Психология и психотерапия. Психотерапия

Психотерапия - это психологические методы лечения психических расстройств. В психотерапии существует множество различных методов лечения, например, психоанализ, групповая или семейная терапия, поведенческая терапия. Конечной целью врача является оказание помощи в развитии личности, а не только в устранении симптомов болезни. Основой любой психологической помощи - является беседа врача и пациента. Кроме того, для лечения пациента могут применяться психотропные лекарственные препараты, различные приборы и другие вспомогательные средства.

В настоящее время психотерапия является признанным методом лечения, который не только эффективен, но и широко распространен. Хотя бы один раз в жизни в помощи психотерапевта нуждается 10-15% всех жителей Восточной Европы, а около 2-3% страдают тяжелыми психическими заболеваниями. К ним необходимо прибавить людей с болезненным влечением.

Классификация методов психотерапии

Психотерапия - это психическое воздействие на больного с лечебной целью. Сегодня психотерапия иногда дополняет соматическое лечение, а при неврозах является единственным средством лечения. В XX веке были созданы различные формы психологической помощи. Существует множество психотерапевтических методов, которые можно по-разному классифицировать.

Методы по способу лечения

По способу лечения психотерапевтические методы подразделяются на «обнаруживающие (вскрывающие) и не обнаруживающие (игнорирующие) причину болезни». К первой группе относится глубинная терапия, с помощью которой пытаются обнаружить глубинные причины болезни и одновременно лечить саму болезнь. Ко второй - поведенческая терапия, используя которую, лечат лишь симптомы болезни, сознательно не обращая внимания на причину заболевания. Другие методы лечения связаны с обучением, например, аутогенная тренировка или гештальт-терапия, когда проблемы моделируются, например, в процессе игры.

Методики по возрасту пациента

Методы, применяемые в психотерапии, во многом зависят от возраста пациента, поэтому существует психотерапия для детей, подростков и взрослых. Также выделяют психологическую помощь, индивидуальную и групповую терапии.

Методы, не анализирующие причину заболевания

Применяя эти методы, пытаются изменить представления человека и таким образом ему помочь. К этим формам психотерапии относится гетеросуггестия (т.е. внушение «со стороны»), аутоггестия (самовнушение) или гипноз. Не анализирующими эти методы называются потому, что при их использовании не пытаются обнаружить причину болезни. Такие методы могут быть особенно эффективными при лечении психосоматических заболеваний.

Обучение психотерапии

При применении этих методов выздоровлению больного должно помочь расслабление. Наиболее известный метод - аутогенная тренировка, во время которой человек полностью расслабляется. К другим методам относятся гимнастика, массаж и дыхательные упражнения. Эти методы рекомендуются людям, испытывающим большие нагрузки на работе или страдающим повышенной утомляемостью.

В жизни многие из нас попадают в ситуации, из которых без психологических последствий не выйти. И как правило сам человек не в состоянии разобраться в сложившейся ситуации, так как мысли и эмоции загоняют в угол. Победить чувство тревоги, переживания, избавиться от повышенной раздражительности, или сонливости вам помогут в центре психотерапии http://ego-lution.ru .

Методики, анализирующие причину заболевания

При применении этих методов пытаются обнаружить причину заболевания. Наиболее известный из этих методов - психоанализ. Цель психоанализа - помочь больному отыскать подсознательные корни своих проблем, порожденных подавленными конфликтами, для того, чтобы больной, освободившись от связанных с ними эмоций, смог воссоздать свою личность.

Гештальттерапия

По мнению основоположника гештальттерапии Перлса, психические расстройства у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого. Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать свои эмоции и т.п. Цель этого метода -формирование целостной гармоничной личности - индивидуума, сознающего, что он хочет сделать и способного принять любую ситуацию. Этот метод направлен на самостоятельность и свободу личности. При применении гештальттерапии больной с психическим заболеванием рисует, чертит, лепит или моделирует. Все что он выполнит, позже интерпретирует психотерапевт.

Поведенческая терапия

При применении любого из методов поведенческой терапии, прежде всего, важно обучение. Поведенческую терапию можно применять почти во всех случаях анормального поведения и неврозов. Она применяется как индивидуальная, партнерская, семейная и групповая терапии. Ее используют для лечения различных фобий, алкоголизма, а также для лечения больных с невротическими расстройствами.

Какой метод психотерапии выбрать?

Выбор методики психотерапии зависит от характера психического заболевания. Обучающие методы и поведенческая терапия часто дают быстрые результаты, но их применение чаще всего не способствует раскрытию причины и устранению психической болезни. Для этих целей больше подходит гештальттерапия, которая помогает выявить причины заболевания, однако лечение может длиться не один год.

Квалифицированную психотерапевтическую помощь могут оказать только специалисты, поэтому необходимо обратиться к врачу-психиатру или психотерапевту. Куда обращаться за помощью, порекомендует семейный врач или участковый доктор.

Эффективность психотерапии

Применяя психотерапию, можно вылечить даже тяжелые психические заболевания. Однако здесь не существует никаких гарантий, в отличие от медикаментозного лечения многих физических заболеваний. Дело в том, что психика человека очень сложна и многие ее области еще мало изучены. Психотерапевтические методы эффективны, но не всегда наступает полное выздоровление, обычно удается добиться только внешнего улучшения состояния пациента.

К сожалению, еще и сегодня существует предвзятое отношение к психотерапии. Люди, прошедшие курс психотерапии, обычно об этом никому не рассказывают. Многие не обращаются к помощи психотерапевта, боясь прослыть не вполне нормальными. Однако существуют проблемы, с которыми человек не может справиться сам. Бессонница, измена мужа или жены, проблемы молодой семьи, нервные срывы, истерики, фобии, страх смерти, эмоциональный стресс - в этом случае требуется помощь психолога, который поможет снять стресс, победить страх и вернуться к нормальной жизни.

При появлении различных психических нарушений (особенно, если эти нарушения постоянно повторяются) человек должен обратиться к врачу. Если врач, обследовав пациента, назначает психотерапию, то не следует откладывать лечение и необходимо обратиться к психотерапевту.

Некоторые методы психотерапии применяются для профилактики психических нарушений, одним из них является самовнушение. Организуются специальные семейные курсы, на которых родители вместе с детьми овладевают техникой аутотренинга, учатся сохранять спокойствие и внутреннюю гармонию.

Родители должны наблюдать за детьми, чтобы не пропустить появления нарушений развития или аномалий. При своевременно начатом лечении часто удается избежать тяжелых психических расстройств.

Психотерапия - прикладная медицинская дисциплина. Ее научно-теоретическая основа сложна и, в первую очередь, включает в себя научную философию, комплекс психологических наук (медицинская психология, социальная психология, учение о личности и др.), нейрофизиологию, педагогику, теорию управления и связи и многое другое. В этой главе мы остановимся на связи психотерапии с психологическими науками.

Эти области человеческого знания исторически развивались отдельно. Психотерапия, зародившись в глубокой древности как
умма практических приемов народной медицины, с одной стороны, и как совокупность ритуалов и воздействий религиозного характера с другой, прошла тяжелый и противоречивый путь развития. Психотерапия долгое время развивалась не только вне психологии, но и вне научной медицины в целом, что обусловило настороженное и часто отрицательное отношение крупных деятелей медицины к ее возможностям. Однако следует подчеркнуть что многие представители русской медицины не только признавали большое значение психотерапии, но и внесли в ее развитие значительный вклад.

Медицинская психология - область психологических наук - выделилась и оформилась в самостоятельную науку относительно недавно. Однако основа экспериментальнопсихологических исследовании, имеющих большое значение для исследования психики больного, была заложена раньше В. М. Бехтеревым. Он писал: «...есть и душевные лекарства которые врачуют тело. Они черпаются из науки мудрости чаще из психологии...». В этих словах четко видна мысль о связи психотерапии («душевные лекарства») и психологии.

Проблемы медицинской психологии разрабатывали А. Binet, A Adler P. Janet, К. Birnbaurn, Е. Kretschmer, Н. Gruhle, К. Jaspers, P. Schiloer, W. Kretschmer и др. Многочисленные работы S. Freud и его учеников, посвященные психотерапии, касались и вопросов собственно медицинской психологии, например, структуры личности, механизмов влечений, мотизаций и т. д.

Медицинская психология изучает психические проявления болезней; роль психики в возникновении и течении болезней роль психики в их лечении и роль психики в предупреждении болезней и укреплении здоровья. Из этих задач к предмету настоящей статьи относится роль психики в лечении болезней.

Одним из основных положений медицинской психологии является положение о единстве (по не тождестве) психического и соматического. Исходя из этого, психотерапевты подчеркивают принципиальную возможность воздействия психическими средствами на все без исключения внутренние органы, все соматические процессы в организме. Применение такой психотерапевтической методики, как аутогенная тренировка, наглядно демонстрирует тесную связь психической и соматической сферы, возможность воздействия психики на соматические процессы с лечебной целью и обратного воздействия соматических процессов {релаксации и др) на психические процессы (например, на эмоциональную сферу). Многочисленные факты психосоматических зависимостей как в норме, так и при различных заболеваниях, описаны как отечественными, так и иностранными исследователями.

Область, которая одинаково важна для медицинской психологии и психотерапии - это учение о личности человека. Оно представляет собой специальную область психических наук - персонологию. Б. Г. Ананьев показал многообразие проблем личности и основных наук, изучающих личность. Сюда входит и социология, и социальная психология, и аксиология (наука о ценностях личности), и педагогика, история, юридические науки и т. д.

Психотерапия имеет дело с человеком во всей сложности этого понятия, во всем разнообразии его особенностей. Поэтому постепенно складывающееся и развивающееся учение о человеке - человёкознание (Б. Г. Ананьев) имеет непосредственное отношение к психотерапии. Центральная проблема человекознания - личность. Учение о личности (персонология) плодотворно развивалось в нашей стране В. М. Бехтеревым, А. Ф. Лазурским, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др.

За рубежом имеются работы, неравноценные по качеству, особенно интересные в частных аспектах, в прикладном диагностическом плане. Что касается фундаментальных теорий личности (S. Freud, A. Adler, К. Jung, неофрейдисты, К. Lewin, экзистенциалисты), то их критика будет дана далее.

Вторая крупнейшая проблема психологических и физиологических наук, очень важная для психотерапии - это проблема бессознательных или неосознаваемых психических процессов. И в этой области крупный вклад был сделан отечественными учеными (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищев, Г. В. Гершуни, В. Е. Рожнов, Ф. В. Бассин и др.). Психоаналитики создали впечатление об исключительном развитии исследований бессознательного только ими, хотя и за рубежом довольно много работ было выполнено представителями других направлений (J. Breuer, О. Vogt, К. Brodmann, A. Moll и др.).

Третья проблема - общение. Феномен общения выходит за рамки какойлибо одной науки (в том числе и социальной психологии) и должен изучаться комплексно, многими науками (философия, социология, социальная психология и др.). Важнейший вопрос в проблеме общения - понимание и взаимопонимание людей (А. А. Бодалев, W. Diltey и др.). Конечно, следует критиковать те крайние точки зрения (например, некоторых экзистенциалистов), которые отвергают самую возможность понимания человека человеком, утверждая отъединенность людей, их герметическую сущность. Следует также глубже изучить вопрос о подлинном (истинном) понимании человека человеком и о неподлнпном (ложном) понимании. Научная гносеология (теория познания), утверждая познаваемость самых сложных закономерностей внутреннего мира человека, обосновывает возможность его истинного понимания другими людьми, в частности, в процессе психотерапии.

Четвертая проблема-соотношение психического и соматического в человеке, их единство (но не тождество), раскрытие психосоматических механизмов, дающих возможность психотерапевту путем психических влияний осуществлять необходимую перестройку физиологических процессов в организме больного.

Понятие личности подразумевает раскрытие своеобразия каждого человека, особенностей его как члена общества; при этом подчеркивается уникальность, неповторимость личности, ее самодовлеющая ценность. В литературе, в мифах разных народов проводилась мысль о том, что со смертью каждого человека умирает целый мир. Особенно это подчеркивалось сторонниками экзистенциальной философии. При этом делались упреки в адрес материалистической философии, которая, якобы, недооценивает личность человека, его внутренний мир, оперируя лишь объективными законами природы и общества, человеческими массами. Такой упрек, однако, мог быть адресован лишь вульгарному, механистическому материализму, но не материализму диалектическому, который утверждает единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, при ведущем значении объективных процессов, отражением которых и являются процессы субъективные. Кроме того, речь идет не о прямолинейности связи внешнего и внутреннего, а наоборот, подчеркивается роль сложных соотношений в этом процессе. Передовая философия высоко оценивала роль личности, роль человеческого фактора в социально-экономических и исторических процессах (см. монографию Б. Д. Парыгина «Основы социально-психологической теории». М., 1971).

Существует более 100 определений понятия «личность» (G. А1-lport, 1964), и это одно уже говорит о больших расхождениях в ее понимании. В качестве основного, ведущего в личности одни авторы выдвигают мотивационные факторы (влечения, потребности), другие - ценностные (аксиологические) факторы, третьи - групповые (групповая динамика). S. Freud в книге «Я и Оно» и в других работах на первый план выдвигал энергетическую теорию личности. Он считал, что «энергия личности» связана с эмоциональным зарядом бессознательных сексуальных влечений, а постоянно имеющий место внутриличностпый конфликт зависит от подавления этих влечений со стороны «Сверх - Я». S. Freud считал ведущими и определяющими в личности бессознательные процессы, что не согласуется с научной точкой зрения отечественной психологии, отстаивающей ведущую роль сознания. Современная отечественная психология видит основу мотивационного механизма в потребностях человека, что разделяется и некоторыми западными исследователями (теория потребностей и их классификация у A. Maslow).

Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу («Тезисы о Фейербахе») особенности человека раскрываются через его отношения, т. е. сознательную связь с окружающим обьективпым миром («Мое отношение к моей среде есть мое сознание»- К. Маркс). Человек в обществе познается через его отношение к другому человеку (К. Маркс «Фрагмент о человеке Петре и человеке Павле»). Таким образом, самопознание может осуществиться только через объективное познание другого человека. Можно сказать, что это - философская основа групповой психотерапии. Это дало возможность В. Н. Мясищеву сформулировать понятие отношения как осознанной избирательной психологической связи человека со всеми другими людьми, предметами и явлениями окружающего мира, а понятие личности - как «ансамбля общественных отношений человека». Эта совокупность отношений формируется на протяжении конкретно-исторического пути человека, т. е. его индивидуальной жизни, начиная с раннего детства.

Это формирование и развитие личности (социализация) изучались многими исследователями, в частности, Н. Sullivan. Недостатки его схемы известны, они сводятся к отрицанию диалектики в развитии системы интерперсональных отношений (т. е. к отрицанию качественного скачка) и к недооценке возможностей компенсаторной перестройки и замещения отсутствующих или дефектных интерперсональных связей. Положительными сторонами схемы являются ее ясность и четкость, закономерность смены периодов развития и подчеркивание роли ранних (детских) периодов социализации человека (нуклеарная группа).

Естественно, что способность человека к установлению продуктивных и разнообразных общественных отношений опирается как на приобретенные в раннем детстве, так и врожденные (генетические, конституционные) биологические свойства (состояние и степень развития всех отделов головного мозга, эндокринной системы, тип нервной деятельности и т. д.). Поэтому, хотя личность в целом является понятием социальным, можно говорить о биологических ее предпосылках. Установление отношений начинается в самые первые недели и месяцы человеческой жизни. Всякое отношение подразумевает наличие другого человека или других людей, на которого (или на которых) направлено это отношение. Поэтому личность как система отношений может формироваться лишь в условиях малых групп. Ребенок, в силу каких бы то ни было причин" оказавшийся вне малых групп, не развивается как личность (например, дети, попавшие в джунгли и одичавшие там).

Самой простой первичной группой является группа «ребенок - мать». Содержание их отношений составляют кормление (утоление голода, чувство насыщения), ласки матери, игры, чувство защиты и уюта (смена мокрых пеленок) и т. д. Несколько позже у ребенка устанавливаются отношения с так называемой ядерной (нуклеарной) семьей - отец, мать, братья, сестры. В этих условиях формируются более расчлененные, дифференцированные, сложные отношения, обогащается личность ребенка. Нарушения нуклеарной семьи (например, отсутствие отца или матери, тах называемая неполная семья) могут привести к известному несовершенству - личности, ее недостаточности, инфантильности, дисгармоничности некоторых ее сторон, а также чрезмерной фиксаций на определенных членах семьи (например, на матери при отсутствии в семье отца). Недостатки воспитания, конфликтная ситуация в семье непосредственно отражаются на формировании личности ребенка. По данным А. И. Захарова, деформация личности ребенка в первые годы жизни обусловлена разлукой с матерью, в последующем - недостаточной ролью отца в семье. Имеют значение гиперопека, непоследовательность и противоречивость поведения родителей, их различное отношение к детям, аффективная неустойчивость. Следует, однако, подчеркнуть, что недостатки и изъяны нуклеарной семьи могут быть компенсированы общением ребенка в других малых группах (родственники, сверстники, детский сад, школа и т. д.). В дальнейшем большую роль в формировании личности играют такие группы и коллективы, как производственные, семейные, деловые, связанные с проведением досуга, бытовые, дружеские и др. Определенные периоды жизни человека, связанные с крупными биологическими сдвигами в организме (период полового созревания, инволюционный период), оказывают большое влияние на личность человека, делают ее более уязвимой, меняют статус личности, ее ценности.

Сейчас изучаются особенности личности молодежи и пожилых людей. Возрастной подход необходим для проведения эффективной психотерапии. Наши исследования (С. С. Либнх, 1971) показали, что в пожилом возрасте изменяется способность человека к контактам, к установлению социальных связей, но это изменение имеет скорее качественный характер. Происходит уменьшение числа связей чисто эмоционального характера, усиливается роль жизненного опыта, навыков общения, «типичных жизненных ситуаций» при формировании взаимоотношений с людьми, некоторая стандартизация поведения в типичных ситуациях. Возрастают элементы неуверенности, тревожности, мнительности, ипохондричности. Волнуют вопросы престижа, авторитета, социального статуса.

Психотерапия представляет собой комплекс лечебных психотерапевтических воздействий врача на психику больного или группы больных. Основной инструмент психотерапии - психическое воздействие, частным видом которого является слово. Психотерапия как лечебный метод направлена па личность больного, адресуется к социально-психологическому, личностному уровню человека. Поэтому знание основных свойств личности обязательно для психотерапевта.

Для психотерапии важно разделение отношений личности на позитивные, социально ценные и негативные, отрицательные, бесполезные или вредные для окружающих человека людей или для него самого. К первым относятся отношения дружбы, любви, взаимной поддержки, деловые, учебные, связанные с воспитанием детей и т. д., ко вторым - отношения, связанные с повышенной обидчивостью, эгоцентризмом, претенциозностью, а также противоречивые отношения, которые вызывают состояние хронического "психического напряжения. Важно иметь в виду и разделение отношений на эмоционально значимые и безразличные, при этом эмоционально значимыми могут быть объективно второстепенные и маловажные отношения, в то время как объективно более серьезные отношения оказываются менее значимыми для данного человека. Близко к эмоционально значимым отношениям понятие ценностей личности, которые изучает специальная наука - аксиология. К ценностям личности относятся определенные представления, установки, взгляды, обычаи, традиции, моральные нормы, эстетические вкусы, образцы (эталоны) поведения и т. д. Происхождение этих ценностей различно. В одних случаях они являются групповыми ценностями и усваиваются человеком в силу его принадлежности к этой группе (семья, круг знакомых и др.), в других носят индивидуальный характер, являясь следствием постепенного накопления жизненного опыта.

Важно также понятие «установки» личности (Д. Н. Узнадзе). М. Г. Ярошевский указывает, что установка личности возникает при взаимодействии субъекта с ситуацией удовлетворения его потребностей. Он определяет ее как «специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как склонность, как направленность, как готовность его (субъекта) к совершению акта, могущего удовлетворить эту потребность, как установку его к совершению определенной деятельности». Очевидно, что психотерапевт должен всегда иметь в виду установку больного как в ходе имеющегося конфликта, являющегося причиной или одной из причин заболевания, так и в процессе психотерапии. Установка не всегда осознается больным, она может также осознаваться лишь в некоторых своих звеньях. Сказанным определяется важность учета и изучения бессознательной сферы человека, которые в последнее время проводятся рядом советских ученых. (В. Е. Рожнов, Ф. В. Бассин и др.). Важно подчеркнуть, что эта работа ведется путем сочетания строго клинического и экспериментально-s психофизиологического методов (на кафедре психотерапии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей в Москве).

Ввиду того, что психотерапия применяется при самых разнообразных заболеваниях, в том числе и непсихогенной природы, необходимо тщательно изучить особенности-личности больных при таких заболеваниях, как психические болезни, заболевания внутренних органов, органические заболевания нервной системы, алкоголизм и т. д. Очень важен учет реакции личности на болезнь, «внутренней картины заболевания» (Р. А. Лурия). Если при неврозах и частично при наркоманиях роль личности в болезненном процессе признают все исследователи, то по отношению к психозам и соматическим заболеваниям дело обстоит сложнее. Некоторые авторы склонны рассматривать психические заболевания лишь как закономерную смену определенных психопатологических, картин и даже подчеркивают, что личность как бы отступает на задний план, стушевывается, подавляется болезненной психопатологической симптоматикой. Однако это не так. Даже при в пустошающем, прогрессивно развивающемся психическом заболевании человек остается личностью, хотя последняя может быть и значительной степени деформирована. Изучение личности необходимо для выявления ее сохранных или относительно сохранных: сторон, «эмоциональных островков» (М. Muller), которые могу г служить основой для установления контакта с врачом и проведения столь необходимой в этих случаях психотерапии. Изучение личности психически больных необходимо и для их реабилитации. Например, при проведении реабилитации больных пожилого возраста с затяжными депрессивными состояниями были проведены исследования их личностных особенностей (С. В. Днепровская). Эти исследования показали, что как преморбидные особенности личности, так и личностные изменения, возникшие уже в течение психического заболевания, являются одним из факторов, стабилизирующих и затягивающих депрессивные состояния, и игнорирование этих фактов обусловливало резистентность больных к проводившемуся им биологическому лечению.

Личность больного соматическим заболеванием также должна приниматься во внимание при проведении.психотерапии. Преморбидные особенности личности, такие как ригидность переживаний, тревожность, мнительность, ипохондричность и т. д., могут обусловить своеобразие течения основного соматического заболевания, утяжелить состояние больного, усложнить клиническую картину за счет образования «невротических наслоений». Встречаются случаи «игнорирования» болезни личностью больного, эйфорическое отношение к ней, своеобразная «анозогнозия». Часто это проявляется по отношению к тяжелым заболеваниям с плохим прогнозом (злокачественные опухоли, неблагоприятно протекающий тутеркулез и т. д.).

В настоящее время имеется ряд методов и приемов исследования личности. Кратко остановимся на них. Основным методом исследования личности в медицинской практике-является клинический, включающий беседу с больным, наблюдение, сбор дополнительных данных (у родственников, сослуживцев и др.). Важную роль играет так называемый биографический метод, то есть изучение истории жизни больного с точки зрения анализа становления и развития его личности (процесс социализации). Биографический метод реализуется в процесс психотерапевтическою анамнеза. Имеется также целый ряд дополнительных экспериментально-психологических, а также социально-психологических методик, при проведении которых следует учитывать как положительные их стороны, так и отрицательные. Положительной их стороной является возможность получения унифицированных стандартизированных данных, которые доступны количественному анализу и статистической обработке. Отрицательной стороной является некоторое сужение описания личности и иногда недооценка качественного анализа и индивидуальных черт. Необходимо сочетание клинического и экспериментально психологического, а также социально-психологического изучения личности.

Все экспериментально-психологические методики изучения личности можно условно разделить на две большие группы: личностные опросники и проективные методики. К личностным опросникам относятся Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), включающий 566 вопросов, опросники Eysenck, Taylor, Cattel и др. Миннесотский опросник создан в 1943 - 1946 гг. В настоящее время он включает в себя девять основных шкал: ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, гипомании, личностные аспекты разделения полов, паранойи, психастении и шизофрении. Применяются также дополнительные шкалы: лидерства, зависимости, тревоги и др.

Опросником, адекватным для изучения интерперсональных отношений, является многоаспектный опросник Т. Leary, который в нашей стране успешно применен в сексопатологии Г. С. Васильченко.

К проективным методикам относятся широко распространенные методики Роршаха, тематический апперцепционный тест Розенцвейга и ряд других. Методика чернильных пятен Rorschach была предложена в 1921 г. Она состоит в интерпретации чернильных пятен, имеющих симметричный характер (бумагу, на которую капнули чернилами, складывают пополам). Анализ полученных данных производится по специальным категориям: расположение или локализация; детерминанты (форма, движение, цвет, «полутона» и др.); содержание; популярность или оригинальность ответов, то есть обыденность, шаблонность, с одной стороны, и необычность, резко расходящаяся с повседневностью, с другой. В. Н. Мясищев и его сотрудники указывают, что строгой теории метода Rorschach до сих пор нет.

Для психотерапии очень важно понятие фрустрации - фрустрацнонной толерантности. Фрустрация - психологическое состояние человека, попавшего в сложное положение, вызванное, например, нападками окружающих, их недоброжелательным отношением и т. д. Это относительно кратковременное состояние растерянности, потери привычного равновесия, «психологического тупика». Фрустрационной толерантностью называется способность личности выдерживать состояния фрустрации или же не давать их иод воздействием фрустрирующих факторов. Для оценки этих свойств личности Rosenzweig был предложен специальный «фрустрационный тест». Он содержит 24 рисунка, содержание которых, как предполагается, имеет фрустрационный характер. На каждом рисунке обычно изображены два человека или более, один из которых обращается к другому с упреками, нападками, выговором и т. д. Требуется вписать в специальное место предполагаемый ответ объекта фрустрирующего воздействия. По характеру ответов судят об экстрапунитивностп, интрапунитивности или импунитнв-ности личности исследуемого.

Для психотерапии важно изучение уровня притязаний личности (К. Lewin, F. Норре, Б. В. Зейгарник, Б. И. Бежанишвили и др.). Уровень притязаний играет роль в возникновении конфликта при некоторых неврозах (неврастения, истерия). Притязания личности тесно связаны с еще недостаточно изученной проблемой «психологии неудачи» и изучением «личности неудачника», что в будущем откроет путь к более рациональному воспитанию, профилактике невротических и психосоматических срывов при ситуациях неудачи, неуспеха, проигрыша. Появится возможность гармонизации и самогармонизации личности на основе точной и разумной самооценки. Поэтому методики изучения самооценки человека (Т. Dembo, С. Я. Рубинштейн) тоже весьма существенны для психотерапевта. Особый интерес представляет шкала Т. Dembo для обнаружения представления обследуемого о своем счастье. Категория счастья все шире применяется в психотерапии (С. С. Либих, 1980), но для полной разработки содержания гетеро- и аутопсихотерапии, раскрывающего пути достижения этой цели, необходимы дальнейшие медико-психологические исследования.

Статьях мы разбирали, что же из себя представляет психотерапия . В этой статье мы попытаемся понять, что же из себя представляет психотерапевт .

Если Вы читали прошлые статьи, то заметили, что основателями известных психотерапевтических направлений были врачи общего профиля, неврологи, психиатры, психологи и один (окончивший курсы по психологии).

Психотерапия появилась на стыке психиатрии и психологии. Большинство из основателей психотерапевтических школ были врачами, как, например, все члены Международной психоаналитической ассоциации на заре ее формирования. Считалось, что психотерапия – раздел медицины, и ей может заниматься только врач. Это было долгое время правилом.

Если Вы читали предыдущую статью “ ”, то обратили внимание, что там ничего не сказано о мозге, нервной системе, анатомии и физиологии человека. То есть, нельзя сказать, что для проведения психотерапии требуются специальные медицинские знания.

Психотерапия – это лечение словом

Понятие психотерапия объединяет под собой всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств).

Только словом : психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия Роджерса, аналитическая психотерапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ и т.д.

Словом и действием : детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, арт-терапия, и т.д.

Лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки, но лучше, если это будет делать другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом, имеющим право назначать лекарства).

Психологи и врачи – в чем разница?

Психолог и врач – эти понятия характеризуют полученное образование.

Современные психологические факультеты дают серьезное образование для будущего психотерапевта. Среди дисциплин, которые там изучают:

культурология, антропология, социология, философия, логика, история и теория религий, история психологии, общая, сравнительная, экспериментальная, возрастная, социальная и клиническая психология, психология личности, психология развития, этнопсихология, зоопсихология, психогенетика, математические методы статистики в психологии, анатомия, психофизиология ЦНС, физиология ЦНС, физиология ВНД и сенсорных систем, гормональная регуляция психических состояний , психопатология, основы психотерапии, психодиагностика, тренинги и др.

Можно сказать, что все дисциплины, изучаемые в психологических вузах, так или иначе, подготавливают к психотерапевтической деятельности. Жирным выделены дисциплины, которые традиционно считались вотчиной медиков, но теперь их изучают при подготовке психологов. Конечно, эти дисциплины изучают не так углубленно, как в медвузах, в чем можно убедиться ниже.

Медики в процессе своего обучения изучают следующие дисциплины:

латинский язык, медицинская биология, генетика, анатомия человека, патологическая и топографическая анатомия, общая, биоорганическая и биологическая химия, биологическая физика, история медицины, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, патологическая физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией, инфекционные болезни, детские инфекционные болезни, эпидемиология, фармакология, внутренние болезни, профессиональные болезни, общая, детская, оперативная и военно-полевая хирургия, хирургические болезни, педиатрия, онкология, лучевая диагностика и лучевая терапия, дерматовенерология, урология, акушерство и гинекология, эндокринология, фтизиопульмонология, оториноларингология, стоматология, офтальмология, физиотерапия, травматология и ортопедия, медицинская реабилитация, судебная медицина, нейрохирургия, неврология, наркология, психиатрия, логика, философия, основы психологии, медицинская психология и др.

Как можно видеть, при подготовке врача основное внимание уделяется анатомии и физиологии, химии и, конечно, лечебному делу. Современная медицина – очень сложная огромная область естествознания, и получается так, что при подготовке врача практически пытаются "объять необъятное". Соответственно, остается совсем немного времени на предметы, необходимые при подготовке психотерапевта (выделены жирным ). И на основы психотерапии в медвузах, как правило, часы не выделяют.

Общее впечатление, что психологов готовят работать с людьми, а медиков – с болезнями.

Врачи могут назначать лекарства, а психологи – нет. Но для психотерапии это не нужно.

Кто может стать психотерапевтом?

Сегодня в нашей стране психотерапевтом может стать врач или психолог (за рубежом такую возможность имеют еще социальные работники, иногда философы).

Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией .

Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку ) для получения возможности практиковать в области психотерапии .

Научная степень (кандидат или доктор ), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор ), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.

Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение . Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция , но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование , под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует "просто" психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.

Обучение психотерапии (специализация, переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому "несерьезному" виду психотерапии, как танцевальная , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.

Как стать психоаналитическим психотерапевтом

© 2005-2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

Душевные муки

Страхи, прячущиеся глубоко в уголках Катиного сознания, внезапно материализовались. Она слушала жестокие слова мужа молча, стараясь сдержать подступающие слезинки. Внезапно земля ушла из под ног…«Паника!»- констатировал врач. Слез больше не было. Девушка машинально включила телевизор.На экране замерцало лицо доктора Курпатова. «Для него любви было слишком много»- проговорил плачущей женщине врач. Слова неприятно резанули. «Много! Много!» - заунывно пело в голове. «Я не верю мужикам» - протестовало внутреннее «Я». «Пойти к психологу?» - возник новый мысленный посыл. «А вдруг шарлатан!» -противоборствовал внутренний голос…

Правда о психотерапии

Слышали, это опасно! Читали, доктор загипнотизирует от всех болезней. Даст волшебную таблетку, все пройдет…Не верьте! Это -мифы, не имеющие к психотерапии отношения. А что на самом деле? Первые психотерапевтические опыты находим в древних шаманских заговорах, религиозных обрядах, мистериях. Посредством данных действий наши предки помогали «ближнему» в размышлениях, достижении зрелости, переживании страданий, восстановлении здоровья. Соберутся всем племенем у костра, совершат обряды, попляшут, выплеснут негатив, и с радостью и новыми силами к прежним занятиям…Так потихоньку из древних традиций, синтезировав религиозные, философские, медицинские знания, родилась психотерапия. Термин -греческий (psyche- душа, therapeia- лечение). В переводе означает -лечение души словом. Психотерапия- научный метод психологической помощи, исцеляющим фактором которого является процесс взаимодействия психотерапевта и клиента. Она направлена на помощь людям при психических, психосоматических, личных, социальных проблемах или состояниях страдания. Использует для этих целей психологические средства. Объединяет все формы терапии, осуществляющие лечебное воздействие на психику с целью разрешения проблем клиента. «Что ж, пусть психолог посоветует»,- думаете вы. И ошибаетесь! По капле море собирается, потихоньку внутренняя работа начинается…Кто с кем работает? Психолог с вашими душевными ресурсами (эмоциями, суждениями, самосознанием). Клиент - с собой (с бессознательными установками, приводящими к симптомам и неэффективному поведению). Психотерапевт слушает, анализирует, поддерживает. Помогает осмыслить причины затруднений, создает условия для позитивных изменений. «Обратившийся» вспоминает, осознает, раскрывает возможности. Находит ответы, принимает решения. Вместе трудитесь, вместе результат получаете. Цель трудов праведных -перемены к лучшему. Человек становится другим, обретает душевный комфорт, новое мироощущение. Лучше понимает себя и окружающий мир. Эффективнее может решать проблемы, становится счастливым.

Наука или шарлатанство?

Еще несколько лет назад (всего 5-6) к психотерапии в нашей стране относились с опаской, полагая, психолог «психов» лечит. И шли к знахарям, ясновидящим, целителям. Получив от «чудо»-доктора деревни Нью-Тараканька, напутствие «у тебя дома 2 покойника кровь сосут» и мешок немытой травы для преодоления этого «феномена», человек все же попадал в кабинет специалиста, но уже в более отчаянном состоянии. Иногда после тяжелых отравлений или при сильном ухудшении самочувствия… Проблемы и симптомы, из-за которых искалась помощь, оставались неизменными. Сейчас другое время. Люди идут к психологам. С разными проблемами, с разным достатком… При этом, к сожалению вопрос: « что такое психотерапия?» -до сих пор остается непонятным. Спрашиваете? Отвечаем. Экспериментальные исследования доказали научность психотерапевтических методов. Психотерапия, как любая наука опирается на теоретические положения. Осуществляется в соответствии с определенными установлениями (сеттинг). Доступна для предвидения и объективной оценки эффективности результатов…«Какая ж это наука - говорильня!» - возразят некоторые граждане. Будут неправы! Неосторожная фраза убивает, меткая лечит. Слова (в психотерапии) -точный инструмент, используемый для смыслового и эмоционального воздействия, направленного на целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами. Поэтому «такие разные слова» психотерапевта оказывают позитивное воздействие на клиента и направлены на активизацию внутренних сил организма для преодоления недуга или проблемы.

Механизмы психотерапии

«Медленно, но я иду» - наиболее точная фраза, описывающая процесс психотерапии. Путь к самому себе - непростая задача. Бывают временные заминки, запутывания в маршруте. Это происходит потому, что требуется время на переработку полученной информации и запуск определенных психотерапевтических эффектов. Что происходит во время психотерапии? Целенаправленное воздействие на определенные мишени. Чтобы в потоке информации не заблудится, выделим основные из них.

№1Вегетативная нервная система

Общеизвестно, доброе слово приятно как кошке, так и человеку. Поэтому именно через речевое воздействие психолог оказывает влияние на эмоциональные центры личности, воздействуя таким образом на вегетативную нервную систему (ВНС).Ничего особенного, «просто поговорили». Результат - «катарсис» эмоциональное облегчение, очищение от внутренних переживаний. ВНС передает полученный «заряд» далее, нормализует артериальное давление, частоту сердечных сокращений, сон, деятельность дыхательной системы, желудочно - кишечного тракта.

№2 Иммунная и эндокринная системы

Мы живем в век информации. Радостной и грустной. Полезной и не очень. Огромное количество «жвачки» для мозга оставляет мало времени на переосмысление. Человек запутывается в этом огромном потоке. Психотерапия помогает разложить информацию по полочкам, выделить главное. Оказывая информационное воздействие на пациента, психотерапевт посылает сигналы в кору головного мозга, где происходит обработка данных. Передача смыслового компонента происходит с помощью речи или четких символических действий. Эмоциональный или интуитивный компонент передается при помощи интонации, музыки, запахов…Непросто дело делается, не быстро - осознание приходит. В итоге стараний -понимание ситуации («инстайт»). В организме - изменения. На молекулярном уровне устранение перегрузки. В результате выработки полезных гормонов (АКТГ, МСГ, бета-эндорфина) - повышение интереса к жизни и общее укрепление иммунной и эндокринной систем.

№3 Оптимальное взаимодействие полушарий

Разные головы - разные мысли. У одних разум - цветник, у других -заброшенный сад. От чего это зависит? На восприятие мира воздействует преобладающее у индивидуума полушарие мозга. Подобная особенность влияет на неодинаковую переработку информации, приводящую к отличиям в мышлении и поведении. «Правополушарные» опираются на чувственное восприятие мира, зачастую забывая о логических связях. «Левополушарные» - на разум и логику, без учета эмоций. Психотерапия помогает уравновесить два этих способа мировосприятия. Способствует формированию оптимального взаимодействия между полушариями Следствие- развитие интеллекта, общее повышение одаренности. Активизация защитных сил организма, новые возможности в поведении.

Разные психотерапевты

В психотерапии много направлений. Сейчас насчитывается более 400. Имеет ли для клиента значение, к мастеру какого направления он обратился? С моей точки зрения, нет. Главное, чтобы не получилось как в известной фразе: «доктор хорош - только толку ни на грош». Этого можно избежать, если запастись информацией о выбранном специалисте. Как это сделать? Самый простой способ - спросить самого «дока». Любой профессионал охотно расскажет вам о полученном образовании, опыте работы и используемых им психотерапевтических методах. О том, как проводятся сеансы. Кстати, обязательный набор психотерапевта: диплом о Высшем образовании государственного образца (клиническая психология или психиатрия) + обязательное дополнительное обучение по психотерапии. Если вместо четкой информации по данным вопросам, вы услышите ссылки на странные учебные заведения, курсы и т.п. следует серьезно задуматься о сохранности своего здоровья и кошелька. Также не торопитесь доверять обещаниям вылечить от всех болезней за 1 сеанс. Вряд ли подобное по силам человеку. А те, кто претендуют на роль Господа бога, сильно переоценивают свои возможности. Подобные чудеса прерогатива небесной канцелярии, не психотерапевта. Психолог может провести консультацию по конкретному вопросу за 1-3 встречи, на которой будет проанализирована ситуация, выработаны способы ее улучшения. Однако это не поможет рассасыванию швов на теле, и не вернет жизнь безвременно ушедшим. Как еще получить информацию? По Интернету, без которого в современном мире практически невозможно обойтись. У многих организаций сейчас есть сайты, где подробно описан профессиональный путь сотрудников. Также в сети легко находятся следы творческой деятельности последних (книжки, статьи, авторские программы). У многих терапевтов есть сайты или собственные странички. Что еще желательно знать? Является психолог сторонником краткосрочной или долгосрочной психотерапии. Для справки, краткосрочные программы занимают несколько месяцев (10-40 встреч), долгосрочные длятся по нескольку лет. Лично я практикую краткосрочную терапию.

Кому - на прием

Бывает так, что люди живут спокойно и счастливо, и вдруг случается что-то негативное: потеря близких, сильный стресс, внезапная болезнь. Наваливаются неприятности, с которыми сложно справляться. Еще недавно такой радостный мир начинает казаться мрачным, угрюмым. Что делать? Сказав себе известную фразу: «у страха глаза велики», проанализировать ситуацию и наметить план действий. Как? Разбив проблему на составляющие, подумать, что происходит. Если вы знаете, ответ, можно самостоятельно собрать информацию по вопросу, внимательно изучив статьи и книги. Далее, пробуя следовать написанному в литературе, постараться себе помочь. Думали, гадали; результат - ноль. Негатив растет, симптомы множатся. Ухудшение самочувствия - тревожный сигнал. В подобном случае необходима помощь профессионалов. Думаете: «чужая боль никому не больна». Конечно, другой человек не может стать вами. Но психолог сможет: сопереживать в сложной ситуации, сопровождать в кризисные моменты, минимизировать страдание. Поможет найти внутренние ресурсы для изменения ситуации. Психологическая помощь полезна людям, разных возрастов, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Например у человека произошел сильный стресс, возникло физическое неблагополучие, что-то разладилось в семейных отношениях. Сюда относится широкий спектр вопросов, касающийся проблем межличностного взаимодействия (семья, работа, общение), глубинных личностных проблем (закомплексованность, неуверенность, нереализованность), неврозов и психосоматических расстройств (фобии, депрессии, неорганические нарушения), зависимостей (алкогольная, игровая, пищевая, любовная). Сомневаетесь, что это эффективно? Думаете: «я- сильный, справлюсь сам!» Год прошел, затем другой, у вас - проблемы. У других - перемены. Некогда поддерживающие вас друзья устали подставлять плечо, занялись своими делами. Итог не устраивает? Надоело болеть? Тогда, в путь - в психотерапевтическое путешествие. Вспомните хорошие времена. Они обязательно вернутся. И обязательно наступит покой в душе и мир в вашем доме.

Ирина Хажилина-психотерапевт