими пограничными состояниями и психическими заболеваниями.
По штатным нормативам Приказа Минздрава России от 30.10.95 № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи» в П. к. устанавливаются должности медицинского (врач-психотерапевт, медицинская сестра из расчета по одной должности на 25 тыс. взрослого населения) и иного персонала (клинический психолог, социальный работник также из расчета 1 должность на 25 тыс. взрослого населения). П. к. обеспечивает техническую возможность проведения необходимых диагностических и терапевтических мероприятий. Для этой цели материально-техническое оснащение П. к. предполагает наличие специально оборудованных помещений, приборов и аппаратов, медицинского инструментария, предметов ухода за пациентами, медицинской и бытовой мебели (Приказ Минздрава России от 30.10.95 № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи»). Для деятельности П. к. выделяется три помещения: кабинет для организации приема площадью 14-20 кв. м.; кабинет для индивидуальной психотерапии и групповой психотерапии площадью 30-40 кв. м.; помещение для клинического психолога и социального работника площадью 22-35 кв. м. Оформление помещений проводится с учетом особенностей контингентов больных, психологического воздействия элементов дизайна, создающего непринужденную обстановку, уют и комфорт. Рекомендуется для оформления кабинета использовать картины, декоративные растения, приборы бокового освещения и пр. Целесообразно располагать П. к. в отдельных помещениях, пространственно отдаленных от остальной территории лечебно-профилактического учреждения, на базе которого разворачивается психотерапевтическая служба. Значительно облегчают организацию психотерапевтического приема раздельные вход и выход, что способствует обеспечению анонимности посещений. В оснащение П.к. входят также аудиокомплекс, диапроектор слайдов с настенным экраном, компьютер с печатающим устройством, мягкие кресла с высокими спинками (15 шт.), психоаналитическая кушетка (кресло-функциональное) и др.
Хорошие условия работы кабинета обеспечиваются такой организацией территории, при которой в П. к. имеется своя приемная комната. Проведение различных мероприятий П. к. в разных помещениях позволяет осуществить пространственное разделение разных форм работы, что значительно увеличивает их эффективность. Собственная приемная комната позволяет пациенту с первых минут пребывания в П. к. настроиться на иной, по сравнению с общемедицинским, характер отношений между посетителями и медицинскими работниками. Созданию общего контекста начала психотерапевтического воздействия помогает специальное оформление приемной комнаты, в которой могут находиться книга отзывов пациентов, завершивших лечение, квалификационные удостоверения психотерапевтов, цитаты, выдержки из популярной психотерапевтической литературы и др. В кабинете приема, в котором начинается общение, заполняется первичная и иная медицинская документация, уточняются ожидания пациента, касающиеся лечения методами психотерапии. Здесь может находиться рабочее место среднего медицинского работника, оказывающего помощь врачу в оформлении медицинской документации. Переход в другое помещение для проведения индивидуальной и групповой психотерапии подчеркивает смену обычного стиля медицинского врачебного приема на стиль психотерапевтического взаимодействия. Разделение помещения П. к. на кабинет приема и кабинет психотерапевтической работы становится более актуальным при ориентации на современные, гуманистические варианты психотерапии, предполагающие партнерские взаимоотношения между пациентом и врачом-психотерапевтом. Это особенно важно на начальных этапах лечения, когда решается вопрос в выборе модели психотерапии, стиля поведения врача. Наличие отдельного кабинета или зоны для групповых занятий отражает тенденцию современной психотерапии, предполагающую сочетание различных методов и форм воздействия, а в условиях поликлиники способствует также интенсификации лечебного процесса. Представляется важным выделение помещения или специальной зоны для симптоматической психотерапии (суггестивной, поведенческой и др.), которая в силу своей специфичности предполагает усиление терапевтического результата с помощью косвенного внушения всевозможных эффектов (цвето-, аудио- и видеовоздействие и др.).
Такие кабинеты или зоны дополнительно могут быть оснащены цветоустановками, позволяющими менять цвет и интенсивность освещения, стереофоническими аудиосистемами для создания необходимого звукового фона (специально разработанные программы классической и «трансовой» музыки, звуки природы), слайдопроекторами для демонстрации изображений, видеосистемами. В последнее десятилетие в кабинетах психотерапии находят применение лазерные установки, различные имитационные приборы для кодирования, воздействия на центральную нервную систему. Наиболее ярким отражением такой тенденции явилось создание кабинетов, оснащенных так называемым пультом психотерапевта, управляющим центром на основе персональных ЭВМ.
Организация работы П. к. определяется условиями деятельности лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он функционирует. Наиболее частой формой организации потока пациентов являются листы самозаписи или талонная система, в некоторых случаях запись осуществляется по телефону. Выделяется время для работы с первичными пациентами и для повторных встреч. Техническую документацию ведет средний медицинский работник. Принятые в поликлинической сети на основании приказа МЗ РСФСР № 903 нормативы приема 2,5 человека в час в настоящее время пересматриваются в сторону увеличения времени приема. Рекомендуемое время индивидуального приема составляет 50 мин, с технологическим перерывом 10 мин, групповой и семейной психотерапии - 1,5 часа, с технологическим перерывом 15 мин. Из деонтологических соображений и в целях обеспечения анонимного обращения создается и собственная картотека персональных документов (амбулаторных карт, амбулаторных историй болезни и др.).
Специализированную помощь оказывают П. к., созданные на базе профильных лечебно-профилактических учреждений. Например, П. к. в кардиологических диспансерах и центрах специализируются на оказании помощи больным с сердечно-сосудистой патологией, П. к. в гастроэнтерологических центрах - с патологией желудочно-кишечного тракта, П. к. на базе физкультурных диспансеров осуществляют психологическую подготовку спортсменов, в П. к. наркологических диспансеров проводится анонимное лечение зависимости от алкоголя, табака и токсических веществ.
В организации психотерапевтической помощи в настоящее время наблюдаются тенденции к расширению возможностей психотерапевтической и медико-психологической служб путем создания П. к., не входящих в государственные и муниципальные системы здравоохранения. Организация и методика работы традиционных П. к. в учреждениях санаторной сети практически не отличаются от муниципальных. Растет число П. к. в образовательных учреждениях, на промышленных предприятиях и т. п. Разновидностью П. к. на промышленном предприятии являются кабинеты психологической разгрузки, работа которых в большей мере ориентирована на решение психогигиенических задач. Наблюдается увеличение числа П. к. частнопрактикующих врачей. Еще одну современную тенденцию можно проследить на примере объединения П. к. в территориальные психотерапевтические диспансеры и психотерапевтические центры, которые берут на себя функции координации деятельности психотерапевтической службы, и П. к., работающих на базе различных лечебно-профилактических учреждений. Позитивной стороной процесса интеграции П. к. в центры является возможность оказания более квалифицированной помощи за счет деятельности коллектива психологов и психотерапевтов, а также специализация П. к. и создание, например, детского, подросткового П. к., П. к. для людей пожилого возраста, семейно-супружеской психотерапии, групповой психотерапии и др. В психотерапевтических центрах имеются лучшие условия для повышения квалификации работающих в них.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ" в других словарях:

    Специализированное учреждение (функциональное подразделение клинической психиатрической больницы, центра психического здоровья), головное учреждение психотерапевтической службы территории, предназначенное для организации… …

    Психотерапевтическая помощь в России в настоящее время осуществляется системой самостоятельных психотерапевтических учреждений и психотерапевтических подразделений (других учреждений) лечебно профилактической сети. Находящиеся на одной… … Психотерапевтическая энциклопедия

    В соответствии с современной концепцией организации психотерапевтической помощи в здравоохранении врач психотерапевт это специалист с высшим медицинским образованием, прошедший подготовку по психиатрии и психотерапии. Признание… … Психотерапевтическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Николаевская больница. Николаевская больница Расположение … Википедия

    - (от греч. psyche душа и therapeia лечение). В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Михаил Покрасс … Википедия

    Ректор Института психологии и сексологии; родился 28 августа 1946 г. в г. Ленинграде; работал врачом психотерапевтом, организовал первый в городе психотерапевтический кабинет, заведовал кафедрой сексологии и сексопатологии Государственной… … Большая биографическая энциклопедия

    Вид специализированной медицинской помощи, основанный на применении различных видов психотерапии (Психотерапия). При оказании П. п. больным с непсихотическими расстройствами большое значение имеет скоординированная работа врачей психотерапевтов с … Медицинская энциклопедия

    Важным звеном лечебно реабилитационных мероприятий в нашей стране является санаторно курортный этап, так как больные, нуждающиеся в психотерапии, составляют значительный процент лиц, направляемых в санаторий. И. З. Вельвовским (1968), А.… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Тип частная компания Год основания 1996 Расположение … Википедия

Психотерапевтический кабинет является основным структурным подразделением психотерапевтической службы и основной формой организации психотерапевтической помощи. В территориальных поликлиниках психотерапевтические кабинеты начали создаваться с 1986 г.

На основании приказа Минздрава России от 19.12.86 г. № 903. Содержание и порядок работы психотерапевтического кабинета определяется приказом Минздрава России от 30.10.95 г. № 294. Психотерапевтические кабинеты создаются в территориальных поликлиниках из расчета один психотерапевтический кабинет на 25 тыс. населения, в специализированных центрах гастроэнтерологического, кардиологического, пульмонологического и другого профиля, а также в многопрофильных больницах из расчета один психотерапевтический кабинет на 200 коек. В задачи психотерапевтического кабинета в территориальной поликлинике входит: проведение консультативной помощи пациентам, направленным участковыми врачами и врачами-специалистами; отбор больных для психотерапии в условиях поликлиники; лечение пациентов с неосложненными формами неврозов, другими пограничными состояниями, психическими и психосоматическими заболеваниями в ходе осуществления индивидуализированных комплексных терапевтических и реабилитационных программ; направление больных для лечения в психоневрологический диспансер или другое специализированное учреждение, оказывающее психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

В штат психотерапевтического кабинета входят по одной должности врача-психотерапевта, медицинского (клинического) психолога, социального работника.

Прием ведет врач-психотерапевт, который осуществляет общее руководство работой кабинета, привлекая для психологического обследования пациента и проведения психотерапевтических и социотерапевтических мероприятий медицинского (клинического) психолога и специалиста по социальной работе (социального работника). Психотерапевтический кабинет обеспечен техническими средствами для проведения необходимых диагностических и терапевтических мероприятий. Для получения права на психотерапевтическую деятельность врач-психотерапевт сдает сертификационный экзамен в установленном порядке. Оформление специально оборудованных помещений должно учитывать особенности контингентов больных, обеспечивать благоприятное психологическое воздействие элементов дизайна, создавать непринужденную обстановку, уют и комфорт. Психотерапевтический кабинет располагается в нескольких помещениях, пространственно удаленных от других помещений или от территории лечебно-профилактического учреждения, в структуре которых разворачивается психотерапевтическая служба. Хорошие условия работы кабинета обеспечиваются такой его организацией, при которой имеются приемная комната, кабинет врача-психотерапевта, помещения для индивидуальной психотерапии и групповых занятий. Созданию общих предпосылок для установления психотерапевтического контакта между врачом и пациентом помогает оформление приемной комнаты, в ней находится книга отзывов пациентов, завершивших лечение, удостоверения о квалификации психотерапевтов, плакаты с выдержками из популярной психотерапевтической литературы и др. В кабинете психотерапевта, в котором начинается общение с пациентом, заполняется первичная и иная медицинская документация, уточняется мотивация обращения пациента за лечением с использованием методов психотерапии. Здесь же может находиться рабочее место среднего медицинского работника, оказывающего помощь врачу в оформлении медицинской документации.

Переход в другое помещение для проведения собственно психотерапии подчеркивает смену обычного стиля медицинского врачебного приема на неформальный стиль психотерапевтического действия. Необходимость разделения кабинета на помещения для приема и помещения для проведения психотерапевтической работы становится более очевидным при ориентации психотерапевта на современные гуманистические варианты психотерапии, предполагающие партнерские взаимоотношения между пациентом и психотерапевтом. Это особенно важно на начальных этапах лечения, когда решается вопрос о выборе модели, психотерапии и стиля поведения врача. Наличие отдельного помещения для групповых занятий отражает тенденцию современной психотерапии, предполагающую сочетание различных методов и форм воздействия на пациентов, а в условиях поликлиники способствует также интенсификации лечебного процесса.

Организация работы кабинета в определенной мере зависит от принятого порядка деятельности лечебно-профилактического учреждения, на базе которого расположен кабинет. Наиболее частой организационной формой движения пациентов являются листы самозаписи или талонная система, в некоторых случаях запись осуществляется по телефону. Выделяется время для работы с первичными пациентами и для повторных встреч. Из деонтологических соображений, а иногда и в целях обеспечения анонимного обращения в кабинете создается отдельная от общей регистратуры картотека медицинских документов (амбулаторных карт), ведется другая необходимая отчетно-учетная документация.

Специализированную помощь оказывают психотерапевтические кабинеты, созданные на базе профильных лечебно-профилактических учреждений. Например, в кардиологических диспансерах и центрах врачи-психотерапевты оказывают помощь больным с сердечно-сосудистой патологией, в гастроэнтерологических центрах - с патологией желудочно-кишечного тракта, в наркологических диспансерах проводят анонимное лечение зависимости от алкоголя, табака и токсических веществ, на базе физкультурных диспансеров осуществляют психологическую подготовку спортсменов.

Для работы в таких кабинетах требуется дополнительная подготовка врачей-психотерапевтов в соответствии с профилем обслуживаемого контингента.

Требования, предъявляемые к работе психотерапевтических кабинетов, не входящих в государственные и муниципальные системы здравоохранения, не должны отличаться от требований к работе традиционных психотерапевтических кабинетов.

Психотерапевтические отделения организуются в соответствии с приказом Минздрава России от 30.10.95 г. № 294. Они создаются в республиканских, окружных, краевых, областных, административных центрах, а также в городах с населением не менее 250 тыс., в многопрофильных больницах, психотерапевтических центрах, психоневрологических диспансерах и психиатрических больницах. Эти отделения выступают в качестве одного из звеньев общей системы психотерапевтической помощи. По своей организации и целям оказания помощи они предназначаются для лечения больных неврозами и другими пограничными состояниями, с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, больных с психическими заболеваниями в состоянии ремиссии. Основной контингент психотерапевтических отделений - главным образом пациенты с тяжелыми формами неврозов, для которых их обычное социальное окружение является постоянным психотравмирующим фактором.

В психотерапевтическом отделении многопрофильной больницы основную часть пациентов составляют лица, страдающие соматическими заболеваниями, в психиатрической больнице - лица с малопрогредиентными формами психической патологии, неврозоподобными расстройствами. Так называемые отделения динамической психиатрии организуются для лечения пациентов с психическими заболеваниями на стадии формирующейся ремиссии.

Психотерапия в условиях психотерапевтического отделения отличается от проводимой амбулаторной практики своими особенностями, среди которых можно выделить следующие. Доминирующее значение имеет личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, направленная на смягчение и ликвидацию тяжелых форм невротических и других пограничных нервно-психических расстройств. Позитивный терапевтический эффект достигается благодаря максимальному использованию межличностного взаимодействия персонала отделения с больными, а также элементов самоуправления пациентов («советов больных» и т. п.), способствующих самоорганизации и вовлечению максимального числа больных в деятельность, направленную на активное преодоление болезни. Создание психотерапевтической среды предполагает дополнительную подготовку специалистов и медицинского персонала.

Еще один фактор, способствующий повышению эффективности лечения в психотерапевтическом отделении - это использование дифференцированных режимов. При улучшении состояния больного для практического разрешения актуальных личностных проблем, выявленных в процессе психотерапии, его переводят на более активирующий режим. Своевременное изменение режима пребывания пациента в отделении способствует восстановлению утраченных в период болезни социальных связей и служит профилактике явлений «госпитализма».

Специальное назначение психотерапевтического отделения может быть реализовано при наличии необходимой материально-технической базы. Психотерапевтические отделения рассчитаны на 25-30 коек. Работа отделения обеспечивается опытными врачами-психотерапевтами, медицинскими (клиническими) психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками, средним и младшим медицинским персоналом.

В качестве варианта организации психотерапевтической помощи необходимо создание полустационарного отделения в двух формах: дневной и ночной стационары. Их отличает режим частичной госпитализации, предполагающий направление в них на лечение пациентов с более легким течением заболевания.

Психотерапевтические центры. Первоначально они создавались для реализации современных интегративных тенденций в области психотерапии. Это можно было видеть на примере объединения психотерапевтических кабинетов в территориальные психотерапевтические центры, бравших на себя функции координации деятельности всей психотерапевтической службы. Унифицированной модели организации психотерапевтических центров до настоящего времени не существует. Условно их можно подразделить на региональные и профильные, специализирующиеся на оказании какого-либо вида психотерапевтической помощи (например, для работы с подростками, помощи женщинам, пережившим насилие, и др.), или центры кризисной психологической помощи.

Некоторые из них являются самостоятельными юридическими лицами, другие - подразделениями психиатрических или общесоматических учреждений. В центрах появляется возможность оказания более квалифицированной и разнообразной помощи за счет деятельности коллектива психотерапевтов и медицинских (клинических) психологов, а также специализации психотерапевтических кабинетов и отделений для детей и подростков, людей пожилого возраста, семейно-супружеской психотерапии, групповой психотерапии и др. В региональных центрах создаются условия для повышения квалификации работающих в них специалистов. В территориальных психотерапевтических центрах, как правило, имеется психологическая лаборатория, организационно-методический отдел, создаются кризисные службы с телефонами экстренной помощи, сексопатологические отделения и кабинеты для оказания лечебно-профилактической помощи больным с половыми расстройствами. Кроме того, в их состав могут входить психотерапевтические полустационары.

Еще по теме Организация работы психотерапевтических подразделений.:

  1. 14.6.Организация работы подразделений медицинского снабжения службы медицины катастроф в режиме повышенной готовности

1. Психотерапевтический кабинет организуется органом управления здравоохранением по представлению главного психотерапевта и главного психиатра органа управления здравоохранением в составе лечебно-профилактического учреждения, в том числе:

психотерапевтического центра; городской поликлиники или поликлинического отделения городской, центральной городской, районной больницы;

поликлинического отделения областной, краевой, республиканской, окружной больницы, психоневрологического диспансера (диспансерного отделения).

2. Основными задачами психотерапевтического кабинета являются:

Консультативно-диагностическая работа и отбор пациентов для лечения в кабинете;

Лечебная помощь, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой формах;

Психогигиеническая и психопрофилактическая помощь населению, а также участие в программах охраны психического здоровья;

Повышение знаний врачей, среднего медицинского и иного персонала о психосоциальных факторах в происхождении, течении и лечении психических расстройств (лекции, специальные тренинги, балинтовские группы и др.).

3. Организационно-методическое руководство психотерапевтическим кабинетом осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением.

4. Штаты медицинского и иного персонала кабинета определяются в установленном порядке.

5. В кабинете проводится лечение лиц с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии.

При значительной выраженности указанных расстройств, наличии психотических нарушений пациенты в установленном порядке направляются в учреждение, оказывающее психиатрическую помощь.

6. Кабинет оборудуется в соответствии с перечнем оборудования психотерапевтического кабинета.

7. В кабинете ведется учетная и отчетная медицинская документация.

Приложение N 5

Утверждено

приказом Минздрава России

от 16.09.2003 г. N 438

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

МЕДИЦИНСКОГО И ИНОГО ПЕРСОНАЛА

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

1. Медицинский персонал:

1.1. Должности врачей-психотерапевтов устанавливаются:

1.1.1. в штате городской поликлиники, амбулаторно-поликлинического отделения городской, центральной городской, центральной районной больницы - из расчета одна должность на 25 тыс. взрослого населения;

1.1.2. в штате амбулаторно-поликлинического подразделения областной, краевой, республиканской, окружной больницы; психоневрологического диспансера (диспансерного отделения) - из расчета одна должность на 8 должностей врачей-специалистов, ведущих амбулаторный прием;


1.1.3. в штате стационара (дневного стационара) лечебно-профилактического учреждения - из расчета одна должность на 200 коек (мест).

1.2. Должности врачей-психотерапевтов для работы с детьми устанавливаются из расчета одна должность на 12 тыс. детского населения.

1.3. Должности медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов.

1.4. Должности санитарок устанавливаются из расчета 0,5 должности на кабинет.

2. Иной персонал:

2.1. Должности медицинских психологов устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов.

2.2. Должности социальных работников устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов.

Приложение N 6

Утверждено

приказом Минздрава России

от 16.09.2003 г. N 438

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБОРУДОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА (ПРИМЕРНЫЙ)

┌────┬───────────────────────────────────────────┬───────────────┐

│ │ Наименование оборудования │ Количество │

│ │ │ предметов │

│ 1 │ 2 │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1. │Помещения и дизайн │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.1.│Помещения для организации приема пациентов │ 1 │

│ │площадью 14-20 кв. м │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.2.│Помещения для индивидуальной и групповой │ 1 │

│ │психотерапии площадью 30-40 кв. м │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.3.│Помещения для медицинского психолога, │ 1 │

│ │социального работника общей площадью │ │

│ │22-35 кв. м │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.4.│Элементы терапии средой (картины, эстампы, │В соответствии │

│ │графические работы и др.) │с возможностями│

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.5.│Элементы внутреннего дизайна (облицовка │В соответствии │

│ │стен, декоративные растения, фрески, │с возможностями│

│ │ковровые покрытия, напольные вазы, приборы │ │

│ │бокового освещения, жалюзи и др. │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2. │Аппараты и приборы │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.1.│Прибор тонометрический (мембранный или │ 1 │

│ │электронный) │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.2.│Секундомер │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.3.│Осветительные системы (боковые источники │ 6-9 │

│ │свет) │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.4.│Аудиокомплекс: │1 набор: │

│ │ магнитофон двухкассетный стационарный с │ 1 │

│ │аудиосистемами мощностью 50-100 вт. │ │

│ │ наушники стереофонические │ 2 │

│ │ диктофон │ 2 │

│ │ магнитофонные кассеты для │ 20 │

│ │высококачественной аудиозаписи │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.5.│Экспериментально-психологические методики │ 15 │

│ │лицензионные │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.6.│Персональный компьютер (IBM-совместимый) с │ 1 │

│ │необходимым программным обеспечением и │ │

│ │принтером │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3. │Медицинский инструментарий │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3.1.│Набор-укладка для оказания неотложной │ 1 │

│ │медицинской помощи │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3.2.│Ножницы прямые │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3.3.│Пинцет анатомический │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3.4.│Молоток неврологический │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│4. │Предметы ухода за пациентами │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│4.1.│Набор предметов для ухода за пациентами │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5. │Медицинская мебель │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.1.│Кушетка смотровая │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.2.│Кушетка психоаналитическая (кресло │ 2 │

│ │функциональное) │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.3.│Стол для врача и других сотрудников │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.4.│Стол для медицинской сестры │ 2 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.5.│Шкаф для медицинских инструментов │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.6.│Ящик для картотеки │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6. │Бытовая мебель │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.1.│Кресло мягкое с высокой спинкой │ 15 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.2.│Стул полумягкий │ 15 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.3.│Шкаф для одежды │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.4.│Шкаф книжный │ 2 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.5.│Столик журнальный │ 4 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.6.│Полка книжная │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.7.│Стол компьютерный │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.8.│Тумба для аудиоаппаратуры │ 1 │

└────┴───────────────────────────────────────────┴───────────────┘

ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА
Рубрика (тематическая категория) Психология

А. КОСЕВСКА (A. KOSEWSKA)

Психотерапевт является главной фигурой в психо­терапевтическом процессе. Он привносит в него инди­видуальные черты, обусловленные возрастом, полом, опытом, характерологическими особенностями своей личности, системой ценностей и определœенной тера­певтической техникой.

Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта͵ оказывают влияние на ход лечения и его результаты. Различие главным образом состоит в том, на чем делается основной акцент - на индиви­дуальных чертах лечащего врача или на используе­мой им технике. Речь идет, разумеется, о большем или меньшем значении того или иного фактора. Хотя они и связаны между собой, но выбор терапевтической техники в значительной степени зависит от личности, теоретических воззрений и системы ценностей психоте­рапевта. Также представляется очевидным, что соот­ветствие между индивидуальными чертами психотера­певта͵ теоретической ориентацией и избранной им техникой оказывает благотворное влияние на резуль­таты лечения.

Придается ли большое значение личности лечащего врача или используемой им технике, зависит в основ­ном от понимания сущности и цели психотерапии.

Учитывая зависимость отпринятой на вооружение теоре­тической установки психотерапевтический процесс по­нимается или как специфический контакт между двумя и более лицами, или как процесс воздействия, субъек­том которого является пациент. Во втором случае, используя определœенную технику, психотерапевт с большим или меньшим успехом может вызвать у боль­ного желаемые изменения в самочувствии и поведении. В случае если психотерапевтический процесс понимать как межличностный контакт, то его содержание и атмос­феру нужно рассматривать как основные факторы, влияющие на эффективность лечения и зависящие главным образом от индивидуальных характеристик психотерапевта и больного. На крайних позициях во взглядах на сущность психотерапевтического процесса находятся представители гуманистического течения или так называемой клиент-центрированной психотерапии. По их мнению, каждая межличностная

связь, характеризующаяся эмпатией, теплотой, пони­манием и аутентичностью, приносит пользу. Что ка­сается личности психотерапевта͵ то здесь представля­ется важным то, каковы его индивидуальные характе­ристики, а не какую он использует технику .

Психотерапевты, придающие важное значение тех­нике воздействия, утверждают, что определœенные личностные черты могут повышать или снижать эф­фективность применяемых техник .

На базе проведенных исследований можно вы­делить личностные черты, которые повышают или обусловливают эффективность проводимой психотера­пии .

Большинство авторов полагают, что психотерапевт должен быть сконцентрирован на пациенте, всячески стараться ему помочь, внимательно следить и следо­вать за его эмоциями, вникая в их суть. Работая по составленному плану, психотерапевт должен учиты­вать всœе, что происходит в процессе его общения с больным. Он должен занимать открытую позицию по отношению к пациенту и уметь воспринимать отлич­ные от своих взгляды и суждения. Такая открытость предполагает отсутствие каких бы то ни было оценок, гибкость и терпимость, свободу действия и объектив­ность мышления.

ʼʼХорошийʼʼ психотерапевт акцептирует пациента͵ невзирая на его взгляды, позиции и эмоции, он - ʼʼпозволяющийʼʼ, терпеливый и терпимый, даже если больной проявляет враждебность и сопротивление. Как считают большинство авторов, лечащий врач дол­жен создавать сердечную, безопасную и теплую ат­мосферу, лишенную страха, враждебности или неодо­брения.

В контакте с пациентом психотерапевт должен быть эмпатичным, обладать способностью распознавать и понимать эмоциональное состояние больного. Это позволяет реагировать в соответствии с ожиданием последнего, создавать атмосферу близости и общности интересов.

По мнению С. Rogers (1954), наряду с эмпатией эффективного воздействия можно добиться, используя аутентичность. Аутентичность поведения означает, что эмоции и переживания, проявляемые психотерапевтом

в контакте с больным, являются подлинными. Необ­ходимо подчеркнуть, что исследования не подтвердили выводов С. Rogers, что аутентичность является доста­точным условием эффективности психотерапевтическо­го процесса .

Психотерапевт должен относиться к пациенту с уважением, верить в его способности и возможности, быть глубоко убежденным в том, что больной хочет и может изменить свое поведение. Со своей стороны психотерапевт обязан убедить пациента͵ что он, как лицо, обладающее знанием, хочет и сумеет ему помочь .

A. S. Gurman и A. M. Razin (1977) приводят в своей работе результаты исследований зависимости между вышеуказанными характеристиками психоте­рапевта и эффективностью психотерапии. Положитель­ная зависимость была установлена в случае индиви­дуальной психотерапии; лечащие врачи, характеризую­щиеся эмпатией, сердечностью, правдивостью, достига­ли более положительных результатов в изменениях лич­ности и поведения больных. Большинство работ о про­цессе групповой психотерапии не подтверждают такой зависимости. Особенно наглядно это проявилось в рабо­тах, где исследовалось восприятие пациентами индиви­дуальных характеристик психотерапевтов. Интерпрети­руя подобное явление, некоторые авторы делают вы­вод, что восприятие больными группы как целого гораздо важнее для конечных результатов, чем вое-, приятие ими личности психотерапевта.

Особой проблемой является зависимость между характерологическими чертами личности психотера­певта и пациента. Результаты многочисленных иссле­дований A. S. Gurman и A. M. Razin (1977) пока­зывают, что сходство и взаимодополняемость, а не различие индивидуальных характеристик благоприят­ствуют эффективности психотерапевтического процес­са. Многие авторы выдвигают гипотезу о роли сов­падения положительных ожиданий психотерапевта и больного относительно конечного результата лечения, однако проведенные исследования не подтвердили подобной непосредственной связи. Зато выяснилось, что отсутствие совпадения ожиданий находится в прямой зависимости с досрочным отказом больных от лечения.

Ставшие сегодня классическими исследования по шкале А-В Whitehorn и Betz (цит. по A. S. Gurman,

1977) имели целью обнаружение зависимости между определœенными характеристиками психотерапевтов и достигаемыми результатами в лечении больных с различными типами расстройств. Большинство иссле­дований, проведенных по данной шкале, свидетельст­вуют, что личностные характеристики психотерапевта оказывают незначительное влияние на результат психотерапевтического процесса, гораздо большее зна­чение имеют длительность заболевания и степень его тяжести. Личностные характеристики играют важную роль в работе непрофессионалов, пользующихся от­личными от официальной медицины методами.

В соответствии с теоретической установкой, при­нятой в Клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве, психотерапевт является одним из звеньев психотерапевтического процесса, но не самым важным и не единственным. Его поведение по отношению к пациентам оказывает влияние на ход и результаты психотерапии. Важно, чтобы он действовал с наибольшей эффективностью для дости­жения поставленных целœей. Психотерапевт должен действовать осознанно, понимать свое поведение и предопределяющие его потребности, черты личности и систему ценностей. Можно предположить, что поведе­ние психотерапевта видоизменяется исходя из клинического опыта и степени владения терапевти­ческими техниками.

Эти теоретические предпосылки находят свое вы­ражение в обучении психотерапевтов как в самой клинике, так и за ее пределами. Во время научных дискуссий обсуждаются вопросы поведения психоте­рапевта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ рассматривается на базе понима­ния причин, в силу которых психотерапевт в интерак­ции с больным отреагировал определœенным образом, а не иначе, и какие это может иметь последствия. В учебном процессе вопросу межличностных отноше­ний придается большое значение (см. раздел, касаю­щийся обучения групповых психотерапевтов).

Сегодня в Клинике неврозов планирует­ся проведение исследования роли и значения личност­ных характеристик психотерапевта. Во многих работах по групповой психотерапии данный вопрос уже освещал­ся. A. Kosewska (1978) отмечает в своей работе, что привлекательность психотерапевта находится в пря­мой связи с симптоматическим улучшением состояния пациентов в первой фазе терапевтического процесса. В

этой фазе больные, для которых групповой психотера­певт привлекателœен, гораздо охотнее участвуют в заня­тиях и чувствуют себя намного безопаснее. В соответст­вии с результатами исследований психотерапевт являет­ся для группы моделью участника работы над пробле­мой (по IPA Bales), выразителœем норм лечебного уч­реждения, авторитетным лицом и человеком, способ­ным помочь больным.

Исследования, проводимые в Клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве по сравнению эффективности различных психотерапевти­ческих методов, показали, что некоторые психотера­певты достигают лучших результатов лечения незави­симо от используемых ими методов. Удалось выявить психотерапевтов, имеющих положительные результаты при лечении больных с различной степенью тяжести заболевания. Тем не менее пока не ясно, что же имеет большее значение - личностные черты психотерапевта или иные неконтролируемые переменные.

В цитированной выше работе A. Kosewska (1978) о привлекательности отдельных элементов психотера­певтической группы привлекательность группового психотерапевта принято понимать как выражение определœен­ных личностных черт психотерапевта.

ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА" 2017, 2018.