Можно ли беременным тыкву. Низкокалорийный, витаминный, полезный — тыквенный сок при беременности

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

В котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Который помогает ребенку избежать ошибок;

Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка значит верить в него . Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она читает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, детскому саду, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.


2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).


3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как тон, жесты и т.п.

Для того, чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я-концепции и чувство адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа:
«Когда у тебя была собака, ты забывала кормить её, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

Забыть о прошлых неудачах ребенка;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соотвествует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством: отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово»,«вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи»,«Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»); прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Развитие эффективного стиля общения

Очень часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними.
Взрослый может думать: «Для меня важно настоять на своем». Подобную философию было бы полезно заменить пониманием того, что «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людьми». Барьеры между взрослым и ребенком рухнут, возрастет ощущение собственной полезности, нужности, отношения в семье, в школе заметно улучшатся.

Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый
– позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.

Эффективное общение – это: принятие того, что сообщает партнер; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.

Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Сюда относится также овладение таким навыком общения, как
«рефлексивное слушание и сообщение».

Что такое рефлексивное слушание?

Рефлексивное слушание является важным навыком общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользоваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и пр. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщения с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из необходимых для общения навыков – обратную связь.
Обратная связь есть не что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник может сказать: «Да, именно это я и имел в виду» или «Нет, я не это имел в виду. Я попробую объяснить снова».
Эти компоненты – сообщения, обратная связь и проверка подтверждения – составляют процесс обратной связи.

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»

– ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –

– ПОДТВЕРЖДЕНИЕ – в эффективности рефлексивного слушания и использования процесса обратной связи можно убедиться на следующем примере.

Мать слышала, как ее сын, вернувшись из школы, сказал: «Какой плохой день! Учительница рассердилась на меня и назвала лгуном за то, что я забыл принести домашнее задание. Она кричала на меня! Вот записка от неё».

Для того чтобы проверить, насколько правильно она поняла сына, и для того, чтобы удостовериться, что он действительно огорчен школьным происшествием, мать может сказать: «Похоже у тебя сегодня и вправду был ужасный день». Это послужит сыну сигналом, поняла ли мать, что он хотел сказать. В данном случае мать правильно поняла сына и он говорит: «Ты можешь повторить это еще раз». На этот раз мать, подумав, говорит: «Наверно ужасно стыдно, когда на тебя кричат перед всем классом. Ребенок, в свою очередь, соглашается: «Конечно стыдно и мне очень плохо». Дальнейший разговор может выглядеть примерно так:

МАТЬ. Я готова поспорить, что ты задет и обижен её критикой.

СЫН. Да! Так же, как и я готов поспорить, что и ей случалось забыть что-нибудь и, возможно, ее никто не «клевал» за это.

МАТЬ. Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.

СЫН. Ну, это несколько успокаивает.

На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью способствует выяснению и пониманию проблемы, нахождению решения.
Если же обратную связь установить не удается, возникают непонимание, раздражение и фрустрация.

Большое значение для овладения навыком рефлексивного слушания имеет понимание разницы между закрытым и открытым ответом. Закрытый ответ показывает, что взрослый либо не слышит и на понимает ребенка, либо предпочитает игнорировать его рассказ. Другими словами, он ограничивает сообщение.

Открытый ответ свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка продолжать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка, стоящие за его рассказом.

Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:

«Стартеры»; «Я понимаю», «О-о-о», «М-м-м», «Я хотел бы побольше узнать об этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».

Молчание: ничего не говорите, но всем свои видом продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.

Открытые вопросы вместо закрытых вопросов.

Открытые вопросы призваны не просто информировать взрослого о чем- либо, а помочь ребенку прояснить его проблемы. Напротив, закрытые вопросы по своей сути приближаются ук утверждению и на них можно ответить лишь «да» или «нет». Разницу между открытым и закрытым вопросами легче понять на конкретном примере.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: «Не мог бы ты мне сказать, что произошло сегодня в школе?» или «Как ты относишься к тому, что друзья тебя игнорируют?»

ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС: «У тебя сегодня был хороший день?» или «Ты сердишься на свою подругу за то, что она тебя не замечает?»

Рефлексивное слушание требует от родителей и педагогов понимания многообразия чувств ребенка и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате ребенок чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.

Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Установки и чувства, необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:

Желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;

Желание помочь данному конкретному ребенку;

Принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;

Признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;

Отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;

Глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение;

Понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.

Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ :

Зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;

Язык жестов, естественные и свободные позы;

ВЕРБАЛЬНЫЕ , стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:

Обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал;

Рефлексия чувств;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. Знайте, когда использовать рефлексивное слушание.

Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у вас достаточно времени на её решение.

2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием.

Если вы как педагог или родитель чувствуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.

3. Развивайте свое умение слушать. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований, пробуйте снова.

4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться «рефлексивным слушанием».

Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством неуверенности. Это справедливо и для рефлексивного слушания.

5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межличностного общения с рефлексивным слушанием.

Используйте рефлексивное слушание в сочетании с исследованием альтернатив, определением того, кому «принадлежит» данная проблема и т.д.

    Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи. Общие принципы оказания экстренной психологической помощи

    Деятельность психолога при оказании ЭПП

    Группы пострадавших.

1. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи

Развитие современного общества, науки, средств массовой информации, появление новых технологий, с одной стороны, улучшают качество жизни, с другой - повышают риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий. С каждым годом увеличивается количество людей, переживших стихийное бедствие, техногенную аварию или катастрофу, а также растет число людей, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, - спасателей, медиков и т. д.

В структуре МЧС России в 1999 г. была создана Служба медико-психологической поддержки, в состав которой вошел Центр экстренной психологической помощи МЧС России. На Службу были возложены такие задачи, как:

    проведение психодиагностических мероприятий и мероприятий, направленных на профессиональный психологический отбор;

    проведение реабилитационных мероприятий со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС, для сохранения психологического здоровья и профессионального долголетия специалистов;

    проведение мероприятий, направленных на подготовку специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, к деятельности в экстремальных условиях;

    оказание экстренной психологической помощи при проведении работ по ликвидации последствий ЧС.

Оказание экстренной психологической помощи - это самостоятельная область психологической практики. Ее своеобразие в особенности тех условий, в которых протекает профессиональная деятельность психолога во время работы по оказанию экстренной психологической помощи: наличие психотравмирующего события, сжатые сроки для оказания помощи.

Таким образом - экстренная помощь специалиста-психолога - это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса).

Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших с целью регуляции психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Оказание экстренной психологической помощи способствует поддержанию психического и психофизиологического самочувствия пострадавших, направлено на работу с вновь возникшими, в результате чрезвычайной ситуации негативными эмоциональными переживаниями, также решает задачи профилактики отсроченных реакций на чрезвычайную ситуацию у пострадавших (психосоматические проблемы, ПТСР и др.).

Экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. Экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В этом случае необходима помощь врача-психиатра.

К основным задачам, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании экстренной психологической помощи, относятся:

    поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека;

    предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;

    предупреждение и при необходимости прекращение проявлений выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;

    консультирование пострадавших, их родных, близких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС, об особенностях переживания стресса;

    помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Общие принципы оказания экстренной психологической помощи

Своеобразие оказания экстренной психологической помощи определяется двумя факторами:

    первый связан с событиями, оказывающими сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, а также менее масштабные события, которые также являются мощными стрессогенными воздействиями для человека (ДТП, изнасилование, внезапная смерть близкого человека). Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие внезапное;

    второй - фактор времени. Экстренная психологическая помощь всегда оказывается в короткие сроки.

Исходя из этого можно определить основные принципы оказания экстренной психологической помощи:

    принцип защиты интересов клиента. Особенности применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий с клиентом чаще всего не заключается психотерапевтический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе). Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы специалиста-психолога;

    принцип «не навреди». Подразумевает краткосрочность оказания помощи, т.е. помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни клиента. Принципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа является пролонгированной;

    принцип добровольности. Этот принцип трансформируется в особое поведение специалиста-психолога, которое направлено на то, чтобы активно предлагать свою помощь пострадавшим. В обычных условиях специалист часто занимает пассивную позицию (ждет пока клиент обратится за помощью);

    принцип конфиденциальности. Этот принцип сохраняет свою актуальность при оказании экстренной психологической помощи, однако, конфиденциальность может быть нарушена в тех случаях, когда психолог получает информацию о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или окружающих (такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог, например, узнает о готовящейся попытке самоубийства);

    принцип профессиональной мотивации. Этот принцип принят для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации его соблюдение становится особенно важным, так как существует большая вероятность того, что помимо профессиональной мотивации у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, получения социального признания и т.д.);

    принцип профессиональной компетентности. Этот принцип предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование, помимо этого важным является тот фактор, что специалист не должен работать с определенной категорией проблем, а именно, с теми проблемами, которые в актуальный момент времени являются личностно-значимыми для самого специалиста. Часто возникает ситуация, что человек, которому оказывается помощь, неприятен психологу, в этом случае эффективность такой помо щи будет чрезвычайно мала. Если в обычных условиях специалист-психолог не может работать с данным клиентом или с данной проблемой, то он рекомендует обратиться к другому специалисту. В чрезвычайных условиях часто невозможно найти другого специалиста, поэтому в профессиональные обязанности психолога должны входить такие аспекты, как подготовка до момента выезда на ЧС, умение быстро восстановить высокий уровень работоспособности, используя профессиональные навыки.

Психологическая помощь при определенных обстоятельствах может потребоваться и совершенно здоровому, нормальному человеку, попавшему в необычную для себя ситуацию, будь то стресс на работе, проблемы в отношениях с близкими, расставание или потеря.

Каждый день мы сталкиваемся с разными жизненными ситуациями и не всегда сами можем найти из них выход. Нас мучают страхи, сомнения, неуверенность, тревоги и это всё является препятствием к тому, чтобы двигаться по жизни легко, свободно, радостно.

Кто-то продолжает обреченно тянуть лямку усталости и бесперспективности существования, а кто-то начинает искать выход - советуется с друзьями, читает книги, смотрит фильмы. Это облегчает на какое-то время эмоциональное состояние, а потом все эти переживания накатывают снова.

И в какой-то момент человек понимает, что нуждается в профессиональной помощи психолога, психотерапевта, т.е. такого специалиста, который владеет профессиональными знаниями, методами, способами оказания именно психологической помощи.

Психологическая помощь – что это вообще такое?

Психологическая помощь – это не просто набор техник и психологических процедур, направленных на улучшение состояния клиента, это, прежде всего отношения , которые исцеляют, приводят к изменениям в реальной жизни с другими людьми. Эти клиент терапевтические отношения должны быть правдивыми и искренними.

Обращение в трудные для себя времена за профессиональной психологической помощью – это, прежде всего забота о самом себе, о близких людях, которые находятся рядом с вами и тоже переживают за вас.

Это возможность изменить качество своей внутренней и внешней жизни и передать что-то другое, кроме привычных способов поведения и мышления своим детям и внукам в наследство.

Однако следует заметить, что психологическая помощь не показана при острых психозах и других психиатрических заболеваниях. В этом случае стоит обратиться к врачу психиатру, а в тяжёлых состояниях пройти лечение в стационаре под контролем лечащего врача.

Кто имеет право оказывать психологическую помощь?

Важно найти не просто психолога, психотерапевта с множеством сертификатов, дипломов, профессиональных регалий, а человека, который будет вызывать ваше доверие, ваше желание строить с ним отношение, раскрывать своё сердце, делиться самыми сокровенными и порой очень болезненными личными переживаниями.

Психологическую помощь имеет право оказывать психолог или клинический психолог, имеющий высшее психологическое образование, и получивший специальную подготовку в области психологического консультирования или психотерапии. Это может быть последипломное дополнительное образование, в каком либо выбранном направлении - гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, арттерапия, психоанализ или что-то другое.

Также психологическую помощь имеет право оказывать врач-психотерапевт, имеющий диплом врача и дополнительное специальное образование по психологическому консультированию и(или) психотерапии.

Поэтому вы можете поинтересоваться уровнем подготовки специалиста, которого себе выбрали. Какова длительность его обучения? Это первое или второе образование? Наличие или отсутствие личной терапии? Работа под супервизией или нет? Продолжает ли выбранный вами психолог повышать свою профессиональную компетенцию?

Членство в профессиональных обществах и ассоциациях является дополнительной информацией, о которой стоит спросить у психолога, психотерапевта. Уверенные и достаточно открытые ответы психолога на эти вопросы могут помочь вам оценить уровень его профессиональной компетентности и принять решение.

И самое главное при обращении за психологической помощью больше доверяйте своему сердцу и интуиции. Если вам хочется работать с выбранным специалистом - смело оставайтесь, если нет, уходите и ищите, того, который станет вашим.

Выбирая тыкву при беременности, обращайте внимание на цвет, состояние кожуры. Интенсивный желтый или оранжевый оттенок свидетельствует о большом количестве каротина, толстая и жесткая кожура – о здоровой мякоти. Интересно, что, кроме традиционного цвета, тыквы бывают белые, зеленые, даже синие.

Можно ли есть тыкву при беременности?

Красивые овощи, украшение огорода, многие используют не в рационе, а ради декора. Безусловно, тыква заслуживает лучшего применения. Вопрос «Можно ли есть тыкву при беременности?» звучит почти риторически, если знать о ее полезности вообще и при беременности в частности.

Тыква в меню беременной женщины уже с первых недель должна занимать почетное место, разнообразить ее питание, тем более что рецептов тыквенных блюд – предостаточно.

  • Пироги, супы, каши, оладьи, гарниры, салаты с добавлением круп, других ингредиентов доступны и несложны в приготовлении.
  • Мякоть поддается обжарке, запеканию, замораживанию, маринованию.
  • Сырая протертая мякоть – диетический компонент при язвах желудка и 12-персной кишки, полезна при ожогах, экземах, дерматитах.
  • Тыкву можно фаршировать мясом.
  • Из нее готовят десерты – варенья, джемы, желе с фруктами, например, апельсинами.
  • Свежий и консервированный соки полезны и вкусны как отдельно, так в смеси с фруктовыми фрешами.

Сок тыквы полезен при обострении геморроя, действует как натуральное снотворное, активизирует перистальтику.

Семечки тыквы при беременности применяют как безвредное профилактическое средство от гельминтов.

Листья и стебли тоже находят применение при беременности – отвар из стеблей принимают как мочегонное на последних месяцах. Съедобными считаются даже цветки.

Каша из тыквы при беременности

Диетологи советуют использовать небольшие плоды целиком, потому что из разрезанной тыквы при хранении полезные вещества быстро разрушаются. Тыквенная мякоть полезна всей семье, в том числе детям, как диетическое питание. Самые полезные свойства сохраняются в свежей мякоти, соке и семечках, а также в вареном и печеном пюре.

Каша из тыквы при беременности – одно из самых простых и полезных блюд. Готовят ее примерно так же, как и картофельное пюре, только из натертой на терке мякоти. Тушеную до мягкости массу толкут, добавляют по вкусу сахар, молоко или оливковое масло. Для этого блюда подходит любой сорт тыквы.

Для улучшения вкусовых и питательных качеств в тыквенное пюре добавляют крупы (пшено, рис, манка, овсянка, перловка), сухофрукты, молоко, мед или сахар. Кулинары комбинируют тыкву и с другими ингредиентами.

Вареную, запеченную тыкву, а также с кашей можно давать и кормящей матери, но очень осторожно, чтобы не спровоцировать аллергию, и не раньше чем через десять дней после родов. Следует также быть уверенным, что овощ вырастили экологическим способом.

Сок тыквы при беременности

Свежий сок тыквы – натуральный концентрат всего полезного, чем богат огородный плод. Сок содержит минеральные вещества, витамины РР, С, Д, Е, В, К, бета-каротин, комплекс микроэлементов, пектины. Вода, составляющая 90 % сока, – тоже весьма полезный ингредиент.

Сок тыквы при беременности:

  • успокаивает нервы;
  • улучшает сон;
  • облегчает стул;
  • действует как мочегонное, помогает чистить почки от песка;
  • повышает иммунитет;
  • избавляет от боли в горле;
  • укрепляет эмаль зубов.

Свежий сок оказывает благотворное влияние на кишечник. При воспалении толстого отдела тыквенный сок принимают в течение нескольких месяцев, по два-три стакана в день.

Для приготовления сока тыкву чистят от кожуры и семян, режут на кусочки. Легче всего получить сок при помощи соковыжималки или натереть мякоть и отжать на марле. Полученный фреш можно подсластить медом, охладить кубиками льда, добавить в него лимонный сок. Более полезны для сока небольшие плоды яркого оттенка: в них особенно много фруктозы и каротина.

Стакан сока из тыквы при беременности – максимальная суточная доза. А новорожденному ребенку первые порции можно давать на седьмом месяце жизни.

Вареная тыква при беременности

Вареную тыкву при беременности употребляют благодаря ее лечебным свойствам. Она содержит все те же вещества, что и сырая мякоть, только воздействуют они мягче. А по количеству витамина К и железа этому блюду нет равных. Поэтому вареная тыква очень желательна в рационе при малокровии (анемии), проблемах со свертываемостью крови.

Вареная или тушеная мякоть:

Довольно редкое витаминоподобное вещество под названием витамин Т тоже содержится в тыкве. Он усиливает действие ферментов, выводит холестерин и вредные жиры, ускоряет усвоение тяжелых продуктов. Таким способом вещество помогает избавиться от лишнего веса и приостановить прогрессирование атеросклероза.

При лечении органов пищеварения вареную, печеную мякоть принимают в течение трех-четырех месяцев по 1,5 – 2 кг в день.

Сырая тыква тоже полезна – для стимуляции перистальтики, выделения мочи, очищения организма от токсинов. Но суточная порция сырой тыквы при беременности не должна превышать полкилограмма.

Пшенная каша с тыквой при беременности

Пищевая ценность популярного овоща известна еще с тех пор, когда тыква украшала каждый огород, а блюда из нее – каждый стол. Со временем пользу свели только к семечкам, а вкус тыквенной мякоти был незаслуженно забыт. Чтобы вернуть былую популярность, стоит напомнить о вкусных, полезных, диетических свойствах огородной тыквы и ее нужности в пищевом рационе каждого человека, в том числе будущих матерей.

Тыква богата витаминами, микроэлементами, клетчаткой, пектинами. Пшено добавляет каше питательности и вкуса. Пшенная каша с тыквой при беременности – одно из самых популярных и быстрых в приготовлении блюд.

  • Рецепт 1

Крупы для пшенной каши с тыквой при беременности замачивают на ночь. Натертую мякоть перемешивают с пшеном, изюмом, оливковым маслом, солят, добавляют сахар и готовят в духовке в течение 30 минут. Подают со сметаной.

  • Рецепт 2

На 0,5 кг потертой или мелко нарезанной мякоти – три стакана молока, стакан пшена, соль и сахар по вкусу. Тыкву варить 10 минут, промытое несколько раз пшено добавить и варить до готовности еще столько же. Для улучшения вкуса настоять под крышкой.

Запеченная тыква при беременности

Для запекания больше подходят розоватого цвета сорта цукатной, медовой, дынной тыквы. Печеная тыква богата на кальций магний и калий, витамин-антиоксидант Е, витамин Д. Эти вещества, содержащиеся в тыкве, при беременности необходимы для правильной работы сердца и сосудов, образования и роста здоровых зубов, сохранения молодости кожи.

Запеченная тыква при беременности повышает иммунитет, улучшает пищеварение, предохраняет от отеков, выводит токсины и соли натрия, обладает желчегонным, слабительным, мочегонным эффектами. Ее можно употреблять в достаточно больших количествах без опаски набрать лишние килограммы.

Печеную тыкву готовят по-разному:

  • 50-граммовые кусочки выкладывают в горшочек, запекают в духовке 15-20 минут.
  • Куски мякоти без кожицы и семян запекают на противне при средней температуре.
  • Более современный способ – в мультиварке при соответствующем режиме.

Запеченную тыкву кусочками подают под сметаной, размятую вилкой смешивают с кашей по вкусу.

Тыква от отеков при беременности

Одно из важных свойств тыквы – мочегонное; оно связано с тем, что 90 % большого овоща – это вода. Очень помогает тыква от отеков при беременности, ведь она:

  • уменьшает признаки токсикоза;
  • снимает тошноту;
  • выводит жидкость;
  • утоляет жажду;
  • снижает жар.

Такими качествами обладает вареная, запеченная, сок тыквы. Мочегонный эффект тыквы при беременности способствует уменьшению нагрузки на сердце, избавлению от лишнего веса, улучшению сердечной деятельности.

Кашица из запеченной, вареной тыквы при беременности помогает снять усталость и боль ступней.

Польза тыквы при беременности

Тыква – один из самых полезных для будущих матерей продуктов. Она насыщает организм полезной жидкостью, обладает мочегонным, противовоспалительным действием. При нормальном протекании тыква при беременности обогащает организм матери и будущего ребенка полезными веществами, благотворно влияет на отдельные органы и процессы.

На разных сроках беременности сырая или вареная тыква, сок или семена играют разную, но всегда важную и полезную роль.

  • Слабительное действие помогает избавиться от запоров.
  • Тыква улучшает деятельность почек, выводит лишнюю жидкость, что особенно важно в третьем триместре.
  • Мякоть очищает кожу, облегчает боли в ногах при физических перегрузках.
  • Токсикоз и тошнота исчезают от мякоти, сока или семечек.
  • Оранжевый овощ улучшает сон, поднимает настроение, избавляет от депрессии.
  • Тыквенные блюда обеспечивают здоровые волосы, хорошую кожу и ногти при беременности.

Тыква полезна женщинам, страдающим от хронических заболеваний печени, сердечно-сосудистых проблем.

Чтобы блюда из тыквы не показались безвкусными, их нужно правильно готовить, сочетая с другими полезными ингредиентами.

Тыква при беременности – превосходное косметическое средство. Из нее делают маски для ухода за кожей лица.

Противопоказания к употреблению тыквы при беременности

Если польза от тыквы при беременности очевидна и известна с давних времен, то недостатки еще надо поискать. Во всяком случае, при умеренном потреблении самый большой огородный плод не вызывает побочных действий или нежелательных реакций.

Противопоказания к употреблению тыквы при беременности связаны с некоторыми заболеваниями (язвенная болезнь, острые проявления гастрита, хроническая диарея, мочеполовые проблемы) или склонности к аллергии. Это касается скорее сока, поскольку он содержит более всего компонентов. Нельзя употреблять тыкву больным тяжелой формой диабета.

Злоупотреблять тыквой, как и другими продуктами, беременным не стоит, чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию. Следует также учитывать, что консервированные соки содержат консерванты, много сахара, иногда – красители.

Тыква при беременности входит в перечень самых полезных продуктов. Кроме склонности к аллергии, противопоказаний практически нет. Чтобы полезный овощ не «приелся», нужно использовать его мякоть, а также сок и семечки, в сочетании с другими пищевыми ингредиентами.

Тыква при планировании беременности

Тыква при планировании беременности весьма полезна, и об этой пользе известно давно. Активные вещества огородного овоща благотворно влияют на зачатие, в частности, сок способствует росту эндометрия и прочному закреплению зародыша в маточной стенке. А каротина в тыкве намного больше, чем в моркови и облепихе, что важно для глаз и зрения – и женщины, и плода.

Тыква содержит и другие ценные вещества:

  • витамины

Витамин А полезен для зрения; D особенно требуется в зимнее время, когда не хватает солнца для его синтеза в организме. Витамин В содействует усвоению фолиевой кислоты.

  • микроэлементы

Цинк, фосфор, калий, кальций, железо, магний – все они нужны материнскому организму при подготовке к беременности, и всеми ими богата мякоть тыквы. Запас калия убережет от возможных судорог, железа – от нехватки кислорода, кальций и фосфор обеспечат образование здорового скелета.

  • пектин

Уменьшает уровень плохого холестерина в крови, нормализует артериальное давление, сохраняет эмаль зубов здоровой.

  • клетчатку

Положительно влияет на кишечник, стимулирует его перистальтику.

  • Углеводы

Питают клетки головного мозга.

Тыква считается диетическим продуктом. Мякоть тыквы при беременности – хорошо усвояемый, но малокалорийный продукт, что очень важно и при подготовке к беременности. Тыква применяется в народной медицине, кулинарии, диетологии, косметологии.