Мой необычный друг. Признаки аутизма у детей

В мировой психиатрии термин «аутизм» применяют для обозначения двух видов состояний. Это детский аутизм, который часто обнаруживается ещё в совершенно раннем возрасте. Серьёзное расстройство развития. Оно выражается в нарушении социальных, коммуникативных и речевых функций, а также в странных интересах и нетипичных формах поведения. Вместе с тем это и расстройство навыков обучения с возможным, в некоторых случаях, более низким уровнем умственного развития.

Другой причиной использования термина «уход в себя», как дословно переводится слово «аутизм», является наличие такой тенденции у больных с некоторыми психозами, в частности шизофренией. Тогда аутизм является одним из негативных симптомов данного расстройства. Если у кого-то появился вопрос о том, что делать, если твой друг аутист, то скорее всего речь идёт о втором случае. У детей аутистов друзей не бывает, или это какой-то уникальный случай, а при серьёзной степени выражения они не идут на контакт ещё и с собственными родителями. Детский аутизм делится на типичную и атипичную формы. При этом критериями дифференциации являются наличие органических заболеваний, ставших причиной состоянии, и их отсутствие, а так же факт наличия или отсутствия умственной отсталости.

Друзей в стандартном понятии этого слова у аутистов обычно не бывает

Речь скудна, даже при наличии хорошего словарного запаса, может создаться впечатление того, что ребёнок вообще не воспринимает окружающую действительность. Они не отвечают на чувства своих родителей, дедушек и бабушек, других родственников. Большую часть своей жизни больной молчит, а если начинает говорить, то речь может содержать много странностей. Это или повтор только что услышанных слов или ортодоксальные заявления, к примеру, «динозавры не плачут» или «куклы сами не говорят». Больные дети практически никогда не передают эмоции мимикой или жестами. Интересы сводятся к чему-то одному, в движениях прослеживаются стереотипии, а в поведение определённый паттерны. Достаточно быстро они превращаются в личные ритуалы. Если попробовать их нарушить, то ребёнок может скандалить, устраивать настоящие истерики. В мир своих ритуалов он не допускает никого. При возникновении чего-то нового возможны вспышки агрессии.

Это общее описание типичной картины. Но, в зависимости от причин возникновения расстройства, может наблюдаться гиперактивность или поведение, речь, подобные тем, что бывают при детской шизофрении. Однако отсутствуют продуктивные симптомы, что является одной из основ дифференциации. Так же, как и у взрослых, детская шизофрения протекает с нарастанием симптоматики, возможно шубообразное течение. А аутизм стабилен - ничто в поведении и речи, словах и поступках не меняется. Другим отличием является то, что при детской шизофрении больные чаще всего, практически всегда, не понимают, что у них какое-то расстройство, а аутисты могут это понимать и осознавать. Поэтому возможна и постановка вопроса: «Что делать, если я аутист? » Но только не вопроса, как понять что ты аутист? Такой попросту не актуален. О какой-то самодиагностике вести речь - это даже не смешно.

Взрослые аутисты

Если говорить про аутизм непосредственно, то это больные, которым был поставлен диагноз ещё в раннем возрасте. С течением жизни многие из них обретают определённые навыки, устраиваются на работу, но основные черты остаются, просто меняют способ своего выражения. Разумеется, если продолжается само расстройство. У кого-то оно исчезает тоже ещё в детстве.

Другой вариант - негативный симптом при психозе. В ходе шизофрении он является следствием отрыва от реальности, который в той или иной форме присущ всем пациентам. В таком случае про поведение говорить можно только с учётом основных симптомов расстройства.

Практически все взрослые аутисты- аутисты с детства

Что делать, если у ребенка аутизм?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, потому что аутизм может быть вызван самыми разными причинами и выражаться различным образом. Так, если аутизм сопровождается умственной отсталостью, то скорее всего это какая-то атипичная форма, возможно, что вызванная органическими причинами. В таком случае нет никакого смысла помогать ребёнку становиться умнее - это просто невозможно. Это спектральное расстройство, т. е. имеющие свои индивидуальные особенности в каждом случае. Они же обусловлены причинами и комплексом основных симптомов.

Можно предположить, что многие дети не так воспринимают окружающий мир - он видится им странным и пугающим, поэтому они отгораживаются от него. У них есть чувства, но они не адресуют их кому-то. Как ребенок с аутизмом выражает потребности? Для этого могут активно использоваться жесты, которые являются инструментальными, но не экспрессивными. Это является следствием того, что сами объекты мира, включая других людей, воспринимаются аутистами слишком контрастно и резко, а собственная эмоциональная сфера оказывается подчинённой чувству страха перед таким миром.

В общественном сознании аутизм чаще всего воспринимается в виде какой-то конституционной черты. Непосвящённые люди могут не видеть большой разницы: аутист или интроверт. Мы привыкли считать, что расстройство должно иметь какой-то явный вид выражения. Боль, дисфункция или бред и галлюцинации, как у больных шизофренией. Страдания аутистов ничем не меньше. Некоторыми весь мир вокруг воспринимается одной большой агрессивной средой. Психика же включает защитные механизмы, и они уплощают аффект, приводят все чувства к нулевой отметки. Это избавляет от страха. Другим же способом уйти от неадекватного и травмирующего восприятия действительности является построение шаблонного поведения или сосредоточение внимание на чём-то одном. Если постоянно смотреть один и тот же мультфильм, то ничего нового не будет. А новое не просто раздражает аутистов, но пугает их.

Несмотря на защитные механизмы психики, аутист страдает не меньше, чем нормальный человек

Коррекция аутизма

Ответить на вопрос родителей «ребенок аутист, что делать? » невозможно, если они имеют в виду универсальную терапию. Какие-то таблетки или процедуры именно от аутизма отсутствуют. Всё зависит от ситуации. Специальные программы и методики психотерапии вполне реально помогают многим детям, но это не означает, что всем. Медикаменты использовать можно только в том случае, если имеются какие-то ещё проблемы - постоянные истерики, частые приступы гнева или самоагрессия.

Если стал актуальным вопрос «мой сын или моя дочь аутист », то работать над коррекцией состояния нужно начинать как можно раньше. Часто в процессе используют методы специально подобранных развивающих игр, физических упражнений и трудотерапии. Последнее играет роль способа обретения навыков обработки и интерпретации информации. Наиболее результативной же считается поведенческая терапия. При этом в каждом центре специалисты предлагают какие-то свои комплексы мероприятий. Они могут быть полезными определённым детям, но не иметь никакого смысла для других. Поэтому так важен индивидуальный подход.

Психотерапия позволяет корректировать аутизм

При выборе центра не всегда нужно доверять отзывам о нём. Если что-то не получилось с одним ребёнком, то это не говорит о том, что не получится с другим. Гораздо важнее установить готовность педагогов и детских психологов работать именно в вашем конкретном случае. Желательно, чтобы они могли рассказать о каком-то подобном и похвастаться своими успехами в коррекции той ситуации.

5 методик:

Если вы или кто-то из ваших близких страдает аутизмом, время от времени вам приходится объяснять окружающим, что представляет собой это заболевание. Чтобы научиться доходчиво и понятно рассказывать людям об аутизме, вам самому нужно узнать как можно больше об этом состоянии. Тогда вы научитесь объяснять людям, как аутизм влияет на поведение, на умение людей взаимодействовать с окружающими и сопереживать чувствам других.

Метод 1 из 5: Если вы сами поймете, что такое аутизм, вы сможете объяснить другим

Узнайте общее определение аутизма. Аутизм — это нарушение развития, которое обычно приводит к тому, что человек испытывает трудности в общении с окружающими и имеет нарушение социальных навыков. Это заболевание нервной системы, которое приводит к нарушению нормальной работы головного мозга.

Вы должны знать, что аутизм — это группа заболеваний. Это означает, что симптомы заболевания у разных людей могут сильно отличаться. Не существует двух людей, страдающих этим заболевание, чьи симптомы были бы абсолютно одинаковы. У некоторых людей симптомы аутизма выражены в очень серьезной форме, другие люди страдают весьма умеренной формой этого заболевания. Из-за того. что проявления аутизма весьма разнообразны, трудно дать точное определение этого расстройства.
Всегда помните об этом. когда пытаетесь объяснить аутизм другим людям. Очень важно донести, что способ общения с окружающими, который демонстрирует один аутист, может абсолютно отличаться от поведения другого человека с таким же диагнозом. Вы можете сказать, что каждый человек, независимо от того, страдает он аутизмом или нет, имеет свой собственный способ общения с окружающими.

Вы должны знать, как аутизм влияет на умение человека общаться с окружающими. Это состояние может привести к тому, что для аутиста общение с окружающим становится сложным делом. Хотя трудности, которые испытывают люди с аутизмом в общении с окружающими, подробно изложены в Методе 2, здесь мы приводим типичные проблемы, которые связаны с этим заболеванием:

  • Человек может разговаривать в необычном тоне, что выражается в странном ритме или интонации.
  • Человек, отвечая на вопрос, просто повторяет его.
  • Человеку может быть трудно объяснить свои потребности и желания.
  • Человека может привести в недоумение простое указание.
  • Человек неправильно употребляет некоторые выражения и воспринимает фразы буквально (не может понять иронии или сарказма).

Понимание того, как люди с аутизмов воспринимают окружающих и мир вокруг них . Когда вы общаетесь с таким человеком, вы можете сомневаться, обращает ли он на вас внимание, да и вообще, есть ли ему до вас дело. Не принимайте это на свой счет и не обижайтесь. Аутисты могут испытывать трудности в понимании чувств окружающих, что более подробно описанные в Методе 3. Имейте в виду, что:


Известно, что люди с аутизмом придерживаются определенных ритуалов. Кроме того, аутизм часто приводит к тому, что люди начинают выполнять определенные действия снова и снова. Такое поведение и приверженность к постоянному распорядку дел могут очень сильно отличаться от поведения обычных людей. Причина этого заключается в том. что аутичные люди могут испытывать очень сильное беспокойство от неожиданных раздражающих факторов. поэтому им проще строго придерживаться определенных правил и распорядка дня. Более подробно это описано в Методе 4.

  • Человек с аутизмом может очень строго придерживаться определенного порядка выполнения дел.
  • Аутистам очень сложно приспосабливаться к изменениям (например, смене школы).
  • Они могут испытывать сильную привязанность к каким-то вещам.
  • Они могут иметь очень узкие интересы (часто включающие в себя запоминание чисел или символов).
  • Они могут располагать вещи в строго определенном порядке (например, выстраивать игрушки в линию в определенном порядке).

Метод 2 из 5: Как объяснить социальные навыки аутиста взрослому человеку

Попробуйте объяснить, что аутисты не общаются с окружающими людьми так, как это делают обычные люди. Люди с аутизмом часто взаимодействуют с окружающими людьми совершенно особенным, только им присущим способом. Так уже говорилось выше, аутизм может проявляться как в очень сильной степени, так и довольно умеренно.


Не забудьте упомянуть, что аутистам очень сложно смотреть в глаза собеседнику. Объясните, что умение смотреть в глаза собеседнику, это важная составляющая умения общаться. Людям с аутизмом очень сложно поддерживать глазной контакт, потому что эта область социальных навыков у них не развита.

  • Тем не менее, умение смотреть в глаза — это навык, который можно выработать специально, особенно, когда человек проходит специальный терапевтический курс, во время которого его учат, насколько важно смотреть в глаза, когда разговариваешь с человеком. Таким образом, объясните, что не для всех аутистов, вне зависимости от степени заболевания, представляет сложность смотреть человеку в глаза во время разговора.

Постарайтесь объяснить, что человек с аутизмом не старается намеренно игнорировать окружающих. Некоторые люди могут думать, что аутисты намеренно игнорируют их или притворяются, что не слышат, если с ними разговаривают. Необходимо объяснить, что это делается не намеренно. Постарайтесь помочь людям понять, что аутисты иногда даже не знают, что кто-то пытается поговорить с ними.

  • Не забывайте напоминать о том, что люди с аутизмом могут испытывать значительные трудности, когда им нужно тесно общаться с людьми. Аутисты не игнорируют других людей, им, вообще, очень сложно взаимодействовать с окружающими.

Убедитесь, что человек понимает то обстоятельство, что люди, страдающие тяжелыми формами аутизма очень редко могут разговаривать. Если говорить о речи, то некоторые аутисты, вообще, не умеют разговаривать. Чем сильнее проявляется заболевание, тем большле вероятность, что речь у человека не сохранна. Не так уж редко можно слышать, как человек с аутизмом просто повторяет услышанную им фразу.

  • Тон речи у аутичных людей часто необычен, и для окружающих это звучит очень странно. Обязательно поясните человеку, которому вы рассказываете про аутизм, что луди с аутизмом общаются абсолютно по-другому, чем обычные люди.

Помогите людям понять. что для аутистов очень сложно понимать сарказм и общее настроение разговора. Люди, страдающие аутизмом, часто испытывают трудности с пониманием любого сарказма или юмора. Им очень трудно понять интонации речи, особенно если интонации не соответствуют выражению лица собеседника.

  • Когда вы объясняете этот аспект, уместно будет прояснить свою мысль, приведя пример использования значков для выражения эмоций, которые добавляют в СМС-сообщения. Когда вы получаете сообщение: «Это прекрасно!», то можете предположить, что человек употребляет это выражение в прямом смысле. Однако если человек добавит к своему сообщению значок “:-P”, то можете предположить, что сообщение носит саркастический характер.

Метод 3 из 5: Как объяснить взрослому человеку проблемы аутичных людей в области сопереживания

Помогите людям понять, что аутисты не пытаются специально показать всем, что им совершенно наплевать на чувства других людей. Объясните человеку, что на первый взгляд можно подумать, что аутичный человек — бесчувственный и совершенно равнодушный к чужим переживаниям. Напомните своему собеседнику, что у многих аутистов отсутствует умение понимать чужие эмоции, поэтому они кажутся бесчувственными, хотя на самом деле они просто не способны понять, что именно чувствуют другие люди.

  • Расскажите людям, которым вы объясняете аутизм, что некоторые аутичные люди могут улучшить свои навыки сопереживания другим, если им напоминать, что необходимо заботиться о чувствах других. Например, если вы скажете своему другу-аутисту. что вы счастливы из-за чего-то, что он сделал для вас, сначала он может оставить это без внимания. Если же вы напомните ему о своих эмоциях и объяснить, почему именно вы счастливы. он, возможно, поймет вас гораздо лучше.

Расскажите о том . как аутичные люди воспринимают общение с другими. Очень часто создается впечатление, что аутичный человек больше нуждается в слушателе, а не в собеседники. Аутичный человек может много говорить об очень специфических вещах, но настоящего обмена идеями и мыслями при таком разговоре не происходит. Это происходит потому, что многие люди с аутизмом имеют очень узкие, специфическиe интересы, и хотят говорить только о них. Если тема разговора выходит за сферу их узкого интереса, может показаться, что человек полностью утратил интерес к беседе.

  • Для обыкновенных людей такое поведение кажется грубым, но обычно аутичные люди вовсе не хотят показывать пренебрежение к мыслям и чувствам других, они просто предпочитают придерживаться определенных, понятных им, тем разговора.

Объясните людям . что аутисты часто говорят о себе, не обращая внимания. насколько это интересует окружающих. Конечно, это вполне нормально любить рассказывать о себе, но для аутичных людей это может стать единственным предметом разговора. Они предпочитают всегда говорить только о себе и вещах, которые их интересуют.

  • Помогите людям понять, что такое поведение никак не отражает отношение аутичного человека к своему собеседнику. У людей с аутизмом взаимодействие с окружающим миром весьма ограничено, поэтому их собственные мысли и интересы — это именно то, что они понимают лучше всего и могут объяснить более понятно.

Помогите людям понять, что аутичные люди тоже имеют собственные чувства. Очень важно, чтобы человек понял, что аутичные люди тоже могут чувствовать любовь, счастье и боль, так же, как и обычные люди. То, что такие люди не проявляют своих чувств, вовсе не означает, что этих чувств нет. Это распространенный миф, и вы обязаны его разрушить, когда говорите об аутизме с людьми.

Метод 4 из 5: Как объяснить взрослому человеку особенности поведения аутистов

ОбъяснитЕ. что люди с аутистом часто не любят, когда до них дотрагиваются. Когда вы объясняете особенности аутизма человеку, который до этого не встречал аутичных людей, необходимо объяснить. что аутичные люди не любят, когда до них дотрагиваются. особенно это касается незнакомых им людей.

  • Конечно, всегда надо помнить. что есть люди, которые не любят, когда до них дотрагиваются — все зависит от конкретного человека. Именно поэтому всегда лучше спросить разрешения. прежде чем обнять человека. Многие аутисты любят, когда их обнимают близкие люди.

Объясните людям, что аутисты могут испытывать сильный дискомфорт из-за определенных раздражителей. Некоторые аутичные люди будут негативно реагировать на такие вещи, как громкий звук или включение яркого света. По этой причине, необходимо напомнить, что, общаясь с аутистами, всегда нужно иметь в виду возможность такой реакции.

  • Например, внезапные резкие звуки могут быть очень неприятны аутичному человеку. То же самое можно сказать о других неожиданных изменениях в обстановке, например, если кто-то включает яркий свет или в комнате возникает какой-то запах. Это может создать сильный дискомфорт для человека с аутизмом.

Объясните, что аутисты могут нормально воспринимать смену раздражителей, если они заранее готовы к этому . Как и в случае с телесным контактом, аутисты лучше переносят раздражающие факторы, если они заранее готовы к ним. В целом, люди с аутизмом справляются с ситуацией лучше, если они заранее знают, чего именно ожидать. Таким образом, постарайтесь донести до человека, которому вы рассказываете об аутизме, что он должен спрашивать, прежде чем сделать что-то, что может обеспокоить аутичного человека.

Не забудьте упомянуть, что аутичный человек может вести себя несколько необычно. Хотя многие вещи, описанные здесь, — это физические реакции, которые приводят к определенному эмоциональному ответу, аутисты иногда проявляют необычное поведение, выраженное в физических действиях. Для окружающих это может показаться странным, но многие проявления являются частью обычной жизни людей с аутизмом. Такое поведение может выражаться в следующем:


Помогите людям понять, что стабильный распорядок дел — это важная часть жизни аутиста. Как мы уже упоминали, аутичные люди чувствуют себя наиболее спокойно, когда они могут предположить сценарий развития событий. Именно поэтому стабильный распорядок — это важная часть жизни аутиста. Это распространяется и на каждодневную деятельность. и на поведение. которое описано в предыдущем шаге. Например, аутичный человек может подпрыгивать. когда стоит на определенном месте. Они могут включать одну и ту же песню снова и снова, или рисовать многократно одну и ту же картинку. Постоянное повторение одних и тех же действий позволяет им чувствовать себя спокойнее.

  • Если вы пытаетесь объяснить своему другу поведение вашего аутичного ребенка, можно сравнить, как ваши дети относятся к утреннему режиму дня перед школой. Есть стандартный распорядок дня утром, перед тем, как идти в школу: ребенок завтракает, чистит зубы, одевается, складывает вещи в портфель и так далее. Хотя одни и те же действия необходима делать каждое утро, их порядок может меняться. Обычный ребенок может даже не заметить различий. Для них совершенно неважно, если сегодня им нужно было одеться до того, как пойти завтракать, хотя это и отличается от их обычного распорядка дня. В случае аутичного ребенка, такое изменение может вызвать огорчение. Если они привыкли к определенному ритуалу по утрам, то им предпочтительнее следовать ему.

Метод 5 из 5: Как объяснить ребенку, что такое аутизм

Убедитесь, что ваш ребенок готов к такому разговору. Очень важно быть честным с ребенком, особенно, если у него самого диагностирована какая-то форма аутичного расстройства или он задает вопросы о своем другу, у которого аутизм проявляется в умеренной степени. Кроме того, очень важно убедиться, что ребенок достаточно взрослый, чтобы понять то, что вы ему объясняете. Если ребенок еще не готов к подобной информации, ваши объяснения только огорчат его и еще больше запутают ситуацию. Все дети разные, поэтому мы не можем назвать определенный возраст, когда придет время поговорит с ним о его диагнозе или об психологических особенностях его друга. Именно вам решать, когда состоится такой разговор.

Объясните ребенку, что аутизм — это не повод впадать в уныние. Объясните ребенку, что это никак не связано с его действиями, и не стоит из-за этого печалиться. Вы можете сказать ему, что никто не может сказать определенно, в чем причина аутизма, и этот диагноз лишь означает, что его мозг развивается по-другому, чем у остальных людей.

  • Помогите ребенку понять, что эти отличия делают его уникальным и особенным. Вы можете прямо сказать ребенку, что он — особенный, или объяснить это какими-то другими словами.

Воодушевите своего ребенка. Убедитесь, что вы воодушевили своего ребенка, сказав ему, что такой диагноз не означает, что его жизнь будет другой. Люди с аутизмом могут успешно учиться в школе и принимать участие в обычной жизни семьи.

Постарайтесь показать ребенку свою любовь. Всегда говорите ребенку, как сильно вы его любите и заботитесь о нем. Для человека очень важно, чтобы его поддерживали близкие, особенно, если он сталкивается с таким диагнозом. С вашей поддержкой ребенок сможет жить счастливой, насыщенной жизнью.

У меня есть друг Ромка, Ромашка. Он аутист. Ему уже 11 лет. Знакомы мы с ним довольно давно. В тот момент я как раз училась в университете и собирала материалы для написания диплома.

В семейном психологическом центре я познакомилась с одной женщиной. Она попросила меня поработать с ее сыном. Дипломированные специалисты отказывались работать с таким ребенком, считая его необучаемым.

А так как мне все равно нужно было собирать информацию к диплому, то я, конечно, согласилась.

Поехала я к ним в субботу. Помню, был такой холодный осенний день. Открыла мне дверь моя новая знакомая. Ее добрый взгляд и благодарная улыбка запомнились мне очень хорошо. Даже теплее как-то сразу стало.

Сначала мы просто разговаривали о ее сыне. Ромка у нее долгожданный ребенок. Беременность проходила нормально, роды тоже прошли без патологии. Как и положено, в возрасте двух месяцев у Ромки начался комплекс оживления. Малыш улыбался и радовался матери.

А потом была первая прививка АКДС. После этого ребенок перестал улыбаться и вообще хоть как-то положительно реагировать на родных. В возрасте одного года ребенку был поставлен диагноз: «Нарушение аутистического спектра» или просто аутизм.

Никто не знает, прививка ли была пусковым механизмом или это было простым совпадением.

Первое знакомство

На момент нашего знакомства Ромке было 5 лет. Он не говорил, не выполнял никакие просьбы, не давал до себя дотрагиваться.

Я очень испугалась сначала. Ведь одно дело читать об аутизме в книгах, а совсем другое - увидеть все своими глазами.

Мальчишка сидел в углу комнаты на подушке и покачивался из стороны в сторону. Ни на какие слова он не реагировал.

После испуга ко мне пришла растерянность. Я просто не знала, что я буду делать с этим мальчиком, смогу ли я установить с ним хоть какой-нибудь контакт.

Признаки аутизма

1. Агрессия к себе или к окружающим.

2. Отсутствие зрительного контакта

3. Нет потребностей в общении.

4. Стереотипные движения. Такие детки могут постоянно рвать бумагу или мотать головой или рисовать круги. Вариантов тут может быть много.

5. Любовь к числам. Аутисты любят отслеживать номера машин, считать примеры и совершать всевозможные манипуляции с числами.

Поставить правильный диагноз может только специалист после длительного обследования.


Мы и Ромка

Я ездила к Ромке каждые выходные. Сначала сдружилась с Ромкиной мамой. Ромашка же дружить отказывался. Он даже протестовал против моих посещений.

А потом как-то привык. Постепенно он начал впускать меня в свой мир.
Сейчас мы подружились семьями. Ромка, его родители и мы стали очень близкими людьми друг другу. Ромашка начал говорить. Он очень любит животных. Посещает специальную школу для аутистов.

А еще он обожает моих двойняшек. Они даже как-то общаются. Ромка всегда приносит им конфеты. А для аутиста это значит очень много.

Ромашка еще не пустил меня в свой мир, но мостик, пусть и совсем еще шаткий, постепенно строится. Я верю, что когда-нибудь этот мост станет настолько крепким, что по нему Ромка сможет перебраться к нам.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Очень важно, чтобы дети с расстройством поведения аутического спектра своевременно учились понимать, что такое аутизм и синдром Аспергера , как это сказывается на них; их сильные стороны, и трудности с которыми им предстоит столкнуться. Важно, чтобы дети поняли, чем они отличаются от других детей, не только в плане того, как они воспринимают мир, но и того, как мир воспринимаем мы. Жизнь всегда будет борьбой для них, так как мир опирается на наш способ переработки информации и не соответствует их опыту. То, что они узнают от нас об их отличиях, поможет им лучше адаптироваться и отстаивать себя.

Для большинства людей с аутическими расстройствами поведения повседневная жизнь является постоянной борьбой, так как они пытаются прокладывать свой путь в мире, не очень-то подходящем для них. Эта борьба может стать эффективнее, когда человек начинает понимать, какой вклад в трудности вносят его отличия. Понимание своих особенностей складывается из двух этапов. Сначала они должны понять, как они обрабатывают информацию, а потом - как обрабатываем информацию мы, чтобы понять различия. Это поможет им понять, почему мир часто так сложен, и лучше адаптироваться к нему. Это знание позволит им развить свои сильные стороны и компенсировать отличия.

Например можно разделить эти отличия на сенсорные, когнитивные, социальные и эмоциональные . Как только человек начинает понимать, в чем он отличается, его трудности приобретают для него смысл. Теперь он может формировать приспособления для минимизации стрессов, развивать различные стратегии для стрессов, избежать которых он не может, и учиться регулировать свою нервную систему, чтобы предотвращать перегрузки. Он может определить, какие физические, социальные или эмоциональные моменты являются для его нервной системы слишком затратными, и выстроить все возможные способы избежать их или свести к минимуму их негативное воздействие. Он сможет выработать для себя способы адаптации на рабочем месте, сориентироваться в социальных вопросах, независимо соблюдать свой распорядок дня и создать себе такую домашнюю обстановку, в которой можно укрыться от сложного мира, восстановиться и подготовиться к следующему дню. Человек может сделать "аутопсию" каждой ситуации/события в течение дня (работа, школа, семья, развлечения и т.д.), чтобы выявить возможные стрессоры и выстроить способы адаптации и приспособления для минимизации их и максимальной собственной независимости и эмоционального благополучия. Он начинает понимать, как много из его преимуществ можно использовать для достижения наибольшего успеха и как выстроить свои предпочтения, чтобы улучшить качество своей жизни. Так что как можно раньше, но уж определенно в подростковом возрасте, попытайтесь сделать так, чтобы человек понял свои особенности и способы разработки стратегий, направленных на максимальное развитие способности приспосабливаться к ситуациям.

Важно, чтобы мы были родителями и учителями, подчеркивающими сильные стороны ребенка. Как только человек понял, какие у него сенсорные, эмоциональные, социальные потребности, он вынужден принять в себе эти потребности и находить пути для их удовлетворения, учиться, как изменить, приспособить, адаптировать своё окружение и повседневную жизнь, чтобы они лучше соответствовали его потребностям. Важно, чтобы человек не чувствовал, что он вынужден "закреплять" или "менять" свои потребности; он должен использовать свои сильные стороны для того, чтобы его нужды лучше удовлетворялись.

В каком возрасте начинать? Чем раньше, тем лучше. Оптимально начинать это в возрасте- около 8 - 9 лет, то есть в том возрасте, когда дети начинают замечать различия. Надо поймать тот момент, когда ребёнок только впервые заметил разницу и еще не успел выстроить защиту, которую потом будет трудно пробить. Часто к годам тринадцати, если это так и не обсуждалось, дети начинают отрицать своё особенное состояние и отказываются это признавать. Обязательно обсуждайте все особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, интересы и личностные черты, и аутизм как малую часть всего этого. На самом деле, со всеми детьми полезно проводить такие обсуждения. У нас у всех должен быть высокий уровень самоосознания, с признанием сильных и слабых сторон и пониманием, как сильные стороны могут поддержать какую бы ни было слабость.

Я узнала об этом случайно, когда мой малой начал жаловаться на то, что один из мальчиков в его группе бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно. Возможно, я постаралась бы спустить ситуацию на тормозах (в конце концов, мое чадо тоже не образец идеального ребенка), но кроме прочего сын показал след от укуса, и я пошла разбираться.

Вожатый-аниматор отвел меня в сторонку и сказал:

«Ну, Вы понимаете, этот агрессивный мальчик – аутист. Мы не успеваем за ним следить, войдите в положение».

«Я не имею ничего против аутистов, – ответила я. – Но Вы отвечаете за безопасность и комфорт всех детей в группе».

После чего, оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том, что я могу рассказать своему сыну для того, чтобы максимально сгладить его общение с особым ребенком.

Я очень благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и помогли мне советами. Подытоживая эти советы, я составила что-то вроде инструкции для обычного ребенка как вести себя при контактах с аутистом.

К сожалению, в нашем случае первый опыт общения был отрицательным, так как взрослые, приведя особого ребенка в группу, понадеялись на «авось» и не объяснили остальным детям как себя вести. Столкнувшись с непредсказуемым поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех аутистов неадекватами, дураками и дальше по тексту.

ВАЖНО. Я считаю, что первое, что надо сделать – сбить этот мерзкий шаблон.

В моем случае оказалось достаточно заявления о том, что многие известные ученые были аутистами (хотя положа руку на сердце, навскидку я бы назвала только Тьюринга). К счастью, вместо выяснения биографических подробностей, сыну важнее оказался ответ на вопрос: «Почему?»

Ответ: «У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у аутистов это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий» (да, примитивно, и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетки сойдет).

Ребенок: «Ух, ты! Значит, у них просто другая прошивка!»

Я: «Да, что-то вроде того».

Что мы получили? Снят негатив. Ребенок вместо злости в адрес аутиста, который уже успел нечаянно чем-то обидеть, открыт для восприятия новой информации.

Теперь можно подавать следующий тезис: «Многие из аутистов при соответствующей помощи могут научиться более-менее нормально общаться».

Желательно привести пример какого-то действия, которое похоже на обычное, но Вашему ребенку дается с усилием. Я приводила в пример разговор на родном языке и на английском. Говорить на английском можно, но приходится прикладывать существенно больше усилий.

Аутистам же приходится прикладывать существенно больше усилий, чтобы выполнять те естественные для нас действия, которые необходимы, чтобы поддерживать общение.

После этого у нас с малым было лирическое отступление об этапах взросления социума в целом, о том, как постепенно человечество приходило к мысли о том, что те, кто «не как все», тоже заслуживают возможности быть полноправными членами общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать. (Тут мы вспомнили пандусы и говорящие светофоры, благо примеры как раз оказались перед глазами). И что каждый из нас может приложить в этом месте немного усилий, чтобы сделать мир лучше.

После всего этого ребенок окончательно переключился в режим: «Я готов помочь».

Теперь можно выдавать советы по тому, как вести себя с аутистом.

1) Проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка ДО того, как ты что-то сделаешь. И давать аутисту возможность отказаться.

Т.е. не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно. Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»

2) Четко объяснять правила игры и не менять их в процессе. Таким детям легче играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила меняются по ходу.

3) Такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай. Можно запомнить, какое место выбрал этот ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.

4) Такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство. Эта формулировка, конечно, требует, чтобы Ваш ребенок понимал, что такое личное пространство. В принципе пункт №1 отчасти как раз про это, и для младшешкольников я бы им (пунктом №1) и ограничилась. У нас в семье есть понятие «бульбашка» (аналог «домика»), которое как раз описывает границы личного пространства, так что мне было на что опереться в разговоре с ребенком. Поэтому тут был совет начинать разговор с аутистом на бОльшем расстоянии, чем с обычным ребенком и помнить про «бульбашку».

5) Помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения, значит и уставать от общения они могут намного быстрее. Детям постарше можно рассказать про признаки того, что аутисту нужна пауза, и как ему с этим помочь.

6) Важно так же предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом. Тут можно вспомнить кого-то, с кем у Вашего ребенка достаточно долгий конфликт (наверняка в классе или во дворе есть кто-то, с кем ребенок не дружит) и попросить ребенка ответить на вопрос: «Если бы тот, с кем ты в долгой ссоре внезапно стал вести себя как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или подождал, вдруг это хитрая ловушка?» и добавить, что аутисту намного сложнее изменить свое впечатление об окружающих.

Не скажу, что после всех этих инструкций общение моего ребенка с ребенком-аутистом пошло как по маслу. Ну, в общем-то, никто этого и не ожидал (см. пункт №6). Но, по крайней мере, до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов. По словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде приятельского общения.