Понтий пилат разговор о головной боли.

Синдром Понтия Пилата или эффект леди Макбет

макбет эффект вина альтруизм

Сущность эффекта и его первоисточники

Давайте обратимся к истории и вспомним «умывающего руки» Понтия Пилата. Этим ритуалом он показал всему миру, что снимает с себя ответственность за приговор Иисусу и становится непричастным к ужасному преступлению.

Фраза «я умываю руки», которую мы произносим, стремясь откреститься от чего-то по нашему мнению несправедливого и неправильного, вошла в наш обиход неслучайно. Когда человека мучает совесть, он неосознанно стремится «очиститься» - принять душ или хотя бы вымыть руки. Это явление получило название синдрома Понтия Пилата или эффекта леди Макбет, доказывающего прямую связь между физической и ментальной чистотой личности.

Леди Макбет, повредившись рассудком, бродила ночами по замку и терла свои руки, пытаясь смыть с них воображаемую кровь. Понтий Пилат, согласившись с приговором, вынесенным Иисусу, вымыл руки, символически открестившись от этой казни. Американские психологи предполагают, что в таком поведении могут отражаться глубинные структуры нашего мышления. Похоже, что гигиена тела и чистота совести в сознании человека очень тесно связаны.

Во многих языках существуют фразы, связывающие телесную и моральную чистоту. Мы активно пользуемся выражениями «нечист на руку», «отмыть деньги», «грязная душа» ит.д., особенно не вдумываясь в эти совпадения.

Но случайны ли они? Идея проверить, существует ли на самом деле эта связь пришла к психологу Чень-Бо Чжун, тоже случайно, после того, как он заметил некую закономерность - во многих фильмах убийцы, после очередного акта насилия, непременно отправляются в ванную мыться, «смывать грехи».

Экспериментальные исследования эффекта американскими учеными

Исследователи Кэти Лилиенквист и Чэнь-Бо Чжун из чикагского Северо-Западного университета провели весьма любопытную серию несложных психологических экспериментов на студентах-добровольцах. Для начала подопытным предлагалось сосредоточиться на каких-либо этичных или, наоборот, неэтичных поступках, совершенных ранее.

После того как доброволец погружался в воспоминания, ему показывали буквенные шаблоны "w__h" или "s__p" и просили заполнить пропуски. Среди множества английских слов, укладывающихся в требуемую схему, есть глагол wash (мыть) и существительное soap (мыло).

Оказалось, что после припоминания собственных неблаговидных деяний участники эксперимента гораздо чаще вставляли в шаблон именно эту пару слов. Кроме того, по окончании теста добровольцам на выбор предлагалось несколько недорогих подарков.

Если студент предавался воспоминаниям о добрых поступках, он выбирал что-нибудь нейтральное вроде карандаша, а после обдумывания своей "аморалки" предпочитал взять, например, антисептическую салфетку, пишет LiveScience.com.

Потом исследователи попытались скрыть истинные цели своего эксперимента, представив психологический тест в виде маркетингового исследования. Испытуемым предлагалось определить свои потребительские пристрастия: на выбор предлагалось несколько видов полезной в быту мелочи - от батареек и конфет до зубной пасты и чистящих средств. Однако перед этим добровольцу задавалось нужное настроение: он должен был переписать от руки текст, где от первого лица рассказывалось о каком-либо дурном или хорошем поступке.

Создав, таким образом, атмосферу "греха" или "добродетели", ученые приступали к тесту. Оказалось, что студенты, переписывавшие рассказы о неэтичном поведении, гораздо чаще склонялись к приобретению различных моющих средств и предметов личной гигиены.

Установив, что виноватые люди стремятся к чистоте, Чжун и Лильенквист решили уточнить, что же дает им очистительное омовение. В следующем эксперименте добровольцев снова просили вспомнить какую-нибудь неблаговидный поступок и напечатать на компьютере рассказ о нем. После этого одним испытуемым предложили воспользоваться очистительной салфеткой под предлогом, что это общественная клавиатура, - мало ли какие микробы там могут быть (кстати, все, кто получил салфетки, поспешили ими воспользоваться).

Другие испытуемые так и остались в неочищенном (и как мы теперь знаем, виноватом) состоянии. После этого каждого, как бы случайно, попросили поучаствовать еще в одном исследовании, которым занимается коллега экспериментаторов, но уже на добровольной основе, бесплатно.

Оказалось, что чувство вины - двигатель альтруизма. Из тех испытуемых, кто успел очистить руки, лишь 41% согласились поучаствовать еще в одном опыте. Среди остальных участников, все еще отягощенных тревожащими душу воспоминаниями, доля желающих поработать на благо общества оказалась почти в два раза больше - 75%.

«Мы еще не знаем, как именно мытье рук очищает совесть, но исследования показали, что эта мера, как минимум, позволяет чувствовать себя более спокойно после совершения неблаговидных поступков», считают исследователи.

Другими словами, где-то в нашей психике все же заложена связь между грехом и грязью, с одной стороны, и чистотой души и тела - с другой. Исследователи, читавшие английского драматурга, окрестили ее "эффектом леди Макбет".

Правда, неясно, откуда что пошло: то ли это глубинная психологическая связь, не зависящая от того, в какой культуре воспитывался человек, то ли навязанный в процессе воспитания и обучения штамп. Не надо забывать, что тесты проводились в Америке, где упомянутая трагедия Шекспира входит в школьную программу, а евангельский образ Пилата, умывающего руки, вошел в поговорки. Более четким доказательством существования такого психологического механизма был бы подобный эксперимент, проведенный на "нейтральной территории".

Для подтверждения нужны были бы сходные результаты теста, показанные где-нибудь во Вьетнаме или Иране, где и Шекспира на уроках не читают, и христианство - малознакомая местному населению иноземная вера.

Однако если Кэти Лилиенквист и Чэнь-Бо Чжун правы, можно немного опечалиться нынешним высоким уровнем бытовой гигиены. В Средневековье, как утверждают историки, даже богатые люди, бывало, мылись всего несколько раз за всю жизнь, в новое время постепенно распространилось мнение о необходимости регулярных омовений, в наше время в западной цивилизации хорошо воспитанный человек залезает под душ ежедневно, а то и по несколько раз на дню.

Распространение водных процедур обычно объясняется прогрессом цивилизации, но кто его знает, может быть, в нас есть куда больше сходства с леди Макбет, чем нам хотелось бы?

Чем болел Понтий Пилат?

Виртуальный консилиум...перечитывая М. Булгакова

Самое известное описание мигрени, пожалуй, представлено в известном романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где данным недугом страдал Понтий Пилат.
Сам ли М. Булгаков испытывал приступы мигрени, либо сталкивался с этим во врачебной практике неизвестно, но каждый, кому довелось пережить эту боль, не может не согласиться с более чем достоверным описанием этой болезни.

В романе описана мигрень с аурой, для нее характерно возникновение предвестников — чаще до, реже — одновременно или на фоне уже развернувшегося приступа. У одного и того же больного аура перед каждым приступом, как правило, стереотипна.Для меня был интересен тот факт, что в описание ауры Булгаков включает именно Розу. Оказывается роза - это символ крестных мук и последующего воскресения Христа.

«Более всего на свете прокуратор Иудеи Понтий Пилат ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя».

Проклятие Понтия Пилата символично, его имя всегда будет связано именно с историей распятия и воскрешения Христа. Символом воскрешения христа является Роза, запах которой являлся Пилату в качестве предвестника тяжелейшего недуга - мигрени, преследовавшего его на протяжении жизни. Вот такое переплетение литературного, философского и медицинского восприятия опять мы находим в творчестве врача и писателя М. Булгакова.

«О боги, боги, за что вы наказываете меня?
Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

«Прокуратор сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой. Ему захотелось подняться, подставить висок под струю и так замереть. Но он знал, что и это ему не поможет.

Боль сопровождается увеличением порога возбудимости органов чувств, что проявляется усилением болевых ощущений от яркого света (фотофобия), громких звуков (фонофобия), резких запахов. Любое прикосновение к телу может стать нестерпимым. Характерной особенностью головной боли при мигрени является ее усиление при физической нагрузке и движениях. Поэтому очень характерно поведение страдающего мигренью во время атаки: больной старается уединиться в темной комнате, лечь в постель, укутаться одеялом, избегает лишних движений..

«Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым.
Уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию».

Возможны подавленное настроение, тревога, страх, тяжелое депрессивное состояние в момент приступа, вплоть до суицидальных мыслей.

«И мысль о яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.
Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем стоит перед ним арестант и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать».
«Прокуратор подумал: «Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»

Голос колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
— Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.
— Ну вот, все и кончилось, — говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, — и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях. Прогулка принесла бы тебе большую пользу».
Продолжаться мигрень может от 4 часов до 2-3 суток. После приступа в течение суток больные отмечают выраженную слабость. У некоторых наступает глубокий продолжительный сон. Вне приступа у больных отсутствуют признаки органической патологии со стороны центральной нервной системы.

(5 голосов : 4.8 из 5 )

Александр Ткаченко

Человек становится понятен окружающим через свои поступки и слова. Но личность Понтия Пилата остается загадочной, несмотря на то, что его слова и поступки во время суда над Иисусом описаны в Евангелиях достаточно подробно. Во всем поведении Пилата просматривается какая-то парадоксальная раздвоенность, удивительная смесь из намерений, мотивов и решений, которые вроде бы никак не должны совмещаться в одном человеке.

Пилат жалеет Христа и при этом отдает его на зверское избиение. Хочет отпустить ради праздника, а в итоге отпускает вместо Христа уголовного преступника. Испытывает страх, когда узнает о том, что Христос называл себя Сыном Божьим, но не боится отдать Его на растерзание иудеям. Пытается спасти - и сам же утверждает Ему смертный приговор.

Такая расщепленность воли, мысли, чувства вызывает желание упростить эту противоречивую картину, увидеть ее в «черно-белом» варианте, убрав оттенки и полутона. И выяс­нить наконец, был ли пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат расчетливым тираном, циничным и жестоким (хотя и не чуждым сантиментов), или же добрым, но слабохарактерным человеком, не сумевшим в нужный момент принять единственно правильное решение. В принципе, евангельская история предлагает достаточно материала как для одного, так и для другого вариантов. Но и при таком подходе все равно получаются как бы две фигуры Пилата, одну из которых по своему выбору мы просто выносим за пределы рассуждения.

Поэтому для более объемного представления об этом человеке имеет смысл рассмот­реть его личность в контексте других его поступков, не вошедших в Евангелие, чтобы лучше понять, кем был пятый прокуратор Иудеи и кем он не был.

Ни трус, ни добряк

Прежде всего, нужно сказать, что Пилат не был сентиментальным добряком и трусом, идущим на поводу у толпы. Уже сам факт его назначения на должность прокуратора Иудеи свидетельствует об этом ярче всего. Из всех захваченных земель Иудея была едва ли не самым беспокойным приобретением Римской империи.

Периодически вспыхивающие восстания, скрытое сопротивление, категорическое нежелание местных жителей становиться подданными Рима - все это создавало массу неудобств правителю этой области. Но самой главной неожидан­ностью для римлян в Иудее был тот факт, что жители захваченной территории считали захватчиков ниже себя и вовсе не стремились приобщиться к высокой имперской культуре.

Поклоняющиеся Единому Богу иудеи видели в римлянах обыкновенных язычников-многобожников, общение с которыми делало их ритуально нечистыми. Любой римлянин был для иудеев носителем идолопоклонства и разврата. Поэтому вместо обычного среди захваченных народов подобострастия изумленные «победители мира» столкнулись в Иудее с брезгливым презрением. Обычный инструмент римлян - ассимиляция, растворение захваченных народов в плавильном котле Империи, тут оказался бесполезным: поступившие на службу к римлянам иудеи тут же становились изгоями среди соотечественников. Закон Моисея оказался нерушимой скалой, о которую в Иудее разбивались волны знаменитых законов Рима. Вместо безотказно действующей в других местах ассимиляции здесь был установлен лишь хрупкий баланс отношений, готовый в любой момент сорваться в кровавую круговерть очередного восстания.

Вот в такую область был назначен правителем Понтий Пилат. Трус или добряк не смог бы там удержаться и месяца. Пилат же правил Иудеей целое десятилетие, что характеризует его как человека весьма жесткого и последовательного в своих решениях.

Первый скандал

Вступление в должность, о чем писал Иосиф Флавий, Пилат сразу же отметил скандалом. Когда он привел свои войска в Иерусалим на зимнюю стоянку, то приказал ночью украсить все общественные места знаменами с изображением императора. Ни один из его предшест­венников не решался на подобное, зная, что для иудеев любое изображение запрещено Законом Моисея. Это было прямым поруганием веры местных жителей. Но Пилат с первых же дней своего правления решил объяснить непокорным иудеям, что спокойная жизнь для них закончена, и теперь только Рим будет определять, как им жить на своей земле.

Сам Пилат во время этой акции предусмот­рительно остался в Кесарии (резиденции римских наместников, расположенной в сотне километров от Иерусалима), чтобы поставить иудеев перед свершившимся фактом. Проснувшись, жители Иерусалима с ужасом увидели, что их город осквернен языческими изображениями. Множество иудеев в тот же день двинулись в Кесарию‚ чтобы просить Пилата об удалении знамен из Иерусалима. Но Пилат остался непреклонен. Тогда пришедшие легли на землю перед его дворцом и лежали так пять суток. На шестой день этой акции протеста Пилат пригласил всех на стадион, якобы для того, чтобы объявить о своем решении. Но когда обнадеженные этим обещанием иудеи пришли к месту, их немедленно окружили тройным кольцом вооруженные легионеры. Пилат, восседавший на судейском кресле, объявил, что каждый, кто не примет императорских изображений, будет тут же изрублен на куски. Легионеры обнажили мечи.

Ответ иудеев был неожиданным. Словно бы по команде все пришедшие снова упали на землю и обнажили свои шеи, демонстрируя немедленную готовность умереть за соблюдение иудейского Закона. Пилат был удивлен такой решимостью. Жалеть бунтующих туземцев было не в обычае римлян, но и начинать свое правление с массовой казни Пилат не захотел. Он пообещал отважным ходатаям убрать знамена из Иерусалима и отпустил их с миром. Однако свою позицию в отношении местных жителей он обозначил предельно четко: римский правитель может помиловать, но может и покарать, вся жизнь иудеев отныне - в руках наместника императора, и любые попытки отстаивать свои права могут закончиться большой кровью.

День ужаса

И эта большая кровь пролилась. Причем случилось это как раз в тот момент, когда Пилат решил облагодетельствовать жителей Иерусалима одним из главных достижений римской культуры - водопроводом. Как и любой город на Ближнем Востоке, Иерусалим испытывал недостаток пресной воды. Чтобы решить эту проблему, Пилат решил построить акведук, который бы вливал в систему городского водоснабжения дополнительные объемы воды из горных источников, находящихся более чем в сорока километрах от Иерусалима. Это было очень серьезное строительство, стоившее огромных денег. Налогов, уплаченных иудеями, на него не хватало. И Пилат решил взять деньги на водопровод из корвана - храмовой сокровищницы.

Народ, возмущенный таким святотатством, собирался многотысячными толпами возле строящегося водопровода, ругая Пилата последними словами и требуя прекращения строительства. Пилат отреагировал быстро и решительно. Приехав в Иерусалим, он согласился выслушать всех недовольных. Уже зная, что иудеев бесполезно запугивать и убеждать, когда речь идет об их святынях, Пилат распорядился, чтобы римские легионеры надели местное платье и вооружились дубинами, до поры пряча их под одеждой.

Тысячи переодетых воинов окружили толпу, ожидая условного сигнала. Когда возмущенный народ отказался разойтись, Пилат дал с трибуны команду - и началась кровавая бойня. Хорошо обученные солдаты стали нещадно избивать безоружных людей, ломая руки и ноги, круша ребра, разбивая головы. Толпа в ужасе кинулась бежать, насмерть затаптывая на своем пути несчастных соотечественников. Множество жителей Иерусалима погибли во время этой страшной «аудиенции» у Пилата. Урок был усвоен. После него на массовые восстания против пятого прокуратора Иудеи народ уже не решался.

Готовый на всё

Однако отсутствие массовых волнений не сделало Пилата мягче в отношении местных жителей. Евангелие рассказывает о случае, когда по его приказу некие галилеяне были зверски убиты прямо возле иерусалимского храма, в который они принесли свои жерт­вы. Подробности этой истории неизвестны, но судя по тому, что галилеяне были самой мятежной частью непокорного народа, можно предположить, что убийство было рядовой акцией устрашения тех, кто еще не смирился перед жестокой властью Пилата.

Наконец, завершил он свое правление массовой резней самарян, которые пытались самовольно произвести раскопки на горе Горезин. Какой-то авантюрист объявил народу, будто знает место на склоне, где пророк Моисей спрятал священные сосуды. Самаряне поверили этой басне и большой толпой собрались в деревушке Тирафане. Сюда подтягивались все новые и новые участники грядущих раскопок, чтобы уже всем вместе подняться на гору. Пилат отреагировал на это событие в обычной своей манере. Посчитав, что собравшиеся затевают бунт, он выслал отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав, перебили в Тирафане множество ни в чем не повинных людей. Захваченных там же в плен знатных жителей Самарии Пилат распорядился публично казнить. После этой бессмысленной бойни даже римские власти не решились оставлять Пилата наместником в Иудее. Он был отстранен от должности и призван в Рим для разбирательства.

Поэтому разговоры о том, будто во время суда над Иисусом прокуратор якобы испугался народных волнений и пошел на поводу у толпы, выглядят малоправдоподобной версией. Там, где прокуратор считал это нужным, он был готов проливать кровь мятежных туземцев без малейших сомнений и в любом количестве.

Что мог Каиафа?

В «Мастере и Маргарите» Булгаков исходит из того, что Пилат боялся какой-то сложной интриги со стороны первосвященников. Но вряд ли так было на самом деле. И причиной этому была не его личная храбрость или сознание своей правоты. Все обстояло гораздо проще: Пилат обладал высшей властью в Иудее и имел право не только решать вопросы жизни и смерти, но также по своему усмотрению мог назначать или свергать иудейских первосвященников. Так, например, четверых первосвященников сменил его предшественник, четвертый прокуратор Иудеи Валерий Грат. Каиафа же к моменту суда над Иисусом благополучно и бессменно находился на этом посту уже целых восемь лет правления беспощадного и крутого на расправу Пилата. Такое могло стать возможным лишь в одном случае - если Каиафа полностью устраивал прокуратора и не представлял для него никакой опасности.
При малейшем подозрении Пилат имел возможность немедленно, без всяких согласований сместить его и поставить на это место другого. Правда, по иудейским законам первосвященник выбирался Синедрионом и сохранял свое звание пожизненно. Но много ли значат на оккупированной территории местные законы… Первосвященник - символ высшей религиозной власти иудеев - оказался в те времена послушной марионеткой в руках Рима. Даже ритуальное облачение первосвященника хранилось у прокуратора, который выдавал его владельцу лишь четыре раза в году на большие праздники. Вряд ли у Пилата были серьезные основания опасаться того, кто находился от него в столь глубокой зависимости.

Из вредности

Впрочем, в своем стремлении «прогнуть» иудеев под себя Пилат часто руководствовался даже не государственными интересами Рима, а обыкновенной человеческой вреднос­тью и желанием досадить туземцам. Через это пристрастие он порой ставил себя в весьма неловкое положение уже перед самим императором. О весьма показательном случае подобного рода рассказывает историк Филон Александрийский в тексте «О посольстве к Гаю»:

«Одним из людей Тиберия был Пилат, ставший наместником Иудеи, и вот, не столько ради чести Тиберия, сколько ради огорчения народа, он посвятил во дворец Ирода в Иерусалиме позолоченные щиты; не было на них никаких изображений, ни чего-либо другого кощунственного, за исключением краткой, надписи: мол, посвятил такой-то в честь такого-то*. Когда народ все понял - а дело было нешуточное, то, выставив вперед четырех сыновей царя, не уступающих царю ни достоинством, ни участью, и прочих его отпрысков, а также просто властительных особ, стал просить исправить дело со щитами и не касаться древних обычаев, которые веками хранились и были неприкосновенны и для царей, и для самодержцев. Тот стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим; тогда поднялся крик: “Не поднимай мятеж, не затевай войну, не погуби мира! Бесчестить древние законы - не значит воздавать почести самодержцу! Да не будет Тиберий предлогом для нападок на целый народ, не хочет он разрушить ни один из наших законов. А если хочет - так скажи об этом прямо приказом, письмом или как-то иначе, чтобы мы более не докучали тебе, избрали бы послов и сами спросили владыку”.

Последнее особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правленья, поведав о взятках, оскорбленьях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости. И этот человек, чье раздраженье усугубило природную гневливость, оказался в затруднении: снять уже посвященное он не отваживался; к тому же он не хотел сделать хоть что-нибудь на радость подданным; но вместе с тем ему были отлично известны последовательность и постоянство Тиберия в этих делах. Собравшиеся поняли, что Пилат сожалеет о содеянном, но показать не хочет, и направили Тиберию самое слезное письмо. Тот, прочитав, как только не называл Пилата, как только не грозил ему! Степень его гнева, разжечь который, впрочем, было непросто, описывать не буду - события скажут сами за себя: Тиберий тотчас, не дожидаясь утра, пишет Пилату ответ, где на все корки бранит и порицает за дерзкое нововведенье, и велит безотлагательно убрать щиты и отправить их в Кесарию, что и было сделано. Тем самым ни честь самодержца не была поколеблена, ни его обычное отношение к городу».

Нетрудно заметить, что противоречивые поступки в конфликтных с иудеями ситуациях для Пилата не были чем-то из ряда вон выходящим. «Ради огорчения народа» он был готов идти на конфронтацию, вплоть до вмешательства самого кесаря. И рассуждая о том, что пятый прокуратор Иудеи якобы боялся коллективной жалобы местных жителей, Филон Александрийский, скорее, выдает желаемое за действительное. По его же собственному свидетельству Пилат был человеком Тиберия. То есть - близким, надежным и многократно проверенным соратником, которых у императора было не так уж много. Налоги Пилат собирал исправно, дороги, мосты и водопроводы при его правлении строились, мятежи подавлялись. Взятки же, лихоимство и злоба Пилата вряд ли интересовали кесаря настолько, чтобы перевесить ту относительную стабильность, которую пятый прокуратор обеспечивал в этом неспокойном регионе. Десять лет Пилат, при всех творимых им безобразиях, оставался наместником Тиберия в Иудее. И был смещен лишь после его смерти. Думается, если бы жалобы иудеев могли бы ему хоть как-то повредить, он вел бы себя куда как скромнее и осмотрительнее.

Страх язычника

В Евангелиях мы читаем лишь одно прямое упоминание о том, что Пилат испугался во время суда. И произошло это отнюдь не в тот момент, когда ему объявили, будто подсудимый считает себя царем. Эти обвинения Пилат как раз проигнорировал. Но когда иудеи резко сменили фабулу и сказали, что Иисус должен умереть как самочинно объявивший о Своем Божественном происхождении, безжалостный и сумасбродный прокуратор вдруг устрашился, причем, как сказано в Евангелии - в превосходной степени: …мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся ().
И лишь после этого, с момента, когда Иисус сказал ему …ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше, Пилат стал изыскивать способы отпустить Его.

Сегодня нам трудно реконструировать логику римского язычника, поэтому объяс­нение поступкам Пилата на суде мы так или иначе пытаемся вывести из неких абстракт­ных нравственно-этических мотивов, никак не связанных с его религиозностью. Но Пилат был язычником и верил, что у каждого народа есть свои местные божества, с которыми ему нет никакого резона ссориться. Римляне обычно оказывали богам завоеванной территории те же почести, что и богам Рима. Правда, Бог иудеев был совсем не похож на других богов, Его изображение нельзя было поставить в свой домашний пантеон по причине отсутствия такого изображения. Однако враждовать с этим непонятным Богом у Пилата не было никакого желания.

И тут вдруг выясняется, что он только что подверг бичеванию Сына Божьего. В римской религиозной традиции этим словосочетанием назывались полубоги - дети, рожденные от любви божества и человека, такие как Эней, Геркулес или Эскулап. И хотя измученный, окровавленный Иисус меньше всего походил на античного героя, Пилат испугался. Он видел всю высоту человеческого достоинства, с которой Иисус вел себя во время суда. Видел Его невиновность и благородство. Видел не­справедливость осуждения Его иудеями на смерть, и сам признал Иисуса невиновным. Чтобы досадить иудеям, Пилат даже попытался оспорить их приговор и вынес свой - подвергнуть Иисуса бичеванию (жесточайшему избиению римскими бичами, в которые были вплетены куски металла) и отпустить.

Однако иудеи продолжали требовать смерти Иисуса, а Пилат неожиданно выяснил, что приказал бичевать местного «полубога». И тогда ему стало страшно. Не добавило Пилату бодрости и известие от жены, приславшей к нему слугу сказать: …не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (). Версия о божественном происхождении обвиняемого получила еще одно подтверждение. Пилату нужно было срочно заглаживать свою вину. Но все его попытки спасти Иисуса разбивались о неистовый крик толпы «Распни Его!»

Умыл руки

Здесь и произошло то, что сегодня так трудно понять читателям Евангелия. Если бы целью Пилата было спасение Иисуса, он не остановился бы ни перед чем. Он дал бы команду преторианцам, залил площадь кровью недовольных, разогнал всех уцелевших и отпустил бы Праведника, как и хотел. Но в том и дело, что вовсе не спасение Иисуса было главной целью его попыток отменить приговор иудеев. Пилат всего лишь хотел отвести от себя божественное наказание - гнев Отца избитого им «полубога». Одним из вариантов тут действительно было освобождение Праведника. Но когда Пилат увидал, что иудеи не настроены идти на какие-либо компромиссы и требуют только крови Иисуса, то не стал принуждать их силой. Он решил исполнить соответствующий ритуал, освобождающий его от вины. А чтобы надежнее угодить оскорбленному местному Божеству, ритуал тоже выбрал из местного религиозного закона.

Фраза «я умываю руки» давно уже стала общеупотребительной во многих языках и означает что-то вроде «я сделал все, что мог, и теперь устраняюсь от ответственности за происходящее». В таком значении она стала употребляться после того, как …Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наши х (). О евангельском происхождении этой фразы знают многие. Однако куда менее известно, что таким образом Пилат на свой манер попытался исполнить обряд очищения, предписанный Законом Моисея в тех случаях, когда на территории поселения найден труп убитого человека и никто не знает имени убийцы: и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои <…> и объявят и скажут: руки наши не пролили крови этой, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил <…> и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови. Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа [Бога Твоего] ().

Не Иисуса спасал язычник Пилат, когда пытался отпустить Его, а себя хотел защитить от возможной кары. И когда спасти Праведника не удалось, он решил, что для умилостивления иудейского Бога будет достаточно исполнить ритуал омовения рук. Что немедленно и сделал, публично отрекшись от смертного приговора Иисусу, который сам же только что утвердил.

Так виноват или нет?

Поведение Пилата выглядит странным. Хочет спасти - и отдает на смерть; признает невиновным - и утверждает обвинительный приговор; называет Праведником - и отпускает вместо Него убийцу. Однако эта противоречивость поступков лишь подтверждает одну из важнейших идей христианства: без помощи Бога человек не может творить добро. Даже различить добро и зло не способен тот, кто не имеет ответа на вопрос «что есть истина?».

Вся последовательность действий Пилата на суде является убедительной иллюстрацией к словам апостола Павла, описывающим это бедственное состояние падшего человека: …Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (). В необновленном благодатью человеке действует грех, искажающий все его благие намерения, выворачивающий наизнанку все его мысли, слова и поступки, превращающий добро и зло в относительные понятия, не имеющие внятных определений. Пилат хотел сделать добро - защитить Христа от иудеев, жаждущих Его крови. Он не хотел смерти Праведника. Но в итоге вошел в историю как судья, вынесший смертный приговор невиновному и умывший после этого руки.

Те слабые искры добра, которые были ему присущи, как и любому человеку, призывали Пилата к справедливости и честному суду. Грех же, действовавший в нем, как и в любом человеке, требовал убийства любого добра, и прежде всего - Верховного Добра, оказавшегося в его власти. Поэтому не в противоречивых закоулках личности Пилата следует искать объяснение тому, что он сделал, а в действии греха на природу человека, пусть даже и желающего добра. Преподобный пишет: «Разъеденное скепсисом, языческое сознание Пилата <…> действует отрывочно, мыслит фрагментарно: то удивляется Иисусу; то озабоченно спрашивает, почему Он молчит; то властно предлагает обвинителям вопрос: какое же зло сделал Он? Все его сознание разбивается и течет, как по зыбучему песку, и хочет на зернышке песка поставить и построить основание своих заключений о Иисусе. Вся душа Пилата развеяна, вся совесть расстроена, вся воля расслаблена: и его сознание правды, и его ощущение истины, искристо, мгновенно, искра блеснет, и сразу тонет во мраке скепсиса, во тьме сладострастия, в потемках грехолюбия.
Пилат совершает зло, которого не хочет, а не совершает добро, которого хочет. В этом и заключается вся его ответственность, что он сознательно находится в рабстве такой неправде. Поэтому лекарство от этой болезни не в человеке, не в людях, но в Богочеловеке. Ибо только Он имеет для этого и лекарство, и любовь, и силу».

При чем тут я?

В разговоре о чужом грехе обычно присутствуют две крайности. Либо согрешившего человека тут же записывают в негодяи, категорически отмежевываются от него и не делают даже малейших скидок на общую нашу болезнь - грех. Либо же напротив - стараются отнестись к грешнику с пониманием, что называется - «войти в положение», и постепенно, незаметно для себя начинают сочувствовать уже не пострадавшему от собственного греха человеку, а самому греху. Можно объявить Пилата и всех других грешников монстрами, посчитать себя «не таким, как все прочие человецы…» и закрыть для себя эту тему навсегда, по сути - отрицая собственную греховность.
А можно, напротив, оправдывать людей, которые из-за действия в них греха совершают ужасные вещи. Например, Пилата. Ну правда ведь - человек как человек, и милосердие иногда стучится в его сердце… А то, что слабость проявил, так это ничего, кто из нас без слабостей? Так в своих положительных проявлениях образ Пилата становится едва ли не примером: мы сочувствуем ему, потому что в нем сочувствуем и своей слабости тоже.

Оправдывая Пилата, мы пытаемся подвести оправдание и под собственный выбор там, где он явно противоречит Евангелию. Это и есть условный «синдром Пилата» - ценой лжи перед собственной совестью предпочесть спокойное ближайшее будущее. Потому что далекое будущее - ну, оно же от меня не зависит, и виноваты там во всех бедах будут, как обычно, злые другие, а не хороший, хотя и слабый я. Так происходит примирение с собственной искаженной грехом природой, которое хотя и дает иногда кратковременный психологический комфорт, но заканчивается всегда катастрофой.

Фарисейская надменность (Пилат - монстр) или же полное оправдание его греха (Пилат вполне симпатичный, хотя и слабохарактерный)… Беда обеих этих крайностей в том, что несмотря на их внешнюю противоположность они в равной степени гарантированно уводят человека от возможности трезво оценить свое духовное состояние на фоне чужого падения, «примерить» его к себе (как это сделали апостолы, на Тайной Вечери спрашивавшие с тревогой любимого Учителя: «Не я ли, Господи?») и ужаснуться мысли о том, что - да, это могу быть и я тоже. Это не Пилат, а я могу предать невиновного на смерть. Не он, а я готов прогнуться под обстоятельства ценой чужой свободы или даже жизни. Не Пилат, а я способен поступить вопреки собственной совести. Потому что во мне, так же как и в Пилате, действует закон греха, неумолимо толкающий меня на подлость и предательство даже там, где я искренне желаю добра. Посему, кто думает, что он стоúт, берегись, чтобы не упасть (). Об этой грозной опасности вот уже две тысячи лет напоминает нам трагическая и противоречивая фигура пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Что такое головная боль, знает каждый. Она бывает незначительной, длящейся несколько минут и проходящей самостоятельно или после приема анальгетиков. Но иногда приступы головной боли бывают очень сильными, мучительными и приносят огромные страдания. Они могут длиться от нескольких часов до нескольких суток, причем прием обезболивающих средств не облегчает страдания. Так характеризуется мигренозная головная боль.

Мигрень известна человечеству более 3000 лет и является одним из самых древних и распространенных заболеваний. Первые упоминания о периодических головных болях, напоминающих по своему описанию мигрень, ученые находят еще в текстах древнего Вавилона и в письменах Шумерской цивилизации, а согласно трудам древнегреческого историка Геродота (490-425 гг. до н.э.), в Древнем Египте среди жрецов, занимавшихся врачеванием и специализировавшихся в лечении разных болезней, имелись жрецы, лечившие только головную боль. В египетских папирусах обнаружены описания мигренозных приступов, а также прописи лекарственных средств, используемых для лечения этого заболевания. В то время считали, что симптомы, соответствующие мигрени, вызваны злыми духами, и иногда даже делали трепанацию черепа, чтобы выпустить их оттуда, хотя в папирусах встречались и прописи лекарственных средств для менее радикального лечения этого заболевания.

Впервые мигрень была описана во II в. н.э. в книге «Об острых и хронических заболеваниях» Аретеем Каппадокийским, который назвал ее «гетерокранией» («иная голова»). Известный древнегреческий врач Гален (II в. н.э.) изменил название на «гемикранию», что в переводе с греческого обозначает «половина головы», отражая одну из важных отличительных особенностей болезни — локализацию болевых ощущений в половине (hemi) головы (krania). Он впервые предположил, что основная причина мигрени заключается в изменении состояния кровеносных сосудов.

Описания способов лечения головной боли, схожей с мигренью, находят в трудах Гиппократа, Цельса и других древних врачей. К нам же этот термин пришел из французского языка (migraine) в искаженном виде.

В дальнейшем мигрень все более дифференцировалась в самостоятельное заболевание. Это происходило вследствие специфичности клинических проявлений мигрени (преходящий, обратимый характер приступов головной боли, их стереотипность, зависимость от ряда раздражителей (яркий свет, запах, вино) и др.).

В XVIII веке швейцарскими врачами были описаны клинические формы мигрени (глазная, гемиплегическая, менструальная), множество факторов, провоцирующих мигрень, в числе которых впервые был назван шоколад. В 1873 году вышла книга Эдварда Ливинга «О мигренозных головных болях и других сходных заболеваниях», которая до настоящего времени считается одним из наиболее обстоятельных трудов, посвященных клиническим отличиям мигрени от других видов головной боли.

Согласно современным статистическим данным, до 70 % населения планеты хотя бы один раз испытывали этот вид головной боли, тогда как мигренью страдает 10-15 % популяции. Она является вторым по частоте видом первичной головной боли после головной боли напряжения. Особенностью мигрени является то, что женщины испытывают мигренозные приступы в 2-3 раза чаще, чем мужчины, однако у мужчин интенсивность боли, как правило, выше. Характерным признаком мигренозной головной боли является возникновение ее в молодом возрасте — до 20 лет. Пик заболеваемости приходится на период от 25 до 34 лет. С годами заболевание имеет тенденцию к исчезновению — у мужчин, как правило, после 45 лет, у женщин — после наступления менопаузы.

Большинство исследователей указывают на наследственный характер заболевания. Мигрень чаще наследуется по женской линии, поэтому наличие семейного анамнеза сегодня рассматривается в качестве важного диагностического критерия. Показано, что примерно 70 % людей, страдающих мигренью, имеют отягощенный семейный анамнез. Наследственная предрасположенность особенно четко прослеживается в случае мигрени с аурой. Считается, что если приступы мигрени были у обоих родителей, риск заболевания у потомков достигает 60-90 %. Если приступы мигрени наблюдались у матери, то риск заболевания составляет 72 %, если у отца — 30 %. Н. Флатау (1987) показал, что у мужчин, страдающих мигренью, матери болели этим заболеванием в 4 раза чаще, чем отцы.

Мигрень относят к заболеваниям, которыми страдают в основном сильные, волевые, активные, честолюбивые и целеустремленные люди. Замечено, что такие люди имеют определенные психологические характеристики: высокую социальную активность и адаптацию, тревожность, амбициозность, нетерпимость к ошибкам других, перфекционизм, инициативность, честолюбие — личностные качества, которые позволяют добиться в жизни успехов.

Некоторые исследователи, например В.П. Эфроимсон, автор книги «Гениальность и генетика» (М., 1998), выделяют группу заболеваний (подагра, синдром Марфана, мигрень), которые являются «спутниками» творческой одаренности. Известно, что при таких заболеваниях организм в избыточных количествах вырабатывает вещества, обладающие психостимулирующим действием (например, при подагре — мочевую кислоту). Среди известных людей, страдавших мигренью, много знаменитых ученых, писателей, художников, музыкантов, полководцев и властителей мира: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Э. По, Петр I, Ч. Дарвин, Л. Бетховен, П. Чайковский, Ф. Шопен, Р. Вагнер, К. Маркс, З. Фрейд, А. Чехов, К. Линней, Г. Гейне, Г. Мопассан, Ф. Ницше, Наполеон, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, Кальвин, Б. Паскаль, А. Нобель; из женщин — Шарлотта Бронте, Елизавета I Тюдор, Вирджиния Вульф.

Наиболее яркое описание мигрени представлено в известном романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где данным недугом страдал Понтий Пилат. Неизвестно, испытывал ли М. Булгаков приступы мигрени, но каждый, кому довелось пережить эту боль, не может не согласиться с более чем достоверным описанием этой болезни.

«Более всего на свете прокуратор Иудеи Понтий Пилат ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя».

В большинстве случаев мигренозный приступ развивается без каких-либо предшествующих ему симптомов (мигрень без ауры наблюдается в 80 % случаев). Однако у больных в течение нескольких часов до приступа могут наблюдаться дисфория (изменение настроения), раздражительность, изменение аппетита — так называемые предвестники, или аура (мигрень с аурой отмечается в 20 % случаев). Для мигрени с аурой характерно возникновение предвестников — чаще до, реже — одновременно или на фоне уже развернувшегося приступа. У одного и того же больного аура перед каждым приступом, как правило, стереотипна. В зависимости от характера фокальных неврологических симптомов, возникающих во время ауры, выделяют несколько форм мигрени: офтальмическую (классическую), ретинальную, офтальмоплегическую, гемипаретическую, афатическую, мозжечковую, вестибулярную, базилярную или синкопальную. Наиболее часто (до 27,8 %) встречается офтальмическая (или классическая, типичная) форма, для которой характерны различные зрительные расстройства. Последние в большинстве случаев проявляются мерцающей скотомой (впервые описана выдающимся французским неврологом Ж.М. Шарко в 1887 г.): больной видит сверкающие зигзаги, точки, шары, огненные фигуры, молниеподобные вспышки, ломаные линии, напоминающие зубцы крепостной стены. Сверкающие фотопсии могут сменяться выпадением отдельных участков полей зрения или выпадением половины поля зрения (гемианопсия). Если зрительные нарушения возникают в правой половине поля зрения, то головная боль локализуется слева, и наоборот. Лишь у 10-15 % пациентов боль возникает на той же стороне.

Нарушения зрительного восприятия при мигрени настолько разнообразны в клинических проявлениях, что послужили предметом исследований ученых всего мира. При этом описания и отображение собственных ощущений на бумаге страдающими мигренью имеют сходство с образами на картинах Пабло Пикассо, относящихся к концу 30-х годов, таких как «Плачущая женщина» и «Портрет женщины в шляпе». На этих портретах человеческое лицо словно рассечено вертикальными линиями — так, что глаза и уши имеют искаженные размеры и пропорции, а один глаз выше другого. Хотя сам художник никогда не жаловался на сильную головную боль, он говорил, что изображает мир не таким, каким видит, а таким, каким мыслит. Многие исследователи считают, что Пикассо мог страдать от приступов мигрени и переносить на полотно вызванные болезнью образы.

Отдельно выделяют «обезглавленную» мигрень — редкую форму заболевания, которая характеризуется наличием ауры и локальных неврологических нарушений, чаще зрительных, при этом фаза головной боли отсутствует.

«О боги, боги, за что вы наказываете меня?

Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

Головная боль при мигрени имеет ряд особенностей: как правило, она односторонняя, пульсирующего характера, отличается значительной интенсивностью, локализуется, как правило, в области лба, виска и глазницы с одной стороны (почти всегда с одной и той же), сопровождается тошнотой, иногда — рвотой, которая не приносит облегчения.

У некоторых пациентов при осмотре определяется набухшая височная артерия, иногда видна ее пульсация. Больные нередко сильно сдавливают пальцем артерию, так как прекращение кровотока может уменьшить пульсирующую боль. На стороне боли сосуды конъюнктивы инъецированы, глаз слезится, околоорбитальные ткани и височная область отечны. В результате отека мягких тканей лица сдавливается капиллярная сеть, лицо бледнеет, кожа около глаза цианотична. В течение приступа головная боль может распространиться на всю половину головы или — реже — на всю голову, тогда пульсирующая боль сменяется ощущением распирания, «раскалывания», сдавливания, возникает тошнота, в ряде случаев — многократная рвота, которая иногда ослабляет дальнейшие проявления приступа, похолодание дистальных отделов конечностей, озноб.

«Прокуратор сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой. Ему захотелось подняться, подставить висок под струю и так замереть. Но он знал, что и это ему не поможет.

Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым.

Уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию».

Боль сопровождается увеличением порога возбудимости органов чувств, что проявляется усилением болевых ощущений от яркого света (фотофобия), громких звуков (фонофобия), резких запахов. Любое прикосновение к телу может стать нестерпимым. Характерной особенностью головной боли при мигрени является ее усиление при физической нагрузке и движениях. Поэтому очень характерно поведение страдающего мигренью во время атаки: больной старается уединиться в темной комнате, лечь в постель, укутаться одеялом, избегает лишних движений. Возможны подавленное настроение, тревога, страх, тяжелое депрессивное состояние в момент приступа.

«И мысль о яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.

Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем стоит перед ним арестант и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать».

Во время приступов нарушается поведение больного: вербальная продукция тормозится, память и концентрация внимания ослабевают. Подобные симптомы могут ошибочно расцениваться как личностные психологические расстройства, поэтому важно убедиться, что подобные нарушения возникают только при мигренозных атаках.

«Прокуратор подумал: «Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»

— Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.

Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.

— Ну вот, все и кончилось, — говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, — и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях. Прогулка принесла бы тебе большую пользу».

Длительность головной боли при мигрени в среднем составляет от 4 часов до 2-3 суток. После приступа большинство пациентов переживают период, продолжающийся до 24 часов, в течение которого они ощущают себя утомленными и ослабленными. У некоторых наступает глубокий продолжительный сон. Вне приступа у больных отсутствуют признаки органической патологии со стороны центральной нервной системы.

«— Сознайся, — тихо по-гречески спросил Пилат, — ты великий врач?

— Нет, прокуратор, я не врач.

Круто, исподлобья Пилат буравил глазами арестанта, и в этих глазах уже не было мути, в них появились всем знакомые искры.

В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: состава преступления он не нашел, бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор прокуратор не утверждает, а удаляет обвиняемого и подвергает его заключению там, где резиденция прокуратора.

Однако Христос был распят, а для Пилата все было кончено, и говорить более было не о чем. Спасение уходило навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти».

Если для Понтия Пилата единственным средством избавления от недуга была смерть, то современный пациент имеет мощное оружие в борьбе с мигренью — новые лекарственные средства, позволяющие не только купировать, но и предотвращать приступ мигрени. Современные достижения в лечении мигрени — тема наших следующих публикаций.

При подготовке статьи использованы цитаты из романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита»

Подготовила Галина Бут,
«Новости медицины и фармации»

Головные боли - одна из самых распространенных жалоб пациента. Значительная роль в их возникновении принадлежит мигрени. Что же такое мигрень и чем она проявляется? К мигрени можно отнести периодически повторяющиеся приступы очень интенсивной головной боли пульсирующего характера, чаще односторонней, преимущественно в глазнично-лобно-височной области. Эти головные боли сопровождаются тошнотой, рвотой, плохой переносимостью яркого света и громких звуков. После приступа пациента могут мучить вялость, сонливость, повышенная утомляемость. Эта форма мигрени называется - мигрень без ауры.
Существует другая, менее распространенная разновидность этого недуга (примерно 30%) - мигрень с аурой. В отличие от первой, перед приступом головной боли или на ее пике развиваются различные неврологические нарушения - зрительные, чувствительные,
двигательные. Чаще других встречается зрительная аура. Раньше такой тип мигрени называли классическим. Удивительно точной иллюстрацией этой формы является описание Михаилом Афанасьевичем Булгаковым приступа головной боли у Понтия Пилата в известном романе «Мастер и Маргатрита».

Что же такое аура?
Ощущение это знакомо многим: человек видит сверкающие зигзаги, точки, шары, огненные фигуры, молниеподобные вспышки, ломаные линии, напоминающие зубцы крепостной стены, после чего и развивается сам приступ головной боли. Сверкающие линии, зигзаги могут сменяться выпадением отдельных участков полей зрения. Ауры, как правило, похожи. Очень редко перед приступом головной боли возникают зрительные иллюзии: все люди, вещи, предметы кажутся удлиненными, либо уменьшенными в размерах, иногда с изменением окраски. Это состояние описывается как синдром Алисы, получивший название от описания подобного явления в книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» и свойственно для мигрени в детском возрасте.

Как часто встречается мигрень?
Этот вид головной боли широко распространен - 20% в популяции. Интересно, что 75-80% популяции хотя бы раз в жизни перенесли мигренозный приступ. Мигрень – это, прежде всего, болезнь женщин. Они страдают в 3-4 раза чаще, чем мужчины.
Мигрень чаще возникает в молодом возрасте (18-33 года). Но основной период этого заболевания приходится на 30-40 лет. Начало болезни в детстве встречается реже, хотя известны случаи мигрени у 5-летних детей.
Мигрень имеет наследственный характер: у родственников с мигренью встречается значительно чаще. Если у ребенка оба родителя больны мигренью - риск заболевания этой формой головной боли достигает 90%. Если же больна одна мама, то риск возникновения приступов мигрени тоже достаточно высок -72%, так как женщины играют лидирующую роль в наследовании мигрени. В настоящее время учеными установлен ген, передающийся по наследству.

Провоцирующие факторы мигрени
Существуют определенные продукты, богатые тирамином, который, собственно, и вызывает мигрень.. Это - сыры, кофе, какао, шоколад, уксус, маринад, горчица, кетчуп, майонез, свинина, копченое мясо, некоторые сорта рыбы. Много тирамина в шпинате, зеленом луке, фасоли, сое, сельдерее. Головной боли способствует поедание цитрусовых, слив, ананасов, авокадо, орехов. Классическим провокатором приступов мигрени считается красное вино. Немного менее опасны - шампанское, бренди, коньяк, ликер и пиво. Это не означает, что все перечисленные продукты и напитки сразу же вызывают мигрень, а потому их нужно исключить из рациона. Просто перед предполагаемым приступом головной боли (или в его начале) потребление этих продуктов нужно свести к минимуму.

Великие люди и мигрень
Мигренью страдали многие выдающиеся личности. Среди них - Гай Юлий Цезарь, Эдгар По, Генрих Гейне, Ги де Мопассан, Рихард Вагнер, Фридерик Шопен, Петр Чайковский, Чарльз Дарвин, Зигмунд Фрейд. Многие медики считают, что существует особая мигренозная личность, характеризующаяся повышенной возбудимостью, обидчивостью, совестливостью, поведенческой активностью, высоким уровнем притязаний, нетерпимостью к ошибкам других людей. «Любитель совершенства» - распространенное определение лиц, страдающих мигренью.

Как избавиться от мигрени?
Полностью излечиться от мигрени невозможно. Но можно существенно улучшить качество жизни при помощи специальных препаратов профилактической терапии и способов, снимающих приступ. Эти средства находятся в компетенции врача-невролога. Существует
ряд простых советов, которые помогут, страдающему мигренью. Во-первых, необходимо помнить о диете - снизить количество употребляемых продуктов, содержащих тирамин. Во-вторых, освоить ряд релаксационных методик, способствующих нормализации эмоционального тонуса организма. То есть, уметь правильно расслабляться.
Однако при хронической мигрени без помощи специалиста не обойтись. Так что, напоследок, наш уже привычный полезный адрес.

Полезный адрес:
Клиника головной боли профессора Александра Вейна,