Сопротивление организма к простудным заболеваниям повышает витамин. Как повысить сопротивляемость организма простудам

2.3. Адаптация и сопротивляемость организма

Все чаще стали говорить о горьких «плодах» цивилизации: об экологической обстановке в большинстве регионов Земли, о факторах, вызывающих стресс и увеличивающих болезни людей, о том, что приходится искать все новые средства, повышающие сопротивляемость организма экстремальным воздействиям.

К счастью, уже накоплен немалый опыт, позволяющий утверждать о способности человека повышать свою устойчивость, приспосабливаться к обстановке. Пример тому – адаптация при закаливании и тренировке к перепадам температуры, физическим нагрузкам, гипоксии и другим стрессовым раздражителям, вызывающим различные заболевания у людей ослабленных, неподготовленных, незакаленных.

В повышении общей сопротивляемости организма общепризнанна роль гипоксии. Это такое состояние, которое наступает в организме при недостаточном снабжении тканей и внутренних органов кислородом или при нарушенной утилизации в них кислорода в процессе биологического окисления .

Кора головного мозга особенно чувствительна к недостатку кислорода. При гипоксии происходит возбуждение клеток головного мозга, от этого активизируется функция аппарата внешнего дыхания, следовательно, повышается количество эритроцитов в кровяном русле и кислородная емкость крови увеличивается. Это позволило предположить, а затем и доказать, что после предварительной тренировки в условиях умеренной гипоксии улучшается сопротивляемость организма разнообразным патогенным факторам, повышается его устойчивость.

Способность организма переносить гипоксию в определенной мере может зависеть от врожденных индивидуальных особенностей, времени года, хронотипа.

На основе тщательного изучения реагирования на гипоксию и гиперкапнию (повышенное содержание двуокиси углерода в артериальной крови) большого числа здоровых и больных людей ученые И.Б.Заболотских и В.А.Илюхина обнаружили, что различные физиологические системы организма по-разному проявляют гипоксическую устойчивость. Выделились 4 уровня приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии (использовалась проба Штанге – произвольная задержка дыхания после глубокого вдоха): низкий (до 30 сек.); умеренный (от 31 до 60 сек.), высокий (от 61 до 90 сек.); очень высокий (более 90 сек.) .

Оказалось, что низкий уровень показывает и низкую устойчивость организма к стрессу. При низком уровне приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии проявилась чрезмерно высокая реактивность физиологических систем организма.

Известно, что высококвалифицированные спортсмены перед ответственными соревнованиями выезжают для тренировок в условия среднегорья, чтобы повысить устойчивость к гипоксии и свою работоспособность. Успешно используется в спорте и барокамерная подготовка. В медицине в настоящее время широко используется дыхание газовой смесью, обедненной кислородом. Прерывистое воздействие газовой смесью (10% кислорода и 90% газообразного азота, 3-5 мин. – дыхание смесью и 3-5 мин. воздухом, по 4-10 сочетаний в серии) дает значительный прирост гипоксической устойчивости.

Повышению гипоксической устойчивости способствуют и активные занятия физическими упражнениями.

Можно ли в условиях школьных занятий помочь школьникам приспособиться к окружающей среде, повысить сопротивляемость организма? Многие ученые рекомендуют в процессе занятий использовать серии задержек дыхания. Рекомендуется следующая методика: у каждого определяется проба Штанге, затем полученная величина делится на 2. Это – доза задержки дыхания в каждой серии. Серия состоит из 4-5 разовых задержек дыхания с отдыхом между задержками в 5-6 циклов (вдох и выдох). Между сериями – обычное дыхание 3-5 мин.

Подобная рекомендация была проверена на группах 9-12-летних девочек, тренирующихся в беге на короткие дистанции. Программа тренировок была одинаковой для двух групп, но в одной группе применялась задержка дыхания: серия – 4 повторения после разминки, затем в середине урока 2 серии и одна в конце урока перед заключительной частью.

Девочки занимались три раза в неделю, эксперимент длился в течение 1,5 месяцев. Контрольные нормативы до и после эксперимента (бег 30 м с хода, бег 200 м, проба Штанге) позволили установить, что в экспериментальной группе показатели пробы Штанге существенно повысились: от 51,3 сек. ± 3, 74 сек. до 64,7 ± 2,62. Значительных изменений результатов в беге на 30 м не выявлено, а в беге на 200 м результаты улучшились с 39,8 сек. до 37,6. Во второй группе в беге на 30 м также не было существенных сдвигов, а в беге на 200 м результаты изменились с 40,2 сек. до 39,3, проба Штанге – от 45,0 сек. до 47,5.

Но не только упражнения по воздействию гипоксии могут способствовать повышению сопротивляемости организма и его работоспособности.

Детям с низкими показателями пробы Штанге следует рекомендовать занятия плаванием, лучше подводным.

Погружаясь в воду, человек испытывает незабываемое ощущение собственной невесомости. Упражнения, выполняемые в водной среде, исключают риск травм и повреждений, способствуют закалке организма. Полезно плавать с ритмическими ныряниями или погружениями головы в воду, при которых происходит задержка дыхания. Осуществляются эти задержки при пустых и полных легких. Они стимулируют внутриклеточное дыхание, усиливают накопление энергии в организме, помогают организму выйти на режим работы по самовыравниванию энергии, самоисцелению, самогармонизации. Глубокое и редкое дыхание повышает дыхательную способность, обогащает кровь кислородом, способствует расслаблению за счет повышения в крови уровня эндорфинов – гормонов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее действие. Разность температур между воздушной и водной средой благотворно воздействует на кожу и сердечно-сосудистую систему. Прохладная вода закаливает организм, увеличивает его тонус и сопротивляемость болезням, стимулирует кровообращение.

Занятия в естественных и искусственных водоемах могут успешно решать важнейшую задачу сегодняшнего дня – борьбу с гиподинамией.

Возможности школьного урока велики и, посте­пенно познавая их, учитель активно влияет на адап­тационные способности организма детей, а значит улучшает состояние их здоровья.

У адаптации есть одно удивительное свойство – перекрестная устойчивость, так называемая перекрестная резистентность. Благодаря этому свойству, организм, приспособившийся, например, к высоте, лучше переносит холод, жару, недостаток кислорода, изменения атмосферного давления, избыток солнечной радиации, перемену диеты; повышена его устойчивость к действию болезнетворных микробов, ионизирующего излучения, других факторов. Прекращение тренировки запускает механизмы обратного процесса – работающие «вхолостую» клетки уменьшаются в объеме.


Планирование уроков физической культуры с использованием природных средств

Каждый обладает практически неограниченными возможностями для закаливания. В отличие от других средств оздоровления многие закаливающие процедуры не требуют времени, специальных условий и оборудования.

В начале учебного года в план урока необходимо включить небольшую беседу о пользе занятий на свежем воздухе, познакомить детей с методами и процедурами закаливания.

Урок 1. Тема: «Гимнастика с закаливанием». Задачи учителя: обучать закаливанию на занятиях гимнастикой; осваивать с детьми поточный способ выполнения общеразвивающих упражнений, разви­вать выносливость; акцентировать внимание детей на сохранении правильной осанки при выполнении упражнений. Игровое название урока: «Наука босых ног». Игровая цель детей: выбрать для себя при­емы закаливания.

Содержание. «Приближаются холода. Стоит по­думать, как уберечься от простудных заболеваний. Всем давно известно, что лучшая защита организ­ма – закаливание. Еще в Спарте дети воспитыва­лись в суровых спартанских условиях: ходили круг­лый год босиком, в легкой одежде и купались в холодной воде. Гимнастические упражнения пре­красно сочетаются с закаливанием. Например, мно­гие любят ходить и выполнять упражнения босиком. А на поверхности стопы имеются особые точки, ко­торые связаны со слизистой оболочкой дыхатель­ных путей. Если постепенно начать выполнять упражнения босиком (сначала можно в носках) на природе или в зале, но обязательно с открытой форточкой, то это будет хорошей подготовкой к лыжному сезону». (Сообще­ние о приемах закаливания, интересных при­мерах с закаливанием.)

Урок 2. Тема: «Оздоровительный бег». Задачи учителя: рассказать ученикам о пользе бега, о его оздоровительном действии. Дать понятия: «Здоровый образ жизни», раскрывая понятия «здоровье», «здоровый режим жизни», «резервы человеческого организ­ма». Это поможет убедить учеников в необходимо­сти регулярных занятий физическими упражнения­ми, в следовании требованиям здорового образа жизни. Игровое название урока: «Дышите - не дышите». Цель: Научиться правильно дышать во время бега, контролировать свое состояние в зависимости от предлагаемой нагрузки, научиться определять частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Содержание. «Здоровый режим жизни – это режим, обеспе­чивающий сохранение и расширение резервов че­ловеческого организма. Под резервами человечес­кого организма академик Н.М.Амосов понимает раз­ницу в показателях работоспособности отдельного органа, системы, всего организма при максималь­ном напряжении и состоянием покоя. Например, в состоянии покоя сердце перекачивает 4-5 л крови в минуту. При напряженной работе этот объем у хорошо тренированных людей может достигать 40 л, т.е. резервный коэффициент равен 10 л.

Резервы нужны человеку для успешного сопротивления болезням. При болезнен­ном повышении температуры до +40° обмен ве­ществ увеличивается в два раза. То есть в минуту сердце должно перекачивать 8 л крови. Человек, обладающий такими резервами, легко перенесет болезнь. Детренированное сердце, не обладающее такими резервами, увы, не справляется с возрос­шими требованиями. Человек умирает от «сердеч­ной недостаточности». Такое положение и с други­ми системами организма.

Режим бега надо выбирать самому. Объективной оценкой правильности выбранного режима будет частота сердечных сокращений, которая определяется сразу после окончания бега и через 1 мин.

Начинать бег нужно медленно, таким образом, чтобы все время хватало воздуха при дыхании только носом. Если при этом начинает недоставать воздуха и его приходится прихватывать, открывая рот, - надо немедленно снизить скорость бега до такого предела, чтобы хватало воздуха при дыхании только носом. Субъективные ощущения при этом режиме будут такими: ноги бегут сами, дыхание носовое, ничего не мешает, хочется увеличить скорость. Пульс во второй половине бега – 120-130 уд/мин., а замеренный сразу и через 1 мин. После окончания бега за 10 сек. Составит соответственно 20-22 и 13-15 ударов.

Чтобы бег способствовал закаливанию, важно правильно одеваться, особенно в холодную, ветреную и сырую погоду. Зимой одежда подобна лыжной: свитер, рейтузы, тренировочный костюм, брюки и куртка из непродуваемой ткани, вязаная шапочка, варежки. Весной и осенью хорошо бегать в костюме из ткани «болонья», а летом – в тонком костюме или майке и трусах. В солнечные и жаркие дни необходима светлая шапочка с козырьком.

При резком снижении температуры необходимо в начале тренировки бежать медленнее обычного, дышать неглубоко. Только после хорошего разогрева занимающимся простуда, как правило, не грозит. Наиболее опасная простудная зона сказывается в период, когда организм начинает активно остывать. В это время занимающийся чувствует нарастающую холодность и влажность одежды, замечает любое дуновение ветра, как бы увеличивающее холод воздуха. Поэтому в холодную, ветреную и сырую погоду, окончив бег и подсчитав пульс, следует быстро проделать гимнастику и вернуться в теплое помещение. Летом и теплой осенью сразу после гимнастики, пока разогрев еще не прошел, хорошо искупаться в открытом водоеме. При этом чем "горячее" спортсмен, тем лучше. Если уже началось остывание, нужно ждать его завершения не менее 1 часа и купаться очень недолго. Регулярные купания позволяют постепенно привыкнуть к охлаждающейся среде, хорошо закаливают. Купание можно заменить контрастным душем, несколько раз меняя температуру воды – от теплой к прохладной и со временем совсем холодной. Важно продолжать водные процедуры круглый год, и особенно зимой. При затруднениях утренний душ можно заменить мытьем ног в прохладной воде, постепенно увеличивая время пребывания в ней.


Заключение

Особенностью использования естественных средств природы в физическом воспитании школьников является включение в его содержание спортивных упражнений с элементами спортивных игр (ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.).

В осенний период основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге, в прыжках со скакалкой, в длину, в высоту, с места, в метании предметов.

В зимний период рекомендуется ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, бег. В зимний период дыхательные упражнения на воздухе не проводятся. Летом закрепляют и совершенствуют основные движения и упражнения, особенно плавание. Рекомендуются занятия в лесу, парке.

Закаливание может быть поистине неисчерпаемым источником преумножения здоровья детей с самого раннего возраста. Благодаря использованию естественных сил природы достигаются:

Улучшения здоровья и повышения запаса жизненных сил;

Оптимизм;

Стремление к целенаправленной созидательной деятельности;

Живость ума и улучшение памяти;

Творческая настроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желание приобщиться к красоте природы и искусству;

Морально-волевая устойчивость против соблазнов, ведущих к вредным пристрастиям;

Радость общения с людьми.

Необходимо научить школьников сознательно управлять функциями собственного организма, повышать резервы здоровья, необходимые для самовыражения в созидательной деятельности. Без сознательного, деятельного стремления каждого к укреплению и развитию своего здоровья эффективность усилий педагогов и органов здравоохранения в этом направлении будет невелика.


Исходя из опыта, накопленного физической культурой и проделанной работы, в настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей:

2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

3. занятия должны осуществляться систематически;

4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года);


В игровой или соревновательной форме. Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение двигательной активности детей с нарушением интеллекта и влияния игр в оздоровительной работе с младшими школьниками. К основным методам исследования отнесли: Констатирующий эксперимент, включающий проведение специальных диагностических процедур во время занятий физической культурой, прогулок...

Подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы. (31) Глава 2. Анализ работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников 2.1 Содержание работы учителя по использованию средств массовой информации с целью формирования любознательности, ...

Их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним. Глава 2. Организация и методы исследования 2.1 Организация исследования Целью нашего исследования явилось изучение особенностей влияния родителей на физическое воспитание школьников. В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи: 1. изучить освещенность данного вопроса в...

С эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986). 1.3. Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты. Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи...


Повышение сопротивляемости организма Устойчивость организма к различным инфекциям повышает строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов, дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.

Как предупредить инфекционное заболевание

Ограничение контакта сводится к изоляции больных и инфицированных лиц. Это реально в условиях дома, семьи, где проводятся в основном режимно-ограничительные мероприятия (см.раздел «Изоляция»). В ряде случаев необходимо наблюдение за контактными лицами (обсервация) и даже введение карантина (см. раздел «Карантин»). В отношении части больных может оказаться необходимой госпитализация.

Каждый человек должен помнить, что при появлении первых признаков инфекционного заболевания необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. Утаивание инфекционного заболевания наносит вред, иногда непоправимый, не только заболевшему, но и окружающим. Вспышка инфекционного заболевания может вывести из строя родственников и целый коллектив на работе.

Изолированный инфекционный больной перестает быть источником инфекции в коллективе.

Выявление бактерионосителей среди окружающих проводится специальной службой. Уклонение от медицинского обследования должно рассматриваться как грубое нарушение мероприятий по борьбе с заразными заболеваниями.

Иммунизация

Что касается личной профилактики, то самым надежным способом предупреждения инфекционной болезни является своевременная иммунизация. Необходимо повысить специфическую сопротивляемость организма к тем или иным возбудителям, т. е. воздействовать на иммунитет. Воздействие на иммунитет – иммунизация, которая может быть активной и пассивной.

Иммунитет к инфекционным заболеваниям вырабатывается в период естественного выздоровления инфекционного больного или при искусственном введении здоровому человеку вакцины. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент – введенную вакцину.

Вакцины производятся из убитых или ослабленных микроорганизмов, вызывающих легкие формы заболевания. При снижении иммунитета вакцину можно вводить повторно. Последующее воздействие того же агента приводит к быстрому повышению резистентности с образованием необходимых иммунных клеток.

При некоторых заболеваниях создание вакцин пока не осуществлено (сальмонеллез, заразный насморк, СПИД и др.).

Пассивная иммунизация – это введение готовых антител (белков-иммуноглобулинов, образующихся в ответ на введение микроорганизмов или их части-антигена), полученных от человека или животного после активной иммунизации. Иммунитет после пассивной иммунизации непродолжительный.

Химиопрофилактика инфекций

С целью предупреждения некоторых заболеваний проводится профилактическое применение антибиотиков или химиопрепаратов.

Примером может служить профилактика реинфекции при ангине, когда больным после курса пенициллина вводят бициллин-5, что предупреждает осложнение ревматизмом. Употребление мефлохина целесообразно при выезде в климатические зоны, где распространена малярия. Эффективной химиопрофилактикой гриппа является применение ремантадина.

Антибиотики неэффективны при профилактическом использовании с целью предупреждения бактериальных осложнений при гриппе, других острых респираторных заболеваниях, вирусных болезнях с высыпаниями на коже (корь, краснуха, ветряная оспа и др.).

Повышение сопротивляемости организма

Устойчивость организма к различным инфекциям повышает строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов, дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.

Что делать при присасывании клеща

Методика удаления клеща. При обнаружении клеща, пострадавшие, чаще всего, пытаются тут же его удалить. При этом брюшко часто отрывается, а ротовой аппарат остается в коже. В этом случае нередко происходит нарушение целостности хитиновых покровов членистоногого и содержимое кишечной трубки может попасть в ранку.

Для правильного удаления клеща поверхность кожи с присосавшимся членистоногим обрабатывают дезинфицирующим раствором (спиртом или одеколоном) и, захватив клеща пинцетом, как можно ближе к ротовому аппарату, осторожными качательными движениями (без усилий) извлекают из кожных покровов. В случае отрыва брюшка, остатки ротового аппарата удаляют при помощи стерильной иглы, а ранка обрабатывается йодом.

Удаленного клеща помещают во флакончик или заворачивают в бумагу для исследования на зараженность его боррелиями и вирусами.

Профилактические прививки

В Российской Федерации в последние годы отмечается ухудшение эпидемической обстановки в отношении инфекционных заболеваний, против которых имеются эффективные средства профилактики – вакцины. Так заболеваемость дифтерией за период с 1980 по 1992 годы возросла в 13 раз. В 1993 году в России и других странах СНГ было зарегистрировано около 400 смертельных исходов от этой инфекции. Ежегодно регистрируется 25-30 тыс. больных корью, не снижается число больных эпидемическим паротитом, коклюшем, краснухой. Сложившаяся в России эпидемическая обстановка является следствием серьезных недостатков в системе вакцинопрофилактики, в преодолении которых и состоит один из основных путей снижения инфекционной заболеваемости, особенно у детей.

Для создания коллективной (в школе, в закрытых воинских коллективах) невосприимчивости необходима вакцинация от 85% (коклюш) до 97% (корь) от общей численности наблюдаемого контингента. В нашей стране в 1993 г во время эпидеми дифтерии охват детей прививками АКДС составил лишь 45%.

Этому в значительной степени способствовала слабо поставленная просветительная работа с населением, неоправданно расширенное число противопоказаний для вакцинации. Отмечено, что формирование специфического противоинфекционного иммунитета к одной инфекции сопровождается повышением резистентности (сопротивляемости) детей и к другим инфекционным заболеваниям. Существенно уменьшается также заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями.

Сроки, последовательность и разновидность проведения плановой вакцинации детей против различных инфекций определяются возрастными особенностями иммунной системы ребенка, уровнем инфекционной заболеваемости, а также наличием профилактических препаратов. С учетом этих факторов разрабатывается календарь профилактических прививок. Особенностью российского календаря является проведение вакцинации против туберкулеза всем новорожденным детям (в связи с высокой заболеваемостью туберкулезом) и отсутствие прививок против гемофильной инфекции и краснухи (отечественные вакцины находятся в стадии разработки).

Календарь профилактических прививок (из приказа щ375 МЗ РФ 18.12.97) Сроки начала проведения вакцинации Наименование вакцины 4-7 дней БЦЖ или БЦЖ-М 3 месяца АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 4 месяца АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 5 месяцев АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 12-15 месяцев Вакцина против кори, эпидемического паротита и краснухи* 18 месяцев АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) – однократно 24 месяца Оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) + однократно 6 лет АДСМ, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ), вакцина против кори, эпидемического паротита, краснухи* 7 лет БЦЖ** 11 лет АД-М 14 лет БЦЖ*** 16-17 лет АДС-М Взрослые однократно каждые 10 лет АДС-М (АД-М) Примечания:

* – вакцинация против кори, эпидемического паротита и краснухи проводится моновакцинами или тривакциной (корь, краснуха и эпидемический паротит) при условии осуществления производства отечественных препаратов или закупок зарубежных вакцин, зарегистрированных в установленном порядке; ** – ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом; *** – ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом и не получивших прививку в 7 лет Календарь прививок против вирусного гепатита В (из приказа щ375 МЗ РФ 18.12.97) Сроки вакцинации 1-я схема 2-я схема Первая вакцинация Новорожденные в первые 24 часа жизни (перед прививкой БЦЖ) +4 + 5-й месяц жизни ребенка Вторая вакцинация 1-й месяц жизни ребенка +5 + 6-й месяц жизни ребенка Третья вакцинация 5 – 6-й месяц жизни ребенка +12 + 13-й месяц жизни ребенка Учитывая эпидемиологические особенности гепатита В, вакцинации в первую очередь подлежат дети раннего возраста и взрослые, относящиеся к группам высокого риска заражения Реакции и осложнения после прививок Различают общие и местные послепрививочные реакции. Общие реакции выражаются умеренным повышением температуры тела, легким недомоганием. При введении вакцины подкожно появляется болезненность, реже припухлость в месте иньекции (местная реакция). Как общая, так и местная реакции после прививок переносятся легко и продолжаются не более 3-х дней.

Отводы от прививок Нередко принимаются решения о невозможности вакцинации детей с ослабленным здоровьем. Однако по рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения именно ослабленные дети должны прививаться в первую очередь, так как они наиболее тяжело болеют инфекциями. В последнее время перечень заболеваний, считавшихся противопоказаниями для вакцинации, существенно сужен.

Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок Состояния В анамнезе Перинатальная энцефалопатия Недоношенность Стабильные неврологические состояния Сепсис Увеличение тени вилочковой железы Болезнь гиалиновых мембран Аллергия, астма, экзема Гемолитическая болезнь новорожденных Врожденные пороки Осложнения после вакцинации в семье Дисбактериоз Аллергия в семье Поддерживающая терапия Эпилепсия Стероиды местно применяющиеся Внезапная смерть в семье Календарь профилактических прививок ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ Календарь профилактических прививок (из приказа щ375 МЗ РФ 18.12.97) Сроки начала проведения вакцинации Наименование вакцины 4-7 дней БЦЖ или БЦЖ-М 3 месяца АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 4 месяца АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 5 месяцев АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 12-15 месяцев Вакцина против кори, эпидемического паротита и краснухи* 18 месяцев АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) – однократно 24 месяца Оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) + однократно 6 лет АДСМ, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ), вакцина против кори, эпидемического паротита, краснухи* 7 лет БЦЖ** 11 лет АД-М 14 лет БЦЖ*** 16-17 лет АДС-М Взрослые однократно каждые 10 лет АДС-М (АД-М) Примечания:

* – вакцинация против кори, эпидемического паротита и краснухи проводится моновакцинами или тривакциной (корь, краснуха и эпидемический паротит) при условии осуществления производства отечественных препаратов или закупок зарубежных вакцин, зарегистрированных в установленном порядке; ** – ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом; *** – ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом и не получивших прививку в 7 лет Календарь прививок против вирусного гепатита В (из приказа щ375 МЗ РФ 18.12.97) Сроки вакцинации 1-я схема 2-я схема Первая вакцинация Новорожденные в первые 24 часа жизни (перед прививкой БЦЖ) +4 + 5-й месяц жизни ребенка Вторая вакцинация 1-й месяц жизни ребенка +5 + 6-й месяц жизни ребенка Третья вакцинация 5 – 6-й месяц жизни ребенка +12 + 13-й месяц жизни ребенка Учитывая эпидемиологические особенности гепатита В, вакцинации в первую очередь подлежат дети раннего возраста и взрослые, относящиеся к группам высокого риска заражения

Реакции и осложнения после прививок

Различают общие и местные послепрививочные реакции. Общие реакции выражаются умеренным повышением температуры тела, легким недомоганием. При введении вакцины подкожно появляется болезненность, реже припухлость в месте иньекции (местная реакция). Как общая, так и местная реакции после прививок переносятся легко и продолжаются не более 3-х дней.

Тяжелая общая интоксикация, припухлость, нагноение в месте введения вакцины расцениваются как поствакцинальное осложнение. Необходимо учитывать сроки и характер возможных осложнений после прививок:

общие тяжелые реакции с повышением температуры, иногда судорожные подергивания мышц возникают не позже 48 ч после прививок АКДС, АДС и АДС-м и не раньше 4-5 дней на вакцины против кори и эпидемического паротита (свинки); появление признаков менингита возможно на 3-4 неделе после введения вакцины против эпидемического паротита; аллергические реакции на коже могут появляться не позже 24 ч после введения любой вакцины; катар дыхательных путей после введения вакцины против кори возможен на второй неделе после прививки.

Отводы от прививок

Нередко принимаются решения о невозможности вакцинации детей с ослабленным здоровьем. Однако по рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения именно ослабленные дети должны прививаться в первую очередь, так как они наиболее тяжело болеют инфекциями. В последнее время перечень заболеваний, считавшихся противопоказаниями для вакцинации, существенно сужен.

Абсолютными противопоказаниями для прививки являются: тяжелая реакция на предшествующее введение данного препарата, злокачественное заболевание, СПИД.

Временными противопоказаниями для прививок всеми вакцинами служат острые лихорадочные заболевания в периоде разгара или обострение хронических болезней. Минимальные сроки медицинских отводов после острых и обострения хронических заболеваний у детей апробированы в Научно-исследовательском институте детских инфекций и представлены в таблице.

Сроки медотводов от прививок после обострения заболеваний, мес.

Заболевания Сроки медотводов при применении вакцин АКДС АДС Полиомиелитная Коревая Паротитная Аллергодерматозы 1 1 1 1 1 Анафилактический шок *** 3 1 3 6 Бронхиальная астма *** 1 1 1 6 Фебрильные судороги *** 1 1 1 1 Афебрильные судороги *** 3 1 3 6 Гидроцефалия *** 1 1 1 1 Нейроинфекции *** 6 1 6 12 Травмы мозга *** 1 1 1 1-3 Острые инфекции 1 1 1 1 1 Обострение хронических заболеваний 1 1 1 1 1 Системные болезни *** 1 1 12 12 Тромбоцитопения *** 1 1 6 6 Сахарный диабет *** 1 1 1 6 Туберкулез *** 1 1 1 6 Хронический гепатит *** 1 1 1 6 *** – постоянный медотвод.

Известно, что риск нежелательных реакций на современные вакцины несоизмеримо ниже, чем риск возникновения осложнений и смертельных исходов при заражении инфекционными заболеваниями.

Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок (из Приказа N375 МЗ РФ от 18.12.97) Вакцина Противопоказания Все вакцины Сильная реакция или осложнение на предыдущую дозу Все живыеВакцины Иммунодефицитное состояние (первичное), иммуносупрессия, злокачественные новообразования, беременность БЦЖ вакцина Вес ребенка менее 2000 г, коллоидный рубец после предудущей дозы ОПВ (оральная полиомиелитная вакцина) Абсолютных противопоказаний нет АКДС Прогрессирующие заболевания нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе (вместо АКДС вводят АДС) АДС, АДСМ Абсолютных противопоказаний нет ЖКВ (живая коревая вакцина), Тяжелые реакции на аминогликозиды ЖПВ (живая паротитная вакцина) Анафилактические реакции на яичный белок Примечания: Плановая вакцинация откладывается до окончания острых проявлений заболевания и обострения хронических заболеваний. При нетяжелых ОРЗ, острых кишечных заболеваниях и др. прививки проводятся сразу же после нормализации температуры тела.

* – сильной реакцией является наличие температуры выше 40 градусов, в месте введения вакцины – отек, покраснение больше 8 см в диаметре, наличие реакции анафилактического шока.

Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок Состояния В анамнезе Перинатальная энцефалопатия Недоношенность Стабильные неврологические состояния Сепсис Увеличение тени вилочковой железы Болезнь гиалиновых мембран Аллергия, астма, экзема Гемолитическая болезнь новорожденных Врожденные пороки Осложнения после вакцинации в семье Дисбактериоз Аллергия в семье Поддерживающая терапия Эпилепсия Стероиды местно применяющиеся Внезапная смерть в семье

Если вы собрались в путешествие

Вы запланировали путешествие, или Вам предстоит командировка в страну, о которой имеете сведения, полученные из школьного учебника по географии и телепередачи «Клуб путешественников». Определились сроки убытия и пребывания в этой стране. Одно из первых дел, которое вы должны выполнить – обратиться к врачу. Не откладывайте этот визит, т.к. могут возникнуть препятствия к вашей поездке, о которых вы и не подозреваете. Медицинское обследование, объем которого определит ваш врач, за несколько месяцев до отъезда поможет выявить противопоказания к предстоящим вакцинациям, а также хронические заболевания, которые могут обостриться в некоторых климатических зонах. Кроме того ряд хронических заболеваний являются прямым противопоказанием к поездкам в некоторые регионы земного шара. Это вы должны знать заранее


Далее:

Резистентность организма - это устойчивость организма к действию различных болезнетворных факторов (физических, химических и биологических).

Резистентность организма тесно связана с (см.).

Резистентность организма зависит от его индивидуальных, в частности конституциональных, особенностей.

Различают неспецифическую резистентность организма, т. е. устойчивость организма к любым патогенным воздействиям, независимо от их природы, и специфическую, обычно к определенному агенту. Неспецифическая резистентность зависит от состояния барьерных систем (кожи, слизистых, и др.), от неспецифических бактерицидных веществ крови (фагоцитов, лизоцима, пропердина и т. д.) и системы гипофиз - кора надпочечников. Специфическая резистентность при инфекциях обеспечивается реакциями иммунитета.

В современной медицине широко применяются методы повышения как специфической, так и неспецифической резистентности организма - (см.), аутогемотерапия (см.), (см.) и т. д.

Резистентность организма (от лат. resistere - оказывать сопротивление) - устойчивость организма к действию патогенных факторов, т. е. физических, химических и биологических агентов, способных вызывать патологическое состояние.

Резистентность организма зависит от его биологических, видовых особенностей, конституции, пола, стадии индивидуального развития и анатомо-физиологических особенностей, в частности уровня развития нервной системы и функциональных отличий в деятельности желез внутренней секреции (гипофиза, коры надпочечников, щитовидной железы), а также от состояния клеточного субстрата, ответственного за продукцию антител.

Резистентность организма тесно связана с функциональным состоянием и реактивностью организма (см.). Известно, что во время зимней спячки некоторые виды животных более резистентны к воздействию микробных агентов, например к столбнячному и дизентерийному токсинам, возбудителям туберкулеза, чумы, сапа, сибирской язвы. Хроническое голодание, сильное физическое утомление, психические травмы, отравления, простуда и др. снижают резистентность организма и являются факторами, предрасполагающими к заболеванию.

Различают неспецифическую и специфическую резистентность организма. Неспецифическая резистентность организма обеспечивается барьерными функциями (см.), содержанием в жидкостях организма особых биологически активных веществ- комплементов (см.), лизоцима (см.), опсонинов, пропердина, а также состоянием такого мощного фактора неспецифической защиты, как фагоцитоз (см.). Важную роль в механизмах неспецифической резистентности организма играет адаптационный синдром (см.). Специфическая резистентность организма обусловливается видовыми, групповыми или индивидуальными особенностями организма при особых воздействиях на него, например при активной и пассивной иммунизации (см.) против возбудителей инфекционных заболеваний.

Практически важно, что резистентность организма может быть усилена искусственным путем при помощи специфической иммунизации, а. также введением сывороток или гамма-глобулина реконвалесцентов. Повышение неспецифической резистентности организма использовалось народной медициной с древнейших времен (прижигания и иглоукалывания, создание очагов искусственного воспаления, применение таких веществ растительного происхождения, как женьшень и др.). В современной медицине прочное место заняли такие методы повышения неспецифической резистентности организма, как аутогемотерапия, протеинотерапия, введение антиретикулярной цитотоксической сыворотки. Стимуляция резистентности организма при помощи неспецифических воздействий - эффективный способ общего укрепления организма, повышающий его защитные возможности в борьбе с различными возбудителями болезней.

Не за горами осень - самое время подумать о своем иммунитете. Как повысить сопротивляемость организма без помощи лекарств?

Почему опасны иммуностимулирующие препараты?

Сегодня, когда прилавки аптек забиты различными имуномоделирующими и стимулирующими препаратами, а реклама едва ли не каждый день призывает принимать их, нужно помнить, что любое вмешательство в иммунную систему организма без ведома специалиста попросту опасно. Почему? Руководитель лаборатории нейроиммунологии ИМЧ РАН Игорь Столяров отмечает, что самостоятельное подстегивание иммунитета различными БАДами, средствами народной медицины и медикаментами опасно, потому как организм быстро привыкает к подобной «помощи» и в тот момент, когда ему, действительно, будет нужна четкая работа защитной системы, она попросту не сработает.


Продукты-стимуляторы иммунитета

Любой человек в преддверии холодов нуждается в слаженной работе иммунитета, но для этого совершенно необязательно бежать в аптеку и тратиться на дорогие лекарства. Для профилактики отлично подойдут и народные средства, например, правильная диета. Достаточно лишь обогатить свой рацион важными продуктами, которые содержат большое количество природных стимуляторов иммунитета. Самое главное, что подобные натуральные иммунопротекторы, наверняка, найдутся в холодильнике каждой хозяйки.

Продукты для иммунитета

Чеснок
Этот овощ не зря прозвали в народе «пенициллином для бедняков», он обладает сильнейшими антибактериальными свойствами, которые помогают предотвратить многие инфекционные заболевания и даже грипп благодаря фитонцидам.

Кроме того, чеснок - это естественный защитник иммунитета, потому как, в отличие от антибиотиков, у бактерий к нему не вырабатывается толерантность. Еще чеснок - отличная приправа ко многим блюдам, а это значит, что не возникнет проблем с его употреблением. Неприятный запах изо рта после чеснока легко убирает петрушка и кофе.

Имбирь
Сегодня купить корень имбиря - не проблема. Имбирь содержит огромное количество антиоксидантов и обладает бактерицидными свойствами. Эта пряность отлично подойдет тем, кто все время мерзнет, потому как имбирь отлично согревает. Возьмите за правило добавлять осенью и зимой имбирь в салаты, супы, жаркое, а так же в чай.

Имбирный чай, помимо всего прочего, стимулирует обмен веществ и помогает похудеть. Для его приготовления небольшой кусочек имбиря измельчите, добавьте половинку мелко нарезанного лимона, поместите в термос и залейте горячей водой. Когда настой чуть остынет, положите мед по вкусу.

Морковь
А вы знали, что морковь - сильнейший природный стимулятор иммунитета? А все потому, что этот корнеплод содержит большое количество бета-каротина, который укрепляет оборону организма против бактериальных и вирусных инфекций. Исследования ученых из США показали, что чем больше человек употребляет бета-каротина, тем больше становится защитных иммунных клеток. Читать подробнее про морковную диету >>

Брокколи
Этот овощ, по праву называют «супер-продуктом». Во-первых потому, что брокколи содержит большое количество витаминов и антиоксидантов, которые защищают организм от рака, а так же уменьшают риск возникновения сердечного приступа. Кроме того, брокколи - идеальный продукт для женщин, потому как она действует омолаживающее на женский организм. Лучший способ употребления брокколи - в сыром виде, но приготовление на пару так же сохраняет все полезные вещества продукта.

Чай
Ученые выяснили, что вещества, находящиеся в черном и зеленом чае - способствуют усилению иммунной системы. Кроме того, другие исследования показали, что зеленый чай способствует обновлению клеток кожи. Также выяснилось, что регулярное употребление чая может снизить риск заболевания раком желудка.

Интересное про иммунитет:
С открытием синдрома иммунодефицита мир осознал, насколько важен для людей их иммунитет. Это слово из медицинского словаря уже знакомо едва ли не каждому человеку, заботящемуся о здоровье. Иммунная система призвана защищать организм от различных неблагоприятных факторов. По утверждению врачей, пика своего развития иммунитет достигает к 15 годам, дальше начинается его постепенное снижение, которое резко усиливается к 50 годам.

Канадские ученые доказали, что мужской иммунитет проигрывает женскому потому, что женские половые гормоны эстрогены - постоянно подпитывают иммунную систему, позволяя успешно атаковать различные инфекции. Это значит, что кашель и простуда у женщин проходят гораздо быстрее, чем у мужчин. А ученые из Новой Зеландии выяснили, что материнский поцелуй способствует стимуляции иммунитета у новорожденных. Это объясняется тем, что при поцелуе мать передает ребенку целый набор бактерий, которые формируют защитный барьер организма против ряда заболеваний.

С наступлением холодов наш организм как никогда нуждается в защите, и от этого не только зависит наше здоровье, самочувствие, но и наша красота. Чтобы наша кожа на долгое время оставалась молодой, красивой и подтянутой, необходимо не только делать маски для кожи, но и укреплять организм в целом. Во многом наша красота зависит от состояния всего организма и его органов, зимой мы чаще всего болеем и от этого выглядим уставшими, обессилившими, кожа тускнеет и становиться дряблой. Особенно важно уделить внимание вопросу о том, как повысить иммунитет у ребенка и повысить сопротивляемость его организма к разного рода заболеваниям. Чтобы повысить сопротивляемость организма к внешней среде и болезням, а также повысить иммунитет Вам подойдут следующие рецепты народной медицины.

20 рецептов повышения иммунитета и сопротивляемости организма

1. Наполните литровую банку сухой травы полыни, залейте водкой, настаивайте в темном месте 3 недели. Принимайте утром натощак по 1 капли настойки, растворяя ее в 1 ч.л. воды, в течении 3 недель.

2 . Измельчите и смешайте в равных пропорциях плоды шиповника и земляники лесной. 1 ч.л. смеси залейте 250 мл кипятка, нагревайте на водяной бане 15 минут. Охладите, процедите, отожмите. Доведите кипяченой водой количество настоя до первоначального объема. Принимайте по 100 мл 2 раза в день.

3. 1 ст.л. цикория обыкновенного залейте 250 мл молока. Выпейте в течении дня в 3 приема.

4. 1-2 ст. л. земляники лесной залейте 500 мл кипятка. Принимайте по 1 ст.л. 3-4 раза в день. Этот настой можно применять и детям для повышения иммунитета в период эпидемий.

5. Пейте чай с шиповником. Насыпьте в термос плоды шиповника и залейте их кипятком. Настаивайте несколько часов, и пейте вместо чая. Чай можно давать и детям от 2-х год.

6. 300 г чеснока залейте 1 л спирта, настаивайте 3 недели. Принимайте по 1 ч.л. 3 раза в день, запивая небольшим количеством молока.

7. 1 ч.л. ягод черники залейте 200 мл кипятка. Принимайте по 2 ст.л. 3 раза в день.

8. Ешьте зелень петрушки круглый год.

9 . Смешайте 3 т.л. морковного сока, по 2 ст.л. огуречного и свекольного соков. Принимайте 3 раза в день за 30 минут до еды.

10 . Смешайте сок 4 лимонов, 100 мл сока алоэ, 500 г ядер грецкого ореха, 300 г меда. Принимайте по 1 ч.л. или 1 дес. л. 3 раза в день за 30 минут до еды.

11. Пропустите через соковыжималку по 3 кг свеклы и моркови, по 2 кг граната и лимона. Сок слейте в банку и добавьте 2 кг меда. Принимайте утром и вечером по 50 мл в течении месяца. Сделайте перерыв 2 недели и повторите курс.

12 . Половину лимона вместе с кожурой мелко нарежьте, добавьте 6 измельченных долек чеснока и залейте 500 мл холодной кипяченной воды. Настаивайте 3 дня в прохладном темном месте в стеклянной посуде. Принимайте по 2 ст.л. 1 раз в день перед едой.

13 . Залейте 500 мл кипятка 30 г свежих или сухих листьев эхинацеи, кипятите 10 минут в закрытой посуде, настаивайте в течении 5 часов в теплом месте, процедите. Добавьте мед. Принимайте по 100 мл 3 раза в день.

Важно помнить, что все рецепты для повышения иммунитета, которые приведены в этой статье, не спасут вас от болезни, если вы регулярно переохлаждаете свой организм. Чтобы избежать переохлаждений — нужно тепло одеваться в холодное время года, например в норковую шубу с чернобуркой или турецкую дубленку.

14. 1 часть измельченного лука залейте 4 частями водки. Принимайте по 20-30 капель 3 раза в день в течении 3-4 недель.

15. Смешайте 50 г измельченных ядер грецкого ореха, 30 г меда, 100 мл сока алоэ, сок половины лимона, настаивайте 3-4 часа. Принимайте по 1 ст.л. 3 раза в день.

16. Смешайте 500 г листьев алоэ и 350 мл меда. Настаивайте в темном месте 3 дня, затем добавьте 700 мл кагора и снова настаивайте сутки. Принимайте по 1 ст.л. 3 раза в день за 30 минут до еды.

17. Смешайте по 250 мл лимонного и абрикосового соков. Принимайте по 250 мл 3 раза в день до еды. Очень хорошо поднимает иммунитет и сопротивляемость организма у детей дошкольного (от 2-х лет, если нет аллергии) и школьного возраста.

18 . 2 ст. л. плодов крыжовника настаивайте 2 часа в 500 мл кипятка. Принимайте по 100 мл 3 раза в день до еды.

19. Принимайте 3 раза в день по 100 мл огуречного рассола, добавляя в него 1 ст. л. 10%-г уксуса. Курс лечения — 2 недели.

20. Витаминный коктейль для детей. Возьмите в равных частях по 100 г изюма, кураги, фиников, грецких орехов. Пропустите через мясорубку и добавьте цедру лимона (или апельсина), натертую на терке, 50 г меда, и сок одного лимона. Принимайте по утрам по 1 чайной ложке до еды.