Осложнения почечнокаменной болезни. Медицинский информационный портал "вивмед"

А. СНЕГОВСКАЯ, старший научный сотрудник Музея народного искусства.

В нынешнем году православные христиане будут отмечать Пасху 11 апреля. К этому празднику в московском Музее народного искусства (Леонтьевский пер., д. 7) обычно открывается весенняя экспозиция "Пасхальные яйца". Несколько экспонатов этой выставки представлены на четвертой странице обложки журнала.

Деревянные точеные яйца с росписью. Мастерские Сергиева Посада, Московского губернского земства и Кустарного музея. Начало ХХ века.

Деревянные яйца с резьбой и раскраской. Художественно-промышленные мастерские села Талашкино Смоленской губернии. 1903 год.

Пасхальные яйца Императорского фарфорового завода. Конец XVIII - вторая половина XIX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Гуцульские писанки. Западная Украина. 1930-е годы.

У многих христианских праздников есть свой символ: у Рождества - елка, у Троицы - березка, у Преображения - яблоко... У праздника праздников - Святой Пасхи - красное яйцо. Очевидно, что этот символ, как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов. Еще до крещения Руси красное яйцо участвовало в разных земледельческих обрядах: в первом весеннем выгоне скота на пастбище, в прокладке первой борозды, в выходе сеятеля в поле и др. Красный цвет наши далекие предки почитали как цвет животворящего божества Солнца, а яйцо - как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Появление красного яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные - что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: "Христос воскрес". Не поверил император этой вести и сказал: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным". И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с радостным возгласом "Христос воскрес!" и троекратным целованием.

В допетровской Руси на Пасху во всех городах и деревнях, на всех больших и малых улицах ставились бочки и котлы с тысячами сваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждый прохожий мог купить их для дарения в любом количестве. Христосовались при встрече на улице все, независимо от сословия, достатка, пола и возраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.

При царе Алексее Михайловиче красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки - около полутора сантиметров в диаметре. Сам же царь одаривал приближенных не только натуральными, но и деревянными точеными яйцами. Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Может быть, появление ненатуральных рукотворных пасхальных яиц с узорами подсказала одна из легенд, согласно которой капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми как камень. Горячие слезы рыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров.

Желание сохранить надолго память о светлом празднике подвигало человека на создание пасхальных яиц из различных материалов. Их точили из дерева, вырезали из камня и кости, выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйца фарфоровые, хрустальные, металлические с эмалью; в начале XIX века - матерчатые, с шитьем на картонной основе, а также плетенные из бисера. Размеры рукотворных повторяли все разнообразие размеров натуральных яиц. Крупные яйца делали подвесными на ленте с пышным бантом для украшения домашних киотов. Миниатюры в размер яйца малиновки создавали ювелиры из драгоценных металлов и камней как дамские украшения.

Ненатуральные яйца-сувениры бытовали в основном в городах, так как стоили недешево. Крестьянство, как всегда, оставалось верным обычаям и традициям. Поэтому в российских деревнях по-прежнему бытовали куриные "крашенки", а в южных и западных губерниях - "писанки", удивительно тонко и искусно орнаментированные сложным способом - с применением воска во время крашения (см. "Наука и жизнь" № 3, 1992 г.).

Обряду дарения праздничных яиц уделяли большое внимание в царской семье. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянно выполнял монаршие заказы к Пасхе. А при царе Александре III существовал даже "регламент представления пасхальных фарфоровых яиц" к царскому двору. По нему императорской чете к празднику должно было быть представлено 1000-1500 яиц разных категорий; великому князю - 3 художественных и 100 обыкновенных; великой княгине - 2 художественных и 100 обыкновенных. "Художественные" - это яйца с изображениями святых или двунадесятых праздников, "обыкновенные" - с цветочной и разнообразной орнаментальной росписью. Дело это поручалось наиболее искусным художникам-фарфористам. Эскизы утверждал лично государь. Заказанные монаршей семьей яйца предназначались для дарения придворным и офицерам дворцовой охраны. Яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи исполняли на фирме придворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 году Александр III заказал ему для своей жены Марии пасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, на фирме которого к тому времени трудились 500 ювелиров, златокузнецов и подмастерьев, сам лично выбрал материал и создал композицию. Отныне подобные заказы становятся ежегодной традицией, которую после смерти отца продолжил Николай II. Он к каждому празднику Пасхи заказывал Фаберже по два яйца - для матери и для жены. Всего для царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56 таких ювелирных шедевров. Каждое из яиц представляло собой драгоценный футляр, внутри которого помещался сюрприз.

Роскошные создания Фаберже сегодня широко известны благодаря выставкам и публикациям. Но в российских музейных и частных коллекциях сохранилось еще много хотя и более скромных, но порой не менее прекрасных пасхальных яиц того времени, созданных безвестными мастерами и художниками.

В последние годы нам возвращена возможность праздновать Пасху открыто, по обычаю предков. Московский Музей народного искусства почти сразу откликнулся на это весенней выставкой пасхальных яиц, которая вызвала большой интерес у посетителей. Теперь такие весенние экспозиции стали почти традицией. На первой выставке были представлены экспонаты только из коллекции музея: пасхальные рукотворные яйца из фарфора Императорского фарфорового завода и частных фарфоровых и стекольных заводов России, яйца из камня, металла, кости, папье-маше и дерева. Среди деревянных, украшенных резьбой и росписью, многие были сделаны в начале века в мастерских Кустарного музея (прежнее название Музея народного искусства). На последующих выставках каждая экспозиция пополнялась. Посетители прошлогодней выставки смогли полюбоваться гуцульскими писанками 1930-х годов, а также изделиями из самых разных материалов современных мастеров-художников. На основе экспозиции одной из выставок был издан прекрасный альбом "Пасхальные яйца", подготовленный заместителем директора НИИ художественной промышленности Л. Н. Соловьевой.

Сегодня многие художники и мастера увлечены созданием пасхальных яиц - этим камерным видом прикладного искусства. И как знать, может быть, в пробуждении такого творческого интереса есть хотя бы малая заслуга Музея народного искусства.

20 апреля в Сергиевом Посаде состоялась торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей Международного конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества "Пасхальное яйцо 2017".

Финальные мероприятия конкурса проходили на 3 площадках:

  • В помещении организатора конкурса Детского центра образования «Пересвет» при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре проходила выставка работ участников конкурса.
  • В Выставочном центре конкурса «Пасхальное яйцо» можно было посетить выставки победителей отборочных конкурсов и победителей 2009-2016 гг.
  • В Доме культуры имени Ю.А.Гарина состоялось торжественное награждение победителей, выставка работ победителей конкурса 2017 года, подведение итогов в номинации «Пасхальная композиция» и номинация «Мастер-класс «Изготовление пасхального яйца».

Для участия в коллективной номинации конкурса «Пасхальной композиция» в Сергиев Посад приехало более 60 организаций из разных регионов.

По итогам работы жюри лучшими были признаны:

1 место – МКУК «ДЦ Звездный», Московская область, п. Богородское
2 место – МБУК «КДЦ «Радуга», Московская область, г. Краснозаводск
2 место – Филиал «Детский дом творчества «Родник» МУК «ДК им. Ю.А. Гагарина», Московская область, г. Сергиев Посад
2 место – МУДО «ДШИ «Фламинго», Московская область, пгт. Белозерский
3 место – МБУ ДО «Центр детского творчества г.Пушкино», Московская область
3 место – МБДОУ № 52 «Берёзка», Московская область, г. Мытищи
3 место – МОБУ ДО ЦДТ, Тульская область, г. Щекино

Дипломами за высокий уровень работ награждены:

  • МБУДО ЦДТ, Московская область, г.Зарайск
  • Воскресная школа Елецкого Знаменского епархиального женского монастыря, Липецкая область, г. Елец
  • НОЧУ ДОД ДШИ при Богоявленском соборе города Ногинска, Московская область
  • МАУ ДО «Школа искусств», Московская область, г. Королев
  • ЧОУ для детей сирот и оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат им. Преподобного Сергия», Московская область, д. Топорково

В номинации «Мастер-класс «Изготовление пасхального яйца» было представлено 18 мастер-классов (валяние, роспись, вышивка и пр.).

Победителями стали:

1 место – Воскресная школа Елецкого Знаменского епархиального женского монастыря, Липецкая область, г. Елец
2 место – МОУДОД ЦДТ, студия «Сувенир», Республика Крым, г. Алушта
3 место – МАУ ДО «Школа искусств», Московская область, г. Королев

За высокий уровень представленного мастер-класса дипломами отмечены:

МБУ ДШИ № 8, Московская область, г. Сергиев Посад
МБУ «Подросток» Подростковый клуб «Арабеска», Республика Татарстан, г. Казань

Всего в конкурсе приняли участие более . Было организовано 32 отборочных этапа. На выставках в Сергиевом Посаде гости церемонии награждения смогли увидеть более 2,5 тысяч пасхальных яиц, выполненных в различных техниках, среди которых роспись, выжигание и резьба по дереву, аппликация, декупаж, квилинг, работа из природных материалов, вышивка, бисероплетение, макраме, вязание, лоскутная техника и др.

В ДК имени Гагарина помимо участников конкурса из Сергиева Посада, Москвы и других близлежащих городов приехали победители из Архангельской области, Башкирии, Татарстана, Волгограда, Республики Крым, Курганской и др. регионов. Все они были награждены дипломами и ценными подарками. Остальным дипломы и подарки будут отправлены участникам и победителям по почте.

Приветствовали участников конкурса и награждали победителей Глава городского поселения Сергиев Посад Демин Дмитрий Сергеевич, Зам.Главы Сергиево-Посадского Муниципального района, начальник управления образования Дударева Ольга Константиновна, депутат Московской областной Думы Двойных Сергей Владимирович, начальник Управления развития отраслей социальной сферы Фирсанова Наталья Владимировна, директор Агентства культурного и социального развития Ахромкин Денис Александрович.

Директор ДЦО «Пересвет» протоиерей Дмитрий Болтрукевич и руководитель проекта «Международный конкурс-фестиваль «Пасхальное яйцо» Еремеичева Елена Олеговна были награждены Благодарственными письмами Главы Сергиево-Посадского муниципального района и дипломами Московской областной Думы.

Также дипломами МособлДумы были награждены организаторы самых массовых отборочных этапов конкурса: Каширский район – более 2600 участников, Клинский район – более 1300 участников, Дмитровский район – более 1100 участников.

От наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста были вручены благодарственные письма Цыплакову С.С. и Дмитриевой А.Г. за организационную помощь конкурсу.

Для участников и гостей, приехавших на церемонию награждения, выступили народная певица России Татьяна Петрова, фольклорный ансамбль «Радоница» из города Клин, фольклорный ансамбль «Забава» города Пушкино, танцевальный коллектив ДК им. Гагарина.

Для всех желающих были организованы экскурсии по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

В Выставочном центре конкурса «Пасхальное яйцо» по окончании церемонии награждения состоялся круглый стол организаторов отборочных этапов конкурса 2017 года.

Международный конкурс-фестиваль декоративно-прикладного творчества "Пасхальное яйцо" проходит в 2017 году в десятый раз. Его организатором является негосударственное образовательное учреждение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры "Детский центр образования "Пересвет", а также Администрация Сергиево-Посадского муниципального района и Администрация городского поселения Сергиев Посад.

Целью конкурса является создание условий для эстетического, нравственного, православного и патриотического воспитания подрастающего поколения средствами изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, сохранение и популяризация лучших традиций народного искусства.

Задачи конкурса:

  • создание условий для реализации творческого потенциала детей и юношества, коллективов и педагогов дополнительного образования, руководителей творческих коллективов;
  • создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов;
  • демонстрация достижений декоративно-прикладного и изобразительного творчества регионов России и Зарубежья;
  • апробация инновационной формы проведения методических объединений специалистов по различным видам изобразительного искусства в рамках мастер-классов;
  • выявление талантливых и одаренных детей;
  • развитие трудовых умений и навыков, психологическая и практическая подготовка к труду, стимулирование профессиональной ориентации обучающихся.

Вам наверняка уже хочется ознакомиться с пасхальных яиц мастер-классом , ведь не за горами уже светлый религиозный праздник. При помощи хендмейда можно создать замечательные сувениры для родных и близких, а также оригинальный домашний декор. Мы сделали для вас отменную подборку мастер-классов с пошаговыми фотографиями – приглашаем поскорее с ней ознакомиться.

Пасхальное яйцо - мастер класс с пошаговым фото

Первым делом предлагаем вашему вниманию , которые делаются на основе ниток. Если вы овладеете подобной техникой, то сможете достойно подготовиться не только к Пасхе, ведь подобные фигурки пригодятся и в преддверии Нового года. На фото-коллаже ниже вы видите пошаговое изготовление большой пасхальной корзинки в форме яичка – внутрь готового изделия можно будет положить разнообразные сладости, например, шоколадных зайчиков и небольшие презенты.

Первым делом подготовьте посудину, в которой будет осуществляться проклеивание ниток. Погрузите внутрь моток и полейте клеем ПВА, ниточки должны хорошенько пропитаться клеем. Затем надуйте воздушный шарик до необходимого размера, прикрепите возле «хвостика» проклеенную нитку и принимайтесь за обматывание шарика. Не нужно придерживаться какой-то определенной последовательности, вся прелесть как раз и будет заключаться в хаотичном перекрещивании ниточек. Когда весь шарик будет обмотан полностью, его необходимо будет поместить на подставку и оставить для высыхания. Не торопитесь, ведь нитки должны хорошенько затвердеть, чтобы впоследствии отменно держать форму.

Где-то спустя сутки шарик лопните и извлеките, он больше не нужен. В ажурной оболочке прорежьте отверстие (руководствуйтесь фотографией выше). Ну а теперь осталось лишь внутрь положить донце, его можно вырезать, например, из фетра, и декорировать готовую корзинку-яйцо красивой ленточкой.

А вот еще один вариант изготовления подобной поделки. Пошаговые фотографии демонстрируют вам такой же процесс за исключением этапа проклеивания. Сперва вам необходимо намотать нитки на шарик, а уже потом при помощи кисти промазать их клеем.

В итоге получается также необычайно красиво!

Декупаж пасхальных яиц - мастер класс

– это весьма распространенная техника, ведь для получения высохудожественных изделий вам вовсе не нужно иметь талант художника. Обо всем позаботились уже производители декупажных салфеток – вам необходимо лишь правильно выполнить все стадии процесса.

Начнем с того, что «декупажить» можно и обычные яйца, но все же лучше использовать для этой цели основу подходящей формы. Такие поделочки будут долговечными, радуя вас каждую весну.

На пошаговых фото ниже запечатлен процесс изготовления подобных заготовок – вы без особого труда сможете сделать их в домашних условиях.

Заранее следует собрать несколько яичных скорлупок. Перед тем, как приготовить омлет, не разбивайте скорлупу, сделайте сверху небольшое отверстие и выпустите все содержимое. Изнутри скорлупку промойте водой, орудуя шприцом. Затем следует поместить собранные скорлупки в лоток и залит внутрь, например, гипс. После того, как он застынет, необходимо попросту очистить скорлупу и у вас будут готовы великолепные заготовки. Перед тем, как клеить на них салфеточки, необходимо предварительно загрунтовать поверхность, возможно, окрасить белой краской.

На фото ниже запечатлен уже сам процесс декупажа.

Оторванный от салфетки бумажный фрагмент при помощи кисти «становится» на нужное место.

А вот еще один великолепный вариант, который использует весьма оригинальную салфеточную технику. Поскорее ознакомьтесь с фотографиями ниже!

Разверните большую салфетку с красивым рисунком, например, это могут быть цветы. Заверните внутрь яичную заготовку, а излишек бумаги отрежьте ножницами. Обмажьте яичную заготовку клеем – в результате таких нехитрых действий у вас получится праздничное яичко, полностью покрытое рисунками.

Следующий вариант поражает своей оригинальностью, и он непременно понравится всем вашим родственникам.

Заранее на тонкой бумаге распечатайте фотографии всех членов вашей семьи и при помощи техники декупаж пасхального яйца перенесите их на скорлупу. Вот увидите, играть в традиционные пасхальные игры такими яйцами будет необычайно весело!

Декупаж можно совместить и с другими техниками декорирования, что вполне успешно доказывает фотография, размещенная ниже.

Яичная скорлупа в данном случае не только украшается изображением роскошных роз в технике декупаж – в ней также просверливаются декоративные дырочки, затем создается причудливый объемный орнамент. Можно также совмещать декупаж с бисероплетением, пасхальных яиц из бисера схемы мастер класс поможет вам в этом.

Если же талант художника у вас есть, то можно, просмотрев ниже фото-руководство, повторить на скорлупе очертания цветов.

Это необычайно нежный вариант .

Пасхальное яйцо своими руками - мастер-класс

Яркие пуговички способны достойно декорировать праздничные яички – убедитесь сами, взглянув на фото ниже.

Для создания такой замечательной поделки вам следует заблаговременно запастись пенопластовой яичной заготовкой (разыскать такую можно в магазинах, продающих товары для любителей декоративно-прикладного искусства). Если желаете, то можете собственноручно вытесать такую из пенопластового куска, орудуя ножом и наждачкой.

Для крепления пуговиц на пенопласте необходимо воспользоваться булавками – просто пронзите булавкой отверстие в пуговичке и воткните в пенопласт. Используйте пуговицы разного размера – ваша задача, чтобы основа как можно меньше просвечивала. Ну а для того, чтобы поделка получилась красочной, вам следует взять пуговички всех цветов радуги.

Верхнюю часть пенопластовой заготовки следует оставить открытой. Туда, при помощи булавки, следует закрепить ленточку для подвешивания. Место крепления следует замаскировать пуговичкой.