План-конспект урока (здоровый образ жизни) на тему: Внеклассное занятие "Мое здоровье". Остановка «Весёлые поварята»

Cырова Наталья Александровна
Конспект занятия «Сохрани своё здоровье»

Конспект занятия на тему «Сохрани своё здоровье »

(группа общеразвивающей направленности с 3 -4 лет)

Цель : способствовать формированию основ здорового образа жизни .

Задачи :

Познакомить детей со способом закаливания - самомассаж.

Продолжать знакомить детей с полезными продуктами, их значением для здоровья и хорошего настроения; развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур; закреплятькультурно-гигиенические навыки (умывание, чистка зубов, причёсывание, купание) ;

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья ;

Интеграции образовательных областей :познание, коммуникация, физическая культура, здоровье .

Словарная работа : здоровье , закаливание, самомассаж.

Оборудование и материалы : мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением полезных и не полезных продуктов.

Предварительная работа : беседы по теме, рассматривание иллюстраций, картинок, загадывание загадок, чтение сказок, пословиц,дидактические игры «Угадай на вкус» , «Полезно - не полезно» , «Правила гигиены» , «Чудесный мешочек» .

Ход занятия:

Организационный момент

В : Вы знаете, ребята, сегодня к нам в группу заходил Доктор Айболит. Он очень хотел вас увидеть и поговорить с вами о том, как вы заботитесь о своём здоровье . Но он очень спешил в Африку, ведь там его ждут больные звери и он торопится помочь им поскорее выздороветь .

Основная часть

В : Дети, вы хотите быть здоровыми ?

Д : Да.

В : А почему вы хотите быть здоровыми ?

Д : Чтоб вырасти сильными, крепкими.

В : А вы знаете, что такое здоровье ?

Д : Да. Это когда хорошее, бодрое настроение.

В : Здоровье-это сила , красота, когда настроение хорошее и всё получается.

В : А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье . Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья ?

Д : заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

В : Дети, Доктор Айболит оставил вам вот этот мешочек, не простой, а волшебный, для того чтоб вы на ощупь отгадали что в нём находится.

Расскажите, для чего это нам нужно?

Д : следить за чистотой и здоровьем .

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» дети наощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расчёска, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щётка, щётка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими нужно пользоваться.

В : Ребята, послушайте, пожалуйста, загадки, а ответы вы найдёте среди предметов, которые вы достали из чудесного мешочка. (Отгадывание загадок)

1. Ускользает как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

2. Хожу-брожу по лесам, а по усам по волосам. И зубы у меня длинней, чем у волков, у медведей. (Расчёска)

3. И сияет и блестит, ни кому оно не льстит. А любому правду скажет -всё как есть ему покажет. (Зеркало)

4. Пластмассовая спинка, жёсткая щетинка. С зубной пастой дружит,нам усердно служит. (Зубная щётка)

5. Вытираю я, стараюсь после ванной паренька. Всё намокло, всё измялось - нет сухого уголка. (Полотенце)

6. Хвостик из кости, на спинке - щетинка. Эта вещь поможет нам чистить брюки и кафтан. (Щётка)

В : Дети, посмотрите, в чудесном мешочке, что-то ещё оставил для нас Доктор Айболит, это картинка. Посмотрите, что на ней изображено. (Дети рассматривают, а педагог объясняет, что упражнения укрепляют здоровье . Давайте и мы проведём физкультминутку).

Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Дружно делаем зарядку. (можно 2 раза)

В : Дети, а для того чтобы быть здоровым нужно не только делать зарядку, но и кушать полезную пищу. Вспомните и назовите, какие полезные продукты мы употребляем, чтобы вы росли сильными и крепкими. (Дети перечисляют продукты) .

Д : овощи, фрукты, кашу, мясо, творог, молоко, яйцо.

А сейчас мы поиграем в игру «Полезно – вредно» .

Перед вами разложены картинки с изображением продуктов питания. Вам нужно отобрать те картинки с изображением продуктов, которые вы считаетенужно употреблять в пищу. (отв. детей)

Воспитатель объясняет, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости надо есть умеренно.

В : Вспомним, чтобы быть здоровым нужно ещё закаляться.

Послушайте стихотворение про закаливание :

Все, кто хочет быть здоров ,

Закаляйтесь вы со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий.

Чаще окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Руки мыть водой холодной.

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

В : Дети, о чём говориться в этом стихотворении?

Д : Чтоб быть здоровым надо закаляться .

В : А мы с вами как закаливаемся после дневного сна?

Д : Делаем гимнастику пробуждения, умываемся.

В : Но закаляться нужно постепенно. Разумно. Послушайте пословицу : «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно» .(разъяснить пословицу)

В : Дети, есть ещё один способ закаливания, который можно делать каждый день. Это самомассаж. Послушайте это слово. Что такое массаж? Это поглаживание, растирание, надавливание. (показ педагога) А первая часть слова «самомассаж» -«само» , что обозначает? Что этот массаж человек делает себе сам.

Повторяйте за мной и тем самым мы сделаем себе массаж :

Лобик мыли? Щёчки мыли?

Ушки мыли? Ручки мыли?

Всё промыли? Чистые теперь!

Открыть к здоровью дверь (можно 2 раза)

Заключительный этап

В : Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью . А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки. Улыбнёмся друг другу. Доброго вам всем здоровья !

Публикации по теме:

Ход занятия: Под звуки музыки дети заходят в спортивный зал. Выстраиваются в линию. Ведущий приветствует детей. Ведущий: Здравствуйте ребята,.

Физкультурный досуг «Укрепляй своё здоровье» Физкультурный досуг «Укрепляй своё здоровье» Физкультурный инвентарь, пособия: 6 шнуров, 2 обруча, 2 воротиков, 2 воздушных шарика, 2.

Конспект «Сохрани свое здоровье сам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Сохрани своё здоровье» Конспект занятия по Валеологии воспитателя МБДОУ ДС № 31 " Голубая стрела" Поповой Аксиньи Витальевны. в средней группе на тему «Сохрани.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментируем, размышляем, познаём. Сберегаем своё здоровье» «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» (китайская пословица) Дети дошкольного возраста по природе своей.

НОД здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Как сберечь своё здоровье» Пояснительная записка В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются.

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) «Сохрани своё здоровье сам» План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Развёрнутый план-конспект лекции №4 на тему:

«ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

План лекции:

1. Понятие «здоровье», его сущность и компоненты

Важнейшей ценностью для человека является здоровье . «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов челове­ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело­века. Эта программа развития опо­средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis ; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу пси­хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес­печивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное здоровье –– комплекс соматических, эмоциональ­ных, интеллекту­альных и социальных аспектов сексуального существо­вания человека, пози­тивно обогащающих личность, повышающих ком­муникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье –– комплекс характеристик мотивацион­ной и потребно­стно-информационной основы жизнедеятельности чело­века. Основу нравст­венного компонента здоровья человека опреде­ляет система ценностей, уста­новок и мотивов поведения индивида в соци­альной среде.

Профессиональное здоровье –– состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Вполне очевидно, что уровень здоровья человека в результате его взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля – смерть), когда человек выздоравливает – уровень здоровья повышается. Понятия здоровье и болезнь тесно связаны друг с другом. Казалось бы они противоположны: крепкое здоровье – отсутствие болезней и наоборот. Однако все гораздо сложнее. Измерить болезнь и здоровье трудно, границу между ними провести практически невозможно. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов.

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная);

2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;

3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Могут быть выделены следующие компоненты потенциала.

П отенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться.

Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность чело­века к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адек­ватные средства.

Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно при­нимать чувства других.

Потенциал тела (физический аспект здоровья) – способность разви­вать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телес­ность как свойство личности.

Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – способ­ность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремле­ние постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, выраба­тывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедея­тельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовн ый потенциал (духовный аспект здоровья) – способность раз­вивать духовную природу человека.

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню (уровню покоя). Например. Возьмем сердце и предположим, что его минутный объем (объем крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту) в покое составляет 4 литра, а при самой энергичной физической работе – 20 литров. Значит «коэффициент резерва» равен 20: 4 = 5. Когда сердце дает 4 литра в минуту, это достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм только в покое. Но при необходимости оно может дать и 20литров в минуту и обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжелую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом. Теперь представим себе детренированное сердце. В покое оно тоже дает 4 литра в минуту, но его максимальная мощность всего – 6 литров. И если человек с таким сердцем вынужден будет выполнять тяжелую нагрузку, требующую, допустим, 20 литров, то уже через несколько минут ткани окажутся в условиях тяжелого кислородного голодания. Все показатели укажут на «патологический режим». Это еще не болезнь, но уже достаточно, чтобы вызвать приступ стенокардии, головокружение и т.д. Условия «статического здоровья» (нормальные показатели в покое) были соблюдены, но субъект явно неполноценный.

Учитывая, что уровень здоровья зависит от «резервных мощностей» или как говорят «резервов адаптации организма», сегодня для определения его уровня используются различные методы нагрузочного тестирования с оценкой ответных реакций организма (определение максимального потребления кислорода, индекс Гарвардского степ-теста, PWC-170 и т.д.). Для оценки здоровья в настоящее время стало возможным применение различных оценочных компьютерных программ.

2. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю­чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга­низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю... машин.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

4. Окружающая среда и здоровье

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

5. Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость

Наследственность –– присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ, а, следовательно, состояние здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.

По наследству могут быть переданы признаки не только нормального, но и патологического, болезненного состояния организма. Известно более 2000 наследственных болезнейчеловека.

Организм получает наследственные свойства (гены) от родителей: один ген отцовский, другой ген – материнский. Однако признаки каждого из родителей в организме ребенка проявляются неодинаково. Проявление наследственных болезней может происходить на протяжении всего периода индивидуального развития. Известно большое число наследственных болезней, проявляющихся не в раннем возрасте, а на более поздних стадиях развития. Наследственные болезни, а также предрасположенность к ряду заболеваний (язвенная, гипертоническая, желчно-каменная болезни, атеросклероз и др.) не так редки, как долгое время считали, однако многие из них можно предупредить. Поэтому молодым людям, имеющим в роду какие-либо наследственные болезни, рекомендуется проконсультироваться у врача о возможном риске возникновения наследственного заболевания у них и их потомства и, руководствуясь этим, проводить своевременную коррекцию возможных нарушений.

6. Здравоохранение и здоровье

Существующая ныне система здравоохранения не в состоянии сохранить и укрепить здоровье человека, приостановить или снизить рост заболеваемости. Как свидетельствуют материалы комиссии по охране здоровья населения Совета Безопасности Российской Федерации демографическая катастрофа в России стала свершившимся фактом. Во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья, рост частоты и тяжести течения болезней различных органов и систем, возникновение и распространение ранее неизвестных заболеваний и патологических состояний. Как следствие этого в настоящее время значительно сократилась продолжительность жизни, формируется неполноценное и ослабленное поколение.

Конечно, никто не умаляет роли медицины, она, несомненно, умеет лечить многие болезни и часто делает просто чудеса, спасая человека от преждевременной смерти. Она достигла больших успехов в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний, однако излечение болезней приносит здоровье далеко не всегда. В организме человека нередко остается след не только от перенесенного заболевания, но и от самого лечения, насыщенного небезразличными для здоровья психическими (нервно-эмоциональный стресс), физическими (ионизирующие излучения, токи высокой частоты, ультразвук и пр.), химическими (химиотерапевтические, наркотические и пр., лекарственные препараты) и биологическими (вакцины, сыворотки) факторами.

Медицина уже не может удержать напора нарастающего вала патологии (старых и новых болезней). Медицина, сугубо лечебная, как отмечает основоположник валеологии И.И. Брехман – это не та дорога, которая ведет к храму здоровья, сколько бы средств ни ушло на лечение болезней, здоровья больше не будет. Если и дальше удовлетворятся только уровнем лечебной медицины и не заниматься здоровьем как таковым, то эффект будет таким, как при попытке заполнения водой бочки с дырявым дном. Недаром еще владыки древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровы.

7. Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех признается более важной ценностью. Однако в более старшем возрасте, большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью. Известно, что основным мотивом, побуждающим посещать не обязательные занятия физической культурой является укрепление и сохранение здоровья. Таким образом, положение здоровья в иерархии потребностей человека в большой степени зависит от возраста человека и от уровня здоровья. Так, в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность которого хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита. Как говорил Н.М. Амосов: «Здоровье само по себе воспринимается как счастье, только когда его уже нет».

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что её явно недостаточно.

Во-первых, если человек здоров, то он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, тем не менее, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас пока нет моды на здоровье и заботящиеся о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания (и в первую очередь и через физкультурное воспитание) у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

8. Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью

Велика ли связь между культурным развитием человека и отношением к самому себе, к своему здоровью? Больными могут быть люди разного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. В них отмечается, что человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности. Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение – отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура не только сумма знаний, это поведение и сумма нравственных начал.

Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами здоровья обладают, что здоровым образом жизни можно вылечить и сохранить здоровье на долгие годы.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.

ТЕМА: «Где живет здоровье?» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ ГБОУ СПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ» РОДИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию умений дошкольников обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы.

Обучающая: формировать представления детей о зависимости здоровьяот двигательной активности, о правилах поведения в быту и на улице, уточнить знания дошкольников о воздухе, питании, уточнить знания о витаминной ценности продуктов, ознакомить со свойствами цветов во время цветотерапии.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, воображение, связную речьдошкольников; укреплятьмышцы тела.

Воспитательная: воспитывать у детей желание заботиться о своемздоровье, усидчивость, трудолюбие.

Предварительная работа: закрепить знание цветового спектра, беседы оправилах безопасного поведения в быту, о правилах дорожного движения.

Словарная работа: активизировать речь детей по теме, обогащать словарный запас детей.

Оборудование и материал: два цветка из цветного картона, воздушные шарики по количеству детей, стаканчики с водой по количеству детей, цветные круги по количеству детей, стаканчики с соком для каждого ребенка, порезанные на порционные кусочки сырые овощи и фрукты, плакаты «Вредные и полезные продукты питания» , «Витамины и продукты, в которых они содержаться» , .

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Доброе утро!

ДЕТИ. Здравствуйте! Доброе утро!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сейчас мы не только поздоровались, но и пожелали друг другу здоровья. А как по вашему, что такое здоровье?

ДЕТИ. Это когда мы не болеем.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а вы считаете себя здоровыми? Когда можно сказать, что человек здоров?

ДЕТИ. Когда у него ничего не болит, когда он не пьет таблетки.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сейчас я хочу вам открыть тайну. Здоровый человек похож на красивый цветок, на который приятно смотреть, который радуется солнышку, у которого красивые лепестки. Вот и наше здоровье можно сравнить с красивым цветком. (ПОКАЗЫВАЕТ ЦВЕТОК ИЗ БУМАГИ С РАЗНОЦВЕТНЫМИ ЛЕПЕСТКАМИ) Посмотрите, какой он красивый, какие у него яркие лепестки. А что надо цветку, что бы он был здоров?

ДЕТИ. Солнце, тепло, вода.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, ребята. А вот у этого цветка пока нет лепестков. Они появятся, цветок станет красивым и здоровым если вы мне поможете определить, что же нам необходимо, чтобы не болеть. Я вам предлагаю ненадолго превратиться в фокусников. Согласны?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Тогда первый фокус. Возьмите воздушные шарики, надуйте их. Какие они?

ДЕТИ. Большие, красивые, яркие, разноцветные.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а знаете, что в шарах у нас сидит невидимка. Давайте его выпустим. Отпустите шары. Раз, два, три, невидимка, беги. Что произошло?

ДЕТИ. Шары сдулись.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, мы выпустили невидимку. Какой невидимка был в шарах?

ДЕТИ. Из них вышел воздух.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие они стали?

ДЕТИ. Некрасивые.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно. Человеку, как и шарам, как и другим живым существам для здоровья нужен воздух. Для красоты и здоровья нужен кислород, который содержится в воздухе, без которого человек не может дышать, а значит и жить. Ребята, сделай глубокий вдох. Что вы чувствуете? Так что же нам надо для здоровья?

ДЕТИ. Воздух, кислород.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, ребята!

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, давайте возьмемся за руки. Отходим назад и надуваем наш шар. Посмотрите какой большой шар мы надули (должен образоваться большой круг) , а теперь идем вперед и сдуваем наш шар медленно-медленно (2шаг – сдуваем быстро, 3шаг – сдуваем чередуя медленно и быстро) .

Чтобы быть здоровыми нам нужен?

ДЕТИ. Воздух.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, ребята, у нашего цветка появился первый лепесток. Это воздух, он прозрачный, а значит наш лепесток будет белый. Цветок оживает. (ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ К ЖЕЛТОМУ КРУГУ ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК БЕЛОГО ЦВЕТА)

ДЕТИ. Вода.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно. Для здоровья нашему цветку нужна вода, а нам нужно хорошо питаться. Ребята, а все ли продукты питания полезны для нашего здоровья.

ДЕТИ. Нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие продукты вредно есть часто.

ДЕТИ. Сладкое, газированные напитки, мучные изделия.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, дети! Не все продукты питания могут принести пользу. Продукты бывают вредные и полезные. (ВЫВЕШИВАЕТСЯПЛАКАТ «ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» ) . В полезных продуктах содержаться витамины, которые необходимы нашему организму и дарят нам здоровье. (ПЛАКАТ «ВИТАМИНЫ И ПРОДУКТЫ, В КОТОРЫХ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ» ) .

Зрение – витамин А – живет в оранжевых и красных продуктах (морковь, тыква, яблоко, перец) .

Кожа – витамин Е – живет в зеленых овощах, фруктах и зелени (петрушка, киви, капуста, зеленый лук) .

Зубы – витамин С – живет в кислых продуктах (лимон, апельсин, мандарин) .

Кости – витамин Д – живет в молочных продуктах (сыр, молоко, сметана) .

А в каких продуктах больше всего витаминов?

ДЕТИ. В овощах и фруктах.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно. В каком виде нужно употреблять продукты, чтобы в наш организм попало как можно больше витаминов?

ДЕТИ. В сыром виде.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, ребята. А сейчас я хочу с вами поиграть. Сможете ли вы угадать, какой овощ или фрукт съели.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ ПО ВКУСУ»

Ребенку завязывают глаза, дают небольшой кусочек овоща или фрукта. По вкусу ребенок должен назвать что он съел. Если ребенок угадал, он становиться ведущим, если нет ход переходит другому. Игра продолжается, пока все дети не попробовали на вкус тот или иной овощ или фрукт.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Умницы, ребята, вы угадали все овощи и фрукты. Поэтому у меня для вас есть подарок. А для этого угадайте загадку.

Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте!

ДЕТИ. Сок.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы. А вот и ваш подарок. (ДЕТЯМПРЕДЛАГАЕТСЯ СОК) . Угощайтесь, ребята, на здоровье! Нравиться вам сок? А он полезен для нашего организма?

ДЕТИ. Да, потому что он из свежих фруктов.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, ребята! Если мы будем правильно питаться, мы будем не только красивыми, здоровыми, но и сильными.

ФИЗМИНУТКА.

Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем отдыхать (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться (движения стихотворения) .
Вот и стали мы сильней (показать «силу» ) ,
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) !

Посмотрите, ребята! У нашего цветка вырос еще один лепесток. Он оранжевый – это полезная еда. (ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ ЕЩЕ ОДИН ЛЕПЕСТОК ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а вот и третий лепесток – синий. Как вы думаете, почему он синего цвета?

ДЕТИ. Это вода, которая необходима для нашего здоровья.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, ребята! Но, что это лепесток не хочет прикрепляться к нашему цветку. Ой, я совсем забыла, мы же фокусники. Давайте выполним еще один фокус. Вода умеет заряжать наш организм энергией, сейчас мы ее будем заряжать.

Возьмите стаканчик с водой и разноцветные кружочки на вашем столе. Поставьте стаканчик на кружок красного цвета. Красный цвет – цвет энергии, когда вы устали. Сейчас вода зарядиться энергией от кружочка.

Теперь поставим на оранжевый кружочек – повышает аппетит. Затем на синий – имеет эффект сонливости, с ним легче засыпать. Вот и зарядилась наша вода, давайте сделаем несколько глотков.

Что ты почувствовал, когда попробовал воду? А ты что почувствовал?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, ребята! Вы отличные фокусники! Акак вода нам еще помогает быть здоровыми.

ДЕТИ. Мы купаемся, умываемся, моем руки, поласкаем рот и горлышко водой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, без воды человек не может быть здоровым. Посмотрите, ребята, наш лепесток прикрепился к цветочку. (СИНИЙ ЛЕПЕСТОК КРЕПИТЬСЯ К ЦВЕТКУ)

ВОСПИТАТЕЛЬ. У нашего цветка не хватает всего одного лепестка. А что же мы забыли. Что же надо еще, чтобы быть здоровым? А надо всего лишь заботиться о своем здоровье, а как же это делать? Ребята, помогите мне, пожалуйста. Расскажите, как надо заботиться о своем здоровье.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Плакат «Правила безопасного поведения» . Дети по очереди открывают картины и описывают ситуации:

  • мыть перед употреблением овощи и фрукты
  • соблюдать правила дорожного движения
  • одеваться в соответствии с погодой
  • спички детям не игрушка
  • не общаться с незнакомцами и др.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы все правильно сказали и наш цветок расцвел.

(ПРИКРЕПИТЬ ПОСЛЕДНИЙ КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК)

ВЫВОД. РЕФЛЕКСИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, ребята. Посмотрите какой у нас распустился цветок. Пусть ваше здоровье и здоровье ваших близких будет таким же благоухающим. Давайте вспомним, чтоже для этого надо.

ДЕТИ. Чистый воздух, правильное питание, вода и заботиться о своем здоровье.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Это, ребята, основное что вы должны знать, чтобы сохранить свое здоровье. Я знаю, что вы будете бережно относиться к своей жизни и здоровью, а также к здоровью своих близких и расскажите им, что для этого надо делать, чтобы вы всегда были вместе.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность»
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
  3. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
  4. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье»
  5. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения»
  6. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении»

Конспект урока здоровья в 4 классе.

Тема урока : Дружат с грязнулями только грязнули.

Цель : Формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи : выделить компоненты здоровья человека; по­знакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на дол­гие годы; выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки; воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих его людей.

Ход урока здоровья.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

А что такое здоровье?

Слайд 3.
Учитель: По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Слайд 4.
Составляющие здоровья:
1. Состояние полного благополучия
2. Нормальная работа всех органов
3. Умение управлять своими чувствами
4. Уверенность в себе
5. Высокая работоспособность
6. Устойчивость к заболеваниям.

2. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 5.
Учитель : Сегодня мы с вами превратимся все в грязнуль, нерях и лентяев и посмотрим, понравится нам это или нет.

3. Работ над темой урока.

Учитель : Ребята, а что такое гигиена?

Ответы детей.

Слайд 6.

Учитель : Гигиена – это, прежде всего чистота лица, рук, тела и одежды человека.

Но мы с вами ни о чём подобном не слышали. Не знаем что такое гигиена. В течение урока мы будем вести образ жизни грязнуль, нерях, лентяев. А в конце урока подведём итог и, скажем - нравится нам такая беспечная жизнь или нет.

Слайд 7.

Учитель : Представьте себе такую картину: девочки и мальчики, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальникам, чтобы умываться. Ногти их « черным бархатом обшиты» . Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Перестали следить за волосами, перестали их подстригать. Ученые определили, что волосы живут в среднем от двух до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12-15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от грязи и пыли. Раз в неделю следует мыть горячей водой с мылом. А чтобы никому не пришлось пережить историю какая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно подстригать.

(Дети читают стихотворение Э.Успенского « Страшная история»).

Слайд 8

Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает,

Кричит и заливается,

Ногами упирается.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала.

А волосы растут.

Год прошел, другой проходит…

Мальчик стричься не приходит.

А волосы растут, а волосы растут.

Отрастают, отрастают. Их в косички заплетают…

Ну и сын- сказала мать, надо платье покупать.

Мальчик в платьице гулял

Мальчик девочкою стал

И теперь он с мамой ходит

Завиваться в женский зал.

Учитель : Грязнули очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.

(Ученик читает стихотворение В. Лившица « Неряха»)

Слайд 9

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне признаться, неприятно,

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он- этот ученик?

Учитель : Люди, которые не чистят зубы- производят впечатление неопрятных людей. Постоянный неприятный запах изо рта, гнилые, кривые зубы – ник чему хорошему не приведут. Такие люди вызывают отвращение.
Как вы думаете, что надо делать, чтобы такого не произошло с нами?

Ответы детей.

Учитель : Поэтому с грязнулями рядом могут находиться только такие же грязнули, да может ещё и лентяи.
Грязнули и лентяи - дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, ребята, чем же они похожи?

Ответы детей.

4. Физкультминутка.

Учитель читает стихотворение, а дети имитируют движения:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(Попорот вправо.)

Через левое плечо.

(Поворот влево.)

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце - руки и боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

5. Продолжение работы над темой.

Учитель : Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться. Помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик.

(Ученик читает стихотворение «Знали все свои места»)

Если б мыло приходило Знали все свои места-

По утрам ко мне в кровать. Вот была бы красота!

И само меня бы мыло- Вот бы жизнь тогда настала

Хорошо бы это было! Знай гуляй да отдыхай!

Если б книжки и тетрадки Тут и мама б перестала

Научились быть в порядке, Говорить, что я лентяй…

Учитель: Некоторые девочки и мальчики забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает учиться, успевать сделать за день массу различных дел. Порядок необходимо соблюдать во всем: портфель не должен валяться на полу. В уголке школьника книги и тетради должны лежать в определенном порядке. Тогда не надо будет ничего искать- все всегда под руками.

(Ученик читает стихотворение И.Демьянова « Почему короткий день?»)

Почему короткий день

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера, искать будет нечего!

От себя прогонишь лень - и длиннее будет день!

Учитель : Как вы думаете, хорошо быть грязнулями, лентяями, неряхами?

Ответы детей.

Учитель : А почему нет?

Ну как, ребята? Понравилось вам быть грязнулями, неряхами, лентяями?

Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что все мы знаем следующие правила.

Слайды 10,11,12

1-й ученик : Чистота - залог здоровья.

2-й ученик : Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.

3-й ученик : Нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.

Учитель: Помните: чистота – залог здоровья. Давайте отгадаем загадки на эту тему.

Слайды 13, 14,15

1. Мудрец в нем видит мудреца 4. Волшебною головкой

Глупец- глупца, баран- барана, В рот она влезает ловко

Но вот подвели к нему Федю Баратова, И считает зубы нам

И Федя увидел неряху лохматого. По утрам.
(зеркало) (зубная щетка)

2. Целых 25 зубков 5. Лег в карман и караулю

Для кудрей и хохолков. Реву, плаксу и грязнулю.

И под каждым под зубком Им утру потоки слез,

Лягут волосы рядком. Не забуду и про нос.

(расческа) (носовой платок)

3. Гладко, душисто, моет чисто, 6. Вроде ежика на вид.

Нужно, чтоб у каждого было Но не просит пищи.

Что, ребята? По одежде пробежит-

(мыло) Она станет чище.

Учитель : От того что человек не умывается, не следит за волосами, ногтями, за чистотой одежды –очень часто болеет. А чтобы такого не случилось с нами надо знать следующие правила гигиены.

Правила гигиены :

Слайд 16.

Совет очень простой- руки мой перед едой!

Слайд 17.

От простой воды и мыла у микробов тают силы.

Слайд 18.

Очень важно это знать
Всем ребятам и тебе:
Ногти надо подстригать
И держать их в чистоте.

Слайд 19.

Обязательное правило
Соблюдать не забывай:
Рот при кашле и чихании
Ты платочком закрывай.

Слайд 20.

Зубы чтоб всегда блестели,
Никогда чтоб не болели,
Будет пусть тебе не лень
Чистить их два раза в день.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.

Подведение итогов урока.

6. Итог урока.

Дети перечисляют компоненты здоровья, о которых говорилось на уроке.

Перечисляют правила личной гигиены.

Учитель делает вывод по уроку.

Слайд 21.

Кто зубы не чистит, не моется мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Слайд 22.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули.

Слайд 23.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Слайд 24.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.

Слайд 25.

Будьте здоровы!

7. Домашнее задание.

Составить памятку по уходу за зубами.

8. Рефлексия.

В конце урока каждый ребенок подходит к доске и выбирает тот рисунок, который соответствует его ощущениям от урока (отлично, хорошо, удовлетворительно) и с помощью магнита прикрепляет его доске.

Внеклассное занятие

Тема: «Мое здоровье».

Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Формировать правильное представление о здоровье.
  2. Воспитывать стремление к сохранению своего здоровья, соблюдению режима дня, правильного питания.
  3. Развивать самостоятельность, познавательные интересы, творческие возможности, ответственность за сохранение своего здоровья.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, авторская презентация созданная в операционной среде POWER POINT
  2. Конверт для каждого ученика с разрезными картинками «Основные моменты режима дня школьника»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Оздоровительная минутка "Сотвори солнце в себе". Звучит музыка.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, сядьте удобно, руки на коленях. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. И звездочка стала большой, как солнце. Всем стало тепло-тепло. Солнышко залетело в наш класс и будет своим теплом согревать нас (Слайд №1)

Вот с таким радостным настроением мы начинаем наше занятие.

2. Введение в тему.

Что такое здоровье? (Слайд №2)

Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать и уметь, чтобы быть здоровыми.

Постановка проблемы. (Слайд 3)

Послушайте сказку:

Жил на свете король. И всего у него было вдоволь. Да вот скучно стало ему жить на свете, и отправился он в путешествие по своему королевству (слайд 4).

Ехал он день, ехал второй, а на третий день подъехал к распутью. Впереди три дороги, и над каждой указатель: направо пойдешь – клад ценный найдешь и богат будешь; налево пойдешь – развлечения найдешь; прямо пойдешь – здоров будешь.

Думал, думал король и выбрал для себя дорогу самую важную, верную...

Как вы думаете, что выбрал король: богатство, развлечения или здоровье? Почему?

А что выбрали бы вы, ребята?

Провокационный вопрос:

– Король был богат, а мы нет. Так, может, нам нужно выбрать первую дорогу – к богатству?

(Дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни, оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.)

3. Основная часть

Считаете ли вы себя здоровыми?

Все ли люди одинаково здоровы?

Почему? От чего это зависит?

Давайте мы с вами вырастим цветок, который сможет рассказать, что такое здоровье.

На доске цветок без лепестков. У детей на партах лепестки с правильным и неправильным определением здоровья, учащиеся в группе обсуждают, выбирают верные определения. От каждой группы по одному выходят ученики, объясняют какой лепесток выбрали и прикрепляют к серединке цветка. В итоге на доске появляется цветок, на лепестках которого определения здоровья.

  • Здоровье – это отказ от вредных привычек.
  • Здоровье – это положительные эмоции.
  • Здоровье – это самое большое богатство.
  • Здоровье это то, что нужно беречь.
  • Здоровье – это долгая счастливая жизнь.
  • Здоровье – это физическая активность.
  • Здоровье - это правильное питание

Лепестки, которые дети не прикрепили:

  • Здоровье - это хмурое настроение
  • Здоровье - это то, чего у каждого много и не нужно беречь
  • Здоровье - это много конфет, пирожных и других сладостей
  • Здоровье - это зимой ходить без шапки
  • Здоровье - это целый день смотреть телевизор

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием! Я думаю, что все мы ведем здоровый образ жизни. А что же нужно делать, чтобы быть здоровым?

Действительно, состояние здоровья зависит от многого, в том числе и от здорового образа жизни. К основным компонентам здорового образа жизни относится: выполнение режима дня, здоровое питание, занятия спортом и положительные эмоции. (Слайд №5)

Режим

Что такое режим дня? ( Режим – установленный распорядок жизни, дел, действий).

Действительно, ребята, когда взрослые и дети не соблюдают простейший режим дня, появляется много неприятностей. Они не успевают, опаздывают, забывают в спешке что–то сделать, быстро устают, начинают нервничать, ругаться с окружающими и т.п. И устают-то люди не столько от того, что много работают, сколько от того, что неправильно организовывают свою работу, не соблюдают режим дня. Если приучиться к строгому чередованию бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи, то можно быть всегда здоровым и добиться успехов в любых занятиях.

Давайте вспомним основные моменты режима и составим свой режим дня.

Практическая работа – Конверт (Слайд 6)

Группы получают конверт с картинками основных режимных моментов.

Дети обсуждают режимные моменты, определяют последовательность картинок.

Проверка практической работы.

От каждой группы по очереди выходят учащиеся и вывешивают на доске картинку с изображением режимного момента. Вслед за картинкой появляется слайд на проектере, подтверждающий правильность выбранного ответа.

Слайд- шоу «Режим дня школьника» (Слайды 6 – 13)

Какой вывод мы можем сделать? Для чего нужно соблюдать режим дня?

Спорт

Послушайте изречение «Люди с самого рождения жить не могут без движения»

Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о спорте)

Правильно, это вторая составляющая здоровья.

Кто из вас уже занимается спортом? Каким?

А кто еще не определился и пока не посещает спортивные секции?

Эта часть занятия для вас. Мы с ребятами попробуем убедить вас стать спортсменами.

Выступление ученика.

Как влияют занятия спортом на организм человека

Тело человека создано для движения. Посмотрите на себя в зеркало! Ноги идеально подходят для бега и ходьбы, руки для бросания и удержания тяжестей. В движении человек прекрасен. Малоподвижный образ жизни приводит к тому, что наше самочувствие ухудшается, аппетит пропадает, кости становятся хрупкими, мышцы – слабыми. Мы быстро утомляемся, настроение портится. В наше время для того, чтобы быть здоровым, бодрым и сильным нужны физические упражнения. Для чего же необходимо заниматься спортом?

Чтобы быть веселым, здоровым, уверенным в себе.

Помните, что начать заниматься спортом можно в любое время. Движение – это жизнь! Давайте прямо сейчас и начнем! Встаньте, выйдите из-за парт, повторяйте за мной!

Физминутка. Учащиеся повторяют движения за учеником под музыку.

Здоровое питание

Учитель:

А откуда человек берет энергию, для занятий спортом, что необходимо для поддержания жизнедеятельности нашего организма?

Конечно, нам помогает питание.

А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)

Почему? разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).

Как вы думаете, каких продуктов мы должны употреблять больше? Тех, которые у основания пирамиды или у вершины? Почему?

Основа рациона – хлеб, блюда из круп и макаронных изделий, картофеля. Их можно употреблять несколько раз в день. Эти продукты – незаменимые источники энергии и кладезь белков, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

Не менее важная составляющая рациона – овощи и фрукты. Их необходимо употреблять несколько раз в течение дня. Овощи и фрукты – это богатство витаминов, минеральных веществ и углеводов!

При соблюдении здорового питания не следует забывать о молоке, кефире, твороге, сыре. Они богаты белком, кальцием и многими другими питательными веществами.

Здоровое питание не обходится без мяса, курицы и рыбы. Эти продукты являются ценным источником белка.

А вот на вершине пирамиды находятся продукты совсем не полезные для нашего организма. Назовите их.

Какой вывод можем сделать? (Питание должно быть полноценным и здоровым)

Сценка (Входит Карлсон, грустит).

Учитель: Ребята, к нам кто-то пришел. Кто это? (Карлсон).

Ученик: Здравствуй, Карлсон!

Карлсон : Привет. .

Ученик: Что грустишь ты? Дай ответ.

Карлсон: Я обкушался варенья!

А еще было печенье,

Торт и множество конфет.

Очень вкусным был обед.

А теперь мотор заглох…

Ох, зачем я ел пирог?

Ученик: Где же ты сегодня был?

Карлсон: Слон обедать пригласил.

Отказать ему не смог.

Ох, зачем я ел пирог?

Ученик:

Да, друзья, на первый взгляд,

Стал Карлсончик толстоват.

Разве можно столько есть?

На диету нужно сесть!

Карлсон: Чтобы сесть, нужна кровать,

А до дома не достать.

Кто б на крышу влезть помог. . .

Ох, зачем я ел пирог. . .

Если б я пирог не ел,

То, конечно же, взлетел!

Ученик: Карлсон! Ты не ворчи!

Лучше о еде молчи!

Сам во всем ты виноват:

Ел и ел ты все подряд!

Карлсон: Я мужчина в цвете лет,

Ну, а вам и дела нет!

Все - настал последний вздох!

Ох, зачем я ел пирог. . .

Ученик: Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда.

Запомни, Карлсон, простой наш совет:

Здоровье одно, а второго-то нет!

Карлсон: Спасибо, ребята!

Теперь буду знать

И строго питанья режим соблюдать.

Без помощи вашей совсем бы засох.

Ох, зачем же я съел тот огромный пирог!

Ну что, ребята, Карлсон не знал правил правильного питания, а вы теперь знаете. Давайте их повторим.

Здоровое питание:

1.Полезное.

2. Разнообразное.

3. Регулярное.

4. Умеренное.

Положительные эмоции

Что такое положительные эмоции?

Ты обрадовался, разозлился, обиделся или испугался. Скажешь, это просто эмоции? А в организме тем временем происходит настоящая буря!

Хочешь узнать, что именно творится при этом в твоем организме?

В кровь выплескиваются гормоны, учащается сердцебиение, напрягаются мышцы, задействуются нервная система и отдельные участки головного мозга. Думаешь, это вредно? Далеко не всегда! Врачи утверждают, что выплеснуть гнев, заплакать, рассмеяться от души очень даже полезно. Здоровее будешь!

Что такое смех?

Зачем человеку смех и как смех влияет на здоровье человека?

Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для нашего здоровья!

Музыкальная зарядка

Я вижу, разминка и ваш смех сделали свое дело. Вы бодры? Веселы? У вас хорошее настроение? Значит все мы сейчас стали немного здоровее.

Рефлексия

Притча «О бабочке»

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду проблем, сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою жизнь яркими красками радости и смысла.

Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым!

Задумайтесь о своём отношении к своему здоровью. Давайте выразим в цвете, как вы теперь будете относиться к своему здоровью.

Красный – Я буду стараться вести здоровый образ жизни.

Зелёный – Я не уверен в своём выборе.

Голубой – Я также равнодушен к своему здоровью.

ребята, начинайте каждый день с улыбки, тогда он будет, как праздник.


Подписи к слайдам:

Внеклассное занятие Мое здоровье

Что такое здоровье?

Режим дня Здоровое питание Занятия спортом Положительные эмоции

Практическая работа

Подъём Зарядка

Умывание Завтрак

Дорога в школу Занятия в школе

Дорога домой Обед

Игры Подготовка к урокам

Ужин Игры перед сном