Как работает психотерапия. Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Она является постмодернистской практикой, альтернативной академической психологии. Поскольку терапевты редко находят полезную для себя информацию в исследованиях, они вынуждены нарабатывать свой собственный багаж знаний. Они это делают не на основании умений, которые используются в академической психологии, и на наблюдениях за окружением, используя собственные схемы для конструирования системы знаний, которые могут найти практическое применение.

Психотерапия как теоретико-прикладное направление психологии

Психотерапия имеет следующие определения:

  • направление практической психологии, основанное на системе объективных (научных) знаний о возможности психологического влияния на ребенка и его взрослое окружение;
  • система активных мероприятий и воздействий, направленных на исправление (изменение) отклонений (расстройств, дефектов, нарушений) психического развития личности, сохранение ее индивидуальности, коррекцию поведения ребенка и взрослых членов его окружения;
  • метод работы с пациентами (клиентами) в целях предоставления им помощи по вопросам модификации, изменения, ослабления действия факторов, которые препятствуют нормальной их жизни.

Предмет, цель и задачи психотерапии

Предмет консультационной деятельности специалиста определяется симптомами и причинами отклонений в развитии и поведении клиента, поэтому психотерапия ориентирована на:

  • развитие человека (психомоторное, эмоциональное, познавательное, личностное, компетентностное, коммуникативное и т. п.);
  • поведенческие реакции, действия, акты, проявления;
  • усиление произвольной регуляции;
  • улучшение показателей адаптации к учебному заведению (в том числе готовности к школе, лицею или колледжу);
  • стабилизацию личного эмоционального состояния ;
  • структурирование мышления;
  • активизацию памяти;
  • развитие вещания;
  • регуляцию психомоторных функций и т. п.

Общая цель психотерапии - возвращение личности к внутреннему благополучию. Наиболее важная задача, которую подразумевает психотерапия, заключается в том, чтобы помогать людям, которые столкнулись с собственной неспособностью достигать целей и которые переживают в связи с этим фрустрацию, депривацию, уныние и тревогу, составить собственные активы и пассивы и учить эффективно использовать свои возможности, а именно:

  • распознавать собственный потенциал;
  • использовать его;
  • устранять препятствия на пути его реализации (в частности, отбрасывать то, что мешает жить с ощущением удовольствия, радости и счастья).

Задачи психотерапии можно представить в виде списка:

  • информирование об определенных психологических феноменах и особенностях психики и поведения;
  • обучение (тренинг) новым действиям, способам принятия решений, проявлению чувств и т. п. (это программы, ориентированные на активизацию жизненных навыков, коммуникативных умений в сфере человеческих отношений, решение проблем, оказание поддержки в выборе здорового образа жизни);
  • развитие деятельностного компонента личности: ее навыков, умений и способностей;
  • содействие формированию возрастных психологических новообразований (помощь в становлении идентичности и в личностном развитии);
  • коррекция эмоций и поведения;
  • оптимизация социальной ситуации развития;
  • устранение (снижение) тревоги, преодоление депрессии, стресса и их последствий.

История становления психотерапии

В древние времена первыми психотерапевтами были шаманы, маги и колдуны. Церемонии, ритуалы, танцы, гадания и т. п. помогали людям, чьи недуги имели не столько физический, сколько эмоциональный характер. В средние века господствовало убеждение, что душевные заболевания вызываются злыми демонами и дьявольскими силами, которые овладевают человеком. Зарождение психологической науки знаменуется появлением интереса исследователей к закономерностям функционирования психики, а впоследствии - возникновением представлений об эмоциях как о причине психических расстройств. Сначала ученых интересовало:

  • как обычный человек познает окружающий мир;
  • как личность планирует свои действия;
  • как она реально действует.

Впоследствии психология пришла к выводу о существовании индивидуальных различий (они - предмет дифференциальной психологии и психодиагностики). Дальше, с появлением учения об эмоциях как причине душевных расстройств, фокус внимания сместился в сторону уникальности и непредсказуемости человека, которые не подвергаются типизации. Потом сфера исследования от индивидуальных различий сместилась на различия в способах ведения людьми дискуссии и диалога. Следующий шаг - включение в контекст анализа социальной среды, в которой живет человек, а также общества, членом которого он является (предмет социальной психологии).

Индивидуальная терапия возникла одновременно с представлениями о диадном отношении врача и пациента («терапевтический альянс»). Консультативная психология появилась в середине 20-го века. На первых этапах ее становления естественным был интерес к той реальности, с которой сталкивается пациент и которая порождает проблемы и неурядицы, заставляющие его обратиться к врачу. Отсюда взяли начало организационная психология, семейная психотерапия и т. п. Акцентирование внимания на диаде "консультант - клиент" поставило задачу выработки норм и правил их взаимодействия.

Междисциплинарные связи психотерапии

Направления психотерапии (в том числе консультативной) базируются на следующих отраслях психологической науки:

  • общей, возрастной, детской;
  • социальной, клинической и дифференциальной;
  • психологии личности;
  • психодиагностике (в частности, тестологии);
  • консультативной психологии.

Согласно традиционным представлениям о психологическом влиянии на ребенка в контексте успешного онтогенеза, можно сказать, что психотерапия - это совокупность самих средств и методов, предназначенных для создания оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного развития подрастающего индивида. В этом контексте деятельность специалиста представлена: психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной (сохранением и укреплением нервно-психического здоровья) психореабилитацией.

Консультативная психология как теоретико-методологическая подоплека и направление психотерапии

Теоретико-методологическая психотерапия - это консультативная психология, то есть отрасль системного научно-прикладного знания. Что до предоставления помощи в форме беседы, то она оказывается обычно:

  • лицам различного возраста, в т. ч. детям;
  • родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое консультирование чаще всего понимают как душевную помощь здоровым людям, которая оказывается с целью помочь им справиться с различными внутренними и межличностными трудностями, возникающими в процессе организованного взаимодействия. Как вид лечебной практики это система коммуникативного взаимодействия врача с лицами, которые обращаются к специалисту (по запросу администрации учреждения, родителей, педагогов), и процесс при этом может ограничиться помощью рекомендательного характера. Единого понимания своей сущности такое консультирование не имеет. Его разделяют на две группы. Это:

  • консультирование как влияние (директивная психотерапия);
  • консультирование как взаимодействие (недирективная психотерапия).

Психологическое консультирование, психотерапия включают: активность клиента, деятельность консультанта и результат этого процесса - психологические новообразования, активированные (сформированные) в личности обратившегося за помощью. При этом рассматриваются пять основных групп вопросов:

  • о сути процесса, который возникает между клиентом (человеком, который оказался в тяжелой ситуации и нуждается специализированной помощи) и терапевтом (человеком, который эту помощь предоставляет);
  • о личностных чертах, установках, знаниях, умениях врача;
  • о резервах, которыми являются внутренние силы клиента, при условии, что они могут быть активированы;
  • об особенностях ситуации, которая сложилась в жизни клиента и привела его к психотерапевту;
  • о приемах и техниках, которые будет использовать консультант для предоставления помощи клиенту.

Базовые модели психотерапии

В современной психотерапии существует два подхода к сущности терапевтического процесса - медико-биологический и психологический. Также есть и две базовые модели психотерапевтического влияния - медицинская и психологическая.

Медико-биологическая модель - это акцентирование внимания на соматических особенностях клиента. Предполагается, что ее имеет право использовать только специально подготовленный врач-психиатр или психотерапевт. Этому условию нужно следовать неукоснительно. Вот что включает в себя психологическая психотерапия:

  • центрацию на клиенте;
  • «сосуществование» (когда главное - не общее деятельностное взаимодействие терапевта и клиента в консультативном процессе, а обмен мыслями и эмоциями);
  • «внутреннее постижение» (когда клиент движется в своем личностном пространстве по траектории, которую сам определяет);
  • «безусловное принятие» (врач и пациент вступают в особые отношения близости, основанные на эмпатии, любви, уважении).

Особое значение придается методологии практической работы. Методы психотерапии (в частности те, которые используются по методологии психоанализа), знания (теория) становятся главными ориентирами консультативного процесса. Чаще всего врач может рассказать о пациенте все: об особенностях его отношений в детстве, процессах преодоления и защиты, его травме и т. д., но он не может передать его «жизненный дух».

Ориентированная на теорию поведенческая психотерапия становится лучшим средством достижения цели в рамках бихевиоральной модели. С другой стороны, эти знания о клиенте не гарантируют, что в нем произойдут внутренние изменения, не обещают «пробуждения» его внутренних процессов. Это возможно только в случае чего-то важного, такого, что не подвергается концептуализации, чему почти невозможно научиться, но без чего глубинная поведенческая психотерапия не может происходить.

Психологические модели

В пределах психологической модели, в свою очередь, выделяются:

  1. Социально-психологическая модель. Это тот подход, который основывается на общественном воздействии, в котором возможна отработка социальных форм поведения.
  2. Личностно-ориентированная модель (клиент-центрированная), которая предусматривает особое межличностное взаимодействие терапевта и клиента. Врач применяет при этом психологические теории и специальную коммуникативную технику для решения личных проблем клиента.

Направления психотерапии

В консультативной практике подразумевается, что болезни, конфликты, стрессы, проблемы являются данностью жизни каждого человека, и это надо принимать и признавать. Позитивная психотерапия - направление поддержания, восстановления психического здоровья граждан. Главное ее назначение — это забота о социальном, физическом, духовном здоровье человека, семьи и социальной группы. В связи с этим нужно понимать, что люди наделены способностями, благодаря которым могут находить выходы из самых сложных проблем и ситуаций. Позитивная психотерапия подчеркивает целостное видение жизни личности и оптимистическое восприятие ее природы. Человеческое бытие — это единство тела, ума, духа и эмоций. Врач, который работает в этой области, не будет стремиться «поставить диагноз», а будет стараться понять пациента в его жизненных проблемах, по причине которых у него появились заболевания или нарушения.

Когнитивная психотерапия - направление, которое предусматривает улучшение представления человека об окружающем мире и о себе. Дело в том, что депрессия, например, иногда заставляет воспринимать реальность необъективно. По мнению практикующих специалистов, когнитивная психотерапия позволяет клиенту убрать от себя негативные мысли и всегда мыслить положительно. Поэтому исчезает тоска. На занятиях доктор выявляет негативные мысли и помогает оценить реальное положение дел. Он будет руководителем тренинга по освоению новых способов миропонимания, а также поможет закрепить умение по-новому оценивать то или иное событие.

Групповая психотерапия подразумевает проведение занятия в коллективе, где каждый его член имеет определенное отклонение. Например, такое направление используется при устранении пагубных зависимостей (употребления табака, алкоголя). При этом эффективность возрастает, так как, находясь вместе, пациенты усиливают влияние друг на друга стремления к лечению. Таким образом, групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только объектом влияния со стороны терапевта, но и сама воздействует на каждого своего члена.

Семейная психотерапия использует комплекс приемов, которые ориентированы не только на проблемные семейные ситуации, но и имеют целью анализ прошлого клиентов, реконструкцию некоторых событий и структуры взаимоотношений и т. д. Актуальным направлением в развитии является наработка методологических основ, опора на которые поможет избежать случайности, фрагментарности и интуитивности.

Клиническая психотерапия - дисциплина, целью которой становится устранение различных расстройств и нарушений, соматических болезней. Это направление изучает душевно-моральные аспекты здоровья: индивидуальные различия, влияние окружающих факторов на состояние пациента и ход лечения, душевные особенности переживаний. Теоретические основы этой техники психотерапии: биопсихосоциальная концепция патологии; методы исследования медицинской психологии; понятие о континууме «болезнь - здоровье».

Особенности биоэнергетики

В прошлом веке телесная психотерапия пополнилась новым методом воздействия, который был назван биоэнергетикой. Один из учеников известного доктора Райха, Александр Лоуэн, разработал этот подход. Применив несколько иной понятийный аппарат, например, «биоэнергия» вместо понятия «орган», врач до известной степени нивелировал сопротивление других терапевтических направлений. Его система получила большее распространение в США, чем аналогичное учение Райха. В то же время он включил в свою концепцию теорию дыхания, разработанную учителем, и часть его техник, направленных на достижение эмоциональной раскованности путем применения ударов, крика, слез.

Телесно-ориентированная психотерапия, разработанная Лоуэном, ставит в центр понятие биоэнергии. Оно объединяет тело и психику в функциональном плане. Вторым важным определением, на котором основывается телесно-ориентированная психотерапия, является «мышечная броня». Она мешает спонтанному течению энергии по телу человека, поэтому существует комплекс упражнений, помогающих от нее избавиться.

Основные методы психотерапии

Обычный больной, который никогда не сталкивался с работой психотерапевтов, имеет очень смутное понимание того, что происходит на сеансе. Методов психотерапии много. Узнаем об основных.

  1. Арт-терапия. На сегодняшний день это очень востребованный метод. Арт-терапия подходит для установления психологической связи пациента и психотерапевта. Этот метод очень эффективен почти при любых отклонениях. Особенно часто его применяют при работе с малышами. При помощи арт-терапии больной открывает перед терапевтом все свои скрытые проблемы. В методике применяются различные техники, такие как динамический синтетический рисунок, метафорический рисунок, символическое уничтожение навязчивостей и многие др.
  2. Аутотренинг. Начало применения этого метода можно отнести к 30-м годам прошлого века, но основы заимствованы из древних восточных наработок. Применяется в лечении только взрослых людей.
  3. Внушение. Этот метод можно назвать основой лечения. Практически ни один случай в психотерапевтической практике не обходится без внушения. При применении суггестии консультант должен учитывать различные индивидуальные особенностей больного. Для детей есть особый метод, который именуется фиксацией.
  4. Самовнушение. Этот метод родственен многим религиозным обрядам и медитативным техникам. Перед тем как больной начнет практиковать самовнушение, с ним работает терапевт, применяя технику суггестии.
  5. Гипноз. Этот метод психотерапии вызывает наибольшие споры, но очень он действенный. Используется с середины 20-го века. В психотерапии есть разница между гипнотерапией и гипнозом. Существуют также классический и Эриксоновский методы. Гипнотерапия имеет достаточно широкий список противопоказаний.
  6. Игровая психотерапия. Игровую терапию чаще применяют для лечения малышей. При этом используют следующие игры: социокультурные, биологические, межличностные.
  7. Рациональная психотерапия. Это методика, при которой консультант убеждает клиента в чем-либо, применяя логические объяснения, приводя факты. Рациональная психотерапия иногда применяется вместо суггестивных методов. Действенность этой методики зависит напрямую от харизматичности доктора. Рациональная психотерапия чаще применяется при лечении взрослых больных.
  8. Разговорная терапия. В ходе сеанса больной вслух говорит о тех проблемах, которые вызывают у него сильнейшие переживания. В процессе произнесения речи идет переосмысление происходящего.
  9. Десенсибилизация. Этот метод психотерапии основывается на том, что выученные манипуляции заменяются другими. Для начала клиент осваивает технику расслабления. Затем он вызывает в уме изображение, которое его пугает. После этого, также в мыслях, представляется картина успокоения. Так проходит около 30 минут. Лечить методом десенсибилизации можно пациентов с 10 лет.

Психотерапия - это действенный метод излечения многих болезней, в том числе и соматических. Избавляет она также и от проблем личностных и социальных. Однако человек, обратившийся за помощью к специалисту, должен понимать, что чудесного исцеления он не получит. Психотерапия - это не волшебная таблетка. Для того чтобы добиться желаемого результата, нужно работать над собой.


Психотерапевт

8 шагов заботы о своей душе

1. Первый шаг в терапию – это осознание, что душа нуждается в помощи, что не все её потребности удовлетворены, а жизнь утратила гармонию и смысл .

Если вы недовольны собой и жизнью, замучены заботами и тревогами, не удовлетворены отношениями с близкими и понимаете, что раз за разом проживаете одни и те же внутренние сценарии, приводящие к страданиям, а изменить их в одиночку не получается, это повод обратиться за помощью к психотерапевту.

Принять решение помочь своей душе – главный шаг, который даёт необходимую энергию для начала терапии и принципиально иного отношения к своей жизни.

Наиболее частые поводы для обращения к психологу:

Хорошо изучить вопрос самостоятельно и определиться, какой метод работы вам ближе. Задача непростая, потому как направлений глубинной психологии много: психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга и другие. К тому же есть альтернативные методы, такие как психодрама, гештальт, экзистенциально-гуманистическая, когнитивно-бихевиоральная и прочие терапии.

Направлений много, но эффективность всех методов психологической помощи приблизительно одинакова потому, что многие психотерапевты применяют разные подходы, стараясь пользоваться теми методами и концепциями, которые, по их мнению, подходят в конкретном случае.

Главное в психологической помощи не теории и техники, а само взаимодействие психотерапевта и клиента. Поэтому в выборе терапевта в первую очередь доверяйте своей интуиции и чувствам, ведь с этим человеком вам предстоит строить отношения.

3. Третий шаг – соглашение об условиях взаимодействия с терапевтом и обязательное выполнение этого соглашения.

Основа для выстраивания доверительных отношений. Необходимо согласовать время и место встреч, а главное – регулярно и точно исполнять договорённости. Это позволит эффективно сформировать терапевтическое пространство, в котором будет происходить исцеление души.

4. Четвертый шаг – создание контакта с бессознательным.

Контакт с бессознательным, существенной частью психики, – особенность глубинной психологии. Психику часто сравнивают с айсбергом, где верхняя, зримая, часть – это сознание, а бессознательное – огромная глыба под водой.

Глубинная психология использует неисчерпаемые ресурсы бессознательного для исцеления и восстановления целостности. Основные методы работы – активное воображение, анализ снов и образов.

5. Пятый шаг – инсайты, проживание нового опыта в отношениях с терапевтом.

Психотерапия - процесс, в котором клиент с помощью терапевта работает над развенчанием патологических убеждений, которые препятствуют полноценной жизни психики, отрицательно отражаются на самооценке, не дают достичь желанных целей, заставляют его похоронить свои мечты и причиняют страдания.

Изменить такие убеждения помогает новый опыт, проживаемый в терапевтических отношениях: клиент бессознательно тестирует свои установки во взаимодействии с терапевтом. В работе приходит осознание, что прежние убеждения иррациональны и вредны, что они больше не помогают как раньше.

6. Шестой шаг – создание устойчивых терапевтических отношений.

Отношения терапевта и клиента – важнейший инструмент исцеления души. Они должны быть безопасными. Клиент в терапии следует своим бессознательным целям и планам, и прогресс его терапии регулируется неосознаваемыми оценками опасности и защищенности. Человек прогрессирует в терапии, если верит, что может сделать это безопасно для себя.

Принятие, доброжелательное и сочувственное отношение вне зависимости от того, что рассказывает клиент, лежит в основе практически любого направления психотерапии. Именно поэтому требования к личности психотерапевта очень серьезные: он должен суметь понять и полюбить любого приходящего к нему. Здесь нет места для неприятия или чувства превосходства.

7. Седьмой шаг – анализ травм и комплексов.

Необходимый шаг в терапевтических отношениях, без него эффективная терапия невозможна. Часто болезненные реакции вызывает так называемый негативный перенос: клиент испытывает неприятные чувства по отношению к терапевту, переживая таким образом травмы, которые он не смог пережить в отношениях с другими людьми. Это самый опасный период в терапии, когда возникает большое желание закончить процесс, потому как состояния могут быть очень непростыми.

Главное здесь – набраться терпения и решимости пройти весь путь до конца. Именно от этого во многом зависит успех терапии.

8. Восьмой шаг – синтез целостности, духовный рост и развитие.

Этап, на котором человек больше не испытывает давления комплексов и травм, может принять себя и не боится соприкасаться с реальностью. Он становиться внутренне уравновешенным и начинает доверять самому себе и замечает, что теперь его психической энергии достаточно для высвобождения уникальной личности из подчинения сознательным и бессознательным ограничениям. Это возможность шагнуть дальше, за пределы простой адаптации к коллективным и социальным аспектам жизни и пойти по пути духовного роста и развития.

Начинается прекрасный период сбора плодов, семена которых посеяли в начале терапии клиент и терапевт. Здесь важно осознать и принять всё, что дала терапия, и проанализировать, чего достичь не удалось.

У человека, получившего целительный опыт терапевтических отношений, формируются уверенные навыки самостоятельного анализа своей психики. Теперь он сам может справляться с ситуациями, которые раньше казались неразрешимыми.

При добросовестной совместной работе клиент выходит из терапии гармоничной личностью, которая следует собственному уникальному пути и умеет обретать целостность.


Психотерапевт

8 шагов заботы о своей душе

1. Первый шаг в терапию – это осознание, что душа нуждается в помощи, что не все её потребности удовлетворены, а жизнь утратила гармонию и смысл .

Если вы недовольны собой и жизнью, замучены заботами и тревогами, не удовлетворены отношениями с близкими и понимаете, что раз за разом проживаете одни и те же внутренние сценарии, приводящие к страданиям, а изменить их в одиночку не получается, это повод обратиться за помощью к психотерапевту.

Принять решение помочь своей душе – главный шаг, который даёт необходимую энергию для начала терапии и принципиально иного отношения к своей жизни.

Наиболее частые поводы для обращения к психологу:

  • проблемы в отношениях, развод;
  • потеря близкого человека;
  • тяжелые ссоры;
  • отношения, причиняющие страдания;
  • сложности в общении, боязнь близких отношений;
  • трудности воспитания, чрезмерная тревога за ребенка;
  • не удовлетворенность жизнью, работой, карьерой;
  • тревоги, связанные с изменением социального статуса;
  • непринятие себя, своей внешности;
  • неуверенность во взаимодействии с людьми;
  • жизненный кризис, потеря смысла жизни;
  • навязчивый страх смерти;
  • депрессия и подавленные состояния;
  • смена места жительства и проблемы адаптации;
  • зависимость от работы, отношений, алкоголя или игр;
  • приступы паники, тревоги и навязчивых состояний;
  • резкие перепады настроения;
  • духовный кризис, поиск духовного развития;
  • просто не знаю, чего хочу и куда иду.
2. Выбор специалиста и метода – второй важный шаг в терапии.

Хорошо изучить вопрос самостоятельно и определиться, какой метод работы вам ближе. Задача непростая, потому как направлений глубинной психологии много: психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга и другие. К тому же есть альтернативные методы, такие как психодрама, гештальт, экзистенциально-гуманистическая, когнитивно-бихевиоральная и прочие терапии.

Направлений много, но эффективность всех методов психологической помощи приблизительно одинакова потому, что многие психотерапевты применяют разные подходы, стараясь пользоваться теми методами и концепциями, которые, по их мнению, подходят в конкретном случае.

Главное в психологической помощи не теории и техники, а само взаимодействие психотерапевта и клиента. Поэтому в выборе терапевта в первую очередь доверяйте своей интуиции и чувствам, ведь с этим человеком вам предстоит строить отношения.

3. Третий шаг – соглашение об условиях взаимодействия с терапевтом и обязательное выполнение этого соглашения.

Основа для выстраивания доверительных отношений. Необходимо согласовать время и место встреч, а главное – регулярно и точно исполнять договорённости. Это позволит эффективно сформировать терапевтическое пространство, в котором будет происходить исцеление души.

4. Четвертый шаг – создание контакта с бессознательным.

Контакт с бессознательным, существенной частью психики, – особенность глубинной психологии. Психику часто сравнивают с айсбергом, где верхняя, зримая, часть – это сознание, а бессознательное – огромная глыба под водой.

Глубинная психология использует неисчерпаемые ресурсы бессознательного для исцеления и восстановления целостности. Основные методы работы – активное воображение, анализ снов и образов.

5. Пятый шаг – инсайты, проживание нового опыта в отношениях с терапевтом.

Психотерапия - процесс, в котором клиент с помощью терапевта работает над развенчанием патологических убеждений, которые препятствуют полноценной жизни психики, отрицательно отражаются на самооценке, не дают достичь желанных целей, заставляют его похоронить свои мечты и причиняют страдания.

Изменить такие убеждения помогает новый опыт, проживаемый в терапевтических отношениях: клиент бессознательно тестирует свои установки во взаимодействии с терапевтом. В работе приходит осознание, что прежние убеждения иррациональны и вредны, что они больше не помогают как раньше.

6. Шестой шаг – создание устойчивых терапевтических отношений.

Отношения терапевта и клиента – важнейший инструмент исцеления души. Они должны быть безопасными. Клиент в терапии следует своим бессознательным целям и планам, и прогресс его терапии регулируется неосознаваемыми оценками опасности и защищенности. Человек прогрессирует в терапии, если верит, что может сделать это безопасно для себя.

Принятие, доброжелательное и сочувственное отношение вне зависимости от того, что рассказывает клиент, лежит в основе практически любого направления психотерапии. Именно поэтому требования к личности психотерапевта очень серьезные: он должен суметь понять и полюбить любого приходящего к нему. Здесь нет места для неприятия или чувства превосходства.

7. Седьмой шаг – анализ травм и комплексов.

Необходимый шаг в терапевтических отношениях, без него эффективная терапия невозможна. Часто болезненные реакции вызывает так называемый негативный перенос: клиент испытывает неприятные чувства по отношению к терапевту, переживая таким образом травмы, которые он не смог пережить в отношениях с другими людьми. Это самый опасный период в терапии, когда возникает большое желание закончить процесс, потому как состояния могут быть очень непростыми.

Главное здесь – набраться терпения и решимости пройти весь путь до конца. Именно от этого во многом зависит успех терапии.

8. Восьмой шаг – синтез целостности, духовный рост и развитие.

Этап, на котором человек больше не испытывает давления комплексов и травм, может принять себя и не боится соприкасаться с реальностью. Он становиться внутренне уравновешенным и начинает доверять самому себе и замечает, что теперь его психической энергии достаточно для высвобождения уникальной личности из подчинения сознательным и бессознательным ограничениям. Это возможность шагнуть дальше, за пределы простой адаптации к коллективным и социальным аспектам жизни и пойти по пути духовного роста и развития.

Начинается прекрасный период сбора плодов, семена которых посеяли в начале терапии клиент и терапевт. Здесь важно осознать и принять всё, что дала терапия, и проанализировать, чего достичь не удалось.

У человека, получившего целительный опыт терапевтических отношений, формируются уверенные навыки самостоятельного анализа своей психики. Теперь он сам может справляться с ситуациями, которые раньше казались неразрешимыми.

При добросовестной совместной работе клиент выходит из терапии гармоничной личностью, которая следует собственному уникальному пути и умеет обретать целостность.

Метки: Психотерапия ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Читать по теме:

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

Если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист. И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда однажды…» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Метки: Психотерапия ,

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство , Психотерапия , Инфантильность , Детско-родительские отношения ,

Невроз отложенной жизни

На терапевтической группе два дня подряд плакала одна женщина лет сорока. На все вопросы – о чем она плачет? – она не могла ответить. У нее были выявлены всевозможные заболевания: язва двенадцатиперстной кишки, мастопатия, вегетососудистая дистония, мигрень, варикозное расширение вен, гастрит, колит, куча гинекологических проблем. Было ясно, что ее абсолютно не удовлетворяет собственная жизнь. Но что в ней не так?

Метки: Невроз , Психотерапия , Случаи из практики психотерапии ,

Психотерапия пограничного клиента

Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Пограничные клиенты будут регулярно нарушать Ваши профессиональные и личные границы, чаще всего следующими способами: пытаться превратить терапевтические отношения в дружескую или любовную связь; задерживать время терапии любой ценой; отказываться покидать кабинет после окончания сеанса; не оплачивать встречи; предпринимать откровенные попытки соблазнить терапевта...

Метки: Психотерапия , Пограничное расстройство личности , Границы ,

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

Психолог Юрий Черников: "Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?"

Метки: Психотерапия ,

Девочка и волк

Разговор с психотерапевтом: "- Ты же понимаешь, что до тех пор, пока ты не признаешь, что ты девочка, и ты устала, и тебе нужно плакать и ошибаться, ты будешь для всех волком, будешь одиночкой, будешь пугать деревенских и прятаться от людей с дрекольем. Ты понимаешь это? - Да. Но плакать и ошибаться - это для слабаков."

Метки: Психотерапия ,

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

Эдвард де Боно: "Шесть шляп мышления". Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп - это шесть разных способов мышления. Красная шляпа - это эмоции, черная - критика, желтая - оптимизм, зеленая - творчество, синяя - управление ходом мыслей, а белая - факты и цифры.

Метки: Психотерапия ,

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

Дмитрий Клевцов, врач-психотерапевт: "«Что-то происходит с моим сознанием», «сейчас сойду с ума» - у некоторых больных при обострении ощущения измененности собственного «Я» могут возникать состояния возбуждения с усилением тревожности, панического смятения. У других пациентов углубление нарушения деперсонализации развивается как бы «на ходу», без резкого обострения эмоциональных реакций."

Метки: Психотерапия , Синдром деперсонализации-дереализации , Деперсонализация ,

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Александр Кузьмичев, психолог: "Я предлагаю упростить там, где это возможно. Локализовать отношения до одного некоего стартового действия. Которое, пусть и не обещает 100% результат, но значительно ускоряет межличностные изменения и процесс построения своих границ. Притом не через «чистое» личностное саморазвития, а через совместную тренировку."

Метки: Психотерапия , Границы ,

Чужой мужик - мой мужик

Лика Ставцева, психолог: "Наша психика удивительные ходы выстраивает, побуждает играть по ее сценарию без разрешения самого человека. Эта история моей клиентки, публикуется с ее разрешения. Все имена не имеют к реальным людям никакого отношения"

Метки: Психотерапия ,

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

Проблемы совместного проживания с родителями – частая причина обращения к психологу. Попробуем выделить несколько типичных ситуаций и описать их. По современной психологической моде жизнь с родителями приравнивается к незавершенной сепарации, и означает застревание на определенном этапе психического взросления.

Метки: Психотерапия , Детско-родительские отношения ,

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

Карл Юнг: "Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать."

Метки: Психотерапия , Личность ,

Елизавета Мусатова, психолог: "Человек может «забыть» боль от предательства или страх от угрозы, даже если помнит факты. Происходит травматический раскол. Часть человека застревает в прошлом, и с этой частью там остается энергия и жизненные силы."

Метки: Психотерапия , Метод системных семейных расстановок ,

Размышления о маме: какая из мам твоя?

Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Клиент приходит к нам с историей. С нарративом. И там много матерей. Там его родная мать, бабушки – матери, воспитательницы детского сада, матери друзей. Матери из масс-медиа. Архетипическая мать (тоже не одна). Шизофреногенная мать (мифическая, но все же!). Мертвая мать (которая сама травмирована). Очень-даже-живая-и-активная мать, называемая в простонародье гипреопекающей."

Метки: Психотерапия , Детско-родительские отношения , Гештальт-терапия ,

Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

Психолог Татьяна Силаева: "В статье приводится техника работы со вторичными выгодами, конфликтами убеждений, а также разрешением себе "новой жизни". Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении."

О том, как работает психотерапия, можно написать очень и очень многое — особенно, если учесть, что на сегодняшний день ОППЛ официально признано более 35 самостоятельных методов работы . Я ограничусь самой сутью, и тем методом, который я применяю конкретно в своей профессиональной практике — речь идет о Восточной версии нейропрограммирования и Нейротрансформинге , которые основаны Сергеем Викторовичем Ковалевым , профессором, доктором психологических наук, психотерапевтом всемирного регистра, а также моим учителем, у которого я продолжаю обучаться и повышать свою квалификацию.

Суть метода можно описать поговоркой: «Психотерапия — это не все психотерапия, а только то, что работает» . В ВВН и Нейротрансформинг были заложены работающие модели целого ряда направлений прикладной психологии, духовных практик, религиозных доктрин, которые определенным образом обработаны, отшлифованы, модернизированы и скомпанованы в работающую систему действенных психотехнологий, позволяющих в короткие сроки обеспечить эффективное решение целого ряда проблем клиента.

Психотехнологии, применяющиеся в ВВН и Нейротрансформинге, собраны в единый психотерапевтический модуль, получивший название Модуль Сергея Викторовича Ковалева . Он представляет собой строгую последовательность психотерапевтических интервенций сразу по 9-18 направлениям с получением ожидаемого результата за 20 психотерапевтических часов работы (при сложной психосоматике количество часов повышается до 30-40). Это около десяти сеансов, примерно два месяца работы. Быстро? Очень! Почему так быстро? Об этом ниже.

О том, что у человека есть сознание и Бессознательное, знают даже те, кто не имеет к науке психологии никакого отношения. Разве что, в научных кругах до сих пор не пришли к соглашению — как лучше, «бессознание», «бессознательное», «подсознание» или «нижнее эго». Мы исходим из модели, предложенной итальянским психологом Роберто Ассаджиоли, отцом Психосинтеза — модели, получившей название Яйцо Ассаджиоли (см. рисунок)

Опираясь на то, что именно в нижнем Бессознательном происходит около 96% всех психических процессов, именно там содержится информация о всех импринтах и психотравмах, обо всех убеждениях и жизненных позициях, в рамках психотерапии мы работаем преимущественно с нижним Бессознательным . Здесь следует упомняуть метафору величайшего гипнотерапевта XX века Милтона Эриксона . Сознание — глупый всадник, Бессознательное — умная лошадь. которая знает дорогу и может привести всадника куда тот скажет, но всадник почему то постоянно выбирает наиболее сложные пути. С помощью сознания определяется направление движение, Бессознательное осуществляет процесс и характер достижения цели.

Таким образом, обмусоливая каждый аспект проблемы на уровне сознания (функцией которого является всего лишь интерпретация информации, которая приходит из Бессознательного, кстати, в большей степени неверная интерпретация), люди избавляются от текущего негативного заряда, оставляя при этом истинную причину, и проблема не решается. Вот почему возможность решения проблем через диалог с друзьями, тем более с использованием алкоголя — приятный, но абсолютно лживый миф.

Эффективная работа предполагает работу именно с Бессознательным. Если ребенка напугала , и он с тех пор их боится, даже будучи взрослым, то простое словесное убеждение, что собаки добрые и пушистые ничего не дают. У Бессознательного обратная информация на этот счет, и поскольку именно оно руководит 96% всех психических процессов (а значит и поведением), то не поменяв эту информацию, делать что-то другое бесполезно — результат останется прежним.

Если же «переписать» эту психотравму в Бессознательном — поменять информацию о собаках на противоположную, то «сразу», «каким-то чудом» проблема исчезнет. Вот почему психотерапия так эффективна — нам известен язык Бессознательного, позволяющий нам находить решения на уровне, где проблема возникла, а не там, где ощущаются уже последствия, которые и привели человека к психотерапевту. Как уже было сказано выше, психотерапию можно позиционировать как направление, приоритетом которого является взаимодействие с нижним Бессознательным человека. Для других областей работы есть соответствующие направления — психокоррекция, консалтинг и коучниг, которые не относятся к описываемой здесь теме.

При этом важно понять следующее — психотерапевт ничего не делает за клиента . Он скорее выступает посредником, проводником, переводчиком с языка Бессознательного. Цель всегда достигается самим клиентом, а конкретно — у него для этого есть все необходимые ресурсы. Задача психотерапевта состоит в помощи определения клиентом желаемого результата и обеспечении внутренних условий для естественного достижения им (его Бессознательным) этого результата.

Иногда достаточно донести до Бессознательного то, что мы на самом деле хотим, и оно без проблем нам это устроит. Только удивится разве что: «Что же ты сама об этом мне раньше не сказала, я то думало что тебя все устраивает. Хочешь — получай». И в результате работы с психотерапевтом «внезапно» происходят «случайности» и «чудеса», которые напрочь меняют внутреннюю и внешнюю реальность клиента. Так и работает психотерапия в нашей модальности.

Сами собой возникают вопросы:

— Что такое коллективное Бессознательное?
— Как проходит психотерапевтический сеанс?
— Откуда Бессознательное получает ресурсы?
— Могу ли я работать с собой без психотерапевта?
— Насколько стабильны результаты описываемого вида психотерапии?
— Что такое коучинг, психокоррекция и консультирование?
— Что такое ипринты и психотравмы, как с ними работать?
— Как происходит процесс взаимодействия сознания и Бессознательного?
— На каком языке говорит Бессознательное, и как происходит диалог с ним?
— Что включает в себя полный психотерапевтический Модуль, какова его структура?
— Из каких принципов исходят Восточная Версия Нейропрограммирования и Нейротрансформинг?