Виды психотерапии. Виды психотерапии и их краткое описание

Год назад, когда состоялась его премьера на фестивале Sundance (там он получил спецприз). Напомним главное. Брайан Фогель, пораженный допинг-откровениями легенды велоспорта Лэнса Армстронга (после длительного расследования и разоблачения он признался в шоу Опры Уинфри, что принимал запрещенные препараты), решил проверить на себе, как работает допинг и антидопинговая система.

Брайан запланировал проехать веломногодневку Haute Route во Французских Альпах (это одно из самых престижных соревнований для любителей) сначала своими силами, а через год с помощью допинга. Вот на этой стадии и случилось его знакомство с Григорием Родченковым. Известный американский ученый Дон Кэтлин, много лет возглавлявший допинг-лабораторию Олимпийского комитета США, отказался от сотрудничества с Фогелем, но порекомендовал российского коллегу - талантливого химика Родченкова, который легко согласился разработать для Брайана эффективный допинг-курс и научил, как обмануть допинг-контроль.

В этой части Родченков много рассуждает о том, что спорт высших достижений без допинга невозможен. Чистая победа на Олимпиаде? «Очень хотел бы верить, что это возможно, но не могу. Может быть, я просто плохой человек? Не знаю. Но я в это не верю», - сокрушался Родченков.

Допинг-опыты Фогеля не привели его к спортивному успеху (результат без допинга оказался лучше, чем на препаратах), зато сделали ему кинокарьеру. В ноябре 2015-го новые допинг-обвинения в адрес России (несанкционированное уничтожение проб в московской лаборатории) превратили локальный скандал, инициированный фильмами ARD про российскую легкую атлетику, в глобальный. И Родченков оказался в его эпицентре. Он покинул пост руководителя московской антидопинговой лаборатории и стал опасаться за свою жизнь. Тогда ему очень пригодился американский приятель-режиссер. Фогель помог Родченкову с переездом в США - снял квартиру и даже оставил ему свою собаку.

Все, что случилось дальше, уже многократно пересказано. Премьера «Икара» состоялась в январе 2017-го - к тому моменту случились и публикация The New York Times, и расследование WADA, подтвердившее слова Родченкова. В фильме Фогеля, который из допинг-расследования плавно превращается в байопик героического доктора Родченкова, нет никакой принципиально новой информации. Только акценты расставлены гораздо четче, чем в докладах Ричарда Макларена.

Главным в российской допинг-системе, сообщает Родченков в «Икаре», был Путин. Ну кто же еще? Он лично вытащил доктора из психлечебницы, чтобы тот своими волшебными коктейлями помог российским атлетам выиграть медали в Лондоне-2012 и, конечно, Сочи-2014.

На церемонии вручения наград американской киноакадемии Фогель посвятил свой фильм Григорию Родченкову - «бесстрашному осведомителю, который живет в большой опасности». А в недавнем интервью режиссер заявил, что не общался с доктором около года и ничего не знает о его местонахождении.

Зато во время Олимпиады в Пхенчхане Родченков (если это был он) дважды появился на экране. Сначала на американском телеканале CBS (его внешность была сильно изменена пластической операцией и гримом), затем на британском BBC (в маске-балаклаве). Смысл его высказываний не изменился. Допинг-система, Путин, ФСБ, «меня бы убрали», «Россия - страна лжи» и т. д.

В интервью BBC он призывал не возвращать флаг России на церемонии закрытия Игр: «Это будет худшее решение. Олимпиада может умереть». А убить ее может МОК, который, по мнению Родченкова, фальсифицирует борьбу с допингом: «Необходимы реформы… Прежде всего нужно увеличить финансирование борьбы с допингом… Допинг-контроль должен стать независимым, его надо передать из юрисдикции федераций в руки WADA. Но многие страны и национальные антидопинговые агентства просто не заинтересованы в том, чтобы ловить лидеров, которые принимают запрещенные препараты». Речь, очевидно, не только о России, но за разговорами о российском допинге этого никто не услышал. По крайней мере пока.

Здравствуйте. Для начала расскажу о себе. Мне 16 лет и мне очень трудно даётся общение с малознакомыми людьми. Я боюсь сказать что-либо не то и произвести плохое впечатление. Со всеми своими друзьями я общаюсь ещё с детства. Чем старше я становлюсь, тем труднее мне заводить новые знакомства. Меня также преследует страх , что если я останусь с человеком наедине (даже с другом), то мы не сможем найти тем для разговора и будем молчать. Собственно так оно часто и выходит. Но особенные трудности я испытываю при общении с парнями. На подсознательном уровне я стараюсь понравиться каждому. Знаю, что нужно вести себя естественно, но у меня это просто не выходит, я либо молчу, либо отвечаю односложными фразами. Хочу заметить, что общение в сети для меня не является проблемой (например в онлайн играх). Я свободно общаюсь с людьми, независимо от их пола. Более того, они находят интересным общение со мной.
Из-за моей излишней стеснительности, парня у меня никогда не было. Была лишь безответная любовь , о которой парень и подозревать не мог, ведь мы почти и не общались. Но недавно, сидя в гостях подруги, к нам пришёл друг её сестры, который мне очень понравился. Я постаралась вести себя естественно и открыто. В общем-то он - первый парень, с которым я была собой. Никому из парней я не сказала столько слов за всю жизнь, сколько сказала ему в тот день. И, как мне показалось, я ему тоже понравилась. Но, прийдя домой и немного подумав, я решила, что меня вообще нельзя полюбить. Возможно, кому-то со мной может быть интересно, но любить? Когда я влюбляюсь, то, глядя человеку в глаза, у меня голова кругом идёт и ноги подкашиваются. Но я не думаю, что у кого-то я могу вызвать такие же чувства.. Меня любят мои родственники, друзья, но чтобы меня полюбил парень? Мне не кажется, что такое возможно. Есть ли способ избавиться от такого чувства? Заранее спасибо.

Здравствуйте, Анна! многие люди сталкиваются с такой проблемой (и кто-то продолжает в этом жить, становясь старше) - проблема в том, что Вы начинаете додумывать ЗА других людей ТО, что ОНИ могут о Вас думать - ведь Вы НЕ можете читать их мысли, НЕ можете понять нравится ли им общаться с Вами или нет, Вы начинаете бояться того, что они отвергнут Вас или что-то не очень хорошее про Вас подумают, или того, что им станет не интересно с Вами. Поэтому Вы начинаете думать - а о чем же нужно с ними говорить, чтобы при этом не было отвержения с их стороны - это уже вызывает напряжение и люди тоже чувствуют от Вас его, получается, Вы перестаете быть собой, пытаетесь одеть какую-то маску. Но ничего не выходит. Это негативной оценки. Дело в том, что когда дети растут они привыкают формировать свою самооценку через оценку себя ИЗ вне - когда со стороны родители, учителя, сверстники говорят им, когда ОНИ ХОРОШИЕ, а когда ПЛОХИЕ - НО - с возрастом происходит смещение и если человек продолжает формировать свою самооценку через восприятия себя окружающими, ТО ЕСТЕСТВЕННО, что он начинает бояться быть в их глазами "скучной, неинтересной" и т.д. Поэтому ВАМ нужно отделить себя ОТ восприятия Вас окружающими - разрешить ИМ думать о ВАС ВСЕ что они хотят - то, как они воспринимают Вас - это НЕ ВЫ - это лишь ИХ восприятие ВАС! разрешите им отвергать Вас, разрешите им думать о Вас все что ОНИ хотят - Вы НЕ можете отвечать за их чувства - и тогда вокруг Вас сформируется тот круг общения, который будет принимать Вас и с которым Вам будет комфортно. А Вы разрешите себе оставаться собой, не пытаясь кому-то понравится - это поможет Вам наконец снять с себя этот груз, перестать додумывать за людей, пытаться читать их мысли и подстраивать себя под них - этого НЕ нужно делать! Оставайтесь собой!


Меня любят мои родственники, друзья, но чтобы меня полюбил парень? Мне не кажется, что такое возможно. Есть ли способ избавиться от такого чувства?

Добрый день, Анна!

Очень чётко возникает "фантазия", что родственники и близкие - "любят вас какую-то определённую" (то есть - когда вы "делаете правильно", "являетесь хорошей девочкой", "соответствуете их ожиданиям") - а - не такую, какая вы есть внутри. В психологии это можно рассматривать как "разрыв" между "Я-реальным" и "Я-идеальным", и чем сильнее этот разрыв, тем сильнее ощущение "одиночества".

Возможно вам имеет смысл поговорить с родителями, чтобы они дали вам возможность поработать с психологом ? ко мне приходят молодые люди вашего возраста - как раз для того, чтобы разобраться в себе и в своих чувствах, ведь "занятия по подготовке к самому "главному" экзамену под названием "Жизнь" значительно на самом деле важнее, чем подготовка к каким-либо другим экзаменам, которые можно в крайнем случае пересдать попозже.

Пётр Юрьевич Лизяев – помощь мед.психолога, психоаналитика в Москве

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

    В иды психотерапии , как в них разобраться? Существует заблуждение, что направлений психотерапии великое множество и разобраться в них весьма сложно. На деле все обстоит не так. Основных направлений всего 6, а вот различных ответвлений внутри этих направлений действительно множество.

    Вот основные направления психотерапии

    1. Психоаналитическое

    2. Когнитивно-бихевиоральное (поведенческое)

    3. Системное

    4. Гуманистическое или экзистенциальное

    5. Трансперсональное

    6. Интегративное

    Психоаналитическая или психодинамическая терапия

    Психоанализ (греч. psyche - душа +analysis – расчленение, разложение) своими корнями уходит в конец XIX века. Основатель психоанализа - Зигмунд Фрейд. В рамках психоанализа психика рассматриваетсякак трехуровневая система, состоящая из сознательного, подсознательного и бессознательного слоев.

    Каждый слой отличается разной степенью осознанности:

    сознательный -ощущения и переживания осознаваемы;

    подсознательный – ощущения и переживания не осознаваемы на данный момент, но могут быть извлечены на свет из недр психики;

    бессознательный , глубокий слойпсихики, содержит в себе неосознаваемые ощущения и переживания и является хранилищем наших примитивных инстинктов и переживаний, связанных с ними. Именно в инстинктивной части лежат силы, побуждающие человекак действию.

    Причиной нарушений в поведенческой и эмоциональной сфере считается конфликт между сознательными устремлениями и бессознательными импульсами. Осознавание сторон этого конфликта является путем разрешения проблемы клиента. Психоанализ относится к длительным видам психотерапии и длится в среднем от 3 до 15 лет.

    Когнитивно-бихевиористская терапия (КБТ)

    Основная идея заключается в следующем - поведение клиента с одной стороны, и его чувства и мысли с другой стороны, являются взаимосвязанными.

    В рамках терапии клиент приводится к пониманиютого, как он истолковывает и объясняет свою реальность, следуя привычным когнитивным схемам и убеждениям.

    Убеждения, сформированные в соответствии с ранним прожитым опытом, теряют свою актуальность в новых жизненных обстоятельствах,становятся помехой в развитии и в движении к цели.Во время работы терапевт либо приглашает клиента в союзники (давай вместе подумаем над этим), дабы уменьшить его защитные процессы, либо показывает его убеждения в преувеличенном виде. Метод «холодных» объясняющих когниций (мыслей) малоэффективен и не способствует изменениям.

    КБТ относится к краткосрочным видам терапии, часто применяется врачами для лечения фобий и компульсивных расстройств (компульсия - это навязчивое повторяющиеся действие, например, бесконечное мытье рук). Основной целью является уменьшение симптоматики без углубления в причины.

    Системные терапии

    В рамках этой терапии изучается взаимоотношение элементов целого, которое рассматривается в виде системы, функционирующей согласно неким законам.Самым простым примером такой системы является семья.

    На терапиирассматриваются взаимодействие членов внутри семейной системы, роли, которые они выполняют, схемы общения внутри семьи (прямые или опосредованные) и т.п.

    Члена семьи, носителя симптома (поведенческого или психосоматического) рассматривают как индикатор семейного неблагополучия.

    Есть две особенности:

    1. Психотерапия чаще всего проводитсяс полной семьей.

    2. Во взаимодействии с семьей участвуют, как правило, два терапевта.

    Встречи происходят один - два раза в месяц, где семья получает рекомендации и задания для выполнения. Примерный курс от 12 встреч.

    Гуманистическая или экзистенциальная терапия

    К данному направлению относятся клиент-центрированная терапия Роджерса, гештальт-терапия , трансактный анализ, психосинтез, эриксоновский гипноз и некоторые виды телесно-ориентированной терапии.

    Это направление уравновесило влияние двух предыдущих – психоанализа и бихевиоризма. Фокус данной терапии наконец то на самом человеке, на его пяти основных характеристиках – физических, эмоциональных, поведенческих, познавательных, социальныхи духовных. Это своеобразное движениеза освобождение человеческого потенциала.

    Трансперсональная терапия

    Трансперсональная терапия заняла определенную нишу в психотерапии, не занятую до этого другими направлениями, и коснулась зоны мифов, религиозности и т.п.

    В отличие от предыдущих направлений, уделяющих внимание внутренним и межличностным проблемам, работает с надличностным опытом и выходит за границы внутренней душевной жизни человека, исследуя зонубессознательного целого рода или даже человечества. С помощью особых техник (таких как холотропоное дыхание, ребефинг и т.п.) трансперсональная терапияпозволяет достигать измененного состояния сознания, помогая пережить неудовлетворенные желания и освободить заблокированные эмоции и энергию. Отношение к трансперсональной терапии в научных кругах до сих пор спорное.

    Интегративная терапия

    Интеграnbвная терапия представляет собой объединение методов сразу нескольких видов терапий. Например. Гештальт-терапия прекрасно объединяется с некоторыми телесными практиками, с психодрамой, психоанализ своебразно перекликается с клиент-центрированной терапией Роджерса и т.п.

    Литература:

  • В.Г. Кондрашенко, Д.И. Донской, С. А. Игумнов, Общая психотерапия;
  • С. Гингер, Психотерапия: 100 ложных убеждений;
  • Б.Д. Карвасарский, Энциклопедия психотерапии.

Медицинская психология в основном занимается диагностикой психологических нарушений, однако, важно не только заметить психологические проблемы пациента, но и помочь ему справиться с ними. Это можно сделать и с помощью психотерапевтических приемов, и путем назначения психотропных средств. Любой врач должен не только владеть этими двумя методами, но и желать их использовать.

Иногда, к сожалению, замечая психологические трудности у своих пациентов, врач замечает, что и сам он не раз оказывался в сходных ситуациях и ему удавалось без посторонней помощи преодолеть все проблемы. Эта мысль успокаивает врача и позволяет ему бездействовать.

Действительно, некоторые пациенты отличаются высокой устойчивостью к стрессу и преодолевают его без какой-либо специальной психологической коррекции, но это не может служить оправданием пассивности и черствости врача в случае, когда больной нуждается в его поддержке и сочувствии.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи. Она необходима здоровым людям (клиенты) с разнообразными житейскими проблемами, находящихся в кризисных ситуациях, а также больным (пациенты) с различными соматическими и психическими заболеваниями, имеющим психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характерологические и личностные отклонения.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

Психологическое консультирование,

Психокоррекция,

Психотерапия.

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют различные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является информирование клиента (пациента) о его индивидуальных особенностях с целью формирования личностной позиции, мировоззрения и взгляда на жизнь. Консультирование помогает человеку действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

При психологическом консультировании проводится анализ психического состояния клиента (или пациента) с использованием различных методов психологической диагностики (тесты, эксперименты). Ему предоставляются интерпретации их результатов, что способствует разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых подходов к решению этих проблем, а также расширению его общей психологической культуры и личностному росту.

Задачей психологической коррекции является исправление (корректировка) тех личностных особенностей, которые не являются оптимальными для клиента (пациента), выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента (или пациента), формирование адекватного психического состояния, душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением.

Психотерапия основной задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Психотерапия – это система методов целенаправленного психологического воздействия на пациента (посредством слова, эмоциональных отношений, совместной деятельности) с целью улучшения состояния его здоровья и повышения устойчивости к стрессу.

Психотерапия в узком понимании термина подразумевает купирование болезненных клинических проявлений у пациента, находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

В широком понимании термина «психотерапия» имеются в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности врача-психиатра, так как психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей – от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса, учитывать обязательные показания и противопоказания для психотерапии. Противопоказаний для консультирования практически не имеется, а психокоррекция занимает промежуточное положение между консультированием и психотерапией (сам термин психологическая коррекция возник в 70-х годах XX века, когда психологи стали активно работать в области групповой психотерапии. Поскольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение термина психокоррекция было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а клинический психолог – психологической коррекцией).

Основные психотерапевтические приемы

Можно говорить о том, что психотерапия существует столько, сколько существует человеческая цивилизация. Прообразом современных психотерапевтов были шаманы. Особенно бурно психотерапия развивалась в конце XIX – начале XX века. Было предложено огромное количество новых методов психотерапии и вряд ли найдется специалист, который был бы знаком со всеми этими методами. В большинстве цивилизованных стран психотерапию рассматривают как одно из наиболее сложных направлений медицины и психологии.

Центральной фигурой в психотерапии является пациент, с его индивидуальными особенностями, неудовлетворенными потребностями, его уникальной жизненной ситуацией и специфическим окружением (семья, друзья, коллеги). Врач никогда не должен забывать о том, что он должен помогать пациенту двигаться в том направлении, которое человек избрал по своей воле. Нельзя относиться к больному как к слепому, беспомощному котенку, которого надо научить жизни. Нельзя игнорировать интересы личности пациента, относиться к ним высокомерно…

Неправильно рассматривать психотерапию только как процесс воздействия врача на больного. «Перевоспитать» взрослую личность практически невозможно и попытки вмешательства во внутренний мир пациента часто воспринимаются пациентом как агрессия (психотерапевтическая интервенция) и вызывают сопротивление с его стороны.

Правильнее считать психотерапию процессом взаимодействия врача и больного. В этом смысле психотерапевту необходимо обладать такими качествами, как умение находить общий язык с окружающими, способность к эмоциональному сопереживанию, богатый внутренний мир, собственный жизненный опыт.

В литературе приведено огромное количество методов психотерапии.

Общепринятой классификации методов психотерапии нет. С практической точки зрения важно выделить некоторые основные признаки, отличающие один вид психотерапии от другого. Как и в медицине в целом обычно принято подразделять методы лечения на симптоматические и патогенетические .

Симптоматические методы психотерапии ориентированы на устранение или ослабление отдельных симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения больного. К этим методам можно отнести рациональную психотерапию, суггестивные методы (в бодрствующем состоянии или в состоянии гипноза), методы поведенческой терапии (наводнение, имплозии, аверсии, систематической десенсибилизации), методы релаксации (нервно-мышечная релаксация по Джейкобсену, аутотренинг), методы биологической обратной связи и множество других частных методик (арт-терапия, психогимнастика, и т.д.). Патогенетическая психотерапия предполагает ликвидацию причин и механизмов развития болезни. Она считается более эффективной по сравнению с симптоматической, особенно в отдаленных результатах. Однако существуют большие расхождения в представлениях психологов о целях и способах лечения, связанные с различиями теоретических взглядов на нормальное устройство личности и патогенез заболеваний.

Методы психотерапии можно также разделить на экспрессивные (to express – выражать, высказывать) и суппортивные (to support – поддерживать, сохранять). Эти понятия тесно связаны с концепцией защитных механизмов. Экспрессивные методы позволяют выявить и обнажить подсознательные механизмы, лежащие в основе болезни пациента, мешающие ему избавиться от внутреннего конфликта. Экспрессивные методы нужны, чтобы призвать пациента к активным действиям (согласиться на операцию, расторгнуть обременительный брак, поменять работу на более соответствующую его характеру). Не следует забывать, что вскрытие, ломка защитных механизмов весьма болезненна, и следует проявлять осторожность и взвесить реальные возможности человека перенести этот дополнительный стресс. Суппортивные методы, напротив, укрепляют в человеке сложившиеся системы защиты, поддерживают в нем существующий самообман ради сохранения спокойствия и чувства безопасности. Недостатком таких методов считают то, что они мешают пациенту разглядеть реальность, удерживают его от активных действий. Однако в том случае, если сам врач не видит реального выхода из ситуации (неизлечимые заболевания, неоперабельные опухоли, травмы, несовместимые с жизнью), единственное, что он может сделать, это позаботиться о сохранении спокойствия пациента и его близких.

Сходный смысл имеет и разделение методов психотерапии на активизирующие и релаксационные . Активизирующие (энергизирующие) методы направлены на повышение стремления к действию, борьбе, самореализации (так, в период реабилитации после травмы, инфаркта или инсульта часто приходится настаивать на более активном включении пациента в деятельность, тренировку нарушенных двигательных и умственных навыков). Успокаивающие (релаксационные) методы направлены на снятие внутреннего напряжения, тревоги. Они особенно полезны в остром периоде переживания стресса. Их используют для лечения болезней, связанных с внутренним напряжением (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бессонница).

Кроме того, различают директивные и недирективные методики. Директивные методы заключаются в том, что врач активно навязывает предлагаемый им способ выхода из ситуации, не позволяет больному высказать свое мнение, действует с высоты своего авторитета. В большинстве случаев излишняя директивность рассматривается как недостаток психотерапии, поскольку она снимает с больного ответственность за выздоровление, подчиняет его воле врача, может игнорировать его истинные потребности. Однако в экстремальных ситуациях, когда поведение больного дезорганизовано чрезмерной тревогой (экстренная госпитализация, подготовка к операции, ситуация, угрожающая жизни), директивный подход бывает полезным. В процессе выздоровления и реабилитации все более важными становятся недирективные методы, которые основаны на расспросе больного, изучении его мнения, самостоятельном поиске и сравнении нескольких способов выхода из ситуации. Такие методы развивают в пациенте независимость, уверенность, что он сам способен помочь себе в случае необходимости.

Психотерапия может проводиться индивидуально или в группе . Групповые методики полезны для комплексного воздействия на личность пациента, вскрытия таких ее черт, которые мешают адаптации в обществе и служат источником психосоматических нарушений. В группе наиболее ярко обнаруживаются незрелость, эгоцентризм, боязнь принимать ответственность на себя. Индивидуальная терапия позволяет обсудить с пациентом весьма интимные проблемы , уделить большее внимание отдельным симптомам. Она также хороша для замкнутых пациентов, не склонных к общению.

Кроме явного, прямых методов психотерапевтического воздействия, существуют и косвенные методы, которые оказывают влияние на состояние здоровья через обстановку медицинского учреждения, атмосферу в палате, отношения в медицинском коллективе, форму введения лекарств, дополнительные лечебные методики (физиотерапия, массаж, лечебная физкультура).

Вне зависимости от конкретного метода психотерапии, имеются общие феномены, которые являются непременными элементами психотерапии.

Установление контакта можно считать важнейшим условием успешности психотерапевтической работы. Если врач не смог установить доверительных, откровенных отношений с пациентом, то все дальнейшие усилия, скорее всего, будут бесплодны. Трудно переоценить значение первой встречи врача и пациента в формировании взаимопонимания и доверия. Занятость врача часто мешает ему подробно поговорить с больным в день его поступления в клинику. Даже если это не удалось сделать сразу, по крайней мере на следующий день необходимо уделить пациенту максимум внимания. Во время первого разговора необходимо дать больному высказаться самостоятельно, не набрасываться на него с вопросами. Не следует рассчитывать, что доверие сложится мгновенно, но искреннее стремление выслушать собеседника постепенно приводит к желаемому эффекту.

Излишняя близость врача и пациента тоже может повредить лечению (конфликт труднее разрешить, если вы находитесь внутри него). Поэтому врач должен выдерживать определенную дистанцию к проблемам пациента. Принять все проблемы больного на себя, значит занять позицию заботливой матери, то есть снять с больного всю ответственность за его выздоровление. В психотерапии, напротив, иногда стараются подчеркнуть взаимные обязательства сторон в виде устного или письменного контракта, где оговариваются длительность лечения, обязанности и права больного и пациента, цели проводимого лечения, признаки достигнутого эффекта.

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на явления переноса и контрпереноса в психиатрии. Перенос (трансфер) – невольное направление на врача подавляемых чувств, которые пациент испытывал к значимым для него лицам (родителям, другим членам семьи). Это выражается в неожиданном раздражении, негодовании или, напротив, в знаках детской привязанности, покорности, влюбленности во врача. Выражение таких чувств позволяет пациенту «отреагировать», то есть избавиться от мучающих его комплексов. Важно не принимать их за истинное отношение к врачу, проявлять терпеливость, сочувствие, понимание, а также призывать пациента к их разумному анализу. Контрперенос (контртрансфер) – сходное, но противоположно направленное явление, когда врач испытывает к пациенту иррациональные чувства, происходящие из его личного (часто детского) опыта. Примерами таких чувств могут быть возмущение, брезгливость, жалость, восхищение, влюбленность. Контрперенос подтверждает то, что врач тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Однако как профессионал психотерапевт должен активно преодолевать в себе незрелые комплексы и стремиться к разумному отношению к больному (для этого Фрейд требовал, чтобы все психоаналитики сами прошли психоаналитическую терапию).

Поскольку психотерапия призвана изменить человека, усилия врача сталкиваются с сопротивлением , то есть неосознаваемым стремлением человека сохранить все так, как было прежде. Сопротивление заметно по тому, как пациент все активнее использует психологические защиты, уходит от глубокого анализа проблемы. Иногда пациент активно избегает встреч с врачом, прячется от него, пропускает назначенные визиты, оберегая себя от обсуждения болезненных тем. Само обсуждение факта сопротивления может оказаться полезным для выздоровления.

Сопротивление определяет то, что движение к выздоровлению в процессе психотерапии никогда не бывает плавным и последовательным. Напротив, характерны резкие скачки, когда мысль, к которой врач направлял больного, является к нему в виде инсайта (insight – понимание, проницательность) – внезапного озарения или прозрения, интуитивного понимания.

В психологии существует множество теорий личности, которые по-разному трактуют и объясняют природу поведения человека. Каждой из этих теорий соответствуют и определенные терапевтические методы. В литературе описано множество психотерапевтических методов: психоанализ, поведенческая (бихевиоральная) терапия, гештальт-терапия, психодрама, гипноз, нейролингвистическое программирование, арт-терапия, трансактный анализ, позитивная терапия и др. За рубежом наибольшее признание и развитие получили три психотерапевтических направления: психоаналитическое , гуманистическое и поведенческое , к которым можно добавить гештальт-терапию и когнитивную терапию, основанные на соответствующей психологической теории.

Направления психологии

В настоящее время можно выделить 5 основных подходов (моделей, парадигм) к изучению психики человека:

Бихевиоризм;

Гештальт-психология;

Психоанализ;

Гуманистическая психология;

Когнитивная психология.

Бихевиоризм

Основоположник – американский психолог Джон Уотсон (J.B.Watson, 1878-1958). Предложенная им схема S – R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.

Довольно скоро стала ясна ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях , что непосредственную связь между ними установить не удается. В 1948 году Толмен ввел промежуточную переменную I (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула) и преобразовал схему в S – I – R.

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются все чаще, а наказуемые – реже. Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии. Цель поведенческой терапии – устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.

Гештальт-психология

Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента ни в русском, ни в английском языке. Очень приблизительно его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах слово «гештальт», как правило, не переводится.

Основное положение гештальт-психологии – явление как целое не есть просто сумма его частей. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает. Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл. Последователи гештальт-психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.

Одно из центральных понятий гештальт-психологии – отношения между фигурой и фоном. Эти и другие понятия гештальт-психологии нашли свое отражение в гештальт-терапии, созданной психологом Фрицем Перлсом (F.S.Perls).

В понимании Перлса, фигура выступает в качестве доминирующей потребности. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план – фон, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. Например, если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальт-терапии – помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее (завершить гештальт). Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, жить «здесь и теперь» – это путь здоровой личности.

Психоанализ

Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкой известности, как психоанализ. Основоположник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S.Freud).

В психической жизни Фрейд выделял 3 уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой», которая вытесняет в область бессознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, понятия, а также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой». Это мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к вспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях.

Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д.